Взаимоотношения в классе: Взаимоотношения в классе. Диагностика и коррекция.

Содержание

Взаимоотношения в классе. Диагностика и коррекция.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №128»

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения в классе.

Диагностика и коррекция

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель начальных классов

Борисова Алина Александровна

 

 

 

 

 

 

Г. Нижний Новгород, 2021 г.

 

Взаимоотношения в классе.

 

Взаимоотношения детей на протяжении учебы в школе развиваются и совершенствуются. Придя в первый класс, ребенок во многом оценивается учителем. Похвала или порицание педагога и его оценка принимается детьми как главная характеристика личностных качеств одноклассника.

На следующих этапах обучения изменяются взаимоотношения в коллективе. Контакты с одноклассниками становятся более тесными. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами.

Взрослея, ребенок во взаимоотношениях с одноклассниками переходит на другую ступень, где у каждого ученика есть определенные взгляды, свои интересы и возможность высказывать свое мнение.

Многие дети общаются друг с другом, но есть и исключения. Бывают такие ситуации, что некоторых детей в классе считают изгоями, доходит дело даже издевательств. В силу своего характера, они уступают, приспосабливаются к тому, что им не нравится, закрывают глаза на хамство, потому что им не хочется поднимать лишнего шума.

Но взаимоотношения в классе, в первую очередь, должны быть товарищескими.

Это коллектив, где отношения строятся на уважении личного достоинства другого человека, равенства, верности, честности, порядочности, готовности прийти на помощь.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение, как в неравенстве материальных возможностей (некоторые подростки обладают особо престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, способов их реализации. Иногда эти группы ребят не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости.

Зачастую в тесно сформированных группировках учащихся есть свои лидеры, и ребята этой группы всецело находятся под их влиянием, признают авторитет. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для ученика, который не находится в центре внимания. Хорошо, когда лидер притягивает сверстников по причине возникновения интереса к делу, обсуждению событий и поступков в классе.

Возникает взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость.

 

Причины неприятия ребенка коллективом.

Не любят дети, главным образом, соучеников, относящихся к двум категориям: с глубокой социокультурно – педагогической запущенностью и образцово – показательных, которых им без конца ставят в пример.

Первые сами отталкивают от себя одноклассников грубостью, лживостью, пренебрежительным отношением к одноклассникам и стремлением все вопросы решать дракой. Учителя все время их ругают и утверждают, что класс без этого ребенка «был бы просто замечательный». Дети это слышат и делают надлежащие выводы. Родители опасаются дурного влияния на своего ребенка и запрещают им общаться.

Что же касается вторых, то в изолированном положении виноваты учителя, классные руководители. Действует учитель из лучших побуждений, а результат для ребенка получается негативный. Происходит это потому, что нет чувства меры. Дети очень не любят, когда им без конца приводят  кого-либо в пример. В конце концов, получается, что одно упоминание о примерных учениках приводит одноклассников в сильнейшее раздражение. Да и они не всегда бывают такими хорошими, какими видят их взрослые. Дети все замечают и видят необоснованность похвал.

 

Диагностика

№1

Дом, в котором я живу.

Учащимся класса предлагается построить на листе бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Эта диагностика помогает определить привязанности ребят.

№2

Продолжи предложения.

Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это…

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…

3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это…

4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…

5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это…

6. Ребята, интересы которых мне чужды, это…

7. Ребята, которые мне неприятны, это…

8. Ребята, которых я избегаю, это…

№3

Предлагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку составляющих жизни коллектива (соответствующих блокам характеристик).

Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.

19 – 38 очень низкий

39 – 57 низкий

58 – 76 средний

77 – 95 высокий

Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива с целью определения дальнейших путей его развития и улучшения вашей жизни. Для этого вам необходимо оценить предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-бальной шкале, где:

5 – эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;

4 – проявляется часто;

3 – бывает редко;

2 – этого у нас нет;

1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана

Характеристики:

1. Взаимоотношения в классном коллективе

1.1 Мы доброжелательны друг к другу.

1.2 Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в

учебе, повседневной жизни, в организации досуга.

1.3 У нас доброжелательные отношения с учителями.

1.4 Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются.

1.5 Мы не боимся высказывать свое мнение учителям.

2. Мотивированность классного коллектива

2.1 Мы стремимся получить хорошие знания.

2.2 Мы настроены на активную трудовую деятельность.

2.3 Мы стремимся улучшить окружающую жизнь.

2.4 Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе,

выполнение устава школы.

2.5 Мы заботимся о сохранении собственного здоровья.

3. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива

3.1 Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью.

3.2 Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения.

3.3 В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители.

4. Уровень развития ученического самоуправления

4.1 Мы являемся организаторами своей жизни в классе.

4.2 В классе есть органы самоуправления.

4.3 Я знаю, как выполнить свое поручение.

4.4 Мы сами планируем свои дела.

4.5 Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, порядок).

4.6 Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.

№4

Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

№5

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, ставя соответствующий смайлики:

Дружелюбие

Согласие

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

№6

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе?

а.      не нравится

б.     не очень

в.      нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а.      чаще хочется остаться дома

б.     бывает по-разному

в.      иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

а.      остался бы дома

б.     не знаю

в.      пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

а.      нравится

б.     бывает по-разному

в.      не нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а.      хотел бы

б.     не знаю

в.      не хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а.       хотел бы

б.     не знаю

в.      не хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

а.      не рассказываю

б.     редко

в.      часто

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

а.      хотел бы

б.     точно не знаю

в.      не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

а.      нет друзей

б.     мало

в.      много

10. Тебе нравится твой класс?

а.      не нравится

б.     не очень

в.      нравится

Ключ:

А — 0 баллов

Б — 1 балл

В — 3 балла

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14  баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10  баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

 

Коррекция взаимоотношений в классе

Необходимость общения школьников со сверстниками.

Трагедия изоляции в классном коллективе – трагедия любого школьника. Именно потребность в общении становится ведущей, а поиски задушевного друга – смыслом жизни. Отсутствие такого друга и плохие взаимоотношения с одноклассниками становятся для школьника непереносимыми. В этом причина почти всех срывов и депрессий.

Поэтому классному руководителю необходимо так организовать отношения в коллективе класса, чтобы у каждого был хотя бы один друг (степень дружбы определят сами дети), а с остальными одноклассниками этого каждого связывали отношения доверия, уважения, если не симпатии.

Правила вербального общения с учениками.

Если учитель, классный руководитель хочет добиться благожелательной атмосферы в классе, ему надо быть очень осторожным со словами.

Во – первых, не надо позволять себе резких высказываний в чей – либо адрес. Дети моментально подхватят неосторожное слово и задразнят одноклассника.

Во – вторых, избегайте шуток, хоть в малейшей степени задевающих личность ученика. Шуткой даже самой невинной можно подорвать престиж ученика в классе и нажить в его лице смертельного врага.

В – третьих, никогда не надо вступать с ребенком в словесные баталии. Из них вы выйдите измотанным и без каких – либо стратегических преимуществ. А ваш оппонент станет героем класса. Лучше мягко прекратить разговор: «Давай обсудим это с тобой чуть позже».

В – четвертых, чего бы вам это ни стоило, не срывайтесь и не кричите, как бы ученики вас не рассердили. Стоит только раз сорваться, выйти из себя, и вы уже не сможете от этого удержаться в дальнейшем. Дети могут специально провоцировать на срыв. С детьми надо держаться спокойно и с достоинством. Детям надо дать понять, что учителя уважают их и считаются с их мнением. Неплохо выработать в классе определенные правила поведения и приучить детей к их соблюдению. В спокойной обстановке и взаимоотношения будут доброжелательнее.

В – пятых, улыбайтесь как можно чаще. Улыбка приносит успех в делах, укрепляет дружбу.

 

Таким образом, учитель должен создать и поддерживать в классе благоприятные взаимоотношения между учениками. Чтобы дети общались между собой, не было изгоев, чтобы класс был сплочен, и каждый ученик был готов придти другому на помощь.

Урок 9 Взаимоотношения в классе | Поурочные планы по самопознанию 6 класс

 

Цель урока: расширять знания учащихся о взаимо­отно­шениях в классном коллективе и обогатить опыт позитивного общения с одноклассниками.

Задачи:

раскрытие значения взаимопонимания и доверия в классе;

– развитие умения строить доброжелательные и доверитель­ные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор;

– воспитание уважительного отношения к своим одноклас­сникам.

 

Круг радости

Учитель приглашает всех в круг, предлагает тепло попри­ветствовать друг друга и выразительно читает стихотворение М.Лисянского.

 

  Марк Лисянский

* * *

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

 

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

       В стихотворении высказана истина: «Ах, как нам добрые слова нужны!». Это – одна из ключевых идей урока.

 

Беседа

Введение в тему урока осуществляется в ходе беседы по вопросам, представленным в учебнике.

 

Какое значение имеет сплоченность коллектива класса?

От чего зависит доверие в классе?

Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения в своем классе?

Каким образом можно добиться взаимопонимания в классе?

Первые два вопроса покажут уровень знаний учащихся о таких понятиях, как «коллектив», «сплочённость», «доверие».

Анализируя ответы учащихся на два последних вопроса, учитель сможет составить представление об обстановке в классном коллективе с точки зрения детей.

В целом рассуждения учащихся должны быть направлены на раскрытие значения класса как коллектива, атмосфера в котором зависит от каждого ученика. Анализируя уже сло­жившийся характер взаимоотношений в своем классе, учащиеся приходят к заключению о том, что от добро­желательного и дове­рительного отношения одноклассников зависит сплочен­ность класса.

 

Учебная информация

 Вниманию учащихся предлагается новая учебная информация, представленная в рубрике учебника «Узнаём новое». Рассуждения, выводы, заключения, сделанные учащимися в ходе беседы, позволяют им более осознанно принимать предлагаемую учебную информацию.

 Сплоченность одноклассников зависит от поведения и поступков каждого в классе.

Искренность и доброжелательность во взаимо­отно­шениях между учащимися способствует созданию атмос­феры доверия и взаимопонимания.

В дружном классе в любых ситуациях принимаются спра­ведливые решения, отсутствуют злословие и злорадство.

 Информация читается вслух учителем или учеником. При этом учитель обращает особое внимание на мысль о том, что обстановка в классном коллективе в равной мере зависит от каждого из его членов.

 

Чтение

Учащиеся по очереди читают отрывки из повести Б.Сокпакбаева.

 

Меня зовут Кожа

(Отрывки из повести)

        Бердибек Сокпакбаев

Из главы третьей

Я пришёл в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щёлкнув по нему пальцами, Жантас спросил:

– Кара Кожа, ты знаешь, что это такое?

– Ну?

– Путёвка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет.

Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка.

– А кто тебе дал путёвку?

– Конечно, Майканова-апай. Она раздаёт эти путёвки по списку. Только тебя в этом списке нет.

Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице.

Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала.

– Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница.

– Апай! Дайте и мне путёвку!

– Какую путёвку?

– В лагерь…

– Тебя не включили в список.

– Почему?

– Видишь ли, Кадыров, мы решили послать в лагерь самых лучших, самых дисциплинированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться.

Я вскипел.

– А Жантасу дали?

– Конечно!

– Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает…

Учительница усмехнулась:

– Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…

 

Задание

После прочтения текста рекомендуется перейти к обсуждению вопросов, представленных в задании к тексту.

Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему?

Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже?

Правильно ли Кожа вёл себя, отстаивая своё право на получение путёвки в лагерь? Почему?

Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему?

Как в этой ситуации повели бы себя вы?

 

Обсуждение этих вопросов позволит учащимся соотнести свой опыт общения с одноклассниками с описанной в рассказе ситуацией, проанализировать отношения Жантаса и Кожи, подойти к осмыслению такого явления, как соперничество. Учителю важно вовлечь учащихся в разговор о проявлении соперничества в их коллективе, показать, как это часто мешает добиваться цели, отвлекает от главного. Человек, измеряющий свой успех по достижениям своего соперника, теряет время и силы на решение второстепенных, а иногда и вовсе бесполезных задач.

 

Чтение

Отрывок из главы тринадцатой может прочитать сам учитель.  

 

Из главы тринадцатой

 

В классе никого не было. Значит, можно успеть занять место за одной из последних парт. Что может быть удобнее такого места? Здесь всегда можно незаметно вытянуть книжку и поглядеть в неё. Правда, я говорю не хвастаясь: нет у меня такой привычки. Раз уж не знаешь урока, самое глупое пытаться «выплыть», собирая крохи подсказок, поглядывать в учебник и ляпать что-то наобум. Но кто его знает, вдруг когда-нибудь и понадобится. А что касается других дел, начиная от «посторонней книги», как говорит учительница, и кончая чудесной игрой в «морской бой», то уж лучше задней парты места не сыщешь.

Только я выбрал парту и начал располагаться, как в класс влетел мой старый «друг» Жантас. На нём тоже была новая форма.

– Привет героям труда! – закричал он. – С кем сидишь?

– Не с тобой! – буркнул я.

Жантас подошёл и заглянул в ящик парты:

– Тут же никого нет?

– А я говорю, что занято… По-казахски не понимаешь?

– А… Для Жанар приготовил.

Называя меня в насмешку «героем», Жантас, справедливо ли, несправедливо ли, оскорблял только меня, и я волен был наказывать его или прощать это издевательство. Упоминая имя Жанар, этот человек наносил оскорбление девочке, которой не было здесь. Даже если бы она и присутствовала в классе, она не смогла бы достойно расправиться с Жантасом. Ибо так уж устроен мир, что здоровая, крепкая девочка всё же слабее чем мальчишка – мозгляк Жантас. Обижен был не я. И прощать я не имел права. Я выскочил из-за парты и дал Жантасу «пенальти», то есть футбольный штрафной удар, прямо пониже спины.

 

Задание

Учащиеся выполняют задание, которое предполагает анализ ситуации, изложенной в представленном тексте. Цель задания – помочь учащимся в раскрытии сути понятий «обида», «шутка», неправильное понимание которых зачастую является причиной конфликтов в детском коллективе. Для этого учащиеся Вов­лекаются в новую беседу по вопросам, изложенным в задании:

1.      Как вы думаете, стоило ли Кожа обижаться на шутку Жантаса?

2.      Действительно ли Жантас оскорбил Жанар? Обоснуйте ответ.

3.      Мог ли Кожа поступить по-другому? Как?

 

Вопросы составлены по тексту, но ситуация, описанная в отрывке, является очень распространенной в классных коллек­тивах. Предложенные вопросы ориентированы на размышления учащихся и предполагают изложение ими собственной позиции. Заслушав ответы учащихся, учитель обращает их внимание на то, что защита чести и достоинства другого человека – благородное дело, но выяснение отношений с помощью кулаков – запрещённый приём. Всегда можно найти убедительные слова и аргументы, чтобы показать собеседнику, что он не прав. Учащиеся также должны осознать, что умение отвечать на шутку шуткой имеет большое значение во взаимоотношениях между людьми, а также хорошим способом предотвращения конфликтов.

 

Задание

Выполнение задания позволит учащимся задуматься о своём опыте выхода из конфликта и проанализировать существующие способы его решения. В действительности не может быть единого рецепта выхода из ситуации. Учащиеся должны понять, что нужно конструктивно подходить к решению вопроса.

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию.

Какой из предложенных выбрали бы вы? Обоснуйте ваш выбор.

1.Разорвали бы отношения.

2.Выставили бы ультиматум.

3.Провели бы совместный анализ ситуации.

4.Привлекли бы в помощь представителя третьей стороны.

5.Попытались бы найти компромисс.

6.Признали бы достоинства собеседника.

7.Попытались бы отнестись к произошедшему с юмором.

Цитата урока

Изречение В.Сухомлинского является истиной, которую важно помнить каждому человеку, чтобы не допустить конфликта или, если этого не удалось избежать, достойно выйти из сложной ситуации. Обсуждая примеры из жизни или литературных произведений, учащиеся убеждаются в необходимости внимательного отношения к окружающим, осознания ответственности за свои поступки.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

       Василий Сухомлинский

§   Подтвердите высказывание известного педагога примерами из жизни или литературных произведений.

 

Резюме

Одному из учащихся предлагается прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание».

Каждый ученик своим доброжелательным отношением к окружающим способствует созданию дружелюбной атмосферы в классном коллективе.

Данное резюме позволяет каждому ученику не только осознать свою ответственность перед классом, но и понять смысл доброжелательности в отношениях с людьми.

Учитель поясняет, что именно дружелюбная обстановка в классе помогает избежать конфликтов, непримиримых ссор, потому что располагает к доброму приятельскому общению.

 

Домашнее задание

Выполнить задание 1 в тетради.

 

Задание 1

Прочитайте рассказ «Братья милосердия» и найдите ошибки, совершённые героями рассказа. Ответьте на вопросы:

Что такое этическое поведение?

Какие правила этического поведения вы знаете?

Братья милосердия

по мотивам рассказа

 Л.И. и И.А. Белоусовых

 

Ученик 6-го класса Гриша Смирнов был почти отличник и считал себя добрым, отзывчивым и воспитанным человеком. Гриша занимался спортом и любил цитировать фразу Ювенала «В здоровом теле – здоровый дух». Смирнов любил во всем порядок. Он критиковал одноклассников, при всех делал замечания, если они выполняли какую-нибудь работу по-своему, по его мнению, не так. Многие обижались на него и, в ответ на прямолинейные Гришины высказывания, обзывали его грубыми словами или даже распускали руки.

Активный и деятельный Смирнов постоянно что-то придумывал и организовывал, с ним не было скучно. Как-то раз Грише пришла в голову идея собрать группу ребят для посещения дома больного одноклассника Дамира. Этому благотворительному мероприятию Гриша дал громкое название – «Братья милосердия».

Гриша решил не включать в состав «Братьев милосердия» двух закадычных друзей Дамира из-за наличия у них плохих оценок. По мнению Гриши, слабые ученики – «нездоровые духом» – могли отрицательно повлиять на самочувствие Дамира.

В день, когда планировалось посещение больного, Гриша позвонил Дамиру перед уходом в школу. Он сообщил однокласснику, что товарищи придут к нему сразу после окончания уроков. По мнению Гриши, было бы неприлично застать больного врасплох.

Весь день «братья милосердия» перекидывались запи­сочками, чтобы не забыть сообщить Дамиру что-нибудь важное.

По дороге к больному Гриша напомнил ребятам, чтобы они выбросили изо рта жевательные резинки. Урны рядом не было. Каждый решил по-своему избавиться от жвачки: кто-то выплю­нул ее в сторону, кто-то в носовой платок, кто-то прикрепил к подоконнику или перилам лестницы, по которой поднимались.

Дамир ждал товарищей и к их приходу накрыл стол. В чашках уже лежали пакетики чая, присыпанные сахарным песком. На середине слова возвышались банка абрикосового варенья, с воткнутой в него ложкой, и стопка фарфоровых розеток. Рядом стояло блюдо с бутербродами и двумя открытыми пачками печенья.

«Братья милосердия» очень обрадовались предстоящему чаепитию, но, когда стали рассаживаться, стульев всем не хватило. Гриша быстро сориентировался, сел на постель больного. Это было самое неудобное место, затекала нога, на которой он сидел, но Гриша не стал привлекать всеобщего внимания к этому досадному факту.

Мальчики наперебой стали рассказывать Дамиру эпизоды из школьной жизни, но засвистел на кухне чайник и прервал интересную беседу. Пока Дамир ходил за чайником, Гриша разделил печенье и бутерброды всем поровну, у каждой чашки образовалась съедобная кучка. Хозяин разлил кипяток по чашкам. Кирилл, Санжар и Рустем размешали сахар, не стуча ложками, и положили их на блюдца. Витя, Арман и Гриша оставили чайные ложки в чашках. Беседа возобновилась. Кирилл комментировал высказывания каждого собеседника и строил из печенья башню с бойницами. Арман налил чай в блюдце и молча прихлебывал его. Санжар, откусив печенье, положил его на общее блюдо. Рустем размачивал печенье в чае, Витя пил чай с ложечки.

С разговорами незаметно пролетели три часа. Пришла с работы мама Дамира и предложила всем присутствующим поужинать. Мальчики поблагодарили ее, но отказались от еды, ссылаясь на то, что уже пора уходить домой. Остался только Гриша, он решил, что маме Дамира необходимо рассказать обо всех школьных делах.

Домой возвращался Гриша, когда стемнело, анализируя все события прошедшего дня. У него было замечательное настроение, потому что он ощущал себя добрым, отзывчивым и воспитанным человеком.

 

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает всех в круг и предлагает спеть песню Б. Окуджавы «Пожелание друзьям». Эта песня может стать эмоциональным завершениям урока, так как в ней звучит призыв доброжелательно относиться друг к другу, любить ближнего.

 

Пожелание друзьям

  Слова и музыка Б. Окуджавы

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это всё любви счастливые моменты.

 

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью –

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова.

Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая, –

Тем более, что жизнь короткая такая.

 

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание

Важность крепких отношений

17 марта 2021 г. Эд Траст и MDRC

Стратегия решения незавершенных задач

Тревога, стресс и, в некоторых случаях, травма преобладают, когда мы переживаем пандемию COVID-19. Студенты сталкиваются с нехваткой продовольствия и жилья, изоляцией, вызванной закрытием школ и предприятий, неуверенностью из-за того, что родители теряют работу, а также страхом заразиться коронавирусом или горем из-за потери членов семьи. Педагоги сталкиваются со своими личными стрессами, а также беспокоятся о преподавании учебного материала и о благополучии своих учеников, что в конечном итоге может сказаться на их благополучии.

Но даже несмотря на все эти факторы стресса, учителя и ученики стараются оставаться на связи со школами и друг с другом. Прочные отношения с учителями и школьным персоналом могут значительно повысить уровень мотивации учащихся и, следовательно, способствовать обучению. Учащиеся, у которых есть доступ к более прочным отношениям, более вовлечены в учебу, имеют более сильные социальные навыки и демонстрируют более позитивное поведение. К сожалению, слишком многие студенты не имеют такого опыта. Опрос 25 400 учеников шестого-двенадцатого классов в большом разнообразном районе показал, что менее трети учащихся средних классов имели прочные отношения со своими учителями, и это число упало до 16% к тому времени, когда ученики достигли 12-го класса. Учащиеся из малообеспеченных семей сообщают о еще меньшем количестве прочных отношений со своими учителями.

Когда в марте 2020 года школы закрылись, у многих исчезли эти связи. Но построение доверительных отношений будет иметь решающее значение для преодоления месяцев стресса и пропущенных занятий в классе или незавершенного обучения, которые последовали. По оценкам, до 3 миллионов учащихся не в сети, их трудно найти или вообще бросили школу в результате закрытия школ. В некоторых местах данные показывают, что весной каждый пятый ученик не участвовал в виртуальном обучении. Создание и поддержание крепких «развивающих отношений», которые воссоединяют учащихся со взрослыми в школьных зданиях, будет иметь большее значение сейчас и в ближайшие месяцы, чем в предыдущие учебные годы. Без этих доверительных отношений и связей педагоги не могут догнать учащихся.

Крепкие отношения между взрослыми и учащимися должны включать: выражение заботы, стимулирование роста, оказание поддержки, разделение власти и расширение возможностей (пояснения см. в соответствующей таблице). Важно отметить, что эти действия по построению отношений должны осуществляться через призму справедливости, поддерживающую позитивное развитие расовой, культурной и этнической идентичности. Попытка страны считаться с 400-летней анти-чернокожей реакцией на недавние акты расового насилия и несправедливости подчеркивает давнее системное неравенство, затрагивающее цветных студентов. И пандемия их усугубляет.

Таким образом, создание прочных отношений между учащимися и теми, кто отвечает за их обучение, потребует от взрослых признания давнего вреда, причиняемого расизмом в школах. Предвзятость и дискриминация, как скрытые, так и явные, могут легко привести к вредным школьным практикам, которые стирают культурную самобытность учащихся. Однако построение отношений должно осуществляться намеренно, с учетом потребностей цветных учащихся и с точки зрения силы, которая признает и ценит богатые культурные и языковые ценности, которые они привносят в класс.

В этом кратком обзоре мы выделяем важные методы укрепления отношений между учащимися и взрослыми, а также то, как строить эти отношения таким образом, чтобы поощрять и поддерживать учащихся в выполнении задач, выходящих за рамки их текущего понимания и навыков.

Что мы знаем о том, что работает?

Руководители округа и школы, рассматривающие акцент на отношениях в качестве стратегии, помогающей учащимся наверстать упущенное и оставаться на связи со школой, должны будут принять преднамеренные и важные решения о структурировании времени для учителей и персонала, инвестировании в мероприятия, обучении построению отношений, способствующих развитию, и о том, как наиболее эффективно группировать учащихся.

Пока школьные руководители решают, какой тип стратегии лучше всего подойдет их сотрудникам и учащимся для построения прочных развивающих отношений, им придется принимать сложные решения, основанные на их конкретных обстоятельствах или контекстах. Эти решения будут сопровождаться компромиссами. В этом кратком изложении мы опираемся на исследования по укреплению отношений между учениками и учителями, наставничеству в школе, внешкольным программам в школе и управлению делами в школе, чтобы дать представление об этих компромиссах. На следующей диаграмме показано, как реализация различных элементов построения прочных развивающих отношений влияет на эффективность этих отношений.

Насколько эффективны крепкие отношения?

Мы изучили результаты исследования, чтобы помочь лидерам принимать сложные решения. На приведенной ниже диаграмме показано, как реализация различных функций прочных отношений влияет на эффективность.

Критические вопросы для лидеров

Кому больше всего выгодны крепкие отношения?

Студенты любого происхождения и возраста извлекают выгоду из крепких отношений.

Ниже приведены важные вопросы, которые следует задать на основе имеющихся исследований, поскольку школы и школьные округа разрабатывают планы по завершению незавершенного обучения.

Почему так важны крепкие отношения?

Крепкие отношения обеспечивают основу для участия учащихся, принадлежности и, в конечном счете, обучения. Чем более качественные отношения учащиеся имеют со своими учителями, тем лучше их участие в школе.

Как школы могут укрепить отношения между учащимися и персоналом?

Самое важное, что школы могут сделать для укрепления этих отношений, — это создать культуру, которая явно ценит взрослых, поддерживающих отношения с учащимися и предоставляющих учителям и школьному персоналу время, пространство и возможности для постоянного взаимодействия с отдельными учащимися, особенно с теми, которые кажутся менее заинтересованными.

Какие взрослые отношения наиболее эффективны?

Все взрослые школьники должны стремиться к крепким отношениям с учащимися. Когда у учеников крепкие отношения со своими учителями, мотивация в классе возрастает больше всего. В этих случаях студенты мотивированы высокими ожиданиями учителей, а также своими собственными.

Как школам следует группировать учащихся, чтобы укреплять отношения между взрослыми и учащимися?

Небольшие группы наиболее эффективны для развития отношений. Взаимодействия один на один предоставляют наилучшие возможности для индивидуального внимания и поддержки, но некоторым взрослым и учащимся полезно работать в более крупной группе.

Какие задачи будут способствовать укреплению отношений в индивидуальной или групповой обстановке?

Занятия наиболее эффективны, когда они основаны на интересах или целях учащихся.

Какое обучение необходимо взрослым, чтобы построить крепкие отношения?

Школы должны предоставить всем взрослым, находящимся в школьном здании, обучение элементам отношений развития, времени и стратегиям построения отношений развития. Школы также должны предоставлять индивидуальную обратную связь, основанную на наблюдениях за взаимодействием взрослых с учащимися. Это обучение гарантирует, что отношения станут более прочными и эффективными для ускорения академического обучения.
цветных студентов.

Выстраивание отношений со студентами: что говорит наука о мозге

Мозг студентов усердно работает каждую минуту дня, обучаясь навыкам и связывая новую информацию со старой. Тот же самый мозг также постоянно обрабатывает информацию, когда речь идет об их отношениях с вами, их учителем.

Положительные отношения со студентами являются основой успеха. Когда учащиеся чувствуют поддержку, они с большей вероятностью будут участвовать в учебе и добиваться лучших результатов в учебе. Кроме того, когда ученики позитивно взаимодействуют с учителями, у них меньше поведенческих проблем. Эти отношения важнее — и сложнее — чем когда-либо в неопределенные времена, например, во время пандемии коронавируса.

Неврология может помочь нам понять, что происходит в мозгу учащихся, когда они чувствуют себя в безопасности и понимаются. Вот четыре причины, по которым важны позитивные отношения между учителем и учеником — и то, как вы можете построить эти отношения.

1. Позитивные отношения создают мотивацию.

Наука о мозге: Позитивные отношения строятся на позитивных взаимодействиях. Каждое из этих взаимодействий оказывает мощное воздействие на мозг. Когда вы искренне хвалите учащегося или ведете с ним позитивную беседу, мозг учащегося выделяет дофамин.

Это создает цикл. Вы даете положительный отзыв. Мозг студента выделяет дофамин. Учащийся чувствует себя хорошо и мотивирован, чтобы чувствовать себя так снова. С такой повышенной мотивацией учащиеся тратят больше времени и внимания на работу над навыком. Они формируют эти навыки. Вы больше хвалите, что вызывает выброс большего количества дофамина. И цикл начинается сначала.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Разговор и понимание

С другой стороны, когда учащиеся не получают положительной обратной связи, они с меньшей вероятностью войдут в положительный цикл мотивации и обучения.

Как это сделать: Чтобы построить позитивные отношения, вам нужно больше позитивных взаимодействий, чем негативных. В частности, исследователи рекомендуют иметь пять положительных взаимодействий на каждое негативное взаимодействие. Позитивное взаимодействие может включать в себя приветствие учеников по имени, когда они приходят, похвалу за усердную работу или расспросы о домашнем питомце ученика.

Студенты, которые учатся и думают по-другому, часто имеют больше негативных взаимодействий, чем позитивных. Например, учащиеся с СДВГ могут получать от учителей постоянные напоминания о необходимости приходить вовремя и выполнять задание.

Это не означает, что вы никогда не должны предоставлять учащимся корректирующие отзывы и напоминания. Но убедитесь, что положительные взаимодействия перевешивают отрицательные. Чем больше вы узнаете своих учеников, тем лучше вы поймете, когда они нуждаются в похвале или поощрении и когда они открыты для конструктивной обратной связи. Вы можете подсчитывать, сколько напоминаний вы даете учащемуся о выполнении задания. Постарайтесь найти в пять раз больше положительных моментов, которые можно прокомментировать и подсчитать.

2. Позитивные отношения создают безопасное пространство для обучения.

Наука о мозге: Социальные действия, такие как разговоры и смех, заставляют организм выделять гормон окситоцин. Это помогает нам сблизиться с другими. Эти связи создают чувство, которое часто называют «психологической безопасностью». Когда учащиеся чувствуют себя в психологической безопасности, они с большей вероятностью будут участвовать в обсуждениях в классе, задавать вопросы, пытаться выполнять задание, даже если это сложно, или говорить тоном, подходящим для ситуации.

Подумайте, как это относится к вашей собственной жизни. Если у вас есть поддерживающий директор, который установил психологическую безопасность в вашей школе, вы, возможно, с большей вероятностью бросите себе вызов и опробуете новые идеи в своем классе. Но если школьные руководители постоянно критически отзываются о вас, вы можете не чувствовать себя в достаточной психологической безопасности, чтобы попробовать что-то новое. То же самое и для студентов.

Некоторым учащимся труднее создать психологическую безопасность, чем другим. Подумайте о том, когда вы в последний раз видели, как ученик слишком бурно реагирует. Такое поведение может быть результатом травмы или хронического стресса в жизни учащегося (например, разница в учебе или мышлении или взросление в маргинализованной группе). Это может привести к тому, что они будут чувствовать угрозу в ситуациях, которые другие учащиеся считают безобидными. Мозг узнает, что окружающая среда небезопасна, и остается в состоянии готовности к потенциальной опасности.

У этих студентов, когда что-то воспринимается как угроза, область мозга, называемая миндалевидным телом, подает сигнал тревоги. Миндалевидное тело известно своей ролью в обнаружении угроз в окружающей среде. Его задача — сохранить нас в безопасности и выжить. Подумайте о животном, которое должно решить, бежать ему или замереть, увидев хищника.

Миндалевидное тело запускает выброс кортизола (также называемого гормоном стресса) и адреналина (также называемого адреналином). Это посылает дополнительную энергию по всему телу. Мышцы напрягаются, а сердцебиение учащается, готовясь к борьбе или бегству. Когда система обнаружения угроз в мозгу сильно активирована, обучение невозможно. Это противоположно психологической безопасности.

У учащихся это может выглядеть так:

  • Избегание заданий
  • Опускание головы
  • Крики или отрицательные комментарии
  • Выход из класса или оставление видеоурока в прямом эфире
  • Физическое или агрессивное поведение
3

Несмотря на то, что с этими учащимися создать психологическую безопасность может быть еще сложнее, для них это особенно важно. Это потому, что окситоцин также помогает системе обнаружения угроз миндалевидного тела работать тихо. Со временем, когда учащиеся окружены людьми, которым они доверяют, их система обнаружения угроз срабатывает с меньшей вероятностью, и они лучше учатся.

Как это сделать: Вы можете обеспечить психологическую безопасность учащихся, хваля усилия, а не результат. Также полезно убедить учащихся в том, что определенные навыки действительно сложны. Вы можете сообщить им, что все в порядке, если они отвечают неправильно или иногда терпят неудачу. Моделирование того, как вы реагируете на собственные неудачи, также может стать важным уроком.

Для учащихся, склонных к реакции «бей или беги», ваш подход должен немного отличаться. Используйте такие стратегии, как предложения «когда-тогда», чтобы они могли точно знать, какого положительного результата ожидать при выполнении задания, и при этом давали учащимся право выбора. Ожидайте, что иногда они могут слишком остро реагировать и предоставить пространство и время, необходимые для того, чтобы успокоиться. Сохраняя спокойствие, вы не только напоминаете себе, что нужно реагировать на их поведение как на форму общения и реагировать соответствующим образом. Вы также создаете психологическую безопасность и доверие.

3. Позитивные отношения открывают новые возможности для обучения.

Наука о мозге: То, что вы слышали, правда: использование базовых знаний учащихся поможет им усвоить новую информацию, активируя нейронные пути в их мозгу. Разработка нового нейронного пути похожа на прокладывание новой тропы в лесу. Требуется время, работа и много повторений, чтобы разработать новый след. И имеет смысл начинать там, где уже есть другая тропа.

Когда вы преподаете новую информацию, новые нервные пути связывают старую информацию с новой. Если учащиеся не понимают контекст или не могут связать новую информацию с чем-либо, что они знают в настоящее время, им будет трудно понять урок.

Как это сделать: Спросите своих учеников об их хобби и интересах, чтобы при необходимости вы могли сослаться на их базовые знания. Это может помочь вам индивидуализировать обучение, связав эти знания с новой информацией, которую вы преподаете.

Попросите учащихся поделиться тем, что они знают по теме. У каждого ученика свой набор базовых знаний. Например, если вы знаете, что учащийся — талантливый художник, вы можете использовать его знания о различных видах кистей, чтобы объяснить трение. Или можно провести аналогию о взаимоотношениях героев любимой студенческой книги и внутренних распрей во время Гражданской войны.

4. Позитивные отношения улучшают поведение учащихся.

Наука о мозге: Исследования подтверждают идею о том, что ранние отношения и взаимодействие, в том числе с учителями, играют центральную роль в формировании поведения и социальных навыков детей. Знаете ли вы это или нет, ваши ученики, скорее всего, копируют ваше поведение. Ваши слова и действия имеют значение.

Исследования в области неврологии начали раскрывать, почему происходит такое подражание и как его можно использовать для поощрения позитивного поведения. Исследования показали, что когда люди наблюдают за выполнением действия, они активируют некоторые из тех же нервных путей, которые были бы активны, если бы они действительно выполняли действие. Это называется системой зеркальных нейронов.

По сути, наш мозг отрабатывает действие, которое мы видим, даже если наши тела не двигаются. Исследования показывают, что когда люди сначала видят действие, они могут выполнить это действие быстрее, чем если бы они его не видели.

Как это сделать: Начните с продумывания того, какое поведение и социальные навыки вы моделируете для своих учеников. Например, вы, вероятно, уже ежедневно моделируете социальные навыки, такие как очередность, сотрудничество и эмпатия. Вы можете сделать еще один шаг и объяснить поведение, которое вы моделируете. В следующий раз, когда вы почувствуете разочарование, расскажите своим ученикам, что вы чувствуете. Поговорите о том, как вы справляетесь с разочарованием, например, сделайте несколько глубоких вдохов.

Для младших школьников используйте предварительную коррекцию и подсказку в качестве стратегии управления классом. Это позволяет вам явно рассказывать, показывать и напоминать учащимся, как подходить к задачам или ситуациям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *