Выученная беспомощность селигман – Выученная беспомощность — Википедия

Содержание

Эксперимент выученная беспомощность, влияние на людей.

Выученная беспомощность состояние, при котором, имея возможность покинуть среду с неблагоприятными условиями, индивидуум не проявляет активности, не стремится избежать негативных влияний и остаётся во враждебной среде, смирившись с ней.

Данная форма беспомощности формируется после неудачных безрезультатных попыток как-либо повлиять на негативные факторы или миновать их воздействия.

Выученная беспомощность состояние, при котором, имея возможность покинуть среду с неблагоприятными условиями, индивидуум не проявляет активности, не стремится избежать негативных влияний и остаётся во враждебной среде, смирившись с ней.


У людей состояние провоцируется следующими явлениями:
  • чувство лишение контроля;
  • ощущение утраты свободы;
  • подавленность;
  • депрессивные состояния;
  • отсутствие веры в свои силы;
  • отсутствие веры в то, что ситуация может измениться;
  • ускорение наступления смерти.

Выученная беспомощность в учебе
Внешний локус. Если студент считает, что он потерпел неудачу, потому что учитель ненавидит его или он просто глуп, он обвиняет факторы, которые не находятся под его контролем. Вероятность того, что проявится синдром выученной беспомощности вырастает.

Внутренней локус. Если студент считает, что он потерпел неудачу, потому что недостаточно училась, он обвиняет факторы, которые находятся под его контролем, что гораздо менее вероятно приведет к чувству беспомощности связанной с учебой.

Первые сведения о выученной беспомощности

Первые данные о феномене были зафиксированы в 1964 году американским исследователем в области психологии Мартином Селигманом в ходе серии экспериментальных работ с собаками. Целью исследователя было, основываясь на схеме классического обуславливания И. П. Павлова, создать у животных условный рефлекс страха на звуковые сигналы . Во время опыта находившиеся в запертой клетке собаки сначала слышали звук, а затем получали ощутимый удар электрического тока.

Совершив несколько опытов, исследователи открыли клетки. Предполагалось, что, вновь заслышав предвещающий болезненные ощущения звук, испытуемые разбегутся. Однако свободные в действии животные не пытались покинуть враждебную среду, а, скуля, ложились в ожидание удара. Поведение испытуемых говорило их боязни.

Исходя из результатов эксперимента, Селигман предположил, что подобное поведение собак являлось результатом нескольких неудачных попыток покинуть клетку, когда та ещё была закрыта. Животные привыкли к состоянию беспомощности.

Ещё один эксперимент над собаками

В 1967 году для проверки своей теории Мартин Селигман провёл специальный эксперимент. В качестве испытуемых также были выбраны собаки, а в качестве подкрепления страха – удар напряжением. В опыте принимали участие три группы животных.

  1. Первой группе собак было позволено отключить вызывающую электрический удар систему. Для этого было необходимо коснуться носом специальной панели. Так испытуемые получали контроль над ситуацией.
  2. У животных второй группы не было возможности что-либо изменить, они оказались в полной зависимости от собак первой группы. Находящееся во второй группе испытуемое не получало удара только в том случае, если питание системы отключало животное из первой группы.
  3. К контрольной третьей группе разряд электрического тока не подавался.

После некоторого времени первые две группы получали удары идентичные и по силе, и по продолжительности. Разница была лишь в том, что за время эксперимента животные из второй группы могли удостовериться в своей беспомощности и неспособности влиять на происходящее.

На заключительном этапе исследований все участвующие в опытах животные были помещены в общий ящик. Чтобы избежать негативного влияния собакам требовалось лишь перепрыгнуть легко преодолимую перегородку. Испытуемые из первой и третьей группы без проблем покидали неблагоприятную среду. А животные, ранее находившиеся в состоянии полной беспомощности (вторая группа), метались по ящику, ложились и выдерживали всё мощнее удары .

В ходе работ Мартин Селигман пришёл к выводу, что состояние беспомощности вызывается не самими неприятностями, а привыканием индивидуума к тому, что его активность ничего не меняет и на возникновение негативных факторов невозможно повлиять. Также учёный установил, что с синдромом выученной беспомощности тесно связана клиническая депрессия.

В 1976 году автор экспериментов был премирован Американской психологической ассоциацией.
Подробности исследований Мартина Селигмана были опубликованы в журналах «Journal of Personality and Social Psychology» и «Journal of Experimental Psychology».

Эксперименты на людях

На людях схожий эксперимент был поставлен американским психологом Дональдом Хирото в 1974 году. В ходе работы участники опыта были поделены на 3 группы, которые оказалась в разных условиях, связанных с неприятным звуком.

Первая и вторая группы были помещены в раздельные комнаты с отталкивающим звуком. Первой группе была дана возможность его отключить, а у второй группы такой возможности не было. Третья группа являлась контрольной и воздействие звуком на неё не оказывалось.

Когда все участники эксперимента были переведены в помещение, где любой мог устранить раздражающий звуковой сигнал, представители первой группы немедленно его отключали, а участники из второй группы даже не пытались этого сделать, так как находились в состоянии выученной беспомощности. (Donald S. Hiroto and Martin E. P. Seligman (1975)

Эксперимент в доме престарелых, 1976 год

Изучением того, как ощущение беспомощности воздействует на эмоциональное и физическое здоровье человека занимались психолог Эллен Джейн Лангер и её коллега Джудит Роден. В качестве испытуемых были выбраны клиенты дома Арден-Хауз для пожилых.
В опыте принимали участие две группы пожилых лиц:

  1. Экспериментальную группу составили жильцы четвёртого этажа дома, 47 человек.
  2. Контрольную группу составили жильцы второго этажа дома, 44 человека.

В ходе исследований были созданы 2 типа экспериментальных условий:

  1. Обитатели четвёртого этажа получили инструкцию, согласно которой на них возлагалась дополнительная ответственность за жизнь, за выбор условий содержания, за совершение своих действий. В качестве подарка пенсионеры могли выбрать понравившееся растение (из общего ящика), за которым могли бы ухаживать так, как посчитали бы нужным. Испытуемым также предложили определиться, хотят ли они посмотреть кино и в какой день желали бы это сделать. Инструкция позволяла выбирать и контролировать ситуацию.
  2. Обитатели второго этажа были заверены в том, что о состоянии их комнат позаботится персонал учреждения. Работники дома взяли на себя полную ответственность за то, чтобы сделать условия пребывания пожилых как можно лучше. Согласно инструкции, подопечные могли полностью рассчитывать на помощь персонала. Каждому участнику эксперимента был вручён подарок – цветок. Уход за растением также был поручен медработникам. В общем условия пребывания оставались такими, как и прежде – всё контролировались руководством учреждения.

Через 3 недели жильцы дома получили опросники, выявляющие, насколько испытуемые довольны своей жизнью. Персонал был опрошен об общей активности, коммуникабельности, питании пациентов, об изменениях в их привычках и состоянии здоровья.

Также выяснялось, кто из пожилых выразил желание посмотреть кино и согласился посоревноваться в угадывании количества конфет в банке.


Итоги:
Средние оценки жильцов второго этажа (контрольная группа):
  1. Уровень счастья: -0,12
  2. Изменение состояния пациентов: -2,39
  3. Пассивное наблюдение за персоналом: +4,64

Средние оценки жильцов четвёрного этажа (экспериментальная группа):

  1. Уровень счастья: +0,28
  2. Изменение состояния пациентов: +3,97
  3. Пассивное наблюдение за персоналом: -2,14

Спустя шесть месяцев в доме для пожилых Арден-Хауз был проведён ещё один опрос. Выяснилось, что представители экспериментальной группы по-прежнему чувствуют себя значительно лучше. Общая средняя оценка их состояния оказалась 352,33. Оценка второй группы составила 262,00. Также стало известно, что среди членов экспериментальной группы ниже смертность (15% против 30% у контрольной группы).

Результаты исследований мотивировали администрацию учреждения пересмотреть привычную организацию опеки над престарелыми. Пациентам было дано больше возможности принимать участие в организации своей жизни.

psymost.ru

3 средства от беспомощности

Когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности

Чувство беспомощности

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».

Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь.

Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Когда я писала эту статью, попросила друзей на фейсбуке поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Мне рассказали:

— про неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,

— про мужа, который мог встретить вечером с дорогими подарками, а мог с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом — почти такая же история про жену),

— про начальника-самодура, который каждый месяц раздавал штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.

Со стороны кажется, что выход есть. Перепиши резюме! Подай на развод! Пожалуйся на начальника! Сделай вот это и еще вон то! Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.

«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались». 

Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.

Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу — и находили. 

Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации. 

Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами.

Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд. 

Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.

В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах. 

Селигман предложил схему рефрейминга: переосмысления опыта и перестройку восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:

A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения рефреймингу будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C —Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.

E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?

Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни. 
 

P.S. Техника безопасности

Я рада, если сейчас вы дочитываете статью, а внутри уже рождается желание действовать. Пожалуйста, проявите бережность к себе в дальнейших действиях. Важно помнить, что нет единственного решения, которое безусловно подойдет каждому. Человек и его жизненная ситуация сложнее, чем самая продуманная и детальная схема. Иногда самостоятельная работа дает желаемый результат. А иногда нужно заручиться внешней поддержкой и/или обратиться за помощью к специалисту. Особенно стоит обратиться за профессиональной помощью, если:

Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.

  • вы испытываете тяжелые переживания и по шкале от 1 до 10 оцениваете их на 7 или выше;
  • вы находитесь в депрессивном состоянии, все валится из рук;
  • вы начали самостоятельную работу, но в процессе ощущаете себя хуже;
  • ощущение беспомощности усиливается, а негативные представления о себе укрепляются.

Пожалуйста, доверяйте своим ощущениям и позаботьтесь о себе и своем состоянии. Я верю в то, что в трудных обстоятельств мы встречаемся еще и с собственной силой. Выбор прочитать эту статью и попробовать описанные в ней способы уже значит, что внутри есть вера в перемены и возможность движения туда, где лучше. У собак Селигмана не было выбора. У нас он есть. Давайте выбирать волю. 

Елизавета Мусатова, специально для econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Теория выученной беспомощности

Была разработана в 1960-х и 1970-х годов американским психологом Мартином Э. П. Селигманом, в ходе эксперимента на собаках.

Поведение человека всегда были интригующей темой исследований. Несмотря на все исследования о человеческом разуме, мы вряд ли сможем выяснить, что заставляет нас вести себя так, как мы ведём. Однако людям наверняка удалось пролить некоторый свет, как минимум, на несколько важные области.

Обратите внимание на эти выражения: «Я бы все равно не смог. Зачем беспокоиться?» или «Противостояние и бунтарство бесполезно! Меня ругали всегда». Если вы услышали, что кто-то произносит эти слова то они, безусловно, демонстрируют признаки выученной беспомощности. Давайте попробуем разобраться, что это понятие означает на самом деле.

Что такое выученная беспомощность?

Простыми словами, это поведенческая черта, когда индивидуум (или организм) принимает свою боль, физическое/психологическое насилие, преследование или любую другую проблему как неизбежность и неконтролируемое обстоятельство, даже если этого можно избежать.

Теория выученной беспомощности, применяемая к людям, подразумевает, что психологические заболевания, такие как депрессия, могут возникать из-за предполагаемого отсутствия контроля над вытекающими последствиями из ситуации в будущем. Таким образом, это цикл, когда человек переживает нежелательные или отвратительные события, развивается «воспринимаемое» отсутствие контроля над такими событиями, а затем приводит к твердому убеждению в беспомощности в отношении таких событий. Обученная беспомощность характеризуется фобиями, депрессиями, негативными эмоциями, такими как печаль, тревога, разочарование, низкая самооценка и отсутствие мотивации.

Примеры выученной беспомощности

В психологии

Теория беспомощности относит ее к нескольким поведенческим причинам, как клиническая депрессия, одиночество, злоупотребление наркотиками, дискриминация, старение, алкоголизм и другие. Человек, который социально застенчивый и все время страдает от сомнения в себе, начинает чувствовать, что не может контролировать результаты в той или иной ситуации. Это может полностью препятствовать любым социальным взаимодействиям вообще, из-за его ложного восприятия.

Аналогичным образом, беспомощность частично является причиной таких проблем, как трудности, с которыми столкнулся человек в вышеизложенной зависимости или стрессовые отношения между супругами, где разлука рассматривается как невозможный исход, воспринимаемый как выход из-под контроля, позволяя накапливаться стрессу.

В классе

Страх или отсутствие усилий по повышению эффективности в том или ином предмете, например, математика, это тоже пример выученной беспомощности. Некоторые студенты на занятиях всегда сидят тихо и застенчиво. Они никогда не будут добровольно говорить или отвечать на вопрос. Это больше о том, успешны они или неудачны в классных тестах, или заданиях были до сих пор, а не об их способностях в качестве студентов в целом. Как только они потерпели неудачу в конкретной теме, они считают, что это ситуация, которая выйдет из-под их контроля после этого. Эта беспомощность усиливается одним или двумя экземплярами, поддерживающими их модель мышления. Если ребенка, который обычно не отвечает на вопросы в классе, заставляют говорить о чем-то, то обычно его класс своим поведением сам подтверждает беспомощность ребенка. Исследования доказали, что дети воспринимают неудачу по-разному; некоторые видят в ней недостаток усилий, в отличие от других.

У собак

Эксперимент, который провел Селигман, был изначально о классической обусловленности у собак. Однако он попробовал вариацию в эксперименте. Вот как сам Селигман описывает схему этого эксперимента: «…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат.

Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.»

Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.

С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа. После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.

Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.

Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Политическое соучастие

Граждане принимают участие в функционировании политической системы страны путем голосования. Люди выбирают своих представителей или лидеров в ожидании удовлетворения своих потребностей. После проведения голосования в течение значительного периода времени, если они узнают, что обещания не были выполнены, или не был достигнут прогресс по важнейшим вопросам, они, как правило, расстраиваются за свой голос (узнают о беспомощности). Их отношение и настрой «Так ли это важно?» начинает вкрадываться в их сознание.

Насилие в семье

Нередко женщины терпимо относятся к насилию в семье. Это может быть в форме физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия и т. д. Когда женщины, как правило, принимают данную ситуацию без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни, они поддались выученной беспомощности. И, возможно, они используют его в качестве защитного механизма.

Жестокое обращение с детьми

Ребенка часто избивают дома в качестве наказания за каждую ошибку, что он делает. Ребенок может сначала попробовать противостоять родителям, кричать и плакать, или даже бить их в ответ. Однако если он получит интенсивнее удар на протест, это постепенно притупит его стремление к сопротивлению. Ребенок будет не знать, что он может изменить сценарий, и он не будет бороться или попытаться избежать сценария. Это повысить его шансы к жестокому обращению, что может стать привычным отношением.


Записаться на консультацию Вы можете с помощью формы обратной связи.

pendelson.ru

На поводу у выученной беспомощности Селигмана


Когда жизнь загоняет нас в угол, решение, казалось бы, на поверхности: достойно ответь хаму, уволься с ненавистной работы, подай на развод, начни новую жизнь, черт подери! Но …

Нередко люди демонстрируют удивительную пассивность: «А что это изменит?», «Я не смогу…», «Не с моим счастьем,,,», «Надо потерпеть», — говорят они в ситуации, которую вполне реально разрулить буквально за несколько дней.

Хотя нет, ничего удивительного в такой инертности нет. Психологи называют ее феноменом выученной беспомощности. Это ситуация, когда человек настолько не верит в себя, что заранее сомневается в возможности любых перемен к лучшему. И этот феномен, к сожалению, достаточно легко воспитывается.

Но есть и плюсы: избавиться от выученной беспомощности тоже не так сложно, как кажется. И начать стоит с того, чтобы назвать «врага» по имени…

Что такое выученная беспомощность

«Выученная беспомощность — это приобретенное нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации» — такое заковыристое определение дают феномену психологи. За сложными словами скрывается простой механизм.

Впервые его выявил американский исследователь Мартин Селигман. В середине ХХ века он занимался дрессировкой собак, пытаясь выработать у них определенные условные рефлексы. В частности, рефлекс страха и бегства при звуке сигнала. Алгоритм Селигман выбрал достаточно живодерский: помещал псов в вольер с полом, к которому был подведен электрический ток, и вместе с сигналом включал рубильник. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их сажали на поводок.

 По предположению Селигмана, как только подопытных, уже обученных связке «сигнал — удар током», переведут в открытый вольер и оставят без ошейников, они кинутся наутек, едва услышав знакомый пугающий звук. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Однако это логическое построение потерпело крах: в новой клетке, выход из которой был свободен, четырехлапые узники просто сидели и скулили от ужаса — и ни один не попытался спастись бегством.

Данный факт поразил Селигмана настолько, что он оставил свои жестокие эксперименты и крепко задумался. А несколько месяцев представил научной общественности результат размышлений: «Долгое время я не давал собакам шанса вырваться на свободу и избавиться от боли. В конечном итоге это привело к тому, что они разуверились в своей способности что-либо изменить. У них выработалось сильнейшее чувство беспомощности».

Как правило, беспомощность — следствие тотального контроля и бесконечных личных неудач, поэтому наиболее распространена она в авторитарных обществах.

Причины выученной беспомощности Селигмана

В 1976-м за это открытие Селигман получил премию Американской психологической ассоциации. А его коллеги принялись изучать «вынужденную беспомощность» и в применении к людям. Целый ряд исследований доказал, что если человек систематически:
  • испытывает поражение, несмотря на все усилия;
  • переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
  • оказывается в состоянии хаоса, где установленные правила постоянно меняются, и перестает понимать, какой из поступков может привести к поощрению, а какой к наказанию, — у него атрофируется воля и желание что-либо делать вообще. Наступает апатия. Человек «сдается».
Звучит непонятно? Психологи перечисляют несколько распространенный ситуаций, провоцирующих развитие вынужденной беспомощности. Например, это может быть ребенок, которого контролируют излишне заботливые родители. «Мама всегда права», «Уроки сделал? А вот тот пример с последней страницы? Я так и знала, что забудешь!». Что бы малыш ни сделал, это не принимается в качестве самостоятельного решения: родители все равно будут контролировать и упрекать за ошибки.

Или другой вариант: взрослый человек, работающий в фирме с начальником-самодуром — каждую неделю тот раздает штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям. Например, сегодня это может быть штраф за «слишком яркую одежду», завтра — за серый свитер, который якобы «нагоняет на всех тоску». Если поначалу такая ситуация кажется абсурдной и даже смешной, то день за днем ее влияние нарастает: сотрудник начинает бояться сделать что-то новое, привыкает к мысли, что он не в состоянии что-либо контролировать.

Как преодолеть, или выбор есть

Относиться к выученной беспомощности свысока, как к блажи или чьему-то «неумению построить свою жизнь», — все равно что игнорировать, например, чужие панические атаки, фобии или иное заболевание. Это достаточно серьезное психологическое расстройство. Которое, к счастью, все-таки можно победить. Психологи рекомендуют бороться с этим в три этапа.
1. Делайте хоть что-то, что от вас зависит.
В вашей жизни должны появиться события, которые вы могли бы описать так: «Я сделал это, потому что Я этого хотел». Это возвращает веру в то, что вы можете контролировать происходящее вокруг вас.
2. Уходите от беспомощности маленькими шажками.
Помните детскую игру «соедини точки»? Здесь тот же механизм: выискивайте в прошлом, настоящем и будущем те «точки», в которых ваши действия влияют на успех. Наведите порядок в кухонном шкафчике. Сделайте телефонный звонок, который давно откладывали. Покрасьте стену в комнате в тот цвет, о котором мечтали. Эти маленькие «шажки» способны многое изменить: там, где раньше была история о беспомощности, обнаружится другая — о вашей ценности, значимости ваших действий. Концентрируйте внимание на каждом успехе: где внимание — там и энергия.
3. Помните, что это только у собак Селигмана не было выбора.
У людей он есть всегда.

Друзья, надеюсь данная статья была для вас интересной и познавательной, а еще лучше — хоть чуточку полезной. Если это действительно так, то вы можете отблагодарить автора тем, что поделитесь ссылкой на нее в своих страничках соцсетей. За что я заранее благодарю!

ЧТОБЫ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

vkus-uspexa.ru

Выученная беспомощность — Xren.su

«Что не убивает меня, то делает меня сильнее» — этот афоризм Ницше сегодня охотно цитируют к месту и не к месту. Особенно его любят те, кто пишут о саморазвитии, достижении успеха и выходе из пресловутой «зоны комфорта».

На первый взгляд может показаться, что Ницше прав. Ведь человек, прошедший через горнила испытаний, наверняка научится лучше «держать удар» и будет стойко переносить любые трудности. Так?

Нет, не так. В мире полно мужчин и женщин, которым по воле судьбы пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Но от этого они почему-то не превратились в сверхлюдей. Наоборот: многие из них после всего пережитого стали слабыми и пассивными, словно неприятности раздавили их раз и навсегда.

Почему так происходит, и в чем ошибся немецкий философ? Давайте разберемся.

Эксперименты Селигмана

В 1964 году психолог Мартин Селигман провел серию опытов на собаках. В отличие от доброго дедушки Павлова, Селигман изучал не положительные, а отрицательные подкрепления. Он помещал собак в специальные клетки, где после определенного звукового сигнала они получали удар током.

Естественно, что вскоре собаки начали панически бояться этого звука. Чтобы убедиться в закреплении нового рефлекса, Селигман открыл дверцы нараспашку и снова включил сигнал. Ученый ожидал, что животные со всех ног выскочат из клетки, но этого почему-то не произошло. Едва услышав знакомый сигнал, собаки просто ложились на пол и начинали скулить.

Результат противоречил тогдашним представлениям бихевиористов, поэтому Селигман выдвинул необычную гипотезу. Он предположил, что собаки впадали в ступор не от страха, а из-за того, что во время эксперимента привыкли к беспомощности.

Чтобы проверить эту версию, ученый в 1967 году поставил новый эксперимент. На это раз он разделил собак на три группы:

— 1-я группа получала удары током, однако в любой момент могла это прекратить.
— 2-я группа не могла этого сделать.
— 3-я группа была контрольной и ударов током не получала.

Через какое-то время всех подопытных животных пересадили в другие клетки. Перегородка в новых клетках была низкой, а потому любая собака могла без труда ее перепрыгнуть. И когда животные из первой и третьей группы получили удар током, они, как предполагалось, просто убежали.

Но собаки из второй группы повели себя иначе. Вместо того чтобы убежать, они сначала метались по клетке, а потом все так же ложились на пол и скулили. И даже когда ученые увеличили силу разрядов, они не сделали ничего, чтобы спастись.

Во время первой части эксперимента эти собаки привыкли к тому, что от них ничего не зависит. И привыкнув, они уже не пытались изменить ситуацию даже тогда, когда такая возможность у них появилась.

Открытый Селигманом эффект стали называть «выученной беспомощностью».

Выученная беспомощность у людей

Собак, конечно же, жалко. Но как выяснилось позднее, «собаками Селигмана» запросто могут стать и люди.

Однажды ученые решили проверить, образуется ли выученная беспомощность у людей, и поставили небольшой эксперимент над студентами. Током их, правда, не били, а разделили на две группы и усадили решать задачи. При этом первой группе ученые давали нормальные задачи, а второй — задачи, которые не имели решения.

В самом конце эксперимента обеим группам дали решить совсем уж элементарную задачу. Первая группа, естественно, справилась с ней легко. А вот во второй группе, где уже все привыкли, что задачи не решаются, с задачей почти никто не справился.

Но выученная беспомощность встречается не только в лабораториях — люди постоянно сталкиваются с ней и в повседневной жизни. Вот несколько типичных ситуаций:

Пример №1

Сотрудникам фирмы ХХХ не повезло. В торговый отдел назначили нового начальника, который оказался редкостным самодуром. Он страдал резкими перепадами настроения, а потому ежедневно штрафовал подчиненных за малейшую провинность. Впрочем, некоторые получали нагоняй или штраф просто так: им достаточно было попасть новому начальнику под горячую руку.

Вскоре сотрудники перестали проявлять инициативу, а производительность их труда упала ниже плинтуса. И это понятно: зачем стараться и что-то делать, если ты в любом случае окажешься виноватым? Начальник от этого стал беситься еще сильнее, однако в сложившейся ситуации был виноват только он сам.

Но интересно тут другое: почему-то лишь немногие сотрудники написали заявление об уходе или попытались пожаловаться вышестоящему руководству. Остальных судя по всему такая ситуация в отделе вполне устраивала.

Пример №2

Светлане тоже не повезло. Ее муж оказался очень закомплексованным, а потому очень мнительным и ревнивым человеком. За пять лет совместной жизни он научился устраивать своей жене истерики, когда она:

— Задерживалась на работе хотя бы на 10 минут;
— Одевалась слишком красиво;
— Не хотела общаться с его друзьями;
— Общалась со своими друзьями;
— Слушала не ту музыку;
и. т. д.

Брак стремительно разваливался. Что бы Светлана ни делала, все могло в любой момент закончиться скандалом. Естественно, что ей уже не хотелось тратить время ни на дом, ни на семью.

Будем надеяться, что Светлана рано или поздно подаст на развод. Однако часто женщины почему-то пытаются сохранить подобный брак и с годами превращаются в бледную тень от себя прежних.

Пример №3

Не повезло и Олегу, хотя он и окончил университет с красным дипломом. Сперва Олегу казалось, что перед ним открыты все дороги. Однако вскоре выяснилось, что в его провинциальном городе молодой специалист не может найти работу.

Одни предприятия брали только людей с опытом. А на других — требовали владение новыми технологиями, с которыми Олег не был знаком, поскольку университетская программа отставала от современных реалий.

После восьми неудачных собеседований Олег сдался. Он устроился продавцом в магазин бытовой техники, где и трудится уже двенадцать лет. Новых попыток найти работу по специальности он уже не делал.

Пример №4

А вот Федору повезло. Он хорошо знает, что такое выученная беспомощность и как правильно ей пользоваться. Федор получил диплом психолога, закончил в США тренерские курсы и сегодня проводит в России пятидневные тренинги по «личностному росту».

Его занятия проходят по одному и тому же сценарию. В первые дни тренинга Федор старательно оскорбляет и унижает всех пришедших, пока те в полной мере не ощутят свою беспомощность и никчемность.

Ближе к концу курсов он начинает хвалить учеников за их «успехи». От этой похвалы ученики впадают в продолжительный экстаз. Они начинают боготворить Федора и с радостью отдают деньги за все новые и новые тренинги.

Подобных примеров можно привести еще много. Выученная беспомощность также встречается:

— У ребенка, который воспитывался деспотичными и непредсказуемыми родителями.
— У начинающего бизнесмена, который несколько раз подряд потерпел неудачу.
— У людей, неоднократно отвергнутых противоположенным полом.
— У членов религиозных организаций, в которых грехом объявлено то, чему противостоять невозможно или что в современном обществе является нормальным.
— У жителей тоталитарного государства, где люди определенных национальностей, социальных групп или классов автоматически становятся врагами или существами второго сорта.

Проблема выученной беспомощности еще и в том, что она способна постепенно просачиваться во все сферы человеческой жизни. Тот, кто чувствует беспомощность на работе, может со временем стать беспомощным и в личных отношениях. Или наоборот.

Кто виноват?

Выученная беспомощность возникает из-за сбоя в системе «стимул-реакция». В какой-то степени она противоположена «голубиному суеверию», о котором мы уже писали. Но если у голубей Скиннера появлялась иллюзия контроля над ситуацией, то беспомощность у собак Селигмана как раз и была вызвана отсутствием этого контроля. Рефлексы словно говорили им: «Ты все равно ничего не изменишь. Так что не дергайся, не трать напрасно энергию».

У человека выученная беспомощность обычно возникает в следующих ситуациях:

Череда неудач

Как бы нам ни хотелось верить в обратное, но случайность в нашей жизни играет весьма заметную роль. А это значит, что каждый человек может вновь и вновь терпеть поражение, независимо от того, какие усилия он прикладывает. И если одни способны стиснуть зубы и дождаться «белой полосы», то у других после нескольких провалов навсегда пропадает желание что-либо делать.

Форс-мажоры

Есть ситуации, в которых мы действительно ни на что не влияем. К ним относятся стихийные бедствия, неожиданное горе в семье, несчастные случаи, сложная политическая или экономическая обстановка в стране и многое другое. Попав в такие ситуации, люди чувствуют себя щепкой в бушующем океане, что не так уж далеко от истины. Это ощущение беспомощности может затянуться и со временем перерасти в привычку.

Игра без правил

Иногда нам приходится сталкиваться с хаосом в облике общества или отдельных людей. И в этом случае наши поступки приводят совсем не к тем результатам, которые мы ожидаем.

У игры без правил, в свою очередь, есть несколько вариантов:

— Отсутствие последствий. Пример: руководство предприятия, которое игнорирует все инициативы исходящие от сотрудников.

— Одни и те же последствия. Пример: сотрудники получают от начальства нагоняй, независимо от качества работы (как в нашем случае с начальником-самодуром).

— Непредсказуемые последствия. Пример: сотрудник может получить штраф после качественной работы и премию после откровенного безделья.

Люди, которым приходится регулярно играть в игры без правил, со временем становятся пассивными и опускают руки.

Как справиться с выученной беспомощностью?

Сразу оговорюсь: я не психиатр, не психолог и даже не бизнес-коуч. Все написанное ниже рассчитано на тех, кто предпочитает решать свои проблемы самостоятельно и способен это сделать. Если же нет уверенности в своих силах, то стоит обратиться к соответствующему специалисту.

Итак, что делать тем, кто «диагностировал» у себя выученную беспомощность?

Найти то, что еще можно контролировать

На вопрос «Что делать?» главный ответ будет таким: делать хоть что-нибудь. Делать все, что поможет сохранить хоть какой-то контроль над ситуацией и не превратится в покорное и забитое существо. Этот совет дал психиатр Бруно Беттельгейм, который в свое время прошел фашистские концлагеря Дахау и Бухенвальд.

Бруно Беттельгейм (1903-1990)

В жизни бывает всякое. Иногда люди полностью теряют власть над своей судьбой и вынуждены бесконечно играть в чужие игры без правил. Чтобы в таких условиях сохранить человеческое достоинство, нужно совершать поступки, которые требуют активных действий и осознанного выбора.

Можно почистить зубы? Чистим зубы. Можно почитать газету? Читаем газету. Можно полить цветы? Идем и поливаем эти чертовы цветы. Делаем все что угодно, лишь бы покорно не дожидаться очередного удара током.

Вернуться к конструктивному мышлению

Да, судьба к нам несправедлива. Да, это мы сами во всем виноваты. Да, это все из-за начальника, коллег, родственников, Путина и лично Господа Бога. Делать-то что?

Если мы снова и снова терпим неудачу, то для начала стоит успокоиться, а потом трезво проанализировать ситуацию.

Почему так происходит? В чем причина нашей проблемы? А можно ли устранить эту причину? А можно ли решить проблему в обход или в несколько ходов? А какие факторы могут повысить шансы на успех?

Эмоции — плохие советчики. Разум — вот лучший друг человека.

Добиваться успеха маленькими шагами

Выученная беспомощность напрочь разрушает нашу систему мотивации: мы теряем волю к победе и всякое желание действовать.

В этом случае можно ставить перед собой небольшие задачи, которые мы наверняка сумеем успешно решить. Годится любая мелочь, с которой можно благополучно справиться. Тут важно не получить конкретный результат, а снова ощутить вкус удачи, избавиться от чувства беспомощности и восстановить поврежденный механизм мотивации.

Некоторые люди для этой цели заводят специальные «дневники успеха», куда записывают все свои достижения за день. По их словам, это помогает черпать вдохновение в те минуты, когда опускаются руки.

Коллекционировать и ожидать неудачи

Это техника для продвинутых и отчаянных. Ее суть в том, чтобы сместить фокус внимания с успехов на неудачи. Если впереди нас заведомо ждет бесконечная череда поражений, то стоит сосредоточиться именно на них, а не на ожидании побед, которых будет мало.

Техникой активно пользуются представители самой нервной профессии в капиталистических странах — агенты по продажам. Им приходится ежедневно выслушивать от собеседников отказы, причем часто в очень грубой форме.

Чтобы преодолеть страх перед отказами (и посылами), агенты расчерчивают поле из 1000 квадратиков и после каждой неудачи закрашивают один квадрат. Их конечная цель — полностью закрасить все квадраты. К этому моменту нервы агентов превращаются в стальной трос.

Это технику можно легко приспособить и для своих целей. Работает она просто: мы не ждем успеха, а потому у нас не возникает чувства, что мы не контролируем ситуацию.

Как видим, с выученной беспомощностью справиться все-таки можно. Остается только пожелать читателям никогда не попадать в ситуации, в которых эти советы смогут пригодиться.

xren.su

10. Теория выученной беспомощности м. Селигмана.

Мартин Сегма в 1964 году учавствовал в серии экспериментов над собаками по схеме классического условного рефлекса И.П.Павлова. Идея эксперимента в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполгалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук так же, как раньше они реагировали на электрошок, т.е. будут вскакивать из ящика и убегать. Но собаки этого не делали, а ложились на пол и скулили. Селигман предположил, что причина может состоять в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избезжать электрошока – и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.

Доналд Хирото в 1971 г. Проверил на людях. Люди имели возможность выключить неприятный звук или были лишены ее и контроля. Выяснилось, что те, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук – просто сидели и ждали, когда все кончится. У людей существует уже установленный на животныз механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Но треть испытуемых не удалось сделать беспомощными.

Теория оптимизма. Именно приобретенный в успешной борьбе с реальностью оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее – снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у пессимистичных персон, более склонных к формированию выученной беспомощности. По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в способе атрибуции – особом стиле объяснения причин неудачи (случайное стечение обстоятельств) и успехов (моя заслуга). Именно через такой стиль атрибуции (приписывания) просеивается опыт беспомощности. В случпе оптимистичной атрибуции, значение этого опыта преуменьшается, а в стучае пессимизма – преувеличивается.

Беспомощность – состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятвя на другие ситуации, то налицо выученная беспомощность.

Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых – точно так же, как и наказание – приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе.

Беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Помешать обучению контролю над внешним миром в младенчестве может: 1. Полное отсутствие последствий (депривация), 2. Однообразие последствий, 3. Отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями-асинхронность.

2. Однообразие последствий. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее или плохое) поведение получает совершенно одинаковые (безразлично, приятные или неприятные) последствия, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.

Еще одна форма беспомощности, возникающей по причине однообразия последствий: ребенок или взрослый, который, совершая разные – хорошие и плохие, добрые или злые действия, знает, что все равно его родители или его статус защитят его от неприятностей, оказывается беспомощным в такой же степени, как и тот, кто наталкивается на массовую критику, что бы он ни делал.

3.Асинхронность. Между действиями и последствиями проходит так много времени, что невозможно связать реакции окружения с теми или иными собственными действиями.

Профилактика выученной беспомощности в том, чтобы обеспечить и показать возможность контроля над внешней средой, предоставлять синхронную и разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные его действия.

1.Последствия должны быть. Варианты, самому найти нужные ему последствия, человек сам создает последствия.

2.Последствия должны быть разнообразными. Разное поведение – разный ответ, уравновесить баланс хороших и плохих действий балансом хороших и плохих последствий.

3.Промежуток времени между поведением и последствиями должен быть минимальным. Реагируйте тотчас же и разнообразно.

4.Случайные реакции лучше постоянных. Несисиематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные.

studfiles.net

Выученная беспомощность ≪ Scisne?

Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти[1]. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Предпосылки


В 1964 году Мартин Селигман участвовал в серии экспериментов над собаками в психологической лаборатории Пенсильванского университета[2]

Эксперименты ставились по схеме классического обусловливания И. П. Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук. После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было несложно. Результат никак не согласовался с господствующим в то время в психологии бихевиоризмом.

Наблюдая неожиданные результаты эксперимента, Мартин Селигман предположил, что возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — по их поведению было очевидно, что они ожидают удара — а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности».

Эксперименты


Селигман решил самостоятельно проверить свое предположение[3] и в 1967 году вновь использовал схему Павлова для экспериментального изучения природы беспомощности. Вместе с коллегой Стивеном Майером он разработал похожую схему эксперимента с ударом током, но уже с участием трех групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. Третья группа собак (контрольная) шока вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами[2].

В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.

Продолжение исследований

Контроль и его влияние на здоровье престарелых


Изучение беспомощности, контроля и их влияния на психику человека продолжили в 1976 году психологи Эллен Джейн Лангер (англ.)русск. и Джудит Роден (англ.)русск.[4], проведя ставшее впоследствии знаменитым[5][6] исследование в доме престарелых Арден-Хауз в штате Коннектикут.

Для проведения исследования Лангер и Родин случайно выбрали два этажа дома престарелых, обитатели которых стали участниками эксперимента. Таким образом в экспериментальную группу вошло 8 мужчин и 39 женщин (четвертый этаж), в контрольную — 9 мужчин и 35 женщин (второй этаж), всего 91 человек.

Ход эксперимента


Экспериментаторы договорились с администрацией заведения о двух типах экспериментальных условий. Вкратце их можно описать так: жителям четвертого этажа предоставлялась увеличенная ответственность за себя и свой образ жизни, жителям второго этажа оставляли возможность вести обычный для пациентов дома образ жизни, в окружении внимания и заботы персонала.

Жителям второго этажа на первом собрании дали стандартную инструкцию:

Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению) теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Жителям четвертого этажа было сказано следующее:
Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хотел бы воспользоваться нашей встречей, чтобы вручить каждому из вас подарок от Арден-хауза. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм.

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Таким образом группе четвертого этажа (экспериментальной) была предоставлена возможность делать выбор и контролировать ситуацию по различным жизненным вопросам. Обитателям же второго этажа (контрольной группе) было сказано как будто то же самое, однако из сообщения было понятно, что большинство решений, касающихся их жизни будут принимать не они, а руководство. Эксперимент длился 3 недели, в течение которых администрация и персонал четко придерживались заявленной политики на обоих этажах. По истечении трех недель среди пациентов были проведены опросы, измеряющие удовлетворенность собственной жизнью, кроме того медперсонал получил опросники по активности, общительности, общему тонусу, питанию и привычкам пациентов. Также замерялось, сколько испытуемых из каждой группы решили посмотреть фильм, и сколько из них решили поучаствовать в несложном соревновании (угадать количество конфет в большой банке).

Результаты


Различия между двумя группами оказались экспериментально значимыми. Так, средний уровень счастья отрицательного значения −0,12 у «группы второго этажа» противопоставлялся средней оценке +0,28 у «группы четвертого этажа» (по личным сообщениям пациентов). Улучшение состояния пациентов по оценкам медсестер у экспериментальной группы показало +3,97 против −2,39 у контрольной. Значительно различалось также время, потраченное на общение с другими пациентами, беседы с персоналом, а также пассивное наблюдение за персоналом (последний критерий показал −2,14 у экспериментальной группы против +4,64 у контрольной).

Оценки фактического поведения жильцов также подтвердили предположение о позитивном воздействии контроля и возможности влиять на свою жизнь. Большее число участников экспериментальной группы посмотрели кинофильм и поучаствовали в игре на отгадывание (10 против одного). Сделанный исследователями вывод гласил, что некоторые негативные явления, сопутствующие старению (потеря памяти, снижение тонуса), вероятно, связаны с утратой возможности контролировать собственную жизнь, а значит, их можно предотвратить, вернув пожилым людям право принимать решения и чувствовать свою компетентность.

Продолжение наблюдений


Через полгода после исследования Лангер и Родин вернулись в Арден-Хауз, чтобы произвести еще один замер и выяснить, продолжается ли экспериментальное действие[7]. Оценки медсестер показали, что испытуемые из группы с увеличенной ответственностью продолжают находиться в лучшем состоянии: общая средняя оценка для них составляла 352,33 против 262,00 у контрольной. также были отмечены небольшие улучшения здоровья у экспериментальной группы и ухудшения у контрольной. И наконец, за интервал времени, прошедшего с момента первого исследования, 30 % участников контрольной группы умерло, тогда как из числа участников экспериментальной ушло из жизни 15 %. На основании полученных результатов администрация Арден-Хауза приняла решения и дальше поощрять стремление пациентов к контролю за собственной жизнью.

Последующие исследования престарелых другими психологами позволили также предположить, что в жестких условиях невозможности выбирать, пожилые пациенты могут проявлять саморазрушительное поведение (отказываться от еды и лекарств), так как это единственное, что они еще могут выбирать[8].

Влияние контроля на тревожность


В других экспериментах было выявлено влияние контроля (и его отсутствия) и на другие аспекты психического состояния человека. К примеру, переполненный лифт субъективно воспринимается как более свободный и вызывает меньшую тревогу у тех пассажиров, которые стоят ближе к контрольной панели[9]. В другом исследовании две группы испытуемых должны были решать задачи при сильном шуме. Одна из них никак не могла влиять на шум, другой же было сказано, что они смогут отключить звук в любой момент, но их просят не выключать, если они еще могут терпеть его. Вторая группа справилась с заданиями значительно успешнее.[6]

Примечания


1. Селигман, Мартин. Helplessness: On Depression, Development, and Death. — San Francisco: W. H. Freeman, 1975. — ISBN 0-7167-2328-X

2. Перейти к: 1 2 J. B. Overmier, M. E. P. Seligman (1967). «Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding». Journal of comparative and Physiological Psychology (63).

3. S. F. Maier, M. E. P. Seligman (1967). «Failure to escape traumatic shock». Journal of Experimental Psychology.

4. Langer E. J. (англ.)русск. & Rodin J. (англ.)русск. (1976). «The effects of choice and enhanced social responsibility for the aged: A field experiment in an institutional setting». Journal of Personality and Social Psychology: 191-198.

5. Майерс, Дэвид. Социальная психология. — 7. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — С. 70-71. — ISBN 0-07-112143-9

6. Перейти к: 1 2 Хок, Роджер Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. — 4. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. — С. 244-257. — ISBN 0-13-032263-6

7. Rodin J. (англ.)русск., Эллен Джейн Лангер (англ.)русск. (1977). «Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged». Journal of Personality and Social Psychology (35): 897-902.

8. Conwell, Y., Pearson, J., Derenzo, E. (1996). «Indirect self-destructive behavior among elderly patients in nursing homes». American Journal of Geriatric Psychiatry (4(2)): 152-163.

9. Rodin J. (англ.)русск., Solomon S., Metcalf, J. (1979). «Role of control in mediating perceptions of density». Journal of Personal and Social Psychology (36): 988-999.

По материалам ru.wikipedia.org

scisne.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *