Ввел понятие рефлекса: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

что это такое и как использовать их в жизни?

Каждый наш день включает десятки неосознанных действий. Мы замечаем что-то красивое и достаем телефон, чтобы сделать фотографию. Смотрим на часы, но не помним который час. Мы моргаем, дышим во сне, одергиваем руку от горячего чайника. Причина, по которой мы делаем подобные действия – рефлексы. Порой они помогают выжить, иногда буквально тянут назад, мешая добиться успеха. В чем отличия рефлексов и рефлексии? Как с помощью десяти простых привычек изменить жизнь? И почему микрорешения эффективнее глобальных целей? Ответ – в тексте.

Что такое рефлекс?

Рефлекс — это бессознательная или неконтролируемая сознанием реакция живого организма на раздражители, которая проходит при участии центральной нервной системы. Это реакция приспособления, направленная на воссоздание равновесия. Рефлекторные ответы проходят по одному шаблону: неоднократное воздействие раздражителя на одну точку тела или нервной системы сопровождается аналогичной реакцией.

Существует много типов рефлексов, но все делятся на 2 основные группы:

Безусловные рефлексы – физиологические врожденные реакции, заложенные в генах. Они проявляются на уровне инстинктов, без контроля со стороны сознания и без каких-то усилий с нашей стороны. Мы сглатываем слюну при виде любимого блюда, оборачиваемся на звук упавшего стула, покрываемся мурашками на холоде, закрываем глаза от яркого света.

Условные рефлексы – реакции адаптации к изменениям среды, которые приобретаются человеком на протяжении всей жизни. Для появления таких рефлексов нужны определенные условия, поэтому они называются условными. Мы учимся говорить, читать, ездить на коньках или велосипеде, водить машину, плавать. Условные рефлексы помогают нам вспомнить навыки даже после длительного перерыва.

Чистые безусловные рефлексы – это невольное движение ноги при ударе по коленному сухожилию. Так называемый коленный или стретч-рефлекс помогает нам удерживать положение в пространстве, поэтому считается признаком здоровья. Сложные условные реакции организма еще называют приобретенным поведением. Это наши привычки и стереотипы, сформированные в результате обучения, воспитания, самовоспитания, под влиянием опыта, окружения или ярких, запоминающихся событий.

Пройти тест на характер человека

История исследования рефлексов.

Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.

Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.

Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:

  1. Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
  2. Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
  3. Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне.
  4. Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.

Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.

Рефлекс и рефлексия – в чем разница?

Рефлекс и рефлексия – однокоренные слова, которые происходят от латинского reflectio (отображение). В свою очередь слово reflectio состоит из двух частей: основы flectio – искривление, поворачивание с приставкой re – противоположное действие. То есть слово буквально переводится как «обратное направление». Но общее словообразование не дает главного ответа: эти понятия сходны или различны.

Оба термина используются в философии, физиологии, психологии и означают реакцию живого организма. Но на этом сходство заканчивается, начинаются различия. Понять отличия поможет небольшой анализ, приведенный в таблице:

РефлексРефлексия
Это любая реакция организма на раздражение Это осмысленное размышление как частный случай общей реакции
Объект действия – это любой орган или система организма (физиологическая или психологическая)Объект действия – самопознание или самоосознание как феномен человеческой психики
Это непроизвольная реакцияЭто осознанное размышление, самоанализ
Характерен для любого существа, наделенного нервной системойЯвляется характеристикой человека

Различия между рефлексами и рефлексией описал Рене Декарт в своей книге «Страсти души». В психологическом учении автора не только тело освобождалось от души (психики), но и душа ставала свободной от физической оболочки. Тело умеет передвигаться, душа – размышлять. Рефлекс управляет телом. Душой управляет рефлексия.

Какие рефлексы мешают нам жить?

Наш мозг ищет способы упростить жизнь, поэтому заводит привычки, которые не требуют много энергии. Но не все они помогают нам в жизни стать счастливее. Наоборот, некоторые тянут нас назад, буквально мешают добиться успеха.

Знаменитый опыт И. П. Павлова был прост: включается лампочка – приносят еду – у собаки выделяется слюна. После закрепления реакции тарелку забирали, но после включения лампочки слюна все так же вырабатывалась. Так и мы: привычно реагируем на все вокруг, не задумываясь о причинах:

  • В детстве нас обидел рыжий мальчик – всех рыжих людей мы считаем агрессивными.
  • Учительница с высокой прической ставила нам двойки – от женщин с высокими прическами мы ждем несправедливости.
  • Долговязый одноклассник по имени Андрей постоянно дразнился – всех высоких Андреев мы предпочитаем обходить стороной.

Мы изначально общаемся с такими людьми враждебно, потому что не осознаем наших реакций. Даже тщательно скрытая настороженность считывается на подсознательном уровне. Мы видим в таких людях врагов, замечаем только негативные стороны, нападаем – они защищаются. Так что единственная причина, по которой окружающие кажутся нам злобными и агрессивными – мы сами.

Что делать?

  • Шаг первый: понять, что ваши обидчики и новые знакомые – разные люди.
  • Шаг второй: отслеживать свои реакции, после чего взять на себя ответственность за их проявление.

Эта простая техника принесет двойную выгоду. Во-первых, избавит от обид, которые отнимают немало внутренней энергии. Во-вторых, поможет обнаружить массу возможностей для общения, которых мы избегали.

Пройти тест на тип восприятия

Как приучить мозг меняться?

Структурные изменения мозга формируют долговременную память, где и «живут» наши привычки. Но глубинные изменения не проходят в один день, для этого нужно время. Самое распространенное утверждение – что привычка вырабатывается за 21 день. Но все индивидуально. Все зависит от генов, прошлого опыта, натренированности мозга.

У нашего мозга и мышц есть много общего: они поддаются тренировке, устают, лучше работают от одних продуктов, ленятся от других. А еще – атрофируются без новых упражнений (физических или мыслительных), требуют целого комплекса упражнений для «прокачки».

Казалось бы, бери и тренируй. Но не все так просто. Наверное, у каждого человека есть свой личный чулан заброшенных правильных привычек – там пылится намерение учить английский, экономить, вовремя ложиться спать, правильно питаться и делать дела сразу, не откладывая на потом. Везде одна трудность: двигать изменения хочется, но сила трения тормозит любые нововведения.

Есть несколько способов, отменяющих силу трения. Можно выбрать тот, что подходит именно вам.

Техника 1.

Простые действия.

Секрет мозга состоит в том, что как только он научится сделать что-то легкое, он повторит и более сложное. Вот 10 полезных привычек, которые не потребуют титанических усилий, но изменят качество жизни:

  1. Выпивать стакан воды сразу после пробуждения и пить достаточно воды в течение дня.
  2. Отказаться от смартфона, телевизора за 30 минут до сна.
  3. Протирать лицо кубиком льда после вечернего умывания.
  4. Засыпать не позже 11 часов вечера, вставать на 30 минут раньше.
  5. Ежедневно читать 30 страниц из книги.
  6. Вечером вспоминать все хорошее, что случилось за день.
  7. Ежедневно делать добрые дела.
  8. Откладывать 10% дохода.
  9. Вести домашнюю бухгалтерию.
  10. Замедлиться на 5 минут и помечтать.

Техника 2. Двухфазный метод формирования привычек.

Метод состоит из двух шагов: загрузки и закрепления.

Первый загрузочный шаг дается нелегко, ведь придерживаться новой привычки придется с фанатичной точностью. Но этот этап длится недолго. Когда он пройдет, можно будет расслабиться. Например, вы решили нахаживать по 10 тысяч шагов в день. Нельзя делать исключения ни в снег, ни после тяжелого дня, ни в праздник. На этом этапе важно натренировать мозг на ходьбу.

Второй шаг – поддерживающий – длится дольше, зато позволяет быть более гибкими. Например, можно расслабиться в воскресенье, а положенные шаги пройти в другой день. Или заменить ходьбу небольшой пробежкой трусцой, лыжной прогулкой.

Для закрепления привычки можно добавить триггеры: например, купить красивый костюм, в котором вы себе очень нравитесь. Когда первый энтузиазм спадет, сработает триггер. Скажите себе: я не буду идти гулять, просто примеряю мой красивый спортивный костюм. Наденете костюм и без проблем отправитесь на прогулку. Ну не пропадать же такой красоте.

Техника 3. Микрорешения вместо глобальной цели.

Когда мы ставим перед собой глобальные, долгосрочные цели, мозг пугается и включает сопротивление на полную мощность. Отсутствие реального результата в перспективе вызывает одно желание: заплакать и опустить руки. Зато если совершать маленькие шажки и каждый раз получать вознаграждение, шансы преуспеть становятся намного реальнее. На этом и строится техника микрорешений – каждое решение должно приводить к видимому результату. Если его нет, нужно менять тактику, придумывать новые способы, доводить задачу до конца, пока она не будет сделана.

Как это работает. Например, вы решили за месяц приучить себя пить в день 2 литра воды. Без привычки залить в себя стакан воды за раз трудно. Еще труднее – следить, сколько воды выпито. На какие микрорешения можно разбить привычку для внедрения?

Шаг 1. В течение первой недели пить стакан воды сразу после пробуждения. Для этого можно поставить с вечера напоминание и оставлять воду на прикроватной тумбочке. Утром достаточно просто протянуть руку и выпить воду.

Шаг 2. Контролировать количество выпитого на работе. Считать количество стаканов за день трудно. Лучший выход – набрать полуторалитровую бутылку воды и держать ее на рабочем столе. Выпивать все в течение дня.

Шаг 3. Держать в машине на видном месте бутылку воды. В дороге много пить не хочется, зато пару глотков способны взбодрить и дополнить дневной план.

Не надо стараться изменить все за один день. Организм и мозг просто не выдержат и включат внутренние тормоза. Зато каждый маленький результат способен воодушевить, зарядить энергией, направить к следующим успехам.

Выводы

  • Рефлексы – наша внутренняя виртуальная инструкция по выживанию, которая формируется всю жизнь.
  • Привычки, ритуалы, якоря, крючки сознания – все это разные названия рефлексов.
  • Мозг изменяется не только у детей, он остается пластичным на протяжении жизни.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Рефлекс — Психологос

Ничего личного, это просто рефлекс!

​Рефлекс — это стабильный ответ организма (реакция организма) на какой-то внешний раздражитель.


Под обыкновенными рефлексами мы понимаем машинообразную реакцию, которая при прочих равных условиях отличается стереотипным постоянством и которая, повторяясь каждый раз при одинаковом внешнем раздражении, может изменяться в той или другой степени лишь количественно. Замечаемые различия в силе рефлекторной реакции обусловливаются частью силой внешнего раздражения, главным же образом явлениями внутреннего или внешнего торможения; в остальном же эти реакции развиваются с неизменным постоянством каждый раз, когда применяется определенное внешнее воздействие на известную область тела. (Бехтерев В.М. Объективная психология. с. 144).

Рефлекс заключается в том, что в ответ на привычные обстоятельства животное отвечает привычной, врожденной или приобретенной.

Это может быть как тот или иной одиночный раздражитель, так и совокупность разнообразных раздражителей. Крик ребенка — одиночный раздражитель. Ребенок, который бежит к маме, плачет и тянет к ней свои ручка — совокупность раздражителей.

..

Подробнее, рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение. В этом определении содержится 5 признаков рефлекса: 1) это ответная реакция, а не самопроизвольная, 2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает, 3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение, 4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное, 5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.

Запускающим рефлекс обстоятельством может быть как тот или иной одиночный раздражитель, так и совокупность разнообразных раздражителей. Крик ребенка для мамы — одиночный раздражитель. Ребенок, который бежит к маме, плачет и тянет к ней свои ручка — совокупность раздражителей… А вот какая будет реакция мамы, «Что орешь?» или «Иди сюда, милый, твоя мама тебя пожалеет!», зависит от того, как мама была воспитана, от ее уже выученных рефлексов.


В повседневной жизни вместо слова «рефлексы» люди вне науки чаще употребляют слова «привычка», «импульс», «движение души»…

Как мы уже сказали, рефлексы делятся на врожденные и приобретенные. Все мы рождаемся с теми или иными врожденными рефлексами, от коленного и дыхательного рефлекса до рефлекса оборонительного, рефлекса страха или рефлекса цели.

Теорию рефлексов разрабатывали И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, вклад обоих был огромен. Однако после смерти В.М. Бехтерева его наследие было практически забыто, на слуху остался один И.П. Павлов и исследования его школы, в первую очередь понятие «условного рефлекса». Условный рефлекс по И.П. Павлову, это срабатывание безусловного рефлекса на условный раздражитель (сигнал) в результате многократного совпадения (сочетания) сигнала и безусловного рефлекса, причем условный раздражитель должен действовать первым, выполняя функцию сигнала о том, что за ним последует.

Большинство своих исследований И.П. Павлов провел на собаках, его самые известные опыты — исследование слюноотделения в ответ на загорающуюся лампочку или звучание звонка. Когда собака видит корм, ее слюнные железы начинают выделять слюну. Это происходит всегда и у любой собаки, это безусловный рефлекс. Если собака слышит звонок, вначале у нее возникает ориентировочная реакция (собака напрягается и крутит головой), однако со временем эта реакция пропадает, и собака на звонок не реагировала уже никак. Однако, однако, если звонок регулярно звонил в момент кормежки, а точнее прямо перед ней, то через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение.

Интересно различие терминологии: если приобретенные рефлексы И.П. Павлов называл «условными рефлексами», то В.М. Бехтерев — «сочетательными» или «сочетательно-двигательными рефлексами». Кроме разницы в терминологии, есть некоторое различие и в содержании понятий. В павловском условном рефлексе условный раздражитель должен действовать первым, выполняя функцию сигнала о том, что за ним последует, в то время как сочетательные рефлексы, по Бехтереву, могут возникать и в случае небольшого опережения нейтрального раздражителя, и в случае его небольшого запаздывания. Таким образом, «сочетательные» рефлексы по Бехтереву включают в себя и «условные рефлексы» по Павлову, и «оператное поведение» по Б. Скиннеру.

Действительно, оказалось, что в отличие от условного рефлекса, при котором появлению реакции на условный сигнал всегда предшествует его подкрепление, у животного может сформироваться реакция, которая в прошлом подкреплялась ее проявления: не как сигнал о том, что будет, а как подкрепление того, что животное уже сделало.

Этот механизм получил название оперантного обусловливания. Оперантное обусловливание можно рассматривать как разновидность сочетательных рефлексов, где возникает устойчивая связь между определенным видом поведения и его последствиями, а именно его положительным или отрицательным подкреплением. В оперантном обусловливании изучают не слюноотделение собаки, а ее поведение: например, при каких условиях собака будет подбегать к двери и у двери например три раза лаять.

Впрочем, оперантное поведение называть рефлексом — неточно. Б. Скиннер так писал о различии рефлексов и оперантном поведении: «Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью». Реагируя (при выполнении условного рефлекса), животное играет пассивную роль: хозяин дал команду — собака сделала. Активное начало поведения — у человека. В оперантном поведении, наоборот, источник активности — животное: собака совершает действие для того, чтобы ее поощрили.

Достаточно важно различать рефлекс и инстинкт. Рефлекс, в отличие от инстинкта, запускается простым раздражителем (определенный звук, воздействие, вспышка света и так далее). Он возникает в тот момент, когда на организм подействовал раздражитель такой силы, которой хватит для запуска рефлекса (т.е. пороговой силы), и срабатывает вне зависимости от наличия или отсутсвия мотивации. Инстинкт, в отличие от рефлекса, запускается сложными раздражителями, запускается только при наличии мотивационного состояния:

Например чтобы собака начала защищать территорию — она должна увидеть приближающегося врага — увидеть, услышать, почувствовать — целый набор раздражителей.

Та же собака, оказавшись на новой территории — не будет ее защищать, а будет исследовать — и даже если в этот момент тот же «враг» пройдет рядом — инстинкт защиты территории не сработает — нет мотивации.

Кроме того, инстинктивное поведение может возникнуть и само по себе — без наличия сиюминутных стимулов.

Механизм рефлексов используется для дрессировки. Когда рефлекс начинает осознаваться и тем более сдерживаться пониманием «можно» или «нельзя», он получает звание «импульс» или «влечение».

Нервная система человека | Описание, развитие, анатомия и функции

нервная система

Все СМИ

Похожие темы:
болезнь нервной системы сенсорный прием человека тело человека нейронная инженерия болезнь нервной системы

См. все связанные материалы →

нервная система человека , система, проводящая раздражения от сенсорных рецепторов к головному и спинному мозгу и проводящая импульсы обратно к другим частям тела. Как и у других высших позвоночных, нервная система человека состоит из двух основных частей: центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервы, передающие импульсы к центральной нервной системе и от нее). У человека мозг особенно велик и хорошо развит.

Пренатальное и постнатальное развитие нервной системы человека

Почти все нервные клетки или нейроны образуются во время пренатальной жизни, и в большинстве случаев после этого они не заменяются новыми нейронами. Морфологически нервная система впервые появляется примерно через 18 дней после зачатия с образованием нервной пластинки. Функционально он появляется с первыми признаками рефлекторной деятельности на втором месяце внутриутробного развития, когда раздражение прикосновением к верхней губе вызывает реакцию отдергивания головы. На третьем месяце можно вызвать многие рефлексы головы, туловища и конечностей.

В ходе своего развития нервная система претерпевает значительные изменения, чтобы достичь своей сложной организации. Чтобы произвести примерно 1 триллион нейронов, присутствующих в зрелом мозге, в среднем должно генерироваться 2,5 миллиона нейронов в минуту в течение всей внутриутробной жизни. Это включает в себя формирование нейронных цепей, включающих 100 триллионов синапсов, поскольку каждый потенциальный нейрон в конечном итоге связан либо с выбранным набором других нейронов, либо с конкретными мишенями, такими как сенсорные окончания. Более того, синаптические связи с другими нейронами устанавливаются в определенных местах на клеточных мембранах нейронов-мишеней. Совокупность этих событий не считается исключительным продуктом генетического кода, поскольку генов просто недостаточно, чтобы объяснить такую ​​сложность. Скорее, дифференцировка и последующее развитие эмбриональных клеток в зрелые нейроны и глиальные клетки достигаются за счет двух наборов влияний: (1) специфических подмножеств генов и (2) стимулов окружающей среды изнутри и снаружи эмбриона. Генетические влияния имеют решающее значение для развития нервной системы в упорядоченных и синхронизированных по времени последовательностях. Дифференцировка клеток, например, зависит от ряда сигналов, которые регулируют транскрипцию, процесс, в котором молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) дают начало молекулам рибонуклеиновой кислоты (РНК), которые, в свою очередь, выражают генетические сообщения, контролирующие клеточную активность. Влияние окружающей среды, происходящее от самого эмбриона, включает клеточные сигналы, состоящие из диффундирующих молекулярных факторов (9).0023 см. ниже Развитие нейронов). Факторы внешней среды включают питание, сенсорный опыт, социальное взаимодействие и даже обучение. Все это необходимо для правильной дифференциации отдельных нейронов и тонкой настройки деталей синаптических связей. Таким образом, нервная система требует постоянной стимуляции на протяжении всей жизни для поддержания функциональной активности.

Развитие нейронов

На второй неделе внутриутробной жизни быстро растущая бластоциста (пучок клеток, на который делится оплодотворенная яйцеклетка) уплощается, образуя так называемый зародышевый диск. Зародышевый диск вскоре приобретает три слоя: эктодерму (наружный слой), мезодерму (средний слой) и энтодерму (внутренний слой). Внутри мезодермы растет хорда, осевой стержень, служащий временным позвоночником. И мезодерма, и хорда выделяют химическое вещество, которое инструктирует соседние недифференцированные клетки эктодермы и заставляет их утолщаться вдоль того, что станет дорсальной срединной линией тела, формируя нервную пластинку. Нервная пластинка состоит из клеток-предшественников нервных клеток, известных как нейроэпителиальные клетки, которые развиваются в нервную трубку (9).0023 см. ниже Морфологическое развитие). Затем нейроэпителиальные клетки начинают делиться, диверсифицироваться и давать начало незрелым нейронам и нейроглии, которые, в свою очередь, мигрируют из нервной трубки в свое окончательное место. Каждый нейрон образует дендриты и аксон; аксоны удлиняются и образуют ответвления, окончания которых образуют синаптические связи с выбранным набором нейронов-мишеней или мышечных волокон.

Викторина «Британника»

Человеческое тело

Замечательные события этого раннего периода развития включают упорядоченную миграцию миллиардов нейронов, рост их аксонов (многие из которых распространяются по всему мозгу) и образование тысяч синапсов между отдельными аксонами и их нейронами-мишенями. Миграция и рост нейронов зависят, по крайней мере частично, от химических и физических воздействий. Растущие кончики аксонов (называемые конусами роста), по-видимому, распознают и реагируют на различные молекулярные сигналы, которые направляют аксоны и нервные ветви к их соответствующим мишеням и устраняют те, которые пытаются синапсироваться с неподходящими мишенями. Как только синаптическая связь установлена, клетка-мишень высвобождает трофический фактор (например, фактор роста нервов), который необходим для выживания синапсирующих с ней нейронов. Сигналы физического наведения участвуют в контактном наведении или миграции незрелых нейронов вдоль каркаса глиальных волокон.

В некоторых областях развивающейся нервной системы синаптические контакты изначально не являются точными или стабильными, а позже за ними следует упорядоченная реорганизация, включая элиминацию многих клеток и синапсов. Нестабильность некоторых синаптических связей сохраняется до достижения так называемого критического периода, до которого влияние окружающей среды играет значительную роль в правильной дифференцировке нейронов и тонкой настройке многих синаптических связей. После критического периода синаптические связи становятся стабильными и вряд ли будут изменены влиянием окружающей среды. Это говорит о том, что на определенные навыки и сенсорную деятельность можно влиять в процессе развития (включая постнатальную жизнь), а для некоторых интеллектуальных навыков эта способность к адаптации, по-видимому, сохраняется во взрослом и пожилом возрасте.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ: Сеченов; Хьюлингс Джексон; Павлов | Архив неврологии и психиатрии

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ: Сеченов; Хьюлингс Джексон; Павлов | Архивы неврологии и психиатрии | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

ноябрь 1948 года

Б. П. БАБКИН, M.D.

Принадлежности автора

МОНРЕАЛЬ, КАНАДА

Отделение физиологии и отделение неврологии и нейрохирургии Университета Макгилла.

Арх НейрПсих. 1948;60(5):520-535. doi:10.1001/archneurpsyc.1948.02310050097009

Полный текст

Абстрактный

ТЕРМИН «условный рефлекс» был введен Павловым в 1903 г. Он впервые упомянул его в речи под названием «Экспериментальная психология и психопатология у животных», которую он произнес на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в апреле этого года. год. 1

Под условным рефлексом Павлов понимал установившуюся у животного реакцию на одно или несколько несущественных свойств раздражающего предмета. Эти свойства, например, вид или запах пищи, действуют через соответствующую воспринимающую поверхность — в данном случае глаз или нос, — в то время как основная воспринимающая поверхность, о которой здесь идет речь (слизистая оболочка полости рта), остается незатронутой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *