Выученная беспомощность это – Выученная беспомощность — Википедия

Содержание

Выученная беспомощность, что это такое? — MedPsy.World

Человек, который страдает выученной беспомощностью, ничего не делает для улучшения своего текущего состояния, он не пытается избежать неприятных ситуаций, не стремится к позитивным событиям, пусть и имеет такую возможность. Человек с приобретённой беспомощностью нередко страдает депрессией, привыкая, что от него ничего не зависит и он не может повлиять на возникновение неприятностей. Отчаяние приводит к убеждённости, что нет никакого смысла пытаться что-либо изменить в своей жизни, человек находит отговорки и отказывается от любых активных действий, даже если решение проблемы уже есть. Выученная беспомощность снижает качество жизни человека, так как ведёт к апатии, ведь даже в случае успеха, человек уверен, что произошла случайность, удачное стечение обстоятельств. Со временем человек привыкает к такому стилю поведения и становится извечной жертвой обстоятельств и ситуаций.

 

Почему возникает выученная беспомощность?

Причиной выученной беспомощности является негативный опыт в неконтролируемых ситуациях. То есть после того как человек предпринял несколько неудачных попыток улучшить своё положение и избежать негативных воздействий, он разочаровывается в результате, становится пассивным и безынициативным, отказывается бороться за свои цели. Человек с приобретённой беспомощностью не верит в собственные силы и в светлое будущее, он понимает, что между его поведением и событием нет никакой взаимосвязи, он не в силах повлиять на ситуацию.

К выученной беспомощности приводят не сами неприятные события, а то, что этими событиями невозможно ни управлять, ни контролировать их.

Santiago Caruso

Что может привести к выученной беспомощности?

Это неприятное явление может случиться с человеком под действием сильного стресса, по причине потери близких людей, в результате стихийных бедствий, из-за экономического кризиса или других негативных событий, которыми невозможно управлять. Также к выученной беспомощности может привести продолжительная череда неудач.

Кроме того, человек, всю жизнь живущий при тоталитарном режиме, также привыкает к тому, что им управляют и он не может ни на что повлиять в своей жизни.

 

Кто находится в группе риска?

Выученная беспомощность встречается у детей, школьников и студентов, а также у взрослых людей. Женщины страдают от выученной беспомощности чаще мужчин, что объясняется стилем воспитания в детстве, а также склонностью к руминациям.

 

И что же делать?

◊ Для борьбы с приобретённой беспомощностью всегда ищите связь между своими действиями и последствиями, это касается не только позитивного, но и негативного опыта. То есть старайтесь отслеживать свой вклад в ситуацию и продолжайте действовать.

◊ Принимайте неудачи, они неизбежны, но и полезны, ведь они являются опытом.

◊ Старайтесь оптимистично смотреть на жизнь, ведь пессимисты подвержены большему риску приобрести выученную беспомощность.

◊ Рефлексируйте, именно осознание и анализ происходящих событий помогут разобраться в ситуации и сделать выводы.

◊ Обращайтесь за помощью к специалисту. Не всегда получается самостоятельно справиться с внешними и внутренними трудностями. Психолог поможет разобраться в себе и решить проблему выученной беспомощности.

 

Явление выученной беспомощности открыл в1964 году американский психолог Мартин Селигман.

medpsy.world

Выученная беспомощность — это… Определение понятия, причины формирования и пути преодоления

Выученная беспомощность – это интересный и важный феномен, который является одной из основных проблем человека.

Каждый из нас хоть раз в жизни находился в такой жизненной ситуации, когда не мог справиться с гнетущим состоянием и говорил себе: «это бесполезно, все равно ничего не получится», «я никогда не смогу справиться», или когда не удавалось прекратить какое-то действие, которое было неэффективным, или наоборот, инициировать что-то, что было жизненно важным. Мы себе повторяем: «я слишком занят», «знаю, что не стоит так себя вести, но не могу ничего поделать», «не могу себя заставить это сделать» и так далее. Почему мы так себя ведем? С чем это связано?

Понятие о синдроме

Феномен выученной беспомощности известен давно, но недостаточно описана и разработана технология работы с ним.

Выученная беспомощность всегда связана с трудностью:

  • Постановки цели («ничего не хочется», «не знаю, что выбрать»).
  • Поддержание первоначального намерения («мне стало не интересно», «я передумал это делать»).
  • Инициирования действия («мне трудно начать», «сделаю потом», «хотелось бы, но…»).
  • Преодоления препятствий («я не думал, что будет так трудно»).

Выученная беспомощность: эксперимент

Впервые об этом синдроме написал Зигмунд Фрейд. Теория этого феномена как самостоятельного синдрома была предложена в 70-х годах американским психофизиологом Мартином Селигманом.

Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана подтверждалась экспериментально на животных. Он создавал условия, в которых сочетались наказание с безвыходностью. После ряда экспериментов животное не пользовалось возможностью для спасения, даже если она появлялась. Однако если животное не имело негативного опыта, оно быстро находило выход и контролировало самостоятельно ситуацию. Те животные, которые длительное время подвергались наказанию, осознавали бесполезность своих усилий, у них вырабатывалась выученная беспомощность, которая становилась основной формой их поведения в будущем, вне зависимости от условий.

То есть негативный опыт приводит к отказу от сопротивления. Это провоцирует развитие депрессий и злокачественных опухолей.

Исследование феномена Юлиусом Кулем

Исследования выученной беспомощности Селигмана М. продолжил немецкий ученый Куль Юлиус. Он проводил эксперименты на студентах, им предлагалось решить интеллектуальные задачи, которые не имели решения, но испытуемые об этом и не догадывались. После ряда неудачных попыток справиться с заданием, которые сопровождались негативными комментариями экспериментаторов об интеллектуальных способностях испытуемых, большинство студентов впадали в отчаяние. Как раз в это время им предлагали решить простейшую задачу, с которой большинство из них тоже не справлялось. Это выученная беспомощность и яркий механизм ее формирования.

Куль считал, что если присутствуют одновременно три следующих компонента, то, возникает состояние беспомощности:

  • наличие уверенности в невозможности самостоятельно справиться с задачей;
  • ощущение невозможности самостоятельно контролировать ситуацию;
  • неуверенность в себе и в своих личных качествах.

Куль определил, что выученная беспомощность – это нарушение способности преодоления трудностей, отказ на основе опыта неудач от действий для их разрешения.

То есть выученная беспомощность возникает только тогда, когда человек убежден, что ситуация не зависит от его поведения и его усилий ее изменить, что во всех неудачах виноват только он сам.

Виды беспомощности

В психологии различают личностную и ситуативную беспомощность:

  • Личностная выученная беспомощность – это сформировавшаяся характеристика человека, которая развивалась у него с детских лет под влиянием взаимоотношений с другими людьми. Она проявляется в возбудимости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, пессимизме, робости, склонности к чувству вины, в равнодушии, низкой самооценке, пассивности, отсутствии творческих намерений.
  • Ситуативная беспомощность – это временная реакция человека на события, не подконтрольные ему.

Ребенок, достигая возраста 2-3 лет, стремится все делать самостоятельно, но некоторые взрослые, глядя на неуклюжие или робкие попытки, вместо того чтобы помочь или показать малышу, как правильно сделать, недовольно ворчат и пресекают самостоятельные действия. Ругая ребенка, они отбивают у него желание делать что-то самостоятельно, создавать что-то новое. За ребенка убирают игрушки, заправляют постель, обувают и одевают – то есть выполняют любую работу, лишь бы он не отнимал у взрослых их драгоценное время. Со временем малыш понимает, что не стоит прилагать усилия, чтобы лишний раз не услышать, что он все делает не так, как надо.

Источники выученной беспомощности

Селигман М. отмечает, что этот феномен формируется к восьми годам и отражает веру человека в результат своих действий. Он утверждает, что для формирования беспомощности необходимо три источника:

  1. Переживание неблагоприятных неконтролируемых событий: обиды, смерть любимого человека или животного, серьезная болезнь, скандалы или развод родителей.
  2. Наблюдение ситуаций, в которых люди оставались беспомощными.
  3. Отсутствие в детстве самостоятельности.

Селигман М. считает, что синдром выученной беспомощности, сформированный в детстве, с человеком остается на всю жизнь.

Психологические установки

Наличие или отсутствие у человека выученной беспомощности можно легко определить по его лексикону, по присутствию в нем определенных словосочетаний и оборотов речи.

Например:

  • «Не могу» (попросить о помощи, отказывать знакомым, найти приятелей, строить гармоничные отношения, изменить свое отношение к жизни и так далее).
  • «Не хочу» (решать проблему, менять образ жизни, это не мое занятие).
  • «Всегда» (нервничаю по пустякам, опаздываю на работу, все терплю).
  • «Никогда» (не могу вовремя прийти на встречу, не прошу помочь мне, не получится это).
  • «Все бесполезно» (незачем и пытаться, никогда ничего в данной ситуации не получится).

За всеми этими установками скрывается отсутствие оптимизма и позитивного опыта, страх неудачи, неверие в себя и в свои силы, отсутствие позитивного мышления.

Беспомощность в жизни часто маскируется за усталостью, злостью, апатией.

Человек остается пассивным и бездейственным, он не желает менять среду, теряет контроль, перестает верить в свои силы. Вследствие чего у него развивается подавленность, депрессия, возможна ранняя смерть.

Основные варианты поведения

Самыми распространенными типами поведения при выученной беспомощности являются:

  • Бессмысленная суета, создание иллюзии активности, которая не ведет к результатам.
  • Полный отказ от деятельности, то есть апатия, потеря интереса, одним словом капитуляция.
  • Состояние заторможенности, абсолютное непонимание происходящего, ступор.
  • Агрессия.
  • Актуализация другой деятельности, например, вместо преодоления проблем в отношениях возникает потребность в том, чтобы съесть что-то вкусное.

Эти формы поведения срабатывают автоматически, они могут сменять друг друга.

Например, у человека возникли проблемы в личной жизни, он начинает суетиться, создавать видимость, что ему не безразличны отношения с близким человеком, потом он капитулирует, наступает апатия, он входит в состояние ступора, который сменяется трудоголизмом. Человек все свое свободное время посвящает работе и карьере.

Выученная беспомощность является предпосылкой возникновения пагубных привычек, зависимостей депрессий и психосоматических заболеваний.

Выученная беспомощность и ее преодоление. Средство номер один — действие

Прежде всего, важно вернуть чувство контроля. В этом поможет действие. Нужно выполнить любое действие, которое человек сам выберет.

В концентрационных лагерях в ситуации чрезмерного давления, несправедливых правил и постоянной угрозы смерти, в условиях наказаний за любую малейшую провинность человек быстро ломался и терял силу воли.

Бруно Беттельгуйм выжил в таких условиях только благодаря тому, что брал контроль над своей жизнью в свои руки. Он делал все, что разрешалось в лагере. Но делал это по своему выбору. То есть чистил зубы потому, что выбирал это, а не потому, что соблюдал личную гигиену. Он не участвовал в ночных обсуждениях, а ложился спать. Тем самым он создавал внутреннюю убежденность в возможности выбора и принятии решений.

Отсюда следует, что в противостояние выученной беспомощности нужно искать точки контроля, то есть те ситуации, где можно делать выбор и реализовывать решения. Можно начать с малого — выкинуть старые вещи, сделать перестановку в комнате, прочитать книгу, которую хотелось давным-давно прочитать. И результат почувствуется очень скоро.

Средство номер два: маленькими шагами

Психологические установки: «у меня ничего не выйдет», «я неудачник», «мои попытки ничего не поменяют» — формируются из частных случаев. Мы в жизни, как в детской игре, выбираем точки (случаи) и соединяем их линией. Так формируется убеждение о себе. Человек со временем все больше обращает внимание на опыт, который и дальше подтверждает это убеждение. Но негативное мнение о себе можно изменить, например, этим занимается нарративная терапия. С помощью нее человек учится формировать новое представление о себе, он учится видеть ситуации, в которых он является ценным, его действия важны, и в них он может влиять на исход событий.

Важно уметь находить случаи в своей жизни, когда все получалось. Следует ставить перед собой маленькие достижимые цели, например, навести порядок в комнате. И когда цель выполнена – обязательно отметить ее. Чем больше внимание уделять своим достижениям, тем больше энергии выделяется на новые свершения.

Средство номер три: другой взгляд

Селигман считал, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них был опыт успешных действий.

Совместно с психотерапевтами он изучал поведение людей и их реакции на обстоятельства. Они пришли к выводу, что склонность человека тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, сдается он или ищет возможность действовать. Люди, которые убеждены, что плохие вещи случаются с ними по их вине, склонны к депрессии, апатии и состоянию беспомощности. В отличие от тех, кто убежден, что плохое случилось не по их вине, они быстрее приходят в себя, восстанавливаются и начинают действовать.

Над установками человек может работать самостоятельно и корректировать их. Справиться с беспомощностью и безнадежностью можно только с помощью надежды и силы, а также веры в свои силы. Нужно наладить контакт с самим собой, надеяться, делать первые шаги, то есть всеми своими силами стараться «выпрыгнуть» из состояния беспомощности.

Вместо вывода

Иногда самым действенным способом, как выпрыгнуть из состояния беспомощности (преодолеть синдром выученной беспомощности), является умение проигрывать.

Важно научиться выходить из травмирующей ситуации. Конечно, нужно не сдаваться и бороться до конца. Продолжать попытки поиска выхода. Но иногда следует признать, что в этой ситуации я проиграл. Например, потому что ситуация зависит не только от меня. Стоит проиграть битву, но выиграть себя. Умение признавать поражение – очень важный навык в жизни.

fb.ru

Как возникает выученная беспомощность? Как избавиться от выученной беспомощности?

Как возникает выученная беспомощность? Как избавиться от выученной беспомощности?

Приветствуем читателей сайта психологической помощи по skype Vashe-Soznanie.ru! Сегодняшняя тема посвящена выученной беспомощности и тому, как это может влиять на Вашу жизнь. Читаем, вникаем и делаем выводы!

Как возникает выученная беспомощность и что она собой представляет?

Это особенность поведения, которую человек приобретает при систематическом негативном воздействии со стороны окружающих его людей. При этом избежать которого нельзя. Человек становится беспомощным, если он привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Главными условиями воспитания беспомощности являются непредсказуемость, неконтролируемость событий и невозможность оказывать на них влияние.

Как узнать, есть ли у меня выученная беспомощность?

Это очень легко, Вам достаточно посмотреть на свое прошлое и то, как вы справляетесь с трудностями в настоящем. Как правило, выученная беспомощность считается успешно приобретенной, если через некоторое время Вы примиряетесь со своей судьбой, пассивно ей покоряетесь и не пытаетесь искать выхода не только из этой, действительно безнадежной ситуации, но также и из любой другой.

Стоит обратить внимания так же на то, что Вы часто думаете о себе, что не способны начинать что-то новое, управлять своей жизнью и как-либо ее менять. Вас начинают пугать чьи-то просьбы, или задачи, которые на работе Вы должны выполнять. Все это признаки выученной беспомощности, если Вы их у себя нашли, то Vashe-Soznanie.ru рекомендует Вам обратиться за помощью к психологу.

Христианский психолог онлайн

Чем опасна выученная беспомощность?

Выученная беспомощность опасна тем, что она будет проявляться только в тех ситуациях, в которые Вы еще не попали, или в тех делах или задачах, которые Вы еще не выполняли, но Вам по каким-то причинам предстоит их выполнить.

Вот известный пример: Мужчина, который сталкивается с непреодолимыми, искусственно созданными трудностями на службе, и в то же время не решается ее покинуть, может через некоторое время обнаружить, что ему не удаются интимные отношения, он не в состоянии решать бытовые проблемы. Из-за чего отношения рушатся, а работа перестает приносить должного удовольствия, что в некоторых ситуациях приводит к алкоголизму или депрессии у мужчин.

Во многих источниках по психологии можно найти теорию Мартина Селигмана о выученной беспомощности. Мартин Селигман — профессор Пенсильванского Университета полагает, что выученная беспомощность, нарушение связи между поведением и его результатом — так же может быть причиной депрессии. Он утверждает, что выученная беспомощность снижает сопротивляемость организма к различным вредным факторам, способствует развитию разнообразных заболеваний, включая онкологические.

Согласно концепции Селигмана, выученная беспомощность развивается в случае, если человек полагает, что неудачи будут преследовать его не только в этой конкретной ситуации, но и в любой другой, с которой он столкнется, не только сегодня, но и в будущем. А важнейшим условием такой установки на глобальность и стабильность неудач является уверенность человека, что во всех своих неудачах повинен он сам (его бездарность, глупость, безволие, неумение справиться с трудностями), тогда как успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или чьей-то помощью.

Онлайн консультация практикующего психолога

Как избавиться от выученной беспомощности?

С этим можно справиться как самостоятельно, так и с помощью психолога, если конечно предварительно записаться на психологическую консультацию на сайте Vashe-Soznanie.ru.

Если же говорить о самостоятельных действиях против выученной беспомощности, то Вы далеко не беспомощны в этой проблеме.

Вам важно начать самому убеждать себя в том, что Вы уверенный в себе человек и у Вас все получится! Что неудачи случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех определяется Вашими собственными качествами.

Убеждайте себя в том, что Вы, способны самостоятельно решать трудные задачи. А Вы думали, что высокая самооценка начинается с поведения? Нет, она начинается у Вас в голове, с установок и убеждений. Ваши убеждения это важнейший фактор противодействия выученной беспомощности.

Так же начинайте идти на встречу своим страхам: боитесь познакомиться, идите знакомиться; боитесь общаться с психологом — начните это общение; боитесь мужчин или женщин — что ж, ищите с ними контакта как можно больше и чаще.

И еще один важный совет от психологов с сайта Vashe-Soznanie.ru:

Ставьте себе ясные задачи, чем короче и конкретнее они для Вас, тем лучше! Так же важно, чтобы Вы решали эти задачи не с точки зрения формальной логики, а старались привнести творческое решение.

Так же, предлагаем Вам посмотреть видео с аффирмациями на каждый день.

Если вам понравилось видео, Вы можете записаться на консультацию к психологу и получить персональные аффирмации и техники.

Сеансы психолога онлайн

vashe-soznanie.ru

Выученная беспомощность (learned helplessness) — это… Что такое Выученная беспомощность (learned helplessness)?

В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и его сотрудниками. Типичный эксперимент такого рода проводился на двух группах животных, обычно собаках. Животные эксперим. группы жестко закреплялись ремнями в павловском станке и подвергались серии болезненных ударов электрическим током; контрольная группа животных не подвергалась ударам тока. В тестовой фазе эксперимента, предполагавшей научение избеганию удара током, собака должна была прыгать через низкий барьер в раскачивающийся ящик. Животные из контрольной группы быстро научались избегать удара током, перепрыгивая через барьер, в то время как животные из эксперим. группы предпочитали просто терпеливо сносить боль, не предпринимая к.-л. попыток спастись от нее. Полученный опыт привел их в состояние В. б. — отсутствия мотивации реагировать бегством в ситуации, где существовала реальная возможность спасения.

Решающим фактором в развитии состояния беспомощности, по-видимому, стало то, что самый первый опыт животного в этом эксперименте был связан с неизбежностью ударов электрическим током. Селигман усматривал в таком синдроме беспомощности аналогию с этиологией хронической неудачливости и реактивной депрессии у людей.

В ряде исслед. попытались применить аналогичные эксперим. методики к людям, используя более слабые аверсивные раздражители. Типичные рез-ты таких исследов. заключались в том, что группа испытуемых, лишенных к.-л. возможности избежать воздействия аверсивных раздражителей в предварительной фазе эксперимента, испытывала большие трудности в научении соотв. реакции избегания в тестовой его фазе (на что указывало большее количество совершаемых ошибок и более длительное время реакции) по сравнению с группами, к-рые в предварительной фазе могли избегать или контролировать аверсивные раздражители.

В др. исслед. в тестовой фазе использовались когнитивные задания с целью проверки гипотезы о том, что беспомощность будет переноситься или распространяться с ситуации одного типа на ситуацию др. типа. Обычно обнаруживалось (как и предсказывалось на основе предложенного Селигманом понятия генерализованного мотивационного дефицита), что испытуемые, получавшие в предварительной фазе эксперимента опыт неотвратимости удара током или воздействия громкого звука, демонстрировали снижение результативности при решении анаграмм и задач на формирование понятий по сравнению с испытуемыми, имевшими возможность в предварительной фазе уклоняться от аверсивных раздражителей или контролировать их подачу.

В ряде исслед. для проверки парадигмы В. б. в обеих фазах эксперимента — индуцирующей (предварительной) и тестовой — применяли когнитивные задачи. Как правило, состояние беспомощности вызывалось при помощи обратной связи, не сопряженной с рез-тами выполнения испытуемым задания (в данном случае, формирование понятия), в силу чего задание превращалось в невыполнимое. В сравнении с др. группой испытуемых, получавших в предварительной фазе разрешимые задачи, или с контрольной группой, испытавшая беспомощность группа демонстрировала снижение результативности при решении анаграмм в тестовой фазе. Однако в большинстве исслед. этого типа были получены результаты, к-рые в большей или меньшей степени отклонялись от первоначальной модели В. б. Селигмана.

Уортмен и Брем утверждают, что при сравнительно мягких условиях индуцирования беспомощности в экспериментах у испытуемых возникает состояние психол. реактивного сопротивления, к-рым мотивировано их противодействие любой угрозе потерять контроль над своим окружением и т. о. приводит не к ухудшению, а к улучшению деятельности. Но если эксперим. условия беспомощности оказываются более продолжительными или более жесткими, это будет приводить к восприятию необратимости утраты контроля над ситуацией и подрывать усилия по его восстановлению.

Селигман и его сотрудники модифицировали свою модель В. б., первонач. опиравшуюся на исслед. животных, включив в нее нек-рые понятия из теории атрибуции. В соответствии с этой модифицированной моделью, неудачу в избегании аверсивных раздражителей или при решении задачи на формирование понятий в фазе индуцирования беспомощности испытуемые могут приписывать или внутренним, или внешним факторам, к-рые, в свою очередь, м. б. постоянными или меняющимися при переходе от одной ситуации к др.

Если неудачу в предварительной фазе эксперимента испытуемый приписывает действию неустойчивых факторов, он, скорее всего, возобновит свои усилия при решении новой задачи в тестовой фазе и, весьма вероятно, следствием будет улучшение рез-тов, а не В. б. И наоборот, если неудача относится на счет действия устойчивых факторов, испытуемые, по-видимому, будут демонстрировать снижение рез-тов в тестовой фазе, что свидетельствует о В. б. Однако остается важное различие между беспомощностью, возникающей в рез-те атрибуций к внутренним факторам, и беспомощностью, возникающей из атрибуций к внешним факторам: внутренние атрибуции неудачи в гораздо большей степени снижают самооценку. И именно снижение самооценки, происходящее в процессе индуцирования беспомощности, приводит к наблюдаемым впоследствии дефицитам в решении задач и в эффективности совладающего поведения.

В конечном итоге, Абрамсон, Селигман и Тисдейл разграничили атрибуции неудачи на «глобальные» и «специфические». Глобальная атрибуция подразумевает высоко генерализованное чувство беспомощности, приводящее к тому, что испытуемый будет демонстрировать ухудшение рез-тов в задачах и ситуациях, существенно отличающихся от той, в к-рой был сформирован негативный опыт. По контрасту с этим, специфическая атрибуция неудачи будет приводить к возникновению чувства беспомощности только в задачах сходного типа.

Уортмен и Динцер подвергли критике эту модифицированную модель, отметив, что она «не обеспечивает четкой основы для предсказания того, когда возникают эффекты фасилитации». Кроме того, в двух эксперим. исслед. обнаружились эффекты фасилитации в условиях, в к-рых, согласно этой модели, ожидалось возникновение наиболее сильных дефицитов.

Нек-рые исследователи выдвинули предположение, что физиолог. особенности возбуждения в фазе индуцирования беспомощности могут обеспечить дополнительную теорет. основу, способствуя разрешению противоречий, существующих в литературе по исслед. животных и людей в данной области. Они обнаружили, что испытуемые, подвергавшиеся неконтролируемой с их стороны аверсивной стимуляции, в сравнении с теми, у кого была возможность контролировать такую стимуляцию, демонстрировали более высокий уровень возбуждения, оцениваемый как по физиолог. показателям, так и по данным самоотчетов.

Среди факторов, предположительно вносящих наибольший вклад в формирование В. б., внимание исследователей привлекли две характеристики личности. Одна из них — генерализованные ожидания, связанные с видами на внутренний/внешний контроль подкрепления. Хирото приводит данные о том, что экстерналы демонстрировали большее ухудшение рез-тов в выполнении заданий после индуцирования беспомощности по сравнению с интерналами. Грегори и др. приводят аргументы в пользу того, что интерналов, вследствие сильной потребности контролировать свое окружение, совершенно сбивает с толку обратная связь, свидетельствующая о недостаточности этого контроля, в то время как экстерналы, к-рые не считают, что они оказывают существенное влияние на происходящие события, оказываются более толерантными и демонстрируют большее хладнокровие в отношении обратной связи о неуспешности этого контроля.

Др. характеристикой личности, к-рой было уделено значительное внимание в литературе о В. б., является депрессия, измеряемая с помощью самооценочной шкалы А. Т. Бека. Селигман и его сотрудники выявили, что страдающие хронической депрессией индивидуумы в лабораторных условиях демонстрируют в выполнении заданий значительные дефициты, сопоставимые с обнаруживаемыми у нормальных недепрессивных испытуемых, находящихся во временном состоянии В. б. Из этих и др. наблюдений Селигман сделал вывод о том, что депрессивные пациенты считают или знают по опыту, что они не могут контролировать те элементы своей жизни, к-рые облегчают страдание, приносят удовлетворение или обеспечивают благополучие, — короче, они считают себя беспомощными.

См. также Тревога, Депрессия

У. Сэмюел

.

dic.academic.ru

Выученная беспомощность | Психолог Юрий Ефимов

Выученная беспомощность – состояние, при котором у человека отсутствует мотивация к улучшению своей жизни, хотя объективные возможности для этого он имеет. Жизненную позицию человека, страдающего приобретенной беспомощностью, можно описать одним предложением «Наверное, это возможно для других, но не для меня». При этом данная установка может касаться любой сферы жизнедеятельности человека (карьера, семья, увлечения и т.д.) и всех одновременно.

Феномен выученной беспомощности встречается и у взрослых, однако, для детского возраста это более распространенное расстройство. Выученная беспомощность у детей формируется до 8-10 лет и, как правило, становится результатом жесткого воспитания и тяжелого детства.

Впервые синдром выученной беспомощности был описан, основываясь на результатах практических опытов с животными. Эксперимент исследователя предполагал воздействие на собак электрическими импульсами.

Обстановка, в которой находились собаки во время эксперимента, постоянно менялась, наполняясь все новыми возможностями для избегания животным электрических ударов. Однако собаки не предпринимали никаких попыток, чтобы избежать боли и смирились со своим положением. Это состояние и было названо феноменом выученной беспомощности.

Причины и предпосылки развития выученной беспомощности

Факторы формирования выученной беспомощности у детей и взрослых несколько отличаются. Так, у взрослых развивается беспомощное состояние после столкновения с серией сложных задач и преград, справиться с которыми никак не получается. В данном случае рассматриваются объективные причины расстройства.

Наиболее часто синдрому приобретенной беспомощности подвержены люди, которые ведут образ жизни, в психологии называемый «позиция жертвы». Следование такой позиции становится субъективной предпосылкой развития беспомощности.

Выученная беспомощность в детском возрасте характеризует степень веры ребенка в эффективность его действий. Наиболее частые причины развития выученной беспомощности у детей и подростков:

  • Регулярное переживание тяжелых, не поддающихся контролю ребенка, ситуаций – обиды и оскорбления от родителей, сверстников, серьезные заболевания, смерть любимого животного, потеря близких, развод и т.д.;
  • Наблюдение за людьми, демонстрирующими признаки беспомощности – это могут быть родители, друзья, знакомые и даже сюжеты о жертвах по телевизору;
  • Отсутствие возможности для формирования самостоятельности – родители стараются сделать все за ребенка (убрать игрушки, одеть, обуть, накормить и т.д.), не позволяя ему формироваться как самостоятельной личности;
  • Строгое и жестокое воспитание — научно доказано, что дети с синдромом выученной беспомощности воспитывались в строгости и отсутствии возможности для проявления собственных желаний, умений, фантазий.

Симптомы и признаки выученной беспомощности

Симптоматическая картина приобретенной беспомощности включает следующие личностные характеристики: низкая самооценка, отсутствие веры в свои силы, робость, тревожность, пессимистическое отношение к жизни, эмоциональная нестабильность, равнодушие, скудная фантазия. У людей с таким расстройством проявляются и поведенческие признаки:

  • суетливое поведение, которое не приводит к выходу из ситуации и не соответствует сложившейся проблеме;
  • быстрый отказ от каких-либо действий для изменения ситуации в лучшую сторону;
  • заторможенная реакция на происходящее;
  • приверженность самым банальным и стереотипным видам поведения;
  • развитие агрессивной реакции;
  • изменение целей деятельность при первой же неудаче.

Помощь психолога

Как бороться с выученной беспомощностью? Как преодолеть выученную беспомощность взрослому? Это важные вопросы на пути к формированию самостоятельности и оптимистической жизненной позиции, ответы на которые поможет найти только профессиональный психолог.

Диагностика и лечение выученной беспомощности посредством психокоррекции заключается в поднятии самооценки, формировании установок на успех, проведении поведенческих экспериментов и получении успешного опыта преодоления трудностей.

Цель же психотерапии всегда одна — развитие оптимистической позиции и формирование решительности и целеустремленности.

Остались вопросы?
Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно.
Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Возможна также Skype-консультация.

psychoanalyst.pro

Выученная беспомощность или переживание всемогущества

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность (англ. learned helplessness), она же приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.

В 1964 году Мартин Селигман участвовал в серии экспериментов над собаками в психологической лаборатории Пенсильванского университета. В ходе эксперимента было обнаружено, что собаки, которых били током и которые не имели возможности выбраться, впоследствии не избегали неприятного воздействия током, даже когда внешние условия изменились — клетки больше не были заперты. Это противоречило актуальным на тот момент представлениям о том, что человеку и животным априори свойственно искать позитивные стимулы и избегать негативных.

Селигман предположил, что собаки ожидают удара током после сигнального звука, а прошлый опыт им подсказывает, что негативное влияние среды является неизбежным (множество неудачных попыток выбраться). Тогда он провел собственный эксперимент, в котором часть собак имела возможность предотвратить неприятные события (нажав носом на панель), а другая часть — получали или не получали удар током в зависимости от сообразительности первой группы собак, то есть их собственная реакция ни на что не влияла. Контрольная группа собак воздействию тока вообще не подвергалась.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.

Селигман наблюдал подобное поведение у пациентов с депрессией и решил, что клиническая депрессия связана именно с неумением человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния.

Понятие выученной беспомощности оказало существенное влияние на психотерапевтическую практику в целом и в особенности на бихевиоральную (поведенческую) психотерапию. «Лекарством» от выученной беспомощности, которое разрабатывал сам Мартин Селигман, стало позитивное мышление и «сознательный оптимизм». Не все участники эксперимента (уже когда он проводился с людьми) прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, пытались избавиться от шума. Именно они и заинтересовали Селигмана, который решил понять, чем же они отличаются от остальных.

Крайняя альтернатива выученной беспомощности — переживание всемогущества?

Переживание всемогущества можно считать одним из проявлений магического мышления. Магическое мышление было впервые описано Фрейдом в работе «Тотем и табу», как объяснительный принцип особенностей первобытного сознания, которое сильно опирается на анимизм, язычество и суеверия. Люди верили, что их действия и мысли будут влиять на различные, значимые для них глобальные процессы (урожайность, погоду, наличие или отсутствие войны, боевые успехи).

Отголоски таких представлений сейчас могут проявляться (у неверующих людей) в иррациональной уверенности, что благодетельная жизнь обережет от опасностей, здоровый образ жизни от неизлечимых болезней, старания и честность принесут не только результат, но и удачу в тот момент, когда в этом будет острая необходимость.

Защитные механизмы личности, описанные психоаналитиками и другими исследователями —идеализация, обесценивание, интеллектуализация, морализация, аннулирование и множество прочих — направленные на смягчение переживания неконтролируемой потери, также можно рассматривать как маркер проявляющейся «здесь и сейчас» потребности в переживании всемогущества, то есть в большем контроле над реальностью, чем это имело место в действительности.

Все эти психические уловки (убеждения, которые невозможно проверить или хоть чем-либо опровергнуть, защитные процессы), модифицируя восприятие реальности, оберегают психику от угнетенного эмоционального состояния, депрессии, чувства беспомощности. Они мотивируют делать и надеяться. В этом их несомненная ценность.

Всемогущий контроль в своей наиболее архаичной и ранней форме проявляется у детей — восприятие себя как первопричины всего, что происходит в мире. Позже это может быть верой в то, что всегда можно повлиять на реальность словом или, по крайней мере, действием.

Культурные традиции

Существуют две противопоставленные друг другу культурные традиции. Одна поощряет человека к активности в отношении возможных изменений реальности. Другая — ориентирует на созерцательность, принятие, спокойное проживание тех событий, которые будут происходить.

В первой традиции постоянным фоном начинает жить в сознании вопрос о силе и смелости: если я оказался в неприятной ситуации, не значит ли это, что я слаб, труслив, непредусмотрителен или обладаю низкими способностями? Тогда любая неприятность, помимо себя самой, порождает дополнительное чувство вины за свою несостоятельность.

Во второй традиции спонтанно рождающееся желание противостоять, защищаться, избавиться от негативного воздействия может не одобряться, осуждаться, вплоть до полного непринятия и изгнания человека.

Само словосочетание «выученная беспомощность» было предложено американскими исследователями (в западной культуре на данный момент способность к изменению различных по степени глобальности процессов является безусловной ценностью). Поэтому не вызывает удивления оттенок нежелательности, заложенный в самой словесной формулировке. Если спросить человека с улицы: «есть ли у тебя «выученная беспомощность»? Разумно ожидать, что он ответит что-то в роде: «Надеюсь, нет!».

Но это было бы чрезмерным упрощением считать «выученную беспомощность» исключительно недостатком, который следует скорректировать или не допустить его формирования в процессе воспитания. Если бы это было так, то следовало бы счесть постоянную раздираемость человека своими личными желаниями и их культивирование в себе безусловной добродетелью.

В рамках первой культурной традиции теория выученной беспомощности стала основой для психологической помощи больным депрессией. Во второй — для помощи тем же пациентам разработаны альтернативные психотерапевтические стратегии (например, морита-терапия в Японии, 1921 год), поскольку менталитет и базовые культурные ценности не позволяют опираться на упомянутое учение.

Продолжение. Часть 2

mariadolgopolova.ru

Выученная беспомощность — это… Что такое Выученная беспомощность?


Выученная беспомощность
состояние, возникающее у животных после более или менее длительного неприятного или болевого воздействия, избежать которого не удается. Такая ситуация возникает, когда перед собакой ставят невыполнимую задачу или отрабатывают сразу весь сложный многозвеньевой навык, оцениваемый одновременно по нескольким критериям, что приводит к значительному снижению количества положительного подкрепления или его исключению и возрастанию количества отрицательного подкрепления. Иногда аналогичное состояние возникает, когда дрессировщик очень жестко регламентирует поведение собаки, лишая ее самостоятельности (любая активность только по разрешающей команде, а все альтернативное поведение устраняется при помощи очень сильного отрицательного подкрепления). В таких ситуациях у животного проявляется выраженное торможение двигательной активности, нарушается способность и желание к обучению новым навыкам, появляются попытки избежать занятий и контакта с дрессировщиком, а иногда отмечается пассивно-оборонительное поведение по отношению к новым раздражителям, собакам и людям.

Словарь дрессировщика. В. В. Гриценко.

  • Высшая нервная деятельность
  • Газоразведывательная служба

Смотреть что такое «Выученная беспомощность» в других словарях:

  • Выученная беспомощность — или приобретенная беспомощность состояние человека или животного, в котором они научились вести себя беспомощно, даже при том, что возможность улучшения появляется после исчезновения вредных обстоятельств, в которые человек или животное были… …   Википедия

  • Выученная Беспомощность — (learned helplessness) особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Психологический словарь

  • выученная беспомощность — состояние, возникающее у человека и животных после более или менее длительного аверсивного воздействия, избежать к рого не удается (в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Выученная беспомощность — – неспособность человека действовать в ситуациях, на исход которых, по прежнему опыту, он не способен повлиять. Выученная беспомощность имеет три составляющие: окружающую среду, в которой некоторые важные процессы не поддаются контролю; выученную …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Выученная беспомощность — (learned helplessness) основанное на прошлом опыте представление, что человек не контролирует свои подкрепления …   Общая психология: глоссарий

  • выученная беспомощность (learned helplessness) — Категория. Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Специфика. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Выученная беспомощность (learned helplessness) — В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и… …   Психологическая энциклопедия

  • беспомощность выученная — состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же …   Большая психологическая энциклопедия

  • Депрессия (depression) — Понятие депрессии Д. термин, используемый для описания настроения, симптома и синдромов аффективных расстройств. Что касается настроения, Д. означает преходящее состояние, для к рого характерны чувства грусти, уныния, покинутости, безрадостности …   Психологическая энциклопедия

  • Внутренне- и внешненаправляемое поведение (inner / outer-directed behavior) — Проблема внутреннего контроля поведения, в сравнении с внешним, затрагивает, во первых, обстоятельства, при к рых человек воспринимает собственное поведение как определяемое внешними силами или им самим. Во вторых, она касается вероятности того,… …   Психологическая энциклопедия


dressirovka.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *