Возрастные особенности развития личности и как они формируются
Время чтения 9 минут
Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды.
Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе:
У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе. ©
В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого.
<<Оглавление>>
Детство и подростковый возраст
В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.
- В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
- Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
- Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
- Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие.
Юность и ранняя взрослость
Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.
Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.
Зрелость
Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. Развитие личности в зрелом возрасте предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э.Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний».
Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:
- Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
- Ощущение эмоциональной теплоты;
- Интерес к окружающему миру;
- Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
- Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.
Возрастные особенности развития личности в период старости
Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:
- Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
- Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
- Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
- Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».
В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.
Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.
Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.
Возрастные кризисы
Без переломных моментов – кризисов – невозможно стать взрослым. Возрастные особенности развития личности для каждого из кризисов свои: юности свойственен кризис одиночества, в 30 лет – ощущение бессмысленности жизни. В 40 лет человек осознает свою свободу, подводит промежуточные итоги жизни, возвращается к подлинному «Я». 60-70 лет – это «время собирать камни».
В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.
Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.
Кризисы второй половины жизни
«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.
Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.
Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.
Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.
Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».
Зрелая личность
Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?
- Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
- Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
- Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
- Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.
Психологический инфантилизм
Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.
Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.
Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.
Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?
- Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
- Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
- Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
- Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
- Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.
Делаем вывод
Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.
Тематика: Личностный рост, Самореализация, Детская психология, Развитие детей, Для школьников
Возрастное развитие личности: особенности вопроса
Возрастное развитие личности имеет определенные закономерности. Многие ученые внимательно изучали данный вопрос.Возрастное развитие личности – это тема, которой посвящены многие работы классиков психологии и их современных коллег. Несмотря на то, что каждый человек индивидуален, специалисты выделяют определенные закономерности, свойственные большинству. Такие знания предоставляют возможность анализировать состояние пациента и определять его соответствие существующим нормам, а при необходимости осуществлять вспомогательную терапию.
Возрастные особенности развития личности отличаются в зависимости от периода жизни:
- детство и подростковый возраст;
- юность и ранняя взрослость;
- зрелость.
Первый этап характеризуется активным познанием мира, постоянным развитием, изменениями в восприятии мира, поведенческих практиках. Главная задача человека в этом возрасте – изучить все, что его окружает. Помощниками в этом непростом деле должны выступать родители. Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и получал все, что ему необходимо, маме и папе стоит добросовестно подготовиться к появлению нового члена семьи. Речь идет о теоретических знаниях, которыми должен обладать каждый адекватный родитель.
Стоит обратить внимание на то, что возрастное развитие личности ребенка необходимо ответственно контролировать. Существуют определенные нормы, которым малыш должен соответствовать. И при отсутствии соответствующих результатов, следует обратиться за профессиональной помощью к педиатру, психологу, педагогу или другому специалисту, который сможет разобраться в конкретном случае.
Но при этом не стоит утрировать. Некоторые родители начинают паниковать, когда детям нужно просто немного больше времени для того чтобы освоить какой-либо навык и продемонстрировать окружающим свои умения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности малыша. Кто-то более активен и энергичен, кто-то задумчив и спокоен, но это не означает, что необходимо требовать от спокойного малыша быть более подвижным. Если ребенок просто живет в своем ритме, оставаясь при этом адекватным, не стоит нарушать его темп жизни и принуждать соответствовать более активной малышне.
Изучая периоды возрастного развития личности, стоит помнить о том, что юность и ранняя взрослость представляют собой достаточно сложный этап. Его особенностью являются резкие перемены в восприятии окружающего мира, изменения в организме, обретение новых ценностей. Достаточно часто эти годы характеризуются наличием конфликта с обществом, желанием выделяться и привлекать к себе внимание. Поэтому близкие должны с пониманием относиться к члену семьи, поддерживая и оберегая его.
Возрастные закономерности развития личности формируются на основании изучения поведенческих особенностей определенного количества людей. Таким образом, психологи получают возможность анализировать состояние каждого пациента, определяя наличие отклонений от нормы.
Период зрелости представляет собой достаточно обширный по своей продолжительности этап жизни человека. Некоторые психологические парадигмы разбивают его на более короткие промежутки, что позволяет детальнее изучать определенные возрастные изменения.
Рассмотренные знания полезны не только для профессиональных специалистов. Обычным людям также стоит знать, какие существуют особенности и как можно помочь близкому человеку справиться с возможными сложностями.
Статьи по теме
Арт терапия для детей
Жизнь после развода с мужем
Кризис возраста у мужчин
Женственность глазами мужчин
Как поцеловать мужчину
Зависимость от алкоголя: понятие, причины, си…
Как заставить мужа бросить пить?
Тревожная депрессия что делать?
Как побороть депрессию?
Эффекты возраста и контекста в развитии личности: мультиметодическая перспектива
. 2023 фев; 38(1):1-16. doi: 10.1037/pag0000705. Epub 2022 1 сентября.Корнелия Врзус 1 , Мартин Квинтус 1 , Борис Эглофф 1
принадлежность
- 1 Кафедра психологии.
- PMID: 36048045
- DOI: 10.1037/стр.0000705
Корнелия Врзус и др. Психологическое старение. 2023 9 фев.0003 . 2023 фев; 38(1):1-16.
doi: 10.1037/pag0000705. Epub 2022 1 сентября.Авторы
Корнелия Врзус 1 , Мартин Квинтус 1 , Борис Эглофф 1
принадлежность
- 1 Кафедра психологии.
- PMID: 36048045
- DOI: 10.1037/стр.0000705
Абстрактный
Наблюдение за наиболее выраженными изменениями личностных черт в молодом взрослом возрасте поднимает вопрос о том, являются ли черты более стабильными сами по себе после юношеской взрослой жизни, или большая стабильность повседневных жизненных контекстов также способствует меньшим изменениям черт у пожилых людей. В этом лонгитюдном мультиметодном исследовании мы проверили конкурирующие объяснения стабильность черты и стабильность контекста путем изучения (а) того, являются ли возрастные различия в изменениях черт Большой пятерки менее выраженными, когда молодые и пожилые люди находятся в одинаковых контекстных условиях, в данном случае в студенческой жизни, и (б) являются ли люди одного возраста меняются по-разному в разных контекстах. Кроме того, основываясь на двухпроцессных моделях личности и поскольку предыдущие исследования опирались на самооценку, мы исследовали, происходят ли предполагаемые изменения личности также в имплицитных измерениях и других оценках черт. Выборка из 241 взрослого человека состояла из старшеклассников ( M возраст = 67,5 лет), неучащиеся старшего возраста и уровня образования ( M возраст = 67,7 года) и молодые студенты ( M возраст = 21,1 года). Мы получили самооценку, оценку других и неявные измерения черт Большой пятерки в четырех временных точках в течение 2 лет. Результаты воспроизвели увеличение самооценки эмоциональной стабильности, непредубежденности, экстраверсии и добросовестности у молодых первокурсников и продемонстрировали различные закономерности изменений среди старших студентов и старших нестудентов. Изменения в оценках других и имплицитных показателях лишь частично отражали изменения в самооценках черт Большой пятерки. В исследовании подчеркивается важность различных показателей черт для лучшего понимания развития личности, помимо самооценки, и что в некоторых группах существенные изменения черт возможны после юношеского возраста. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2023 APA, все права защищены).
Похожие статьи
- Процессы повседневной жизни предсказывают долгосрочное развитие в явных и неявных представлениях черт Большой пятерки: проверка прогнозов из структуры TESSERA (инициирующие ситуации, ожидания, состояния и выражения состояний и реакции).
Квинтус М., Эглофф Б., Врзус К. Квинтус М. и др. J Pers Soc Psychol. 2021 апрель;120(4):1049-1073. DOI: 10.1037/pspp0000361. Epub 2020 21 сентября. J Pers Soc Psychol. 2021. PMID: 32955272
- Стабильность и изменение личности: метаанализ лонгитюдных исследований.
Блейдорн В., Шваба Т., Чжэн А., Хопвуд С.Дж., Соса С.С., Робертс Б.В., Брайли Д.А. Блейдорн В. и соавт. Психологический бык. 2022 июль-август;148(7-8):588-619. дои: 10.1037/bul0000365. Epub 2022 14 июля. Психологический бык. 2022. PMID: 35834197
- Перспектива будущего и изменение личностных качеств во время пенсионного перехода: выводы из шестиэтапного лонгитюдного исследования в Швеции.
Hill PL, Kivi M, Hansson I, Thorvaldsson V, Allemand M. Хилл П.Л. и др. Психологическое старение. 2022 март; 37(2):272-281. doi: 10.1037/pag0000647. Epub 2021 4 октября. Психологическое старение. 2022. PMID: 35201820
- Стабильность личности Большой пятерки, изменения и совместное развитие в подростковом и раннем взрослом возрасте.
Боргуис Дж., Дениссен Дж.Дж.А., Оберски Д., Сийтсма К., Меус В.Дж., Бранье С., Кут Х.М., Блейдорн В. Боргуис Дж. и др. J Pers Soc Psychol. 2017 Октябрь; 113 (4): 641-657. DOI: 10.1037/pspp0000138. Epub 2017 2 марта. J Pers Soc Psychol. 2017. PMID: 28253001
- Личность на протяжении всей жизни.
Costa PT Jr, McCrae RR, Löckenhoff CE. Коста П.Т. мл. и др. Анну Рев Психол. 2019 4 января; 70: 423-448. doi: 10.1146/annurev-psych-010418-103244. Epub 2018 19 сентября. Анну Рев Психол. 2019. PMID: 30231002 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Грантовая поддержка
- Немецкий исследовательский фонд
Влияние старения на личность | Оксфордский учебник по старческой психиатрии
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicOxford Textbook of Old Age Psychiatry (2 edn)Oxford Textbooks in Psychiatry Old Age PsychiatryOxford Medicine OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicOxford Textbook of Old Age Psychiatry (2 edn)Oxford Textbooks in Psychiatry Old Age PsychiatryOxford Medicine OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Вудс, Боб и Джилл Виндл, «Влияние старения на личность», Том Денинг и Алан Томас (редакторы), Oxford Textbook of Old Age Psychiatry , 2 edn, Oxford Textbooks in Psychiatry ( Oxford , 2013 ; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 октября 2013 г. ), https://doi.org/10.1093/med/9780199644957.003.0052, по состоянию на 24 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicOxford Textbook of Old Age Psychiatry (2 edn)Oxford Textbooks in Psychiatry Old Age PsychiatryOxford Medicine OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicOxford Textbook of Old Age Psychiatry (2 edn)Oxford Textbooks in Psychiatry Old Age PsychiatryOxford Medicine OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Старение и личность взаимодействуют. В то время как опыт, который может быть связан с возрастом, включая изменения в ролях и социальных сетях, потери и проблемы со здоровьем, может потребовать адаптации аспектов личности, личность на протяжении всей жизни фундаментально влияет на то, как переживается старение. Есть признаки того, что экстраверсия, добросовестность и открытость снижаются в более позднем возрасте, но порядок ранжирования личностных качеств людей остается стабильным. Развитие продолжается и в более позднем возрасте, но основывается на более раннем опыте и способах преодоления трудностей. Ресурсы личности, такие как самооценка, воспринимаемый контроль, самоэффективность и устойчивость, формируют реакцию человека на невзгоды в более позднем возрасте, позволяя пожилым людям поддерживать высокий уровень благополучия, несмотря на трудности. Деменция, главная проблема, сопровождается изменением личности, повышенным невротизмом и снижением сознательности, которые предсказывают ее начало и сопровождают ее течение. Преморбидная личность, по-видимому, также оказывает некоторое влияние на возникающие поведенческие проблемы.
Ключевые слова: Устойчивость, привязанность, развитие на протяжении жизни, самоэффективность, самооценка, воспринимаемый контроль, «пять факторов», модель личности, изменение личности при деменции
Субъект
Психиатрия пожилого возрастаСерия
Оксфордские учебники по психиатрииКоллекция: Оксфорд Медицина Онлайн
Отказ от ответственностиИздательство Оксфордского университета не делает заявлений, явных или подразумеваемых, о том, что дозировки лекарств, указанные в этой книге, верны. Поэтому читатели должны всегда… Более Издательство Оксфордского университета не делает заявлений, явных или подразумеваемых, о том, что дозировки лекарств, указанные в этой книге, верны. Поэтому читатели должны всегда проверять информацию о продукте и клинических процедурах с самой последней опубликованной информацией о продукте и таблицами данных. предоставленных производителями, а также самые последние кодексы поведения и правила техники безопасности. Авторы и издатели не несут ответственности и юридическую ответственность за любые ошибки в тексте или за неправильное использование или неправильное применение материала в этой работе. Если не указано иное, дозы препаратов и рекомендации для небеременных взрослых, которые не кормят грудью.
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.