Вслушайся в речь окружающих вас людей: Решение на Номер 29 из ГДЗ по Русскому языку за 5 класс: Разумовская М.М.

ПОСЛОВИЧНАЯ РИТОРИКА презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

ПОСЛОВИЧНАЯ РИТОРИКА

Выполнила: ученица 8а класса МБОУ СОШ №73
Богданова Анастасия
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Е.Г.Мышева


Слайд 2
Текст слайда:

План

Вступление
Пословицы и поговорки.
Использование пословиц и поговорок в речи
Понятие о пословицах и поговорках
Общие признаки пословиц и поговорок
Из истории изучения пословиц и поговорок. Как их различать?
Пословицы, которые употребляются в прямом смысле (однозначные)
Многозначные пословицы
Происхождение фразеологизмов, их роль в создании образной речи.
Употребление пословиц в устной и письменной речи, в художественных произведениях с целью создания образности.
Заключение.


Слайд 3
Текст слайда:

Цель работы:

Использование пословиц и поговорок – это один из способов создания красивого, яркого, образного высказывания.
Целью данной работы является:
рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка», их общность и отличительные признаки;
показать, что пословицы и поговорки широко употребляются в речи, помогают сделать её более выразительной, эмоциональной, убедительной;
проследить, где и как употребляются рассматриваемые средства выразительности, какова их роль.


Слайд 4
Текст слайда:

Актуальность

Речь современного человека зачастую далека от совершенства, поэтому
исследуемый вопрос актуален. Пословичная риторика – это своего рода наука, изучающая способы, приёмы использования пословиц, поговорок, фразеологизмов в целях создания образной речи, которая способна привлечь внимание слушателей.


Слайд 5
Текст слайда:

Стать искусным собеседником очень важно, но ещё более важно научиться понимать окружающих людей. Вот несколько правил для слушающего:

Выслушай обращённое к тебе слово. Вникни в содержание речи и попробуй понять говорящего. «Сто человек – сто мнений», «Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются».
Распознай намерения и интересы собеседника. «Человек спрятан за своими словами: хочешь понять человека, вслушайся в его речь», «Лиса знает сто сказок, и всё про курицу».
Не принимай решения, выслушав только одну сторону.
Если тебе неясно, не спеши с выводом.
Если сомневаешься в искренности своего собеседника, сопоставь его высказывания, обращённые к разным людям, сделанные в разное время. «Зайцу говорит – беги, борзой говорит — лови», «Как двуручная пила пилит», «Кто передаст тебе о других, то передаст другим о тебе».


Слайд 6
Текст слайда:

К общим обязательным признакам пословиц и поговорок можно отнести:

краткость (лаконичность)
устойчивость
связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи)
принадлежность к искусству слова
широкая употребляемость


Слайд 7
Текст слайда:

пословицы

– это поэтические , широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.


Слайд 8
Текст слайда:

Поговорки

это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывают ритмически организованными, не обладают свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.


Слайд 9
Текст слайда:

«Поговорка – цветочек, пословица — ягодка»


Слайд 10
Текст слайда:

Происхождение фразеологизмов

Кощей бессмертный (так говорят в шутку об исхудавшем, тощем человеке), по щучьему веленью (сделаться само собой), за тридевять земель (очень далеко).
бочка Данаид (бесполезный, не имеющий конца труд), Буриданов Осёл (крайне нерешительный человек), мафусаилов век прожить (очень долго), двуликий Янус (двуличный человек)


Слайд 11
Текст слайда:

Происхождение фразеологизмов

«Свинья под дубом», «Хамелеон», «Человек в футляре».
(«Кукушка хвалит петуха, «А воз и ныне там», «А ларчик просто открывался»


Слайд 12
Текст слайда:

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

— … Хорошо! Как на море! Ничто глаз не угнетат!
Так отвечал дядя Левонтий на укоры бабушки за безделье.
Речь бабушки насыщена поговорками:
— Нечего куски выглядывать! – гремела она. – Нечего этих пролетарьев объедать, у самих в кармане вошь на аркане.


Слайд 13
Текст слайда:

В.Г.Распутин «Уроки французского»

«Пойми ты, голова садовая»


Слайд 14
Текст слайда:

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»


Слайд 15
Текст слайда:

И.А.Крылов «Щука и кот»

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Не даром говорится,
Что дело мастера боится.
Или:
«Так в добрый час, пойдём!»


Слайд 16
Текст слайда:

И. А.Крылов «Откупщик и сапожник»

«Челом вам бьём за ласковое слово»,
«Ты дело говоришь, дружок…»,
«Хоть говорят, что бедность не порок…»,
«Поди: дай бог, чтоб ты с моей руки разжился»


Слайд 17
Текст слайда:

А.Н.Островский использует поговорки в качестве заглавий к своим пьесам:

«Свои люди — сочтёмся»,
«Бедность не порок»,
«Не в свои сани не садись»,
«Без вины виноватые».


Слайд 18
Текст слайда:

«У артельного котла»

«Раньше батьки с ложкой не суйся»


Слайд 19
Текст слайда:

Вывод


Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это – вечные жанры устного народного творчества. Конечно, не всё, что создавалось и создаётся в 21 веке, выдержит проверку временем, необходимость языкового творчества, способность к нему народа являются верной гарантией их бессмертия.
Человек наделен даром речи, возможностью общаться. Как разумное существо он должен разумно использовать различные средства выразительности, так как только речь эмоциональная, выразительная, лаконичная, убедительная способна привлечь внимание собеседника, заинтересовать. И немаловажную роль в создании такой речи играют пословицы и поговорки.
Искусством красноречия желал бы овладеть каждый образованный, воспитанный человек. Пословичная риторика в какой-то мере помогает в этом.


Слайд 20
Текст слайда:

Библиография

И.А.Крылов. Басни.- М.: Просвещение, 1985
Русская народная словесность. Авт.-сост. Н.Н.Костанян. – М.: Просвещение, 1994
Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.Аникина. — М.: Просвещение, 1988
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Ю.Г.Круглов. — М.: Просвещение, 1990
Русские пословицы и поговорки./ Сост., авт. А.И.Соболев. — М.: Просвещение, 1983
З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В. Я.Дерягин. Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978
А.А.Дорохов. Как себя вести: (Беседы о вежливости и правилах поведения). – Минск: «Народная асвета», 1979


«Родной язык люблю и говорю красиво».

Конспект занятия по внеурочной деятельности кружка «Занимательный русский язык» 4 класс

на тему:  «Родной язык люблю и говорю красиво».

Форма занятия: Игровая.

Цели:

1.     Сформировать навыки правильной речи.

2.     Развить умение слушать окружающих людей и собеседников.

3.     Воспитать уважительное отношение к родному языку.

 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметныхрезультатов обучающихся

ПознавательныеУУД:

-умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные УУД

:

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

— умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— умение контролировать и оценивать свои действия и действия товарищей в группе;

— умение провести рефлексию своих действий на занятие;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 

Учебные задачи, направленные на достижение личных результатов обучающихся:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости;

-формирование уважения к иному мнению;

-развитие самостоятельности и ответственности за решение.

 

Оборудование:  проектор, слайды по теме, памятка «Правила общения»,  клубок ниток,  карточки со стихами детей.

Структура занятия:

1.                 Вступительное слово

2.                 Сообщение темы и цели занятия

3.                 Игра «Неиспорченный телефон»

4.                  Игра «Словесная паутинка»

5.                 Дети о русской речи

6.                 Заключительная часть

Ход занятия

1. Вступительное слово

Мое обращение к вам не случайно, ведь гибнет, чахнет великий русский язык. А кто для тебя родной язык: друг? враг? царь? раб? Язык, как человек, может стать для тебя и верным другом, опорой, помощником, и врагом, если неумело обращаться с ним, не беречь, ведь неосторожным словом можно ранить.

Он может властвовать над тобой, преклоняться перед тобой, как раб. Всё в твоих руках, и лишь от тебя зависит этот выбор. Будь осторожен со словами, внимателен к каждой высказанной мысли. Вслушайся. Вникни. Не забудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты проникнешь в эту суть – слово тебе сотворит добро.

Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. 

Русский язык — это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно.

Современный литературный русский язык — это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

К сожалению, вы не знаете родной язык – вы им только пользуетесь, изменяя, искажая его.

Родной язык – это не только те слова, с помощью которых мы общаемся с окружающими,  и передаём какую – либо информацию. Это, в первую очередь, тот незримый помощник, который помогает нам познавать окружающий мир, помогает делиться своими чувствами и эмоциями.

 А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком?

Примером служат для нас великие  русские писатели. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»- писал И. С. Тургенев. 

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова.

Красивая и правильная речь свидетельствует о культуре человека, о его хорошем воспитании. Речь может возвысить человека в глазах окружающих, а может, наоборот, опустить.

2. Сообщение темы и цели занятия

Тема нашей встречи звучит так: «Родной язык — люблю и говорю красиво».  Мы с вами поговорим о красивой и правильной речи, о том, что делает ее скудной и невыразительной, и о том, как речь обогатить. A также отправимся в «Город Красивой речи» с целью закрепить полученные знания.

Нашу с вами беседу я хочу начать такими  словами: «Берегите наш язык,  наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.»

Как вы поняли смысл этих слов? (Ответы детей.)

Наша речь – это великое богатство, способное на многие чудеса. Как только из наших уст вылетают слова, окружающие способны составить о нас представление. С первого слова задаётся и тон общения, и манера, общие впечатления. Безусловно, существуют слова, которые очерняют и оскверняют нашу речь. Как вы думаете, о чём я? (Ответы детей.)

На мой взгляд, хронической болезнью языка являются маты, матерные слова. Язык – миллионный город, в который человек, как в свалку, складирует мусор.

Конечно, это проблема не только молодежи, но и взрослых. Маты нас разрушают, это признак бедности речи, маленького словарного запаса. В некоторых случаях маты служат для связки слов, человек не может подобрать нужные слова, а все оттого, что у него мат – «словарный запас».

 

Очень часто мы слышим сквернословие. Многие считают, что ругаться матом допустимо. Но я хочу убедить вас в том, что это не так. А.С.Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте».

Давайте прочитаем стихотворение Эд. Асадова « О скверном и святом»:

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово «мат» идет от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Мы злоупотребляем иностранными словами, а не усваиваем их? Они, несомненно, обогащают язык, но в то же время портят нашу речь.

В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаете «Ok!». Это лишь сокращает ваш словарный запас.

Твое злоупотребление иноязычной лексикой не единственная болезнь современной речи. Я имею в виду молодежный жаргон, вернее, жаргонную лексику. Ведь появление молодежных словечек связано со стремлением в чем-нибудь противопоставить себя взрослым, с желанием подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость. Это проявляется в одежде, общении друг с другом и, конечно, в языке. Как вы думаете, от куда пошло слово «жаргон»? (Ответы детей.) Слово «жаргон» имеет французское происхождение и в переводе означает испорченный язык. Очень часто с помощью жаргона общаются люди, связанные одной профессией или социальным слоем. Данные слова используются в качестве «паролей» для того, что бы определить человека своего круга или кратко изложить мысль.

 Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим сценки «После экзамена»

Взрослые говорят «автомобиль», «машина», подростки называют автомобиль «конем», «телегой», а иногда «тачкой».

Хотелось бы привести пример из жизни

В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:

– О, хай, телки!

– Здорово, овца, – захихикали девицы.

– Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?

– Да … шнурки запонтились!

– Шлите их!

– Не канает, предки не врубаются, что там за тема …

Затем они встали и ушли.

Да и сама молодежь порой не знает, как понимать то или иное словцо.

А выглядишь ты в глазах взрослых еще глупее, правильнее было бы употреблять человеческие слова, литературные – больше было бы шансов выглядеть взрослым. Тогда-то с твоим мнением начнут считаться, прислушиваться. Жаргон сравним с детским лепетом. Как «агушки» маленьких детей взрослые не понимают, так и ваши словечки не имеют ни смысла, ни значения и тем более не украшают вас.

Так же засоряют нашу речь лишние слова, словосочетания, предложения или как их ещё называют «слова – паразиты» или «слова – пустышки»: Как его…, ну и значит, и того…,это самое…, это, в общем, так сказать…, ну, это…,видишь ли, видите ли…, э-э-э…, и вообще… Частое повторение этих слов затрудняет общение.

Ученые всего мира считают, что волшебства в нашей жизни не существует. Хотя я с полной уверенностью могу это опровергнуть. Может и не расцветут от них красивые розы в саду, может и дождь не перестанет идти, но зато мир станет светлей от одного их звучания. Вы уже поняли, что я говорю о «волшебных словах».

A какие знаете вы? (Ответы детей.) Вы все их прекрасно знаете. А всегда ли вы их употребляете? (Ответы детей.) Пожалуй, это одни из тех слов, от которых  будет очень, сложно перенасытить свою речь. Никогда не бойтесь подкреплять ими любое обращение к собеседнику.

 Эти слова всегда и везде уместны, что нельзя сказать о словах паразитах. Они «любимцы» нашей речи, но от них просто необходимо избавиться. Они засоряют нашу речь и очень сильно обедняют ее. Если вы будите использовать такие слова как «типа», «блин», «короче» для связи ваших мыслей, то это очень негативно скажется на оценке окружающих о вас.

 

 

3. Игра «Неиспорченный телефон».

Сейчас мы будем играть в игру «Неиспорченный телефон». Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать её следующему.

Передавать информацию будем один на один. Первый участник подойдет ко мне, и я передам информацию ему тихо на ухо. Затем он передаст её следующему участнику, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник — третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете как хотите, допуская любые способы, кроме письменной записи.

(Первый участник игры подходит, и педагог на ухо передаёт информацию.) Важно соблюдать тишину, не подсказывать и не мешать играющим.
Информация: «Завуч Марина Петровна сказала, что звонил учитель географии. У неё сын заболел свинкой. Поэтому завтра вместо географии будет русский. На носу конец четверти, нельзя зря терять время. Не забудьте, что скоро городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдёт к завучу лично».

Вы готовы передать информацию? (Ответ ребёнка.)
В случае положительного ответа пригласите следующего. Если у первого будут вопросы, проясните их. Повторять текст вторично нельзя.
После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать её следующему участнику.

Подводим итоги игры. Делаем выводы о необходимости быть внимательным слушателем, a также уметь не только слушать, но и слышать.

4. Игра «Словесная паутинка»

A теперь давайте поиграем в игру «Словесная паутинка». Цель игры сказать друг другу добрые и приятные слова. Вы передаёте друг другу клубок ниток и при передаче говорите доброе, приятное или волшебное слово. В итоге получится паутинка, которая символизирует то, что все мы друг с другом переплетены с помощью слов услышанных и произнесённых. Так давайте же говорить друг другу добрые слова. Начинаем игру.

Дети передают друг другу клубок ниток, говоря приятные слова.

 

5.     Дети о русской речи  A сейчас я вам раздам карточки со стихами, которые написали ваши ровесники и старшеклассники. После прочтения мы обсудим и сделаем выводы.

 

Велик и прекрасен ты, русский язык!
К нему, как и все, я с детства привык.
И где бы ты ни был, в чужой стороне,
Услышать его будешь счастлив вдвойне.
Все братья-славяне нас могут понять,
На нём говорили крестьяне и знать.
Мы чувства и мысли свои выражаем
И с помощью слова других понимаем!

Люблю я русский свой язык,
Он мне на свете всех дороже,
И буду я его ценить,
учить его хочу я тоже.
Могуч, богат язык прекрасный,
Он весь, как ясная заря!
Я никогда жаргоном грязным
его не буду засорять!

 

О русский язык, ученик я простой —
Меня поражаешь своей красотой.
Учился малыш на тебе говорить –
Теперь научусь я писать и творить.
Ты самый надёжный и преданный друг,
С тобой всё становится ярче вокруг.
Сложней год от года – поблажек не жди…
Но сколько открытий нас ждёт впереди!

 

Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нету ничего
Люблю я свой язык родной –
Дружить нам неразлучно,
Не променяю на другой –
Он самый благозвучный.

 

Беречь должны мы свой язык –
Он нам завещан предками.
Быть чистым должен, как родник,
Но жалко, что нередко мы
Его жаргоном засоряем
И чистоту его теряем.
И вот уж не поёт строка…
И мир нас радостью не встретил…
Храни богатство языка –
И будет мир и добр, и светел!

 

 

Русский язык создавался веками,
На нём говорили не только мы с вами.
Он обновлялся и стал современнее-
Но засоряют его поколения.
Самый великий язык и могучий,
Надо учить его больше и лучше.
Только тогда, после долгих стараний,
Волшебная дверь открывается знаний.

 

 

Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу —
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!

 

 

так давайте подведём итог. О чём эти стихи? (Ответы детей.) Будете ли вы беречь родной язык? (Ответы детей.)

 

 

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКАМ. ЗАМЕНИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ.

1.     Человек, который едет, сидя на лошади./Всадник /

2.     Часть одежды, которая расположена вокруг шеи. /Воротник /

3.     Вид спорта, восхождение на труднодоступные горные вершины. /Альпинизм)

4.     Луковичное растение семейства лилейных с крупными цветками, имеющими форму колпачков. /Тюльпан /

5.     Вооружённые силы государства или часть их. /Войска /

6.     Часть суток между днём и ночью. /Вечер /

7.     Небесное тело, которое вращается вокруг Земли / Луна /

8.     Пятый месяц года. /Май /

9.     Кусок ткани или бумаги, которым вытирают губы, руки после еды. /Салфетка/

10. Дорога для пешеходов вдоль улицы /Тротуар/

 

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКАМ.

Заменить слова иностранного происхождения отечественными словами — синонимами.

 «Старое – новое»

Задание: определите слово по его лексическому значению

 • Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице  (дворник)

 

 • Раньше — купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

 

• Раньше — человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас — тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

 

• Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

 

 • Раньше — неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный(подлый)

 

• Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

 

• Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

 

• Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

 

 

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)

Раньше — купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

Раньше — человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас — тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

Раньше — неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)

Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от  неожиданности, удивления, испуга (опешить).

 

6.     Заключительная часть

  

 Всегда ли мы употребляем слово для утверждения добра? «…язык, хотя он и малая часть тела, похвалиться может делами великими. Крохотное пламя может поджечь большой лес. Язык – это пламя, он несет в себе самое большое зло сравнению с другими частями нашего тела. Он оскверняет все тело и сжигает саму жизнь нашу. Человек может приручить и приручал разного рода животных и птиц, пресмыкающихся, но не может укротить язык. Он неуемен, злобен и полон смертельного яда. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия».

 

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу!

Как это просто: стоит рот открыть,

И чудо слова возродится сразу.

 

На этих словах я хочу завершить наше занятие. Берегите родной язык, украшайте своей речью жизнь и мир вокруг вас расцветёт новыми красками, станет ярче и добрее.

 

 

Перед тем как мы вернёмся в наш класс  хотелось бы раздать всем вам памятку «Правила общения», составленные российским психологом Л. И. Кочетовым. Сначала прочтем ее все вместе:

 

                                             Правила общения

1.     Поддерживайте и одобряйте людей при каждой возможности. Отзывайтесь похвалой об их успехах, даже о самых незначительных. Похвала подобна лучам солнца. Без нее человек не может расти. Похвалы никогда не бывает много.

2.     Давайте людям возможность всегда сохранять свое лицо. Никогда никого не унижайте и не высмеивайте. Не придавайте большого значения чужим ошибкам.

3.     За глаза говорите о людях только хорошее. Если вы не находите ничего положительного в человеке, лучше промолчите.

4.     Внимательно наблюдайте за людьми. В этом случае вы заметите их хорошие дела и ваша похвала окажется обоснованной; не будет выглядеть как лесть.

5.     Всегда аппелируйте к благородным чувствам и мотивам людей. Каждому приятно когда его считают порядочным и честным. Если вы хотите, чтобы человек изменился в лучшую сторону, обращайтесь с ним так, словно он уже обладает этими качествами. В этом случае он будет прилагать все усилия, чтобы не разочаровать вас.

6.     Как можно реже критикуйте людей. Критика должна относиться к поступкам человека, а не к нему самому. Всегда показывайте, что вы относитесь к нему по-доброму. Никого не критикуйте в письменном виде.

7.     Давайте человеку почувствовать собственную значимость, признавайте за ним превосходство в какой-либо области.

8.     Если вы допустили ошибку – извинитесь. Если ожидаете порицания от кого-то, опередите его и сами признайте свою вину.

9.     Предлагайте – вместо того, чтобы отдавать приказы. Таким образом вы сможете наладить сотрудничество, не провоцируя сопротивления.

10. С пониманием относитесь к тому, что окружающие могут быть раздражены. Раздражение в большинстве случаев сигнализирует о том, что человеку нужны помощь и внимание.

11. Говорите как можно меньше. Дайте другим шанс выговориться и будьте хорошим слушателем.

12. Заставьте человека поверить, что идея принадлежит ему. Если идея хорошая, то не имеет значения, кто высказал ее первым. Каждому хочется поверить, что он действует по собственному разумению. Море главнее любого ручья, потому что находится ниже его.

13. Не перебивайте говорящих даже в том случае, если вам кажется, что они не правы. Они все равно не будут вас слушать пока не выскажутся до конца.

14. Попробуйте все оценивать с точки зрения другого человека. Постоянно анализируйте, чем может объясняться его поведение. Все понять это значит все простить.

15. Никогда не пытайтесь доказать свою правоту. Даже если вы умнее, не показывайте этого. Согласитесь, что вы, возможно, заблуждаетесь. Это сразу лишает почвы любой спор.

16. Чаще делайте подарки, даже без всякого повода. проявите творческий подход. Чем разнообразнее ваши подарки, тем больше человек уверен, что вы думаете о нем.

17. Если вам возражают, сдерживайте свои эмоции. выслушайте человека. Найдите в его высказываниях моменты, по которым вы придерживаетесь одинакового мнения. Будьте самокритичны. Пообещайте собеседнику подумать над тем, что он сказал, и поблагодарите его.

18. Проявляйте искренний интерес к людям. Интересуйтесь ими вместо того, чтобы вызывать интерес у них. Демонстрируйте свою готовность помогать.

19. Улыбайтесь. Никто так не нуждается в вашей улыбке, как человек, которому в настоящий момент совершенно не хочется улыбаться.

20. Обращайтесь к человеку, называя его только полным именем. Это признак уважения к нему.

21. Учитесь смотреть на мир глазами другого человека. Почаще задумайтесь о том, что ему действительно хочется.

22. Постарайтесь, чтобы после общения с вами у человека улучшилось настроение.

23. Умейте прощать, не будьте злопамятны.

24. Не скупитесь на комплименты окружающим.

 

 

Давайте мы эти правила повесим у нас в классе и всегда будем помнить, придерживаться их.  

 

 

4.5 Критическое слушание – встаньте, выскажитесь

Цели обучения

  1. Дать определение и объяснить критическое слушание и его важность в контексте публичных выступлений.
  2. Узнайте о шести различных способах улучшить свою способность критически слушать выступления.
  3. Оцените, что значит быть этичным слушателем.

Будучи студентом, вы подвергаетесь разного рода сообщениям. Вы получаете сообщения с академической информацией, институциональными правилами, инструкциями и предупреждениями; вы также получаете сообщения через политические дискурсы, рекламу, сплетни, шутки, тексты песен, текстовые сообщения, приглашения, веб-ссылки и любые другие способы связи. Вы знаете, что это не все равно, но не всегда ясно, как отделить правду от сообщений, которые вводят в заблуждение или даже откровенно ложны. Также не всегда ясно, какие сообщения предназначены для помощи слушателю, а какие служат корыстным интересам говорящего. Часть того, чтобы быть хорошим слушателем, заключается в том, чтобы научиться проявлять осторожность при оценке сообщений, которые мы слышим.

Критическое слушание в этом контексте означает использование тщательного, систематического мышления и рассуждений, чтобы увидеть, имеет ли сообщение смысл в свете фактических данных. Критическому слушанию можно научиться с практикой, но это не обязательно легко сделать. Некоторые люди никогда не учатся этому навыку; вместо этого они принимают каждое сообщение за чистую монету, даже если эти сообщения противоречат их знаниям. Проблемы возникают, когда сообщения повторяются другим людям, которые еще не развили навыки, позволяющие отличить правильное сообщение от ошибочного. Критическое слушание может быть особенно трудным, когда сообщение сложное. К сожалению, некоторые ораторы могут намеренно усложнять свои сообщения, чтобы избежать критической проверки. Например, городской казначей, выступающий с бюджетной презентацией, может использовать очень длинные слова и технический жаргон, из-за чего слушателям будет трудно понять предлагаемый бюджет и задать наводящие вопросы.

Шесть способов улучшить критическое слушание

Критическое слушание — это прежде всего навык, которому можно научиться и который можно улучшить. В этом разделе мы рассмотрим шесть различных техник, которые вы можете использовать, чтобы стать более критическим слушателем.

Признание разницы между фактами и мнениями

Сенатору Дэниелу Патрику Мойнихану приписывают высказывание: «Каждый человек имеет право на собственное мнение, но не имеет права на свои собственные факты» (Wikiquote). Частью критического слушания является умение отделять мнения от фактов, и это работает двумя способами: критически настроенные слушатели знают, передает ли говорящий фактическое сообщение или сообщение, основанное на мнении, и они также осознают взаимосвязь между их собственными мнениями. и факты, когда они слушают сообщения.

В американской политике вопрос реформы здравоохранения сильно перегружен как мнениями, так и фактами, и разобраться в некоторых из них крайне сложно. Столкновение фактов и мнений произошло 9 сентября 2010 года во время выступления президента Обамы по национальному телевидению на совместном заседании Конгресса, в котором он излагал свой план реформы здравоохранения. В этой речи президент Обама ответил на несколько слухов о плане, в том числе на утверждение, что «наши усилия по реформе застрахуют нелегальных иммигрантов. Это тоже неверно — реформы, которые я предлагаю, не коснутся тех, кто находится здесь нелегально». В этот момент один конгрессмен закричал: «Вы лжете!» Ясно, что этот конгрессмен не очень высокого мнения ни о плане реформы здравоохранения, ни о президенте. Однако, когда беспристрастная наблюдательная группа Factcheck.org изучила формулировки предложенного законопроекта, они обнаружили, что в нем есть раздел под названием «Никаких федеральных платежей для иностранцев без документов» (Factcheck.org, 2009).).

Часто, когда люди отрицательно относятся к теме, они не желают принимать факты. Вместо этого они подвергают сомнению все аспекты речи и имеют негативную предрасположенность как к речи, так и к говорящему.

Это не означает, что говорящие не должны выражать свое мнение. Многие из величайших речей в истории включают личные мнения. Возьмем, к примеру, знаменитую речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», в которой он выразил свое личное пожелание будущего американского общества. Критически настроенные слушатели могут соглашаться или не соглашаться с мнением говорящего, но дело в том, что они знают, когда сообщение, которое они слышат, основано на мнении, а когда — на фактах.

Раскрытие предположений

Если что-то соответствует действительности, существуют подтверждающие доказательства. Тем не менее, нам по-прежнему нужно быть осторожными в отношении того, что означает доказательство, а что нет. Предположения — это пробелы в логической последовательности, которые слушатели пассивно заполняют своими идеями и мнениями и могут быть или не быть точными. Когда вы слушаете публичную речь, вас могут попросить принять что-то за факт, тогда как на самом деле многие люди сомневаются в этом факте. Например, предположим, вы слушаете речь о похудении. Спикер рассказывает о том, что люди с избыточным весом просто не мотивированы или не обладают самодисциплиной, чтобы похудеть. Спикер построил речь на предположении, что мотивация и самодисциплина — единственные причины, по которым люди не могут похудеть. Вы можете подумать про себя, а как насчет генетики? Слушая критически, вы с большей вероятностью заметите необоснованные предположения в речи, что может побудить вас задать вопросы говорящему, если они будут заданы, или провести дополнительное исследование, чтобы проверить обоснованность предположений говорящего. Если, однако, вы будете пассивно сидеть и не будете оспаривать предположения говорящего, вы можете обнаружить, что вас убедила информация, которая не соответствует действительности.

Когда вы критически слушаете речь, вы можете услышать информацию, которая кажется неподтвержденной доказательствами. Вы не должны принимать эту информацию безоговорочно. Вы примете его при условии, что говорящий представит достоверные доказательства, прямо поддерживающие его.

Таблица 4.1 Факты и предположения

Факты Предположения
Факты подтверждаются четкими и недвусмысленными доказательствами. Предположения не подтверждаются доказательствами.
Большинство фактов можно проверить. Предположения о будущем нельзя проверить в настоящем.

Будьте открыты для новых идей

Иногда люди настолько увлечены своим мировосприятием, что не в состоянии внимательно слушать сообщения, которые имеют смысл и могут принести им огромную пользу. Человеческий прогресс был возможен, иногда вопреки всему, благодаря умственному любопытству и проницательности немногих людей. В конце 1700-х годов, когда была введена техника вакцинации для предотвращения оспы, против нее выступили как медицинские работники, так и обычные граждане, устроившие публичные протесты (Музей Эдварда Дженнера). Спустя более двух столетий прививки от оспы, дифтерии, полиомиелита и других инфекционных заболеваний спасли бесчисленное количество жизней, однако общественное сопротивление продолжается.

В мире публичных выступлений мы должны быть открыты для новых идей. Посмотрим правде в глаза, люди склонны отфильтровывать информацию, с которой они не согласны, и отфильтровывать информацию, которая поддерживает то, во что они уже верят. Николай Коперник был астрономом шестнадцатого века, который осмелился опубликовать трактат, объясняющий, что Земля вращается вокруг Солнца, что было нарушением католической доктрины. Астрономические открытия Коперника были названы еретическими, а его трактат запрещен, потому что группа людей в то время не была открыта для новых идей. В мае 2010 года, почти через пятьсот лет после его смерти, Римско-католическая церковь признала свою ошибку и перезахоронила его останки с соблюдением всех обрядов католического захоронения (Owen, 2010).

Несмотря на то, что случай с Коперником является довольно драматическим поворотом, слушатели всегда должны быть открыты для новых идей. Мы не предлагаем вам соглашаться с каждой идеей, с которой вы сталкиваетесь в жизни; скорее, мы предлагаем вам хотя бы выслушать сообщение, а затем оценить его.

Положитесь на разум и здравый смысл

Если вы слушаете речь и здравый смысл подсказывает вам, что сообщение нелогично, вы вполне можете быть правы. Вы должны думать о том, кажется ли речь правдоподобной и последовательной. Таким образом, ваше использование здравого смысла может служить для вас системой предупреждения.

Один из наших соавторов однажды услышал речь об опасности фейерверков для окружающей среды. Спикер утверждал, что фейерверки (публичные, а не личные, которые люди покупают и запускают у себя на заднем дворе) опасны для окружающей среды из-за мусора. Хотя, безусловно, некоторое количество бумаги попадает на землю перед тем, как сгореть, количество мусора, создаваемого фейерверками, относительно невелико по сравнению с другими источниками мусора, включая мусор, оставленный всеми зрителями, наблюдающими фейерверк в общественных парках и других местах. . Просто не имеет смысла относить несколько кусочков обугленной бумаги к серьезной опасности для окружающей среды.

Если сообщение не согласуется с тем, что вы уже знаете, если аргумент нелогичен или язык преувеличен, вы должны изучить проблемы, прежде чем принять или отклонить сообщение. Часто вы не сможете сделать этот шаг во время презентации сообщения; может потребоваться больше времени, чтобы собрать достаточно знаний, чтобы принять это решение самостоятельно.

Однако, когда вы говорите, вы не должны подменять здравый смысл доказательствами. Вот почему во время выступления необходимо ссылаться на авторитет ученых, исследования которых неопровержимы или, по крайней мере, весьма заслуживают доверия. Слишком легко сделать ошибку в рассуждениях, иногда называемую заблуждением, при изложении своего дела. Мы обсудим эти заблуждения более подробно в главе 8 «Поддерживающие идеи и построение аргументов». Одна из самых распространенных ошибок — 9.0079 post hoc, ergo propter hoc , форма логики «здравого смысла», которая примерно переводится как «после факта, следовательно, из-за факта». Аргумент гласит, что если А произошло первым, а затем В, то А вызвало Б. Мы знаем, что результат не может произойти раньше, чем причина, но мы также знаем, что эти два события могут быть связаны косвенно или что причинность работает в другом направлении. Например, представьте говорящего, утверждающего, что, поскольку солнце встает после крика петуха, петух вызвал восход солнца. Этот аргумент явно нелогичен, потому что петухи кукарекают много раз в день, а восход и закат солнца не меняются в зависимости от кукарекания или его отсутствия. Но эти два события связаны по-разному. Петухи, как правило, просыпаются и начинают кукарекать с первыми лучами солнца, примерно за сорок пять минут до восхода солнца. Таким образом, именно надвигающийся восход солнца вызывает предрассветное пение.

В главе 2 «Этика имеет значение: понимание этики публичных выступлений» мы указывали, что то, что является «здравым смыслом» для людей одного поколения или культуры, может быть совершенно противоположным для людей другого поколения или культуры. Таким образом, важно не предполагать, что ваша аудитория разделяет убеждения, которые для вас являются здравым смыслом. Точно так же, если сообщение вашей речи сложное или противоречивое, вы должны учитывать потребности своей аудитории и делать все возможное, чтобы объяснить ее сложность фактически и логически, а не интуитивно.

Соотнесите новые идеи со старыми

Как говорящий, так и слушатель, одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать для понимания сообщения, — это соотнести новые идеи с ранее существовавшими идеями. Представьте, что вы произносите речь о биологических системах и вам нужно использовать термин «гомеостаз», который относится к способности организма поддерживать стабильность путем постоянных корректировок. Чтобы помочь вашей аудитории понять гомеостаз, вы могли бы показать, как гомеостаз похож на регулировку, производимую термостатами, которые поддерживают более или менее постоянную температуру в наших домах. Если вы установите термостат на семьдесят градусов и станет жарче, центральное охлаждение включится и охладит ваш дом. Если в вашем доме станет ниже семидесяти градусов, ваш обогреватель включится и нагреет ваш дом. Обратите внимание, что в обоих случаях ваш термостат постоянно настраивается, чтобы оставаться на уровне семидесяти градусов. Объяснение того, что гомеостаз тела работает аналогичным образом, сделает его более актуальным для ваших слушателей и, вероятно, поможет им понять и запомнить эту идею, потому что она связана с чем-то, что они уже испытали.

Если вы можете делать эффективные сравнения во время прослушивания, это может углубить ваше понимание сообщения. Если вы можете представить эти сравнения своим слушателям, вы облегчите им рассмотрение ваших идей.

Делать заметки

Делать заметки — это навык, который улучшается с практикой. Вы уже знаете, что почти невозможно записать все, что говорит оратор. На самом деле, пытаясь записать все, вы можете отстать и пожалеть, что не распределяли свое внимание по-другому между записью и прослушиванием.

Тщательное, выборочное ведение заметок важно, потому что нам нужна точная запись, отражающая смысл сообщения. Как бы вы ни концентрировались на заметках, вы можете непреднамеренно пропустить важное слово, например, вместо , и подорвать надежность ваших записей, которые в остальном были тщательно написаны. Наоборот, если вы уделяете столько же внимания и внимания слушанию, вероятность того, что вы совершите подобную ошибку, снизится.

Важно найти баланс между хорошим прослушиванием и хорошими заметками. Многие люди борются с этим балансом в течение длительного времени. Например, если вы попытаетесь записать только ключевые фразы вместо полных предложений, вы можете обнаружить, что не можете вспомнить, как связаны две идеи. В этом случае было сделано слишком мало заметок. С другой стороны, чрезмерное ведение заметок может привести к потере акцента на самых важных идеях.

Чтобы улучшить свои навыки критического слушания, продолжайте развивать свою способность определять основные моменты в сообщениях, чтобы вы могли делать точные заметки, отражающие смысл, задуманный говорящим.

Этичное слушание

Этическое слушание во многом зависит от честных намерений. Мы должны относиться к ораторам с тем же уважением, которого мы хотим получать, когда подходит наша очередь говорить. Мы должны смотреть на говорящего с открытыми глазами. Мы не должны проверять наши мобильные телефоны. Мы должны избегать любого поведения, которое умаляет говорящего или сообщение.

Ученые Стефани Купман и Джеймс Лулль подчеркивают важность создания атмосферы заботы и взаимопонимания, отмечая, что «уважение точки зрения других является отличительной чертой умелого слушателя» (Coopman & Lull, 2008). Уважение или безусловное положительное отношение к другим означает, что вы относитесь к другим с уважением и порядочностью, согласны вы с ними или нет. Профессора Спраг, Стюарт и Бодари (Sprague, et al., 2010). также призывайте нас относиться к говорящему с уважением, даже если мы не согласны, не понимаем сообщение или считаем речь скучной.

Дуг Липпман (1998) (Lippman, 1998), тренер по сторителлингу, мощно и деликатно написал о слушании в своей книге:

Как и многие из нас, я привык слушать как должное, не обращая внимания на этот шаг, когда я устремился к более активным, видимым способам оказания помощи. Теперь я убежден, что умение слушать — это самый важный элемент любых отношений помощи.

У слушания великая сила. Он вытягивает из людей мысли и чувства, как ничто другое. Когда кто-то внимательно слушает вас, вы начинаете осознавать чувства, которые вы, возможно, не осознавали. У вас есть идеи, о которых вы, возможно, никогда раньше не думали. Вы становитесь красноречивее, проницательнее…

Как услужливый слушатель, я не перебиваю вас. Я не даю советов. Я не делаю ничего другого, слушая вас. Я не передаю рассеянность нервными манерами. Я не заканчиваю за вас фразы. Несмотря на все мои попытки понять вас, я не предполагаю, что знаю, что вы имеете в виду.

Я не выражаю неодобрения, нетерпения или снисходительности. Если я запутался, я проявляю стремление к разъяснениям, а не неприязнь к вашей тупости. Я не действую оправданным, когда вы говорите неправильно или исправляете себя.

Я не сижу безучастно, отказываясь от участия.

Вместо этого я излучаю привязанность, одобрение, интерес и энтузиазм. Я ваш партнер в общении. Я жажду твоего скорого успеха, очарован твоей борьбой, прощаю твои ошибки, всегда ожидая лучшего. Я ваш восторженный слушатель (Lippman, 1998).

Этот отрывок выражает порядочность, с которой люди должны относиться друг к другу. Это не означает, что мы должны принимать все, что слышим, но с этической точки зрения мы должны воздерживаться от принижения опасений друг друга. У всех нас был болезненный опыт игнорирования или неправильного понимания. Вот откуда мы знаем, что один из величайших даров, который один человек может дать другому, — это умение слушать.

Key Takeaways

  • Критическое слушание — это процесс, через который слушатель проходит, используя тщательное, систематическое мышление и рассуждения, чтобы увидеть, имеет ли смысл сообщение говорящего в свете фактических данных. Когда слушатели не критически относятся к сообщениям, на которые они обращают внимание, они, скорее всего, будут убеждены нелогичными аргументами, основанными на мнениях, а не на фактах.
  • Критическое слушание можно улучшить, применяя одну или несколько стратегий, помогающих слушателю проанализировать сообщение: распознавать разницу между фактами и мнениями, раскрывать предположения, высказанные говорящим, быть открытым для новых идей, использовать разум и здравый смысл при анализе сообщений. , связывайте новые идеи со старыми и делайте полезные заметки.
  • Быть этичным слушателем означает уважительно относиться к идеям говорящего, даже если вы можете не соглашаться с этими идеями или принимать их.

Каталожные номера

Купман, С.Дж., и Лулл, Дж. (2008). Публичные выступления: развитие искусства . Cengage Learning, с. 60.

Музей Эдварда Дженнера. (н.д.). Вакцинация. Получено с http://www.jennermuseum.com/Jenner/vaccination.html

.

Factcheck.org, проект Анненбергского центра общественной политики Пенсильванского университета. (2009 г., Десятое сентября). Речь Обамы о здравоохранении. Получено с http://www. factcheck.org/2009/09/obamas-health-care-speech

.

Липпман, Д. (1998). Тренер по рассказыванию историй: как слушать, хвалить и выявлять лучшие качества людей . Литл-Рок, Арканзас: Дом Августа.

Оуэн, Р. (2010, 23 мая). Католическая церковь с честью перезахоронила «еретика» Николая Коперника. раз онлайн . Получено с http://www.timesonline.co.uk/tol/news/world/europe/article7134341.ece

.

Спраг, Дж., Стюарт, Д., и Бодари, Д. (2010). Справочник докладчика (9-е изд.). Бостон, Массачусетс: Wadsworth Cengage.

Викицитатник. (н.д.). Дэниел Патрик Мойнихан. Получено с http://en.wikiquote.org/wiki/Daniel_Patrick_Moynihan

.

Почему трудно слушать | Вставай, говори – Фаган

Цели обучения

  • Понимание типов шума, которые могут повлиять на способность слушателя обратить внимание на сообщение.
  • Объясните, как объем внимания слушателя может ограничить его способность уделить внимание сообщению говорящего.
  • Проанализируйте, как личные предубеждения слушателя могут повлиять на его или ее способность уделить внимание сообщению.
  • Дайте определение опасениям получателя и их влиянию на способность слушателя воспринимать сообщение.

Иногда каждому человеку трудно полностью сосредоточиться во время продолжительной презентации. Иногда нам бывает трудно слушать даже относительно короткие сообщения. Некоторые факторы, мешающие хорошему слушанию, могут существовать вне нашего контроля, но с другими можно справиться. Полезно знать об этих факторах, чтобы они как можно меньше мешали пониманию сообщения.

Шум

Шум является одним из основных факторов, мешающих прослушиванию; его можно определить как что-либо, что мешает вашей способности уделить внимание и понять сообщение. Существует много видов шума, но мы сосредоточимся только на четырех, с которыми вы, скорее всего, столкнетесь в ситуациях публичного выступления: физический шум, психологический шум, физиологический шум и семантический шум.

Физический шум

Физический шум состоит из различных окружающих звуков, которые мешают источнику слышать. Строительные шумы прямо за окном, самолеты, летящие прямо над головой, или громкая музыка в соседней комнате могут затруднить слышимость сообщения, представляемого динамиком, даже если используется микрофон. Иногда можно управлять контекстом, чтобы уменьшить шум. Закрытие окна может быть полезным. Можно попросить людей в соседней комнате сделать музыку потише. Перейти на новое место сложнее, так как это включает в себя поиск нового места и доставку всех туда.

Психологический шум

Психологический шум состоит из отвлекающих факторов на сообщение говорящего, вызванных внутренними мыслями получателя. Например, если вы озабочены личными проблемами, вам трудно полностью сосредоточиться на понимании смысла сообщения. Присутствие другого человека, к которому вы чувствуете влечение, или, возможно, человека, которого вы сильно не любите, также может быть психосоциальным шумом, отвлекающим ваше внимание от сообщения.

Физиологический шум

Физиологический шум состоит из отвлекающих факторов на сообщение говорящего, вызванных собственным телом слушателя. Может быть, вы слушаете речь в классе около полудня и ничего не ели. Ваш желудок может урчать, и ваш стол начинает выглядеть аппетитно. Может быть, в комнате холодно, и вы больше думаете о том, как согреться, чем о том, что говорит говорящий. В любом случае ваше тело может отвлечь вас от внимания к представленной информации.

Семантический шум

Семантический шум возникает, когда получатель путается в значении выбора слова источником. Пока вы пытаетесь понять конкретное слово или фразу, говорящий продолжает передавать сообщение. Пока вы боретесь с толкованием слов, вы отвлекаетесь от прослушивания остальной части сообщения. Один из авторов слушал оратора, который упомянул об использовании подметальной машины для чистки ковров. Автор была сбита с толку, так как не видела, как метла будет эффективна при чистке ковровых покрытий. Позже автор узнал, что говорящий использовал слово «подметальная машина» для обозначения пылесоса; однако в то же время ее слушание было повреждено из-за ее неспособности понять, что имел в виду говорящий. Другим примером семантического шума является эвфемизм. Эвфемизм — это дипломатический язык, используемый для передачи неприятной информации. Например, если о ком-то говорят, что он «гибок в отношении правды», нам может потребоваться некоторое время, чтобы понять, что говорящий имеет в виду, что этот человек иногда лжет.

Рисунок 1. Типы шума

Во многих отвлекающих факторах нет вины ни слушателя, ни говорящего. Однако, когда вы выступаете, знание этих источников шума может помочь вам уменьшить часть шума, который мешает вашей аудитории понять вас.

Объем внимания

Человек может удерживать сосредоточенное внимание только в течение ограниченного периода времени. В своей книге 1985 года « Развлекаемся до смерти: публичный дискурс в эпоху шоу-бизнеса» , профессор Школы образования Стейнхардта Нью-Йоркского университета Нил Постман утверждал, что современная аудитория потеряла способность удерживать внимание на сообщении. [1] В последнее время исследователи ведут непрекращающиеся дебаты о том, вредно ли использование Интернета для концентрации внимания. [2] Независимо от того, обоснованы эти опасения или нет, вы, вероятно, замечали, что даже когда ваше внимание «приковано» к чему-то, что вас глубоко интересует, время от времени вы останавливаетесь, чтобы сделать что-то еще, например, выпить воды, потянуться или посмотреть в окно.

Ограничения объема человеческого внимания могут мешать слушанию, но слушатели и говорящие могут использовать стратегии для предотвращения этих помех. Как известно многим преподавателям в классе, слушатели с готовностью возобновят свое внимание, когда презентация включает частые перерывы в темпе. [3] Например, занятие продолжительностью от 50 до 75 минут может включать лекционный материал, чередующийся с вопросами для обсуждения в классе, видеоклипы, раздаточные материалы и демонстрации. Преподаватели, умеющие удерживать внимание слушателей, также перемещаются по классу, пишут на доске, рисуют диаграммы и время от времени используют диапозитивы или слайды PowerPoint.

Если у вас есть инструкторы, которые хорошо удерживают ваше внимание, они являются положительными образцами для подражания, показывая стратегии, которые вы можете использовать, чтобы приспособиться к ограничениям концентрации внимания вашей аудитории.

Предвзятость получателя

Умение слушать предполагает непредвзятость и воздержание от суждений до тех пор, пока говорящий не завершит сообщение. И наоборот, предвзятое слушание характеризуется поспешными выводами; предвзятый слушатель считает: «Мне не нужно слушать, потому что я уже знаю, что думаю». Предубеждения получателя могут относиться к двум вещам: предубеждениям в отношении говорящего и предвзятым идеям и мнениям о теме или сообщении. И то, и другое можно считать шумом. У всех есть предубеждения, но хорошие слушатели научились сдерживать их во время прослушивания.

Первый тип искажения, который может возникнуть у слушателей, связан с говорящим. Часто спикер встает, а члену аудитории он просто не нравится, поэтому он может не слушать сообщение спикера. Может быть, у вас есть одноклассник, который по какой-то причине вас просто бесит, или, может быть, вы сомневаетесь в компетентности одноклассника по заданной теме. Когда у нас есть предвзятое мнение о говорящем, эти предубеждения могут мешать нашей способности точно и компетентно слушать сообщение говорящего.

Второй тип искажений, которые могут возникнуть у слушателей, связан с темой или содержанием выступления. Может быть, речь идет о теме, которую вы слышали тысячу раз, поэтому вы просто отключаете речь. Или, может быть, спикер представляет тему или позицию, с которой вы в корне не согласны. Когда у слушателей уже сложились сильные мнения по теме, такой как смертная казнь, религиозные вопросы, позитивные действия, аборты или глобальное потепление, их предубеждения могут затруднить им даже рассмотрение новой информации по теме, особенно если новая информация несовместимо с тем, что они уже считают правдой. Как слушатели, нам трудно определить свои предубеждения, особенно когда они кажутся разумными. Однако стоит признать, что наша жизнь была бы очень трудной, если бы никто никогда не рассматривал новые точки зрения или новую информацию. Мы живем в мире, где каждый может извлечь выгоду из ясного мышления и непредубежденного слушания.

Прослушивание или опасение получателя

Прослушивание или опасение получателя — это опасение, что вы не сможете понять сообщение или правильно обработать информацию или не сможете адаптировать свое мышление для последовательного включения новой информации. [4] В некоторых ситуациях вы можете опасаться, что представленная информация будет «выше вашей головы» — слишком сложной, технической или продвинутой, чтобы вы могли ее правильно понять.

Многие студенты на самом деле избегают регистрации на курсы, в которых они уверены, что у них не получится. В других случаях студенты выберут сложный курс, только если это необходимо. Такое избегание можно понять, но это не лучшая стратегия для достижения успеха. Чтобы стать образованными людьми, студенты должны пройти несколько курсов, способных пролить свет на области, в которых их знания ограничены.

Как оратор, вы можете уменьшить опасения слушателей, четко определяя термины и используя простые визуальные средства для удержания внимания аудитории. Вы не хотите недооценивать или переоценивать знания вашей аудитории по предмету, поэтому всегда важен хороший анализ аудитории. Если вы знаете, что ваша аудитория не обладает специальными знаниями по данной теме, вам следует начать с определения важных терминов. Исследования показали нам, что, когда слушатели не чувствуют, что понимают сообщение говорящего, их опасения по поводу получения сообщения усиливаются. Представьте, что вы слушаете речь о химии, и говорящий начинает говорить о «коллигативных свойствах». Вы можете начать сомневаться, находитесь ли вы вообще в нужном месте. Когда это происходит, опасения явно мешают способности слушателя точно и компетентно понимать сообщение говорящего. Как оратор, вы можете уменьшить опасения слушателя, объяснив, что коллигативные свойства фокусируются на сколько растворено в растворе, а не сколько растворено в растворе. Вы также можете привести пример, который они могли бы легко понять, например, сказать, что не имеет значения, какую соль вы используете зимой, чтобы растопить лед на подъездной дорожке, важно то, сколько соли вы используете.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

  • Слушатели часто не могут внимательно следить за сообщениями из-за четырех типов шума. Физический шум вызван физической обстановкой, в которой находится слушатель. Психологический шум существует в собственном сознании слушателя и мешает ему или ей обратить внимание на сообщение говорящего. Физиологический шум существует потому, что тело слушателя испытывает какое-то ощущение, которое мешает ему или ей обратить внимание на сообщение говорящего. Семантический шум возникает из-за того, что слушатель путает значения слов, используемых говорящим.
  • Все аудитории имеют ограниченный объем внимания. Как оратор, вы должны понимать, как долго вы можете разумно ожидать, что аудитория будет слушать ваше сообщение.
  • Слушатели должны осознавать свои предубеждения в отношении выступающих и темы, которые выбирают выступающие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *