ОГЭ по обществознанию 9 класс Котова Лискова Вариант 2 ч.1 Вопрос 4 Верны ли следующие суждения о человеке? – Рамблер/класс
ОГЭ по обществознанию 9 класс Котова Лискова Вариант 2 ч.1 Вопрос 4 Верны ли следующие суждения о человеке? – Рамблер/классИнтересные вопросы
Школа
Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?
Новости
Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?
Школа
Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?
Школа
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
Новости
Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?
Вузы
Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?
Верны ли следующие суждения о человеке?
А.
Б. Каждый индивид наделён определёнными биологическими чертами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ответы
ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурный
Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения
похожие темы
Олимпиады
Экзамены
Оценки
Репетитор
похожие вопросы 5
Средний бал по обществознанию
Слушайте, кто-то знает, как и где посмотреть средний балл по обществознанию? Интересует, смогу ли я со своими баллами поступить в (Подробнее…)
ЭкзаменыОбществознаниеЕГЭВузыПоступление
50+80=ГДЗ
Васильевых. 50 вариантов ответов по русскому языку. Вариант 47 ч.2 Задание 10 ОГЭ Русский язык 9 класс Цифру(-ы)-запятую(-ые) при вводном слове
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) (Подробнее…)
ГДЗРусский языкОГЭ9 классВасильевых И.П.
Найдите периметр трапеции № 1034 ГДЗ Геометрия 9 класс Атанасян Л.С.
В равнобедренной трапеции меньшее основание равно боковой стороне, большее основание равно 10 см, а угол при основании равен 70°. (Подробнее…)
ГДЗГеометрия9 классАтанасян Л.С.
Задание 488 Междометия § 40 Междометия и звукоподражательные слова. Русский язык.7 класс Разумовская М.М. ГДЗ
Приветствую всех, что означают междометия в задании? Кто знает?
ГДЗРусский языкРазумовская М.М.7 класс
«Личность».
Основные факторы, влияющие на формирование личности.Понятие личность обозначает совокупность индивидуальных
социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.
Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. К таким свойствам и качествам относятся речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки.
Следует различать понятия «личность» и «индивидуальность». Понятие индивидуальность включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Под индивидуальностью понимают главенствующую особенность личности, проявляющуюся в чертах темперамента, характера (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), специфике восприятия, интеллекте, потребностях и способностях.
Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость, и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.
Развитие личности — это качественное изменение психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых черт памяти, восприятия, представлений, воображения, мышления, воли, характера и т. д.
Формирование личности — это становление целостной личности в результате возникновения, развития и интеграции отдельных личностных качеств.
- Процесс формирования личности.
Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.
Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления.
Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь.
Какие факторы оказывают влияние на личность человека?
Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (социальные) факторы.
Внутренние (биологические) факторы
Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.
Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.
По наследству от родителей к детям передаются:
1) анатомо-физиологическая структура
Отражает видовые признаки индивида, как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).
2) физические данные
Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.
3) физиологические особенности
Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.
4) особенности нервной системы
Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.
5) аномалии в развитии организма
Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».
6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера
Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).
7) врожденные особенности человека
Факторы формирования личности: генетика
Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
1) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов)
2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др. )
3) специальные (музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности)
Внешние (социальные) факторы
На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.
Среда — эта реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (географическая, национальная, школьная, семейная; социальная среда — общественный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)
Всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.
Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека.
Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание.
Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.
На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность.
Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. В формировании личности велика роль самовоспитания.
Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.
Является ли личность генетической? (Индивидуальные черты, которые дети наследуют)
Вы шутите, что вы «тип А», а другой биологический родитель вашего ребенка ленив и беззаботен. Означает ли это, что ваш ребенок будет таким же, как вы — организованным и внимательным к деталям — или вашим партнером? Родителей всегда интересовало, как у их малышей появляются определенные личности. Оказывается, у науки есть некоторые ответы. В чем правда генетического переноса черт личности? Будет ли ваш ребенок иметь ваши сильные гены?
С помощью экспертов и исследователей мы изучаем личность ребенка — действительно ли все дело в генетике или большую роль играет окружающая среда (например, КАК и ГДЕ вы выросли)? Давайте узнаем.
Подробнее: Будет ли мой ребенок заниматься спортом? Генетическое объяснение
Как хромосомы влияют на личность
«Очень важно отметить, что личность считается многофакторной чертой, а это означает, что многие факторы, как генетические, так и факторы окружающей среды, могут играть роль. Например, не существует одного гена экстраверсии или интроверсии», — говорит Дана Брессетт, молекулярный генетик и преподаватель генетики в Университете Феникса. Но в основном, возвращаясь к биологии 101: «Личность — и возможные генетические компоненты, влияющие на нее — изучались как на однояйцевых, так и на разнояйцевых близнецах». Результаты, говорит Брессетт, показали, что даже у близнецов, когда гены каждой пары хромосом передаются от родителя к ребенку, процесс развития личности носит случайный характер.
«Факторы окружающей среды играют большую роль в развитии личности. Несмотря на то, что идентичные близнецы, выращенные порознь, оказались похожими по характеру, между ними все же есть различия», — говорит Брессетт.
«Эти различия могут появиться благодаря образованию, воспитанию и даже питанию. Все эти вещи могут влиять на то, кем мы становимся, и могут влиять на нашу личность».
Некоторые черты наследуются
Что касается того, почему дети иногда очень похожи или совсем не похожи на своих родителей, Брессетт говорит, что исследования показывают, что черты личности могут наследоваться. «Есть пять черт, которые связаны с личностью: экстраверсия , невротизм , приятность , добросовестность и открытость ».
Но то, как воспитывают ребенка, тоже может влиять на его личность, говорит Брессетт. «Опыты также могут влиять на конечную личность. Но другие факторы, в том числе влияние родителей, также могут формировать эту черту личности. Важно помнить, что личность многофакторна, то есть на нее влияет множество факторов».
Вы родились с определенной личностью?
В то время как все (включая вас) восхищаются вашим новорожденным, независимо от того, насколько безумно вы истощены после родов, вы можете задаться вопросом: «Каким будет характер моего ребенка?» Будут ли они тихими детьми, которые редко плачут? Или мой ребенок будет хронически капризным, не спать всю ночь и всегда «голодным», таким как… осмелюсь сказать… я сам?!»
«Дети рождаются с некоторыми ранними признаками личности, называемыми темпераментом», — объясняет доктор Джессика Мишак, детский психолог из Гленвилля, штат Иллинойс, и директор Центра помощи и исцеления. «Обычно они проявляются в первые несколько дней или недель жизни. Подсчитано, что от 20 до 60% темперамента определяется генетикой. Есть три типа темперамента: легкий, трудный и медленно разогревающийся».
По словам доктора Мышака, темперамент влияет на то, как дети взаимодействуют с окружающей средой, и включает в себя следующее:
- Уровень их активности — насколько они занимаются физической активностью
- Как они подходят к ситуациям — прыгают ли они в новые ситуации, не оглядываясь назад, или им требуется больше времени, чтобы освоиться
- Регулярность — насколько последовательно они едят, спят и пользуются туалетом
- Адаптивность — насколько легко они могут приспособиться к новым ситуациям
- Интенсивность — их энергетический уровень
- Настроение — склонны ли они быть приятными или менее дружелюбными
- Продолжительность концентрации внимания — как долго они могут уделять внимание задаче
- Отвлекаемость — насколько легко их можно отвлечь
- Сенсорный порог — сколько звука, прикосновения или другой сенсорной информации необходимо, чтобы ребенок начал реагировать
Изучение темперамента
Темперамент ребенка, резюмирует доктор Мышак, влияет на то, как он взаимодействует с окружающей средой и относится к людям и ситуациям. «Ребенок с покладистым темпераментом легко заводит друзей, адаптируется к новым ситуациям и справляется с трудностями без особых усилий. Ребенку, который медленно согревается, требуется больше времени в новых ситуациях и незнакомых людях, и он может испытывать некоторую тревогу при столкновении с трудностями».
И, наконец, «трудный ребенок», объясняет д-р Мышак, может иметь сложное поведение и воспринимать мир как негативное место. «Обычно их описывают как суетливых детей, и им может быть трудно приспособиться к школе».
Эти ранние признаки личности долговременны, и, поскольку они влияют на то, как дети относятся к новым ситуациям, со временем они часто укрепляются, говорит доктор Мишак. «Легкий ребенок, который видит мир как дружелюбное и увлекательное место, легко заводит друзей и получает новые впечатления, поэтому он воспринимает мир как дружелюбный и увлекательный. С другой стороны, у трудного ребенка, который воспринимает мир как сложный, может быть больше истерик и проблем с поведением, и он воспринимает мир как более трудное место».
Беспокойство передается по наследству?
Доктор Саманта Рэдфорд, химик из Пенсильвании, специализирующаяся на общественном здравоохранении и основательница Evidence-based Mommy, подтверждает, что генетика абсолютно влияет на черты личности и черты психического здоровья. «Например, склонность к беспокойству может передаваться по наследству. Хотя конкретного гена «тревожности» не существует, есть несколько генов, которые могут сделать человека более склонным к беспокойству».
В то же время, говорит доктор Рэдфорд, очень важно учитывать факторы окружающей среды. Гены могут быть либо включены, либо выключены посредством химических изменений в них, называемых 9.0007 метилирование . Она объясняет: «В последнее время мы все больше и больше узнаем о том, как может происходить метилирование определенных генов. Например, воздействие определенных пестицидов может вызвать метилирование генов, связанных с депрессией. Эти воздействия оказывают наибольшее влияние на людей, когда они маленькие дети (или даже еще в утробе матери!) и все еще развиваются».
И, наконец, говорит доктор Рэдфорд, события жизни человека, особенно в молодости, влияют на метилирование его генов. «Например, травматические события в жизни ребенка могут вызвать метилирование, которое впоследствии может сделать его более восприимчивым к проблемам с психическим здоровьем».
Хотя кое-что из этого может показаться пугающим, на самом деле есть и хорошие новости. «Даже если вы знаете, что в вашей семье поколения депрессивных и тревожных, это не значит, что ваш ребенок обречен на те же трудности, что и вы. Вы можете помочь разорвать порочный круг вместе со своим ребенком!»
Природа против воспитания
По словам доктора Рэдфорда, когда вы учите своего ребенка здоровым способам справляться со стрессом и разочарованием, вы не только помогаете ему освоить стратегии выживания, но и влияете на его развитие на генетическом уровне. ! «В свою очередь, ваш ребенок с меньшей вероятностью передаст эти проблемы своим детям».
Лично она говорит, что видит в своих детях часть своего мужа и себя. «У моего старшего (6,5 лет) общительный и дружелюбный характер, а мой второй (4,5 года) скорее интроверт и с удовольствием занимается самостоятельными занятиями, такими как раскрашивание или сборка пазлов, как я».
Поскольку доктор Рэдфорд знает, что тревога свойственна обеим сторонам семьи, она усердно работает над тем, чтобы научить своих детей навыкам преодоления трудностей, медитации и так далее. «Этим навыкам меня определенно не научили, когда я рос, поэтому я надеюсь изменить ситуацию к лучшему».
Как ваше окружение влияет на личность
Мы все знаем кого-то, у кого не было «идеального» детства из телесериала, и кто столкнулся с драмами и семейными проблемами, но кто позже в жизни стал успешным, трудолюбивым, вдохновляющим взрослым. .
«Ребенок, который легко подходит к ситуации и хорошо адаптируется, может добиться больших успехов в занятой, быстро меняющейся семье, где ребенок посещает детский сад, а дни не всегда стабильны», — объясняет доктор Мысзак. «Ребенку, который очень напряжен, с трудом адаптируется и имеет большие колебания настроения, будет очень трудно в той же ситуации, и у него могут быть проблемы с поведением и другие проблемы с психическим здоровьем. Они могут процветать в рутинной, более тихой и спокойной семье».
Итак, определенная среда может подходить или не подходить для врожденного темперамента и личностных характеристик ребенка. «Это немного сложно изучать, потому что тот же самый ребенок, который нуждается в тишине и спокойствии, если он получил эти характеристики генетически, вероятно, с большей вероятностью будет иметь родителя, который ценит такие же типы окружающей среды, поэтому это так сложно. чтобы распутать природу и аспект воспитания», — говорит доктор Мышак.
В конечном счете, наследуемые аспекты личности не зависят от конкретной ситуации. «Итак, [дети] могут хорошо ладить с другими людьми или легко адаптироваться к новым ситуациям — если эти характеристики могли привести родителя к преступной деятельности, это не означает, что ребенок будет следовать именно этим шагам. Они могут стать спичрайтером, политиком или ресторатором — в других областях, где ценятся и важны те же личностные качества».
Хотите знать, кто будет больше похож на вас или вашего супруга? Проверьте:
8 черт, которые дети наследуют от матери
8 черт, которые дети наследуют от своего отца
Наследуется ли интеллект? Генетическое объяснение
11.3 Является ли личность больше природой или больше воспитанием? Поведенческая и молекулярная генетика — Введение в психологию
Цели обучения
- Объяснить, как гены передают личность от одного поколения к другому.
- Опишите методы исследований генетики поведения и выводы, которые мы можем сделать из них о детерминантах личности.
- Объясните, как исследования молекулярной генетики помогают нам понять роль генетики в личности.
Один вопрос, чрезвычайно важный для изучения личности, касается того, в какой степени она является результатом природы или воспитания. Если природа важнее, то наша личность сформируется в начале нашей жизни, и потом ее будет трудно изменить. Однако, если воспитание важнее, то наш опыт, вероятно, будет особенно важен, и мы сможем гибко изменять свою личность с течением времени. В этом разделе мы увидим, что личностные черты людей и животных в значительной степени определяются их генетическим составом, поэтому неудивительно, что однояйцевые близнецы Паула Бернстайн и Элиз Шейн оказались очень похожими, несмотря на то, что они были воспитаны. раздельно. Но мы также увидим, что генетика не определяет все.
В ядре каждой клетки вашего тела находится 23 пары хромосом . Одна из каждой пары исходит от вашего отца, а другая — от вашей матери. Хромосомы состоят из нитей молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), а ДНК сгруппирована в сегменты, известные как генов . Ген является основной биологической единицей, которая передает характеристики от одного поколения к следующему0 . Клетки человека имеют около 25 000 генов.
Гены разных представителей одного и того же вида почти идентичны. ДНК в ваших генах, например, примерно на 99,9% совпадает с ДНК в моих генах и в ДНК любого другого человеческого существа. Эти общие генетические структуры приводят к тому, что представители одного и того же вида рождаются с различными формами поведения, естественными для них и определяющими характеристики вида. Эти способности и характеристики известны как инстинкты —
Но сила различных черт и поведения также различается в пределах вида. Кролики от природы пугливы, но некоторые боятся больше, чем другие; некоторые собаки более лояльны к своим хозяевам, чем другие; и некоторые люди учатся говорить и писать лучше, чем другие.
Эти различия отчасти определяются небольшим количеством (у человека 0,1%) различий в генах среди представителей вида.Личность определяется не каким-то одним геном, а действиями многих генов, работающих вместе. Не существует «гена IQ», который определяет интеллект, и нет «гена хорошего партнера по браку», который делает человека особенно удачным для брака. Кроме того, даже работая вместе, гены не настолько сильны, чтобы контролировать или создавать нашу личность. Некоторые гены имеют тенденцию повышать определенную характеристику, а другие работают на ее снижение — сложные отношения между различными генами, а также множество случайных факторов приводят к конечному результату. Кроме того, генетические факторы всегда работают с факторами окружающей среды для создания личности. Наличие определенного набора генов не обязательно означает, что конкретный признак разовьется, потому что некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях. Например, у человека может быть генетический вариант, который, как известно, увеличивает риск развития эмфиземы вследствие курения.
Изучение личности с помощью поведенческой генетики
Возможно, самый прямой способ изучить роль генетики в личности — это выборочное разведение животных по интересующему признаку. При таком подходе ученый выбирает животных, которые наиболее ярко выражают интересующие его личностные характеристики, и скрещивает этих животных друг с другом. Если селекционное разведение дает потомство с еще более сильными признаками, то можно предположить, что признак имеет генетическое происхождение. Таким образом ученые изучили роль генетики в том, как черви реагируют на раздражители, как рыбы развивают ритуалы ухаживания, как крысы различаются в играх и как свиньи различаются в своей реакции на стресс.
Хотя селекционные исследования могут быть информативными, они явно бесполезны для изучения людей. Для этого психологи полагаются на поведенческую генетику — различные методы исследования, которые ученые используют, чтобы узнать о влиянии генетики и окружающей среды на человеческое поведение путем сравнения черт биологически и небиологически связанных членов семьи (Baker, 2010). Поведенческая генетика основана на результатах семейных исследований , исследований близнецов и приемные исследования .
Семейное исследование начинается с одного человека, у которого есть интересующая черта — например, расстройство развития, такое как аутизм, — и изучается генеалогическое древо человека, чтобы определить, в какой степени другие члены семьи также имеют черту
Хотя семейные исследования могут показать, передается ли черта в семье, они не могут объяснить, почему. В исследовании близнецов исследователей изучают личностные характеристики близнецов . Исследования близнецов основаны на том факте, что однояйцевые (или монозиготные) близнецы имеют практически одинаковый набор генов, в то время как разнояйцевые (или дизиготные) близнецы в среднем имеют наполовину идентичный набор. Идея состоит в том, что если близнецы растут в одном доме, то окружение будет влиять на них в равной степени, и это влияние будет почти одинаковым для однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Другими словами, если факторы окружающей среды одинаковы, то единственным фактором, который может сделать однояйцевых близнецов более похожими, чем разнояйцевые, является их большее генетическое сходство.
В исследовании близнецов собираются данные от многих пар близнецов и сравниваются степени сходства идентичных и разнояйцевых пар . Рассчитывается коэффициент корреляции, который оценивает степень, в которой признак одного близнеца связан с признаком другого близнеца. Исследования близнецов делят влияние природы и воспитания на три части:
- Наследуемость (то есть генетическое влияние) указывается, когда коэффициент корреляции однояйцевых близнецов превышает коэффициент корреляции разнояйцевых близнецов, указывая на то, что общая ДНК является важной детерминантой личности.
- Общая среда детерминанты указываются, когда коэффициенты корреляции для однояйцевых и разнояйцевых близнецов больше нуля и также очень похожи. Эти корреляции указывают на то, что оба близнеца имеют семейный опыт, который делает их похожими.
- Индивидуальная среда указывается, когда однояйцевые близнецы не имеют сходных черт. Эти влияния относятся к опыту, который не объясняется ни наследственностью, ни общими факторами окружающей среды. Неразделенные факторы окружающей среды — это опыт, который делает людей в одной семье меньше одинаково. Если родитель относится к одному ребенку более нежно, чем к другому, и, как следствие, у этого ребенка оказывается более высокая самооценка, то воспитание в этом случае является неразделяемым фактором среды.
В типичном исследовании близнецов все три источника влияния действуют одновременно, и можно определить относительную важность каждого типа.
Исследование усыновления сравнивает биологически связанных людей, включая близнецов, которые воспитывались раздельно или раздельно . Доказательства генетического влияния на признак обнаруживаются, когда усыновленные дети демонстрируют черты, которые больше похожи на черты их биологических родителей, чем на черты их приемных родителей. Доказательства влияния окружающей среды обнаруживаются, когда усыновленный больше похож на своих приемных родителей, чем на биологических родителей.
Результаты исследований семей, близнецов и усыновлений объединяются, чтобы лучше понять влияние генетики и окружающей среды на интересующие черты. В таблице 11.6 «Данные исследований близнецов и исследований усыновления по наследуемости различных характеристик» представлены данные о корреляциях и оценках наследуемости различных признаков, основанные на результатах исследований поведенческой генетики (Bouchard, Lykken, McGue, Segal, & Tellegen, 19).90).
Таблица 11.6 Данные исследований близнецов и усыновления по наследуемости различных характеристик
Корреляция между детьми, воспитанными вместе | Корреляция между детьми, воспитанными отдельно | Предполагаемый процент от общей суммы, причитающейся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Однояйцевые близнецы | Разнояйцевые близнецы | Однояйцевые близнецы | Разнояйцевые близнецы | Наследуемость (%) | Общая среда (%) | Индивидуальная среда (%) | |
Возраст полового созревания | 45 | 5 | 50 | ||||
Агрессия | 0,43 | 0,14 | 0,46 | 0,06 | |||
Болезнь Альцгеймера | 0,54 | 0,16 | |||||
Шаблоны отпечатков пальцев | 0,96 | 0,47 | 0,96 | 0,47 | 100 | 0 | 0 |
Общие когнитивные способности | 56 | 0 | 44 | ||||
Вероятность развода | 0,52 | 0,22 | |||||
Сексуальная ориентация | 0,52 | 0,22 | 18–39 | 0–17 | 61–66 | ||
Большая пятерка измерений | 40–50 | ||||||
В этой таблице представлены некоторые наблюдаемые корреляции и оценки наследуемости для различных характеристик. |
Источники: Лангстрём, Н., Рахман, К., Карлстрем, Э., и Лихтенштейн, П. (2008). Генетическое и экологическое воздействие на однополое сексуальное поведение: популяционное исследование близнецов в Швеции. Архив сексуального поведения , doi:10.1007/s10508-008-9386-1; Лелин, JC (1992). Гены и среда в развитии личности . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications, Inc.; МакГью, М., и Ликкен, Д. Т. (1992). Генетическое влияние на риск развода. Психологическая наука, 3 (6), 368–373; Пломин Р., Фулкер Д. В., Корли Р. и ДеФрис Дж. К. (1997). Природа, воспитание и когнитивное развитие от 1 до 16 лет: исследование усыновления родителей и потомков. Психологические науки, 8 (6), 442–447; Теллеген А., Ликкен Д. Т., Бушар Т. Дж., Уилкокс К. Дж., Сигал Н. Л. и Рич С. (1988). Сходство личности у близнецов, воспитанных раздельно и вместе. Журнал личности и социальной психологии, 54 (6), 1031–1039.
Если вы посмотрите во второй столбец Таблицы 11. 6 «Данные исследований близнецов и исследований усыновления по наследуемости различных характеристик», вы увидите наблюдаемые корреляции черт между однояйцевыми близнецами, выросшими вместе в одном доме в семье. те же родители. В этом столбце представлены чистые эффекты генетики в том смысле, что различия в окружающей среде были сведены к минимуму. Вы можете видеть, что эти корреляции выше для одних признаков, чем для других. Образцы отпечатков пальцев очень сильно определяются нашей генетикой (9).0007 r = 0,96), тогда как размеры признаков Большой пятерки имеют наследуемость 40–50%.
Из таблицы также видно, что в целом больше влияние природы, чем родителей. Однояйцевые близнецы, даже если они воспитываются в разных семьях разными родителями (столбец 4), оказываются очень похожими по характеру и более похожи, чем разнояйцевые близнецы, выросшие в разных семьях (столбец 5). Эти результаты показывают, что генетика оказывает сильное влияние на личность, и помогают объяснить, почему Элиз и Паула были так похожи, когда наконец встретились.
Несмотря на общую роль генетики, в Таблице 11.6 «Данные исследований близнецов и исследований усыновления по наследуемости различных признаков» можно увидеть, что корреляции между однояйцевыми близнецами (столбец 2) и оценками наследуемости для большинства признаков (столбец 6) являются значительно меньше 1,00, что свидетельствует о том, что окружающая среда также играет важную роль в формировании личности (Turkheimer & Waldron, 2000). Например, для сексуальной ориентации оценки наследуемости варьируются от 18% до 39% от общего числа в разных исследованиях, предполагая, что от 61% до 82% общего влияния связано с окружающей средой.
Сначала вы можете подумать, что родители могут сильно влиять на личность своих детей, но это неверно. Как видно из столбца 7 таблицы 11.6 «Данные близнецовых исследований и исследований усыновления по наследуемости различных характеристик», исследования показывают, что влияние общей среды (т. роль во взрослой личности (Harris, 2006). Общая среда действительно влияет на личность и поведение маленьких детей, но это влияние быстро уменьшается по мере взросления ребенка. К тому времени, когда мы достигаем совершеннолетия, влияние общего окружения на нашу личность в лучшем случае становится слабым (Roberts & DelVecchio, 2000). Это означает, что, хотя родители должны обеспечить детям питательную и стимулирующую среду, как бы они ни старались, они вряд ли смогут превратить своих детей в гениев или профессиональных спортсменов, равно как и не смогут превратить их в в преступников.
Если родители не обеспечивают влияние окружающей среды на ребенка, то что? Последний столбец в таблице 11.6 «Данные близнецовых исследований и исследований усыновления по наследуемости различных характеристик», влияние неразделенной среды, представляет то, что «осталось» после устранения влияния генетики и родителей. Вы можете видеть, что эти факторы — в значительной степени неизвестные вещи, которые происходят с нами и которые отличают нас от других людей, — часто оказывают наибольшее влияние на личность.
Изучение личности с помощью молекулярной генетики
В дополнение к использованию поведенческой генетики наше понимание роли биологии личности в последнее время значительно улучшилось благодаря использованию молекулярной генетики, которая изучает, какие гены связаны с какими черты личности (Goldsmith et al. , 2003, Strachan & Read, 1999). Эти успехи были достигнуты в результате новых знаний о структуре ДНК человека, которые стали возможными благодаря проекту «Геном человека» и связанной с ним работе, в ходе которой были идентифицированы гены в организме человека (Проект «Геном человека», 2010 г.) 1 . Исследователи молекулярной генетики также разработали новые методы, которые позволяют им находить расположение генов в хромосомах и определять эффекты, которые эти гены оказывают при активации или деактивации.
Рисунок 11.13
Эти «нокаутные» мыши участвуют в исследованиях, в которых некоторые из их генов были деактивированы для определения влияния генов на поведение.
Татьяна Буленкова — Новые крысы — CC BY-SA 2.0.
Одним из подходов, который можно использовать на животных, обычно на лабораторных мышах, является нокаутное исследование . В этом подходе исследователи используют специальные методы для удаления или изменения влияния гена в линии «нокаутных» мышей (Crusio, Goldowitz, Holmes, & Wolfer, 2009). Исследователи собирают эмбриональные стволовые клетки из эмбрионов мышей, а затем модифицируют ДНК клеток. ДНК создается таким образом, что действие определенных генов будет устранено или «выбито». Затем клетки вводят эмбрионам других мышей, которые имплантируют в матку живых самок мышей. Когда эти животные рождаются, их изучают, чтобы увидеть, отличается ли их поведение от контрольной группы нормальных животных. Исследования показали, что удаление или изменение генов у мышей может повлиять на их тревожность, агрессию, способность к обучению и социализацию.
Молекулярно-генетическое исследование человека обычно начинается со сбора образца ДНК у участников исследования, как правило, путем взятия некоторого количества клеток с внутренней поверхности щеки. В лаборатории ДНК извлекается из отобранных клеток и смешивается с раствором, содержащим маркер для конкретных представляющих интерес генов, а также флуоресцентный краситель. Если ген присутствует в ДНК человека, раствор свяжется с этим геном и активирует краситель. Чем сильнее выражен ген, тем сильнее реакция.
Рисунок 11.14
Исследователи используют красители, такие как эти, в образцах стволовых клеток, чтобы определить действие генов из образцов ДНК.
UCL News — Формирующаяся сетчатка, полученная из трехмерной культуры эмбриональных стволовых клеток — CC BY-NC 2.0.
При одном распространенном подходе ДНК собирают у людей, обладающих определенными личностными характеристиками, а также у людей, у которых их нет. ДНК двух групп сравнивают, чтобы увидеть, какие гены различаются между ними. Эти исследования теперь могут сравнивать тысячи генов одновременно. Исследования с использованием молекулярной генетики обнаружили гены, связанные с различными чертами личности, включая стремление к новизне (Ekelund, Lichtermann, Järvelin, & Peltonen, 19).99), синдром дефицита внимания/гиперактивности (Waldman & Gizer, 2006) и курение (Thorgeirsson et al., 2008).
Обзор литературы: является ли наша генетика нашей судьбой?
За последние два десятилетия ученые добились существенного прогресса в понимании важной роли генетики в поведении. Исследования поведенческой генетики показали, что для большинства черт генетика важнее родительского влияния. И исследования молекулярной генетики начали определять конкретные гены, вызывающие эти различия. Результаты этих исследований могут привести вас к мысли, что ваша судьба определяется вашими генами, но это было бы ошибочным предположением.
Во-первых, результаты всех исследований следует интерпретировать с осторожностью. Со временем мы узнаем еще больше о роли генетики, и наши выводы о ее влиянии, вероятно, изменятся. Текущие исследования в области поведенческой генетики часто критикуют за предположения о том, как исследователи классифицируют однояйцевых и разнояйцевых близнецов, о том, действительно ли родители относятся к близнецам одинаково, о том, являются ли близнецы репрезентативными для детей в более общем плане, и многие другие вопросы. Хотя эта критика может и не изменить общих выводов, следует иметь в виду, что эти открытия являются относительно новыми и, безусловно, со временем будут обновляться (Plomin, 2000).
Кроме того, важно повторить, что хотя генетика важна и хотя мы с каждым днем узнаем все больше о ее роли во многих личностных параметрах, генетика не определяет все. На самом деле, основное влияние на личность оказывает неразделенное влияние окружающей среды, включающее в себя все происходящее с нами, что делает нас уникальными личностями. Эти различия включают изменчивость структуры мозга, питания, образования, воспитания и даже взаимодействия между самими генами.
Генетические различия, существующие при рождении, могут усиливаться или ослабевать с течением времени под воздействием факторов окружающей среды. Мозг и тела однояйцевых близнецов не совсем одинаковы, и по мере взросления они становятся еще более разными. В результате даже генетически идентичные близнецы имеют разные личности, что в значительной степени является результатом воздействия окружающей среды.
Поскольку эти неразделяемые различия в окружающей среде несистематичны и в значительной степени случайны или случайны, будет трудно когда-либо точно определить, что произойдет с ребенком, когда он или она вырастет. Хотя мы наследуем наши гены, мы не наследуем личность в каком-либо фиксированном смысле. Влияние наших генов на наше поведение полностью зависит от контекста нашей жизни, которая разворачивается изо дня в день. Основываясь на ваших генах, никто не может сказать, каким человеком вы станете или чем будете заниматься в жизни.
Ключевые выводы
- Гены — это основные биологические единицы, передающие характеристики от одного поколения к другому.
- Личность определяется не каким-то одним геном, а действиями многих генов, работающих вместе.
- Поведенческая генетика относится к множеству исследовательских методов, которые ученые используют, чтобы узнать о влиянии генетики и окружающей среды на поведение человека.
- Поведенческая генетика основана на результатах семейных исследований, исследований близнецов и исследований усыновления.
- В целом, генетика оказывает большее влияние, чем родители, на формирование нашей личности.
- Молекулярная генетика изучает, какие гены связаны с какими чертами личности.
- В значительной степени неизвестные влияния окружающей среды, известные как неразделяемые эффекты окружающей среды, оказывают наибольшее влияние на личность. Поскольку эти различия несистематичны и в значительной степени случайны или случайны, мы не наследуем нашу личность в каком-либо фиксированном смысле.
1 Проект генома человека. (2010). Информация. Получено с http://www.ornl.gov/sci/techresources/Human_Genome/home.shtml
.Ссылки
Бейкер, К. (2004). Поведенческая генетика: введение в то, как гены и окружающая среда взаимодействуют в ходе развития, формируя различия в настроении, личности и интеллекте. Получено с http://www.aaas.org/spp/bgenes/Intro.pdf
.Bouchard, T.J., Lykken, D.T., McGue, M., Segal, N.L., & Tellegen, A. (1990). Источники человеческих психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитанных отдельно. Наука, 250 (4978), 223–228. Получено с http://www.sciencemag.org/cgi/content/abstract/250/4978/223
.Crusio, WE, Goldowitz, D., Holmes, A., & Wolfer, D. (2009). Стандарты публикации исследований мутантов мышей. Гены, мозг и поведение, 8 (1), 1–4.
Экелунд, Дж., Лихтерманн, Д., Ярвелин, М.Р., и Пелтонен, Л. (1999). Связь между поиском новизны и геном дофаминового рецептора 4 типа в большой выборке финской когорты. Американский журнал психиатрии, 156 , 1453–1455.
Голдсмит, Х., Гернсбахер, М.А., Крэбб, Дж., Доусон, Г., Готтесман, И.И., Хьюитт, Дж.,… Суонсон, Дж. (2003). Исследовательская роль психологов в генетической революции. Американский психолог, 58 (4), 318–319.
Харрис, младший (2006). Нет двух одинаковых: человеческая природа и человеческая индивидуальность . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.
Пломин, Р. (2000). Генетика поведения в 21 веке. Международный журнал поведенческого развития, 24 (1), 30–34.
Робертс, Б.В., и ДельВеккио, В.Ф. (2000). Постоянство личностных черт в порядке ранжирования от детства до старости: количественный обзор лонгитюдных исследований.