Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста: Детские сады Россиии. Rused — Единая сеть образовательных учреждений.

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста

Почти все родители и воспитатели отмечают, что в определенный период ребенок так сильно меняется, что становится не похожим на себя прежнего. Из послушного, веселого или спокойного малыш превращается в капризного и настырного. Участившиеся проявления негативизма и бунта в его поведении, кажется, лишены здравого смысла… Причиной подобных перемен являются возрастные кризисы у детей.

Кризис – необходимое условие развития. Поэтому возрастная психология уделяет внимание изучению критических периодов детства и выработке рекомендаций, как взрослому вести себя с ребенком в это время.

Кризисы в психическом развитии ребенка в дошкольном детстве

В дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути. Направление может быть прогрессивным, обеспечивающим рывок в развитии дошкольника, но также может стать тормозящим, если ограничивать ребенка в проявлении самостоятельности и активности.

Каждый возрастной этап (а в дошкольном детстве почти каждый год) характеризуется формированием определенных психологических процессов и особенностей. До поры до времени ребенку достаточно тех умений и качеств, которые у него уже сформировались. Но наступает час, когда заявляет о себе потребность в крайне важных новых умениях и способах поведения.

Эти новые приобретения появляются не по мановению волшебной палочки. Ребенку нужно их постепенно освоить, что требует как внутренних, так и физических усилий.

Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.

Например, в таком нежном возрасте как 1 год детям нужно научиться ходить, осмысленно произносить первые слова, понять, что есть «Я». Очень непростые задачи! Малыш прикладывает огромные усилия и преодолевает кризис первого года жизни.

В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет дети переживают два кризисных этапа:

  • Кризис 3 лет
  • Кризис 7 лет

Следует учитывать, что эти переходные периоды в развитии дошкольника растягиваются и смещаются. Поэтому чаще говорят о кризисе третьего года жизни, который может начаться в 2,5 или же задержаться до 3,5 лет. Преддошкольный критический период приходится на 6-7 лет.

Границы начала и завершения кризиса четко не обозначаются, но прослеживается некий пик бурных проявлений характера в виде капризов, упрямства, раздражительности, противостояния.

Кризисы возрастного развития у детей наступают, когда их новые, только что открывшиеся  потребности вступают в противоречие с прежними, которые удовлетворяются привычным способом. Например, малыш загорелся желанием самостоятельно обуваться. Мама хочет завершить сборы на прогулку быстрее, но ее повзрослевшее чадо противится надеванию ботиночек и требует «Я сам». Потребность справляться самостоятельно борется с потребностью быстрого обслуживания, и первая из них гораздо важнее для трехлетки.

Кризисы — это периоды выраженных перемен, в процессе которых у дошкольника меняется отношение к самому себе и взаимоотношения с окружающим миром.

Как происходит развитие во время возрастного кризиса

Непростые периоды с резкими переменами в ребенке зачастую доставляют столько беспокойства родителям, что они сомневаются в положительном значении кризиса. Причина заключается в том, что положительные приобретения детей становятся очевидными для окружающих не сразу.

Первое, что становится внезапным и неприятным открытием для взрослого, – ребенок стал капризничать на ровном месте и проявлять необъяснимую строптивость.

Когда наступают изменения в развитии ребенка, родители, как правило, не готовы, потому что они живут в другом темпе. Взрослым удобно «как было», и как было вчера, а малыш ведет себя иначе.

Чтобы не затягивать кризисную перестройку, родителям важно вовремя устранить потерявшие свою актуальность запреты и поддержать активность и самостоятельность ребенка. Если папы и мамы не готовы перестроить свое отношение к ребенку, в ответ они получат характерные негативные проявления, которые называют симптомами кризиса.

Особенности протекания кризисов дошкольного возраста

Если рассматривать кризисы на фоне общего хода развития, то в эти периоды ребенок меняется так быстро, как будто его подстегнули. В развитии личности в принципе нет равномерности, а в детстве скачкообразность физиологического и внутреннего роста особенно выражена.

Особенно в трехлетнем возрасте или на пороге школы выпячиваются недоразумения, вносящие сложности в общение детей и взрослых. Объясняется это тем, что ребенок нуждается в изменении формы отношений, а взрослые продолжают общаться с ним как и раньше. Родители не успевают заблаговременно перестроиться, и реализуют свою потребность – опекать своего дитя так, чтобы привычным способом обеспечить его безопасность и свое спокойствие.

«Заявка» на самостоятельность и проявление своей воли исходит от дошкольника, и взрослые не всегда готовы ее принять. Хочет ребенок самостоятельно сходить в магазин – родители понимают, что это важный навык, и следовало бы обучить этому своего сынишку или дочку, но им тревожно отпускать ребенка одного. Пока приобретение важного социального навыка затмевается родительским страхом, дошкольник противостоит доступными ему способами: отказывается выполнять то, о чем просят взрослые, обижается, закатывает истерику и пр.

От взрослых дошкольник ждет не запретов и опеки, а признания и оценки его детских успехов, так как важнейшим новообразованием в этом возрасте является гордость за свои достижения.

Можно сказать, что механизмом развития в период кризиса является «тренировка в естественных условиях». Чтобы овладеть новыми навыками, нужно испытывать свои способности – осуществлять конкретные действия, выполнять новые задания. А двигателем развития выступают новоявленные потребности.

Значение кризисов в психическом развитии ребенка

Сущность процесса развития состоит в том, что переход с одной ступени на следующую происходит через кризис. Мы только что прояснили, что это некая точка, после которой не работают прежние правила. Не может ребенок на каждом возрастном этапе делать только то, чему он научился раньше.

В его опыте и сознании идет постепенное накопление, на смену которому приходит рывок. Количественные накопления переходят в качественные.

Достижением кризисных периодов дошкольного возраста является становление самосознания, появление у ребенка волевых качеств с их дальнейшим укреплением, обретение своего представления, что он может. По сути, происходит рождение личности, свободы воли.

Личностные приобретения 3 и 7 лет несколько отличаются, но имеют сходство в том, что они обеспечивают автономизацию ребенка от взрослого.

Такой рывок в развитии требует пересмотра правил и отношений, которые организовывали жизнедеятельность дошкольника прежде. Но и в тех прежних отношениях было много полезного. Поэтому в условиях кризиса перед ребенком стоит задача научиться отстаивать свои интересы, сохраняя отношения с окружающими. А взрослые должны принять потребность в изменении и обеспечить определенную свободу действий ребенку, не разрушая доверительных взаимоотношений с ним.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

«Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста и роль родителей в их преодолении»

Рекомендации родителям

      В развитии дошкольника психологи выделяют три периода: младенческий (с рождения до одного года),  раннее детство (от года до трёх) и  дошкольное детство (от трёх  до семи лет). Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития.

     Возрастные кризисы детей – проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Это  закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию.

Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

    Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-разному. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием. Чем меньше родители знают о причинах непривычного поведения своего ребёнка, чем меньше выстраивают отношения соответственно меняющимся условиям, тем более глубоким и сложным может оказаться кризис.

      Рассмотрим наиболее  известные возрастные кризисы дошкольного детства (от 3 до 7 лет).

     Кризис трех лет.

 Кризис трех лет – один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка.

   Особенность этого кризиса – ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие».

Выделяют следующие  симптомы кризиса трех лет:

1. Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требования старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.

2. Упрямство. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.

3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.д. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.

7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в требовании постоянного внимания к себе.

   За всеми этими симптомами стоят личностные новообразования – сознание  «Я сам»,  чувство гордости за свои достижения. Также формируется самооценка ребенка.

В этом случае для родителей трехлетних детей  будут действовать следующие правила:

1. Позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр. ), которым он будет распоряжаться сам;

2. Уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;

3. Подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.;

4. Самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность;

5. На ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;

Кризис семи лет.

     Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное, что бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту, происходит  утрата детской непосредственности.

    Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

    Также в этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми.  Например, в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой, и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается и отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.

      В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования.

   Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

    В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

В этом случае для родителей семилетних детей  будут действовать следующие правила:

  1.  Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
  2.  Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  3.  Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  4.  Отвечайте на вопросы ребенка. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  5.  Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.  В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
  6.  Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
  7.  Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Госпитализация как жизненный кризис для ребенка дошкольного возраста

  • «>

    Эдлстон Х. Тревога разлуки у детей младшего возраста: исследование больничных случаев. Genet Psychol Monogr 28 3–95, 1943.

    Google Scholar

  • Миллер MJ: Травматический эффект хирургической операции в детстве на интегративные функции эго. Психоанальный Q 20 77–92, 1951.

    Google Scholar

  • Джесснер Л., Блом Г., Вальдфогель С. Эмоциональные последствия тонзиллэктомии и аденоидэктомии у детей. В Психоаналитическое исследование ребенка , Vol. 7. New York, international University Press, 1952.

  • Prugh DG, Staub EM, Sands HH и др.: Исследование эмоциональных реакций детей и семей на госпитализацию и болезни. Am J Ортопсихиатрия 23 70–106, 1953.

    Google Scholar

  • «>

    Геллерт Э. Снижение эмоционального стресса при госпитализации детей. Am J Оккупировать Ther 12 125–129 + 155, 1958.

    Google Scholar

  • Vernon DTA, Foley JM, Sipowicz RR, et al: Психологическая реакция детей на госпитализацию и болезнь . Спрингфилд, Иллинойс, Чарльз С. Томас, 1965.

    Google Scholar

  • Ярроу LJ: Разлука с родителями в раннем детстве. In Review of Child Development Research , vol 1. New York, Russell Sage Foundation, 1964.

    Google Scholar

  • Боулби Дж. Тревога разлуки. Int J Психоанальный 41 89–113, 1960.

    Google Scholar

  • Heinicke CM, Westheimer IJ: Short Separations . Нью-Йорк, International Universities Press, 1965.

    Google Scholar

  • Вернон Д.Т.А., Фоли Дж.М., Шульман Дж.Л. Влияние разделения матери и ребенка и порядка рождения на реакцию маленьких детей на два потенциально стрессовых события. J Pers Sox Psychol 5 162–174, 1967.

    Google Scholar

  • Мозговой DJ, Маклай I: Контролируемое исследование матерей и детей в стационаре. Бр Мед J 1 278–280, 1968 г.

    Google Scholar

  • Мур Т: Стресс в нормальном детстве. Человеческие отношения 22 235–250, 1969 г.

    Google Scholar

  • Morrissey JR: Страх смерти у детей со смертельным исходом. Ам Джей Психотер 8 606–615, 1964.

    Google Scholar

  • «>

    Мосс С, Мосс М: Разлука как опыт смерти. Детская психиатрия Хум Дев 3 187–194, 1973.

    Google Scholar

  • Schaffer HR, Callender WM: Психологические последствия госпитализации в младенчестве. Педиатрия 24 528–539, 1959 г.

    Google Scholar

  • Vernon DTA, Schulman JL: Госпитализация как источник психологической помощи детям. Педиатрия 34 694–696, 1964.

    Google Scholar

  • Vernon DTA, Schulman JL, Foley JM: Изменения в поведении детей после госпитализации. Am J Dis Ребенок 111 581–593, 1966.

    Google Scholar

  • Шкипер Дж.К., Леонард Р.К.: Дети, стресс и госпитализация: полевой эксперимент. J Health Soc Behav 9 275–287, 1968.

    Google Scholar

  • Wolfer JA, Visintainer MA: Педиатрические хирургические пациенты и их родители, реакция на стресс и адаптация как функция психологической подготовки и ухода за стрессовыми точками. Нурс Рес 24 244–255, 1975 г.

    Google Scholar

  • Гофман Х., Бакман В., Шаде Г.Х.: Эмоциональная реакция родителей на госпитализацию ребенка. Am J Dis Child 93 629–637, 1957.

    Google Scholar

  • Vaughan GF: Дети в больнице. Ланцет 1 июня: 11:17–11:20, 1957.

    Google Scholar

  • Леви Э. Поведение детей в условиях стресса и его связь с обучением родителей реакции на стрессовые ситуации. Ребенок Дев 30 307–324, 1959 г.

    Google Scholar

  • Джексон К., Уинкли Р., Фауст О.А. и др.: Изменения поведения, указывающие на эмоциональную травму у детей после удаления миндалин. Педиатрия 12 23–27, 1953.

    Google Scholar

  • Cassell S: Влияние кратковременной кукольной терапии на эмоциональные реакции детей, перенесших катетеризацию сердца. Джей Консалт Психол 29 1–8, 1965.

    Google Scholar

  • Vernon DTA: Использование моделирования для изменения реакции детей на естественную, потенциально стрессовую ситуацию. J Appl Psychol 59 351–356, 1973.

    Google Scholar

  • Меламед Б., Сигел Л.: Снижение тревожности у детей, которым предстоит госпитализация и операция, с помощью видеомоделирования. J Consult Clin Psychol 43 511–521, 1975 г.

    Google Scholar

  • Becker RD: Терапевтические подходы к психопатологическим реакциям на госпитализацию. Детский психотерапевт Int J 1 65–97, 1972.

    Google Scholar

  • Эриксон Ф. Стресс в педиатрическом отделении. Медсестры матери и ребенка J 1 113–116, 1972 г.

    Google Scholar

  • Кэмпбелл Дж. Болезнь — это точка зрения: развитие детских представлений о болезни. Ребенок Дев 46 92–100, 1975.

    Google Scholar

  • Солнит А.Я.: Госпитализация. Помощь физическому и психологическому здоровью в детстве. Am J Dis Ребенок 99 155–163, 1960.

    Google Scholar

  • «>

    Шор М.Ф., Гейзер Р.Л., Вулман Х.М.: Конструктивное использование больничного опыта. Дети 12 3–8, 1965.

    Google Scholar

  • Davenport HT, Werry JS: Влияние общей анестезии, хирургии и госпитализации на поведение детей. Am J Ортопсихиатрия 40 806–824, 1970 г.

    Google Scholar

  • Sipowicz PR, Vernon DTA: Психологическая реакция детей на госпитализацию. Am J Dis Ребенок 109 228–231, 1965.

    Google Scholar

  • Тиса В.Б., Ангоф К.: Игровая программа и ее функции в детской больнице. Педиатрия 13 293–302, 1957.

    Google Scholar

  • Plank EN: Работа с детьми в больницах: руководство для специалистов . Кливленд, издательство Western Reserve University, 19.62.

    Google Scholar

  • Бергман Т: Дети в больнице . Нью-Йорк, издательство Международного университета, 1965.

    . Google Scholar

  • Тиса В., Гурвиц И., Ангофф К. Использование игровой программы госпитализированными детьми. J Am Acad Детская психиатрия 9 515–531, 1970.

    Google Scholar

  • Лэнгфорд В.С.: Ребенок в педиатрической больнице: Адаптация к болезни и госпитализация. Am J Ортопсихиатрия 31 667–684, 1961.

    Google Scholar

  • Белицка И., Олехнович Х. Лечение детей, травмированных госпитализацией. Дети 10 194–195, 1963 г.

    Google Scholar

  • «>

    Гарднер Р.А. Техника взаимного рассказывания историй: использование в лечении ребенка с посттравматическим неврозом. Ам Дж Психотер 24 419–439, 1970.

    Google Scholar

  • Робертсон М., Барфорд Ф.: Создание историй в психотерапии с хронически больным ребенком. Психотерапия: теория, исследования и практика 7 104–107, 1970.

    Google Scholar

  • Байерс М: Разыграйте интервью с пятилетним мальчиком. Медсестры матери и ребенка J 1 133–141, 1972.

    Google Scholar

  • Ричи Дж.: Фантазия в выражении опасений по поводу целостности тела. Медсестры матери и ребенка J 1 117–126, 1972 г.

    Google Scholar

  • Бердсли К. : Развитие доверительных отношений с двухлетним ребенком. Медсестры матери и ребенка J 1 251–258, 1972 г.

    Google Scholar

  • Auestad AM, Naevested M: Сравнение терапевтических подходов к двум детям, страдающим последствиями физического заболевания и госпитализации. Детский психотерапевт Int J 2 :345–364, 1973.

    Google Scholar

  • Drotar D: Вмешательство в области психического здоровья в младенчестве: отчет о задержке развития. J Clin Детская психиатрия 4 18–20, 1975.

    Google Scholar

  • Sarles RM: Использование гипноза с госпитализированными детьми. J Clin Детская психиатрия 4 36–38, 1975.

    Google Scholar

  • «>

    Дженсен Р.А.: Госпитализированный ребенок: Круглый стол. Am J Ортопсихиатрия 25 293–318, 1955.

    Google Scholar

  • Пауэнштадт E: Консультация ребенка в муниципальной больнице. Дети 10 207–212, 1963.

    Google Scholar

  • Чулок М., Ротни В. Гроссер Г. и др.: Психопатология в педиатрической больнице — последствия для общественного здравоохранения. Am J Общественное здравоохранение 62 551–556, 1972 г.

    Google Scholar

  • Шустер Э.Б. Педиатрия, социальная работа и психиатрия пересекаются. Педиатрия 7 449–452, 1951.

    Google Scholar

  • Механик D: Влияние матерей на отношение и поведение своих детей к своему здоровью. Педиатрия 33 444–453, 1964.

    Google Scholar

  • Mahaffy PR, Jr: Влияние госпитализации на детей, госпитализированных для тонзиллэктомии и аденоидэктомии. Нурс Рес 13 12–19, 1965.

    Google Scholar

  • Selye H: синдром стресса. Ам Дж Нурс 65 97–99, 1965.

    Google Scholar

  • Янис И.Дж.: Психология стресса . Нью-Йорк, Макгроу-Хилл, 1966 г.

    Google Scholar

  • Джонсон Дж. Э., Даббс Дж. М., Левенталь Х. Психосоциальные факторы благополучия хирургических пациентов. Нурс Рес 19 18–29, 1970.

    Google Scholar

  • Vernon DTA, Bigelow DA: Влияние информации о потенциально стрессовой ситуации на реакцию на стрессовое воздействие. J Pers Soc Psychol 29 50–59, 1974.

    Google Scholar

  • Бандура А., Уолтерс Р.: Социальное обучение и развитие личности . Нью-Йорк, Холт, 19 лет63.

    Google Scholar

  • Бандура А., Менлав Ф.Л.: Факторы, определяющие косвенное исчезновение поведения избегания посредством символического моделирования. J Pers Soc Psychol 8 99–108, 1968.

    Google Scholar

  • Piaget J: Язык и мышление ребенка . Кливленд, World Publishing Co, 1955.

    Google Scholar

  • Ferguson LR: Развитие личности . Белмонт, Калифорния, Brooks/Cole Publishing Co, 1970.

    Google Scholar

  • «>

    Mussen PH: Психологическое развитие ребенка . Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1963.

    Google Scholar

  • Эриксон EH: Детство и общество . Нью-Йорк, Нортон, 1950.

    Google Scholar

  • Мерфи Л.Б.: Профилактические последствия развития в дошкольном возрасте. В G Caplan (ed): Профилактика психических расстройств у детей . Нью-Йорк, Basic Books, 1961.

    Google Scholar

  • Каплан G: Профилактика психических расстройств у детей . Нью-Йорк, Basic Books, 1961.

    Google Scholar

  • Парад Х.Дж., Каплан Г.: Методика изучения кризисных семей. В HJ Parad (изд.): Кризисное вмешательство: избранные чтения . Нью-Йорк, Американская ассоциация семейных услуг, 1965 г.

    Google Scholar

  • Рапопорт Л.: Состояние кризиса: некоторые теоретические соображения. В HJ Parad (изд.): Кризисное вмешательство: избранные чтения . Нью-Йорк, Американская ассоциация семейных услуг, 1965 г.

    Google Scholar

  • Хилл Р.: Общие черты семей, находящихся в состоянии стресса. В HJ Parad (изд.): Кризисное вмешательство: избранные чтения . Нью-Йорк, Американская ассоциация семейных услуг, 1965 г.

    Google Scholar

  • Schachter S, Singer JE: Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния. Психол Рев. 69 379–399, 1962.

    Google Scholar

  • Гамбург DA: Совладающее поведение в угрожающих жизни обстоятельствах. Психотер Психозом 23 13–25, 1974.

    Google Scholar

  • Irvine EE: Дети в группе риска. В HJ Parad (изд.): Кризисное вмешательство: избранные чтения . Нью-Йорк, Американская ассоциация семейных услуг, 1965 г.

    Google Scholar

  • Шахматы S: Темперамент и дети в группе риска. В EJ Anthony, C. Koupernik (eds): Ребенок в его семье; Дети с психическим риском . Нью-Йорк, Уайли, 1974.

    Google Scholar

  • Нейлор К.А., Мэттсон А.: Кризисное ускорение, наблюдаемое в педиатрической и детской психиатрической связи. Детская психиатрия Хум Дев 4 86–97, 1973.

    Google Scholar

  • Кляйн Д.К., Линдеманн Э.: Индивидуальные и семейные кризисные ситуации. В G Caplan (ed): Профилактика психических расстройств у детей . Нью-Йорк, Basic Books, 1961.

    Google Scholar

  • Обучение с рождения: расширение возможностей обучения для самых маленьких детей в кризисных ситуациях — мир

    Приложения

    • Скачать отчет (PDF | 1,01 МБ)

    Дети обладают безграничным потенциалом, но самое критическое время для развития этого потенциала имеет пределы. Это связано с тем, что подавляющая часть роста мозга происходит в течение первых пяти лет жизни (см. рис. 1 в PDF-файле), предоставляя критическое окно возможностей для вмешательства, которое никогда больше не повторяется на протяжении всей жизни (Национальный научный совет по развитию ребенка). 2007).

    С того момента, как младенец делает свой первый вдох, он учится, исследует и растет. Дальнейшее развитие ребенка зависит от его реального опыта, в том числе в ближайшем окружении и в отношениях с родителями и опекунами. Развитие мозга происходит по мере того, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и осмысливает его. В то время как исследования продолжают раскрывать, как ранний опыт и окружающая среда формируют настоящее и будущее детей, одно можно сказать наверняка: Первые годы представляют собой уникальный, гибкий период человеческого развития и ограниченное окно для высокоэффективных инвестиций.

    Уход за развитием детей в раннем возрасте (ECD) широко известен как разумная инвестиция, которая обеспечивает невероятный эффект и отдачу — до 13% в год — за счет улучшения образования, здоровья и экономических результатов. Тем не менее, несмотря на растущее количество свидетельств того, что ранние годы являются наиболее рентабельной возможностью уменьшить последствия бедности, неравенства и психологических травм, миллионы детей, рожденных в условиях кризисов и конфликтов, не имеют доступа к основным элементам воспитания, включая возможности обучения в раннем возрасте (Zubairi и Роуз 2017).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *