3. Деятельность и психические процессы.
Психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление, речь) не только участвуют в человеческой деятельности в качестве компонентов, но и развиваются в ней, представляя собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности человека приобретает важнейшие качества, формируются следующие его виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Так например, манипулирования ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводится в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Связь деятельности с воображением проявляется в том, что человек не в состоянии представить то, чего не было в его личном опыте, не было бы элементом, предметом, условием или моментом какой-либо его деятельности.
Взаимодействие памяти и деятельности ярко проявляется в двух основных ее процессах: запоминании и воспроизведении. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет собой мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к запоминанию. Это – структуирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п. Воспроизведение также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление).
В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также является особого рода деятельностью. Характеризуя ее, обычно, пользуются словосочетанием «речевая деятельность».Психические процессы и по своему происхождению и по своей структуре являются деятельностью. Доказано, что психические процессы можно формировать через организованную внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, превращения их в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения представляют собой элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством (например, точно и правильно выполнять какое-либо действие). Умения включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
Умения, в отличие от навыков, всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда возникают нестандартные ситуации, требующие принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.
Умения и навыки делятся на несколько типов:
двигательные;
познавательные;
теоретические;
практические.
Двигательные включают разнообразные движения, простые и сложные, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.
Познавательные включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.
Теоретические связаны с абстрактным интеллектом и выражаются в способности человека анализировать, обобщать, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.
Привычка отличается от умений и навыков тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки, как правило, связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой (часть и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от умения привычка не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.
Контрольные вопросы:
Дать определение деятельности, раскрыть основные ее характеристики.
Показать отличие деятельности человека от активности животных.
Охарактеризовать структуру человеческой деятельности и дать характеристику основных ее компонентов.
Сравнить между собой процессы интериоризации и экстериоризации.
Перечислить виды человеческой деятельности, раскрыть их особенности.
Дать сравнительную характеристику общения игровой, учебной и трудовой деятельности.
Охарактеризовать познавательные процессы как внутренние моменты деятельности.
Дать сравнительную характеристику навыков, умений и привычек.
Литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1988. –С.95-128.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1982. –С.73-123.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. –М.,2000. –С.145-165.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. –Т. 1. –М., 1989. С.14-64.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов. –М.-Ростов-на-Дону. -2003. –С.23-25.
1.5. Взаимосвязь психического развития и деятельности
Деятельность — это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Согласно представлениям С.Л.Рубинштейна, в деятельности проявляются, формирутся и развиватся человек и его психика.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступат как важнейшие компоненты лбой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что необходимо сделать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступат как ее неотъемлемые внутренние моменты. Однако психические процессы не просто участвут в деятельности, они в ней развиваются и сами представлят собой особые виды деятельности.
Умения, навыки и привычки являтся автоматизированными, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемыми компонентами деятельности. Умения — это элементы деятельности, позволящие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операци, сери действий или операций. Навыки — это полность автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций, превращащихся затем в навыки, является переход от управления деятельность на подсознательный уровень регуляции и доведения их до автоматизма (Н. А. Бернштейн). Привычка является деятельность, выполняемая механически, и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. От умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки).
Наиболее распространенные виды деятельности человека — игра, учебная деятельность, трудовая деятельность, досуг.
Игра — особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия лдей; вклчение ребенка в игрову деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности ребенка, а также развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Анализ игровой деятельности осуществлен в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.
Учебная деятельность — способ усвоения предметных и познавательных действий. Как и лбой вид деятельности, учебная деятельность имеет уровневое строение и состоит из отдельных компонентов-действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач. Специфическое соотношение компонентов учебной деятельности определяет ее индивидуальный характер. Проблема учебной деятельности, ее строения, развития и влияния на психическое развитие личности была поставлена и исследована Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым и др.
Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Предметом изучения трудовой деятельности выступат психические процессы, факторы, состояния, которые побуждат, программирут и регулирут трудову активность человека, а также его личностные. Трудовая деятельность в целом и ее отдельные аспекты в частности стали предметом анализа для С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.А.Ошанина, К.К.Платонова, О.А.Конопкина, В.Д.Шадриковаидр.
Досуг — один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Досуг обеспечивает развитие личностных, познавательных, нравственных аспектов природы человека, непосредственно не связанных с его профессиональными интересами и, следовательно, выходящих за пределы трудовой деятельности.
Вклчение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.
психических событий | Разум имеет значение: сознание и выбор в квантовом мире
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Hodgson, David,
‘Mental Events’
,
The Mind Matters: Сознание и выбор в Quantum World
(
Oxford,
1993;
онлайн Edn,
Oxford,
;
. Академический
, 3 октября 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198240686.003.0003,
, по состоянию на 1 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазум имеет значение: сознание и выбор в квантовом миреМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазум имеет значение: сознание и выбор в квантовом миреМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Эта глава приступает к основной теме этой книги, рассматривая ментальные события и сознание. Она объясняет, чем ментальные события отличаются от физических событий. Затем в нем кратко излагаются некоторые взгляды, высказанные по поводу этих отношений. Обсуждение начинается с центрального случая ментальных событий, а именно полностью сознательных переживаний, мыслей и действий нормальных людей. Затем рассматриваются связанные концепции «сознания» и «разума» и комментируются один класс ментальных событий, восприятие и его отношение к миру. Наконец, в нем излагаются некоторые возможные объяснения общей природы отношений между физическими событиями и ментальными событиями.
Ключевые слова: разум, сознание, восприятие, ментальные события, физические события
Субъект
Метафизика Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Неожиданные психические процессы, выявленные в исследовании «Как мозг связывает события для формирования памяти» связать нейтральный тон (условный раздражитель) со вздохами воздуха (безусловный раздражитель) через 15-секундную задержку.
Открытия, проведенные Колумбийским университетом на мышах, подкрепляют усилия по картированию схем центра памяти мозга; указывают на новые области исследований панических и посттравматических стрессовых расстройств.
Женщина, идущая по улице, слышит хлопок. Несколько мгновений спустя она обнаруживает, что ее бойфренд, шедший впереди нее, застрелен. Через месяц женщина обращается в травмпункт. По ее словам, шум мусоровозов вызывает приступы паники. В ее мозгу сформировалась глубокая и прочная связь между громкими звуками и разрушительным зрелищем, свидетелем которого она стала.
Эта история, рассказанная клиническим психиатром и соавтором нового исследования Мохсином Ахмедом, доктором медицинских наук, является ярким примером мощной способности мозга запоминать и связывать события, разделенные во времени. И теперь, в этом новом исследовании на мышах, опубликованном сегодня (8 мая 2020 г.) в Neuron , ученые из Колумбийского института Цукермана пролили свет на то, как мозг может формировать такие прочные связи.
Ученые обнаружили удивительный механизм, с помощью которого гиппокамп, область мозга, ответственная за память, строит мосты во времени: запуская всплески активности, которые кажутся случайными, но на самом деле составляют сложную схему, которая со временем помогает мозг учится ассоциациям. Раскрывая схему, лежащую в основе ассоциативного обучения, результаты закладывают основу для лучшего понимания тревожных и связанных с травмой и стрессом расстройств, таких как панические и посттравматические стрессовые расстройства, при которых кажущееся нейтральным событие может вызвать негативную реакцию. .
«Мы знаем, что гиппокамп играет важную роль в формах обучения, которые включают в себя связывание двух событий, происходящих с разницей даже в 10–30 секунд», — сказал Аттила Лосонци, доктор медицинских наук, главный исследователь Колумбийского исследовательского центра Mortimer B. Zuckerman Mind Brain. Институт поведения и соавтор статьи. «Эта способность является ключом к выживанию, но механизмы, лежащие в ее основе, оказались неуловимыми. Благодаря сегодняшнему исследованию на мышах мы нанесли на карту сложные вычисления, которые выполняет мозг, чтобы связать отдельные события, разделенные во времени».
Гиппокамп — небольшая область в форме морского конька, расположенная глубоко в мозгу, — важный центр обучения и памяти. Предыдущие эксперименты на мышах показали, что нарушение работы гиппокампа приводит к тому, что животные с трудом учатся связывать два события, разделенные десятками секунд.
«Существует мнение, что клетки гиппокампа сохраняют уровень постоянной активности, чтобы связать такие события», — сказал доктор Ахмед, доцент клинической психиатрии Колумбийского колледжа врачей и хирургов Вагелос и соавтор. автор сегодняшнего исследования. «Отключение этих клеток, таким образом, нарушило бы обучение».
Чтобы проверить эту традиционную точку зрения, исследователи визуализировали части гиппокампа мышей, когда животные подвергались воздействию двух разных раздражителей: нейтрального звука, сопровождаемого небольшим, но неприятным дуновением воздуха. Два события разделила пятнадцатисекундная задержка. Ученые повторили этот эксперимент в нескольких испытаниях. Со временем мыши научились ассоциировать тон с последующим дуновением воздуха. Используя передовую двухфотонную микроскопию и функциональную визуализацию кальция, они регистрировали активность тысяч нейронов, типа клеток мозга, в гиппокампе животных одновременно в ходе каждого испытания в течение многих дней.
«При таком подходе мы могли бы имитировать, хотя и более простым способом, процесс, которому подвергается наш собственный мозг, когда мы учимся связывать два события», — сказал доктор Лосончи, который также является профессором нейробиологии в Колумбийском колледже врачей Вагелос. и хирурги.
Чтобы разобраться в собранной информации, исследователи объединились с вычислительными нейробиологами, которые разработали мощные математические инструменты для анализа огромного количества экспериментальных данных.
«Мы ожидали увидеть повторяющуюся, непрерывную нейронную активность, которая сохранялась в течение пятнадцатисекундного перерыва, что свидетельствует о том, что гиппокамп работает, связывая слуховой тон и воздушный поток», — сказал специалист по вычислительной нейробиологии Стефано Фуси, доктор философии, главный исследователь в Колумбийский институт Цукермана и соавтор статьи. «Но когда мы начали анализировать данные, мы не увидели такой активности».
Вместо этого нейронная активность, зарегистрированная в течение пятнадцатисекундного промежутка времени, была скудной. Сработало лишь небольшое количество нейронов, и они сделали это, по-видимому, случайным образом. Эта спорадическая активность явно отличалась от постоянной активности, которую мозг проявляет во время других задач обучения и памяти, таких как запоминание телефонного номера.
«Похоже, что активность проявляется скачками в прерывистые и случайные периоды времени на протяжении всей задачи», — сказал Джеймс Пристли, докторант, со-наставником которого были доктора. Лосонци и Фузи из Колумбийского института Цукермана и соавтора статьи. «Чтобы понять активность, нам пришлось изменить способ анализа данных и использовать инструменты, предназначенные для понимания случайных процессов».
В конце концов, исследователи обнаружили закономерность в случайности: стиль мысленных вычислений, который, по-видимому, является чрезвычайно эффективным способом хранения информации нейронами. Вместо того, чтобы постоянно общаться друг с другом, нейроны экономят энергию — возможно, за счет кодирования информации в соединениях между клетками, называемых синапсами, а не за счет электрической активности клеток.
«Мы были рады видеть, что мозг не поддерживает постоянную активность в течение всех этих секунд, потому что метаболически это не самый эффективный способ хранения информации», — сказал доктор Фузи, который также является профессором нейробиологии в Колумбийском университете. Колледж врачей и хирургов Вагелос. «Похоже, у мозга есть более эффективный способ построить этот мост, который, как мы подозреваем, может включать изменение силы синапсов».
В дополнение к помощи в картировании схем, участвующих в ассоциативном обучении, эти результаты также обеспечивают отправную точку для более глубокого изучения расстройств, связанных с дисфункцией ассоциативной памяти, таких как паническое и посттравматическое стрессовое расстройство.
«Хотя наше исследование не моделирует явным образом клинические синдромы любого из этих заболеваний, оно может быть чрезвычайно информативным», — сказал доктор Ахмед, который также является сотрудником лаборатории Лосончи в Колумбийском институте Цукермана.