Вильгельм Вундт — Психологос
Вильгельм Максимилиан Вундт (16 августа 1832 — 31 августа 1920) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком (психологии народов), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
Биография
Ранние годы
Вундт родился в городке Некрау недалеко от Мангейма и был сыном лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьезного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником Университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.
В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчеркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своем курсе он подчеркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.
Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги Принципы физиологической Психологии. Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.
Годы в Лейпциге
В 1875 Вундт получает позицию профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Ученые со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в |Университете Пенсильвании, Колумбийском Университете и др.
Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.
В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд Социальная Психология.
Научное наследие Вундта колоссально по объему и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.
Концепции Вундта в психологии
Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильямa Джеймсa, и в настоящее время распространен, в основном, в европейской науке.
Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, т.к. он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.
Вундт Вильгельм. Большая российская энциклопедия
Психологи
- Области знаний:
- Экспериментальная психология сознания
- Другие наименования:
- Вундт Вильгельм Максимилиан
- Дата рождения:
- 1832 год
- Дата смерти:
- 1920 год
- Историческое государство:
- Германская империя
- Современное государство:
- Германия
- Сфера деятельности:
- Общая психология
Вундт Ви́льгельм, Вильгельм Максимилиан Вундт (Wilhelm Maximilian Wundt) (16.8.1832, Неккарау, Баден, ныне в составе Мангейма, Баден-Вюртемберг – 31.8.1920, Гросботен близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ, логик, языковед, основатель экспериментальной психологии. Родился в семье лютеранского священника, изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга, Берлина, Карлсруэ. С 1858 г. работал ассистентом в физиологической лаборатории Г. Л. Ф. Гельмгольца в Гейдельбергском университете, опубликовал ряд крупных работ по физиологии мышечного сокращения и гистологии. Занимаясь опытами по физиологии органов чувств, заинтересовался психологическими проблемами восприятия. В прочитанном в Гейдельберге первом курсе лекций по психологии («Vorlesungen über die Menschen- und Tierseele», Bd 1–2, 1863) стремился объединить естественно-научный подход к феноменам сознания с элементами эмпирической философии И. Ф. Гербарта и Дж. С. Милля. С 1864 г. – профессор антропологии и медицинской психологии в Гейдельберге, в 1874 г. – профессор индуктивной философии (логики) в Цюрихе, с 1875 г. – профессор философии в Лейпцигском университете, где в течение последующих 45 лет систематически работал над созданием научной психологии и её институциональным отделением от философии. В 1879 г. на собственные средства организовал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию (с 1883 – Институт экспериментальной психологии Лейпцигского университета). В этом институте учились, работали или прошли стажировку практически все основатели национальных психологических школ, в том числе российских, – В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и Г. И. Челпанов; по образцу института Вундта строились все психологические лаборатории того времени. Лекции Вундта пользовались огромной популярностью, собирали сотни слушателей.
По Вундту, психология – наука о феноменах сознания, опирающаяся на экспериментальный метод (экспериментальную интроспекцию) и использующая в качестве теоретических моделей аналогии из химических исследований («ментальная химия»), например поиск простейших неделимых «элементов» психики и законов их взаимодействия. Вундт стремился отграничить психологию как от донаучных описаний «способностей души», так и от попыток физиологического редукционизма: физиологический и психологический процессы несводимы друг к другу, они протекают параллельно, подчиняясь разным закономерностям (принцип психофизического параллелизма). Предметом психологии является описание структуры непосредственного опыта, который открывается нам в интроспекции, но может и должен исследоваться также опосредованно, с помощью объективных методов (измерение времени реакции, частоты пульса и т. п.). Вслед за Г. В. Лейбницем Вундт исходил из существования двух уровней сознания – перцепции и апперцепции. Если для перцепции характерно диффузное осознание с доминированием ассоциативных связей, то процессы ясного сознания являются результатом апперцепции – творческого синтеза, в основе которого лежит волевое усилие, переводящее воспринимаемые содержания в фокус внимания. Возникающие при этом структуры ощущений и чувствований подчиняются законам особой психологической причинности (например, зависимость части от целого).
Вундт разработал трёхмерную теорию эмоций, согласно которой любое содержание сознания может быть локализовано в пространстве трёх координат: «удовольствие – неудовольствие», «напряжение – расслабление», «возбуждение – успокоение». В 20 в. эта теория получила подтверждение в исследованиях значений слов с помощью факторного анализа.
В течение последних 20 лет жизни Вундт работал над 10-томной «Психологией народов» («Völkerpsychologie» Bd 1–10, 1900–1920), перспектива которой, как он пишет в автобиографии («Erlebtes und Erkanntes», 1920), была навеяна философией истории Г. В. Ф. Гегеля. «Психология народов» продолжает традицию культурной и лингвистической антропологии В. фон Гумбольдта и «этнической психологии» немецких учёных М. Лацаруса и Х. Штейнталя и намечает контуры будущей культурно-исторической психологии, основанной на исследовании языка, мифов, обычаев и культурных артефактов. По Вундту, в области такой «надындивидуальной психологии» использование эксперимента невозможно, да и не нужно, т. к. здесь уже «проэкспериментировала» сама история. В основе языка как проявления психической активности лежит инстинкт самовыражения: стремление к сообщению своих представлений, чувств, аффектов. Язык представляет собой часть обширной сферы «выразительных движений» (Ausdrucksbewegungen), включающих мимику, жесты, звуковые сигналы. Целостный подход к языку проявился, в частности, в трактовке предложения как структурированного смыслового комплекса, из которого в ходе анализа могут быть вычленены лексические и грамматические элементы. Идеи Вундта оказали большое влияние на языкознание начала 20 в. , в частности на И. А. Бодуэна де Куртенэ, на раннего Л. Блумфилда, на философию языка и мифа Э. Кассирера.
В работах по логике Вундт подчёркивает психологическую природу нормативных для мышления человека логических законов. В этике Вундт был сторонником «коллективизма», считая, что интересы личности должны подчиняться интересам общества, а нравственность – целенаправленно формироваться в процессе социализации и воспитания воли.
В инициированной Вундтом продолжительной дискуссии о границах применения экспериментального метода в психологии в числе его основных оппонентов выступили исследователи памяти (Г. Эббингауз) и представители Вюрцбургской школы (К. Бюлер, О. Кюльпе).
Величковский Борис МитрофановичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 19:42 (GMT+3)
Вильгельм Вундт: отец психологии
Вильгельм Вундт открыл Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете в Германии в 1879 году. Это была первая лаборатория, посвященная психологии, и ее открытие обычно считается началом современной психологии. Действительно, Вундта часто считают отцом психологии.
Вундт был важен, потому что он отделил психологию от философии, анализируя работу разума более структурированным образом, с упором на объективное измерение и контроль.
Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересуется психологией, сначала для немецких философов и студентов-психологов, а затем и для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.
Вундт занимался физиологией, и это нашло отражение в темах, которыми занимался Институт, таких как изучение времени реакции, сенсорных процессов и внимания. Например, участников подвергали воздействию стандартного стимула (например, света или звука метронома) и просили сообщить о своих ощущениях.
Цель Вундта состояла в том, чтобы записывать мысли и ощущения и анализировать их на составные элементы, почти так же, как химик анализирует химические соединения, чтобы добраться до лежащей в их основе структуры. Школа психологии, основанная Вундтом, известна как волюнтаризм, процесс организации разума.
За свою академическую карьеру Вундт подготовил 186 аспирантов (116 по психологии). Это важно, поскольку помогло распространить его работу. Действительно, некоторые части теории Вундта были разработаны и продвигались его бывшим учеником Эдвардом Титченером, который описал свою систему как структурализм, или анализ основных элементов, составляющих разум.
Вундт хотел изучить структуру человеческого разума (с помощью самоанализа). Вундт верил в редукционизм. То есть он считал, что сознание можно разбить (или свести) к его основным элементам без ущерба для каких-либо свойств целого.
Вундт утверждал, что сознательные психические состояния можно научно изучать с помощью самоанализа. Самоанализ Вундта был не случайным занятием, а весьма практиковавшейся формой самоанализа. Он обучал студентов-психологов делать наблюдения, которые были искажены личной интерпретацией или предыдущим опытом, и использовал результаты для разработки теории сознательного мышления.
Высококвалифицированные ассистенты получат стимул, например, тикающий метроном, и будут размышлять над своим опытом. Они сообщали, что стимул заставил их думать и чувствовать. Каждому человеку были даны одинаковые стимулы, физическое окружение и инструкции.
Метод интроспекции Вундта не оставался основным инструментом психологических экспериментов после начала 1920-х годов. Его самым большим вкладом было показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой.
Таким образом, одним из способов, которым Вундт способствовал развитию психологии, было проведение своих исследований в тщательно контролируемых условиях, т. е. экспериментальными методами. Это побудило других исследователей, таких как бихевиористы, следовать тому же экспериментальному подходу и быть более научными. Однако сегодня психологи (например, Скиннер) утверждают, что самоанализ не был действительно научным, даже если методы, используемые для интроспекции, были таковыми. Скиннер утверждает, что результаты самоанализа субъективны и не могут быть проверены, поскольку объективно измерить можно только наблюдаемое поведение.
Вундт сосредоточился на трех областях психического функционирования; мысли, образы и чувства. некоторые из этих областей до сих пор изучаются в когнитивной психологии. Это означает, что изучение перцептивных процессов восходит к Вундту. Работа Вундта стимулировала интерес к когнитивной психологии.
На основании его работы и влияния, которое она оказала на психологов, которые последовали за ним, Вундта можно считать основателем экспериментальной психологии, обеспечившим себе место в истории психологии. В то же время сам Вундт считал, что экспериментальный подход ограничен в возможностях и что для исследования всех аспектов человеческой психологии потребуются другие методы.
Вильгельм Вундт | Немецкий физиолог и психолог
Вильгельм Вундт
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 16 августа 1832 г. Германия
- Умер:
- 31 августа 1920 г. (88 лет) Германия
- Известные работы:
- «Основы физиологической психологии»
- Предметы изучения:
- экспериментальная психология апперцепция самоанализ
См. все связанные материалы →
Вильгельм Вундт (род. 16 августа 1832 г., Неккарау, близ Мангейма, Баден [Германия] — умер 31 августа 1920 г., Гроссботен, Германия), немецкий физиолог и психолог, общепризнанный основоположник экспериментальной психологии.
Вундт получил степень доктора медицины в Гейдельбергском университете в 1856 году. После непродолжительного обучения у Иоганна Мюллера он был назначен лектором физиологии в Гейдельбергском университете, где в 1858 году стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца. Там он написал
Викторина «Британника»
Наука: правда или вымысел?
Именно в этот период, в 1862 г., Вундт предложил первый в истории курс научной психологии. До этого психология рассматривалась как ветвь философии и, следовательно, должна была проводиться преимущественно путем рационального анализа.