Время бежит быстро как – Почему время бежит слишком быстро и как его замедлить

Содержание

Почему время бежит слишком быстро и как его замедлить

Дайана Раэб (Diana Raab)

Американский писатель, психолог, преподаватель и мотивационный оратор.

Почему время с возрастом начинает течь быстрее

Бесконечное лето из детства заканчивается, время начинает двигаться всё быстрее и быстрее. С этим печальным фактом рано или поздно сталкивается каждый.

Существуют различные теории, почему так происходит. Наиболее логичная заключается в том, что в детстве и юности мы постоянно делаем что-то впервые. Первый поцелуй, первая ночёвка вне дома, первая любовь, первый день в школе или университете, первый автомобиль… Каждое такое первое событие завораживает и заставляет нас запоминать мельчайшие детали. А чем подробнее мы его помним, тем более насыщенным оно кажется.

Когда же мы переживаем подобный опыт снова и снова, уже нет той новизны. Поэтому время ускоряется.

Аналогичное состояние мы испытываем в отпуске. Первые несколько дней пролетают не так быстро, как последующие. Это происходит из-за того, что во второй части поездки окружение становится всё более и более знакомым.

Нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который изучает восприятие времени, называет его эластичной вещью, которая меняется в зависимости от того, насколько плотно мы взаимодействуем с нашим опытом. Чем сильнее эта связь, тем медленнее движется время.

Время замедляется, если мы внимательны. Потому что мы просто начинаем больше замечать.

Подобное особенно часто бывает во время чрезвычайных ситуаций или каких-то травматических событий, так как в этом случае мы более склонны сосредотачиваться на деталях. Если вы когда-то попадали в автомобильную аварию, то наверняка помните ощущение, будто скорая едет целую вечность.

Как замедлить время

Если время зависит от нашего восприятия, значит, мы способны его замедлить.

Хороший путь — тренировать осознанность.

Это можно делать во время еды, медленно и долго смакуя каждый кусочек пищи. В буддийской практике это называется осознанным питанием.

Другой способ — побыть на природе, наблюдая за водой или деревьями и слушая пение птиц.

Ещё один отличный метод — в подробностях вспомнить свой прошлый опыт и поделиться им с другими людьми, устно или письменно.

Вот несколько тем, которые вы можете использовать для этого упражнения:

  • Напишите об особых моментах прошлого года.
  • Напишите обо всех моментах, связанных с рождением или смертью, которые подействовали на вас.
  • Напишите о достижениях, которыми вы гордитесь.
  • Напишите письмо благодарности тому, кто сделал для вас что-то доброе.
  • Напишите о новой страсти.
  • Напишите о каких-либо позитивных трансформациях в вашей жизни.

Другие способы развития осознанности описаны в этих статьях:

lifehacker.ru

Почему время летит все быстрее?

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве — летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, — мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

[источники]источники
http://russian7.ru/post/pochemu-my-ne-pomnim-kak-byli-detmi/
http://www.fresher.ru/2016/08/18/pochemu-nam-kazhetsya-chto-chem-starshe-my-stanovimsya-tem-bystree-letit-vremya/#

Еще немного всяких интересностей: давайте например вспомним, про Законы, которые защищают вас в магазине или например, про Реальные размеры стран на карте, а вот вы знаете, почему буквы в алфавите расположены именно в таком порядке?. Вот вам достаточно интересная Шпаргалка по сочетанию цветов и вот еще ответ на вопрос, Что будет, если прокопать тоннель через центр Земли?

masterok.livejournal.com

4 причины, почему время с возрастом течет все быстрее

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.

AdMe.ru предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного «замедлить» свою жизнь.

Нехватка нового опыта

В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.

Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.

Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.

Теория кусков

Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает, что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода «куски» (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием «хлопоты».

Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.

Выходит, что на протяжении жизни наш мозг «упаковывает» впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, «кускование» помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.

Нейрофизиологические процессы

www.adme.ru

Почему время бежит быстро

В детстве три месяца летних каникул кажутся вечностью. А стоит повзрослеть, как целые годы проносятся мимо, не успеваем мы и глазом моргнуть. Однако время как таковое не меняется, независимо от того, сколько нам лет. Так почему же так меняется его восприятие в нашем сознании? Быть может, дело в том, что мы — существа субъективные, и время для нас течет нелинейно? Оно не движется из точки A в точку Б с постоянной скоростью, а существует в нескольких измерениях и может замедляться или ускоряться.

Мы живем одновременно в нашем биологическом времени и во времени, связанном с важным для нас событием. Всему виной наш мозг, считает нейробиолог Марк Швоб и приводит в пример состояние концентрации при решении сложной интеллектуальной задачи. В такие моменты время словно приостанавливается: «Наша лимбическая система, центр эмоций, чувствительности, временно отключается. Мы не воспринимаем окружающий мир, поскольку кора головного мозга пропускает только жизненно важные сигналы».

Но и сильные эмоции способны «останавливать» время. Пока мы ждем любимого человека, минуты превращаются в часы, но стоит ему появиться, как ощущение времени исчезает. «Механизм» в этом случае иной — активно задействованной оказывается как раз лимбическая система, которая вырабатывает огромное количество гормонов, буквально опьяняющих нас.

Возможно, субъективное изменение скорости течения времени связано и с изменением ритмов нашей жизни. «Мы поменяли местами периоды отдыха и активной деятельности: теперь мы работаем зимой, а отдыхаем летом. Но такие изменения требуют адаптации, а значит, увеличения уровня стресса, — считает Марк Швоб. — Гормоны стресса, кортизол и катехоламины, вырабатываются организмом все активнее, заставляя нас постоянно спешить и вызывая ощущение нехватки времени». К тому же время в нашем сознании ускоряется с возрастом. Чем мы старше, тем чаще обращаемся к воспоминаниям и к мыслям о будущем — сокращая продолжительность настоящего.

Разумеется, нейробиология не в состоянии описать и объяснить субъективность восприятия времени, но она позволяет по крайней мере понять его сложность. Как с точки зрения биологии, так и с точки зрения философии единственный способ замедлить бег времени — отдавать себе в нем отчет. Изменив отношение к каждому конкретному моменту времени и свое самоощущение в нем, мы открываем перед собой вечность.

Мнение психоаналитика

«Ускорение течения времени — часть взросления»

Cветлана Федорова, психоаналитический психотерапевт, старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики»

«Представление о времени формируется в процессе взросления. Ребенок постепенно узнает о том, что существует прошлое и будущее, а настоящее заметно сокращается в его сознании. Самый важный скачок происходит в подростковом возрасте — разочарование как результат неоправдавшихся детских ожиданий. Подросток осознает, что ему никогда не стать рыцарем или принцем. С этого момента течение времени в его сознании начинает ускоряться.

Для того чтобы обрести свое время, необходимо иметь внутренние границы, которые закладываются еще в детстве и позволяют нам не испытывать чрезмерную тревогу от того, что мы не можем соотнести свои желания с реальностью жизни. В каком-то смысле мы входим в диалог со временем, определяем себя во времени, заполняем абстрактное хаотичное время собственным смыслом и содержанием. Важно, чтобы обезличенное время стало личным, и тогда мы будем проживать осознанно и с удовольствием каждую его минуту».

Мнение нейрофизиолога

«Обработка информации замедляет время»

Александр Каплан, доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

«Структуры мозга, которая отвечала бы за ощущение времени, нет. И вопрос восприятия времени — конечно, скорее психологический. Человек не в силах объективно отмерять ход времени. Нейробиолог Дэвид Иглман проводил эксперименты, демонстрируя испытуемым различные изображения. Часть из них была участникам опыта знакома, а часть они видели впервые. Затем Иглман спрашивал, как долго испытуемые смотрели на картинки. Оказалось, что по субъективным ощущениям испытуемые намного дольше разглядывали незнакомые картинки. Между тем изображения демонстрировались с равной продолжительностью. Очевидно, чем сильнее мозг занят обработкой новой информации, тем субъективно медленнее течет время. Вот почему так растянуты 10 лет детства, так коротки 10 лет отрочества и юности и так мимолетны остальные годы, сколько бы их ни было!»

Мнение философа

«Мы слишком доверяем часам»

Олег Аронсон, философ, искусствовед, сотрудник Института философии РАН и института «Русская антропологическая школа» РГГУ

«Когда мы ощущаем, что время бежит слишком быстро или тянется бесконечно, то это только потому, что мы слишком доверяем объективному исчислению — часам, календарю, да и вообще — упорядоченности мира, где за прошлым следует настоящее, а за ним — будущее. Переживание времени и его понимание невозможно примирить. Для Августина время в чем-то подобно божественному присутствию: оно дано вне мысли о нем, когда же задаешься вопросом «что это?» — оно исчезает. А по Хайдеггеру, мы ощущаем время только потому, что смертны. Оно указывает нам на нашу конечность, мы переживаем его как прикосновение самого бытия. Для Бергсона, наоборот, время выражено в идее длительности и связывает нас, людей окультуренных и технологизированных, с изменчивостью самой жизни, от нас не зависящей.

Каждый раз приходится спрашивать: где место времени? Где оно в математике? Где оно в психоанализе? Где — в повседневности? Это всегда разные образы, созданные столкновением воспоминания и ожидания, забытого и навязчивого желания… Оно может сжиматься, делая наше существование механистичным, а может растягиваться до бесконечности, открывая в нас способность к безумию и вере».

Мнение антрополога

«Время зависит от культуры»

Марина Бутовская, антрополог, доктор исторических наук, профессор Центра социальной антропологии РГГУ

«Представители разных культур по-разному ощущают и структурируют время. У датога, традиционных скотоводов Танзании, с которыми я много лет работаю, можно точно узнать, при каких обстоятельствах родился человек, но бесполезно спрашивать дату рождения. Они не знают и свой возраст, лишь причисляя себя к группе: ребенок, подросток, юноша, родитель, дедушка.

О времени встречи они договариваются приблизительно: «на рассвете», «в полдень», «когда стемнеет». Важные события (например, свадьбы) приурочены к времени года — когда начнутся дожди, в начале сухого сезона… Далее следует уточнение: церемония состоится в полнолуние или «когда луна совсем убудет». День и час не указываются, но датоги безошибочно понимают, когда должно состояться событие. Время в европейском понимании для них неважно, и никого не раздражает, что мероприятие может начаться на несколько часов позже. Все мирно ждут и не понимают, отчего мы, европейцы, так нетерпеливы.

Представления о точности, впрочем, разнятся и в индустриальных культурах, так что наличие часов еще не обеспечивает соблюдение договоренностей. В Латинской Америке, Северной Африке или на Ближнем Востоке опоздание на час-полтора приемлемо. Ожидающий отдыхает, пьет кофе, листает книгу или слушает музыку. А вот в Германии, Швеции или Голландии опоздание на несколько минут — уже дурной тон».

Читайте также

www.psychologies.ru

Почему время стало идти быстрее: мнения ученых, советы психологов, как замедлить время

Время – это ценный ресурс, ускользающий словно вода. С возрастом это становится особенно ощутимо. Кажется, что с годами время только ускоряется: дни, недели, месяцы незаметно пролетают, а годы с головокружительной скоростью сменяют друг друга. Ученые и психологи по-разному объясняют причины происходящих изменений. Разберемся, почему время стало идти быстрее и можно ли замедлить его ход.

Детство

Взрослые и дети воспринимают время по-разному. Для двухлетнего ребенка 1 год будет равняться половине прожитой им жизни. Дети никогда не задумываются, почему время стало идти быстрее. Для них оно даже кажется медлительным. Очередного дня рождения ребенку приходится ждать целую вечность.

Для 10-летних детей прожитый год равняется 10 % всей их жизни. А в возрасте 20 лет этот показатель снижается до 5 %. Получается, чтобы двадцатилетнему юноше испытать временное ускорение, которое чувствует двухлетний малыш, ему следует подождать минимум 10 лет.

Чтобы взрослому человеку воспринять время так, как это делает ребенок в возрасте от года до десяти лет, ему нужно прожить еще 40 лет. Поэтому в процессе взросления люди начинают понимать, что не могут «подчинить» себе стрелки часов. Время ускользает от них.

Взрослая жизнь

Как только человек становится старше, он начинает ощущать острую нехватку времени. Вроде бы и день спланирован и все под контролем, но все ровно стрелки часов не идут, а просто мчатся. Многие ученые, психологи пытаются дать ответ на вопрос, почему время стало идти быстрее с возрастом. Версий и теорий выдвигается много. Большинство специалистов сходится во мнении, что парадокс восприятия времени взрослым человеком и ребенком заключается в изменении сознания. Оно меняется, когда человек становится старше. Взрослые люди начинают воспринимать время пропорционально прожитым годам. Если для 8-летнего ребенка год составляет 1/8 часть его жизни, то для 40-летнего человека это будет 1/40 часть от его прожитых лет.

Почему время ускоряется: мнение ученых

Кроме теории пропорциональности, объясняющей причины временного ускорения, существуют и другие научные объяснения этому явлению.

Биолог Р. Б. Сотерн провел эксперимент: в течение 45 лет 5 раз в сутки измерял температуру собственного тела, давление, количество сердечных сокращений, а также оценивал свое восприятие длительности 1 минуты. Опыт показал, что чем старше он становился, тем менее точно воспринималось время. Казалось, что оно действительно ускользает. Таким образом, биолог нашел ответ на вопрос, почему время стало идти быстрее.

Мнения ученых не всегда совпадают. Одна из теорий утверждает, что время ускоряется из-за изменения внутренних биологических часов. По мере взросления обменные процессы в организме замедляются. Как следствие, уменьшается частота пульса и дыхания. У детей эти процессы быстрее, поэтому они ощущают, что время движется долго.

Еще одна научная теория указывает, что на процесс восприятия времени оказывает влияние наше окружение. Чем взрослее мы становимся, тем привычнее оно для нас. Мы перестаем замечать детали в окружающих нас вещах. Дети же воспринимают мир как незнакомое место. Ребенок должен затратить больше интеллектуальной энергии, чтобы понять события, происходящие вокруг него. Вот почему для детей часы движутся медленно, они не замечают временной скорости.

Почему время стало идти быстрее, объясняет и еще одна научная теория. Она гласит, что всему виной переизбыток информации. В мире появилось много новых раздражителей. Мозгу взрослого человека необходимо затратить больше времени, чтобы обработать поступающую информацию.

Мнение психологов

Существуют и другие объяснения, почему время стало идти быстрее. Мнение свое высказывают и психологи. Они связывают его ускорение с технологическим прогрессом и активным развитием интернет-технологий. В психологии есть правило, согласно которому время начинает сжиматься. Оно гласит: человек должен быть чем-то очень поглощен, при этом он не хочет менять привычную обстановку, а его физический и психологический дискомфорт сведен к минимуму. Фактически правило описывает образ жизни современного юзера. Его жизнь утекает с сетевым информационным потоком. Нехватку времени психологи связывают с цифровой революцией.

Есть еще один факт, подтверждающий, что стрелки часов стали двигаться в ускоренном темпе для всех без исключений. Современные взрослые и дети предпочитают использовать свое время эффективно. Это подтверждает изменившаяся манера письма, чтения – они стали беглыми, взгляд «скачет» от одного предмета к другому. Даже картину в Лувре посетители смотрят не более 5 секунд. «Пятисекундка» — тот физиологический минимум, который необходим современному человеку, чтобы объективно оценить происходящие события. Это ускоренный, но привычный ритм жизни для человека XXI века. Люди живут быстро, и стрелки часов не отстают от них.

Как замедлить время

Ученые и психологи выделили основные причины, объясняющие, почему время стало идти быстрее. Как замедлить время? Это еще один волнующий вопрос. Однозначного ответа на него нет. Но психологи предлагают больше внимания уделять текущему опыту. Чем лучше человек концентрируется на настоящем моменте, тем больше времени у него появляется. Специалисты рекомендуют провести хотя бы год за занятием делом, которое требует особой внимательности. Отсутствие рассеянности – это путь к сохранению времени. Ум не ускользает в привычный автоматизм, поэтому время не остается незамеченным.

Еще психологи рекомендуют находиться с людьми, которые нам нравятся.

Если человек начинает слишком волноваться о прошлом или будущем, жизнь становится неконтролируемой и кажется слишком короткой.

Куда бежит наше время

Часто мы сами становимся виновниками впустую потраченных часов. Мы теряем свое драгоценное время из-за неспособности правильно организовать жизнь. Чтобы не мучатся вопросом, почему время стало идти быстрее, следует обратить внимание на свой образ жизни. Эксперты рассказывают, что «съедает» наши часы.

  1. Перебивание, отвлечение. Перескакивание с одного недоделанного дела на другое отнимает наше время.
  2. Соцсети, телепередачи.
  3. Неправильный отдых. А правильным он считается, если связан со сменой деятельности. Если после трудового дня мы «ныряем» в соцсети, то не отдыхаем, а бездарно тратим свое время.
  4. Неумение сосредотачиваться на делах.

Замедлить время невозможно. Но можно правильно его использовать, ведь это самый ценный человеческий ресурс.

psychbook.ru

Как замедлить ход времени :: Инфониак

Полезные советы

Каждый из нас замечал, что с возрастом время летит намного быстрее, порой так быстро, что мы даже не успеваем понять, что уже столько всего позади. Часто взрослые нам говорят в детстве о том, как быстро бежит время, мы понимаем, что они правы, но не особо серьезно воспринимаем их слова.

Читайте также: 10 важных сигналов мозга о том, что он стареет быстрее вашего тела

Однако по мере взросления мы не успеваем оглядываться, как мимо нас пролетают не то что недели, а целые месяцы и годы. Человек не замечает, как вместе с детством от него уходит и невероятно длинное лето, которое в свое время казалось просто вечностью.

Есть несколько теорий, которые объясняют, почему с годами время человека идет быстрее. Самая приближенная к реальности говорит, что на самом деле виной всему новые ощущения и новый опыт. В детстве, в подростковом возрасте и в юности человек практически каждый день сталкивается с чем-то новым: первая поездка заграницу, первая любовь и первый поцелуй, первый день в школе, в университете – это уникальные моменты в жизни каждого из нас.

Время летит

1.jpg

Но время тянется медленнее не из-за новизны как таковой, а из-за внимания, которое человек уделяет своему новому опыту. Он хорошо запоминает такие моменты, погружается в них полностью, поэтому они откладываются в памяти гораздо лучше, чем обычные рутинные действия.

Такая же ситуация получается и в период отпуска. Оказавшись на новом месте, мы удивляемся, ведь прошло всего лишь два дня, а кажется будто все четыре. Но когда мы привыкаем к этому месту, а образ жизни там для нас становится привычкой, мы совсем не успеваем сообразить, как же быстро закончился отпуск.

2.jpg

Дэвид Эгельман, нейропсихолог, в 2009 году выразился о времени как о «эластичном явлении». Он говорил о том, что скорость течения времени напрямую зависит от того, насколько человек вовлечен в то, что он делает. Чем больше человек сконцентрирован на текущем моменте, тем дольше тянется этот момент. Ведь при высокой концентрации нам удается заметить гораздо больше деталей.

Как быстро летит время

Это особенно заметно тогда, когда человек оказывается в беде или попадает в аварию. Побывавшие в таких ситуациях утверждают, что минуты в ожидании помощи кажутся им бесконечными.

3.jpg

Но если человек понял, что его время летит чересчур быстро, может ли он каким-то образом повлиять на его скорость? Ориентируясь на имеющуюся информацию, самое лучшее, что мы можем для себя сделать, это сознательно находится в каждом моменте, не утрачивать способности видеть все хорошее.

Нужно максимально активизировать свои органы чувств и обращать внимание на те позитивные моменты, которые прямо сейчас находятся вокруг нас. К примеру, заметьте по дороге на работу дерево, которое цветет, а если вы не сильно торопитесь, то остановитесь возле него на несколько секунд, чтобы вдохнуть аромат цветов.

4.jpg

Есть еще один хороший способ поучиться сознательно воспринимать текущий момент: во время еды не отвлекайтесь ни на что, тщательно пережевывайте каждый кусочек и чувствуйте его вкус.

Читайте также: 9 причин возникновения морщин, не относящихся к возрасту

Остановить время можно также всего лишь выехав на природу, где можно послушать птиц, посмотреть на воду, если есть такая возможность, или же просто наблюдать за окружающим миром. Помимо успокоительного свойства, такое занятие обладает магической способностью замедлять время.

Почему время летит

5.jpg

Для усиления эффекта делитесь с окружающими своими мыслями и эмоциями. Советуем вам действовать в комплексе: замечать приятные маленькие детали, концентрироваться на текущем моменте, рассказывать о своих даже самых маленьких открытиях своим близким и друзьям.

Если у вас небольшой круг общения, то для вас идеальным выходом будет начать вести свой блог или дневник, а также заняться фотографией, потому что любой кадр может оказаться невероятно красивым. Дадим несколько советов относительно письменных заметок:

6.jpg

— рассказывайте на бумаге о том, что хорошего, веселого и интересного случилось с вами за прошедший год;

— рассказывайте на бумаге о том, какие пополнения произошли в вашей семье и в семьях ваших близких людей, делитесь также тем, кто покинул этот мир;

— рассказывайте на бумаге о том, чем вы гордитесь в себе;

— рассказывайте на бумаге о ваших новых увлечениях;

— рассказывайте на бумаге о любой трансформации и положительных переменах, происходящих в вашей жизни;

— пишите благодарственные письма тому (или кому-то другому на ваш выбор), кто для вас сделал что-то хорошее.

www.infoniac.ru

Почему время бежит так быстро и как его замедлить

Почему меняется восприятие времени

Конечно, дни всегда проходят с одинаковой скоростью, с возрастом меняется лишь восприятие их человеком. Причин, почему так происходит, несколько.

Отсутствие нового опыта

Каждое новое событие в жизни привносит свежие эмоции и впечатления. Чем разнообразнее дни, тем медленнее они проходят. Вспомните детство и подростковые годы: первый друг, первая неприятность, первая любовь и первый алкогольный напиток — всё это наполняло нас и формировало новые ощущения.

Во взрослом же возрасте новых впечатлений мало, и жизнь похожа на дорогу домой после долгого путешествия.

Мы ориентируемся по привычным указателям, время в пути пролетает быстрее. То же происходит и с восприятием жизни, когда мы не переживаем новый опыт.

Низкий уровень гормона дофамина

Дофамин — гормон удовольствия. Он регулирует восприятие времени: чем его больше, тем медленнее ощущается время. Гормон вырабатывается, когда мы испытываем новые впечатления и живём насыщенной событиями жизнью. Однако по мере взросления количество дофамина снижается, поэтому и возникает ощущение пролетающих дней.

Как замедлить время

Максимально разнообразить будни

Делайте то, чего никогда не делали. Совершайте непривычные действия, способные увеличить выработку гормона удовольствия. Новая еда, новые знания, новые места — всё это поможет замедлить время. Выходите за рамки привычного.

Наслаждаться тем, что уже знакомо

Постарайтесь не жить в режиме автопилота, замечайте положительные моменты в повседневных вещах. Пьёте ли вы кофе, забираете детей из детсада, разговариваете с коллегой — будьте благодарны за каждый опыт.

Наслаждайтесь мелочами, из которых складывается ваша жизнь.

Если вы чувствуете, что время слишком быстро проходит, вы не одиноки. Следуйте этим простым советам, и вы заметите, что жизнь не только наполнилась яркими красками, но и перестала быть такой скоротечной.

lifehacker.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *