Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте
In article the research of intelligence and creativity of the youth is described. The concept and the types of intelligence are considered. The concept of creativity is defined. The interrelation between the intelligence and the creativity of the youth by methods of mathematical statistics is revealed.
Keywords: intelligence, verbal creativity, nonverbal creativity, youth.
Профессиональнаяуспешность личности, по последним исследовательским данным, взаимосвязана не только с уровнемобщегоинтеллекта, но и с вербальной и невербальной креативностью, как проявлением творческого потенциала личности.
В современном обществе интеллектуальные ресурсы человека приобретают жизненно необходимую значимость, способную качественным образом повысить прогрессивные тенденции развития всего социума. При исследовании интеллектуальных способностей используется обширный спектр понятий: «когнитивный ресурс «интеллектуальный потенциал», «интеллектуально-личностный потенциал», «интеллектуальный ресурс», «интеллектуальная компетентность», «интеллектуальная одаренность».
Кроме того, все более актуальной становится проблема возрастной динамики интеллектуального развития в онтогенезе. Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, М. А. Холодная акцентируют внимание на особой роли старшего подросткового и юношеского возраста и формированием таких базисных феноменов как «понятийное мышление» [2], «формальное мышление» [5], «умственный опыт субъекта» [9].
Отмеченная проблема определяетактуальностьтемынашегоисследования«Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте».
В качестве объекта исследования мы определилиинтеллект как форму организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.
Предметом исследования являютсяинтеллект и креативность в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить и выявить взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
- Провести теоретический анализ основных подходов к изучению видов интеллекта и креативности в зарубежной и отечественной психологии.
- Выявить уровень развития интеллекта в юношеском возрасте.
- Выявить уровень развития вербальной и невербальной (образной) креативности в юношеском возрасте.
- Установить взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
В качествегипотезыисследованиявыдвинутопредположениео том, что существуетвзаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
Теоретико-методологическую основуисследования составили:
‒ онтологическая концепция интеллекта М. А. Холодной, где интеллект понимается как форма организации индивидуального ментального опыта субъекта в виде наличных ментальных структур [9];
‒ факторно-аналитическая теория интеллекта Г. Айзенка, в которой интеллект определяется как универсальная способность, обусловленная наследственными свойствами неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью [1];
‒ концепция креативности Е. П. Торренса, где креативность понимается как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии [4].
Для реализациипоставленнойцелии решениязадачисследованиябылииспользованыследующиеметоды:
- Теоретические методы:анализ,сравнениеи обобщениепсихолого-педагогической,социальнойи научно-методическойлитературыпопроблемеисследования;
- Эмпирические методы:тестирование,опрос, изучение продуктов деятельности, в частности,былииспользованыметодики:
‒ Тест интеллекта Г. Айзенка (тест IQ),
‒ Методика изучения экспрессии П. Экмана (диагностика EQ),
‒ Тест креативности Е. Торренса (диагностика невербальной креативности),
‒ Тест С. Медника (диагностика вербальной креативности),
3. Методы математическойстатистики: качественныйи количественныйанализрезультатов,обработкаданныхприпомощипрограмм:электронныетаблицыMicrosoftExcel2010, корреляционный анализ Пирсона с использованием программного пакета статистического анализа SPSS,20.
Эмпирическаябазаисследования:Данноеисследованиепроводилось в марте2016 г.,набазе Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова» г.Абакана.Выборочную совокупность составили 29 учеников 9–10 классов школ Республики Хакасия, участвовавших в Весенней сезонной школе одаренных детей по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
Достоверностьи обоснованностьрезультатовисследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием валидного комплекса методик и применением методов математико-статистической обработки полученных результатов, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных по итогам работы.
Практическая значимость:результаты эмпирического исследования и рекомендации используется педагогами и психологами при организации диагностики и тренингов с одаренными детьми юношеского возраста в рамках работы сезонной школы одаренных детей в Республике Хакасия.
Апробация результатов исследования осуществлялась в рамках системы высшего образования. Результаты исследования были представлены в виде доклада на научно-практической конференции «Катановские чтения» в апреле 2016 г. в ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» г. Абакана.
Врамках нашегоисследованиянаподготовительномэтапепроведенатеоретическаяпроработкапроблемыисследования. В теоретической части было выявлено, что интеллект имеет структуру, виды и функции.
Генезис исследования проблемыинтеллекта в психологической науке имеет давнюю историю. Впервые выделил и описал индивидуальные различия интеллектуальных способностей Ф. Гальтон. Под интеллектом он понимал специфику проявления врожденных психофизиологических реакций, определяющих быстроту и точность мышления. Ж. Пиаже определял понятие «интеллект» как «психическую адаптацию к новым условиям жизни» [5]. Большинство современных исследователей трактуют интеллект в более широкомсмысле, а именно как интегративную характеристику всех когнитивных процессов субъекта, как способ познания и репрезентации реальности бытия.
Впсихологииизучаютмножествовариантов интеллекта личности,срединихлогический,вербальный,математический,физический,музыкальный,визуально-пространственный,межличнoстный и другие виды [3]. Сравнительно существенную роль в современных исследованиях отводят таким видам интеллекта, как социальный и эмоциональный интеллект, как неотъемлемой части успешности целеустремленного и творческого человека [8].
Все виды интеллекта поддаются тренировке и уровень изначального интеллекта индивида может быть существенно повышен с помощью современных технологий (андрогогики, нейропедагогики, коучинга и др.). Для интеллекта характерны следующие функции:обучаемость, адаптация, абстрагирование, концептуализация, формулирование гипотез, способностьк активномуовладениюзакономерностямиокружающейдействительности [6].
В теоретической части мы рассмотрели также понятие креативности. Креативность (англ. creativity) — творческие способности личности, проявляющиеся в мышлении, эмоциональных состояниях, коммуникации, отдельных видах деятельности, креативность также определяет паттерны поведения субъекта деятельности и личности. Креативность позиционируют как важнейший предиктор одаренности, который по эмпирическим данным не коррелирует с проявлениями общего интеллекта (G-фактора) [7].
Врамкахэмпирическогоисследованияна основном этапе были определеныи аргументированнообоснованыметодыэмпирическогоисследования, произведена подготовкадиагностическогоинструментариядляпроведенияэмпирическогоисследования интеллекта и креативности лиц юношеского возраста,организовананепосредственнаяработас респондентами:определеныместои времяпроведенияэмпирическогоисследования, организовано проведение психологического тренинга.
В ходе исследования были получены следующие результаты (см. табл. 1):
По тесту интеллекта Г. Айзенка (тест IQ) большая часть всей выборки имеют высокий уровень интеллекта (высокое значение = 133), что составляет 62 % от всей выборки, средний уровень развития интеллекта имеет 20,6 % выборки и низкий уровень развития интеллекта был выявлен у 17,4 % испытуемых. Полученные данные согласуются с нормальным распределением вероятностей Гаусса.
По методике изучения экспрессии П. Экмана (диагностика EQ) были выявлены следующие результаты: низкий уровень развития эмоционального интеллекта у 10,3 % испытуемых, средний уровень у 20,6 % выборки и высокий уровень у большей части испытуемых — 69,1 %.
По тесту креативности Е. Торренса (диагностика невербальной креативности) были получены следующее показатели: большая часть выборки имеет низкий уровень развития образной креативности (72,4 %), средние результаты развития исследуемого показателя были выявлены у 17,24 % выборки, высокий у 10,36 %.
По тесту С. Медника (диагностика вербальной креативности) были получены следующие данные: низкий уровень развития исследуемого показателя был выявлен у 41,3 % испытуемых, средний уровень у 13,9 % и высокий уровень развития вербальной креативности у 44,8 % выборки.
Таблица 1
Исследуемые показатели видов интеллекта икреативности
Показатели | Низкое значение | % | Среднее значение | % | Высокое значение | % | ||
IQ | 85 | 17,4 | 106,9 | 20,6 | 133 | 62 | ||
EQ | 18 | 10,3 | 34 | 20,6 | 47 | 69,1 | ||
Невербальная креативность | 1 | 72,4 | 2,1 | 17,24 | 5 | 10,3 | ||
Вербальная креативность | 2 | 41,3 | 9,6 | 13,9 | 16 | 44,8 | ||
Для подтверждения гипотезы исследования нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, в результате которого были выявлены следующие взаимосвязи (см. табл. 2). Вычисления коэффициента корреляции по Пирсону проводились в пакете математической статистики SPSS 20,0.
Таблица 2
Матрица корреляций исследуемых показателей
Показатели | Коэффициент корреляции (Пирсона) | IQ | EQ | Невербальнаякреативность | Вербальнаякреативность |
IQ | Коэффициент корреляции | 1,000 | 0,073 | 0,076 | -0,144 |
Знч. (2-сторон) | . | 0,618 | 0,918 | 0,455 | |
N | 29 | 29 | 29 | 29 | |
EQ | Коэффициент корреляции | 0,076 | 1,000 | 0,398 | 0,002 |
Знч. (2-сторон) | 0,695 | . | 0,614 | 0,993 | |
N | 29 | 29 | 29 | 29 | |
Невербальнаякреативность | Коэффициент корреляции | 0,213 | -0,373* | 1,000 | -0,248 |
Знч. (2-сторон) | 0,267 | 0,018 | . | 0,194 | |
N | 29 | 29 | 29 | 29 | |
Вербальная креативность | Коэффициент корреляции | -0,144 | 0,002 | 0,648* | 1,000 |
Знч. (2-сторон) | 0,455 | 0,993 | 0,014 | . | |
N | 29 | 29 | 29 | 29 |
Примечание: * — уровень достоверности р
Были выявлены:
‒ обратная корреляционная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и невербальной креативностью (r =0,373, р
‒ прямая корреляционная взаимосвязь между вербальной креативностью и невербальной (образной) креативностью (r =0,398, р
На заключительном этапе были разработали рекомендациидля педагогов и психологов,которые целесообразно использоватьв рамках подготовки одаренных детей к олимпиадам школьников. Рекомендуемые мероприятия необходимо использовать в процессе организации диагностики старшеклассников и в тренинговой работе.
Выводы:
1. Интеллект, как интегративная характеристика всех когнитивных процессов субъекта, имеет структуру, виды и функции. Уровень изначального интеллекта индивида может быть существенно повышен с помощью современных технологий (андрогогики, нейропедагогики, коучинга и др.).
2. У респондентов юношеского возраста преобладает высокий и средний уровень развития общего интеллекта, что вполне объяснимо выборкой испытуемых (участники сезонной школы для одаренных детей Республики Хакасия). Кроме того, исследуемые показали достаточно развитый уровень развития эмоционального интеллекта (преобладающее значение имеют высокий и средний уровень), что вполне объяснимо выбранной возрастной категорией, связанной с завершением формирования эмоционально-волевой и мотивационной сферами.
3. Исследование невербальной креативности в юношеском возрасте выявило преобладание достаточно большого количества респондентов с низким уровнем, что и было подтверждено корреляционным анализом полученных данных, в результате которого была выявлена обратная корреляционная взаимосвязь между высокими показатели уровня развития эмоционального интеллекта и низкими показателями невербальной (образной креативности).
4. Корреляционный анализ полученных данных по Пирсону позволил выявить следующие взаимосвязи: 1) обратная корреляционная взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и невербальной креативностью (r =0,373, р
Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования были реализованы цель и задачи исследования, подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.
Литература:
1. Айзенк,Г.Какизмеритьличнoсть/Г.Айзенк,Г.Вильсон./Пер.с англ. — М.:«Когито-центр»,2000. — 256 с.
2. Выготский,JI. C. Развитиевысшихпсихическихфункций/JI. C. Выготский. — М.:Изд-воАПНРСФСР,1960. — 55 с.
3. Гарднер,Г.Структураразума:теориямножественногоинтeллeкта/Г.Гарднер. — Москва:Изд-во«Вильяме»,2007. — 512с.
4. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. — СПБ: Питер, 2010.
5. Пиаже, Ж. Психология интeллeкта / Ж. Пиаже. // Избранные психологические труды. — М., 1969. — 231 с.
6. Практический интeллeкт / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
7. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / А. Ребер. — М.: Вече, 2000. — Т.1. — 592 с.
8. Ушаков, Д. В. Мышление и интeллeкт / Д. В. Ушаков // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: Пер Сэ, 2003. — С. 291–353.
9. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. — Томск: Изд-во Том. ун-та.; Москва: изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, вербальная креативность, коэффициент корреляции, SPSS, креативность, невербальная креативность, уровень развития, интеллект, уровень развития интеллекта, Хакасия.
Концепция М. Воллаха и Н.Когана. Психология общих способностей
Концепция М. Воллаха и Н.Когана
М. Воллах и Н. Коган считают, что перенесение Гилфордом, Торренсом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на «шумы», создаваемые специфичной экспериментальной процедурой). Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отвергают такой критерий креативности, как точность. В этом положении они ближе к исходной мысли Гилфорда о различии дивергентного и конвергентного мышления, чем сам ее автор. По мнению М. Воллаха и Н. Когана, а также таких авторов, как П. Верной и Д. Харгривс [38], для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.
Многие исследования показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.
Воллах и Коган в своей работе изменили систему проведения тестов креативности. Во-первых, они предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования ответа на вопрос. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
В исследованиях, проведенных в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А. Н. Ворониным на взрослых испытуемых (студентах экономического колледжа), получены аналогичные результаты: фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми.
Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность учащихся 11-12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности. Дети, принадлежащие к разным группам, отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они очень инициативны, но при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учебы или деятельности.
Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто становятся «изгоями». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто занимаются в кружках, имеют необычные хобби и т.д., где они в свободной обстановке могут проявить свою креативность. Они очень тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.
Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.
Креативность и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. В исследовании Е. Л. Григоренко была выявлена взаимодополнительность этих способностей при решении познавательных задач.
Григоренко использовала в своем исследовании тесты Векслера и Амтхауэра, тест Торренса и ряд тестов на определение когнитивных стилей. В качестве испытуемых выступали школьники 9-10 классов. Оказалось, что число гипотез, выдвигаемых при решении мыслительных задач, коррелирует с креативностью по Торренсу (для вербальной части r = 0,43, для невербальной – r = 0,52). Причем оригинальность гипотез до начала решения задачи имела более высокую корреляцию с креативностью по Торренсу (для вербальной части теста r = 0,57, для невербальной – r = 0,38), число гипотез во время решения коррелирует с IQ по Амтхауэру (0,46) и оригинальность во время решения теста – с IQ по Амтхауэру (0,50).
Отсюда автор делает вывод, что на ранних стадиях решения задачи у испытуемых актуализируется дивергентное мышление, а на поздних – конвергентное мышление. Все эти результаты получены в ходе использования тестов креативности, основанных на теории дивергентного мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Концепция DIR
Концепция DIR В названии концепции DIR (развитие — индивидуальные различия — отношения) понятие «закономерности развития» относится к тем шести стадиям развития, которые описаны в третьей главе, под «индивидуальными различиями» понимаются присущие ребенку
Концепция личности
Концепция личности Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допущения, что люди рождаются с базальными инстинктами или
Концепция невроза
Концепция невроза Невроз развивается в результате раннего (до шестилетнего возраста) вытеснения сексуальных и агрессивных влечений, хотя симптомы могут проявиться гораздо позднее – вследствие активизации фрустрированных либидинальных импульсов под воздействием
Концепция невроза
Концепция невроза Невроз – психогенное расстройствоВ. Н. Мясищев рассматривал невроз прежде всего как функциональное, психогенное нервно-психическое заболевание, вытекающее из тяжелых переживаний личности, неразрывно связанных с условиями ее жизни. Здесь возникают
Концепция психотерапии
Концепция психотерапии Патогенетическая (также психогенетическая) психотерапия Н. В. Мясищева является единственным динамически ориентированным подходом в России. Сам создатель этого подхода относил его к «рациональной» психотерапии, обосновывая это следующими
Концепция нарушений
Концепция нарушений В основе всех нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии описывается пять наиболее часто встречающихся форм нарушения
Концепция терапии
Концепция терапии По мнению Перлза, основной целью гештальт-терапии является рост потенциала человека, или повышение его силы и возможностей путем процесса интеграции и развития. Генез эмоциональных нарушений и ограничений возможностей он видит в связи между индивидом
Я-концепция
Я-концепция Поскольку в системе социальных отношений Я-концепция стоит между человеком как таковым и его отношениями, постольку она является важным структурным элементом всей системы социального ориентирования, значит, знакомясь со своей системой социального
Я-концепция
Я-концепция Как и нравственность, Я-концепция — большая, многогранная тема. Так же как и изложение темы нравственности, изложение темы Я-концепция будет избирательным, с соблюдением общепринятого разделения на подтемы. В данном случае производится деление на
34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже
34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,
Концепция бессилия
Концепция бессилия В основе подчинительно-противительной ориентации лежит представление о том, что человек сам по себе бессилен. Если можно пользоваться обстоятельствами или восставать против них, где же тогда сила? Явно не в человеке, а в обстоятельствах. Сила
«Я»-концепция
«Я»-концепция Особую роль в человеческом сознании имеет так называемая «Я»-концепция, или осознание человеком самого себя. «Я»-концепция – это управляющая функция интеллекта. Без нее интеллект работать не может.«Я»-концепция, как и любая другая концепция, состоит из
Связь между интеллектом и творчеством
Какова связь между творчеством и обучением?
Какие связи между творчеством и интеллектом были выявлены в исследовательской литературе?
Какая связь между исполнительным функционированием и творчеством?
Можно ли разделить торт на восемь частей всего тремя прямыми надрезами?
Ну, конечно, можете.* Но зависит ли выяснение того, как это сделать, от нашего интеллекта или нашего творчества? И какова связь между интеллектом и творчеством? Вы можете подумать, что для двух понятий, столь важных для нас, людей, столь важных для инноваций, обучения, открытий и достижений, мы должны были выработать понимание того, как именно пересекаются креативность и интеллект — и в какой степени они различаются. И все же оказывается, что их отношения гораздо сложнее и переплетены, чем кажется.
В попытке определить, что известно научному сообществу о взаимосвязи между этими двумя важными качествами, мы изучили, как ученые и исследователи концептуализировали взаимосвязь между интеллектом и креативностью за последние несколько десятилетий, и обнаружили, что оказались в середине достаточно оживленная дискуссия. Прежде всего следует отметить, что исследования в этой области сдерживаются эластичностью и изменчивостью определений двух рассматриваемых терминов. Как выразились два исследователя, «отсутствие четких выводов о природе взаимосвязей творчества и интеллекта связано… с динамичными, но временами недоразвитыми изучаемыми конструкциями». (Кауфман и Плюкер, 2011 ). Стремясь поделиться тем, что мы узнали, мы рассмотрим некоторые концепции и теории, которые лучше всего освещают взаимосвязь между интеллектом и творчеством. Хотя общий синтез этих теорий выходит за рамки этого резюме, мы выделим некоторые важные темы, которые объединяют эти теории, а также важные вопросы, которые необходимо задать в отношении любой теории творчества и интеллекта.
Конвергентное и дивергентное мышление:
Сколько различных способов использования скрепки вы можете придумать?
Это пример вопроса, который требует дивергентного мышления . Дивергентное мышление сродни мозговому штурму и включает в себя поиск как можно большего количества ответов на вопрос или проблему. Это открытый подход к решению проблем, который подходит для вопросов, на которые нет «правильного ответа». правильный ответ и ограниченное количество способов получить этот ответ. «Найти площадь прямоугольника со сторонами длины x и y» — это пример задачи, требующей конвергентного мышления.
Ряд теоретиков творчества постулируют, что дивергентное мышление связано с творчеством, тогда как конвергентное мышление — нет. На самом деле, многие измерения креативности включали задачи на дивергентное мышление, например, пример со скрепкой. Творчество, согласно мышлению, можно увидеть в расходящихся процессах: оно не привязано к поиску правильных ответов и вместо этого ищет новые; это включает в себя производство множественных ответов; и это прототип нестандартного мышления, метафора творчества.
Однако, как мы увидим на примере многих выдающихся теорий творчества, все не так просто. Креативность, безусловно, лежит в основе задач дивергентного мышления, но как насчет конвергентного мышления? На самом деле, как утверждают ученые, некоторые из лучших достижений в математике и естественных науках — думаю, Эйнштейн — являются результатом подхода к вопросам, который включает конвергентное мышление новыми и творческими способами. Являются ли технологические достижения, такие как iPhone или беспилотный автомобиль, исключительно результатом различных процессов? Или они предполагают новые и разные способы применения и сочетания как конвергентных, так и дивергентных подходов? Некоторые исследователи креативности придерживаются этого подхода, рассматривая творческие процессы как результат «волшебного синтеза» конвергентных и дивергентных процессов.
Ранний теоретический подход: Штернберг
Роберт Штернберг — один из ведущих исследователей, написавших как об интеллекте, так и о творчестве. Его мысли об интеллекте менялись с течением времени, но в основе его мышления лежат три основных типа интеллекта, поэтому его называют триархической теорией интеллекта . Эти три компонента: Аналитический, Контекстный и Креативный. Штернберг рассматривает эти три области как перекрывающиеся компоненты интеллекта, которые работают согласованно.
Когда мы сталкиваемся со знакомыми и абстрактными проблемами, мы полагаемся на наши аналитические , рациональные и логические способности. Навыки, связанные с аналитическим мышлением, — это те, которые мы используем для анализа и критики информации; судить, сравнивать и оценивать выбор или решение; и логически продумывать наш путь через проблемы и вызовы.
Штернберг использовал термин контекстуальный интеллект для обозначения умственных способностей, задействованных, когда мы ориентируемся в социальных или межличностных ситуациях. Эти способности включают в себя навыки, необходимые для оценки динамических социальных взаимодействий и ситуаций, для определения и оценки того, что необходимо для реализации плана, а также весь спектр навыков, связанных с выяснением значений и последствий «реального мира» для идей или планов.
Когда мы сталкиваемся с новыми задачами и ситуациями, мы полагаемся на другой набор навыков, которые он назвал креатив . Этот аспект нашего интеллекта играет центральную роль в нашей способности адаптировать то, что мы изучаем, к новым контекстам; изобретать новые технологии, новые лекарства, новые инструменты; и представить совершенно новые приложения, ситуации или возможности. Этот творческий, или эмпирический, интеллект помогает нам обобщать старые и новые ситуации, а также воображать, адаптироваться и находить путь в новых, совершенно новых и неожиданных условиях.
Эволюция концептуализации
Взгляд Штернберга на творчество как на один из важных аспектов интеллекта, однако, далеко не единственный. Был предложен ряд других подходов, каждый из которых имеет некоторые доказательства и поддержку. Пороговая теория , например, постулирует, что интеллект и креативность являются отдельными навыками, но между ними имеется умеренная и положительная корреляция. Другими словами, более низкий интеллект предсказывает более низкий уровень креативности, а более высокий интеллект — до определенного момента — связан с более высоким уровнем креативности (Plucer et al., 2015). Эта теория получила неоднозначную поддержку, а недавнее исследование, показывающее взаимосвязь между интеллектом и творческими способностями по всему спектру IQ, поставило под сомнение «пороговый эффект».0007
Теория интерференции основана на представлении о том, что креативность и интеллект в некоторой степени связаны, однако высокий уровень интеллекта мешает развитию креативности (Штернберг, 1996). Это идея о том, что, хотя творчество и интеллект имеют некоторые важные когнитивные черты, такие как концептуальное мышление и решение проблем, у них есть важные различия, такие как более высокие уровни интеллекта, препятствующие творческим процессам. Это различие ставит вопрос о том, как и где именно творчество и интеллект расходятся в повседневной жизни. Когда мы адаптируемся к сложной среде; создание новых технологий; создание произведений искусства; или просто справляться с повседневными жизненными проблемами, когда то, что мы делаем, представляет собой «интеллект», когда это проявление «творчества» и как мы различаем их? В следующем разделе делается попытка провести различие между различными типами творчества, что может стать одним из шагов к прояснению этих различий.
Развивающий подход к творчествуИнновации; решение проблем; понимание. Эти способности находятся на тонкой грани между творчеством и интеллектом. Однако одна схема классификации креативности предлагает альтернативную точку зрения. Несколько видных исследователей творчества (Beghetto & Kaufman, 2007, 2014; Kaufman & Beghetto, 2009) выступили за классификацию творчества, основанную на плавном сочетании творческого процесса и творческого продукта. Первоначально этот подход включал два различных уровня творчества. «Маленький c» креативность относится к повседневному творчеству, которое все люди используют для решения проблем и адаптации в ходе своей работы и жизни. ‘ Big C’ креативность относится к общепризнанному, новаторскому и новаторскому творчеству, что очевидно в работах знаменитых творцов, таких как Томас Эдисон, Винсент Ван Гог и Стивен Спилберг. Они предложили две дополнительные формы творчества, чтобы охватить более широкий спектр творческих процессов и продуктов. Мини-с относится к творческому самопознанию или пресловутому «моменту ага», который часто обеспечивает необходимую внутреннюю инфраструктуру, на которой строятся творческие процессы. Наконец, Pro-C относится к «творчеству экспертного уровня, которому еще предстоит достичь статуса гения». Важно отметить, что Бегетто и Кауфман предполагают, что эти уровни находятся в континууме развития. Mini-c – это спонтанное озарение детей. При поддержке и обратной связи, особенно в контексте классной комнаты, поддерживающей творческое мышление, мини-с может развиться в повседневные творческие достижения, или маленький с ». как в музыке, искусстве или других начинаниях — их уровень мастерства и их творческий потенциал становятся зрелыми. Таким образом, преднамеренная практика является одним из ключевых компонентов, необходимых для little c , чтобы продолжить расцветать в Pro-C, или способность сделать творчество центром профессиональных усилий.
Эта теория развития ценна тем, что она частично объясняет развитие творческих способностей на протяжении всей жизни. Однако возникает вопрос, где заканчивается творчество и начинается интеллект. Отчасти это связано с тем, что креативность «обычно рассматривается как комплекс или синдром, который многогранен и разнообразен в выражении» (NEA, 2014). Таким образом, часть этого «синдрома творчества» тесно связана с интеллектом. В значительной степени ученые и исследователи не смогли четко разделить креативность и интеллект, потому что они являются пересекающимися аспектами более крупного, сложного и бесценного познавательного процесса.
Возможно, вместо того, чтобы пытаться точно отделить креативность от интеллекта, нам лучше сосредоточиться на других вопросах. Ценится ли творчество из-за того, что оно производит, или мы ценим творчество как процесс сам по себе? Хотим ли мы создавать классы, поддерживающие творческое мышление, и если да, то от чего мы могли бы отказаться в процессе? Где креативность лучше всего проявляется в решении проблем или в создании проблем ? Эти вопросы, конечно, не поддаются простым ответам. Они указывают нам на то, что творчество следует рассматривать как неотъемлемый человеческий навык, как нечто, что позволяет нам творить — брать что-то и превращать во что-то другое, во что-то лучшее, во что-то, что мы не могли себе представить раньше. Возможно, именно это качество — способность делать то, чего раньше не было, — делает творчество таким трудным для идентификации, определения, классификации. Возможно, это потому, что творчество настолько близко к сердцу того, что делает нас людьми, что его так трудно аккуратно уместить в коробку. И, возможно, именно так и должно быть.
*Хотите узнать, как разрезать торт на восемь равных частей?
Ссылки
Beghetto, R.A. и Кауфман, Дж. К. (2007). К более широкой концепции творчества: пример мини-творчества. Психология эстетики, творчества и искусства , 1, 73-79.
Бегетто, Р.А. и Кауфман, Дж. К. (2014). Учебный контекст для творчества. Исследования высших способностей , 25(1), 53-69.
Кауфман, Дж. К. и Бегетто, Р. А. (2009 г.). За гранью большого и малого: модель творчества «четыре С». Review of General Psychology, 13(1), 1–12.
Кауфман, Дж. К. и Плакер, Дж. (2011). Креативность и интеллект. В Р.Дж. Штернберг и С.Б. Кауфман (ред.) Кембриджский справочник разведки (стр. 771–783). Нью-Йорк: Кембридж.
Мерроцы, П. (2013). Заметка о творчестве Big-C и творчестве Little-c. Журнал исследований творчества , 25(4), 474-476.
Дж.А. Плакер, А. Эспинг, Дж. К. Кауфман и М. Дж. Авита (2015). Творчество и интеллект. В S.G. Goldstein et al. (ред.), Справочник по разведке: эволюционная теория, историческая перспектива и современные концепции . Нью-Йорк: Спрингер.
Как креативность работает в мозгу: взгляды рабочей группы Института Санта-Фе (встреча, 2014 г.). Национальный фонд искусств.
Ранко, Массачусетс (2014). Большая С, Маленькая С Творчество как ложная дихотомия: Реальность не категорична. Журнал исследований творчества , 26(1), 131-132.
Штернберг, Р.Дж. (1996). Успешный интеллект . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Связь между интеллектом и творчеством
Интеллект означает способность человека получать и сохранять информацию и знания. При тестировании интеллекта выводятся баллы IQ, которые показывают способность человека исторически сохранять информацию.
С другой стороны, креативность — это способность мыслить нестандартно. Это искусство придумывать новые идеи и объединять существующие концепции.
Творчество означает наблюдение за проблемой с разных сторон и поиск нового ответа или решения. Творческие идеи не обязательно должны быть революционными по своей природе. Они просто должны быть новыми для мыслителя.
Интеллект и креативностьИ интеллект, и креативность являются функциями мозга. Оба они связаны с тем, как мозг получает и сохраняет информацию.
Интеллект обычно измеряется с помощью теста IQ. Доступно большое количество тестов IQ. Все эти тесты измеряют различные формы интеллекта.
С другой стороны, креативность измерить довольно сложно. Обычно считается, что больше творчества означает больше интеллекта.
Принято считать, что творческие люди от природы более умны и интеллектуальны. Но мы не можем обобщать это. Это не всегда может быть правдой.
Большое количество исследований выявило взаимосвязь между интеллектом и креативностью. Те люди, которые имели IQ выше 120, имели более высокий уровень креативности по сравнению с теми, у кого IQ был ниже 120.
таланты и навыки, и они не влияют друг на друга напрямую.
Если кто-то использует свой творческий потенциал для решения определенной проблемы, он или она запоминает эту стратегию на будущее. Всякий раз, когда он или она столкнется с такой же проблемой в будущем, его или ее разум будет направлять его или решать такую проблему.
Раскрытие преимуществ эмоционального…
Пожалуйста, включите JavaScript
Раскрытие преимуществ эмоционального интеллекта: руководство по улучшению вашего EQ она отправная точка, необходимая для поиска решения.
Так, человеку с низким уровнем интеллекта может быть сложно решить задачу, которая может потребовать творческого решения. Таким образом, отношения между интеллектом и креативностью немного сложны.
Дж. П. Гилфорд стал пионером в обнаружении взаимосвязи между интеллектом и творчеством. Он разработал структуру модели интеллекта, чтобы найти взаимосвязь между ними.
В этой модели он разбил методы мышления на три измерения способностей: содержание, операции и продукты.
Эти измерения далее делятся на подмножества различных навыков и способностей. Таким образом, эти способности работают вместе, чтобы найти требуемое решение любой конкретной проблемы 150 различными способами.
Модель Дж. П. Гилфорда разработала две операции как дивергентное и конвергентное производство, которые зависят от творчества и интеллекта для решения проблемы.
Конвергентное мышление зависит от интеллекта. Конвергентное мышление применимо к тем сценариям и проблемам, которые имеют только одно решение. Решение математических и научных задач обычно требует конвергентного мышления.
Дивергентное мышление, с другой стороны, связано с творчеством. Это также известно как творческое мышление. Дивергентное мышление использует несколько подходов к решению проблем, потому что такие проблемы имеют несколько доступных решений.
Стратегии развития дивергентного мышления
Мозговой штурм
Обычно включает в себя перечисление творческих идей, которые приходят в голову. Эти идеи неструктурированы по своей природе.
Цель мозгового штурма — выдвинуть как можно больше идей, какими бы неструктурированными они ни были. Этот процесс включает в себя запись каждой идеи, которая приходит в голову. Во время мозгового штурма ни одна идея не отбрасывается и не отвергается.
Ведение дневника
Журналы — один из лучших инструментов для записи идей, которые спонтанно приходят в голову. Создавая журнал, можно записывать идеи и планы, которые приходят на ум, и использовать эти идеи при необходимости.
Фрирайтинг
Фрирайтинг считается одним из лучших методов развития дивергентного мышления. Во фрирайтинге человек сосредотачивается на одной теме и продолжает писать о ней свободно.
Цель состоит в том, чтобы свободно писать обо всем, что приходит на ум по данной теме. Затем эти идеи реструктурируются и переформировываются в требуемом порядке.
Картирование разума
Картирование разума включает преобразование идей мозгового штурма в форму изображения или визуальной карты. Эта карта показывает взаимосвязь между идеями, которые обсуждаются в процессе мозгового штурма. Карта начинается с центральной темы, а затем имеет различные ответвления. Каждая ветвь показывает одну конкретную идею.
Стратегии развития конвергентного мышления
Будьте утвердительны
Не нападайте на идею, не обдумав ее. Начните с размышлений о том, что вам действительно нравится в этой идее и почему вы считаете ее необходимой. Испытайте себя, чтобы найти лучшее решение, и не стесняйтесь отказываться от идей, когда это необходимо.
Будьте осмотрительны
Не делайте поспешных выводов. Не делайте необоснованных предположений. Это приведет вас к суровым результатам. Не торопитесь, чтобы подробно проанализировать проблему. Дайте всем альтернативам справедливый шанс быть рассмотренными.
Проверьте свои цели
Некоторые идеи привлекательны для мозга, но они могут отвлечь вас от вашей цели. Проверяйте свои цели снова и снова, чтобы не сбиться с пути.