Лексические нормы — презентация онлайн
Похожие презентации:
Научный стиль речи
Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9
Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Язык и профессии. Культура речи
Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»
Роль русского языка в многонациональной России
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10
Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий
Художественный стиль речи
1. Задание 5. Лексические нормы
Это задание относится к лексическим. Оно проверяетзнание лексического значения слов, умения различать
синонимы, паронимы.
Лексическими нормами русского языка называются правила
употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их
значениями.
Паронимы – это слова, похожие по звучанию, часто
однокорневые, но разные по значению или частично совпадающие
по значению: костистый – костлявый, сытый – сытный, дипломат –
дипломант – дипломник и др.
Нередко в речи происходит смешение паронимов, что
приводит к речевым ошибкам: костлявая рыба, одеть куртку и
др. Для предотвращения подобных ошибок следует
сопоставлять паронимичные пары, выяснять сходства и
различия паронимов.
(ВЫУЧТЬ СЛОВАРИК ПАРОНИМОВ)
4. паронимы
приставочныесуффиксальные
Различающиеся
конечными буквами
Уплатить — отдать, внести (деньги) в возмещение
Оплатить — заплатить за что-нибудь
чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме
денег)
Одеть кого-либо
Надеть на себя
Представить — предъявить, сообщить что-либо
Предоставить — отдать кого-что-либо в
кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать
возможность ознакомиться с чем-либо. Признав
достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо
распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать
возможность кому-либо сказать, сделать что-либо,
чем-либо распорядиться.
Встряхнуть — приподняв, потрясти с силой.
Стряхнуть — тряхнув, скинуть, сбросить
Поверка — сверка в точности. Перекличка с целью
Проверка — установление правильности чего-либо,
проверить наличный состав людей
соответствия чего-либо чему-либо.
Обсудить — разобрать, обдумать, всесторонне
Осудить — выразить неодобрение кому-чему-либо,
рассмотреть, высказывая свои соображения по
поводу чего-либо или о ком-либо.
признать дурным. Приговорить к какому-либо
наказанию, вынести обвинительный приговор,
обвинить.
База – основание, основа. Опора чего-либо; опорный
Базис – совокупность исторически определенных
пункт. Склад, складской или снабженческий пункт.
производственных отношений, образующих
экономическую структуру общества и определяющих
характер надстройки
Абонент – владелец абонемента (лицо или
Абонемент – право пользования чем-либо в течение
учреждение). /
определённого срока, а также документ, удостоверяющий
это право /
Невежа – грубый, невоспитанный, невежливый человек
Невежда – малообразованный человек, неуч; человек,
несведущий в какой-либо области знания, профан
Адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление
Адресант – тот, кто посылает почтовое или
(лицо или учреждение) /
телеграфное отправление (лицо или учреждение) /
Дипломат – должностное лицо, занимающееся
Дипломант – Лицо, награждённое дипломом за
дипломатической деятельностью, работой в области
внешних отношений
успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.
Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.
1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.
2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь чтонибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно,
различие содержится именно в основах!
4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой,
суффиксом и т.д.
5. Если возможно, вспомни отличия в значении.
9. 1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
• 1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтовпризнана во всем мире.
• 2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления
хореографического коллектива.
• 3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
• 4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное
производство стала видна очень скоро.
10. 2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
• 1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, откоторых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
• 2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание
духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и
ненавязчивая помощь.
• 3) Между странами постоянно развивается и укрепляется
сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
• 4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
11. 3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
• 1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙаргумент.
• 2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под
воду водолазов.
• 3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является
особенно напряженной.
• 4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в
море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
12. 4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
13. 5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
• 1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатилтридцать ОТБОРНЫХ соболей.
• 2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на
ОТБОРНОМ региональном этапе.
• 3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
• 4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ
пшеница.
14. 6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный
15. 7. Значение какого слова определено неправильно?
• 1) ФАСАД – тыловая сторона здания.• 2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
• 3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий
примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
• 4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.
16. 8. Значение какого слова определено неправильно?
• 1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедшийв лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
• 2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
• 3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
• 4) РАРИТЕТ – редкость.
17. 9. Значение какого слова определено неправильно?
• 1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.• 2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий
положительной оценки.
• 3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
• 4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.
18. 10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ
2 3 1 2 2 4 1 2 2 1
English Русский Правила
Лексические нормы презентация, доклад
Задание 5. Лексические нормы
Это задание относится к лексическим. Оно проверяет знание лексического значения слов, умения различать синонимы, паронимы.
Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.
Паронимы – это слова, похожие по звучанию, часто однокорневые, но разные по значению или частично совпадающие по значению: костистый – костлявый, сытый – сытный, дипломат – дипломант – дипломник и др.
Нередко в речи происходит смешение паронимов, что приводит к речевым ошибкам: костлявая рыба, одеть куртку и др. Для предотвращения подобных ошибок следует сопоставлять паронимичные пары, выяснять сходства и различия паронимов.
(ВЫУЧТЬ СЛОВАРИК ПАРОНИМОВ)
паронимы
приставочные
суффиксальные
Различающиеся конечными буквами
1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.
2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.
5. Если возможно, вспомни отличия в значении.
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный
7.
Значение какого слова определено неправильно?1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.
8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.
9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.
10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.
Скачать презентацию
Летаргия Определение и значение — Merriam-Webster
лет·ар·гия ˈle-thər-jē
1
: ненормальная сонливость
2
: качество или состояние лени, вялости или безразличия
Синонимы
- hebetude
- томление
- усталость
- вялость
- ступор
- torpor
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Однако по прибытии таинственная болезнь истощила Даркуса Боудена. Болезнь, физических симптомов которой не мог обнаружить ни один врач, но которая проявлялась в самой невероятной летаргии, породив в Даркусе… пожизненную привязанность к пособиям по безработице, креслу и британскому телевидению. Зэди Смит, 9 лет0037 Белые зубы
Симптомы болезни включают потерю аппетита и вялость . Я вырвался из своей летаргии и начал убирать дом. Узнать больше
Недавние примеры в Интернете Работа — это только одна из функций жизни человека, и вялость или замкнутость — не единственные симптомы отчаяния. Мэри Макнамаракультура, обозреватель и критик, Los Angeles Times , 3 октября 2022 г. «Вороны» набирали в среднем 3,7 ярда за игру в первом тайме и реализовывали только два из семи третьих даунов, и лишь немногие из их кандидатов на прорыв в 2022 году невосприимчивы к этому наступлению.0037 вялость . Чайлдс Уокер, Балтимор, солнце , 12 сентября 2022 г. Может быть, именно поэтому Херли видел так много сонливости на относительно умеренном 3-мильном маршруте. Джули Джаг, The Salt Lake Tribune , 1 сентября 2022 г. Здесь и комплекс междоусобиц, и хронические разочарования, и полнейшая вялость любого демократического общества, но особенно нашего, растворились, и стало ясно главное — быть свободным и жить достойно. Джордж Пэкер, The Atlantic , 6 сентября 2022 г. Неизвестная болезнь убила собак в Мичигане, заявили официальные лица, ставя в тупик следователей, которые не определили, что вызывает у собак такие симптомы, как рвота, вялость и потеря аппетита. Алисса Лукпат, 9 лет0037 WSJ , 23 августа 2022 г. Фицджеральд сказал, что симптомы включают кровавый понос, рвоту, вялость и потерю аппетита. Кайла Гилфойл, ABC News , 23 августа 2022 г. Всех, у кого за последнюю неделю взяли собаку, у которой начинают проявляться симптомы болезни — кашель, насморк и вялость , — попросили написать директору приюта Стефани Салливан по адресу [email protected], чтобы договориться о лечении. Говард Копловиц | Hkoplowitz@al. com, al , 26 июля 2022 г. Одним из потенциально опасных для жизни примеров является менингит, который может вызывать озноб с лихорадкой или без нее, а также такие симптомы, как ригидность затылочных мышц, чувствительность к свету и звуку и вялость . Джули Стюарт, Men’s Health , 29 июня 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «летаргия». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийский litargie , от средневековой латыни litargia , от поздней латыни Lethargia , от греческого Lēthargia , от Lēthargos Забывый, летаргический, нерегулярный от Lēthē
Первое использование
14 -й век, в смысле Defined At Sense 1
. Первое известное использование летаргии было в 14 веке
Посмотреть другие слова из того же века
Словарные статьи Около
Летаргиявялость
вялость
Летбридж
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Вялость».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/lethargy. По состоянию на 2 ноября 2022 г.Copy Citation
Дети Определение
Летаргия
лет·ар·гия ˈleth-ər-jē
1
: ненормальная сонливость
2
: качество или состояние медлительности, лени или безразличия
вялый
lə-ˈthär-jik
ле-
имя прилагательное
Медицинское определение
вялость
лет·ар·гия ˈleth-ər-jē
1
: патологическая сонливость
2
: . летаргия для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: 26 октября 2022 г.
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
колотить палкой
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Слова, названные в честь людей
- Тезка купальника Жюль Леотар какую профессию имел?
- Акробат Хирург
- Пожарный Судить
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Как молиться, когда вы чувствуете апатию к своей вере
Что такое апатия?
В. Как мне молиться, если я чувствую безразличие к своей вере?
А. Как будто от этого зависела моя душа!
Апатия не является словом Писания. Ни в одном из многих проверенных мною переводов слово «апатия» не использовалось как прямой перевод с древнееврейского или греческого, и только в одном, Расширенном переводе Библии, классическом издании, оно вообще появлялось в качестве расширения , или «расширения». » на языке оригинала. Но это усиление весьма актуально для нашего вопроса.
В своей духовной апатии они стали черствыми, бесчувственными и безрассудными и предали себя [жертвой] необузданной чувственности, страстно и жадно предавшись любой форме нечистоты [которую могут подсказать и потребовать их порочные желания]. 1
Хотя мы можем думать об апатии как о состоянии низкой энергии или о недостатке чего-то, это еще хуже.
В этой книге представлены мудрые и деликатные советы пастора XVII века Ричарда Бакстера, призванные утешить и укрепить всех, кто борется с депрессией, или тех, кто знает ее.
Апатия происходит от греческого слова apathos , (Απαθώς), где «а» отрицает следующее за ним слово — пафос — уступать «без чувства». Мы также могли бы использовать бесчувственность или равнодушие . Апатия тесно связана с отношением , которое, по сути, говорит: Не имеет значения или, на нынешнем раздражающем жаргоне отвержения, что угодно.
Второе определение Оксфордского словаря английского языка весьма поучительно: «Леность ума, безразличие к тому, что рассчитано на то, чтобы возбудить чувства или возбудить интерес или действие». Ассоциированный тезаурус предполагает, среди прочего, вялость, сухость, тупость, флегматичность, ступор и бессмысленность. 2
Апатия — это порок , а не добродетель . Апатия, будучи «аффективным» или эмоциональным «состоянием», является скорее симптомом, чем надлежащим диагнозом, per se . Таким образом, в поисках лекарства от апатии мы можем посмотреть на некоторые из ее примеров в Писании и обнаружить, что она имеет несколько причин и, следовательно, потенциально более одного лекарства.
В контексте, важном для нашей темы — христианской духовности и молитвенной дисциплины — мы можем лучше всего понять апатию к молитве с точки зрения мысли и отношения , чувства (аффекты и эмоции) и поведение , через которое выражается апатия. Писание приводит многочисленные примеры апатии, некоторые из которых явно записаны как поучительные примеры (1 Кор. 10:11). Мы можем посмотреть на несколько. Следуйте за мной через то, что может показаться небольшим блужданием по Писанию, так как это обеспечит гораздо более широкий контекст для понимания природы и опасностей духовной апатии, а также руководство по ее излечению и предотвращению.
Примеры из Ветхого Завета
Примеров апатии предостаточно, особенно во время скитаний после Исхода. «Не потому ли, что в Египте нет могил, ты повел нас умирать в пустыне? Что ты сделал с нами, выведя нас из Египта?» (Исх. 14:11). Израильтяне неоднократно подвергали сомнению Божьи намерения. «Они отказались повиноваться и не вспомнили о чудесах, которые Ты сотворил среди них, но ожесточили свою шею и поставили вождя, чтобы они вернулись в рабство свое в Египет» (Неем. 9).:17). Бог ясно говорит нам, что они презирали Землю Обетованную (Пс. 106:24), и Бог был настолько отвращен их упорным отказом верить, что уничтожил их в пустыне. Они презирали не только землю обетованную, но и манну (Числ. 11:1–6), которая, как мы знаем, была самим присутствием Христа, Который следовал за ними в пустыне и как скала, извергающая потоки воды живой. (1 Кор. 10:4). Они быстро стали равнодушными и не тронутыми недавними чудесами.
Давид во время своего изгнания и бегства от царя Саула не только удерживал своих людей от добычи пищи за счет Навала, но и активно защищал стада этого богатого человека. Он ожидал награды. Вместо этого его грубо оскорбили. Ответ Давида? «Поистине, напрасно я охранял все, что есть у этого человека в пустыне, чтобы ничего не пропало из всего, что у него было, и он воздал мне злом за добро» (1 Цар. 25:21). Дэвид решил, что с него хватит, но идет дальше и берет дело в свои руки. Он вызывает проклянет на себе, если он не уничтожит до единого человека тех самых людей, о благополучии которых он так заботился. Как быстро самодовольное удовлетворение превратилось в кипящую ярость. Это не единственный раз, когда Давид соблазнялся убийством.
Милостивая, мудрая и понимающая женщина, жена Навала, обращается к Давиду. Ее слова, манера поведения и красота побеждали. «Потому что Господь удержал тебя от пролития крови и от спасения твоей рукой. . . . [у тебя] не будет повода для печали или угрызений совести из-за того, что ты пролил кровь напрасно или из-за того, что господин мой сотворил себе спасение» (1 Цар. 25:26, 31). Дэвид соглашается: «Вы… . . удержал меня ныне от пролития крови и от рукотворения спасения» (1 Цар. 25:33). Видно, что Давид в своем чувстве бесполезности и антипатии (противоположных по чувству), происходящих от его апатии, быстро перешел от чувства своекорыстной благосклонности к явной злой умысел и опрометчивость умысел.
Пожалуй, самый известный пример апатии — тот, который Асаф описывает автобиографически. С освежающей прозрачностью он открывает нам свое сердце и разум. «Напрасно я хранил сердце мое в чистоте и омывал руки в невинности», — жалуется он (Пс. 73:13). Почему Асаф считает практику праведности бессмысленной? Он недвусмысленно говорит нам: «Ибо [можно сказать, потому что] весь день я поражался и каждое утро обличался» (Пс. 73:14). Другими словами, «это несправедливо». Он говорит: «Я выполнил свою часть работы, и эти высокомерные, нечестивые, потакающие своим желаниям, жестокие, насмешливые, угрожающие и глупые ненавистники Бога и Его заповедей лучше меня! Это не верно!» Узкая перспектива Асафа привела его в апатию, близкую к отчаянию, но он сопротивляется тому, чтобы публично озвучить свою апатию.
Бог не доволен и не терпит апатии. И мы не должны быть.
Езекия, в отличие от Асафа, находится в отличной форме, исцелившись от смертельной болезни и избавившись от превосходящих сил врага. Апатия к Езекии пришла во время этой пятнадцатилетней передышки в форме самодовольства. Все достаточно хорошо, казалось, подумал он. Не невзгоды приводят Езекию в апатию, а процветание.
Впоследствии мы узнаем, что ответом Езекии на Божье исцеление была не благодарность, а гордость (2 Паралипоменон 32:25). Нам сказано, что «Бог оставил его самому себе, чтобы испытать его и узнать, что у него на сердце» (2 Паралипоменон 32:31). Что Он нашел в этом праведном царе, так это гордость своим огромным богатством и владениями. Здесь проявилась апатия, а не то, что дела шли так плохо, что он умрет или что враг одержит победу (185 000 только что было уничтожено [4 Цар. 19].:35]), но дела шли так хорошо, что он мог расслабиться. Езекия нашел покаяние в смирении. В результате Бог отложил свой суд над Иудой до смерти Езекии.
Итак, Езекия, излечившись от равнодушия, вызванного процветанием, способен невозмутимо принять условия провозглашенного Богом суда. По крайней мере, ему не придется видеть это самому. Нам прямо сказано, что это произошло потому, что (и, следовательно, после ) Езекия смирил себя, что «гнев Господень не пришел… . . во дни Езекии» (2 Паралипоменон 32:26). Соответственно, мы должны видеть в покорности этого благочестивого человека грядущим ужасам принятие их, благодарность за дарованную ему передышку, а не возврат апатии.
Примеры в Новом Завете
Примеров в Новом Завете предостаточно. Иоанн Креститель, разочаровавшись в темнице, спрашивает: «Ты ли [действительно] тот, кто должен прийти, или нам следует искать другого?» (Луки 7:20). Он начал подозревать, что его миссия была тщетной, и в своей апатии помышляет об отречении от того самого, которого он незадолго до этого провозгласил «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира!» (Иоанна 1:29).
Фома, местный циник, узнав о плане Иисуса вернуться в опасную ситуацию в Иерусалиме, выразил не веру, а чувство «все равно». «Пойдем и мы, чтобы нам умереть с Ним» (Иоанна 11:16). Мы слишком хорошо знакомы с его заявлениями после воскресения, чтобы требовать их повторения, но изначально они выражают решительное неверие. Тройное отречение Петра также, по-видимому, свидетельствует о тщетности и апатии. Он обнаружил, что перед лицом опасности гораздо легче сохранить свою жизнь — работая, так сказать, над своим собственным избавлением, — чем сдержать свой недавний обет, данный Иисусу.
После воскресения два ученика покидают других и покидают Иерусалим. Они выражают не веру, а чувство ошибочной лояльности. «Мы надеялись, что это он избавит Израиль» (Луки 24:21). Петр, Фома, Иаков и Иоанн вместе с двумя неназванными учениками (теми, кто ранее путешествовал в Эммаус?), уже и совсем недавно встретив воскресшего Христа, фактически решают, что «вы ничего не можете сделать» 3 и возвращаются их предыдущему занятию коммерческим рыбаком, чтобы ловить рыбу, а не людей.
Бог не безразличен
Бог не доволен и не терпит апатии. И мы не должны быть. Мы могли бы сказать, что Бог совсем не апатичен по отношению к апатии своего народа. «Так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр. 3:16). Безразличие к Богу или Его обетованиям и заповедям недопустимо. Он представляет собой состояние греха и дальнейшего искушения к большему. Что мы должны делать, чтобы спастись от него? Посмотрим, что говорит сам Бог.
Из Божьей критики неудач Израиля и из Посланий к Семи Церквам мы можем узнать, чего нам следует избегать и что нам следует делать, чтобы сопротивляться и стремиться избежать наступления апатии. Именно забвение того, что Бог так явно сделал или обещал, даже поклялся сделать, или игнорирование этого как «вчера» — вот корень большой апатии. Может быть, поэтому Писание так изобилует увещеваниями не забывать, а помнить, вспоминать и благодарить за «чудеса Его сынам человеческим» (Пс. 107).
Слова помнить и забывать сами по себе подходят для изучения слов. Их заметное и равномерное распространение от Бытия до Откровения должно привлечь наше внимание. Иногда Бог увещевает нас помнить, а иногда это мы просим Бога помнить. Мы иногда нуждаемся в убеждении, и Бог снизошел, чтобы помочь нам в нашей немощи.
Итак, когда Бог пожелал более убедительно показать наследникам обетования неизменный характер Своего намерения, Он гарантировал его клятвой, так что двумя неизменными вещами, в которых невозможно Богу солгать, мы, бежавшие ибо прибежище могло бы иметь сильное поощрение крепко держаться за возложенную перед нами надежду. (Евр. 6:17–18)
Апатия — это неверие
Апатия порождает еще апатии. Покаяние от него и к праведности является требованием Бога и Писания. На самом деле заразительны как пороки, так и добродетели (Втор. 20:8; Лук. 22:32). Тревога, а не уступчивость или снисходительность, перед лицом апатии — правильная позиция. Для упомянутых выше страдающих апатией, которые были освобождены, есть полезные противопоставления причины и лечения, взяв в качестве примеров Давида, Асафа и Езекию.
Ожесточение Асафа, по-видимому, было личным делом и личным грехом. Он признается, что подумывал сделать это публичным, но не сделал этого, так как со временем понял, какое разочарование это может вызвать у большого собрания. Асаф был главным музыкантом на общественном богослужении (1 Паралипоменон 16:5), а это непростая должность! Но то, что он сделал в своем бедствии (вместо того, чтобы распространять его за границу), так это пошел в церковь. Именно посреди собрания ему ясно открылись замыслы Божьи, и там он нашел утешение. Фактически Асаф помнил день субботний (Исх. 20:8) и не пренебрегал общественным богослужением. Соответственно, он и получил, и дал ободрение, а не разочарование (Евр. 10:25), и в прочной форме псалма, дорогого для многих.
Равнодушие Езекии проистекало не из горечи (с этим он поступил должным образом), а из гордыни, которая отчасти проистекала из его огромного богатства, того самого «личного мира и изобилия», против которого так неустанно предостерегал Фрэнсис Шеффер и которое стало синонимом его имя. Езекия не продал (большинство из нас может с облегчением узнать об этом) все, что имел, и раздал бедным (Луки 18:22), но смирил себя, без чего распоряжаться своим богатством было бы бесполезно ( 1 Кор. 13). По сути, Езекия снова открыл свое гордое сердце для любви к Богу, и Бог был доволен этим (Мих. 6:7–8).
Апатия должна быть признана тем, чем она является: серьезным проявлением опасного неверия. Кроме того, мы должны стремиться определить причину(ы) нашей апатии. Это зависть? Гордость? Разочарование? Унижение? Ярость? Уныние? Стремление изменить наши обстоятельства таким образом, чтобы это нарушало Божьи заповеди? Это лишь некоторые из потенциальных факторов, способствующих апатии, и их не следует рассматривать как окончательный, а тем более исчерпывающий список. Вы можете найти другие, более подходящие для вашей ситуации. Но исследуйте свои собственные мысли и отношения, поскольку в таких размышлениях можно найти подсказки.
Помните, что Бог уже сделал и что Он обещал сделать. За воспоминанием логически следует вера и благодарность. Хотя мы не можем напрямую контролировать свои эмоции и чувства, мы можем оказывать прямое влияние на свои мысли, произносимые слова (которые вытекают из них) и отношения. Таким образом, мы можем вызвать соответствующие чувства, которые будут выражены в наших молитвах, даже если наши чувства не синхронизированы. Ричард Бакстер сказал бы нам: «Направьте свои мысли на то, что, как вы знаете, является правильным и хорошим» 9.0256 4 повторяя совет Павла (Флп. 4:8). Другими словами, используйте тот контроль, который у вас есть, над содержанием своих мыслей.
Избавление от апатии и связанных с ней грехов пришло к Давиду, Асафу и Езекии разными путями. Мы должны быть открыты для критики, которая служит для того, чтобы перенаправить нас (как Авигея дала Давиду), и мы должны всегда стремиться обрести смирение, как это сделал Езекия. Но я считаю, что ситуация Асафа представляет собой более общий подход к апатии. Асаф пошел в церковь, где Бог открыл ему глаза на вещи и дал Асафу более широкую перспективу, в которой он нуждался, чтобы перестать завидовать нечестивым, поскольку их участь не желательна. В отличие от Давида, он сдерживал свою речь и не хотел присоединяться к нечестивым, чтобы повлиять на собственное «спасение». Мы не можем всегда полагаться на своевременный совет любимого человека или друга, и хотя мы должны быть открыты для него и даже искать его, в его отсутствие мы должны следовать общим принципам, которые отстаиваются и даже заповедуются в Писании.
Когда мы устали, обескуражены, раздражены обстоятельствами или другими верующими, подавлены, сердиты, завистливы, разочарованы или иным образом отвлечены от Божьей благости и обеспечения, посещение церкви может показаться обременительным. Я встречал слишком много людей, которые находили простые причины пропускать церковь, и мне кажется, что это совершенно неправильный способ вырваться из депрессивного состояния, которое, как правило, представляет собой апатия. Скорее, мы должны «помнить день субботний» и стремиться «святить его» (Втор. 5:15), что повлечет за собой, как минимум, «не пренебрегать собраниями», поскольку это тесно связано с «ободрением одного другой» (Евр. 10:25).
Будьте начеку!
Неспособность собраться вместе может усилить разочарование не только нас, но и других. С другой стороны, когда мы участвуем в общественном богослужении, мы находим поддержку в структуре службы. Нас приглашают, например, «Поднимите ваши сердца», и мы можем ответить: «Мы возносим их к Господу» или эквивалентом нашей собственной традиции. Часто происходит публичное совместное исповедание греха и просьба о прощении и восстановлении. Для меня самой трогательной частью моего воскресного утра являются слова: «Всемогущий Боже, Отец наш Небесный, по великой Своей милости обещавший прощение грехов всем тем, кто с сердечным покаянием и истинной верой обращается к Нему; Помилуй тебя; прости и избавь тебя от всех твоих грехов; утверди и укрепи тебя во всякой благости; и приведу вас к жизни вечной; через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.» 5
Посещение церкви не освобождает от обязанности и привилегии личного поклонения. Если вы окажетесь в состоянии апатии в течение длинной недели между воскресными службами, используйте «литургию», предоставленную Богом, чтобы «вознести свое сердце» к Нему. 106-й псалом для меня представляет собой особенно богатый пример того, как молиться, когда мне не хочется этого делать, или когда кажется, что «слова мои летят вверх, мысли мои остаются внизу: слова без мыслей никогда не идут на небеса». 6 Псалом 105 дает нам мысли, одобренные Богом для использования в данной ситуации. Мы можем, перефразируя астронома Иоганна Кеплера, «вымолить Богу мысли после него». 7 Вот краткое содержание этого псалма:
- Слава Богу.
- Поблагодарите.
- Утвердить не всегда самоочевидную истину блаженства тех, кто «творит правду».
- Попросите Бога «вспомнить» меня, когда он демонстрирует свою благосклонность к своему народу.
- Покаяться в грехах, личных и корпоративных.
- Утверждай милость Божию вопреки грехам.
- Вспомните его прошлое и удивительные отношения со своим народом.
- Признайте, что прошлые милости слишком часто забываются.
- Пусть уроки неверия и упрямства послужат мне предостережением в моей ситуации.
- Помните, что Божья милость ко мне – вопреки моему непослушанию.
- Помните, что цель Бога в ответе на мою молитву состоит в том, чтобы вознести хвалу с моих уст.
- Хвала Богу, и делайте это вслух!
Хотя может показаться несколько вынужденным и даже механическим (а иногда и лицемерным) говорить и молиться о том, чего мы в данный момент не чувствуем, это не должно оставаться таковым. Другими словами, не ждите, пока вы хочется молиться об этом. Если вы не хотите молиться, все равно делайте это. Когда не знаешь, о чем молиться, прими наставление, данное ученикам, когда они просили научить их молиться, а на самом деле им было сказано, что говорить словами молитвы Господней, но как настойчиво молиться (Луки 11: 1–12).
Произнеси эту молитву вслух и упорствуй в этом. Вы обнаружите, что на эту молитву всегда приходит ответ, если вы будете упорствовать в ней, и что одним из ответов на нее будет возникновение чувства хвалы и благодарности. Те следуют за нашим послушанием и устным выражением таких мыслей. «Воля — это личность в глазах Бога, и чем человек действительно хотел бы быть и иметь, таким он и будет». 8
Как далее заявляет Бакстер: «Сама молитва, когда вы почти не способны к ней, должна совершаться только в той степени, в какой вы способны». Далее он заявляет: «Не поймите меня неправильно: в делах абсолютной необходимости — позвольте мне подчеркнуть — вы должны стараться выполнять их, несмотря ни на что. Если ты медлишь веровать, каяться, любить Бога и ближнего, быть трезвым, праведным и благочестивым, или даже вообще молиться [выделено мной], то и здесь ты должен подвизаться и не оправдывать себя из-за нежелание». Бакстер в другом месте уверяет нас, что «мысли о любви и милосердии породят в душе любовь и сладость». 9 Мы не можем оставаться равнодушными, когда такие чувства проникают в наши сердца.
Будьте начеку. Не позволяйте горю или унынию оправдать вхождение в искушение (Марка 14:32–42). Чтобы мы не подумали, что этот совет предназначен только для тех, кто был с Иисусом в Гефсимании, в другом месте он говорит нам всем: «И что вам говорю, всем говорю: бодрствуйте» (Марка 13:37).
Не принимайте во внимание «преходящие греховные удовольствия» (Евр. 11:25) и относитесь с презрением к этим вещам, а также к неизбежным насмешкам мира. Мир действительно «удивится, если вы не присоединитесь к ним». . . и злословят вас» (1 Пет. 4:4), ну и что?
Если мы будем относиться к апатии серьезно, как это делает Бог, мы будем лучше подготовлены, чтобы распознать ее, когда она угрожает, и избежать ее или, по крайней мере, избежать ее раньше. Сделав это сами, мы будем лучше подготовлены, чтобы ободрять и утешать других, оказавшихся в таком же затруднительном положении (2 Кор. 1:4).
Слава Богу!
Примечания:
1. Ефесянам 4:19, Расширенный перевод Библии, классическое издание (AMPC), https://www.biblegateway.com/passage/?search=eph+4. 19&version=AMPC
2. Oxford English Dictionary Online, https://www.oed.com/view/Entry/190724#eid20375946
3. От японского 仕方がない, транслитерируемого как «shikata-ga-nai». см. Макото Фуджимура, «Тишина и красота», InterVarsity Press P.O. Box 1400, Downers Grove, IL 60515-1426, 2016
4. Ланди, Майкл С. и Пакер, Дж. И., Депрессия, тревога. и «Христианская жизнь: практическая мудрость» Ричарда Бакстера , стр. 155. Crossway, Wheaton, IL, 2018.
5. Книга общих молитв, протестантская епископальная церковь, 19.28
6. Гамлет , III, iii, 100-103
7. https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Johannes_Kepler
8. Packer, J. I., Молитва «Отче наш» , Crossway, Wheaton, IL , 2007.
9. Ланди, Майкл С. и Пакер, Дж. И., Депрессия, тревога и христианская жизнь: практическая мудрость от Ричарда Бакстера , стр. 155. Crossway, Уитон, Иллинойс, 2018.
Майкл С. Ланди (доктор медицины, Тулейнский университет) — практикующий врач, сертифицированный по взрослой и детской психиатрии. Он практиковал психиатрию в различных учреждениях: академических, частных, государственных и государственных, внутри страны и за рубежом. Он является активным членом Англиканской церкви Всех Святых (ACNA) в районе Большой Атланты. Он любит читать, писать, заниматься музыкой, выращивать камелии и наблюдать за дикой природой.
Связанные статьи
5 мифов о депрессии
Майкл С. Ланди
27 июля 2018 г.Депрессия может быть таким же пламенным испытанием, как и любое другое. Хорошая новость заключается в том, что Бог действительно слышит вопль страждущих.
Депрессия, тревога и радость: 5-дневная молитва
06 августа 2018 г.У христиан есть уникальная надежда среди их страданий.