Все мажорные и минорные гаммы: Минорная гамма. Курс «Теория музыки без занудства»

Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники)

Автор: Гамаюн   

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных  и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени.

Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.

ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.



ГАРМОНИЯ (греч.  — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ —  возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литература». Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ — анекдоты и истории про музыкантов.

ПОЛИФОНИЯ — полифонические разборы фуг И.С. Баха.

ПРОГРАММЫ- по сольфеджио для муз. школы (5-ти и 7-милетнее обучение)

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ — биографии композиторов современности.

Вступайте в группу сайта lafamire ВКОНТАКТЕ http://vk. com/lafamire

Гаммы для фортепиано мажор и минор для начинающих и детей, гаммы для пианино

Хорошая музыка невероятно красива, но красота требует усилия и постоянного труда. Технику исполнения отрабатывают на гаммах, что часто ввергает в ужас тех, кто вынужден подобные упражнения слушать часами. Однако самому музыканту гаммы дают не только технический навык, ведь они вмещают в себя все звуковые нюансы. Их многократное повторение тренирует пальцы и одновременно воспитывает слух.

Важное место в гамме занимают тона и полутона — те составные единицы, управляя которыми музыканты достигают нужного звука.

Тона и полутона (tones and semitones)

На клавиатуре фортепиано мы видим белые и чёрные клавиши. Расстояние между соседними клавишами равняется одному полутону:

  • си-до — полутон;
  • до-ре♭ — полутон;
  • ре♭-ми — полутон и т. д.

Полутоны бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический — это полутон между разными нотам: до-ре♭. Хроматически — между двумя одинаковыми: до-до♯. Два полутона составляют целый тон.

В октаве двенадцать равных полутонов. В гамме важны вводные звуки: седьмой восходящий и второй нисходящий тон — две неустойчивые ступени вокруг тоники.

Гаммы для пианино (scales for piano)

В греческом алфавите есть буква γαμμα (гамма). Первоначально буква γαμμα обозначала звук «соль» большой октавы. Когда-то этот звук был самым низким из употреблявшихся и служил основанием всего звукоряда. Но позже гаммой стали называть и весь звукоряд, который берёт начало в тонике, а завершается её октавным повторением. Всего насчитывают 30 гамм, различающихся между собой по строению:

  • семь диезных мажорных;
  • семь диезных минорных;
  • семь бемольных мажорных;
  • семь бемольных минорных;
  • одна мажорная без знаков;
  • одна минорная без знаков.

Музыкантами, составлявшими учебный курс для пианистов, было написано множество великолепных упражнений, построенных именно на гаммах. Некогда Иоганн Себастьян Бах составил уникальный сборник «Хорошо темперированный клавир» (Das Wohltemperierte Clavier), где ему удалось использовать все мажорные и минорные тональности. Этот сборник признан настоящим сокровищем в мире музыке.

Виды гамм (types of scales)

Каждая гамма тесно связана с такими понятиями, как лад, звукоряд и тональность, где:

  • звукоряд — это любое количество нот, последовательно идущих вверх или вниз;
  • лад — звукоряд с тоникой, имеющий характерную окраску;
  • тональность — это лад, построенный от какого-либо конкретного звука.

Гаммы различаются по звучанию и количеству звуков. Например:

  • пентатоника — пять звуков;
  • мажор, минор и диатонические лады — семь звуков;
  • хроматические лады образованы двенадцатью звуками.

Мажорные гаммы (major scales)

В основание мажорной гаммы заложен мажорный лад, первая ступень которого образует мажорное трезвучие. Его определяет начальная большая терция, которая и создаёт светлое настроение лада и всей гаммы. Символически мажор обозначается словом dur — жёсткий (фр.).

Когда в мажоре отсутствуют «случайные» знаки альтерации, то есть те, которые не записаны при ключе, мажор называется натуральным. Такой мажор состоит из двух одинаковых тетрахордов (двух звукорядов из четырёх ступеней). Ниже приводим его формулу:

Т-Т-П-Т-Т-Т-П

где «Т» обозначает целый тон, а «П» — полутон.

Помимо натурального существуют и другие виды мажора — minor and major:

  • в мелодическом понижены VI и VII ст.;
  • в гармоническом — VI ст.

Такое понижение звуков слегка «оминоривает» мажор, делает его звучание более тёмным и грустным.

Минорные гаммы (minor scales)

Минорные гаммы (minor scales) строятся на основе минорного лада, где на первой ступени образуется минорное трезвучие, которое создаёт малая терция, образованная от тоники. Она и придаёт звучанию печальную окраску. Если мажорная гамма (major scales) состоит из двух одинаковых тетрахордов, то в минорной эти части различаются между собой.

В натуральном миноре, как и в мажоре, нет «случайных» знаков. Но они присутствуют в миноре мелодическом и гармоническом (melodic and harmonic):

  • в гармоническом повышается VII ст.;
  • в мелодическом — VI и VII ст.

Важно, что при движении вниз гамма звучит чаще как натуральная, то есть VI и VII ступени уже не повышаются, а занимают своё первоначальное положение.

Всего в октаве 12 полутонов, и от каждой ноты можно построить гамму как мажорную, так и минорную. То есть по звучанию насчитывают 24 гаммы. А где же те тридцать, о которых мы говорили вначале? Дело в том, что по написанию гамм действительно больше. Происходит это благодаря энгармонизму тональностей, когда одна и та же нота записывается по-разному:

  • до♯ = ре♭;
  • ре♯ = ми♭;
  • до♭ = си и т. д.

Мажорные гаммы звучат радостно и светло, минорная звучит грустно, её можно сравнить с тёмными красками. Ступени гаммы обозначают римскими цифрами.

Все гаммы можно расположить по порядку по мере возрастания знаков альтерации при ключе. То есть начиная от полного отсутствия ключевых знаков, можно дойти до семи знаков при ключе.

При написании гамм восходящие характеризуются тем, что здесь используется диез, в то время как для нисходящих характерен бемоль. Рассмотрим некоторые виды гамм на примерах.

Хроматические гаммы (chromatic scales)

Вообще хроматизм — это выход за пределы. В гамме — это выход за пределы семи ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Древние греки приравнивали эти ноты к семи цветам радуги. Изменение любой ноты (повышение или понижение на полтона) окрашивает её в другой оттенок. Вот почему именно хроматизм, то есть иные окраска и цвет.

При написании это выглядит как так: одна и та же нота, изменённая знаком альтерации. В хроматических гаммах знаки альтерации присутствуют априори. В освоении они более просты. Их простота объясняется тем, что расстояние между звуками здесь всегда равно одному полутону. То есть это гамма, идущая по полутонам.

Восходящая хроматическая гамма (ascending chromatic scale)

Восходящая гамма движется строго вверх по звукоряду и включает в себя все тона и полутона в пределах одной октавы. Она может быть мажорной или минорной. В мажорной III и VI ступень не изменяются. Вот как выглядит такая гамма, построенная от ноты «до»:

do — do♯ — re — re♯ — mi — fa — fa♯ — sol — sol♯ — la — la♯ — si — do

Нисходящая хроматическая гамма (descending chromatic scale)

Здесь мелодия идёт вниз, то есть по нисходящей. Для записи нисходящей хроматической гаммы для пианино (scales for piano) характерны используемые в ней бемоли. Выглядеть её запись будет так:

do — si — si— la — la— sol — sol— fa — mi — mi— re — re— do

Натуральные гаммы

К основным натуральным гаммам относятся мажорная и минорная гаммы, соответствующие двум ладам — мажорному Ионийскому и минорному Эолийскому. Но помимо основных можно встретить и другие диатонические лады:

  • Лидийский, который был широко распространён в античности, своё название он получил от одноимённого региона Лидии.
  • Миксолидийский — лад мажорного наклонения, который также был распространён во времена античности, он часто используется в рок-н-ролле, блюзе, джазе и кантри.
  • Дорийский — лад минорного наклонения. Название чётко перекликается с дорийцами. Он также был широко распространён в античные времена.
  • Фригийский — название ладу минорного наклонения было дано в Древней Фригии. Его структура прежних времён соответствовала современному дорийскому ладу.

Но здесь мы рассмотрим только две основные натуральные гаммы — Ионийского и Эолийского лада.

Натуральная мажорная гамма — Ионийский лад (Natural major scale, — Ionian scale)

Натуральные мажорные гаммы построены на диатонике, то есть на ладах без хроматизмов. Среди натуральных мажорных гамм наиболее популярен Ионийский лад. Это гамма, состоящая из семи основополагающих нот, которые греки ассоциировали с радугой. Натуральная мажорная гамма для пианино (scales for piano) признана самой популярной в музыке. Именно на ней строятся все последующие транскрипции и комбинации. Если изобразить гамму в полутонах выглядеть она будет так:

Т-Т-П-Т-Т-Т-П

А вот так выглядит её построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi — III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

la — VI ст., dominant

si — вводный восходящий звук, VII ст.

Ионийский лад совпадает с натуральным мажором.

Натуральная минорная гамма — Эолийский лад (Natural minor scale — Aeolian fret)

Эолийский — это минорный лад, совпадающий с натуральным минором. В этом ряду выделяют три минорные гаммы. Эолийский является основополагающим или общим для всех. Строится он на минорных трезвучиях по следующему принципу:

Т-П-Т-Т-П-Т-Т

Вот как выглядит построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — II ст., вводный нисходящий зв.

mi— III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

la— VI ст., subdominant

si— VII ст., вводный восходящий зв.

Гармоническая мажорная гамма (harmonic major scale)

Каждая гармоническая гамма также строится по определённому принципу. Так выглядит её символическое построение:

Т-Т-П-Т-П-полуторатон-П

Звучание гаммы приобретает минорную окраску благодаря пониженной шестой ступени.

А вот как выглядит построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi — III ст. , mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

la— VI ст., subdominant

si — VII ст., вводный восходящий зв.

Гармоническая минорная гамма (harmonic minor scale)

Она представляет собой разновидность натурального минора. Принцип её построения подчиняется основным музыкальным законам. Особенностью здесь будет повышенная на полтона седьмая ступень. Общий принцип построения выглядит так:

Т-П-Т-Т-П-полуторатон-П

А вот как выглядит построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi— III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ступ., dominant

la— VI ст., submediant

si — вводный восходящий зв., VII ст.

Пентатоника (pentatonic)

Пентатоника — особый лад, включающий в себя пять ступеней. Звуки его могут располагаться по квинтам. Здесь нет тритона и составляющих его ступеней. То есть в пентатонике нет малых секунд и, как следствие, ярких тяготений. Для пентатоники характерна безмятежность, её часто используют для выражения покоя. Краски пентатоники помогают при изображении нетривиальных мелодий. Например, при изображении колоколов их использовали Дебюсси и Римский-Корсаков. Пентатонику часто применяют в восточной этнической музыке, а пентатонические гаммы иногда называют китайскими. Как же выглядят эти гаммы?

Пентатоническая мажорная гамма (pentatonic major scale)

В звукоряд гаммы включены все звуки натурального мажора кроме четвёртой и седьмой ступеней. Вот принцип её построения:

полуторатон-Т-Т-полуторатон-Т

А вот как выглядит гамма, построенная от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi — III ст., mediant

sol — IV ст. , dominant

la — V ст., subdominant

Пентатоническая минорная гамма (pentatonic minor scale)

А здесь мы видим натуральный минор, в котором нет второй и седьмой ступеней. Принцип построения будет следующим:

полуторатон-Т-Т-полуторатон-Т

Да, точно таким, как у мажорной гаммы. А вот как выглядит её построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

mi— пониженная III ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol — V ст., dominant

si— вводный восходящий зв., пониженная VII ст.

Блюзовые гаммы (blues scales)

Они представляют собой пентатонические гаммы с дополнительными звуками. Мажорная и минорная отличаются между собой по звуковым оттенкам.

Блюзовая мажорная гамма (blues major scale)

Особенности её прослеживаются непосредственно в принципе построения:

полуторатон-Т-П-П-полуторатон-Т

Вот как выглядит гамма с тоникой «до»:

do — tonic, I ст.

re — вводный нисходящий зв., II ст.

mi— III пониженная ст., mediant

mi — III ст., mediant

sol — V ст., dominant

la — VI ст. subdominant

Блюзовая минорная гамма (blues minor scale)

Эта гамма представляет собой минорную пентатонику с дополнительными нотами. Принцип её построения совпадает с предыдущей мажорной:

полуторатон-Т-П-П-полуторатон-Т

Вот как выглядит её построение от ноты «до»:

do — tonic, I ст.

mi— III пониженная ст., mediant

fa — IV ст., subdominant

sol— V пониженная ст., dominant

sol — V ст., dominant

si— вводный восходящий зв., VII ст.

Примеры гамм

Восходящая и нисходящая хроматическая гамма

Ионийский и Эолийский лад

Минор натуральный, гармонический и мелодический

Пентатоническая гамма

Блюзовые гаммы

Как осваивать гаммы

Освоение гамм — упорный и непрерывный труд. Отыгрывать их необходимо каждый день. Для получения нужного результата используют разные штрихи и динамику — legato, nonlegato, staccato, piano, forte, diminuendo, crescendo и т. д. Существуют общие рекомендации по их освоению.

Советы по обработке гамм
  • диапазон отрабатываемой гаммы должен составлять 1-2 октавы;
  • вначале отрабатывают только одну руку, затем — вторую;
  • когда исполнение отдельными руками будет доведено до автоматизма, руки соединяют;
  • во время работы лучше использовать метод пробежки: 2 ноты исполняйте медленно, четыре последующие — быстро;
  • на тонике всегда необходимо немного «зависнуть», она — главная в каждой гамме, что должно чётко запечатлеться в руках и в голове;
  • предварительно стоит проиграть каждую гамму на столе, чтобы добиться однородной силы удара каждым пальцем, характерный стук помогает в этом;
  • на пианино гамму следует играть пунктирным ритмом.

Заключение

Небольшое дополнение по построению гамм: диезные гаммы строятся по квинтам вверх, бемольные строятся по квартам. Запомнить все это сразу достаточно сложно. Но постепенно — вполне возможно. При изучении гамм для пианино (scales for piano) необходим старинный, известный принцип последовательности и постоянства. И это не выдумка, а многовековой опыт. Главное — усердие, желание и вера в результат.

Не стоит форсировать события, как и застревать на чём-то одном. То есть нужно идти, не останавливаясь, но и не переутомляясь чрезмерно. Оно стоит того. Ведь гамма подобна алфавиту, без которого невозможно научиться читать. Отточенная гамма — преддверие грандиозного профессионализма игры на фортепиано.

Список всех мажорных гамм с нотами, диатоническими трезвучиями и относительными минорами

Вот список всех мажорных гамм в порядке пятых. Каждая гамма включает в себя ноты, диатонические трезвучия в тональности и относительный минор. Используйте этот список вместе с кругом квинт, чтобы помочь себе понять и запомнить гаммы и их отношения друг к другу.

Гамма до мажор

Примечания: В • Г • Е • Ж • Г • А • В
Диатонические трезвучия: C • Dm • Em • F • G • Am • Bdim
Относительный несовершеннолетний: ля минор

Гамма соль мажор

Примечания: Г • А • Б • В • Г • Д • Ж
Диатонические трезвучия: G • Am • Bm • C • D • Em • F#dim
Относительный несовершеннолетний: ми минор

Гамма ре мажор

Примечания: Д • Е • Ж • Ж • А • Б • В
Диатонические трезвучия: D • Em • F#m • G • A • Bm • C#dim
Относительный несовершеннолетний: си минор

Гамма ля мажор

Примечания: А • Б • В • Г • Д • Ж • Г
Диатонические трезвучия: A • Bm • C#m • D • E • F#m • G#dim
Относительный несовершеннолетний: фа минор

Гамма ми мажор

Примечания: Е • Ж • З • А • Б • В • Г
Диатонические трезвучия: E • F#m • G#m • A • B • C#m • D#dim
Относительный несовершеннолетний: до минор

B Major Scale

Примечания: Б • В • Г • Е • Ж • Г • А
Диатонические трезвучия: B • C#m • D#m • E • F# • G#m • A#dim
Относительный несовершеннолетний: соль минор

Гамма фа-диез мажор

Примечания: F • G • A • B • C • D • E
Диатонические трезвучия: F# • G#m • A#m • B • C# • D#m • E#dim
Относительный несовершеннолетний: ре минор

Дб мажор

Примечания: Д • Е • Ж • Ж • А • Б • В
Диатонические трезвучия: Db • Ebm • Fm • Gb • Ab • Bbm • Cdim
Относительный минор: си минор

Ab Major Scale

Примечания: А • Б • В • Г • Д • Ж • Г
Диатонические трезвучия: Ab • Bbm • Cm • Db • Eb • Fm • Gdim
Относительный несовершеннолетний: фа минор

Гамма ми-бемоль мажор

Примечания: Е • Ж • З • А • Б • В • Г
Диатонические трезвучия: Eb • Fm • Gm • Ab • Bb • Cm • Ddim
Относительный несовершеннолетний: до минор

Bb Major Scale

Примечания: Б • В • Г • Е • Ж • Г • А
Диатонические трезвучия: Bb • Cm • Dm • Eb • F • Gm • Adim
Относительный несовершеннолетний: соль минор

Фа мажор

Примечания: F • G • A • B • C • D • E
Диатонические трезвучия: F • Gm • Am • Bb • C • Dm • Эдим
Относительный несовершеннолетний: ре минор
© Garrett Grimm, 2019 г. 0299 Мой StudyBass

chevron_left Последний урок help_outline  Викторина Следующий Блок chevron_right

Что такое относительные мажорные и минорные гаммы?

Относительные гаммы — это гаммы, которые имеют один и тот же набор нот так же, как у вас есть общая ДНК с вашими родственниками.

Каждая мажорная гамма имеет относительную минорную гамму, а каждая минорная гамма — относительную мажорную.

Например, гаммы до мажор и ля минор являются относительными гаммами. До мажор содержит ноты до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Гамма ля натуральный минор содержит ноты ля, си, до, ре, ми, фа и соль. Они имеют одну и ту же группу нот, только их корневая нота отличается.

Пусть вас не смущает разная аппликатура одного и того же набора нот. Есть много способов сыграть одну и ту же группу нот на грифе.

Почему полезно знать относительные мажорные и минорные гаммы?

Основная причина, по которой нужно знать соотношение между мажорными и минорными гаммами, состоит в том, что это облегчает запоминание многих основных вещей в музыке. Вам нужно всего лишь запомнить 12 гамм, чтобы знать все 24 тональности, используемые в музыке.

Если вы изучали квинтовый круг в разделе гармонии, вы заметите относительные минорные гаммы, перечисленные сразу под мажорными. Это один и тот же набор нот и одинаковая ключевая подпись.

Не только ноты одинаковы между относительными гаммами, но и диатонические аккорды одинаковы.

Вы также заметите, что многие песни прыгают между мажорной тональностью и относительным минором или наоборот.

Таким образом, знание масштабных соотношений действительно упростит запоминание многих важных вещей и поможет вам лучше понять тональность, последовательность аккордов и песни.

Нахождение относительного минора из мажорной гаммы

Корень относительного минора всегда является шестой нотой мажорной гаммы.

Например, «ми» — это шестая нота соль мажорной гаммы (соль, ля, си, до, ре, E , F#). Ми натуральный минор является относительным минором соль мажор.

Работает одинаково для всех основных гамм.

Нахождение относительного мажора по минорной гамме

Если вы знаете минорную гамму, корнем относительной мажорной гаммы всегда будет третья нота минорной гаммы.

Например, «F» — это третья нота гаммы ре минор (D, E, F , G, A, Bb, C). Фа мажор является относительным мажором ре минор.

Работает одинаково для всех минорных гамм.

Относительные мажорные и минорные пентатоники

Другим важным относительным отношением масштабов, которое необходимо реализовать, является соотношение мажорной и минорной пентатоники. Эти две гаммы связаны так же, как мажорная и минорная гаммы. Пентатоника до-мажор (C, D, E, G, A) имеет те же ноты, что и пентатоника A-минор (A, C, D, E, G).

Все мажорные и минорные пентатоники работают одинаково.

Запоминание относительных гамм

Частью ваших основных базовых знаний как музыканта является запоминание всех мажорных и минорных тональностей (гамм). Чтобы узнать больше об этом, изучите раздел гармонии. Есть 12 мажорных тональностей и 12 минорных тональностей. Если вы хорошо запомните 12 мажорных тональностей, вы сможете быстро понять относительные минорные тональности.

Чтобы запомнить ключи, нужно немного потрудиться. Полезных ярлыков не так много. Вам просто нужно тратить время на их просмотр при каждом удобном случае. Выберите ключ или два и сосредоточьтесь на них. Начните с клавиш, в которых вы играете чаще всего. Если вы много работаете с гитаристами, они, как правило, используют много острых тональностей (соль, ре, ля, ми, си). Валторнисты предпочитают бемоли (F, Bb, Eb, Ab, Db).

Думайте о названиях нот во время игры на ладах — не думайте только о рисунках пальцев. Работа над чтением нот. Это заставит вас сосредоточиться на названиях нот, а не на номерах ладов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *