Вспыльчивость в психологии это: причины и как с ней бороться

Вспыльчивость: и кто в этом виноват?

29 мая 2014 г., 13:14

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «Бриллиантовая рука»

Вспыльчивостью называют эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям.

Вспыльчивость – чаще мужская черта характера. Женщины, особенно с мужским гендером, также бывают вспыльчивы, однако женский вариант обвинительности чаще отыгрывается через роль Жертвы и происходит обычно в форме обид или истерик. Обидчивость и истеричность – женские аналоги вспыльчивости.

 

Фильм «Барышня-крестьянка»

Вспыльчивость считают дурной чертой характера, однако это не совсем так. Есть два вида вспыльчивости: вспыльчивость пустая и вспыльчивость обоснованная.

Если человек часто вспыхивает, а то и взрывается «на ровном месте», без серьезного повода – это пустая вспыльчивость, и это действительно дурная привычка. Именно привычка, потому что никто вспыльчивым не рождается, вспыльчивыми – становятся. Чаще всего это были эмоциональные вспышки ребенка, которые разрешали ему родители (чаще мамы и бабушки) и к которым ребенок привык. Мамы не любят воевать с ребенком, они сторонники поуговаривать и поотвлекать, чтобы все прошло само, а в результате ребенок получает себе разрешение орать, как только ему вздумается. В семье же, где внимательные родители сочетают теплоту и требование формата, ни о какой вспыльчивости детей речи не идет.

 

Фильм «Святоша»

Можно ли эту привычку поправить уже у взрослого человека? Да, это вполне возможно, если есть поддержка окружающих, а сам человек согласен в себе это изменить и хочет это изменить. При этом самые эффективные – самые жесткие меры: в армии бытовая вспыльчивость новобранцев в процессе взаимодействия с опытным ротным «лечится» в первые же месяцы. Вне армии, в семье и на работе, пустая вспыльчивость уходит с трудом, поскольку обычно имеет те или иные внутренние выгоды, а заставить человека контролировать свои психи возможно не всегда. Тем не менее, вспыльчивый Жириновский при В.В. Путине всегда находит возможность себя сдержать…

Если вспыльчивость присуща вам, вы можете предупредить и снять свои вспышки гнева несложным образом. Ваша задача сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить ту ситуацию, где вы обычно срываетесь. Однако на этот раз вы должны представить свое поведение другим: спокойным, рассудительным – таким, каким вы хотели бы себя видеть. И всё! Почаще представляйте себе такое свое новое поведение, и скоро там, где вы рвали и метали, вы будете вести себя вполне разумно. Проверьте – такой простой метод действительно оказывается вполне действенным.

Однако есть и другая, обоснованная вспыльчивость. Шеф имеет право вспылить, если сотрудник нарушает субординацию и на замечания не реагирует.

Аналогично, если вы попросили ребенка убрать игрушки, а он продолжает играть («Сейчас!»), даже не повернув к вам головы, возможно, вы подойдете поближе и попросите его еще раз, чтобы он обратил внимание на вашу просьбу всерьез. Но если он и на это не реагирует ничем, кроме недовольного лица («Ну сейчас!») и вы вспылили, это не вы вспыльчивый, а ребенку нужно делать то, о чем его просят родители.

Также и в супружеской паре: просто так повышать голос друг на друга нельзя, но если вы о чем-то договорились, то договоренности уже должны выполняться. И если вам раз напомнили – вы не сделали, второй раз напомнили – вы забыли, то не сердитесь, если третий раз к вам обратятся уже в другом тоне.

Если человек не понимает, когда к нему обращаются спокойно, к нему можно и правильно обратиться эмоционально и на повышенных тонах. И это уже не пустая вспыльчивость, а адекватная реакция на тех, кто не уважает окружающих и не внимателен к нормальному обращению.

Понятно, что по-хорошему шуметь и пылить все равно не нужно, поэтому вместо того, чтобы раз за разом срываться на тех, кто ведет себя не так, как следует, спокойно поговорите с этим человеком, как можно все-таки поправить ситуацию. Возможно, нужна какая-то маленькая помощь с вашей стороны, иногда простое предупреждение: «Сейчас я начну кричать!», и вопрос удается решить мирным образом.

  • Эмоциональное состояние
  • Автор Н.И. Козлов
  • Темперамент
  • Поведение в конфликтной ситуации
  • Психика, здоровье
  • Мужское и женское
  • Видео

Комментарии (16):

иван, 30 сентября 2014 г., 15:29

Спасибо за примеры как себя вести.

Гость, 18 ноября 2014 г., 21:16

Хм… интересное сравнение, если он — шеф, то вспыльчивость обоснованная, если она — подчиненная, но при этом ее права и права ее друга, коллеги, товарища и т.д. ущемлены, то она должна помалкивать в тряпочку… По-моему психология — это наука ни в коем разе не опирающаяся на социальные статусы и неравенство, а коли так, значит и вспыльчивость девушки — обоснованная. Тем более, что она не за себя радеет, ведь лучше не держать негативные эмоции в себе — вредно для здоровья.

1

ответ

Гость, 26 марта 2020 г., 15:11

Субординация вещь не пустая. А девушка всего лишь для примера.

Н.И. Козлов, 18 ноября 2014 г., 22:30

В вашем комментарии несколько разных утверждений. Давайте по пунктам: 1. «Держать негативные эмоции в себе — вредно для здоровья» — Неточно. Существенного вреда в этом нет, смотрите научные исследования, приведенные в статье «Рекомендация не сдерживать негативные эмоции и разряжать агрессивные импульсы». 2. «Подчиненные всегда должны помалкивать в тряпочку» — такого тезиса в статье нет. Вы поторопились. 3. «Вспыльчивость сотрудницы не пустая, а обоснованная, потому что…» Не очень понятна ваша аргументация. Потому что шеф и сотрудница равны? Это не так. По общегражданским правам — да, а по внутрикорпоративным правилам — нет. Потому что она «не за себя радеет»? — Это не дает ей право нарушать субординацию.

1

ответ

Гость, 25 февраля 2020 г., 21:47

Поддерживаю гостя. Все граждане равны, как перед законом, так и в вопросах этки. Вспыльчивость ничем не обоснована, в том числе «я начальник, я сильнее, так что заткнись»! Это ни в коем случае не является аргументом в вопросах этики, ни аргументом в пользу вседозволенности!

Лера, 28 декабря 2015 г. , 13:12

А то, что большинство людей находит себе оправдание? Я вспылил, потому что… и любые варианты. Получается, он всегда может вспылить. Потому что начальник, потому что мужчина, потому что родитель и так далее. А чаще всего — обычная распущенность — нежелание управлять эмоциями. Проще поорать, чем управлять. Ко всему прочему в этой вспыльчивой речи звучат оскорбления. Этику отменяем? Наверное, статья должна быть длиннее, чтоб тему можно было понять глубже.

1

ответ

Гость, 24 мая 2018 г., 20:41

Я женщина и работаю начальником караула в Росгвардии. Всякое бывает, могут и не подчиниться. Тогда для обеспечения нормальной работы приходится и вспылить, конечно без оскорблений, только это и может помочь. Я ведь должна уметь управлять коллективом! Иначе на мое место придет более способный управленец. И наказывать приходится подчиненных

Гость, 14 февраля 2018 г., 15:44

В армии это лечится сразу. ..

Гость, 31 июля 2019 г., 14:55

Фуух, спасибо, я попробую, чтобы вспыльчивости больше не было.

Гость, 04 ноября 2019 г., 15:43

Здравствуйте! Статья прекрасная. Приведены замечательные примеры,которые имеют место быть в жизни.

Гость, 21 февраля 2020 г., 16:37

«Вспыльчивость: и кто в этом виноват?» За вспыльчивость отвечает тот, кто вспылил! Всегда! Вспыльчивость — это трусость, страх потери контроля, проявление слабости и неуважение в первую очередь к себе. «Однако есть и другая, обоснованная вспыльчивость». Нет такой вспыльчивости! Тем более если это начальник, у которого должно быть достаточное количество рычагов управления. И если он позволяет себе вспыльчивость, то это ничтожный начальник.

1

ответ

Гость, 25 февраля 2020 г., 21:44

Господи, как же вас гнобили на работе ..

1

ответ

Гость, 16 сентября 2020 г. , 16:27

Я бываю очень вспыльчивой, и мне это вредит. Ненавижу себя за это. Потому сильно сожалею об этом. Очень хочу изменить свой скверный и буйный нрав, измениться в лучшую сторону.

1

ответ

Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 17 сентября 2020 г., 11:08

Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного Николай Иванович обсуждает в Клубе «DISTANT-NIK» 7 дней — бесплатно. Присоединяйтесь!

Гость, 13 декабря 2021 г., 22:27

Ребята, можете подсказать почему в теле будто излишняя энергия? Я постояно быстро двигаю пальцами иногда хвастаюсь за волосы или бью стену, и только как ошущаю боль, успокаиваюсь на время. В теле будто адреналин, и так целый день, я не могу сидеть на месте, постоянно хожу, а так как дел особо нет, меня все раздражает, моментами хочу сломать кого-то, а потом себя.

1

ответ

Соколова Л.

В., секретарь Н.И. Козлова, 14 декабря 2021 г., 09:04

Гость, это просто комментарии к статье, а не форум. Здесь нет живого общения: обратите внимание на даты ответов. Бесплатные консультации здесь https://www.univer-pp.ru/bk/

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.

Человек, который выбрал быть Жертвой

Жертва — не объективное положение вещей, а нечто субъективное, а именно выбранная роль и внутреннее состояние человека.

26Подробнее

01 янв. 2010 г.

Черты личности

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком. К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.

5Подробнее

01 окт. 2022 г.

Десенсибилизация – королева психотерапии!

Десенсибилизация – методика для уменьшения негативного напряжения, тревоги и страхов к напрягающим образам, пугающим объектам или ситуациям. 

5Подробнее

01 окт. 2022 г.

Эмоциональная уязвимость

Эмоциональная уязвимость — травмируемость души, неумение защитить себя от болезненных переживаний.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Формат с детьми: мы общаемся без плача и криков

Приучайте детей к формату нормального поведения. Не угадывайте, что дети хотят от вас своим плачем. Пусть они усвоят: пока они плачут — вы их не понимаете. Вы можете понять, что они хотят, только когда они ясно скажут, что они хотят. Обычно, чтобы что-то сказать, ребенку нужно уже немного успокоиться. И это уже хорошо.

1Подробнее

01 янв. 2006 г.

Темперамент

Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Влияние темперамента, как биологической основы характера, очень сильно, но проявляться может по разному. Главный вопрос: куда будет направлена энергетика темперамента? Высокий уровень тестостерона у бандита и у искренне верующего проповедника приведет к диаметрально противоположным поступкам.

0Подробнее

Вопрос 11 — ответ — Добрый день! Посоветуйте, как вести себя со вспыльчивым ребенком? — Вопросы к психологу — Отдел опеки и попечительства

 Здравствуйте! Понять, вспыльчивый у вас ребенок или нет, вы сможете уже когда ему исполнится 2 – 2,5 годика. В этом возрасте он начинает проявлять свои чувства и реакции вербально, то есть словами. И тогда очень важно подсказать ребенку, какая его реакция правильная, а какая будет вредить ему и окружающим.

Вспыльчивость – это неумение ребенка проявлять свои эмоции. Это поведенческая реакция, когда ребенок может проявить злость, капризность, плаксивость по малейшему, даже несерьезному поводу. Ребенок может вспылить из-за неосторожной фразы, слова, даже взгляда. Причем взрослым в это время кажется, что ничего обидного сказано не было. Вспыльчивый ребенок проявляет больше беспомощность и неспособность справиться с ситуацией, чем агрессию. Вспыльчивость – это больше крик о помощи, высказанный вот в такой нелепой и крикливой форме. Для общения это очень неудобно, потому что от вспыльчивости ребенка страдает и он сам, и его окружение.

    Вспыльчивыми чаще всего бывают ранимые натуры. Вспыльчивость больше характерная для сангвиников и холериков, чем для флегматиков. Меланхолики тоже склонны к вспышкам гнева, плаксивости и депрессии. Таким образом, вспыльчивость ребенка зависит еще и от его темперамента.

    Корректировать вспыльчивость ребенка можно уверенным поведением и объяснениями, как можно выразить ту или иную эмоцию. Очень хорошо на детей младшего школьного возраста действуют сказки, где у каждого героя своя роль. Пусть один из героев вашей сказки будет вспыльчивым, чтобы ребенок увидел себя со стороны. А потом пусть этот же герой поведет себя нормально, и ребенок увидит разницу в результатах.

    В самом раннем возрасте нужно терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Ребенок должен усвоить четкие границы: какое его поведение результативно, а какое принесет только неприятности и ему, и окружающим. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в социуме.

    На вспыльчивого ребенка нельзя кричать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему.

     Нельзя заставлять ребенка замолчать, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения. Если ребенок научится высказывать свои эмоции нормальным тоном, это даст ему возможность и впредь без раздражения рассказывать о том, чего он добивается своим поведением, что его беспокоит.

      Есть много увлекательных и эффективных психологических методов, которые дают возможность ребенку выплеснуть свои эмоции и не злиться. Можно попробовать несколько из этих методов и таким образом выяснить, какой из них работает лучше всего для вашего ребенка. Обратите внимание: эти психологические «ключики» нужно применять именно тогда, когда ребенок зол и раздражен, потому что в спокойные моменты с них толку мало.

«Порвать гнев»

Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.

«Убить гнев подушкой»

Шуточная битва подушками должна помочь сбросить гнев и даже рассмешить ребенка. Это снимет напряжение и закономерно переведет раздражение в игру.

«Обзывалки»

Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.

Темперамент – Культура и психология

В психологии темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и установок. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн в начале 1950-х годов начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование детского темперамента (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность.

Были обнаружены повторения между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн (Thomas & Chess, 1977) обнаружили, что многих младенцев можно отнести к одной из трех групп:

  • Легкий
  • Трудно
  • Медленный прогрев

Их исследование показало, что легкие младенцы легко адаптируются к новому опыту, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну.

Медленно согревающиеся Новорожденные имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую. Важным аспектом исследования Thomas & Chess (1977) относится к взаимодействию детского темперамента с личностью опекуна и стилем воспитания. Они предположили, что «соответствие» между потребностями детского темперамента и родительской заботой будет способствовать здоровому развитию саморегуляции и самоощущения ребенка. Этот важный баланс известен как соответствие

.

Темперамент и культура

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие паттерны качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах. Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет.

Де Врис (1974) наблюдал за младенцами и матерями масаи (племя в Восточной Африке) в течение нескольких лет во время периода голода. Исследователь обнаружил, что дети масаи, которые были более требовательны, с большей вероятностью выживали в периоды экологического стресса, чем младенцы, которые были более послушными. Исследователь предположил, что младенцы, которые были более агрессивными и требовательными — или, с точки зрения темперамента, более трудными — с большей вероятностью были накормлены и их потребности были удовлетворены, чем послушные младенцы, которых, возможно, было легче игнорировать. Результаты этих кросс-культурных исследований темперамента демонстрируют, что взаимодействие между экологией, темпераментом и культурой может влиять на человека.

Темперамент и личность: какая связь?

 Темперамент и личность



Как темперамент помогает формировать
характеристики нашей личности?


Темперамент влияет на наше взаимодействие с окружающей средой.
Разное взаимодействие = разный опыт.

Темперамент относится к поведенческому стилю, «как» поведения. Личность описывает, «что» делает человек или «почему» он что-то делает. Давно признанные разными, исследователи исследовали связи между биологическими аспектами поведения, наблюдаемыми в темпераменте, и структурой и развитием личности.

В настоящее время одной из самых популярных теорий личности является теория Большой пятерки Пола Косты и Роберта Маккрея. На основе повторного факторного анализа черт личности эти авторы пришел к выводу, что личность состоит из пяти универсальных измерений: экстраверсии, доброжелательности, невротизма, открытости и добросовестности. Они считают, что эти пять факторов могут быть обнаруживаются в самооценке личности у молодых людей, как только они могут оценивать себя, и остаются неизменными в зрелом возрасте.

Исследователи темперамента искали связь между факторами, определенными как темперамент, и факторами «Большой пятерки» как у взрослых, так и у детей. В частности, Ротбарта. Было показано, что анкеты коррелируют с личностными характеристиками, открывая новые возможности для исследований. Исследование Ротбарта продемонстрировало значительные связи с четырьмя Черты личности Большой пятерки, основанные на таких параметрах ее темперамента, как ориентировочная чувствительность, напряженное внимание, экстраверсия и негативный аффект. Только личностная характеристика Доброжелательность не коррелировала значимо ни с одной из шкал темперамента.

Конечно, было проведено множество других исследований, в том числе растущее число европейских исследований под руководством Гедольфа Конштамма, Ивана Мервьельде и Берита Хагекулла. В США темперамент исследователи Чарльз Халверсон и Рой Мартин опубликовали как теоретические, так и эмпирические статьи о связи темперамент-личность. Темперамент и личность явно связаны, но не одно и то же, основанное как на концептуальных, так и на эмпирических основаниях. Ссылки есть, но их еще предстоит полностью понять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *