Время психологическое: Психологическое время — Психологос

Психологическое время — Психологос

Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же — недооценивать. «Психологическая минута» оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека — плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.

Связь времени и деятельности

В связи с этим Поль Фресс, известный многочисленными исследованиями восприятия времени, предлагает любопытный критерий оценки отношения к труду: если слишком часто кажется, что работа тянется удручающе долго, можно говорить о слабом интересе к ней.

Американские ученые Р. Кнэпп и Дж. Гарбарт тоже обнаружили связь между переживаниями времени и стремлением к успеху в деятельности. Исследователи составили список метафор, которые чаще всего используются в художественной литературе, чтобы передать переживание времени. Оказалось, что у людей с сильно выраженной потребностью в достижении время ассоциировалось с такими образами: «быстро ткущееся полотно», «галопирующий всадник», «стремительный водопад», «ураган»… Они переживают время сжатым, ускоренным, напряженным. А когда успех в делах не слишком волнует человека, время воспринимается иначе: «бездонное пространство», «спокойный неподвижный океан», «лестница, ведущая вверх»…

Причины изменения психологического времени

Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части. Как, например, у Гамлета: «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?» Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга.Нейропсихологи Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова обнаружили у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как будто прервалось».

Может, Гамлет был просто болен? Конечно же, нет, хотя есть основания говорить о некотором душевном надломе, психологическом кризисе. Не случайно Д. Гранин, точно чувствующий нюансы психологического времени, именно через ощущение его прерывности передает сложную жизненную ситуацию героя своего романа «Картина»: «Никогда еще время в этом кабинете не двигалось так медленно. Оно растягивалось, разрывалось на мелкие события, а в промежутках оно останавливалось».

Переживание прерывности времени в каком-то смысле близко с ощущением «конца жизни», «застоя», «тупика», а ощущение непрерывности — признак нормального, бескризисного течения жизни, гармоничной связи и преемственности прошлого, настоящего и будущего.

Как видим, формы переживания и свойства психологического времени весьма многообразны. «Сжатое — растянутое», «непрерывное — прерывистое» — наиболее распространенные и типичные его измерения. Однако по отношению к ним нечувствительны стрелки даже самых точных часов. Ведь этими стрелками движут механизмы, не зависящие оттого, чем и как заполнена жизнь. У психологического времени свой «механизм», работа которого зависит именно от того, как человек живет и как он видит свою жизнь в прошлом и будущем.

Психологическое время личности — особенности восприятия

Психологическое время – это категория, определяющая восприятие временных отношений и событий жизненного пути, как отражение психики человека. Отличие от классического астрономического времени заключается в субъективности восприятия, зависящего от множества различных факторов, не всегда имеющих отношение даже непосредственно к личности. Психологическое время включает такие параметры, как скорость протекания событий, их удалённость в прошлом или будущем, сжатость или растянутость одного и того же временного промежутка в личностном восприятии.

Кроме этого, понятие психологическое время затрагивает такие категории, как понимание конечности жизни или ощущение безвременья, возрастных этапов (время в которых также тянется с различной скоростью), а также существования всего земного и исторической связи событий.

Психологическое время личности касается не только индивидуального пути, но также последующих и предыдущих поколений, ощущение непрерывности событий или их кластерной последовательности. Каждый человек оценивает время собственной жизни неотрывно от культурного и общечеловеческого контекста, пережитых событий и исторических моментов, значимых для личности. Психологическая минута редко соответствует тому, что отмеряет секундная стрелка, а в зависимости от настроения меняется либо в более продолжительное время, либо субъективно укорачивается.

Понятие психологического времени

Психологические особенности восприятия времени подвергаются изучению особенностей и механизмов этого феномена длительное время. Само понятие психологическое время всегда подразумевает исключительно субъективное восприятие временного промежутка человеком. Напрямую ощущение скорости течения времени связано с уровнем интереса человека к происходящему, выполняемой деятельности или собеседнику. Многочисленные наблюдения показывают, что при интересе к происходящему человек не замечает, как проносятся часы, но при скуке или негативе одна минута может казаться вечностью. Наблюдалась разница восприятия времени в зависимости от возраста, так у детей один день может быть равноценен целому году, тогда как во взрослом возрасте целый год может промелькнуть, как один день.

Космическое время является постоянным и непрерывным, в то время как психологическое время может замедляться или ускоряться, как перемотка фильма. Непрерывность происходящего или отрывочность времени может говорить о душевном состоянии человека, возможных психических и физиологических нарушениях. Некоторые объясняют это провалами в памяти или выборочным запоминанием, но если для человека время часто прерывается и поток событий не связан с категориями прошлого и будущего, то это свидетельствует о неврологических нарушениях (обычно поражения правого полушария). Вариант, когда время прерывается, но отсутствуют органические поражения, может указывать на серьёзный жизненный кризис, психологическую травму, определённый душевный надлом.

Тесная связь ощущения времени рассматривается в психологии, поскольку напрямую влияет на переживание конечности жизни, экзистенциальное понимание её смыслов или тупика сложившейся ситуации. Психологическое время человека является критерием гармоничности жизни и личности – чем равномернее оно течёт, чем меньше в нём разрывов, тем больше смысловых и ценностных связей во всей жизни человека.

В социально-культурном аспекте умение воспринимать и анализировать прошлое и будущее необходимы для непосредственного индивидуального самоосознания личности самой себя, как части единого большого процесса. Умение сравнивать себя с остальными во временном контексте и историческом ракурсе даёт понимание конечности собственной жизни и вариантов её продолжительности, что в итоге непосредственно влияет на построение жизненного пути, выбор целей и смыслов.

Возрастные кризисы наступают тоже не по паспортному возрасту, а по психологическому. Так в межличностных отношениях человек может ощущать себя на сорок, среди друзей на двадцать, а на работе на тридцать пять. Это всё обуславливается эмоциональным состоянием, социальным окружением и присутствующими требованиями.

Механизмы восприятия времени

Восприятие времени обусловлено определёнными механизмами и факторами, поскольку отдельного органа восприятия не существует, как например визуального или обонятельного. Из главных субъективных факторов и закономерностей выделяются те, зависящие от степени наполненности отрезка и увлечённости. Когда на единицу времени выпадает высокая плотность событий и они все крайне интересны субъекту, то такой промежуток в непосредственном переживании воспринимается короче, чем объективное время.

Наоборот происходит при монотонной деятельности, отсутствии событий или же при отсутствии интереса к происходящему. Когда пережитое оценивается по прошествии времени, то там где было больше событий и больше интереса, человеком оценивается, как более длительный период. То время, которое было потрачено без увлечения или в ожидании, потом воспринимается значительно короче, обесценивается. В данной закономерности одну из ключевых ролей играет переключение внимания – чем больше моментов переключения, тем длиннее воспринимается отрезок, поэтому, чем разнообразнее события и деятельность, тем быстрее время ощущается в настоящем (не происходит переутомления внимания) и тем больше растягивается при оценке (из-за множественности событий).

Влияние эмоциональных переживаний на протяжении временных отрезков способно их укорачивать или удлинять. Свойство психики состоит в том, что все негативные эмоции переживаются субъективно дольше, а позитив наоборот сжимается. Это связано с потребностью избавления от неприятного и получения радости – психика не приспособлена к длительному переживанию страха или боли, поэтому удлиняется восприятие этих переживаний, чтобы быстрее были предприняты попытки изменения ситуации.

Изначальное ощущение времени формируется на основе цикличных явлений окружающей среды – восходы солнца, смена времён года, особенности жизни и реакции организма. Именно такая цикличность изначально позволяет человеку приобрести базовые навыки примерного ориентирования во временном пространстве. Потом подключаются описанные ранее механизмы наполненности и интереса деятельности.

Со временем восприятие времени начинает меняться, поскольку любое событие, его длительность личность соотносит с предыдущим опытом. Так студенты начинают ориентироваться, когда закончится пара или вставать на работу без будильника. Но потом это соотнесение изменяется, поскольку текущие промежутки соотносятся не только между собой, но со всем прожитым периодом. Именно этим объясняется ощущение, что с возрастом время течёт быстрее. Один год у трехлетнего ребенка – это треть его жизни, а может и половина, если младенчество он не помнит. Но год в восприятии пятидесятилетнего человека составляет очень мизерную часть, сравнимую с неделей жизни для ребёнка.

Проблема времени в психологии

Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет. Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо. В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.

В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов. В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания. Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью. А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.

Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей. Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным. Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.

На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах. Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.

А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психологическое время | SpringerLink

  • Аллан, Лоррейн Г. 1983. Восприятие времени. Восприятие и психофизика 26(5): 340–354.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Aschoff, J. 1985. О восприятии времени во время длительной временной изоляции. Нейробиология человека 4: 41–52.

    Google Scholar

  • Августин, св. 1955. Признания . Транс. и изд. Альберт С. Аутлер. http://www.ccel.org/ccel/Augustine/Confessions. По состоянию на 20 августа 2014 г.

  • Бенталл, Р. П. 1990. Иллюзия реальности: обзор и интеграция психологических исследований галлюцинаций. Психологический бюллетень 107(1): 82–95.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Биркс, Х. Дж. (ред.). 2009. Энциклопедия времени . Лос-Анджелес: Сейдж.

    Google Scholar

  • Блок, Ричард А. 1989. Переживание и запоминание времени: возможности, контекст и познание. В Время и человеческое познание: взгляд на всю жизнь , изд. Ирис Левин и Дэн Закай, 333–361. Амстердам: Эльзевир.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Блок, Ричард А. и М.А. Рид. 1978. Запоминаемая продолжительность: свидетельство гипотезы контекстуального изменения. Журнал экспериментальной психологии: обучение человека и память 4: 656–665.

    Google Scholar

  • Блок, Ричард А. и Дэн Закай. 1997. Перспективные и ретроспективные суждения о продолжительности. Метааналитический обзор.

    Psychonomic Bulletin & Review 4(2): 184–197.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Блок, Ричард А. , Э.Дж. Джордж и М.А. Рид. 1980. Наблюдаемый котел иногда закипает: исследование длительности опыта. Acta Psychologica 46: 81–94.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Boltz, Marilyn G. 2005. Временные аспекты разговорного взаимодействия: роль латентных ответов и пауз в формировании социального впечатления. Журнал языка и социальной психологии 24: 103–138.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Брюс, Вики и Энди Янг. 1986. Понимание распознавания лиц. Британский журнал психологии 77(3): 305–327.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бухуси, Каталин В. и Уоррен Х. Мек. 2005. Что заставляет нас тикать? Функциональные и нейронные механизмы интервальной синхронизации. Nature Reviews Neuroscience 6: 755–765.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Корен С. , Л.М. Уорд и Дж.Т. Эннс. 1999. Ощущение и восприятие , 5-е изд. Форт-Уэрт: Харкорт Брейс.

    Google Scholar

  • Дамасио, Антонио Р., Т.Дж. Грабовски, А. Бечара, Х. Дамасио, Л. Л. Понто, Дж. Парвизи и Р. Д. Хичва. 2000. Подкорковая и корковая активность мозга при ощущении самопроизвольных эмоций. Nature Neuroscience 3(10): 1049–1057.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Иглман, Дэвид М. 2008. Человеческое восприятие времени и его иллюзии. Современное мнение в области нейробиологии 18: 131–136.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фланаган, Дж.Р., и А.М. Крыло. 1997. Роль внутренних моделей в планировании и контроле движения: данные по регулировке силы захвата во время движения ручных грузов. Журнал неврологии 17(4): 1519–1528.

    Google Scholar

  • Fraisse, P. 1963. Психология времени . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google Scholar

  • Франция, Луиза. 2005. Смерть вчерашнего дня. Наблюдатель . 23 января.

    Google Scholar

  • Фридман, В. Дж. 2004. Время в автобиографической памяти. Социальное познание 22(5): 591–605.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гиббон, Джон, Рассел М. Черч, Стивен Фэйрхерст и Алехандро Касельник. 1988. Теория скалярного ожидания и выбор между отложенным вознаграждением. Психологический обзор 95(1): 102–114.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гибсон, Джеймс Дж. 1975. События воспринимаемы, но время — нет. В Исследование времени , том. 2, изд. Дж.Т. Фрейзер и Н. Лоуренс, 295–301. Берлин: Спрингер.

    перекрестная ссылка Google Scholar

  • Грубер Р. П. и Ричард А. Блок. 2013. Течение времени как иллюзия восприятия.

    Журнал разума и поведения 34(1): 91–100.

    Google Scholar

  • Хинцман Д.Л. и Ричард А. Блок. 1971. Повторение и память: доказательства гипотезы множественных следов. Журнал экспериментальной психологии 88 (3): 297–305.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хьюз, Дайан Оуэн и Томас Р. Траутманн (ред.). 1995. Время: Истории и этнологии . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.

    Google Scholar

  • Джеймс, Уильям. 1890. Основы психологии , том. 1. Нью-Йорк: Холт.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Канеман, Даниэль. 1973. Внимание и усилие . Нью-Йорк: Прентис Холл.

    Google Scholar

  • Крейтлер, Суламифь и Ганс Крейтлер.

    1968. Размеры значения и их измерение. Психологические отчеты 23: 1307–1329.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Крейтлер, Ханс и Суламифь Крейтлер. 1972. Модель когнитивной ориентации: к модели человеческого поведения. Британский журнал психологии 63 (1): 9–30.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лайе, Родриго и Дин В. Буономано. 2013. Надежные временные и двигательные паттерны путем укрощения хаоса в рекуррентных нейронных сетях. Nature Neuroscience 16: 925–933.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лави, Перец и Уилс Б. Уэбб. 1975. Оценка времени в долгосрочной безвременной среде. Американский журнал психологии 88: 177–186.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лежен, Хельга. 1998. Переключение или стробирование? Проблема внимания в когнитивных моделях психологического времени. Поведенческие процессы 44(2): 127–145.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Левин Ирис. 1989. Принципы, лежащие в основе измерения времени: развитие у детей ограничений на счет. В Время и человеческое познание: взгляд на всю жизнь , изд. Ирис Левин и Дэн Закай, 145–181. Амстердам: Эльзевир.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Левин, Ирис и Ф. Уилкенинг. 1989. Измерение времени счетом. В Время и человеческое познание: взгляд на всю жизнь , изд. Ирис Левин и Дэн Закай, 119–143. Амстердам: Эльзевир.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лофтус, Э.Ф., Дж.В. Шулер, С.М. Бун и Д. Клайн. 1987. Время шло так медленно: Переоценка продолжительности события самцами и самками. Прикладная когнитивная психология 1: 3–13.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мерчант, Хьюго, Дебора Л. Харрингтон и Уоррен Х. Мек. 2013. Нейронные основы восприятия и оценки времени. Ежегодный обзор неврологии 36: 313–336.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мишон, Джон А. 1972. Обработка временной информации и когнитивная теория временного опыта. В Исследование времени , изд. Джулиус Т. Фрейзер, ФК Хабер и Ч.Х. Мюллер, 242–258. Берлин: Спрингер.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мишон, Джон А. 1990. Неявные и явные представления времени. В Модели психологического времени , изд. Ричард А. Блок, 37–54. Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Осуна, Эдгар Элиас. 1985. Психологическая цена ожидания. Журнал математической психологии 29: 82–105.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ривз, Адам и Джордж Сперлинг. 1986. Блокировка внимания в кратковременной зрительной памяти. Психологический обзор 93 (2): 180–206.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Томас, Юарт А.С. и Ванда Б. Уивер. 1975. Когнитивная обработка и восприятие времени. Восприятие и психофизика 17: 363–367.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Верден, Джон Х. 1995. Ощущение тепла: температура тела и скорость субъективного времени, новый взгляд. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, раздел B 48 (2): 129–141.

    Google Scholar

  • Виттманн, Марк. 2009. Психология и время. В Энциклопедия времени , изд. Дж. Х. Биркс, 1057–1064 гг. Лос-Анджелес: Сейдж.

    Google Scholar

  • Виттманн, Марк и Мартин П. Паулюс. 2008. Принятие решений, импульсивность и восприятие времени. Тенденции в когнитивной науке 12(1): 7–12.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Зайонц, Роберт Б. 1980. Чувство и мышление: предпочтения не требуют выводов. Американский психолог 35(2): 151–175.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Закай, Дан. 1989. Субъективное распределение времени и ресурсов внимания: интегрированная модель оценки времени. В году Время и человеческое познание: взгляд на всю жизнь , изд. Ирис Левин и Дэн Закай, 365–397. Амстердам: Эльзевир.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Закай, Дан. 1992. О перспективной оценке времени, временной релевантности и временной неопределенности. В Время, действие и познание , изд. Ф. Макар, В. Путас и В. Дж. Фридман, 109–111. Дордрехт: Kluwer Academic Publishers.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Закай, Дан. 2000. Стробирование или переключение? Гейтинг — лучшая модель предполагаемого времени. Поведенческие процессы 50(1): 1–7.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Закай, Дан. 2009. Временные иллюзии. В Энциклопедия времени , изд. Дж. Х. Биркс, 1270–1272 гг. Лос-Анджелес: Сейдж.

    Google Scholar

  • Закай, Дан. 2012. Переживание времени в повседневной жизни. Британский психолог 25 (8): 578–582.

    Google Scholar

  • Закай, Дан. 2014. Психологическое время как информация: случай скуки. Границы в психологии, наука о восприятии 5: 917. 1–5.

    Google Scholar

  • Закай, Дэн и А. Барак. 1984. Значение и карьера принятия решений. Журнал профессионального поведения 24(1): 1–14.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Закай, Дэн и Джонатан Бентвич. 1997. Уловки и ловушки иллюзий восприятия. В Мифомании: Природа обмана и самообмана , изд. Михаил С. Мыслободский, 73–104. Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Закай, Дэн и Ричард А. Блок. 1995. Модель ворот внимания для предполагаемой оценки времени. В Время и динамическое управление поведением , изд. М. Ришель, В. Де Кейзер, Г. д’Идеваль и А. Вандирендонк, 167–178. Льеж: Льежский университет.

    Google Scholar

  • Закай, Дэн и Ричард А. Блок. 1997. Временное познание. Современные направления психологической науки 6(1): 12–16.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Закай, Дэн, Арье Биби и Даниэль Алгом. 2014а. Интерференция Garner и временная обработка информации. Acta Psychologica 147: 143–146.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Закай, Дэн, Дида Флейзиг и Нета Давид. 2014б. Предполагаемый тайминг во время разговоров. В Время и темпоральность в языке и человеческом опыте , изд. Барбара Левандовска-Томащик и Кшиштоф Косецкий, 185–197. Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг.

    Google Scholar

  • Психологическое время против времени часов: почему это плохо?

    Что такое психологическое время? Чем оно отличается от часов? Узнайте, как психологическое время отвлекает вас от присутствия, и как выйти из психологического времени, чтобы открыть свое истинное «я».

    Как люди обращаются со временем

    Люди создали концепцию времени.

    Мы знаем, что время течет по мере того, как вещи развиваются и развиваются — солнце и луна восходят и заходят, а четыре времени года сменяют друг друга с каждым оборотом вокруг солнца. Но люди создали способы измерения времени (минуты, дни, годы), и мы постоянно думаем о прошлых и будущих моментах времени. Мы цепляемся за время, потому что прошлое дает нам чувство идентичности, а будущее дает надежду. Оба являются иллюзиями, о чем мы поговорим позже.

    Взгляните, напротив, на природу: растения и животные проживают жизнь в настоящем, живя и умирая без сожалений и беспокойства о будущем. Они могут учиться у прошлого, но не зацикливаются на нем. Они всегда заняты поставленной задачей.

    Что такое психологическое время? Что такое Часовое время?

    Есть две формы времени: часы и психологическое время.

    Часы используются для практических целей, таких как назначение встреч, изучение прошлого, постановка целей и прогнозирование/планирование будущего. Время на часах всегда зависит от того, как вы действуете сейчас.   

    • Когда вы ставите цели и преследуете их по часам, вы присутствуете и находитесь в контакте со своим истинным я, а это означает, что вы знаете, что вы уже цельны и совершенны. Обладая этим знанием, вы не будете настолько сосредоточены на цели, что не испытаете путешествие, и вас не парализует страх неудачи.

    Психологическое время , с другой стороны, является озабоченностью прошлым и будущим непродуктивным образом, например, снова и снова прокручивая в голове разговор с супругом или беспокоясь о том, будете ли вы рассматривается для продвижения по службе. Психологическое время завладевает вашими мыслями и отвлекает ваше внимание от настоящего.  

    Вы можете попытаться использовать время по часам, чтобы подумать о прошлой ситуации, из которой вы можете извлечь уроки, или поставить цель на будущее, но помните о своем душевном состоянии: Время часов может превратиться в психологическое время, если вы начнете зацикливаться на прошлом или будущем.  

    • (Пример краткой формы 1: Вы только что узнали, что не получили работу, на которую проходили собеседование. Если вы задумаетесь о процессе подачи заявления и собеседовании, чтобы определить, как вы можете улучшить свои шансы на следующую вакансию, вы посещаете Однако, если вы зацикливаетесь на том, что вы должны были сделать по-другому, ругаете себя за то, что споткнулись на вопросе интервью, или обвиняете компанию в том, что она не видит вашей ценности, вы находитесь в психологическом времени.)
    • (Пример краткой формы 2: Вы поставили перед собой карьерную цель стать генеральным директором компании. Если вы определите и будете выполнять шаги, чтобы достичь этой цели с течением времени, например, налаживать связи с другими профессионалами, расширять свои знания и набор навыков и продвигаться по службе, которая помочь вам подняться по лестнице к этому высшему положению — вы используете время часов, но если вы поглощены предвкушением каждого следующего шага, цель начинает определять вас, и вы больше не испытываете путешествие, то вы соскользнули в психологическое время. )

    Психологическое время отвлекает нас от блеска и яркости настоящего, создавая неудовлетворительную жизнь. Затем эта неудовлетворенность подпитывает одержимость будущим как формой надежды и бегства от настоящего, создавая порочный круг.  

    Люди, сталкивающиеся с хроническими трудностями, часто полагаются на надежду, чтобы справиться с ними. Хотя кажется, что надежда держит вас на плаву, она действует как бегство от настоящего, удерживая вас сосредоточенным на будущем. Надежда ничего не делает, чтобы изменить или помочь вам принять нынешнюю ситуацию; это отвлечение и краткосрочное решение. Через некоторое время многие люди устают надеяться, все еще имея дело с одними и теми же проблемами, поэтому в конце концов они теряют надежду.

    Не ждите исполнения Психологическим временем

    В жизни бывают моменты, когда мы чувствуем, что подчиняемся воле времени, когда кажется, что ничего не остается, кроме как ждать — будь то светофор чтобы стать зеленым или для вашей жизни, чтобы сделать резкий поворот. Существует два типа ожидания в зависимости от того, используете ли вы время по часам или психологическое время: мелкомасштабное и крупномасштабное.

    Небольшое ожидание — это то, что вы делаете в очереди на почте или в DMV. Эта форма ожидания происходит по часам и позволяет вам все еще присутствовать.

    • Используйте эти ситуации — например, ожидание кассы в продуктовом магазине или ожидание того, чтобы забрать ребенка из школы или спортивной тренировки — как возможность присутствовать. Дайте себе это время, чтобы просто понаблюдать за достопримечательностями и звуками вокруг вас, и в течение этих нескольких минут постарайтесь не позволять своим мыслям блуждать по списку дел или напряженному разговору с коллегой сегодня утром.

    Масштабное ожидание — это постоянное ожидание чего-то, что, по вашему мнению, сделает вас счастливым или сделает вашу жизнь более полной — например, следующего отпуска, достижения определенного успеха в карьере или встречи с идеальным партнером.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *