Высокий уровень эмоционального интеллекта это – Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики

Эмоциональный интеллект: что это? — Журнал «Город женщин»

То, что эмоции влияют на наше мышление, на наши реакции и поведение, – давно известный факт. Однако большинство людей «эмоционально неграмотны», то есть не способны определить и понять, каким образом их собственные эмоции и эмоции других людей влияют на то, что они думают и делают в данный момент. Наша культура и наше воспитание превратили эмоции в плохое слово. 

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient). Спустя 83 года американский психолог Дэниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) – эмоциональный показатель интеллекта. Связано это с тем, что управление собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Согласно определению Дэниела Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: наш успех определяется этим коэффициентом на 85% и только на 15% – с помощью IQ. Если мы не задумываемся об эмоциональной компетентности, то результаты нашей работы могут стать плачевными как для карьерного роста, так и для личной жизни.

Развитые навыки EQ позволяют нам рассматривать свои эмоции и эмоции других людей как ресурс и благодаря этому повышают эффективность в общении с окружающими людьми, с партнерами, подчиненными, клиентами, семьей; способствуют личностному развитию, продвижению по карьерной лестнице, креативности и продуктивности, улучшают здоровье, создают ощущение удовлетворенности и счастья. EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением анализировать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ – в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: 1) возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, 2) необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую мы можем действовать гораздо эффективнее. Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию.

Интересно, что если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Методика Н. Холла для определения собственного уровня EQ

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звездочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень вашего согласия с высказыванием.

Обозначения баллов:

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

ВысказываниеБалл (степень согласия)
-3-2-1+1+2+3
1Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
3Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9Я способен выслушивать проблемы других людей.
10Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26Я способен улучшить настроение других людей.
27Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Ключ к методике Н. Холла на эмоциональный интеллект

Шкала «Самосознание» – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Самоконтроль» – пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» – пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Управление отношениями» – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

  • 14 и более – высокий.
  • 8–13 – средний.
  • 7 и менее – низкий.

Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта – сумма ответов на все вопросы с учетом доминирующего знака:

  • 70 и более – высокий.
  • 40–69 – средний.
  • 39 и менее – низкий.

Итак, согласно тесту, основными «ингредиентами» эмоциональной компетентности являются:

  • самосознание (self-awareness);
  • самоконтроль (self-management);
  • самомотивация (self-motivation)
  • эмпатия (empathy);
  • управление отношениями (relationship skills).

Самосознание – главный элемент эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать собственные эмоции. Самосознание означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль

– это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Если мы способны контролировать свои эмоции, мы адекватно ведем себя в общении с коллегами по работе и окружающими нас людьми, принимаем взвешенные, не подверженные эмоциональным влияниям решения, не испытываем дискомфорта в состоянии неопределенности. Самоконтроль означает не подавление, а выбор эмоции – из всех возможных вариантов реагирования на ту или иную ситуацию выбирать ту, которая заведомо приведет к ожидаемому результату.

Умение управлять своими эмоциями проявляется в следующем поведении: отходчивость, слушание, эмпатия, смелость, гибкость, вовлеченность. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется таким поведением: обвинение, защита, скованность, осуждение, отрешенность.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Управление отношениями включает в себя способность воодушевлять, вести за собой, содействовать изменениям, разрешать разногласия и конфликты. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Текст: Алена Сысоева, бизнес-тренер, коуч, эксперт по эмоциональному интеллекту, консалтинговая группа «Живое дело»

gorodw.by

Уровень эмоционального интеллекта: высокий и низкий

Привет, на связи снова Павел Ямб!

Эмоции не только заставляют нас смеяться, огорчаться, переживать и влюбляться.

От них зависит реальный успех во всем, что связано с карьерой и личной жизнью. Думаете, это не так? Тогда почему люди с высоким IQ часто не достигают большого успеха? Вот и ученые над этим задумались. А потому наряду с обычным интеллектом, психологи выделили такое понятие, как уровень эмоционального интеллекта.

Содержание статьи

•Немного теории
•Тест
•Работая над собой
•С чего начать?
•Оттачиваем навыки в общении

Немного теории

Эмоциональный интеллект ответственен за:

  • самопонимание и самовыражение;
  • осознание своих эмоций;
  • эмпатию;
  • отношения с другими людьми;
  • адекватную оценку действительности;
  • подконтрольность и гибкость эмоций.

Высокий уровень эмоционального интеллекта означает, что человек:

  • адекватно оценивает себя, свои возможности и слабости, принимает себя таким и умеет эффективно использовать то, что ему дано от природы;
  • понимает причину возникновения тех или иных эмоций;
  • распознает и берет в расчет чувства других людей;
  • понимает и учитывает чувства и потребности окружающих;
  • принимает и понимает условия, происходящие из объективной реальности;
  • управляет своими эмоциями, быстро и эффективно находя наилучшее решение в ситуации.

Будет ли такой челове

copirayter.ru

Эмоциональный интеллект – что это, уровни

Понятие эмоционального интеллекта – один из важнейших показателей, влияющих на возможную успешность карьеры сотрудника на многих должностях. Поэтому знать о том, что же это такое – эмоциональный интеллект, следует каждому кадровому специалисту. Различные уровни эмоционального интеллекта отражают навыки человека в различных сферах жизни и могут оцениваться как в комплексе, так и по отдельности с помощью различных тестов.

Эмоциональный интеллект – что это такое

Интеллект – это способность человека к логическому мышлению, принятию правильных решений, обучению и применению полученных знаний на практике. Сейчас существует множество различных методик, позволяющих оценить интеллект того или иного лица с достаточно высокой точностью. Поэтому различные тесты, используемые для оценки этого показателя, широко применяются в трудовых взаимоотношениях. Однако далеко не всегда стандартные показатели интеллекта отражают способность работника к эффективному ведению трудовой деятельности.

Высокий интеллект далеко не всегда является гарантией карьерного роста и развития, равно как и средние или даже относительно низкие его показатели не означают полную непрофпригодность работника. Учитывая этот факт, различные психологи и кадровые специалисты в 20-м веке начали искать иные критерии для оценки сотрудников и кандидатов на рабочее место. Одним из таких показателей стал эмоциональный интеллект, куда более точно отражающий потенциал трудящихся.

Эмоциональный интеллект – это способность к оперированию в первую очередь не знаниями, а эмоциями. Под ним подразумевается умение понимать и интерпретировать, а также – использовать в собственных целях как чужие, так и свои эмоции. Соответственно, учитывая особенность подобного показателя, он далеко не всегда коррелируется со стандартной трактовкой общего интеллекта человека. Есть множество примеров крайне востребованных и популярных людей с относительно небольшим IQ, равно как и наоборот – у многих антисоциальных или просто необщительных и неспособных к эффективному взаимодействию с другими людьми может наблюдаться высокий коэффициент интеллекта.

Схожим, но не тождественным показателем с эмоциональным интеллектом является социальный интеллект. Первый показатель в первую очередь затрагивает умение оперировать и использовать эмоции, в то время, как второй преимущественно затрагивает вопросы адаптации и интеграции в действующий социум, что может сопровождаться как использованием эмоционального интеллекта, так и применением иных механизмов психики.

Когда следует оценивать эмоциональный интеллект

Учитывая особенности и сферы применения эмоционального интеллекта, необходимо понимать, что данный показатель не всегда является важным критерием при оценке действующих сотрудников или потенциальных кандидатов на трудоустройство. Так, в первую очередь на него следует обращать внимание у работников, которые заняты на должностях, связанных с использованием социальных навыков и общением с другими людьми.

Показатели эмоционального интеллекта важны вопреки распространенному мнению, не только для сотрудников отделов продаж и иных работников, прямо общающихся с клиентами. Не менее важна означенная характеристика и для руководителей, так как она напрямую отражает их способность управлять коллективом и вести эффективную деятельность. Кроме этого, актуальна она и для других категорий работников, прямо связанных с работой с другими людьми, в том числе и внутри предприятия. Особенно актуальны высокие требования к эмоциональному интеллекту для эйчаров и кадровых специалистов.

Соответственно, эффективным будет оценивание этого показателя у всех работников, чьи обязанности так или иначе связаны с общением с людьми. Для сотрудников бухгалтерии, представителей рабочих профессий, обслуживающего персонала низшего звена и технических специалистов оценка эмоционального интеллекта не является обязательной.

Несмотря на то, что для вышеозначенных категорий работников эмоциональный интеллект не имеет первостепенного значения, его оценка все равно может иметь определенный смысл. Так, при помощи тестирования этого показателя можно легко определить психологическую совместимость работника с коллегами и эффективно повлиять на психологический микроклимат коллектива.

Уровни эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект как показатель, всегда оценивается комплексно по различным, зачастую независимым, критериям. Учитывая достаточно широкую трактовку этого понятия и определения, выделяются различные уровни эмоционального интеллекта. Далее будут рассмотрены три основных методики, используемых в международной практике.

Основной в современных психологических исследованиях эмоционального интеллекта считается модель Майера-Саловея-Карузо. Она имеет всего четыре уровня:

  • Восприятие. Под этим уровнем эмоционального интеллекта подразумевается способность распознавать возникновение эмоций по различным критериям – например мимике, жестам, словам и фразам, голосу. В том числе данный уровень касается и оценки собственных эмоций.
  • Понимание. В контексте этой модели, под пониманием подразумевается способность осознавать причины возникновения тех или иных эмоций. Кроме этого, к данному уровню относится и способность формировать причинно-следственные связи между различными эмоциями, а также трактовать сложные эмоциональные конструкции и чувства.
  • Использование. Этот уровень подразумевает оценку способности человека пользоваться собственными эмоциями в личных и профессиональных целях. Например – умение стимулирования активного мышления при помощи эмоций.
  • Управление. Данный уровень затрагивает вопросы умения эффективно управлять собственными эмоциями и чувствами других людей. То есть – возбуждать определенные эмоции при необходимости и подавлять иные чувства, которые являются нежелательными. Кроме этого, уровень управления также предусматривает и возможность эффективного использования эмоций для включения их в общие механизмы поиска решений.

Другой популярной моделью эмоционального интеллекта является предложенная журналистом Дэниэлом Гоулманом. Она предусматривает разделение эмоционального интеллекта на пять основных составляющих:

  1. Самопознание. Под этим аспектом подразумевается способность человека изучать, понимать и определять собственные эмоции. Кроме этого, к нему также относится умение определять жизненные цели и контролировать мотивацию, равно как и осознавать позитивные и негативные черты собственного характера.
  2. Саморегулирование. Этот аспект касается возможности самостоятельного управления эмоциями, сдерживания их негативного воздействия и улучшения позитивного.
  3. Мотивация. Под ней подразумевается способность человека ставить себе цели и достигать их, а также использовать и контролировать стимулы и различные виды заинтересованности в результате.
  4. Эмпатия. Данный аспект затрагивает умение человека понимать эмоциональные стремления и состояние других людей, сопереживать им.
  5. Социальный интеллект. Под ним подразумевается способность использовать собственные эмоции и эмоции других людей для достижения определенного места в обществе и получения необходимого статуса.

Вышеозначенный смешанный метод модели Дэниэла Гоулмана с точки зрения науки вызывает больше всего критики. Это связано с тем, что основные произведения, в которых он изложен, были созданы в первую очередь с коммерческой целью и содержат мало отсылок к реальным исследованиям и изысканиям. В отличие от иных моделей эмоционального интеллекта, обладающих более широкой доказательной базой.

Третьей из популярных международных моделей уровней эмоционального интеллекта является расширенная модель, создателем которой является Ройвен Бар-Он. Её характерная особенность заключается в одновременной оценке как показателей эмоционального, так и социального интеллекта. Она включает в себя пятнадцать различных уровней:

  1. Самоосознание. К данному уровню эмоционального интеллекта относиться способность человека проводить оценку собственной личности и принимать ее.
  2. Эмоциональное осознание. Этот уровень предусматривает умение человека оценивать и понимать собственные эмоции вместе с причинами их проявления.
  3. Самовыражение. Под этим уровнем подразумевается способность человека к выражению собственных чувств и использованию эмоциональных механизмов для достижения целей.
  4. Социальная независимость. Этот критерий оценивает способность человека принимать решения вне зависимости от мнения окружающих.
  5. Эмпатия. Под ней подразумевается способность понимать и чувствовать эмоции других людей.
  6. Ответственность. В контексте эмоционального интеллекта под ней подразумевается ощущение человека частью коллектива и осознание своих задач в нем и важности их решения.
  7. Социальные навыки. Означенный уровень контролирует конструктивное общение с другими людьми, затрагивает вопросы взаимовыгодного сотрудничества и партнерства и способность к эмоциональным отношениям.
  8. Стрессоустойчивость. Данный критерий рассматривает чувствительность человека к стрессу и раздражающим факторам в контексте эмоциональной реакции на них.
  9. Самоконтроль. Означенный уровень рассматривает способность человека подавлять импульсивные эмоции и контролировать их.
  10. Объективность. Этим критерием рассматривается умение человека сопоставлять свое видение мира с объективной реальностью.
  11. Гибкость. Под ней подразумевается умение корректировать эмоции, поведение и мысли в зависимости от имеющихся обстоятельств.
  12. Эффективность. Данный критерий во многом сходен со стандартными критериями оценки интеллекта и рассматривает способность нахождения решений проблемы.
  13. Самореализация. Стремление человека к повышению его навыков, объективному росту и развитию потенциала во всех сферах жизни.
  14. Оптимизм. Этот уровень социального интеллекта оценивает общее отношение человека к окружающей действительности и способность позитивно смотреть на вещи вне зависимости от обстоятельств.
  15. Удовлетворенность. Означенный уровень рассматривает общее психологическое состояние человека и его личное, субъективное самочувствие и отношение к себе и миру в данный момент времени.

Как повысить свой эмоциональный интеллект

Так как эмоциональный интеллект является важной составляющей общего успеха человека в жизни практически на любом поприще, многих интересуют способы его развития. Как и общий интеллект, эта характеристика человека во многом зависит от врожденных особенностей и начального развития. Но также, как и обычные умственные способности могут развиваться с течением времени, можно развить и эмоциональный интеллект.

Сейчас существует большое количество тренингов эмоционального интеллекта, многие из которых являются не более, чем коммерческой уловкой. Поэтому в данном вопросе лучше всего руководствоваться в первую очередь научной литературой от известных психологов и авторов вышеозначенных методик его оценки. В целом, общие рекомендации на тему того, как повысить свой эмоциональный интеллект, могут быть следующими:

  1. Повышение самоконтроля. Необходимо контролировать и записывать по возможности каждый факт проявления собственной эмоции.
  2. Расширение кругозора. Человек испытывает большой спектр эмоций, но далеко не каждый знает разницу, например, между гневом, злобой и яростью – а ведь изначально данные чувства являются с точки зрения психологии и нейрофизиологии абсолютно различными механизмами. Чем больше эмоций и их характерных особенностей знает человек, тем выше будет его эмоциональный интеллект.
  3. Общение. Широкие социальные контакты могут ускорить развитие эмоционального интеллекта, особенно с учетом вышеозначенных рекомендаций. Умея распознавать эмоции других людей и понимать причины их возникновения, можно добиться успеха практически в любом виде деятельности.

Конкретных методик развития эмоционального интеллекта существует множество и у каждой из них имеются как определенные преимущества, так и недостатки. Во многом этом связано с общей размытостью понятия социального интеллекта.

Преимущества и недостатки оценки эмоционального интеллекта у сотрудников и соискателей

Как критерий, по которому могут оцениваться действующие сотрудники и, в особенности, соискатели вакантного рабочего места, социальный интеллект является достаточно удобным для кадровых специалистов показателем. Однако не всегда его следует использовать, так как его оценка имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Преимущества оценки социального интеллекта как критерия могут быть следующими:

  • Более точное отображение эффективности на многих должностях в сравнении с оценкой коэффициента общего интеллекта.
  • Возможность комплексной оценки кандидата – на многих рабочих местах от кандидатов требуется лишь соответствие высоким требованиям по отдельным уровням эмоционального интеллекта, в то время как влияние остальных может быть ограниченным или несущественным, что позволяет провести более точный отбор.
  • Высокая эффективность при подборе кандидатов на руководящие должности. Высокие показатели эмоционального интеллекта – обязательное качество идеального руководителя, зачастую даже более важное, чем профессиональные знания.
  • Простота тестирования. Большинство тестов эмоционального интеллекта представлены в виде достаточно универсальных опросников, не требующих от интервьюера каких-либо знаний или навыков. При этом проверка даже может быть проведена путем тестирования без личного участия сотрудника отдела кадров или менеджера по персоналу.

Однако, как и у любого другого метода оценки, имеется у проверки эмоционального интеллекта и ряд недостатков:

  • Низкая эффективность при подборе отдельных видов кадров. Применять означенное тестирование для оценки работников на должностях, не связанных с работой с людьми в целом – нет необходимости, за исключением оценки возможной адаптации к коллективу.
  • Обязательность иных тестов. Оценка эмоционального интеллекта не дает возможности проверить профессиональные знания работника, которые во многих отраслях могут быть обязательными. Поэтому применять оценку по этому критерию можно только вместе с иными способами тестирования при приеме на работу.
  • Риски ожидаемого ответа. Многие опросники эмоционального интеллекта являются типовыми, что позволяет при приеме на работу соискателю просто заучить необходимые для работодателя ответы, а не давать их самостоятельно. При этом в отличие от оценки общего интеллекта, поиск «приемлемых» ответов в случае проверки эмоционального интеллекта на порядок проще даже без знания исходных вопросов.
  • Низкая доказательная база. В сравнении с методиками оценивания общего интеллекта человека, проверка эмоционального интеллектуального уровня имеет гораздо меньшее научное обоснование и часто подвергается критике в отдельных своих аспектах и может иметь субъективный, а не объективный характер.
Загрузка…

delatdelo.com

Эмоциональный интеллект — e-xecutive.ru

Эмоциональный интеллект и его роль в деловых отношениях

Успех в карьере и развитии человека как профессионала зависит не только от его опыта, знаний, навыков, образования, но и от такого качества как эмоциональный интеллект. Эмоциональное развитие в становлении личности играет более существенную роль, нежели интеллектуальное развитие.
Для сравнения, высокий уровень IQ не гарантирует успешного результата при достижении целей в бизнесе. В то время как высокий уровень EQ – это почти гарантия успешности не только на работе, но и в жизни.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать смысл возникающих своих и чужих эмоций, умение контролировать свои эмоции и управлять ими, способность направлять свои эмоции в помощь разуму, и использовать эти знания для понимания причин возникновения проблем и возможности решать эти проблемы.

История эмоционального интеллекта

Такое понятие, как «эмоциональный интеллект» появилось недавно, в 1990 году после выхода научной статьи авторства Салоуэя и Майера. Работа была посвящена познавательным способностям человека, а также информации об эмоциях.
С тех пор создано сотни тысяч интернет-страниц, посвященных этому явлению, написано тысячи книг и статей, проведено большое количество тренингов по развитию эмоционального интеллекта, однако у каждого человека может быть свое собственное понимание этого вопроса.
Общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта (как измерение IQ) пока не существует. Было создано некоторое количество тестов, но понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов можно измерить и проанализировать самостоятельно, для того чтобы узнать, можете ли вы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Уровни эмоционального интеллекта

Условно эмоциональный интеллект можно измерить тремя уровнями:
1) Низкий эмоциональный интеллект.
Когда человеку свойственна низкая самооценка, подавленность своими эмоциями, безосновательное ощущение вины, состояние депрессии. Если человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, значит, он не может разобраться со своими делами. Если у него подавленное настроение, значит, он не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Если у него наблюдается низкая самооценка (личный неуспех, недовольство собой) это тянет за собой социальный неуспех (его тоже будут недооценивать, им будут недовольны окружающие, и он ничего не достигнет).
2) Развитый эмоциональный интеллект.
Если человек способен управлять своими эмоциями, значит, он может управлять и чужими эмоциями. Например, вовремя разглядеть недовольство клиента или начальства и исправить свою ошибку или предложить лучший вариант решения задачи еще до того, как возражение или критика будут озвучены.
Если человек учится управлять своими эмоциями, временем, мотивировать себя, значит, он также научиться достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов.
3) Наивысший эмоциональный интеллект.
Это значит, что личные эмоции не имеют никакого воздействия на их носителя, а чужие эмоции поддаются абсолютному наблюдению за ними. Такой человек все еще продолжает испытывать определенные эмоции в зависимости от обстоятельств, но он уже самостоятельно решает, насколько целесообразно их демонстрировать в данный момент. Больше того, личность с высшим уровнем эмоционального интеллекта человек не только полностью контролирует свои эмоции, но и манипулирует ими. Например, умение демонстрировать радость и восхищение в ситуации, когда внутри страх, беспокойство или отвращение – это характеристика высокого эмоционального интеллекта, а это значит, что успех становится логичным следствием любых поступков человека.
Надо заметить, что эта шкала критериев – довольно размытая, она даёт общее представление об уровнях развития эмоционального интеллекта. Ведь некоторые события в жизни могут временно перенести человека на уровень выше или ниже по ней.

Ссылки

  1. Про талант, зефирный эксперимент и эмоциональный интеллект. Лучшая статья (14-20.09.10) в «Творчестве без купюр»
  2. Эмоциональный интеллект: развивай – или проиграешь

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

высокий эмоциональный интеллект, развитый эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект в концепции EQuator состоит из четырех базовых навыков:

  • Осознание своих эмоций
  • Осознание эмоций  других
  • Управление своими эмоциями
  • Управление эмоциями других

Соответственно, можно говорить, что у человека высокий эмоциональный интеллект, если у него в совершенстве развиты эти четыре навыка.

Осознание своих эмоций. Эмоциональный интеллект начинается с осознания собственных эмоций. Человек в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию. Между тем, понимать, что я сейчас чувствую, очень сложно — никто и никогда не помогал нам развивать эту способность. Чаще мы говорим, что думаем, и не можем назвать конкретную эмоцию, тем более, определить источник ее возникновения.

Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен четко понимать, какую эмоцию он испытывает в той или иной момент, различать эмоции различной степени интенсивности, понимать источник эмоции, замечать изменения своего состояния, а также прогнозировать, каким образом данная эмоция может отразиться на его поведении.

Осознание эмоций других людей. Человек с высоким эмоциональным интеллектом способен определить эмоциональное состояние собеседника и изменения в его состоянии, предположить, какие причины могли вызвать такие эмоции у человека, и как такое состояние может влиять на его поведение. Он также способен прогнозировать, какие эмоции могут вызвать у партнера по взаимодействию его собственные слова или действия.

Управление своими эмоциями.  Высокий уровень эмоционального интеллекта в данном случае означает, что человек может управлять своими эмоциями: не контролировать их, не подавлять, а именно управлять ими. В тот момент, когда человек понял, какую эмоцию он испытывает и почему, он выбирает способ управления эмоциями – в зависимости от ситуации. Такой человек зачастую может управлять и возникновением эмоций: разозлиться или «включить» радость, если она требуется, например, для вдохновенной речи. Более того, он способен управлять эмоциями и в более долгосрочной перспективе: например, быть  в состоянии поддерживать более позитивный настрой даже в трудных ситуациях.

Управление эмоциями других. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеет поддержать и помочь другим справиться с неприятными эмоциями, например, успокоить разозленного собеседника. С другой стороны, это человек, который понимает, что и как надо сказать, чтобы вдохновить людей на какие-то действия, или умеет это делать. Это человек, за которым, что называется, «люди идут». Важно понимать, что управление эмоциями других бывает и манипулятивным. Однако такие способы не относятся к эмоционально компетентным.

 

Если вас интересует диагностика эмоционального интеллекта или тесты на уровень эмоционального интеллекта, подробнее об этом можно почитать здесь

www.eqspb.ru

Развитие эмоционального интеллекта, начало

Большинству из вас, вероятно, знакомо такое понятие как уровень интеллекта или IQ, и многие же наверняка проходили тесты IQ в школе, вузе или на работе. Так, первая методика для измерения умственных способностей, таких, как память, внимание и умение решать логические задачи, созданная Альфредом Бине в начале 1900-х годов, стала очень популярной и распространилась по всему миру. Ну а после доработки исследователями и учёными данная методика превратилась в знакомые всем вам тесты IQ. И сегодня, большинство психологов пользуются тестами для измерения интеллекта и, основываясь на результатах, пытаются определить, подойдет ли ему та или иная работа. И вроде нет никаких претензий к тестам IQ, все ровно и гладко, а главное — работает. Но можно ли, основываясь на результатах таких тестов получить адекватную оценку человеческим способностям?

Одна из проблем, с которой постоянно сталкивались психологи, состояла в том, что некоторые люди, обладая довольно высоким уровнем интеллекта, совершенно не умели управлять своими эмоциями. С другой стороны, человек с относительно низким уровнем интеллектуальных способностей на удивление показывал достаточно высокий уровень эмоциональной устойчивости и неплохо контролировал свои эмоции. Подобные примеры из жизни разных людей со всего света заставили исследователей задуматься о создании дополнительной шкалы, которая бы позволила им измерить уровень эмоциональных способностей человека. Сделать это было очень непросто, но уже в 1990 году была опубликована первая попытка определения эмоционального интеллекта Саловьём и Майером и звучало оно так: «Эмоциональный интеллект есть способность контролировать чувства и эмоции свои и других людей, а также распознавать их и использовать эту информацию для руководства в своих мыслях и действиях».

Если говорить более научным языком, определение эмоционального интеллекта может выглядеть следующим образом: «Эмоциональный интеллект это эмоциональная осведомлённость и навыки управления эмоциями, которые дают возможность создать равновесие между эмоциями и разумом с целью достижения большего счастья в долгосрочной перспективе». Обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта значит — уметь осознавать свои эмоции и изменять их по собственному желанию. Так, хорошая память и способность решать задачи недостаточны для того, чтобы считаться по-настоящему разумным человеком, но добавьте сюда умение управлять своими эмоциями и все видится нам совершенно в другом свете. Эмоциональный интеллект даёт возможность приобретать и применять знания о своих эмоциях и эмоциях других людей и делать свою жизнь более полной и насыщенной радостными событиями и яркими эмоциями. Благодаря развитию эмоционального интеллекта мы становимся способными лучше контролировать свою собственную жизнь, а главное — получать от нее больше удовольствия.

Если вы хотите примерно оценить свой уровень эмоционального интеллекта, ответьте на следующие вопросы:

  • 1. Умеете ли вы выражать свои чувства?
  • 2. Прислушиваетесь ли вы к мнению других людей?
  • 3. Когда вы испытываете стресс, действуете ли вы разумно?
  • 4. Легко ли вы адаптируетесь неожиданные изменениям в своей жизни?
  • 5. Берёте ли вы ответственность за свои действия и поступки?
  • 6. Умете ли вы распознавать свои эмоции по мере их появления?
  • 7. Контролируете ли вы свои сильные эмоции и импульсы?

Даже один ответ «нет» на перечисленные вопросы говорит о том, что ваш уровень эмоционального интеллекта недостаточно высок, особенно, если отрицательно вы отвечаете на седьмой вопрос. Многие исследователи склонны полагать, что неумение справляться со своим стрессом может не только навредить благополучию человека, но и уменьшить его эмоциональные способности, привести к так называемому временному откату назад. Впоследствии, если вы не будете делать решительных шагов по устранению стресса и управлению своими эмоциями, вы можете заметить, что ваше поведение становится всё менее адекватным. Важно, что этот процесс можно обратить спять, но это потребуется серьезной работы над собой.

О большинстве умственных навыков, требующихся для высокого уровня IQ, вы наверняка знаете, но вот какие навыки должен включать в себя высокий уровень эмоционального интеллекта? Питер Саловей и Джон Майер в своём определении эмоционального интеллекта выделили способности в пяти основных областях. Итак.

Эмоциональный интеллект включает в себя:

1. Самосознание. Это эмоциональная осознанность, которая включает в себя умение определять присутствующие в нас эмоции, выявлять связи между своими эмоциями и причинами, которые привели к их появлению, а также прогнозировать их появление в будущих ситуациях и обстоятельствах.

2. Управление эмоциями. Это способность своевременно избавляться от таких негативных проявлений как тревога, гнев и стресс. Кроме того, это умение использовать энергию негативных эмоций для решения своих проблем, не застревая в них и не придавая им слишком большого значения.

3. Самомотивация. Это умение сосредотачиваться на цели, эмоциональный самоконтроль, при котором вы воздерживаетесь от удовлетворения сиюминутных потребностей ради получения долговременной выгоды, или проходите ради этого через неприятный опыт, если это действительно необходимо.

4. Распознание эмоций других людей. Сочувствие играет важную роль в социальной жизни людей, и является одним из компонентов высокого уровня эмоциональной осознанности. Интересно, что чувствительность к тонким социальным сигналам, умение определять, что чувствует другие — одни из самых важных навыков для достижения успеха в личной и профессиональной жизни.

5. Управление отношениями. «Тот, кто умеет управлять другими людьми, успешен, тот, кто умеет управлять собой, велик» — примерно так звучит одна древняя истина. Но давайте перефразируем её: умея управлять своими эмоциями, вы развиваете в себе потенциал к управлению эмоциями других людей. Так рождаются настоящие лидеры, и так достигаются высшие уровни эмоционального интеллекта.

Не исключено, что вы уже достигли успеха в каких-либо из перечисленных областях, однако это только начала и вам просто необходимо дальнейшее развитие ваших эмоциональных навыков, если вы хотите достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Пусть уже достигнутый успех станет основой для уверенного движения вверх.

Как развить эмоциональный интеллект?

В действительности, независимо от величины вашего эмоционального интеллекта, вы уже достигли некоторых успехов, поскольку эмоциональное развитие каждого из нас начинается в раннем возрасте и продолжается в течение всей жизни. И пусть не всегда это происходит осознанно, но всё-таки развитие происходит. Конечно, большую часть пути мы проходим в детстве и юности, когда формируется большая часть наших эмоциональных привычек, тем не менее, даже если вы недовольны уровнем своего эмоционального интеллекта, и вам не нравится ваш характер, вы всё ещё можете это исправить. Правда, это будет тем труднее, чем старше вы становитесь. Кроме того, вам нужно будет быть готовыми к тому, что некоторые черты своего характера вы, скорее всего, изменить не сумеете, а значит, вам нужно будет научиться принимать себя такими, какие вы есть, хотя, было бы желание, а способ найдется.

Какие навыки необходимы для высокого уровня эмоционального интеллекта?

Далее будут приведены несколько навыков, развитие которых поможет вам повысить ваш уровень эмоционального интеллекта. Мы рассмотрим три вида навыков, а именно, эмоциональные навыки, когнитивные и поведенческие навыки.

Эмоциональные навыки:

  • Выявление и определение эмоций – эмоциональная осознанность, то есть, умение распознавать эмоции, присущие нам по мере их появления и предсказывать их появление. Это также знание, какими бывают человеческие эмоции.
  • Выражение эмоций – умение выражать свои эмоции, не сдерживая и не подавляя их, а в случае необходимости выражать их безопасным способом.
  • Оценка интенсивности эмоций – как проявляются ваши эмоции, ярко или слабо.
  • Управление эмоциями – умение вызывать необходимые эмоции, либо устранять их по мере появления, или изменять их в случае необходимости.
  • Воздержание от сиюминутного удовольствия – умение контролировать свои желания ради достижения поставленных целей.
  • Контроль импульсов – умение ослаблять контролирующее воздействие сильных эмоций и брать над ними верх.
  • Знание разницы между эмоциями и разумом – понимание, когда ваши действия продиктованы вашими эмоциональными импульсами, а когда ваши действия продуманы и логичны.

Когнитивные навыки:

  • Позитивное отношение – к жизни, к окружающей действительности к самим себе, понимание, что быть на негативе — крайне непродуктивно.
  • Позитивное мышление – умение направлять мысли в позитивное русло — на решение проблем, не зависая на негативных мыслях.
  • Чтение и интерпретация социальных сигналов – признание социального влияния на ваше поведение, определение вашей роли в обществе.
  • Понимание точек зрения других людей – умение ставить себя на место других людей.
  • Понимание норм поведения – знание, что и где считается приемлемым, а что нет.
  • Планирование – пошаговое достижение ваших целей, постановка целей, определение альтернативных путей, предвидение последствий.
  • Самосознание – жизнь в настоящем, умение думать о прошлом или будущем, только если это необходимо и приносит вам пользу.

Поведенческие навыки:

  • Невербальные способы коммуникации – умение держаться уверенно в любом месте, даже если внутри вы не чувствуете себя уверенно, то есть, это предполагает отличное знание языка тела.
  • Вербальные способы коммуникации – развитие речевых навыков — уверенной, четкой и яркой речи.
  • Внутренний самоконтроль – контроль своего тела, выявление и предотвращение неосознанных импульсов и движения.
  • Здоровые привычки – зарядка, питание, всё, что способствует укреплению вашего организма.

Вроде бы достаточно информации для начала, и, как вы, вероятно, поняли, работа предстоит большая, но пусть это вас не пугает, поскольку пока вы двигаетесь вперед, вы приближаетесь к успеху. Одна из хороших новостей состоит в том, что перечисленные в данной статье навыки пригодятся вам не только для повышения уровня эмоциональной осознанности, но продвинут вас в любой другой сфере вашей жизни. Развивая свой эмоциональный интеллект вы ускоряете свой шаг по пути самосовершенствования, развития личности и достижения успеха. Всего вам наилучшего!

metodorf.ru

Узнайте Ваш уровень эмоционального интеллекта

 

Недавний опрос на «работном» сайте CareerBuilder показал, что работодатели при приёме работников ставят эмоциональный коэффициент (EQ) выше коэффициента интеллекта (IQ). Почему? И что это такое – эмоциональный интеллект?

 

Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в научной статье, выпущенной в 1990 году. То есть, совсем недавно.     Сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday можно найти 486 000 веб-страниц, посвященных этому явлению. Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта. Однако многие, в том числе руководители, не знают, что же такое эмоциональный интеллект.

Под эмоциональным (чувственным) интеллектом в современной психологии понимают определенную способность человека воспринимать собственные чувства и откликаться на чувства других людей. Прежде всего, это способность человека понимать эмоции, ощущения как свои собственные, так и других людей, и воздействовать на них, исходя из актуальных целей. Следовательно, межличностная коммуникация людьми, обладающими развитым эмоциональным интеллектом, будет строиться более эффективно.

Для человека с хорошо развитым эмоциональным интеллектом характерны: высокий уровень самосознания, восприимчивость, умение управлять эмоциями и налаживать позитивные отношения с людьми.


 Что дают вышеперечисленные навыки?

·Осознание. Эта способность помогает человеку найти контакт, прежде всего с самим собой. Для человека всегда важно знать, какие чувства он испытывает и что говорят ему эти чувства.

·Управление эмоциями. Данное умение помогает предотвратить негативные последствия реакции на неприятные события.

·Восприимчивость. Под этим навыком подразумевается умение внимательно и с повышенной чуткостью относиться к эмоциональному состоянию окружающих.

·Позитивные взаимоотношения. Способность строить такие отношения в духе глубокой взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества, безусловно, помогают человеку в личной жизни и на работе. 

Людей, которые всерьез поработали над повышением своего чувственного интеллекта, считают преуспевающими в различных сферах жизни. Они легко находят баланс в проявлении чувств.


 Предлагаем вам пройти тест и оценить уровень своего эмоционального интеллекта.

Инструкция

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

  • Полностью не согласен (–3 балла).
  • В основном не согласен (–2 балла).
  • Отчасти не согласен (–1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла)

Высказывание

Балл (степень согласия)

3

2

1

+1

+2

+3

1

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

           

2

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

           

3

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

           

4

Я способен наблюдать изменение своих чувств.

           

5

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

           

6

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

           

7

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

           

8

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

           

9

Я способен выслушивать проблемы других людей.

           

10

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

           

11

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

           

12

Я могу действовать успокаивающе на других людей.

           

13

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

           

14

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

           

15

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

           

16

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

           

17

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

           

18

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

           

19

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

           

20

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

           

21

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

           

22

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

           

23

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

           

24

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

           

25

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

           

26

Я способен улучшить настроение других людей.

           

27

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

           

28

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

           

29

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

           

30

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

           

Шкалы методики Н. Холла

Шкалы

Баллы

Шкала «Эмоциональная осведомленность»

 

Шкала «Управление своими эмоциями»

 

Шкала «Самомотивация»

 

Шкала «Эмпатия»

 

Шкала «Распознавание эмоций других людей»

 

Интегративный уровень:

 

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

  • 14 и более — высокий;
  • 8–13 — средний;
  • 7 и менее — низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

  • 70 и более — высокий;
  • 40–69 — средний;
  • 39 и менее — низкий.

Ключ к методике

  • Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
  • Шкала «Управление своими эмоциями» — пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
  • Шкала «Самомотивация» — пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
  • Шкала «Эмпатия» — пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
  • Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.


 Шкалы методики Н. Холла

  1. Эмоциональная осведомленность – это создание и постоянное пополнение собственного словаря эмоций; Такие люди в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.
  2. Управление своими эмоциями (это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость).
  3. Самомотивация (произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).
  4. Эмпатия — это умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.
  5. Распознавание эмоций других людей (умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Рада буду Вашему комментарию:

life-study.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *