Высшая нервная деятельность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Вы́сшая не́рвная де́ятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях, изменениях внутри организма.
Высшую нервную деятельность следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.
Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.
Непрерывное совершенствование психических процессов высшей нервной деятельности происходит двумя путями — эмпирическим и теоретическим. Теоретический осуществляется в процессе обучения (усвоения чужого опыта). Эмпирический осуществляется в процессе жизни — при получении непосредственного опыта и проверки сформированных в результате теоретического обучения стереотипов на личной практике.
- Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1974.
- Воронин Л. Г., Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1979. 312с.
- Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991. 396 с.
- Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. — 478с. (Учебники МГУ) (1-ое изд. М.: Учебная литература, 1997. 431 с.)
- Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. (Высшая школа, 1988, 2-е изд., 368с.)
- Шульговский В. В., Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии (Академия, 2003) 464с. (недоступная ссылка)
ru.wikipedia.org
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это… Что такое ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
- ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей нервной деятельности лежит взаимодействие врожденных безусловных и приобретаемых в процессе развития условных рефлексов, к которым у человека добавляется вторая сигнальная система, связанная с речью. Учение о высшей нервной деятельности создано И.П. Павловым.
Современная энциклопедия. 2000.
- ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ
- ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ
Смотреть что такое «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Высшая нервная деятельность — Высшая нервная деятельность это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые… … Википедия
высшая нервная деятельность — Категория. Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. Специфика. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиб, совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. Структурная основа В. н. д. у млекопитающих кора больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами… … Биологический энциклопедический словарьВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (ВИД), см. Типы ВИД. ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ, продолжение совершенствования манежной езды. В р те систематич. тренировки, развития природных кач в л. и ее уравновешивания под всадником вырабатываются эффектные, грациозные, красивые движения л … Справочник по коневодству
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей нервной деятельности лежат условные … Большой Энциклопедический словарь
Высшая Нервная Деятельность — нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для … Психологический словарь
высшая нервная деятельность — обеспечивает поведенческое приспособление высших животных к условиям внешней среды. ↓ психика … Идеографический словарь русского языка
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. Процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов у животных и человека. 2. Наука о механизмах деятельности мозга,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Высшая нервная деятельность — I Высшая нервная деятельность интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное приспособление высших животных и человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Научные представления о В. н. д. были разработаны школой… … Медицинская энциклопедия
Книги
- Физиология и этология животных в 3-х частях. Часть 3. Эндокринная и центральная нервная системы, высшая нервная деятельность, анализаторы, этология. Учебник и практикум для СПО, Скопичев В.Г.. Данный учебник представляет собой изложение основных физиологических функций организма. Ориентируясь на современные научные данные, авторы раскрыли сущность механизмов нервной, гуморальной и… Подробнее Купить за 935 руб
- Физиология и этология животных в 3-х частях. Часть 3. Эндокринная и центральная нервная системы, высшая нервная деятельность, анализаторы, этология. Учебник и практикум для вузов, Енукашвили А.И.. Данный учебник представляет собой изложение основных физиологических функций организма. Ориентируясь на современные научные данные, авторы раскрыли сущность механизмов нервной, гуморальной и… Подробнее Купить за 935 руб
- Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о, о счастье, Дерябин В.С.. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о, о счастье. Психофизи / Изд. сте… Подробнее Купить за 706 руб
dic.academic.ru
это… Типы высшей нервной деятельности
Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.
Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.
Высшая нервная деятельность
ВНД – это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:
- Психическую деятельность.
- Особенности поведения.
Каждый человек имеет свои отличительные особенности поведения, взгляды и убеждения, привычки, которые формируются на протяжении всей жизни. В основе всех этих особенностей лежит система условных рефлексов, они формируются под воздействием окружающей среды и наследственных особенностей нервной системы.
Длительное время работал над ВНД Павлов, он разработал объективный метод изучения работы высших отделов нервной системы. Также в ходе своих исследований он изучал механизмы, лежащие в основе работы высших структур нервной системы и доказал экспериментально, что это условные рефлексы.
Свойства ВНД
Основные особенности нервной системы передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:
- Силу нервных процессов.
- Уравновешенность.
- Подвижность.
Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.
Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.
Всех людей можно отнести к двум категориям: первая имеет сильную нервную систему, а вторая – слабую. У индивидуумов с сильным типом нервная система может быть уравновешенной и неуравновешенной.
Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.
Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.
Типы ВНД
Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:- Сильный, подвижный и уравновешенный.
- Сильный и неуравновешенный.
- Сильный, уравновешенный, инертный.
- Слабый тип.
ВНД – это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:
- Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
- Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
- Средний. Обе системы уравновешены.
Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.
Сангвиник
Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.
Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.
Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.
Холерик
У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.
ВНД – это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.
Флегматик
ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.
Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.
Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.
Меланхолик
Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.
Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.
Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.
Отличительные черты высшей нервной деятельности человека
Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и свойства личности, которые в обществе просто необходимы.
В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.
Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.
К особенностям можно также отнести:
- ВНД – это условно-рефлекторная деятельность, которая приобретается в течение жизни. Если сравнивать с животными, то она намного богаче и разнообразнее. Это связано с тем, что образуется большое количество временных связей, и между ними сложные взаимоотношения.
- Высокая степень развития рассудочной деятельности, которая проявляется в виде мышления.
- Осознанность внутренних процессов жизни.
- ВНД у людей имеет и социальную природу. Любой раздражитель социально преломляется, поэтому вся приспособительная деятельность имеет сложные формы.
- Наличие речи у людей дает им возможность мыслить абстрактно, а это накладывает свой отпечаток на поведение и деятельность человека.
Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:
- Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
- На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
- Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.
Поведение людей чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.
Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.
fb.ru
Высшая нервная деятельность — Большая советская энциклопедия
Вы́сшая нервная деятельность
Деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, «… обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру…» (Павлов И. П., Полн. собр. трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от деятельности центральной нервной системы по регуляции соотношения частей организма между собой. Термин «В. н. д.» введён в науку И. П. Павловым, считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». Таким образом, по Павлову, все формы психической активности, в том числе мышление и сознание человека, — элементы В. н. д. Непосредственным предшественником Павлова в создании учения о В. н. д. был И. М. Сеченов, который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) развил материалистические идеи о рефлекторной природе психической деятельности.
Согласно Павлову, в основе В. н. д. высокоорганизованных животных лежат Условные рефлексы, вырабатываемые высшими отделами центральной нервной системы (у высших позвоночных животных и у человека — преимущественно корой больших полушарий головного мозга (См. Кора больших полушарий головного мозга)), а также сложные Безусловные рефлексы (Инстинкты, Эмоции и др.), т. е. формы деятельности мозга, осуществляемые в основном ближайшими подкорковыми нервными образованиями. При этом кора и подкорковые отделы большого мозга со специфическими формами их деятельности находятся в неразрывной связи и взаимодействии и работают как единое целое. Осуществляемые в основном подкорковыми нервными образованиями и мотивированные жизненно важными потребностями организма влечения (пищевые, половые, защитные и др. Мотивации) служат основой для выработки соответствующих условных рефлексов и в результате выступают в В. н. д. как продукт совместной работы коры и подкорковых образований мозга.
Совершенное приспособление организма к окружающей среде осуществляется посредством образования и исчезновения различных условных рефлексов. Изменчивость, обусловленность факторами внешней и внутренней среды организма и временность условных рефлексов имеют исключительно важное биологическое значение, обеспечивая гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде. Сигнальный характер условнорефлекторной деятельности позволяет организму по одним, зачастую отдалённым предвестникам — условным раздражителям, стремиться заблаговременно к благоприятным для его существования условиям и избегать неблагоприятных, а также неизмеримо расширяет восприятие предметов и событий окружающего мира и диапазон деятельности. Роль безусловных рефлексов в В. н. д. заключается не только в том, что на их основе вырабатываются в конечном итоге все условные рефлексы, но и в том, что безусловные рефлексы, в особенности сложные их формы, выступают как концентрированное выражение наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений, как проявление генетической памяти.
Относительное значение условных и безусловных рефлексов в В. н. д. изменяется в процессе исторического развития животного мира. В поведении беспозвоночных и низших позвоночных животных врождённые формы нервной деятельности преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных перевес постепенно получают приобретённые формы нервной деятельности, становясь доминирующими формами В. н. д. Причём сами эти формы претерпевают существенные изменения: условные рефлексы непрерывно усложняются и совершенствуются, состав их постоянно обогащается, условно-рефлекторная деятельность в целом становится всё более совершенным и активным средством приспособления к окружающей среде, т. е. обеспечивает возможность существования организма во всё более широком диапазоне условий среды обитания.
По Павлову, В. н. д. животных, находящихся даже на высоком уровне развития (например, собак, обезьян), сводится в основном к совокупности многообразных и разнородных условных рефлексов первой сигнальной системы (См. Первая сигнальная система), общей у человека с животными. Несмотря на постепенное развитие речи, условные рефлексы первой сигнальной системы ещё продолжают составлять основной фонд В. н. д. детей в первые годы их жизни и занимают определённое место в В. н. д. человека в последующие возрастные периоды. К этому виду условнорефлекторной деятельности Павлов относит ощущения, представления и впечатления человека от окружающей внешней среды, в том числе и социальной, исключая словесные, речевые сигналы. Однако у человека в связи с развитием социальных форм трудовой деятельности «… появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых» (там же, с. 576). Эта качественно новая, более высокая и совершенная Вторая сигнальная система действительности, основанная тоже на условнорефлекторных механизмах, свойственна только В. н. д. человека, находится в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой и играет ведущую роль в его сознательной жизни, даёт основу для обобщения и мышления. Постоянно подчёркивая принципиальную, качественную разницу между этими двумя видами В. н. д., Павлов одновременно указывал и на органическую связь между ними, на то, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны управлять и второй.
Павлов выделял следующие основные законы, или правила, В. н. д.: 1) образование условных рефлексов, или нервных замыканий, благодаря встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых раздражителей и присущим клеткам мозга чрезвычайной реактивности и запечатлеваемости; 2) зависимость величины условного рефлекса от силы раздражения; 3) суммация условных раздражителей; 4) развитие торможения (См. Торможение) в коре из-за отмены подкрепления условного рефлекса, резкого усиления условного раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) распространение и концентрирование нервных процессов по коре большого мозга, в силу чего происходит взаимодействие между отдельными её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов; 6) взаимная Индукция нервных процессов, обеспечивающая контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. Условнорефлекторная деятельность мозга — качественно специфическая форма рефлекторной деятельности — подчиняется принципам детерминизма и структурности (каждая функция обусловлена определённой структурой) и осуществляется в соответствии с указанными правилами. В конечном итоге В. н. д. обеспечивает тончайший анализ и синтез падающих на организм многообразных раздражений и совершенное его приспособление к окружающей среде.
Существенное значение для В. н. д. имеет динамический характер специализации и локализации функций (См. Локализация функций) в коре больших полушарий, играющий важную роль в надёжности её деятельности, а также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих, по Павлову, физиологические основы типа нервной системы (См. Типы нервной системы) и характера нервной деятельности. В учении Павлова о В. н. д. получили новое освещение явления сна (См. Сон) и Гипноза.
Учение Павлова о В. н. д. развивается его учениками и последователями в СССР и за рубежом. Центральное явление в В. н. д. — условные рефлексы — актуальные и популярные объекты исследований в мировой нейрофизиологии и экспериментальной психологии. В. н. д. изучают не только при помощи многообразных модификаций классической павловской методики, но и с использованием новейших макро- и микроэлектрофизиологических и цитохимических методик. Это даёт возможность исследовать поверхностные и глубинные структуры мозга, вскрыть закономерности функции отдельных нервных клеток, молекулярные основы их деятельности.
Многочисленными работами отечественных и зарубежных учёных подтверждена правильность установленных Павловым и его сотрудниками основных фактов и закономерностей В. н. д. Одновременно раскрывается механизм процессов, происходящих в мозгу и являющихся основой В. н. д. Так, при помощи электрофизиологических и нейрохимических исследований доказана важная роль ретикулярной формации (См. Ретикулярная формация) ствола мозга и промежуточного мозга в поддержании тонуса и работоспособности коры мозга. Этим подтверждено предположение Павлова о роли подкорковых образований, которые не только осуществляют безусловнорефлекторную деятельность, но и являются источником энергии для коры мозга, поддерживая её тонус и работоспособность на должном уровне. Однако воззрения некоторых учёных о ведущей роли этой формации в условнорефлекторной деятельности и корково-подкорковых взаимоотношениях спорны. Изучение становления условного рефлекса при помощи электрофизиологических методик показало, что при повторных сочетаниях индифферентного раздражителя с безусловным происходит значительное повышение возбудимости кортикальных пунктов этих раздражителей, в особенности безусловного раздражителя, и это играет важную роль в образовании условного рефлекса. Установлено также, что в процессе выработки условного рефлекса нервные элементы этих пунктов претерпевают и другие функциональные изменения — они становятся более лабильными, работают как бы в едином ритме, делаются более «отзывчивыми» ко всякого рода изменениям в других частях мозга. Эти исследования подтверждают точку зрения Павлова о присущем всей нервной системе явлении «проторения путей», о «суммационном рефлексе», в основе которых лежит повышенная возбудимость или возбуждение соответствующих нервных структур.
Достижения имеются также на традиционных путях изучения В. н. д.: выявлены новые разновидности условных рефлексов (интероцептивные, переключающие, бинарные и т.п.), новые фазы становления условного рефлекса (фаза начальной локализации) и кортикального торможения (фаза превентивного торможения), уточнены механизмы возникновения и локализации внутреннего торможения, расширены сведения по филогенетической и онтогенетической эволюции В. н. д., о роли экологической адекватности сигналов в этой деятельности и т.п. Важное значение имеют исследования целостных поведенческих реакций, проводимые в условиях свободного передвижения подопытных животных или традиционных камеральных экспериментов. При этом выявлены и изучаются новые формы сложноинтегрированных условных рефлексов (цепные, ситуационные, перекрёстные, экстраполяционные, порядковые и т.п.). Установлены основные стадии образования условных рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка, а также факты мощной стимуляции развития речи у детей посредством тренировки их двигательной активности.
Учение о В. н. д. имеет огромное теоретическое и практическое значение. Оно расширяет естественнонаучную основу диалектического материализма, подтверждает правильность ленинской теории отражения (См. Отражение), служит оружием в идеологической борьбе с проявлениями идеализма.
Учение о В. н. д. — одно из величайших достижений современного естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии; имеет большое значение для медицины, так как полученные в эксперименте результаты послужили отправным пунктом физиологического анализа и патогенетического лечения (например, сном) некоторых заболеваний центральной нервной системы человека; для психологии, педагогики, кибернетики, бионики, научной организации труда и многих других отраслей практической деятельности человека.
Лит.: Красногорский Н. И., Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей (Статьи, лекции, доклады), Л., 1939; Павлов И. П., Полн. собр. тр., т. 3, М. — Л., 1949; Орбели Л. А., Вопросы высшей нервной деятельности, М. — Л., 1949; Асратян Э. А., И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М. — Л., 1949; Коган А. Б., Основы физиологии высшей нервной деятельности, М., 1959; Электроэнцефалографическое исследование высшей нервной деятельности, М., 1962; Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности, М., 1964; Беленков Н. Ю., Условный рефлекс и подкорковые образования мозга, М., 1965; Мэгун Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1965; Грей У., Живой мозг, М., 1966; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968.
Э. А. Асратян.
Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.megufo.me
Высшая нервная деятельность — Психологос
Высшая нервная деятельность (англ. higher nervous activity) — нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании и угасании условных рефлексов (УР) у животных и человека. Основы учения о высшей нервной деятельности разработал И. П. Павлов.
Основные понятия высшей нервной деятельности — временная связь и условный рефлекс. Деятельность всех отделов центральной нервной системы — рефлекторная. По своей функции высшая нервная деятельность — сигнальная; благодаря процессам высшей нервной деятельности организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о вероятном появлении безусловных раздражителей.
Высшая нервная деятельность состоит из 2 нервных процессов — возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных условных рефлексов. Однако если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает. Угасание происходит на основе процесса торможения.
Основные законы высшей нервной деятельности
К основным законам высшей нервной деятельности относятся:
1) образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;
2) угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным;
3) иррадиация и концентрация нервных процессов;
4) взаимная индукция нервных процессов;
5) формирование сложных динамических систем рефлексов, так называемых динамических стереотипов.
Нейроанатомическим субстратом формирования и угасания временных связей, дифференциации и интеграции раздражителей является кора больших полушарий головного мозга. В подкорковых отделах мозга находятся нервные центры важнейших безусловных рефлексов, составляющих основу формирования условного рефлекса. Подкорковые отделы обеспечивают высокий уровень активности нервных клеток коры головного мозга, создавая, тем самым, необходимые условия для формирования временных связей и их дифференцирования. Вместе с тем функционирование подкорковых отделов мозга контролируется корой, которая стимулирует и тормозит развитие их активности.
Качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, т. к. появился особый раздражитель — слово.
www.psychologos.ru
Высшая нервная деятельность. Определение. Функции значение.
39. Высшая нервная деятельность. Определение. Функции значение.
Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде.
По мере формирования ВНД постепенно начинают включаться ее высшие отделы мозга в выполнении своей основной функции: 1) Осуществлять взаимосвязь организма с постоянно меняющимися условиями окружающей среды и обеспечивать адекватные (правильные и разумные) реакции на действие ее различных раздражителей (обстановка, ситуация и др.). 2) Кроме того, кора головного полушария, как известно, может менять деятельность многих внутренних органов, что является ее второй функцией. Под высшей нервной деятельностью следует понимать не только деятельность нервных клеток коры головного мозга, но и ближайших к коре подкорковых структур. И. П. Павлов изучал чисто физиологическую сторону высшей нервной деятельности (поведение). Как известно, функция корковых нейронов постепенно усложняется после рождения под влиянием окружающей среды, причем, с одной стороны, формируется сложная психическая деятельность, а с другой, приобретенные поведенческие реакции, в основе которых лежат многообразные условные рефлексы.
Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов понимал деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру. Им были выделены и изучены составные части высшей нервной деятельности, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека. Такими компонентами И.П. Павлов считал наследственные – безусловные рефлексы, и приобретенные в процессе жизни – условные рефлексы. И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Высшая нервная деятельность осуществляется высшим отделом нервной системы — большими полушариями головного мозга и ближайшими подкорковыми образованиями и состоит из нервных процессов, обусловливающих единство условных (приобретенных) и безусловных (врожденных) рефлексов головного мозга.
40. Условный рефлекс. Определение, принципы, механизмы, условия формирования, торможение рефлексов. Роль И. Павлова в изучении условно- рефлекторной деятельности.
Условный рефлекс – это ответная реакция организма, которая запускается не адекватным для неё безусловным раздражителем, а условным раздражителем, многократно совпадавшим во времени с этим биологически значимым безусловным раздражителем.
Механизм: Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга. Рефлекторная дуга условного рефлекса образуется за счет формирования временной нервной связи между нервными центрами двух разных безусловных рефлексов, которые возбуждались одновременно или последовательно с коротким временным интервалом. Эта новая связь соединяет между собой 2 безусловно-рефлекторные дуги таким образом, что возбуждение, начавшееся в одной друге, заканчивается в другой
Условия формирования: Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени, Условный раздражитель должен несколько упреждать безусловный, Полушария головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности, Сила безусловного раздражителя при выработке условного рефлекса должна быть большей, чем сила условного раздражителя,.
В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов обеспечивает соответствие условных рефлексов условиям существования и одновременно задерживает условные рефлексы, не имеющие или потерявшие свое значение для жизни. Условные: то реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта», являются индивидуальными, непостоянны. Безусловные: это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма ,являются видовыми. Внешнее торможение происходит в случае образования в коре больших полушарий мозга нового очага возбуждения под действием более сильного раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Внутреннее торможение условного рефлекса развивается постепенно в случае многократного не подкрепления условного раздражителя безусловным. Метод И. П. Павлова и его труды по высшей нервной деятельности животных позволяют исследовать коренные, качественные особенности деятельности мозга человека и составляют одну из естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Философия диалектического материализма неизменно опирается на них в идеологической борьбе с идеалистическими и метафизическими представлениями.
41.Динамический стереотип. Понятие, роль в формировании поведенческих реакций.
Динамический стереотип – устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени.
Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. При регулярных воздействиях эта последовательность нервных процессов закрепляется, все ответы могут быть воспроизведены — с сохранением знака, интенсивности и последовательности . физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Особенности динамических стереотипов: облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий ( многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности), обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности, нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы.
42.Структурно-функциональные основы психической деятельности человека – 1, 2 сигнальные системы: характеристика, классификация.
Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску. Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств. Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде. В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы: художественный – доминирует первая сигнальная система, образное мышление. мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию. средний тип – характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.
43. Типы высшей деятельности.
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Типы высшей нервной деятельности:
Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.(сангвиник)
Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.(флегматик)
Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.(холерик)
Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.(меланхолик)
44. Память, эмоции: определение, виды, механизмы формирования.
Эмоции – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Виды положительных эмоций: Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний. Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие.
Виды отрицательных эмоций: Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса. Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию. Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека. Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания. Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам.
Механизм: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы.
Виды: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная ;по продолжительности сохранения материала: долговременная, кратковременная, оперативная.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Эмоциональная память – это память на чувства. Образная память – это память на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Непроизвольной памятью называют запоминание и воспроизведение чего-либо, в котором отсутствует специальная цель – это запомнить. Сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Кратковременная память начинает работать, если информация, переданная рецепторами привлекла внимание мозга.
Механизм: Образование памяти представляет собой ступенчатый процесс, начинающийся с поступления информации, закодированной и переработанной сенсорным системами. Новая информация в течение небольшого отрезка времени сохраняется в кратковременной памяти. Приблизительно 20-30 секунд мозг обрабатывает эту информацию, решая, насколько она важна и стоит ли сохранять ее в дальнейшем. Повторное поступление одной и той же информации повышает вероятность ее преобразования в долговременную память, емкость которой практически не ограничена, а длительность хранения информации может варьироваться от нескольких минут до десятилетий. Основой данного вида памяти являются кардинальные структурные изменения в нейронах, что и обеспечивает длительность хранения информации. Многократное повторяющееся действие раздражителей активирует одни и те же синапсы, что повышает эффективность их последующей деятельности.
45. Сон. Определение, виды , значение, биоритмы.
Сон — это состояние организма, которое характеризуется отсутствием сознания, а также впечатлений со стороны внешних органов чувств. сон имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный). При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 – 80%. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми.
Сон имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Особо подчеркивается, что многие заболевания человека можно лечить с помощью сна.
Биоритм — это периодическое изменение состояния человека от некоторого минимального до максимального значения. Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.
46. Формы психической деятельности, их характеристика. Физиологические основы.
Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка.
Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Ощущение – осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды.
Восприятие – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.
Представление – формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Физиологической основой представлений являются «следы», остающиеся в коре больших полушарий головного мозга от тех возбуждений, которые имели место при ощущениях и восприятиях. При восприятии какого-нибудь предмета соответствующие корковые центры головного мозга находятся в состоянии нервного возбуждения определенной степени интенсивности. Интенсивность этого возбуждения не снижается в течение всего процесса восприятия .
Мышление – процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, то есть закодированной с помощью механизмов памяти информацией. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора. Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты.
Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Анатомо-физиологической основой воли, без которой ни одно живое существо не обладало бы ею, является большой мозг.
Эмоция – ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.
1.Внутренняя среда организма – структура, механизмы взаимосвязи.
Внутренняя среда—совокупность жидкостей циркулирующих в организме человека.
Основной жидкостью является кровь, так как все остальные жидкости являются производными плазмы крови и в кровь возвращаются, обеспечив удовлетворение клеточных потребностей организма человека.
Живой организм представляет собой открытую систему. Открытой называют систему, для существования которой необходим постоянный обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой. Взаимосвязи организма и внешней среды обеспечивают поступление во внутреннюю среду кислорода, воды и пищевых веществ, удаление из нее углекислоты и ненужных, а иногда и вредных, метаболитов. Внешняя среда оказывает не только полезные, но и вредные для жизнедеятельности организма влияния. Здоровый организм нормально функционирует, если воздействия среды не переходят границ допустимости. Такая зависимость жизнедеятельности организма от внешней среды с одной стороны, и относительная стабильность и независимость жизненных процессов от изменений в окружающей среде с другой стороны, обеспечивается свойством организма, получившим название гомеостаз.
2.Основы гемопоеза. Механизмы, особенности.
Гемопоез – процесс обновления крови(происходит интрамедуллярно-в красном костном мозге). Складывается из двух процессов кроветворения(гемопоез) и кроверазрушения(гемолиз).Гемолиз происходит в печени и селезёнке. Гемолизу подлежат клетки отжившие свой срок жизни. Процесс гемолиза эритроцитов сопровождается образованием гемоглобинных пигментов: Гемоглобин- гемосидерин(бурый)- ферритин( сине-зеленый)- билирубин(жёлтый)- желчь
Механизм: интрамедуллярный(красный костный мозг), экстрамедуллярный(в лимфоидных органах)
Особенности интрамедуллярного кроветворения:
1. Происходит вне кровяного русла, а в кровь поступают уже зрелые форменные элементы.
2. Осуществляется путём дифференцировки и созревания полипотентной недифференцированной стволовой клетки при воздействии специфических гормонов – поэтинов.
3. В процессе созревания и дифференцировки стволовой клетки в зрелые форменные элементы происходит потеря ядра и способности к делению.
Этапы: 1).Формирование клеток предшественниц (эритро , лимфо и миелопоэза)Происходит под действием гормонов – поэтинов.2)Формирование бластных клеток(нормобласты, миелобласты, лимфобласты)3)Формирование цитарных клеток или юных(нормоциты, миелоциты, пролимфоциты) 4)Формирование зрелых клеток (эритроциты, тромбоциты, лимфоциты)
3.Кровь.Определение, функции, состав, свойства.
Кровь- основа внутренней среды организма
С физико-химической точки зрения кровь – это коллоидно-суспензионная жидкость красного цвета с терпким запахом, липкая, солёная на вкус.
С биологической точки зрения кровь – разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом, состоящая из плазмы и форменных элементов, циркулирующая по кругам кровообращения.
Количество от 5 до 6 литров.
Функции крови: защитная, иммунная, обменная, дыхательная, транспортная, выделительная, регуляторная, питательная.
Состав крови: Плазма и форменные элементы(эритроциты, тромбоциты, лейкоциты)
70%-циркулирующая, 30%- депонированная(кровь находится в паренхиматозных органах, не принимает участие в процессах гемодинамики)
Свойства крови: 1. физико – химические : коллоидные(обусловлены белками и характеризуются онкотическим давлением. Это давление регулирует выход плазмы крови в межклеточное вещество.), суспензионные(обеспечиваются форменными элементами. характеризуют вязкость и текучесть), электролитные(обусловлены минеральными веществами. Характеризуются осмотическим давлением. Обеспечивают осмос и диффузию)
2. Биологические(определяются свойствами и особенностями форменных элементов): фагоцитоз, транспорт газов и питательных веществ, антигенные(на поверхности эритроцитов создаются антигены, определяющие групповую принадлежность крови: резус-фактор, аглютиногены), секреторные(эритрины- антимикробное действие, защитное свойство), инкреторные, фиксировать и переносить газы, гемокоагуляция (свёртывание крови), агглютинация(склеивание).
kursak.net
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность
Определение 1
Высшая нервная система – это работа коры больших полушарий и всех подкорковых образований.
Это понятие также включает в себя психологическую деятельность и особенности поведения индивида.
Поскольку каждому человеку свойственны свои отличительные способности, взгляды, привычки, убеждения и особенности поведения, которые формируются на протяжении всей жизни. Все эти особенности зависят от системы условных рефлексов, которые, в свою очередь, формируются под воздействием окружающей среды и наследственности нервной системы.
Свойства высшей нервной деятельности
К свойствам высшей нервной деятельности относят:
- Подвижность;
- Уравновешенность;
- Силу нервных процессов.
Самое важное свойство считается сила нервных процессов, которое характеризуется, непосредственно, способностью нервной системы выдерживать длительное время воздействие возбуждающих факторов.
Нервная система у людей бывает сильной, а бывает слабой. Сильная нервная система подразделяется на уравновешенную и неуравновешенную. Уравновешенность имеет высокую скорость при выработки условных рефлексов.
Подвижность зависит от смены процессов торможения и возбуждения. Люди с подвижной нервной системой легко переключаются с одной деятельности на другую.
Типы высшей нервной деятельности
Поведенческие реакции и психические процессы имеют свои индивидуальные особенности у каждого человека. Сочетание уравновешенности, подвижности и силы характеризует тип высшей нервной деятельности. По таким характеристикам различают следующие типы:
- Уравновешенный, подвижный и сильный;
- Неуравновешенный и сильный;
- Уравновешенный, инертный и сильный;
- Слабый.
Также различают типы высшей нервной деятельности связанные с взаимодействием первой и второй сигнальной систем:
- Мыслительный;
- Художественный;
- Мыслительный и художественный.
Отличительные черты высшей нервной деятельности человека
Физиология высшей нервной деятельности способна развивать и воспитывать все необходимые обществу качества и свойства личности, не зависимо тот его темперамента.
Поведение и психические процессы усложняет наличие в человеке второй сигнальной системы. Также высшая нервная деятельность характеризуется наличием условно-рефлекторной деятельности, приобретаемой человеком в течение всей его жизни. У человека в отличие от животных появляется мыслительная деятельность, осознаются внутренние процессы жизни.
Высшая нервная деятельность людей имеет социальную природу. Речь, имеющаяся у людей, дает возможность абстрактно мыслить, что накладывает весомый отпечаток на деятельность и поведение людей.
Разнообразие высшей нервной деятельности людей имеет огромное практическое значение. Научно доказано, что заболевания центральной нервной системы, непосредственно, связаны с особенностями протекания нервных процессов.
Пример 1
Например, люди со слабым типом высшей нервной деятельности являются клиентами клиники неврозов. Многие болезни протекают с большей сложностью у людей со слабой нервной системой. При наличии у человека сильной нервной системы, болезни переносятся легче, и быстрее наступает выздоровление.
Также от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависит действие препаратов на человеческий организм, поэтому их учитывают при назначении лечения.
На поведение человека, кроме его темперамента, влияет условие их жизни в обществе. Тип высшей нервной деятельности и темперамент являются предпосылкой в развитии необходимых качеств личности.
spravochnick.ru