Выученная беспомощность это в психологии: Выученная беспомощность — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Как я преодолела выученную беспомощность, и что узнала по дороге — Личный опыт на vc.ru

Как работает выученная беспомощность, как она влияет на качество жизни, и как с ней бороться

40 490 просмотров

Когда-то давно я находилась в нездоровых отношениях. Но я этого не понимала. В каждом новом травмирующем цикле я просто ждала, когда все закончится, ведь я никак не могу повлиять на ход ситуации. Просто ждала. Постоянным привычным фоном жизни была тревога: никогда не знаешь, что и откуда прилетит, никак не можешь на это влиять. Я не пыталась что-то с этим делать, это было как погода. В остальное время все было хорошо и радужно, настоящая семейная идиллия.

В один прекрасный день я “вышла из тела” и стала наблюдать за собой как бы со стороны. Как будто кино смотрю. Потом, через какое-то время, это повторилось. Потом мне начало казаться, что границы моей личности разрушаются, как будто это что-то осязаемое. И тут мне стало страшно.

До меня начало доходить, что что-то тут не так. И, наверное, так быть не должно. Начала искать информацию. Нашла, что то, что я ощутила, называется диссоциацией, и является защитным механизмом психики в ответ на что-то травмирующее. И если это происходит неожиданно и неконтролируемо, надо бежать к психиатру.

Тело тоже начало сдавать: головокружение, тахикардия, слабость. И я пошла сдаваться врачам. Они погоняли друг к другу, по кругу, и в итоге сначала поставили ВСД (как позже выяснилось, это просто удобный диагноз, чтобы не искать причину), а потом депрессию, прописали таблетки.

Уговорила партнера начать посещать психолога, совместно. Психолог оказался “поломанный”, поэтому терапия не задалась. Нет, это не значит, что они все такие, просто не повезло. В таких случаях надо было продолжать искать специалиста, ходить на пробные сессии. Но не было сил ни искать, ни заново уговаривать партнера, который подкрепил свое предвзятое отношение к психологам.

Все равно, пару дельных мыслей тот терапевт озвучил, и подсветил некоторые интересные детали, которые пригодились мне для рефлексии и самопомощи.

За что ему благодарна. Узнала тогда, что есть не только физическое насилие, но и эмоциональное, и как только люди друг над другом не издеваются. На тот момент для меня это было фундаментальное открытие.

Я продолжила изучать вопрос, искала истории, похожие на мою, антидепрессанты тем временем тоже сняли с меня ощущение подавленности, прибавили каких-то сил. Инфопотоки вывели меня на книгу Тани Танк “ Бойся, я с тобой “, и как-то всё прояснилось и встало на свои места. Пазл собрался. Осталось понять, что делать дальше. Было очень страшно, и непонятно, что и как делать, чтобы выйти из сложившейся ситуации.

Оглядываясь назад, я не понимаю, как можно так сильно бояться человека. Любого. Но это сейчас. Тогда я боялась. И еще больше боялась новых конфликтов.

В итоге, спасло меня то, что по жизни я все же человек деятельный и позитивно настроенный, и люблю решать проблемы, как задачи. Просто на тот момент я об этом забыла, как будто отделилась от той части своей личности.

На тот момент внутри меня сформировалась выученная беспомощность необъятного размера, и давила, давила. Обесценивала все мои усилия, высасывала любую появляющуюся энергию с бешеной скоростью. Хотелось только лежать. А ещё ведь на работу надо ходить. У меня их тогда было 2.

Мне удалось определить у себя эту беспомощность, и я начала изучать феномен, чтобы понять, как это работает, и что с этим делать. Изучение нового, соотносимого с проблемной ситуацией, помогло мне побороть тревожность и вернуть ощущение контроля над этой ситуацией.

Ниже я изложу, что я тогда узнала и как структурировала у себя в голове. И как это помогло мне вернуться в нормальную жизнь.

Определение и описание феномена выученной беспомощности

Выученная беспомощность — состояние, когда человек застрял в травмирующей ситуации, выход из которой, казалось бы, очевиден для стороннего наблюдателя, но не делает ничего, чтобы изменить ситуацию или выйти из нее.

Одна из значительных всепроникающих штук, которые мешают нормально жить.

Выученная беспомощность — состояние, при котором кажется, что:

  • Старания не имеют смысла.
  • Все равно ничего не изменится.
  • “Невозможно просто взять себя в руки”.
  • “Я безнадежен”.

(Очень похоже на убеждения при депрессии. Люди с ВБ предрасположены к депрессии, но это не одно и то же.)

Больше всех для изучения феномена ВБ и его популяризации сделал американский ученый Мартин Селигман. Он провел серию “неэтичных” экспериментов по выявлению и изучению подобного поведения.

Один из самых популярных — с собаками, разделенными на 3 группы:

  • Первую группу собак били током, и они могли этого избежать, нажав на кнопку.
  • Вторая группа была соединена с первой, то есть собаку второй группы прекращало бить током, только когда собака из первой группы нажимала на кнопку. Таким образом, сами они повлиять на подачу тока не могли.
  • Контрольная группа, которую не мучили.

На заключительном этапе эксперимента, всех собак поместили в общую клетку с подведенным к полу током, выбраться из которой можно было, перепрыгнув невысокую перегородку. Собаки первой и третьей группы нашли и перескочили ее без каких-либо затруднений, в то время как собаки второй группы метались по клетке, скулили, ложились на пол, выдерживая всё более мощные удары.

Таким образом, собаки второй группы, попав в другую ситуацию, всё равно проявили беспомощность, отказались бороться и искать выход.

Этот и другие подобные эксперименты показали механизм формирования выученной беспомощности у собак. Они привыкли к тому, что их активность никак не влияет на прекращение страданий, и сдались.

То же самое происходит и с людьми: нахождение в длительной травматической ситуации, или деятельность, которая кажется бессмысленной, может вогнать в состояние ВБ.

Например:

Я занималась SEO около 10 лет в разных ролях, и точно могу сказать, что это работа для сильных духом. Чувство беспомощности, бессилия, отождествление себя с Доном Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами посещало меня довольно часто.

Да, параллельно мне было интересно, весь этот реверс-инжиниринг, эксперименты, обилие разнообразных интересных задач.

Но, периодически, после очередного провального апдейта возникало ощущение беспомощности и тщетности усилий, которому я в итоге сдалась, и перестала заниматься SEO в роли оптимизатора. Да и менеджерить это направление с тех пор стараюсь избегать.

Итого:

  • У людей, как и у собак из экспериментов Селигмана, существует механизм возникновения беспомощности.
  • Эта беспомощность переносится на другие ситуации, не имеющие отношения к изначальной. Иными словами, “феномен обладает свойством генерализации”, как раковая опухоль, захватывая всё, до чего может дотянуться.
  • Важным элементом, влияющим на возникновение и развитие ВБ является длительный сильный стресс “жертвы”, находящейся под воздействием любого вида насилия. В позицию жертвы человека может поставить как конкретный абьюзер, так и сам человек, через самобичевание (сам себе поставил неадекватно высокую планку, сам фейлит, сам себя наказывает, сам себе абьюзер).

Да, есть вещи, на которые мы реально повлиять не можем, но освоение новой деятельности, например, к ним не относится.

Важно научиться отделять одни от других, и сосредотачивать силы на том, на что можно повлиять, и отпускать то, на что нельзя.

Например, одно неудачное собеседование не должно останавливать от продолжения поиска работы. Здесь как раз важны количество попыток и обратная связь от собеседующих. Невозможно влиять на собеседующих, но собрать от них обратную связь и внести корректировки в свое дальнейшее поведение — можно.

Разбирая так каждую проблемную ситуацию, можно научиться мыслить конструктивно и позитивно.

Кстати, тех собак из эксперимента Селигмана в итоге вылечили так:

“…Стали перетаскивать этих несчастных, сопротивляющихся животных через перегородку камеры туда и обратно, пока они не начали двигаться по собственной инициативе и не обнаружили, что их действия дают результат. Когда они достигали этой стадии, исцеление оказывалось стопроцентно надежным и устойчивым”.

Признаки и проявления ВБ

У ВБ есть конкретные проявления. Например, в речи:

  • “Не могу” (сделать что-то, просить о чем-то, изменить поведение).
  • “Не хочу” (“попробовал — не получилось — больше не хочу”).
  • “Всегда” (в ключе “это норма, что я неудачник”: косячу, попадаю в неприятности).
  • “Никогда” (то же, что всегда, по сути).
  • “В нашей семье все такие” (не могу влиять на то, что заложено, дано).
  • “Все бесполезно” (как вишенка на торте и саммари всего вышесказанного)

И в поведении:

  • Псевдоактивность (бессмысленная суетливая деятельность, не ведущая к результатам, и неадекватная текущей ситуации).
  • Смещение на псевдоцель (актуализация другой деятельности, которая дает ощущение достижения результата, например: вместо разруливания конфликта — потребность съесть сладкое, вместо написания курсовой — жгучее желание делать уборку, желательно генеральную, и т. д.).
  • Перебор стереотипных действий в попытке найти одну, адекватную ситуации, при постоянном напряженном контроле результатов.
  • Отказ от деятельности (капитуляция, апатия, потеря интереса).
  • Ступор (состояние заторможенности, непонимание происходящего).
  • Деструктивное поведение, направленное на себя и/или окружающих (алкоголь, конфликты, самоповреждение).

Эти формы поведения включаются автоматически, без пошагового разбора ситуации и выработки осознанной стратегии поведения. Могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов.

Подобное поведение также проявляется при эмоциональном выгорании, они часто идут рука об руку с ВБ. Беспомощность высасывает энергию, приводит к эмоциональному и физическому истощению, поэтому и симптомы схожи. Но про выгорание я лучше расскажу в другой раз, тема тоже обширная.

Как бороться и как победить?

  • Определить источник “тока” и перекрыть его. Избавиться от воздействия стресс-фактора/абьюзера любым доступным способом. Или хотя бы снизить его воздействие до минимума.
  • Планомерно и последовательно прорабатывать установки относительно атрибуции своего успеха и неудач.
  • Мои решения — моя ответственность. Мои успехи — мои успехи. Мои неудачи — мои уроки.
  • Вопросы себе в случае неудачи: “Мог ли я повлиять на результат? А что можно сделать, чтобы при следующей попытке получилось лучше?”
  • Неудача — это полезный урок, “давай по новой”, а не “я унылое говно, так и буду унылым говном”.
  • Если результат не такой, какой ожидался, возможно, было предпринято недостаточно попыток (обязательно смотреть интервью Ильи Красинского у Вани Замесина — Илья там много говорит про это). Итерационный подход без ограничения на количество попыток — рулит!
  • Важно научиться видеть влияние сторонних факторов при попытке достижения цели. Не на все мы можем влиять. Работаем с тем, что есть.

Например: Вася решил, что хочет быть продактом в одной Крупной Компании тм, долго учился, практиковался, добрался до собеседования, но его не взяли. Причину не сообщили. Решил, что он унылое некомпетентное говно. На самом деле там взяли другого кандидата, которого хорошо директору направления продали.

Мог ли на это повлиять Вася? — Нет.

Что Вася сделал после того, как мечта превратилась в тыкву?

Пошел по другим компаниям собеседоваться дальше, и каждый раз выяснял, что не так, когда отказывали. По пути выяснил, что его скиллы хорошо подходят для роли технического директора, и устроился по этой специальности, и этот карьерный путь на практике оказался ему по душе. Ситуацию с Крупной Компанией тмвспоминает с ироничной ухмылкой и благодарностью.

Прямое следствие предыдущего пункта, но важно выделить отдельно, для привлечения дополнительного внимания.

Весь тот успешный опыт, который накопится вследствие достаточного количества повторов и уроков, необходимо выделять и складывать в коробочку “на черный день”, подписанную “Я — МОЛОДЕЦ”. И обращаться к этой коробочке каждый день. И особенно важно доставать ее каждый раз, когда хандра или еще какая чернуха будет пытаться тащить в пучины апатии. Фейлы мозг сам запишет и усилит, такая у него особенность. Поэтому эта коробочка так важна.

Есть специальные практики, например, “ практика благодарности “, которые также помогают сместить фокус на то хорошее, что есть в жизни, здесь и сейчас, ведь оно всегда есть.

Оптимиста в мозгу надо поддерживать и подкармливать. Пессимист прокормится сам. Такая эволюционная особенность психики. Я об этом обязательно еще напишу. Но потом.

Научиться чувствовать свои границы, и научиться гибко их отстаивать — очень важный навык для сохранения ментального здоровья, формирования и отстаивания своей жизненной позиции. Важно и полезно во всех сферах жизни: как в личной, так и на работе.

Чувство собственной неполноценности зачастую формируется в детстве под воздействием значимых взрослых. Необходимо проработать тот факт, что “неполноценных” людей не существует.

Тема самооценки — тоже довольно обширная, заслуживает отдельного разбора. Я обязательно к этой теме вернусь.

Здесь важно понять, что люди с травмированной самооценкой больше подвержены в том числе и выученной беспомощности. Поэтому важно эту самую самооценку лечить, укреплять, уважать, холить и лелеять. Но адекватно. Помня о том, что у других людей тоже есть и границы, и самооценки.

Лучше всего такие вещи прорабатывать с психотерапевтом. Самодиагностика здесь не всегда срабатывает, сбоит. Нужен взгляд со стороны. Внимательный, помогающий и не ангажированный.

Эти 5 пунктов, при внимательном рассмотрении, можно объединить словом “оптимизм”. И именно оптимизм Селигман противопоставляет феномену выученной беспомощности, как самое действенное лекарство. Но не “ вымученный оптимизм”, а истинный, конструктивный, который сам сформируется, если практиковать то, что перечислено выше. Методы и подходы Селигмана легли в основу “ позитивной психологии “, которую он основал как академическую область и заложил в основу этого направления.

Рекомендую к прочтению книгу М. Селигмана “Как научиться оптимизму”. И другие его книги. Важно почитать про его модель счастья PERMA.

Если же все прочитано и попробовано, но самопомощь не работает и состояние не улучшается, бегите ползите к врачу. К участковому психиатру, он дальше направит, куда надо, а при остром состоянии сразу окажет необходимую помощь. Они не кусаются, проверено на себе.

Не обязательно для первой помощи искать эксперта с мировым именем за миллион денег. Но, если хотите, можете и за деньги. Главное — не терпите дальше. Вы же не терпите перелом? Тут то же самое, просто глазами не видно.

Если боитесь участковых врачей, но не знаете, как найти подходящего платного, можно пользоваться сервисами подбора специалиста. Обзор подобных сервисов делал Т-Ж, там хорошая подборка, и есть комментарии по теме.

Главное — не ждать момента, пока у вас отвалится ментальная жопа, и приедет скорая.

Ментальному здоровью важно уделять внимание так же, как физическому.

Если боитесь, что вас за это поставят на учет — не бойтесь. Не поставят.

Мой выход

Как же я в итоге справилась со своей выученной беспомощностью и вышла из клетки с электрическим полом?

  • Переехала в отдельную квартиру и свела контакты к минимуму. Прекратить контакт совсем было невозможно из-за общего ребенка. Неизбежные контакты старалась вести нейтральным тоном. Представляла, что общаюсь с попутчиком в поезде, например. Было очень сложно, эмоциональные триггеры срабатывали еще долго, но постепенно усилия принесли плоды, и сейчас отношение нейтральное.
  • Нормализовала питание и ввела в привычку регулярный спорт. Это не только прибавило сил в целом, но и пошло в копилку побед. Каждая тренировка или поездка на велосипеде — маленькая победа. Придало уверенности в себе.
  • Планомерно и последовательно прорабатывала установки относительно атрибуции своего успеха и неудач. Разбирала каждую ситуацию на факторы, на которые я могу и не могу влиять. Придумывала решения, как для задач. Труднее всего давались концепции про то, что ошибки — это нормально. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И невозможно всегда и во всем быть правым.
  • Копила опыт активного преодоления трудностей и стимулировала собственное поисковое поведение. Каждый раз, когда хотелось свернуться калачиком и плакать после очередной неудачной попытки чего-либо, травма говорила: “Да, ты же говно, смирись”. А я ей: “Отстань, это не так, вот моя коробочка с доказательствами:…”.

Начала больше общаться с разными людьми, ездить на конференции, смотреть по сторонам и слушать.

Научилась говорить “Нет”. Очень помогла книга Джима Кэмпа “Сначала скажите “Нет””. Хотя она, казалось бы, про другое.

В вопросах, касающихся самооценки, хорошо помогает взгляд со стороны. И различные практики, которые уже упоминались выше: про отделение своего мнения от чужого, благодарность, границы, и про “Нет”.

Года два ушло на то, чтобы пережить это все, проработать ситуацию и вернуться в нормальное состояние. Но я смотрю назад с благодарностью и никого не виню и не демонизирую (но и не оправдываю). Я послужила катализатором подобного поведения, и сама выбрала позицию жертвы, получив в комплекте все, что к ней прилагалось.

Благодаря опыту, полученному в те годы, я научилась:

  • определять и отстаивать свои границы,
  • слушать и слышать собственные эмоции и внутреннее состояние,
  • выводить любой конфликт в конструктивное русло,
  • моментально определять, склонен ли человек к насилию, и строить защиту,
  • вести сложные переговоры,
  • видеть в любой сложной ситуации не проблемы, а возможности,
  • гордиться своими достижениями и не гнобить себя за неудачи,
  • строить глубокие значимые отношения с людьми, без страха и попыток угодить.

Прокачала чувство юмора, получила левел ап и стартанула в космос

Вывод

Ментальному здоровью необходимо уделять внимания не меньше, чем физическому. Если появляется ощущение, что что-то не в порядке — лучше перебдеть и сгонять на диагностику, чем сломаться.

Конструктивный подход и фокус внимания на положительном опыте помогают этот опыт приумножить.

Взращивание внутреннего оптимиста поможет оставаться счастливым и обрести иммунитет к состоянию выученной беспомощности.

И помните: даже если вас съели, у вас есть как минимум два выхода.)

Что такое синдром выученной беспомощности

15 июня 2022

15.06

7 минут

7 мин.

28977

50

1

Обновлено: 15 июня 2022

Обновлено 15.06

Иногда кажется, что жизнь зашла в тупик и, чтобы ты ни делал, ничего не получается изменить. Это может быть признаком многих состояний, среди которых синдром выученной беспомощности. Разбираемся, что это такое, почему возникает, к чему приводит и как можно справиться с ощущением беспомощности.

Содержание статьи

  1. Что такое выученная беспомощность
  2. Как проявляется приобретенная беспомощность
  3. Почему возникает эффект выученной беспомощности
  4. К чему приводит синдром беспомощности
  5. Как избавиться от выученной беспомощности
  6. Частые вопросы

Что такое выученная беспомощность

Теория выученной беспомощности была сформулирована в 1967 году американским психологом Мартином Селигаманом. Он заметил, что некоторые люди со временем оставляют попытки изменить ситуацию к лучшему и смиряются с негативными обстоятельствами при возможности изменить их. Он называл это состояние выученное бессилие или выученная беспомощность.

В психологии выделяют следующие виды беспомощности:

Вид

Описание

Социальная беспомощность

Под ней понимается невозможность взаимодействовать с обществом и отказ от социальных контактов. Примером может служить травля: когда ребенка травят одноклассники со временем он смиряется с ролью изгоя и перестает пытаться что-то изменить.

Когнитивная беспомощность

В этом случае человек сомневается в своих умственных способностях и отказывается от дальнейшего развития. Пример такой ситуации: ребенок пропустил тему из-за болезни, не смог разобраться самостоятельно и решил, что не силен в этом предмете.

Психологическая беспомощность

Здесь речь идет о пассивности. Человеку кажется, что он не может ничего изменить, поэтому и пытаться не стоит. Пример — работа на скучной и неинтересной работе, потому что все теплые места уже заняты.

Изначально считалось, что под влиянием внешних факторов человек теряет стимулы что-то менять в своей жизни, смиряется с действительностью и начинает плыть по течению. Однако позднее концепцию выученной беспомощности пересмотрели. Сейчас считается, что человек рождается беспомощным и учится преодолевать трудности по мере развития его личности.

Как проявляется приобретенная беспомощность

Отличить беспомощность от других состояний бывает не так просто. Она похожа на депрессию, застенчивость и некоторые других психологические состояния. Однако есть некоторые признаки выученной беспомощности, по которым ее можно отличить от других состояний:

  • эмоциональный ступор — человек не знает, что еще можно сделать, поэтому ничего не делает;
  • имитация деятельности — чтобы не чувствовать себя бесполезным, человек придумывает какую-то активность, от результата которой ничего не меняется;
  • ложные цели — человек ставит перед собой только такие цели, достижение которых не требует значительных усилий;
  • оправдания — человек находит миллион оправданий, чтобы ничего не менять в жизни, ему кажется, что на пути изменений будут только сложности и препятствия.

Кроме того, у человека преобладают негативные эмоции и переживания. Он становится злым и агрессивным, при этом его агрессия может быть направлена как на себя, так и на окружающих. Будущее кажется ему безрадостным и безнадежным.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если наши у себя два и больше признака выученной беспомощности. Наши психологи дистанционно помогут вам разобраться, почему у вас развилось это состояние, и подскажут, как можно исправить ситуацию.

Почему возникает эффект выученной беспомощности

Чувство беспомощности считается врожденным. Однако одни люди могут преодолевать трудности и в целом позитивно смотрят на мир, а другие сдаются, даже не попробовав. В чем причина такого феномена?

  1. Особенности характера. Застенчивые и робкие дети вырастают во взрослых с выученной беспомощностью. Это относится и к тревожности, пессимизму и другим негативным установкам.
  2. Воспитание. Гиперопека, строгое воспитание, постоянная критика приводят к тому, что ребенок оставляет попытки что-то изменить и начинает плыть по течению. Такую беспомощность называют воспитанной.
  3. Насилие. Оно приводит к тому, что ребенок или взрослый испытывает чувство беззащитности и бессилие, из-за этого перестает сопротивляться.
  4. Негативный опыт. Ситуация, когда один много работал, но ничего не получил, а другой воспользовался связями и получил все, снижает мотивацию и отбивает желание что-то делать.
  5. Плохие условия жизни. Ребенок, который рос в бедности и ситуации острой нехватки базовых продуктов, со временем привыкает к этому состоянию и ничего не хочет менять.

Часто в основе выученной беспомощности лежит страх — страх перед тем, что ничего не получится, что человека отвергнут, что потеряет привычный круг, если все получится. Именно страх приводит к тому, что человек отказывается от любых попыток что-то изменить, даже если имеет такую возможность.

К чему приводит синдром беспомощности

Выученная беспомощность влияет на все сферы жизни человека. В первую очередь страдает мотивация — зачем что-то делать, если ничего нельзя изменить. А это в свою очередь влияет на все сферы жизни. Как именно?

Сфера

Влияние

Личная жизнь

Человеку сложно начать отношения или разорвать исчерпавшие себя. Он часто становится жертвой манипуляторов и абьюзеров.

Картера

Он работает не там, где ему нравится, а там, где стабильно и спокойно. Это приводит к профессиональному выгоранию и разочарованию.

Социальная сфера

Человек становится озлобленным. Он начинает избегать общения с другими и с трудом заводит друзей. Это приводит к одиночеству и социальной изоляции.

Эмоциональная сфера

Настроение человека подавленное или безразличное. Он с тревогой смотрит в будущее и не ждет от него ничего хорошего. Это может приводить к депрессии, апатии и тревожному расстройству.

Здоровье

Он не относится серьезно к своему здоровью — не ходит к врачам и не проходит обследования. Это приводит к развитию хронических заболеваний и серьезных проблем со здоровьем.

Со временем человек привыкает к такой жизни. Отсутствие мотивации и пессимистичный взгляд на мир еще больше ухудшают ситуацию. Преодоление этого состояния должно быть волевым решением самого человека. Без этого никакие внешние усилия не помогут.

Важно! Выученная беспомощность тесто связана с зоной комфорта — привычной жизненной ситуацией. Даже если человеку не нравятся условия его жизни, он боится что-то менять из страха, что будет еще хуже.

Как избавиться от выученной беспомощности

Победить беспомощность можно только в том случае, если человек сам решит что-то для этого сделать. В противном случае все действия будут иметь временный эффект. Поэтому любое лечение должно начинаться с осознания проблемы и поиска причин, по которым она возникла. В этом помогут дневники и фрирайтинг — просто пишите все свои переживания, а потом анализируйте их.

После этого можно начинать работу над собой. Что можно сделать?

  1. Вернуть контроль. Да, есть внешние факторы, на которые мы не можем повлиять, но за многое отвечаем именно мы. Это мы не откликаемся на вакансию или боимся переехать в город своей мечты.
  2. Дать право на ошибку. Даже тот, кто ничего не делает, может ошибаться. Ошибки — это опыт, который помогает нам расти и развиваться.
  3. Сделать недостатки достоинствами. Необязательно кардинально меняться. Можно заставить свои недостатки служить вам. Например, ленивый человек значительно облегчает себе жизнь миллионами лайфхаков.
  4. Найти цель. Вспомните, чем вы хотели заниматься и какой видели свою жизнь. Это поможет понять, в каком направлении нужно двигаться.
  5. Двигаться маленькими шагами. Это тот навык, которым вы владеете в совершенстве. Не нужно сразу замахиваться на глобальные перестройки. Начините с малого, постепенно расширяя границы изменений.

Сохранить мотивацию и бороться с трудностями помогут истории успеха. Найдите их в книгах и фильмах, в тематических группах в социальных сетях и на форумах. Также помогут и группы поддержки. Если в реальной жизни нет такого человека, ищите поддержку и в интернете.

Запишитесь на онлайн-консультацию, не получается справиться с выученной беспомощностью. Наши психологи дистанционно помогут вам разработать план изменений и поддержат на этом пути.

Частые вопросы

Что такое выученная беспомощность в психологии?

+

В психологии беспомощность — это такое состояние человека, при котором он отказывается от попыток изменить свою жизнь к лучшему и начинает плыть по течению. При этом он имеет возможность что-то поменять в своей жизни, но не делает этого.

Почему возникает заученная беспомощность?

+

Она является следствием особенностей характера, потери мотивации в силу физических ограничений, насилия в семье, негативного опыта и особенностей воспитания. Человек добровольно отказывается от попыток что-то изменить, потому что ему постоянно говорят, что он ничего не может.

Как понять, что у меня выученная беспомощность?

+

Это можно понять по снижению или полного отсутствия мотивации, пессимистичному взгляду на мир, нежелания что-то менять при наличии такой возможности, имитации активности и поиске отговорок, из-за которых он не хочет ничего менять.

Как преодолеть выученную беспомощность?

+

Для начала нужно признать у себя наличие проблемы, а затем составить план по ее исправлению — вспомнить, чего вы хотели от жизни, ставить цели и придумать, как их достичь. Главное — начать менять себя и свою жизнь.

Заключение эксперта

Выученная беспомощность возникает тогда, когда человек имеет возможность изменить свою жизнь к лучшему, но не делает этого из страха, что ничего не получится. К этому приводит жизненный опыт, особенности воспитания и некоторые свойства характера. Чтобы справиться с этой ситуацией, нужно сначала осознать проблему, а затем изменить взгляд на жизнь.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 388

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Мартин Селигман. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь. М: Альпина Паблишер, 2018
  2. . .. Фрагмент книги Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер. 2011
  3. … Геранюшкина Галина Петровна, Афраймович Ольга Эдуардовна. Сценарии выученной беспомощности. Психология в экономике и управлении, 2013

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Как побороть застенчивость

Следующая статья

Не могу найти партнера

Другие статьи по теме

Есакова Екатерина Юрьевна

22. 08.22

Гастроэнтерит: причины и лечение

Гастроэнтерология

Пружинин Марк Юльевич

03.02

Когда меняется цвет глаз у новорожденных

Про детей

Меньшикова Мария Викторовна

23.01

Обвитие пуповиной при беременности

Беременность и роды

Выученная беспомощность | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Выученная беспомощность возникает, когда человек постоянно сталкивается с негативной, неконтролируемой ситуацией и прекращает попытки изменить свои обстоятельства, даже если у него есть возможность это сделать. Например, курильщик может несколько раз безуспешно пытаться бросить. Он может разочароваться и прийти к выводу, что ничто из того, что он делает, не поможет, и поэтому он вообще прекращает попытки. Восприятие того, что человек не может контролировать ситуацию, по существу вызывает пассивную реакцию на причиняемый вред.

Содержимое
  • Исследование выученной беспомощности
  • Преодоление выученной беспомощности

Исследование выученной беспомощности

Термин был введен в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Пара проводила исследование поведения животных, которое включало применение электрошока к собакам. Собаки, узнавшие, что им не избежать удара током, прекращали попытки в последующих экспериментах, даже когда становилось возможным избежать удара током, перепрыгивая через барьер. Позже исследователи поняли, что они уловили немного другое поведение, контроль обучения, но с тех пор исследования подтвердили, что выученная беспомощность имеет место.

Позже Селигман разработал концепцию приобретенного оптимизма: конструктивно объясняя себе события и развивая позитивный внутренний диалог, люди могут вырваться из замкнутого круга беспомощности.

Как научиться быть беспомощным?

Селигман подвергал участников исследования громким неприятным звукам, используя рычаг, который останавливал или не останавливал звуки. Группа, чей рычаг не остановил звук в первом раунде, впоследствии перестала пытаться заглушить шум. Отсутствие попыток приводит к апатии и бессилию, а это может привести к мышлению по принципу «все или ничего». Все, что я делаю, не имеет значения. Я всегда проигрываю. Это явление существует у многих видов животных, а также у людей.

Приводит ли чрезмерное воспитание детей к беспомощности?

Эта концепция может также проявляться в образовательных учреждениях, когда дети чувствуют, что они не могут хорошо учиться, и поэтому перестают пытаться совершенствоваться. Переживание характеризуется тремя основными чертами: пассивной реакцией на травму, неверием в то, что травму можно контролировать, и стрессом. Когда родители делают все для своих детей, может следовать беспомощность. Дети не учатся заботиться о себе и теряют личную свободу воли. Хороший пример беспомощности: когда родители делают за них работу по дому за детей.

Что такое зависимость для взрослых?

Известный термин «Отказ при запуске» — реальность для многих родителей. Взрослый ребенок не заинтересован в колледже, не может найти оплачиваемую работу и, по-видимому, находится в состоянии инерции. Он полностью зависит от своих родителей. Некоторые исследователи используют термин «взрослая зависимость» или AED для описания этого явления. Взрослый ребенок может страдать от таких проблем, как тревога и депрессия. А в некоторых случаях взрослый ребенок винит родителя (родителей) в своей дисфункции.

Поглощенные собой люди более беспомощны?

Могут быть. Возможно, в детстве за них все сделали родители, и они с радостью переносят эту беспомощность во взрослую жизнь. Они ожидают, что другие сделают все за них. Поглощенные собой никогда не занимались своими делами и наслаждались лестью и похвалой в молодые годы. Почему они должны прилагать усилия сейчас?

Связана ли выученная беспомощность с ощущением себя жертвой?

Иногда состояние жертвы кажется бесконечным. Этот человек никогда не чувствует контроля над своей жизнью, и эта потеря контроля усугубляется с течением времени. Они бессильны и ведут негативные разговоры с самим собой, принижая себя и не имея никакой самооценки. Будучи беспомощным, жертва может получить то, что ей нужно, а именно сочувствие и внимание.

Как беспомощность связана с зависимостью?

Люди, страдающие зависимостью, часто чувствуют некоторую беспомощность. Они бессильны и подавлены притяжением выбранной ими субстанции, и их беспомощность подпитывает этот цикл. Фактически, вовлечение в зависимость может улучшить чувство беспомощности страдающего и рассеять чувство бессилия. Возможно, зависимость отбрасывает тревогу, депрессию или гнев.

Связана ли выученная беспомощность с депрессией и тревогой?

В реальном мире выученная беспомощность может возникать из депрессии, тревоги и посттравматического стрессового расстройства и способствовать им. Например, во время депрессивного эпизода кто-то может поверить, что ничто не прекратит его страдания, поэтому он полностью перестанет обращаться за помощью. Когда человек испытывает высокую самоэффективность и независимость, он также получает лучшие результаты в отношении здоровья.

Преодоление выученной беспомощности

Выученная беспомощность обычно проявляется как отсутствие чувства собственного достоинства, низкая мотивация, отсутствие настойчивости, убеждение в своей некомпетентности и, в конечном счете, неудача. Это чаще встречается у людей, которые пережили повторяющиеся травмирующие события, такие как пренебрежение и жестокое обращение в детстве или насилие в семье.

Когда мы беспомощны, мы не можем контролировать свою жизнь; наши действия бесполезны. Ничего не изменится, так зачем заморачиваться? При таком мышлении изменения кажутся невозможными. Однако всегда можно принять меры; мы просто должны быть открыты для возможностей.

Я чувствую себя застрявшим и беспомощным в своих отношениях. Что я могу сделать?

Люди, которые чувствуют, что застряли в отношениях, иногда сдаются. Они не могут улучшить или работать над своими отношениями, а также не могут их прекратить. Иногда партнеру может казаться, что он много вложил в союз, и двигаться дальше кажется неправильным. Тем не менее решение проблем кажется таким же сложным. Вместо этого они впадают в состояние беспомощности: какой смысл пытаться?

Как научиться быть менее беспомощным?

Люди могут сопротивляться выученной беспомощности, практикуя независимость с юных лет и развивая устойчивость, чувство собственного достоинства и сострадание к себе. Участие в мероприятиях, которые восстанавливают самоконтроль, также может быть полезным. Например, пожилой человек, который чувствует себя беспомощным в процессе старения, может выполнять небольшие упражнения, которые, как он знает, вернут чувство контроля.

Может ли терапия помочь беспомощным?

Ваш мозг хочет справиться с неудачей, сдавшись. Тем не менее, терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия, может быть полезна для изучения причин воспринимаемой беспомощности и устранения связанного с этим поведения. Работа с психотерапевтом может помочь вам разучиться и «деградировать» себя. Клиницист может помочь сменить ваш стиль мышления с пессимистического на оптимистический, и вы можете сделать это, возможно, переосмыслив ситуации и результаты в более позитивном свете.

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

Теория выученной беспомощности в психологии (seligman): примеры и преодоление

Выученная беспомощность — это психологический феномен, при котором человек узнает, что он или она не может избежать плохих вещей, происходящих в будущем.

Это заставляет его или ее перестать пытаться предотвратить их. Выученная беспомощность часто связана с депрессией.

Ключевые выводы

  • Выученная беспомощность — это явление, которое возникает, когда ряд негативных последствий или факторов стресса заставляет кого-то поверить, что результаты жизни находятся вне его контроля.
  • Если человек узнает, что его поведение не влияет на его аверсивную среду, он может перестать пытаться убежать от аверсивных стимулов, даже если побег возможен.

  • Мартин Селигман и Стивен Ф. Майер впервые определили выученную беспомощность как явление в 1960-х годах. Эти психологи провели эксперименты на собаках и обнаружили, что при повторных ударах током, которые они не могли контролировать, животные воздерживались от действий, когда они могли предотвратить удары током.
  • Выученная беспомощность часто используется в качестве объяснения депрессии и посттравматического стрессового расстройства у людей, но не без критики.
  • Есть несколько способов преодолеть выученную беспомощность. Один из них, упомянутый самим Селигманом, — это наученная надежда.

Содержание

Открытие выученной беспомощности

Выученная беспомощность — это феномен, при котором повторяющееся воздействие неконтролируемых факторов стресса приводит к тому, что люди не могут использовать какие-либо методы контроля своей реакции на те факторы стресса, которые будут в их распоряжении в будущем. .

По сути, люди, испытывающие выученную беспомощность, узнают, что им не хватает поведенческого контроля над событиями в их окружении, что, в свою очередь, подрывает их мотивацию к изменениям или попыткам изменить ситуацию.

Первыми, кто описал выученную беспомощность, были американские психологи Стивен Ф. Майер и Мартин Э. П. Селигман.

Мартин Селигман провел серию классических экспериментов в 1960-х годах (Seligman & Maier, 19 лет).67), в котором некоторых собак помещали в камеру, где их били током, из которого они не могли выбраться (условие невозможности побега).

Собаки из спасательной группы могли избежать ударов током, нажимая носом на панель.

На втором этапе животных помещали в челночный бокс, разделенный перегородкой посередине, чтобы собаки могли прыгать, спасаясь от ударов током. Прыгать пытались только те собаки, которые на предыдущей фазе научились убегать. Других собак не было.

Когда собакам в состоянии «невозможности побега» дали возможность избежать ударов током, перепрыгнув через перегородку, большинство из них даже не попытались; казалось, они просто сдавались и пассивно принимали любые удары током, которые выбирали экспериментаторы.

Для сравнения, собаки, которым ранее разрешалось избегать ударов током, обычно перепрыгивали через перегородку и избегали боли.

Seligman описал синдром с тремя основными чертами для описания этого поведения (1967):

  1. Мотивационный дефицит характеризуется неспособностью реагировать на дальнейшие аверсивные события;

  2. Ассоциативный дефицит, характеризующийся нарушением обучения в результате успешного преодоления трудностей;

  3. Эмоциональный дефицит, характеризующийся явной недостаточной реактивностью на болезненные события.

Несмотря на предполагаемую низкую активность в отношении стрессоров, более поздние исследователи, анализируя уровни кортизола в крови, обнаружили, что животные на самом деле находились в сильном стрессе (Ackerman, 2022).

Выученная беспомощность и психическое здоровье

В 1970-х годах Селигман расширил концепцию выученной беспомощности от исследований на животных до клинической депрессии у людей и предложил теорию выученной беспомощности, чтобы объяснить, как люди становятся уязвимыми для депрессии.

Согласно этой теории, у людей, которые постоянно подвергаются стрессовым ситуациям, не зависящим от них, развивается неспособность принимать решения или эффективно участвовать в целенаправленном поведении.

Впоследствии исследователи заметили, что эта теория выученной беспомощности похожа на посттравматическое стрессовое расстройство (Ackerman, 2022).

Роль стилей объяснения в выученной беспомощности

Хотя первоначальная теория выученной беспомощности считалась важным прорывом в свое время, вскоре было признано, что эта теория нуждается в дальнейшем развитии для применения к людям, которые более сложны чем другие животные, поскольку это касается их когнитивных процессов.

Позднее Селигман и его коллеги переформулировали первоначальную модель депрессии, основанную на выученной беспомощности (Abramson, Seligman, & Teasdale, 1978).

В своей новой формулировке они подчеркивали атрибуции (то есть ментальное объяснение того, почему что-то произошло), которые ведут к восприятию того, что человеку не хватает контроля над негативными последствиями, и важны для воспитания чувства выученной беспомощности.

Модель объяснительного стиля выученной беспомощности направлена ​​на выявление закономерностей в индивидуальных реакциях на положительные и отрицательные события и происшествия в их жизни.

Логика модели заключается в том, что когда человек оказывается в ситуации, когда что-то пошло не так, как надо, он задается вопросом, почему.

Ответы, которые этот человек склонен давать, задавая себе такого рода вопросы, будут определять, будет ли этот человек по умолчанию придерживаться оптимистического или пессимистического стиля объяснения (Healy, 2017).

Например, скажите, что произошло негативное событие. Если кто-то думает о причине этого события как о стабильной или долговременной, а не о временной, то такой взгляд может способствовать хронической беспомощности.

Если этот человек думает, что причина негативного события повлияет на другие сферы его жизни — в отличие от того, что касается непосредственно проблемы, — тогда человек, столкнувшийся с проблемой, может быть подвержен широко распространенной беспомощности.

Наконец, если кто-то решает, что он виноват в том, что произошло, иначе известное как приписывание внутренней, а не внешней причины события, то это может иметь негативные последствия для самооценки (Healy, 2017).

Мартин Селигман и Кристофер Петерсон (1967) подчеркивали в своих работах о объяснительных стилях, что объяснительный стиль человека имеет тенденцию следовать шаблону. Это означает, что кто-то будет склонен реагировать на положительные и отрицательные события последовательным, привычным образом.

Это может быть очень выгодно для чьего-либо благополучия, если они по умолчанию придерживаются оптимистического стиля объяснений, но очень проблематичны для тех, кто склонен к пессимизму.

Фактически, выученная беспомощность и пессимистический стиль объяснения связаны с развитием депрессии у людей (Healy, 2017).

Оптимистический и пессимистический стиль объяснения

Маркеры оптимистического стиля объяснения находятся в прямом контрасте с теми, которые указывают на их пессимистический аналог.

Например, в то время как пессимистический стиль может рассматривать негативные обстоятельства как нечто, что неизбежно сохранится, а позитивные события как временные, оптимистический стиль склонен рассматривать негативные обстоятельства как временные и ожидает, что позитивные события сохранятся.

Кроме того, в то время как отрицательный стиль объяснения имеет тенденцию к самобичеванию за неудачные результаты и кредитованию внешних факторов, когда все идет хорошо, положительный стиль приводит к тому, что люди доверяют себе, когда все идет хорошо, и определяют внешние факторы как ключевые, когда что-то идет не так. (Хили, 2017).

Тем не менее, требуется умеренность при рассмотрении того, насколько оптимистичный стиль объяснения является наиболее полезным для преодоления выученной беспомощности.

Например, всегда по умолчанию обвиняя других или обстоятельства, когда что-то идет не так, и всегда приписывая успехи исключительно своим действиям, можно, отвечая критериям оптимистического стиля объяснения, само по себе создать проблему (Healy, 2017).

Преодоление выученной беспомощности

В конечном счете, выученная беспомощность дает объяснение человеческому поведению, которое в противном случае могло бы показаться странным или контрпродуктивным, а понимание выученной беспомощности позволяет устранить или уменьшить ее негативные последствия (Ackerman, 2022).

Несмотря на то, что выученную беспомощность бывает трудно преодолеть, существуют методы лечения, основанные на современных научных данных, которые могут справиться с этим явлением как у животных, так и у людей (Ackerman, 2022).

Одно из возможных средств лечения выученной беспомощности основано на нейрофизиологических исследованиях, связывающих вентромедиальную префронтальную кору с дорсальным ядром шва.

Вентромедиальная префронтальная кора — часть мозга, играющая роль в торможении эмоциональных реакций, тогда как дорсальное ядро ​​шва — часть ствола мозга, связанная с серотонином и, следовательно, с депрессией (Maier & Seligman, 2016). ).

Этот метод лечения направлен на стимуляцию вентромедиальной префронтальной коры и ингибирование ядра дорсального шва с помощью лекарств, электрической стимуляции или трансмагнитной стимуляции.

Кроме того, эти области можно лечить психологически с помощью терапии (Ackerman, 2022).

Часто терапевты лечат выученную беспомощность, исследуя источники этой безнадежности, заменяя старые и вредные убеждения новыми, более здоровыми и развивая исцеляющее чувство сострадания (Thompson, 2010).

Недавнее исследование психолога Кэрол Двек показывает, что существует еще один чрезвычайно эффективный способ смягчить выученную беспомощность через неудачу.

Двек (1975) провел исследование, в котором участников разделили на две группы: одна прошла интенсивный тренинг, во время которого они не выполнили задания, и была проинструктирована взять на себя ответственность за свою неудачу и объяснить ее недостатком усилий, а другая группа прошла интенсивный тренинг. где они только испытали успех.

Результаты исследования Дуэка (1975) показали, что у участников группы, имевшей только успех, не наблюдалось улучшения экстремальной реакции на неудачу, в то время как у группы, потерпевшей неудачу, наблюдалось заметное улучшение (Акерман, 2022).

Выученная надежда

Сам Селигман считал, что для преодоления выученной беспомощности можно научить более позитивному стилю атрибуции. Психологи называют этот атрибутивный стиль выученной надеждой.

Выученная надежда предполагает, что расширяющий возможности опыт, который дает возможность приобрести навыки и развить чувство контроля, может помочь людям ограничить изнурительные и выученные эффекты беспомощности барьеров в их повседневной жизни (Циммерман, 19 лет). 90).

Критика выученной беспомощности

Первоначальная теория выученной беспомощности Селигмана (1967), а также переформулировки других, подверглись ряду критических замечаний.

Психологи считают, что в депрессии есть нечто большее, чем выученная беспомощность. Хотя симптомы выученной беспомощности могут отражать симптомы депрессии, в основе этого состояния лежит множество сложных неврологических и психологических факторов.

Действительно, депрессия не обязательно возникает из-за повторяющихся неудач.

Например, ученики могут впасть в депрессию после того, как неоднократно обвиняли себя в хроническом школьном стрессе и плохих результатах экзаменов.

Кроме того, участники экспериментов с выученной беспомощностью часто описывали свою задачу как задачу на умение, несмотря на то, что действовали так, как если бы это были случайные задачи.

Другими словами, люди, участвующие в этих экспериментах с выученной беспомощностью, хотя и ведут себя так, как будто они не контролируют результат, известны тем, что устно говорят, что они все еще верят, что их усилия могут повлиять на результат (Ackerman, 2022) .

Примеры

Выученная беспомощность в образовании

Выученная беспомощность представляет собой общий предмет интереса в сфере образования. В частности, педагогов интересует, как ранняя академическая неудача или низкая академическая самооценка могут повлиять на более поздний успех и как можно повлиять на отношения, чтобы повысить шансы на успех (Firmin, Hwang, Copella, & Clark, 2004).

Выученная беспомощность у учащихся создает цикл, когда те, кто чувствует, что они не могут добиться успеха, вряд ли будут прилагать усилия к учебе. Это, в свою очередь, снижает их шансы на успех, что приводит к еще меньшему количеству мотивации и усилий.

Этот цикл может завершиться тем, что у учащегося почти не будет ни мотивации к изучению предмета, ни компетентности.

Это может даже привести к более общему чувству беспомощности, при котором учащийся не верит в свои способности и не мотивирует изучать какой-либо предмет в школе (Firmin, Hwang, Copella, & Clark, 2004).

Педагоги разработали несколько стратегий, которые могут помочь учащимся не научиться быть привычно беспомощными, например:

  • хвалить и поощрять способности учащегося, чтобы помочь ему поверить, что он хорош в этих предметах.

  • похвала и поощрение за усилия учащегося.

  • , работая над постановкой индивидуальных целей со студентами, чтобы помочь им понять, что цели могут быть достигнуты и что результаты могут находиться под их контролем (Firmin, Hwang, Copella, & Clark, 2004).

Выученная беспомощность в отношениях

Выученная беспомощность также представляет интерес для исследователей, занимающихся домашним насилием, поскольку оно часто наблюдается в отношениях, связанных с жестоким обращением.

Феномен выученной беспомощности помог исследователям ответить на такие вопросы, как, например, почему те, кто подвергается насилию, не рассказывают другим, не пытаются получить помощь или не прекращают отношения (Ackerman, 2022).

Часто в оскорбительных отношениях обидчики постоянно подвергают своих жертв жестокому обращению, чтобы приучить их к жестокому обращению и научить их тому, что они не контролируют ситуацию.

В результате насильники сохраняют полный контроль, а жертвы узнают, что они беспомощны в своих обстоятельствах (Ackerman, 2022). Часто от этих представлений очень трудно избавиться, часто требуется интенсивная терапия и поддержка (Ackerman, 2022).

Исследования выученной беспомощности у людей

Хотя такие экстремальные эксперименты, как у Селигмана, не проводились на людях — и не прошли бы этически успешно — эксперименты, проведенные на людях, дали аналогичные результаты.

В одном исследовании выученной беспомощности у людей участники были разделены на три группы. одна группа подвергалась громкому и неприятному шуму, но смогла прекратить шум, нажав кнопку четыре раза, в то время как вторая группа подверглась такому же шуму, но кнопка не работала.

Затем каждому дали коробку с рычагом, который при нажатии отключал звук. Как и в экспериментах на животных, те, кто не контролировал шум в первой части, как правило, даже не пытались выключить шум, в то время как другие участники это делали (Селигман, 19 лет).67; Аккерман, 2022).

Обретение надежды в волонтерских организациях

Одним из примеров среды, в которой люди могут научиться надежде, являются волонтерские организации. Кого-то, кто работает во внешкольном центре, обучает маленьких детей математике и Селигману, может поощрять видеть, как их присутствие приводит к тому, что ученики непосредственно лучше усваивают школьный материал.

Это может иметь побочные эффекты в других сферах жизни участника. Циммерман (1990) провел исследование того, как люди чувствовали себя наделенными полномочиями после последовательного волонтерства в такой среде, что измерялось когнитивными, личностными и мотивационными показателями воспринимаемого контроля.

Он обнаружил, что те, кто вызвался добровольцем, чувствовали больший контроль над своей жизнью и с большей вероятностью приписывали свои успехи собственным действиям (Zimmerman, 1990).

Абрамсон, Л.Ю., Селигман, М.Е., и Тисдейл, Дж.Д. (1978). Выученная беспомощность у людей: критика и переформулировка. Журнал ненормальной психологии , 87 (1), 49.

Двек, К. С. (1975). Роль ожиданий и атрибуций в смягчении выученной беспомощности. Журнал личности и социальной психологии, 31 (4), 674.

Фирмин, М.В., Хванг, К.Э., Копелла, М., и Кларк, С. (2004). Выученная беспомощность: влияние неудачи на сдачу теста. Education, 124 (4), 688.

Майер, С. Ф., и Селигман, М. Э. (2016). Выученная беспомощность в пятьдесят: выводы из неврологии. Psychological Review, 123 (4), 349.

Seligman, ME, & Maier, SF (1967). Неспособность избежать травматического шока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *