Дети вундеркинды, рано проявившие свои необычные способности. Кто они — вундеркинды россии
Большинство людей стремится достичь совершенства в своей профессиональной области — некоторые добираются до карьерной вершины в зрелом возрасте, но другие настолько талантливы, что в детстве порой превосходят взрослых. Перед вами — список из десяти современных вундеркиндов, достигших успеха в различных профессиях.
1. Микаэла Фудолиг
Микаэла Ирэн Фудолиг поступила в Филиппинский университет в 11 лет, а в 16 лет она окончила его с отличием, получив степень бакалавра физических наук — она стала выпускником, произносящим прощальную речь. В настоящее время Микаэла работает профессором в том же университете и занимается эконофизикой — математическим моделированием поведения в системах и биологическими системами.
2. Акрит Ясвал
Акрит Пран Ясвал из Индии стал известен, когда выполнил свою первую хирургическую операцию — ему было тогда всего семь лет. Хотя он в то время ещё не был врачом, но уже имел репутацию медицинского гения в узком кругу знакомых. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, и Акран отделил ему пальцы.
В возрасте 12-ти лет Акран поступил в медицинский университет, а к 17-ти годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сегодня он занимается поисками лекарства от рака.
3. Тейлор Уилсон
Тейлор Рамон Уилсон стал самым молодым человеком в мире, создавшим рабочий фузор — устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза. В возрасте 10-ти лет он сконструировал ядерную бомбу, а фузор сделал, когда ему исполнилось 14. В мае 2011-го года Тейлор получил премию на Международной научно-технической ярмарке Intel за детектор переходного излучения.
В феврале 2013-го года он выступил на конференции TED-2013, где рассказал о своих идеях относительно автономных подземных ядерных реакторов деления. Тейлор разработал компактный ядерный реактор, который, по его словам, способен генерировать 50 МВт электроэнергии, причём заправлять устройство необходимо только раз в 30 лет.
4. Камерон Томпсон
Камерон Томпсон — математический гений из Северного Уэльса. Когда ему было четыре года, он поправил своего учителя, сказавшего, что нуль является наименьшим числом, заявив, что тот забыл об отрицательных числах. В возрасте 11-ти лет он получил степень по математике в Открытом университете Великобритании. В том же возрасте мальчик успешно сдал два выпускных экзамена в математической школе и был показан по ВВС как один из гениальных подростков. К сожалению, у Камерона есть трудности в учёбе из-за болезни Аспергера, но, тем не менее, он является одним из юных математических гениев в мире.
5. Джейкоб Барнетт
Джейкоб Барнетт — американский математик. Когда ему было два года, ему поставили диагноз — тяжёлый аутизм: врачи говорили, что тот не сможет говорить, читать и совершать мелкие бытовые действия. В три года оказалось, что врачи крупно ошиблись — Джейкоб мог рассказать алфавит в прямом и обратном порядке.
В этом же возрасте во время посещения планетария Джейкоб ответил на вопрос ведущего о том, почему луны Марса такой странной формы. Он поступил в Университет Индианы в Индианаполисе в возрасте 10-ти лет.
Во время работы над своей докторской диссертацией Барнетт утверждал, что в один прекрасный день сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна. В настоящее время он работает над диссертацией в области квантовой физики.
6. Марк Тянь Боэдихарджо
Марк Тянь Боэдихарджо родился в Гонконге, он — самый молодой человек, поступивший в Гонконгский университет: ему тогда было девять лет. Он учился по специальной программе, где особое внимание уделялось математике и статистике, в то же время он сдал в школе восемь выпускных экзаменов.
Сейчас у Марка есть два диплома, степень бакалавра в области математических наук и магистра философии в области математики, которую он получил в 2011-м году — на год раньше, чем предусматривает учебный план. В настоящее время он получает степень доктора философии математики в Соединенных Штатах.
7. Приянши Сомани
Приянши Сомани из Индии обладает удивительной способностью проводить в ум
shr32.ru
Дети – вундеркинды
Появление ребенка в семье многое меняет, но вместе с тем это большая радость. В большинстве случаев в своем развитии малыши проходят определенные этапы. Они учатся держать головку, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, а затем начинают произносить свои первые слова. Однако приблизительно в одном случае на миллион говорить кроха начинает уже в первые месяцы жизни. Если умственно ребенок развивается семимильными шагами, в сотни раз опережая сверстников, то о нем говорят, как о вундеркинде.
Кто такие вундеркинды?
Многие родители стремятся вырастить гения. При этом ими нередко применяются различные методики раннего развития. По мнениям психологов такое развитие опасно для психики ребенка. Если перегрузить мозг, то дети становятся нервными и неуравновешенными. Однако авторы развивающих методик не согласны с подобным утверждением.
Развивать свое чадо родители могут с помощью систем Монтессори, Штайнера, Домана, Никитиных, Зайцева и других.
Создатели этих методик утверждают, что если малыш будет заниматься по ним, то он не только сможет в юном возрасте писать, читать и научиться считать, но и научится креативно, творчески подходить к решению задач, образно мыслить, у него разовьется способность запоминать.К примеру, дети из семьи Никитиных, где и применялись впервые разработанные родителями образовательные методы, действительно выросли образованными людьми, но гениями не стали. Причем они не спешат применять эту методику на своих детях.
Есть люди, которые уже в детстве проявляют гениальность, но таких единицы. Их мышление нетипично, они способны уже в раннем возрасте принимать нестандартные и намного более эффективные решения, чем взрослые. Из миллиона детей гениален лишь один, гораздо чаще встречаются одаренные малыши. Теоретически в среднестатистической ячейке общества кроха с необычным даром может появиться в одном случае из нескольких десятков тысяч. Дар – это необычные способности, и лишь упорно работая и совершенствуя их, ребенок сможет развить в себе талант. И только проверенный не одним десятком лет талант, которой склонен к созиданию, можно будет назвать гениальностью.
Полезно знать: существует специальная наука, которая изучает феномен вундеркиндов – евгеника, но на вопрос, почему у одних детей одаренность проявляется ярко, а у других нет, ученые ответить не могут.
С одной стороны, считается, что за проявление одаренности ответственно нарушение соотношения уровня гормонов у детей. И именно в связи с этим ускоряется темп психического развития, а соответственно нервная система созревает раньше, различные навыки осваиваются ускоренными темпами. С другой стороны, существует гипотеза, что талант передается по наследству. То есть в прошлых поколениях семьи должны быть предки с творческими задатками или высоким IQ.
Еще одна теория гласит, что за талант и высокий интеллект отвечает группа генов. Каждый из них соответствует определенному мыслительному процессу. Так, к примеру, существует ген, который отвечает за феноменальную память. То есть дети, обладающие им, способны запоминать намного больше, чем другие, им проще дается изучение иностранных языков, поскольку они могут удерживать в памяти в десятки раз больше слов. Составить генную карту талантов ребенка должен помочь ДНК-тест. Теоретически диагностика выявляет склонности ребенка к музыке, спорту, языку или математике, что в свою очередь помогает родителям определить, как развивать ребенка. Если считать эту теорию верной, то это открытие способно полностью изменить систему образования. Возможно, такие тесты станут общедоступными в недалеком будущем. Однако для того чтобы общество чувствовало себя защищенным нужно большое количество исполнителей, а не лидеров и людей с претензиями, поэтому к одаренным детям относятся с опаской. Можно наблюдать некий конфликт, аналог общественного невроза.
Вундеркиндами называют одаренных детей, уровень интеллектуального развития которых превосходит уровень их сверстников. Дословно с немецкого это слово переводится, как чудесное дитя. Способности таких детей проявляются в различных сферах деятельности, одни могут окончить экстерном школу и уже в 11-12 лет защитить диссертацию, другие пишут картины или оперы, третьи становятся чемпионами по шахматам. Среди вундеркиндов встречаются так называемые саванты (мудрецы). Эти дети могут достичь редко достигаемых другими высот в какой-то узкой сфере, но обычно имеющие проблемы с элементарными умениями. Чаще всего вундеркиндами являются первенцы. Уже в возрасте четырех лет их интеллектуальные способности проявляются на 50%, а в восемь – на 90%.
Как упоминалось, способности у детей-вундеркиндов обнаруживаются, поскольку их умственное и психическое развитие опережает физическое. Разработано множество систем, позволяющих оценить степень одаренности ребенка, но все они базируются на формальных признаках. К примеру, тест IQ. Среднестатистический человек набирает в нем максимум 90 балов, один из шести людей 120 и о таком человеке говорят, как о яркой, просветленной личности. А если коэффициент интеллекта превышает 160, то говорят о наличии экстраординарных способностей. Так, детей, которые набирают от 130 до 145 балов считают умеренно одаренными (количество таких детей 1 на 50 человек), от 145 до 160 – высокоодаренными (1 из 1000), от 160 до 175 – исключительно одаренными (1 из 30 тыс.) и от 175 и более – необычайно одаренными (1 из 3 млн.).
Важно: одаренные дети, проходя классические тесты, зачастую показывают отвратительные результаты. То есть современная система образования способна убить в ребенке гения.
При этом выявление таланта ребенка это еще далеко не его признание. Приблизительно к 10-12 годам, когда физическое развитие догоняет психическое, дети-вундеркинды могут стать вполне обычными. Лишь единицам удается стать гениями. Успеха достигают около 8% сверх одаренных детей, но именно они являются движущей силой человечества к прогрессу.
Известно, что возможности своего мозга человек задействует лишь на 1%, но дети каждого следующего поколения используют их гораздо активнее родителей. Это связано с тем, что с каждым новым десятилетием удваивается количество информации, которую необходимо усвоить. Даже временные рамки, когда прекращается физическое развитие человеческого организма, изменились у девушек с 18-20 лет до 22-25, а у юношей с 23-25 до 27-30. Таким образом, вполне вероятно, что когда-нибудь гениальность станет нормой.
Особенный ребенок в семье
Дети, которые отличались от основной массы сверстников своими способностями, всегда поражают обывателей, ими восхищаются, им завидуют. Но каково это – быть родителем вундеркинда и есть ли сложность у самих детей?
Несомненно, в жизни одаренным детям приходится столкнуться с определенными трудностями. Насколько сложно ребенку будет нести ношу своего дара, во многом зависит от его родителей. У одних из них проявившиеся способности чада вызовут только гордость, они постараются лишь направлять развитие его дарования, но не станут насильно загружать малыша с раннего возраста ненужными сведениями, истязать бесконечными тренировками, другие захотят реализовать свои амбиции, лишая кроху простых детских радостей, а третьи и вовсе постараются извлечь из ситуации выгоду, заработать на своем же малыше.
Полезно знать: несомненно, дети, у которых действительно любящие и чуткие родители, находятся несравнимо в более выгодном положении, они могут достичь необычайных высот, но если их дар угаснет, так и не развившись в талант, то они с легкостью переживут потерю.
Те же дети, родители которых возлагают на них слишком большие надежды, к которым предъявляются завышенные требования, зачастую лишаются детства. Им приходится днями напролет корпеть над учебниками, выводить формулы, играть на скрипке и так далее, они почти не общаются со сверстниками. Из-за психологического давления только трое из ста таких детей добиваются успеха, им удается развить свой талант.
Как правило, одаренных детей не нужно заставлять работать, а напротив, нужно просить сменить занятие. Заботливый родитель постарается отправить чадо на улицу побегать и поиграть с ровесниками. Хотя такие малыши испытывают трудности общения, из-за того, что несоизмеримо высокие показатели умственного развития мешают им найти общий язык со сверстниками, им необходимо учиться общаться. То, что ребенок превзошел ровесников в интеллектуальном развитии, не значит, что он перерос их в эмоционально-чувственном плане. Очень важно, чтобы родители уделяли внимание этому аспекту жизни своего отпрыска, поскольку замечено, что большинство вундеркиндов являются социально неподготовленными, становятся замкнутыми людьми, социопатами.
Зачастую у детей в комплекте с экстраординарными способностями идет плохое здоровье как психическое, так и физическое. Например, среди таких ребятишек много аутистов, для которых характерен дефицит социального взаимодействия, оторванность от реальности, процент тяжелых аллергиков и астматиков среди них несравнимо выше, чем среди обычных малышей, такие дети часто страдают бессонницей, нервными расстройствами.
С другой стороны, среди одаренных детей много гиперактивных. Родители должны быть готовы к тому, что в воспитании гиперактивного ребенка есть несколько особенностей, которые нельзя оставлять без внимания.С такими малышами сложно совладать, в былые времена им ставили диагноз шизофрения.
Слава маленького вундеркинда бывает весьма недолгой. Как упоминалось ранее, со временем умственное развитие в большинстве случаев начинает соответствовать физическому, а чудо-дети становятся обычными взрослыми, способности которых не сильно выделяются. Это происходит либо по естественным причинам, поскольку исчерпан некий ресурс возможностей, либо под давлением нетерпеливых взрослых, которые, заботясь о своих корыстных интересах и тщеславии, заставляют маленького гения трудиться в режиме повышенных нагрузок, надеясь еще сильнее развить его дарование. Такое отношение губительно для ребенка. Причем как для развития его личности, так и таланта. Каким бы мощным ни был этот талант, он не безграничен. У каждого конкретного вундеркинда существует предел возможностей, и если их нещадно эксплуатировать, то они исчерпают себя значительно быстрее.
Плохую услугу оказывают своим детям родители, которые превозносят их над другими за счет имеющегося у них таланта. Если он исчезает по описанным причинам и о ребенке, привыкшему к славе и ореолу гениальности, забывают, то он очень сложно это переживает, у него начинаются проблемы со здоровьем, в основном психологического характера. У прежнего вундеркинда неминуемо падает самооценка, сложности с адаптацией в обществе вызывают конфликты с окружающими людьми, такие дети постоянно стараются продемонстрировать свои утраченные способности, постоянно ощущают свою ущербность, на фоне постоянной депрессии даже может развиваться сумасшествие. Такое состояние в психологии даже получило название синдром бывшего вундеркинда. Кроме того, установлено, что продолжительность жизни гениев в среднем на 10-15 лет меньше. Они либо погибают от врожденных или приобретенных заболеваний, либо заканчивают жизнь самоубийством.
Важно: психологи и педагоги едины во мнении, что, прежде всего, родителям нужно своего ребенка любить и воспринимать таким, каким он есть, а все остальное приложится.
Необходимо дать ему возможность вести нормальную жизнь, прожить детство так, как его проживают все обычные дети, со всеми радостями и горестями. Зачастую проблемы у таких детей начинаются со школьной скамьи, поскольку многие родители стараются привести в соответствие школьную программу и интеллектуальное развитие своего ребенка, переводя его в старшие классы. Покидая среду сверстников, ребенок лишается полноценного общения, которое является неотъемлемой и очень важной частью взросления. Никто не знает, каковы будут последствия от учебы в классе, где все мальчишки сильнее, а девочки выше, или поступления в институт для двенадцатилетнего подростка, который еще не прочь играть в игры, а его однокурсники уже курят, пьют пиво и занимаются сексом.
Из сказанного следует, что родителям вундеркинда следует хорошо подумать перед тем, как представить возможности своего чада на суд общественности. Гениальность не терпит суеты, она должна развиться сама. Если ребенку суждено стать гением, то он им станет. Так пусть он распоряжается своими способностями сам, задача родителей лишь направлять, а не заставлять его.
Тяжело ли вырастить гения?
Для того чтобы поспособствовать развитию ребенка-вундеркинда и не загубить его талант родителям полезно придерживаться некоторых правил.
Окружающая среда
В первую очередь для его развития необходима благоприятная среда. Ребенку необходима возможность выбора. В доме в свободном доступе должно быть как можно больше книг, но не романов и детективов, а на соответствующую тематику из разных областей и сфер жизни. Поскольку невозможно предугадать, чем заинтересуется ребенок, то желательно наличие музыкальных инструментов, различных приспособлений для занятий изобразительным искусством, свободного доступа в интернет. Это, конечно, не значит, что малышу можно посещать сайты для взрослых или сутками напролет играть в стрелялки, существуют специальные программы, ограничивающие подобный доступ. Гораздо важнее создать интеллектуальную среду, свободный доступ к информации о различных деятелях, событиях, понятиях.
Обстановка в детской комнате также должна способствовать всестороннему развитию ребенка. Стены детской комнаты можно украсить географическими картами, репродукциями или просто снимками картин известных художников.Свобода движений
Основы интеллекта закладываются до пяти лет, когда мозг наиболее интенсивно растет. В это время основным видом познания ребенка является сенсорно-двигательный. Дети, которым не запрещают бегать, прыгать, брать в руки все, что заинтересует, то есть, позволяют испытать риск, предоставлена свобода исследования мира, возможность приобретать новый опыт, обгоняют в умственном развитии тех малышей, которых постоянно одергивают, боясь, как бы чего ни разбилось, ни образовался очередной синяк или шишка. Конечно, для того чтобы кроха не навредил своему здоровью за его деятельностью нужно следить, не допуская катастрофы.
Общение
Взрослые для маленьких детей являются самым авторитетным источником знаний. Все, что сказано родителями ими воспринимается, как истина, и очень легко запоминается, поэтому они должны много рассказывать своим малышам, отвечать на их вопросы. Любознательность ведет к знаниям, а знания рождают энтузиазм.
Важно: впоследствии можно и нужно будет подталкивать ребенка к принятию самостоятельных решений, а значит, все чаще отвечать вопросом на вопрос, чтобы малыш учился не просто следовать готовым инструкциям, а самостоятельно мыслить.
Когда же он ответит, то обязательно нужно обсудить правильность этого ответа. Также нужно уметь выслушать кроху, даже если он путается и очень долго формулирует то, что пытается сказать. Для ребенка очень важно, чтобы его слышали, прислушивались к его мнению, поэтому можно его привлекать к обсуждению самых простых вещей вроде меню обеда или ужина.
Игра
Игровой деятельности принадлежит ведущая роль в жизни детей дошкольного возраста, она учит решению абстрактных проблем, пониманию мира, развивает творческие способности, а интуиция для гения очень и очень важна.
Полезно знать: игрушки ребенка должны быть красивыми и в определенной степени развивающими. Лучшим выбором будет конструктор, мозаика, головоломка.
Ради развития своего чада не нужно жалеть об изрисованных обоях, хотя на них предварительно можно наклеить ватман. Но как раз игры одаренных детей родители зачастую лишают, заставляя этих маленьких и покорных существ по многу часов совершенствовать свой дар. Мало кто из них задумывается, что принуждение к обучению может вызвать совершенно противоположный эффект, сделать ребенка пассивным, затормозить его развитие, закрыть для восприятия информации. Идеальным вариантом является совмещение игровой и обучающей деятельности.
Прогулки
Развивающийся мозг нуждается не только в полезной и новой информации, но и в кислороде, поэтому так важно гулять с ребенком на свежем воздухе. Можно отправиться в парк, к реке, в лес. Во время таких прогулок происходит знакомство малыша с доселе незнакомыми ему объектами, явлениями или просто удовлетворяется потребность в общении с близкими людьми. Кроме того, на прогулке можно бегать, прыгать, лазать, словом, быть физически активным, а физическая активность, как известно, стимулирует развитие умственных способностей.
Развитое воображение
Это особое качество, которым обладают истинные гении. Они в своем воображении не знают границ, поэтому им на ум приходят совершенно невероятные на первый взгляд вещи, но затем находятся и решения. Ключом к успеху зачастую являются книги и ненасытное желание их читать.
Главное, в жизни родителей вундеркиндов нет места негативизму и рационализму. Основным их качеством должен стать оптимизм. Он поможет видеть в своем ребенке и развивать сильные стороны, не обращая внимания на слабости.
Одаренные дети современности
Большинству людей требуются десятилетия, чтобы стать специалистом в той или иной области, достичь совершенства. Гениальным детям не нужно пять лет учиться в университете, для того чтобы получить специальность. Они могут стать учеными, программистами, художниками, музыкантами и профессионалами в других областях уже в нежном детском возрасте. Среди современных детей к наиболее ярким примерам гениальности можно отнести семилетнего ребенка-хирурга, двухлетнюю художницу, певицу трех лет отроду и других. Их истории и способности удивительны и могут быть интересны читателю.
Ник Д\’Алозио.
Этот парнишка эрудит-самоучка, который в свободное время учится, читая, слушая наблюдая. В свои 16 лет юноша уже заработал свой первый миллион, является генеральным директором компании и разработчиком популярного мобильного приложения Summly, которое позволяет анализировать содержимое интернет-страницы еще до того, как она начнет загружаться и создает что-то вроде ее конспекта. При этом этот материал хотя и краток, но весьма читабелен. Идея создания подобного приложения у него возникла, поскольку из-за постоянной нехватки времени, медленного интернет-соединения и необходимости работать на ходу он не мог себе позволить ожидать полной загрузки страниц. В его арсенале есть и несколько других интересных приложений, но известность принесло Summly.
Бабар Али. В современной Индии очень низкий уровень грамотности, треть населения не умеет ни писать, ни читать, поэтому, будучи девятилетним мальчишкой, Бабар Али решил выступить в роли учителя и организовал волонтерское учебное заведение, начав учить соседских детей. Когда он понял, что его знаний недостаточно, то постарался привлечь других учителей-добровольцев, среди которых были и взрослые, и дети. Так он превратился одновременно в основателя, учителя и ученика в своем учебном заведении. Когда Бабару исполнилось шестнадцать, власти страны предоставили школе официальный статус, а он де-юре стал ее директором, став самым молодым человеком в мире, который занимал подобную должность.
Акрит Ясвал. Прославила Акрита Ясвала проведенная им в семилетнем возрасте хирургическая операция. Мальчик всегда интересовался медициной и проявлял к ней недюжинные способности, среди знакомых его даже считали медицинским гением. Однажды соседский ребенок получил ожоги кисти и не мог пользоваться пальцами, а Акрит помог, проведя операцию и возвратив подвижность пальцам своего маленького пациента. Неудивительно, что после произошедшего он поступил в медицинский институт. В настоящее время целью жизни Акрита является поиск лекарства от рака.
Майкл Кевин Кирни. Ребенок начал разговаривать, когда ему было всего четыре месяца отроду, и уже в шесть месяцев заявил педиатру, что у него ушная инфекция. Удивительно, но диагноз оказался верным. Читать Майкл научился в десятимесячном возрасте, в шесть лет уже окончил школу, а в 10 – колледж. Он с легкостью выиграл в игре «Кто хочет стать миллионером?».
Аэлита Андре. Девочка в свои семь лет является самой юной профессиональной художницей в мире. Ее родители тоже художники, поэтому в доме всегда были кисти и краски. Свою первую картину она нарисовала будучи девятимесячным младенцем. Когда Аэлите было два, папа показал ее работы знакомому директору галереи. Они ему очень понравились, он решил включить их в выставку и был шокирован, когда он узнал, что автор картин двухлетняя девочка, ведь они отличались профессионализмом. Уже в четыре года состоялась персональная выставка художницы. Жанр, в котором рисует Аэлита – абстракция.
Клеопатра Стратан. Малышка стала певицей в три года. Отец девочки – певец однажды взял ее с собой в студию, где собрался записать песню «Мама». Дочка знала слова и попросила позволить ей тоже спеть. Так открылось юное дарование, а отец серьезно занялся ее музыкальным развитием. Уже записано несколько ее альбомов.
Ким Унг-Йонг. Будучи четырехлетним ребенком он решал дифференциальные уравнения, а в пять уже знал четыре языка. Восьмилетнего мальчишку пригласили учиться в Национальный университет Колорадо, а в 15 он стал доктором физических наук. В настоящее время он является самым умным человеком в мире, IQ которого равняется 210 балам.
Саул Аарон Крипке. Будучи совсем юным мальчиком он создал большое количество работ, которые изменили обычные представления о преподавании формальной логики. Юного философа еще в школьном возрасте пригласили работать в Гарвард, но он отказался, аргументируя это тем, что еще не окончил школу. Однако после ее окончания таки стал преподавателем именно в этом университете.
Онафуджири Ремет. Мальчик в три года стал профессиональным фотографом. Способности его открылись случайно, когда родители подарили ему на день рождения простенькую фотокамеру. После этого им пришлось купить сыну профессиональный аппарат. Уникальный авторский взгляд Онафуджири можно было оценить на его выставке, признанные критики отметили его немалый талант.
Джонатан Лебед. Молодой человек стал компьютерным хакером и самым юным биржевым мошенником в мире. В тринадцать лет парнишка стал успешным торговцем акциями, но затем решил, что цены на низколиквидные акции можно регулировать искусственно, чтобы зарабатывать еще больше. Для этого он писал фальшивые новости, а затем продавал свои активы, заработав более полумиллиона долларов. Его деятельностью заинтересовались правоохранительные органы, но посадить в тюрьму его не удалось. Он организовал себе мощную информационную поддержку, вынудив подписать с ним мировое соглашение. Следствие доказало 11 фактов мошенничества и, согласно подписанному документу, должен был вернуть заработанные на этих сделках деньги, но остальное смог оставить себе.
Выдающимися умами современности также являются:
- Тейлор Уилсон, который разработал компактный ядерный реактор и изобрел специальное устройство для осуществления реакций ядерного синтеза;
- Камерон Томсон – юный математический гений, который, несмотря на трудности в учебе, связанные с болезнью Аспергера, в одиннадцатилетнем возрасте в Открытом университете Великобритании уже получил степень по математике;
- Джейкоб Барнет, которому врачи в два года диагностировали тяжелый аутизм и уверяли, что он даже говорить не сможет. В опровержение этого год спустя он рассказывал алфавит в прямом и обратном порядке, а в 10 лет поступил в Университет Индианы. В настоящее время Барнет работает над диссертацией по квантовой физике;
- Приянши Сомани, способная производить сложнейшие математические вычисления в уме, мировой рекордсмен в извлечении квадратных корней без помощи вычислительной техники;
- Аким Камара – мальчик с исключительной способностью к музыке. Он в два года научился виртуозно играть на скрипке, причем освоил эту науку всего за шесть месяцев, а в три года уже давал свой первый концерт;
Одаренные дети минувшей эпохи
Талантливые дети рождались во все времена. Так, всем известна личность музыкального гения Моцарта, который в пять лет уже стал композитором и виртуозно играл на нескольких музыкальных инструментах с трех. Небезызвестны также Грибоедов, который поступил в университет в 11 лет, и Лермонтов, начавший писать стихи в шесть.
Ноша славы для многих одаренных детей оказалась слишком тяжела, а их истории имеют трагический конец.
Павел Коноплев. Мальчик проявил математические способности в три года, а в пять уже научил маму, которая, кстати, была физиком по образованию, вычислять логарифмы. Поскольку его заинтересовала музыкальная грамота, он ее самостоятельно изучил. Ему отказали в поступлении в школу для одаренных детей, поскольку не поверили, что он смог решить сложнейшую физическую задачу и ему пришлось идти в обычную. Он сразу перешел в четвертый класс, что повлекло за собой проблемы в общении, поскольку одноклассники были старше его. Юный вундеркинд уже в 15 лет стал студентом, а в 18 поступил в аспирантуру и был избран депутатом районного Совета. Однако он всю жизнь испытывал недостаток общения, непонимание, что вылилось в душевное заболевание. Павел Коноплев ушел из жизни в 29 лет.
Надя Рушева. Талантливая художница, ушедшая из жизни в свои 17 лет. После себя она оставила более 10 тысяч легких и изящных иллюстраций и рисунков. Она начала рисовать в пятилетнем возрасте, как она говорила просто обводить карандашом то, что проступало на бумаге. Первая персональная выставка Нади прошла, когда ей было 12 лет, а затем их было еще 15 в России, Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Девушка никогда серьезно не болела. Ее жизнь оборвалась из-за необнаруженного врожденного дефекта сосуда головного мозга, в результате разрыва которого произошло кровоизлияние в мозг. Похоронили художницу в артековской форме под музыку “Битлз”, поскольку при жизни ей не нравилось, что во время столь трагического события в жизни каждой семьи, как похороны, играет столь удручающая музыка.
Саша Путря. Еще одна одаренная маленькая художница, для которой рисование было смыслом жизни. Она начала рисовать в три года и не выпускала карандаши и фломастеры из рук практически ни на секунду. Жизнь маленькой девочки унесла болезнь – острый лейкоз. Саша боролась с заболеванием шесть лет, но на двенадцатом году ее жизнь оборвалась. После ее смерти выставки ее работ прошли в десяти странах, а в Австрии даже выпустили почтовый конверт.
Ника Турбина. Поэтесса, талант которой проявился уже в четыре года. Сначала она просила взрослых записывать строчки, которые ей будто кто-то надиктовывал. Творила она в основном, когда ей было больно или страшно. Ее талант стал достоянием общественности, когда Нике было девять. Был издан сборник ее стихов, организованы выступления на поэтических вечерах по всей стране. В 12 лет Турбина стала второй русской поэтессой (после Ахматовой), которая была удостоена престижной премии в области искусства – “Золотой лев”. В юношеском возрасте Нику настиг первый творческий кризис, о ней стали забывать. Не вынеся забвения и страшась одиночества, она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, попала в психиатрическую лечебницу. В ее жизни появлялись и исчезали мужчины, но особенно трудно она перенесла разрыв с человеком, которого искренне любила. В 22 года она предприняла очередную попытку самоубийства – спрыгнула с балкона пятого этажа. Она сильно покалечилась, но не погибла. После двенадцати операций и тяжелого восстановительного периода, она заново училась ходить. В это время она ненадолго снова стала популярной, но забвение вернулось, а рядом не оказалось близкого человека, способного поддержать. Как результат в 27 лет она в очередной раз бросилась с балкона. Этот случай оборвал жизнь поэтессы. И даже после смерти она осталась одинокой. Ее тело пролежало в морге неопознанным восемь дней, а затем ее кремировали. На кремации не было ни друзей, ни родственников, только злые, что им приходится выполнять дополнительную работу, рабочие крематория.
Как стало очевидно из приведенных выше примеров, дети-вундеркинды зачастую плохо приспособлены к обычной жизни, но их творения открывают обычным людям новые возможности, дарят эстетическое наслаждение и радость.
Как воспитать ребенка-вундеркинда? Видео
best-nyanya.ru
Дети-вундеркинды
Дорогие читатели сайта!
Настоящие и будущие родители!
Есть много интересных тем и проблем, которые никого не оставляют равнодушными, и постоянно вызывают у всех удивление, восхищение и любопытство.
Одна из них – дети-вундеркинды – о детях, резко отличающихся от массы своих сверстников не просто незаурядными, но выдающимися способностями в какой-либо области развития интеллекта.
Дети-вундеркинды
Вундерки́нды (Wunderkind с немецкого – чудесный ребёнок) — дети, проявляющие свои способности с самого раннего возраста, и
Какие способности чаще всего бывают у вундеркиндов?
Способности, намного превышающие среднестатистический уровень, у чудо-детей проявляются в самых разнообразных областях интеллектуальной деятельности: в музыке, математике, физике, игре шахматах, технике, и многих, многих других областях.
Маленькие интеллектуалы рано поступают в институты, защищают диссертации, пишут оперы, в то время, когда их сверстники беззаботно учатся в школе.
Существующие стандартные образовательные системы не в состоянии пока реализовать возможности и развивать способности чудо-детей, хотя на западе уже создаются программы по работе с одарёнными детьми.
Программы «Одарённые дети», «Одарённый ребёнок» есть и у нас, но работу по ним нельзя признать особо эффективной: не всегда ясен принцип отбора и зачисления детей в эти учреждения, поскольку существующие сегодня диагностические методики весьма несовершенны.
Наука и дети-вундеркинды.
Наука пока не разобралась основательно в природе одарённости детей, и потому выдвигаются разные гипотезы для объяснения этого явления.
Часть ученых считает, что за рождение будущего вундеркинда ответственны гены, и поэтому у родителей в нескольких поколениях должна быть идеальная генетическая наследственность.
Другие ученые видят причину одарённости в особом соотношении гормонов у ребенка. Это ведёт к тому, что нервная система у детей начинает созревать ускоренными темпами.
В конечном итоге, преобладающими являются две гипотезы детской одарённости: согласно одной – одарёнными являются все дети, но в разных областях, и нужно лишь выявить и развить эти способности.
Вторая же гипотеза говорит о том, что одарённость – это дар (не зря эти слова одного корня) «свыше», и наделены им только избранные.
Как заявляют учёные, с каждым годом рождается всё больше маленьких гениев, но, увы, взрослые гении из них получаются очень редко. По статистике, 90 % бывших вундеркиндов так и не могут затем реализовать себя в жизни.
Чаще всего, с годами, вызывавший умиление маленький гений перестаёт шокировать окружающих проявлениями своих феноменальных способностей, выравнивается в развитии с остальными людьми, и о нём уже лишь иногда с сожалением вспоминают, как о не сумевшем реализовать свои способности бывшем вундеркинде.
Мечты родителей о ребёнке-вундеркинде.
Несмотря на то, что жизнь детей-вундеркиндов очень непроста, их даже относят к группе риска, но все родители при этом тешат себя мечтой вырастить из своего ребёнка вундеркинда, чтобы затем хотя бы немного погреться в лучах его славы.
Именно поэтому так популярны сегодня Школы раннего развития для дошколят, где начинают с пелёнок учить читать, писать, разговаривать на иностранном языке и обучать балетному искусству.
В каждом слове, в каждом жесте своего ребёнка родители видят проявления одарённости и скорее бегут к специалистам, убедиться, что это именно так (а за хорошую плату их даже убеждают в этом).
Проблемы вундеркиндов.
Мимо детей-вундеркиндов не проходят также СМИ, которые обожают будоражить мнение общественности очередными фактами из жизни маленьких гениев.
Подобные репортажи придают проблеме детской одарённости слишком много субъективного налёта, ничуть не облегчая и не приближая возможность решения проблемы детской одарённости.
Разумеется, обнаружив у своего ребёнка определённые нерядовые способности, родители правильно делают, что продолжают их развивать, но, при этом, взрослые не должны показывать малышу, что он какой-то особенный, не такой как все. Нужно стараться обеспечить ребёнку общение в компании сверстников, не забывая, что ребёнку в будущем нужно стать, в первую очередь, полноправным членом общества. А потом уже – вундеркиндом.
Ведь ему жить не на Луне, а среди людей. Зачем же усложнять ребёнку жизнь?
Кстати, это не секрет, что большинство детей–вундеркиндов не могут приспособиться к самой обычной (особенно, бытовой) жизни в обществе, к налаживанию отношений даже с близкими людьми.
К тому же, если родители предъявляют к ребёнку завышенные требования, это может привести и к психологическим проблемам в случае невозможности оправдать ожидания родителей, и даже к трагедиям.
Оказывается, СМИ не сообщают нам (а больше нам узнать неоткуда) о продолжительности жизни вундеркиндов, а она весьма недолга.
У 50 % бывших маленьких гениев жизнь, прямо скажем, очень короткая, потому что многие из них сводят счёты с жизнью, либо оказываются в психиатрических клиниках. Завести собственную семью для многих является большой проблемой.
В следующей статье читайте о трагических судьбах детей-вундеркиндов.
Дети-вундеркинды. Видео.
doshkolyonok.ru
СУДЬБА ВУНДЕРКИНДОВ. ВЫ ДУМАЛИ О НЕЙ?
На этой фотографии Павлику Коноплеву 6 лет. <…>
Восьмилетний Павлик решил задачу об освещенности планеты Плутон, когда Солнце в зените. <…>
Оттиски первой страницы научной статьи тринадцатилетнего Павла ‘Исследова ние переменных V1076 и V1077 Змееносца’, опубликованной в журнале Академии наук ‘Переменные звезды’. Эта работа была сделана под руководством ученого-астронома ГАИШ П. Н. Холопова.
В это же время он создал графики оптического поглощения, отражения и пропускания (к сожалению, информация об объекте исследования утеряна).
Павлу Коноплеву 16 лет. Он студент Московского университета.
‹
›
Время от времени, еще с советской поры, в газетах и журналах появлялась информация об одаренном мальчике (интересно, почему именно о мальчике?), ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребенок в обществе, его окружающем, и главное — что с ним стало, когда вырос…
Мечта многих родителей — одаренный ребенок. «Вундеркинд» — дословно «чудо-дитя». Его основные признаки — любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способнос тей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!
ИНВАЛИДЫ ОБЩЕНИЯ
Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат — таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: «Красивое решение». Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).
Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, «подпольно» занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально «зашкалило». Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них — обучение по индивидуальной программе.
О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими «делами»), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они…
В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность — и того раньше.
Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была «мала». Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически. Они становились как бы «инвалидами общения». «Ребята меня гонят, я не знаю их правил», — всхлипывал маленький Паша.
Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали «товарищей по несчастью». И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на «отлично» заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: «Студент в красном галстуке…»
ПРОШЛО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 — в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в «группу риска»: такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, — безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.
В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.
Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось — у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных… Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь…
«Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.
«Талант — это поручение от Господа Бога», — сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, — трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это «поручение», может быть, единственно важное на Земле.
Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром — и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении — мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов…
Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).
Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский… — перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из «Ностальгии» Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула — «горе от ума». Ее автор «бывший вундеркинд» Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум — это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.
Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.
Другая опасная ошибка — стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное — благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.
Шизоид, шизик — в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды — превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни — шизофрения, — они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.
Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак… Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже — среди более конкретных физиков.
ПОЧЕМ ГЕНИАЛЬНЫЕ МОЗГИ?
Высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.
Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище — Homo sapiens — экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений — именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?
По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70, а к восьми — 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.
Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый «brain drain» («утечка мозгов») направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.
История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды — большая ценность для общества.
Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии «Словаре национальных биографий» из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.
Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих — Андрей Вознесенский.
«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», — сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.
Самый благоприятный вариант — так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное — хорошим воспитанием. Про таких говорят: «Брось счастливчика в воду — и он выплывет с рыбой в зубах». Дай им Бог еще больше удачи!
Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь — от общества: нужны ли ему его таланты?
А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.
«Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой», — пишет о своей жизни «чудо-ребенка» в книге «Бывший вундеркинд» создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитар ное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?
ЛИЦЕЙ ДЛЯ СОКРАТОВ — ШТУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Одно из самых больших зол для одаренных детей — интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду — им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались «мускулы воли».
Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых — с пяти). Но самое главное — уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, «выполнить себя».
Обучение одаренных детей — дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину «штучное производство». Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных — многим из них приходится «доучиваться» по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!
А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?
Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.
А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.
Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.
В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.
Потом появился еще один вундеркинд — Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.
Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.
Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.
Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе «Итон» в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои «волевые мускулы». Умственная работа должна быть трудной.
*
Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети — «как все», — ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, «как все». Наш долг — поддержать их хотя бы потому, что им трудно.
КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ. И ТАЛАНТУ ЕСТЬ МЕРА
В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.
Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы — около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении — всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.
Тестирования на одаренность по тщательно разработанным методикам проводят в Лаборатории психологии развития одаренности детей Психологического института Российской академии образования.
www.nkj.ru
Феномен вундеркиндов — Интересное — Все материалы
«Вундеркинд» — понятие не новое. Слово взято из немецкого языка — Wunderkind, что буквально означает «чудо-ребенок». В1982 году экстрасенс Нэнси Энн Тэпп ввела аналогичный термин — «дети индиго». По мнению Тэпп, аура особо одаренных детей отсвечивает характерным фиолетовым светом, отражая их неординарные способности.
Любой родитель мечтает увидеть в своем чаде что-то замечательное и развить лучшие его черты. Но если дитя быстро учится читать, хорошо поет или обыгрывает своих сверстников в шахматы —это одно, а когда к восьми годам пишет книги, решает логарифмические уравнения и говорит на пяти языках — совсем другое. Подобные достижения вызывают восхищение окружающих, будучи исполненными взрослыми состоявшимися людьми, а уж у детей они смотрятся как абсолютная фантастика. Но даже если исключить многочисленные выдуманные статьи желтой прессы, паразитирующей на теме вундеркиндов и индиго, случаи гениальности среди совсем юных представителей человечества более чем реальны. Хотя сначала их нужно хорошенько поискать. Исследования говорят, что на одного вундеркинда приходятся десятки тысяч, а то и миллионы менее одаренных детей. К тому же далеко не всем удается как следует проявить себя.
Музыка, ужасы, живопись
Наш мозг — невообразимо сложное устройство, функции которого до сих пор остаются загадкой для ученых. Феномен вундеркиндов также разгадан не до конца, хотя очевидно, что он как-то связан со стимуляцией определенных участков мозга ребенка при рождении или чуть позже, во время взросления.
Это подводит нас к следующей мысли: далеко не все вундеркинды одарены одинаково и разносторонне. Как правило, единственная объединяющая черта — высокий интеллект, проявляющийся в самом раннем возрасте, с одного-двух лет. Развитие таланта ребенка в дальнейшем ложится на плечи его родителей и его самого.
Вот — Вольфганг Амадей Моцарт, всемирно известный австрийский композитор середины — конца XVIII века.
Обладавший невероятным музыкальным слухом и великолепной памятью, он к тому же получал полную поддержку от своего отца Леопольда Моцарта, также композитора.
Благодаря природному таланту и блестящему домашнему образованию Моцарт начал играть на клавесине уже в возрасте трех лет, в пять писал небольшие пьесы, а в восемь закончил свою первую симфонию.
Пример от литературы — Говард Филлипс Лавкрафт, один из наиболее выдающихся писателей мистики и ужасов начала XX века. В отличие от Моцарта, окруженного семейной заботой и любовью, Лавкрафт в два года был вынужден наблюдать, как его отца забирают в психиатрическую клинику. Мальчика мучили непрекращающиеся кошмары, которые он переносил на бумагу. В два года ой наизусть читал чужие стихи, а с шести начал писать сам — как стихотворения, так и прозу. К несчастью, большая часть его произведений не сохранилась, ведь при жизни Говард не мог похвастаться большой популярностью.
Еще один творец — Пабло Пикассо, великий испанский художник XIX и XX веков, по слухам, начал рисовать раньше, чем говорить. В отличие от других вундеркиндов, с легкостью вычисляющих в уме уравнения и сочиняющих книги, Пикассо терпеть не мог математику, читал по слогам и делал грубейшие ошибки в письме даже в 12 лет. Но когда он брался за кисть, ему попросту не было равных.
В восемь лет Пикассо создал свою первую серьезную карпу маслом — «Пикадор», которую хранил до конца жизни. В 14 он с блеском поступил в Школу изящных жусств Ла-Лонха, куда до этого в принципе не допускались несовершеннолетние. В 16 состоялась его первая выставка, а в 20 лет слава Пикассо гремела на весь мир.
Дар и проклятие
Чтобы стать вундеркиндом, не всегда хватает прирожденного таланта, зачастую он пробуждается благодаря внешним обстоятельствам. Стал бы Моцарт великим музыкантом, если бы не правильное воспитание? Писал бы Лавкрафт непревзойдённые ужасы, если бы не психологическая травма детства?
Но главное, что далеко не всем одаренным детям суждено стать великими личностями при вступлении во взрослую жизнь. Кажется, что, если ребёнок способен в 12 лет поступить в университет, в 20 он уже разгадает все главные тайны бытия… Увы, это распространенная логическая шибка.
Большая часть вундеркиндов лишь учится быстрее, чем остальные дети, но рано или поздно останавливается, достигая средневысокого уровня взрослого человека. При этом на них оказывается постоянное давление со стороны общества, родителей, учителей, журналистов, ожидающих новых и новых достижений. Некоторые — лишь десять процентов от общего числа — выдерживают и пробивают себе путь в историю. Другие уходят в тень, мечтая, чтобы их оставили в покое. Исследования показывают, что уровень самоубийств крайне высок как раз среди самых одаренных детей и подростков.
Одним из самых показательных примеров того, что даже умнейший вундеркинд может легко свернуть с тропы к величию, является Уильям Джеймс Сайдис — юный талант начала XX века. Распознав способности своего сына, родители твердо решили вырастить из него гения и поначалу преуспевали. В возрасте полутора лет Уильям Джеймс мог спокойно прочесть газету «Нью- Йорк таймс», а к восьми годам успел выучить десяток языков и даже изобрести собственный. Первый раз он попытался поступить в Гарвард в семь, но руководство отказало столь молодому студенту. Тем не менее его взяли туда через четыре года, в 11. В 16 лет Сайдис уже получил диплом.
И вот, несмотря на высочайший уровень интеллекта и огромное количество знаний, накопленных с детства и юности… Уильям Джеймс Сайдис прожил до смерти, наступившей в 46 лет, работая простым бухгалтером и старательно прячась от прессы. Он не только никак не проявлял свои таланты, но и не оставил наследников, так как никогда не был женат. Вероятнее всего, виной тому был ранний неудачный опыт общения с другими студентами и преподавателями, не желавшими иметь дело с не по годам умным юношей. Общество зачастую может быть жестоко, но оно живет по своим законам. Печать вундеркинда в нем может оказаться как даром, так и проклятием.
Природа против воспитания
В бесчисленных спорах ученых — биологов, психологов и социологов, обсуждающих феномен вундеркиндов, — рано или поздно все сводится к главному вопросу: все же — рождаются или становятся? Приводятся многочисленные аргументы и веские доводы для подтверждения своей точки зрения. Насколько важна наследственность и насколько внешние факторы? Станет ли ребенок гением, если получил нужный ген от далекого предка, или же необходимо лишь правильное воспитание?
Впрочем, в XXI веке при развитии генетики и социологии подавляющая часть спорщиков примирилась между собой. Наследственные и внешние факторы были признаны равнозначными и слишком тонкими, чтобы отличить одни от других. Утихли и страсти по вундеркиндам. В эпоху информации и средств связи одаренные дети могут легче находить себе подобных и гораздо быстрее встраиваться в общество. Они стали чуть менее заметны: когда под рукой машины, производящие вычисления и открывающие доступ к громадному количеству произведений искусства на любой вкус, способности вундеркиндов сияют не так ярко. Но по сути это идет на пользу как самим детям, так и их окружению.
В конце концов, неважно, родился человек вундеркиндом или стал им. Главное, как он построил свою судьбу дальше.
Максим Филаретов
zonatigra.ru
10 самых удивительных детей-вундеркиндов современности
Большинство людей стремится достичь совершенства в своей профессиональной области — некоторые добираются до карьерной вершины в зрелом возрасте, но другие настолько талантливы, что в детстве порой превосходят взрослых. Перед вами — список из десяти современных вундеркиндов, достигших успеха в различных профессиях.
1. Микаэла Фудолиг
Микаэла Ирэн Фудолиг поступила в Филиппинский университет в 11 лет, а в 16 лет она окончила его с отличием, получив степень бакалавра физических наук — она стала выпускником, произносящим прощальную речь. В настоящее время Микаэла работает профессором в том же университете и занимается эконофизикой — математическим моделированием поведения в системах и биологическими системами.
2. Акрит Ясвал
Акрит Пран Ясвал из Индии стал известен, когда выполнил свою первую хирургическую операцию — ему было тогда всего семь лет. Хотя он в то время ещё не был врачом, но уже имел репутацию медицинского гения в узком кругу знакомых. Его восьмилетний приятель получил сильные ожоги на руке, и Акран отделил ему пальцы.
В возрасте 12-ти лет Акран поступил в медицинский университет, а к 17-ти годам заработал магистерскую степень в области прикладной химии. Сегодня он занимается поисками лекарства от рака.
3. Тейлор Уилсон
Тейлор Рамон Уилсон стал самым молодым человеком в мире, создавшим рабочий фузор — устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза. В возрасте 10-ти лет он сконструировал ядерную бомбу, а фузор сделал, когда ему исполнилось 14. В мае 2011-го года Тейлор получил премию на Международной научно-технической ярмарке Intel за детектор переходного излучения.
В феврале 2013-го года он выступил на конференции TED-2013, где рассказал о своих идеях относительно автономных подземных ядерных реакторов деления. Тейлор разработал компактный ядерный реактор, который, по его словам, способен генерировать 50 МВт электроэнергии, причём заправлять устройство необходимо только раз в 30 лет.
4. Камерон Томпсон
Камерон Томпсон — математический гений из Северного Уэльса. Когда ему было четыре года, он поправил своего учителя, сказавшего, что нуль является наименьшим числом, заявив, что тот забыл об отрицательных числах. В возрасте 11-ти лет он получил степень по математике в Открытом университете Великобритании. В том же возрасте мальчик успешно сдал два выпускных экзамена в математической школе и был показан по ВВС как один из гениальных подростков. К сожалению, у Камерона есть трудности в учёбе из-за болезни Аспергера, но, тем не менее, он является одним из юных математических гениев в мире.
5. Джейкоб Барнетт
Джейкоб Барнетт — американский математик. Когда ему было два года, ему поставили диагноз — тяжёлый аутизм: врачи говорили, что тот не сможет говорить, читать и совершать мелкие бытовые действия. В три года оказалось, что врачи крупно ошиблись — Джейкоб мог рассказать алфавит в прямом и обратном порядке.
В этом же возрасте во время посещения планетария Джейкоб ответил на вопрос ведущего о том, почему луны Марса такой странной формы. Он поступил в Университет Индианы в Индианаполисе в возрасте 10-ти лет.
Во время работы над своей докторской диссертацией Барнетт утверждал, что в один прекрасный день сможет опровергнуть теорию относительности Эйнштейна. В настоящее время он работает над диссертацией в области квантовой физики.
6. Марк Тянь Боэдихарджо
Марк Тянь Боэдихарджо родился в Гонконге, он — самый молодой человек, поступивший в Гонконгский университет: ему тогда было девять лет. Он учился по специальной программе, где особое внимание уделялось математике и статистике, в то же время он сдал в школе восемь выпускных экзаменов.
Сейчас у Марка есть два диплома, степень бакалавра в области математических наук и магистра философии в области математики, которую он получил в 2011-м году — на год раньше, чем предусматривает учебный план. В настоящее время он получает степень доктора философии математики в Соединенных Штатах.
7. Приянши Сомани
Приянши Сомани из Индии обладает удивительной способностью проводить в уме сложнейшие математические вычисления. В шесть лет она освоила устный счёт, а в 11 заняла первое место на соревновании «Mental Calculation World Cup»: Приянши обошла 36 других конкурентов из 16-ти стран, вычислив квадратный корень из десяти шестизначных чисел за рекордные 6 минут и 51 секунду. В довершение всего, она оказалась единственным участником в истории конкурса, не допустившим ни одной ошибки при сложении, умножении и извлечении квадратных корней.
Приянши стала новым мировым рекордсменом в извлечении квадратных корней в уме в январе 2012-го года, когда вычислила квадратный корень из десяти шестизначных чисел за 2 минуты и 43 секунды.
8. Аким Камара
Аким Камара — скрипач из Берлина. Он начал играть на скрипке в два года и отличается замечательной памятью о музыке, которую слышал ещё в пеленках. Его учитель заметил его естественный «музыкальный слух» и начал преподавать мальчику уроки музыки дважды в неделю. Играть на скрипке Аким научился исключительно быстро, всего за шесть месяцев обучения, и дебютировал в декабре 2003-го года в возрасте трёх лет на рождественском концерте.
9. Итан Бортник
Итан Бортник — музыкант, автор песен и актёр. Когда ему было три года, он начал играть на клавесине, а в возрасте пяти лет — писать музыку. Его дебютное выступление состоялось на «The Tonight Show» с Джеем Лено в 2007-м году, после чего мальчик неоднократно выступал в дальнейшем.
Итан вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый молодой сольный исполнитель в мире. Он также является самым молодым хедлайнером, который когда-либо выступал в Лас-Вегасе — концерт состоялся, когда Итану было десять лет.
10. Таниш Мэттью Авраам
Таниш Мэттью Авраам — один из самых молодых членов Менса, куда он вступил в возрасте четырёх лет. Его гениальность проявилась в четыре месяца, когда тот стал просматривать детские книги и правильно отвечать на вопросы об их содержании.
При вступлении в Менса он получил результат в 99,9% по стандартизированному тесту IQ Менса. В пять лет Таниш закончил пять курсов математики образовательной программы Стэндфордского университета для одаренной молодёжи всего за шесть месяцев.
В шесть лет он поступил в среднюю школу, а затем в колледж — по всем предметам его средний бал никогда не опускался ниже 4.0. Также он часто публикует эссе на вебсайте Лунного института НАСА.
www.publy.ru
Сведения о вундеркиндах-детях рано проявивших свои необычные способности. Помогите найти, очень нужно.
Нет! Ибо это не подвластно смертным !!!
Джон фон Нейман Когда 6-летний ребенок может в уме поделить 6-значные цифры, нельзя не сказать, что он гений. Будучи венгром по происхождению в возрасте 8 лет Джон мог запоминать целые страницы телефонных книг. Однако, к 50-летнему возрасту он удивлял не меньше. Уильям Джеймс Сидис Уильям Родился 1 апреля 1898 года в Нью-Йорке. В возрасте 18 месяцев он читал газету «Нью-Йорк Таймс». В 6 лет Уильям сознательно стал атеистом. До своего восьмилетия он написал четыре книги. Он был математическим гением, поступил в Гарвард в возрасте 11 лет и стал профессором прежде, чем ему исполнилось 20. Блез Паскаль Блез Паскаль дожил лишь до 39 лет, однако, этот француз, родившийся в XVII веке, использовал эти 4 десятилетия своей жизни по максимуму, поскольку у него был «ранний старт». В возрасте 12 лет он начал решать сложные геометрические задачи и доказывать теоремы. Музыка — одна из сфер, где гении могут проявить себя в самом раннем возрасте и долгие годы радовать слушателей своим композиторским или исполнительским искусством. Самый известный пример здесь — судьба Вольфганга Амадея Моцарта. В три года он выступил с первым собственным концертом. Уже тогда Вольфганг до ноты запоминал произведения, услышанные им всего лишь раз. В шесть лет вместе с сестрой он отправился в длительное турне по Европе, где в каждом городе производил фурор своим талантом.
touch.otvet.mail.ru