Взаимосвязь познавательных психических процессов с эффективностью соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов
В статье рассматривается вопрос влияния познавательных психических процессов на результативность соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Особое место занимают такие познавательные психические процессы как внимание и мышление, так как без них невозможна успешность соревновательной деятельности.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, познавательные психические процессы, мини-футбол.
Актуальность исследования. Система подготовки в мини-футболе все чаще поддается критике, что в большей степени подходы заимствованы из большого футбола, и с этим не поспоришь. Это ведь самостоятельный вид спорта, очень «молодой» вид, который должен иметь и свои отличительные, характерные особенности, и организация тренировочного процесса должна создавать все условия для успешного функционирования всех аспектов подготовки, в том числе психологической, для повышения успешности соревновательной деятельности.
Психологическая подготовка в мини-футболе должна занимать особое место, так как познавательные процессы, происходящие во время соревновательной деятельности (внимание, мышление, восприятие, ощущение) могут значительно повлиять на эффективность выполнения игровых действий и взаимодействий, что, в конечном счете, влияет на исход игры.
Материалы многих исследований [2;7;13] свидетельствуют о том, что необходима реконструкция программно-методического обеспечения образовательных программ по спортивным играм (в том числе мини-футбол), в которых практически отсутствует, и слабо рассматривается, аспект психологической подготовки молодых спортсменов. Уделяется внимание развитию индивидуальных творческих способностей, однако не поддается вниманию активизация познавательной сферы.
Познавательные психические процессы в первую очередь связаны с индивидуальной личностью спортсмена, а различные виды спорта представляют широкие требования к структуре личности спортсмена. Как отмечается в некоторых исследованиях, типологические особенности личности мини-футболиста влияют на результативность соревновательной деятельности, и в большей степени, подобные данные личностных особенностей отсутствуют [8;9;10].
На этапах спортивной подготовки успешность обучения спортсменов и результативность их соревновательной деятельности во многом зависят от их способностей, прежде всего интеллектуальных. Таким образом, в подготовке мини-футболистов важным становится развитие внимания, мышления. При этом наблюдается воздействие средств технико-тактической подготовки на развитие психики [1;4;6;11].
Следует признать, что вопросы активизации познавательных процессов студентов-мини-футболистов, являются возможностями для качественного повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, и как следствие, повышение спортивного результата.
Цель исследования: определить влияние познавательных психических процессов на эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.
Объект исследования: соревновательный процесс студентов-мини-футболистов.
Предмет исследования: познавательные психические процессы студентов-мини-футболистов.Гипотеза исследования заключается в предположении, что отслеживание взаимосвязи проявления познавательных психических процессов и их развитие в соответствии с рекомендациями позволит повысить эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов если:
– установится взаимосвязь влияния познавательной психической сферы на результативность соревновательной деятельности;
– в содержании программно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса используются рекомендации развития познавательной сферы;
– создаются субъектно-объектные отношения в системе «тренер-спортсмен», направленные на развитие познавательной сферы студентов-мини-футболистов.
Как отмечается многими исследователями [1;5;8], адекватное развитие познавательных психических процессов в полной мере влияют на результат соревновательной деятельности в мини-футболе. В мини-футболе при изменении тактической ситуации на площадке требует от спортсмена корректировки выполняемых тактических действий, что свидетельствует о важности переключения внимания.
В нашей работе мы отмечаем важность таких познавательных психических процессов как: внимание и мышление, которые в соревновательной деятельности тесно связаны между собой.
Успешность соревновательной деятельности в мини-футболе зависит от концентрации и устойчивости внимания.
Особое место, так же, уделяется распределению внимания. Это говорит о том, что спортсмен должен удерживать в поле зрения не только мяч, но и своих партнеров, действия противника, судьи, тренера (иногда тренеры во время игры могут указывать на определенные технико-тактические задачи, на которые должна реагировать его команда).
Такое высокое требования к вниманию предъявляет особые требования к их развитию в учебно-тренировочном процессе. Должны подбираться специфические упражнения для развития такого познавательного психического процесса как внимание. В мини-футболе тоже должно уделяться внимание этому типу внимания, так как, например, анализ выполняемого упражнения говорит, что мыслительные операции работают.
Без мышления невозможна эффективная успешность соревновательной деятельности. Развитие творческого и оперативного мышления индивидуально. Обдумывание тактики игры, выбор соответствующих технических приемов говорит о творческом подходе к выполнению соревновательных действий.
Элементы творческой мыслительной и соревновательной деятельности (в их совокупности) должны присутствовать во время выступлений спортсменов на различных соревнованиях. Он должен присутствовать при выборе индивидуальной тактики, выборе приемов. «Например, когда футболист, двигаясь с мячом в направлении ворот противника, вследствие борьбы с защитниками оказывается практически в самом углу поля, напрашивающимся вариантом продолжения атаки становится передача мяча партнеру, находящемуся в объективно более удобном для удара по воротам положении: ближе к центру штрафной площади, под менее острым углом к воротам».Без мышления выполнение элементарных действий в спорте невозможно. Спортсмен должен понять для чего, и с какой целью он выполняет то или иное действие. Таким образом, развитию мышления должно отдаваться должное внимание, так как без мыслительной операции невозможно обыгрывание соперника. Мини-футбольное поле — это как шахматная доска, в которой есть место стратегии, без оперативного обдумывания (мыслительных операций) сложившейся соревновательной ситуации — невозможен эффективный исход соревновательной деятельности.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование (по опроснику Айзенка, Бурдона), педагогическое наблюдение (протоколирование СД), математико-статистические методы. Исследование проводилось с января по май 2016 года на базе мини-футбольной студенческой команды ИПИ им. П. П. Ершова в составе 8 игроков 18–22 лет, имеющих 1–3 взрослые разряды.
Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования мы определили исходные показатели развития внимания и интеллектуальных способностей у испытуемых (табл.1).
Таблица 1
Показатели уровня общего интеллектуального развития исвойств внимания
№ | Ф.И. игрока | Амплуа | 4 и 5 субтесты Айзенка | Корректурная проба (тест Бурдона) | ||||||
Итоговый показатель уровня общего интеллектуального развития | Уровни значений IQ | Объем работоспособности | Концентрация (количество ошибок/ безошибочность) | Устойчивость Индекс безошибочности | ||||||
результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | |||||
1 | М. Д. | н | 127,5 | выше среднего | 868 | хор | 8 | хор. | 0,011 | хор. |
2 | К.М. | у | 107,5 | высокий | 816 | хор | 14 | хор. | 0,018 | хор. |
3 | Г.В. | з | 110 | высокий | 764 | хор | 10 | хор. | 0,013 | хор. |
4 | Д. З. | н | 95 | средний | 667 | уд. | 16 | уд. | 0,023 | уд. |
5 | М.А. | у | 100,5 | средний | 794 | хор | 17 | уд. | 0,011 | уд. |
6 | Г.А. | з | 110 | высокий | 813 | хор. | 6 | хор. | хор. | |
7 | Ч.А. | в | 97,5 | средний | 653 | уд. | 14 | хор. | 0,26 | уд. |
8 | М.И. | в | 115,5 | выше среднего | 913 | хор. | 4 | отл. | 0,006 | хор. |
Средний по группе | 108 | высокий | 786 | хор. | 11,1 | хор. | 0,013 | хор. | ||
Анализируя данные можно утверждать, что 37,5 % испытуемых имеют высокий уровень средних показателей развития интеллектуальных способностей. 37,5 % испытуемых имеют средний уровень интеллектуального развития. 25 % испытуемых имеют уровень интеллектуального развития выше среднего.
В итоге можно утверждать, что в среднем показатель интеллектуального развития группы равен высокому значению средних показателей.
Люди с такими показателями с трудом заканчивают вузы, но, если человек усидчив и трудолюбив, он может получить отличное рабочее место. Эта группа составляет непосредственно 25 % населения.
Данные корректурной пробы показывают, что объем работоспособности внимания у 25 % испытуемых находится на удовлетворительном уровне, а остальные 75 % имеют хороший уровень работоспособности внимания.
Концентрация внимания у одного испытуемого (12,5 %) находится на высоком уровне. У 25 % уровень концентрации внимания удовлетворительный. И остальные 62,5 % испытуемых имеют хорошую концентрацию внимания.
Устойчивость внимания (индекс безошибочности) у 3 испытуемых (37,5) находится на удовлетворительном уровне, а остальные 62,5 % имеют хорошую устойчивость внимания.В целом можно сказать, что особенности внимания, согласно корректурной пробе, у группы испытуемых находится на хорошем уровне.
Концентрация внимания в условиях соревновательной деятельности, а также устойчивость внимания являются составляющим психологического компонента в условиях соревновательной деятельности. Игроки должны быть собраны, внимательны, так как постоянное изменение игровой ситуации и отслеживание игровой ситуации, требует повышенного уровня развития познавательной психической сферы, как внимание.
Воздействие соревновательных ситуаций наэффективностьдеятельностиспортсменаимеетобъективную базу. Психологическая напряженность, возникающая в соревновательных условиях и представляет собой некий эмоциональный фон, объясняет пробуждение специфическогофизиологическогофона, которыйприводитк сдвигамв деятельности многофункциональных системорганизма, в частности, к изменению восприимчивости моторного анализатора, эффективности осуществлении специфик вниманияи некоторыхдругихфакторов, оказывающих немаловажное влияниенаэффективностьсоревновательнойдеятельностиспортсмена
Чтобы оценить результативность соревновательной деятельности каждого отдельного игрока и команды в целом мы использовали разработанный на нашей кафедре и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ) [8].
Для установления влияния факторов эффективности соревновательной деятельности мы провели корреляционный анализ по Пирсону. Для этого в качестве одного показателя выступил выявленный коэффициент полезности игрока (КПИ). Если коэффициент равен 1 или превышает это значение, то игрок оказался эффективным в условиях соревновательной деятельности, если ниже значения 1, то неэффективным. Таким образом, по итогам 10-ти матчей в исследовании определилось 5 эффективных игроков (КПИ≥1) и 3 неэффективных (КПИ
Таблица 2
Показатели эффективности соревновательной деятельности (коэффициент полезности игрока)
№ | Ф.И. игрока | Амплуа | Показатель КПИ виграх | Средний КПИ | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | М. Д. | н | 0,80 | 1,65 | 1,41 | 1,71 | 1,55 | 1,84 | 1,45 | 2,23 | 1,80 | 2,12 | 1,66 |
2 | К.М. | у | 1,29 | 2,17 | 2,32 | 1,19 | 1,71 | 2,83 | 2,16 | 2,45 | 2,35 | 2,50 | 2,17 |
3 | Г.В. | з | 0,91 | 1,72 | 1,24 | 1,55 | 1,05 | 1,81 | 1,76 | 2,08 | 1,62 | 1,89 | 1,56 |
4 | Д. З. | н | 0 | 1,48 | 0,53 | 0,71 | 0,45 | 0,72 | 0,97 | 1,77 | 0,69 | 1,32 | 0,86 |
5 | М.А. | у | 0,99 | 1,15 | 1,34 | 1,07 | 0,89 | 1,45 | 1,51 | 1,18 | 0,96 | 1,88 | 1,24 |
6 | Г.А. | з | 0,71 | 1,39 | 1,31 | 1,13 | 0,66 | 1,40 | 1,31 | 1,62 | 0,62 | 1,07 | 1,12 |
7 | Ч. А. | в | 0,27 | 0 | 0,45 | 0 | 0 | 0,54 | 0,53 | 0 | 0 | 0,36 | 0,43 |
8 | М.И. | в | 0 | 0,60 | 0 | 0,39 | 0,43 | 0 | 0 | 0,55 | 0,41 | 0 | 0,48 |
Ср. по группе | 1,19 | ||||||||||||
Для установления взаимосвязи влияния познавательной психической сферы на результативность и эффективность соревновательной деятельности нами проведен корреляционный анализ (табл. 3).
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа между показателем эффективности соревновательной деятельности иуровня значений IQ иобъема, концентрации, устойчивости внимания
№ | Показатели интеллектуального развития иобъем, концентрация иустойчивость внимания | Корреляционный анализ | |
Коэффициент,r | Достоверность, p | ||
1 | Общее интеллектуальное развитие | 0,36 | p>0,05 |
2 | Объем работоспособности (внимание) | 0,28 | p>0,05 |
3 | Концентрация внимания | 0,14 | p>0,05 |
4 | Устойчивость внимания | -0,5 | p>0,05 |
Выводы.Можно утверждать, что без участия познавательных психических процессов, соревновательная деятельность спортсменов невозможна. Развитие специфических познавательных психических процессов таких как: внимание, мышление просто необходимо.
От развитости у мини-футболистов этих свойств психики будет зависеть успех соревновательной деятельности [3]. В связи с тем, что мини-футбол является одним из молодых видов спорта научно-методические основы, связанные с развитием внимания и мышления разработаны недостаточно. Так как ученые отдают должное развитию этих аспектов психологической подготовки, то это актуализирует проблему нашего исследования и определяет ее важность.
Результаты проведенного исследования показывают, что развитие познавательной психической сферы, в частности внимания и мышления, оказывают некоторое влияние на эффективность соревновательной деятельности.
При проведении корреляционного анализа нами обнаружено, что на эффективность соревновательной деятельности влияют: уровень общего интеллектуального развития и такое свойство внимания как устойчивость (безошибочность).
Литература:
1. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Горская. — Краснодар. — 1995.- 178 с.
2. Макаров, Ю. М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Макаров. — СПб.: Олимп, 2009. — 92 с.
3. Маркиянов, О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена [Текст] / О. А. Маркиянов, А. И. Орлов, Т. И. Орешкина // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 2. — С. 8–11.
4. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена [Текст] / Р. М. Найдиффер. — М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 39–41.
5. Наконечная, Л. Е. Построение программы индивидуализации психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей в мини-футболе [Текст] / Л. Е. Наконечная, Е. В. Романина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 2 (120). — С. 217–220.
6. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. — Психодиагностика, 2001. — 640 с.7. Осипенко, А. И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9–12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр [Текст]: дисс. канд. пед. наук. / А. И. Осипенко. -: Смоленск, 2006. — 156 с.
8. Поливаев, А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
9. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.
10. Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
11. Родионов, А. В. Психология спортивного поединка [Текст] / А. В. Родионов. — М.: ФиС, 1968. С. 12.
12. Ткачева, М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта [Текст] // Известия Саратовского университета. Аксеология образования. Психология развития. — 2012. — № 4. — С. 65–69.
13. Яхонтов, Е. Р. Психологическая подготовка баскетболистов [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов. — СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — С. 43–50.
Основные термины (генерируются автоматически): соревновательная деятельность, хор, внимание, устойчивость внимания, испытуемый, концентрация внимания, корректурная проба, особое место, процесс, учебно-тренировочный процесс.
1.5. Взаимосвязь психического развития и деятельности
Деятельность — это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Согласно представлениям С.Л.Рубинштейна, в деятельности проявляются, формирутся и развиватся человек и его психика.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступат как важнейшие компоненты лбой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что необходимо сделать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступат как ее неотъемлемые внутренние моменты. Однако психические процессы не просто участвут в деятельности, они в ней развиваются и сами представлят собой особые виды деятельности.
Умения, навыки и привычки являтся автоматизированными, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемыми компонентами деятельности. Умения — это элементы деятельности, позволящие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операци, сери действий или операций. Навыки — это полность автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций, превращащихся затем в навыки, является переход от управления деятельность на подсознательный уровень регуляции и доведения их до автоматизма (Н. А. Бернштейн). Привычка является деятельность, выполняемая механически, и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. От умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки).
Наиболее распространенные виды деятельности человека — игра, учебная деятельность, трудовая деятельность, досуг.
Игра — особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия лдей; вклчение ребенка в игрову деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности ребенка, а также развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Анализ игровой деятельности осуществлен в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.
Учебная деятельность — способ усвоения предметных и познавательных действий. Как и лбой вид деятельности, учебная деятельность имеет уровневое строение и состоит из отдельных компонентов-действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач. Специфическое соотношение компонентов учебной деятельности определяет ее индивидуальный характер. Проблема учебной деятельности, ее строения, развития и влияния на психическое развитие личности была поставлена и исследована Д. Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым и др.
Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Предметом изучения трудовой деятельности выступат психические процессы, факторы, состояния, которые побуждат, программирут и регулирут трудову активность человека, а также его личностные. Трудовая деятельность в целом и ее отдельные аспекты в частности стали предметом анализа для С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.А.Ошанина, К.К.Платонова, О.А.Конопкина, В.Д.Шадриковаидр.
Досуг — один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Досуг обеспечивает развитие личностных, познавательных, нравственных аспектов природы человека, непосредственно не связанных с его профессиональными интересами и, следовательно, выходящих за пределы трудовой деятельности.
Вклчение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.
Психология | Определение, история, поля, методы и факты
Уильям Джеймс
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Луиза Бейтс Эймс Уильям Джеймс Леон Фестингер Стэнли Милгрэм
- Похожие темы:
- психологическое тестирование теория обучения социальная психология когнитивная наука эволюционная психология
Посмотреть весь связанный контент →
психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.
Дисциплина психологии в целом делится на две части: большая профессия практиков и меньшая, но растущая наука о разуме, мозге и социальном поведении. У них разные цели, обучение и практика, но некоторые психологи объединяют их.
(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)
Ранняя история
В западной культуре вклад в развитие психологии вносили представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Информированный биологией своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте (9).0027 см. также юмор). Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого ума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способности к мышлению и сознанию: разум «решает», а тело выполняет решение — дуалистический разум. расщепление тела, над преодолением которого до сих пор работает современная психологическая наука. Двумя фигурами, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в 19 веке, были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах. Джеймса Принципы психологии (1890 г.) определили психологию как науку о психической жизни и обеспечили проницательные обсуждения тем и проблем, которые столетие спустя предвосхитили большую часть программы исследований в этой области.
Тест «Британника»
Тест «Введение в психологию»
Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в большей части американской академической психологии. В 1913 г. Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основоположников бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, эффективно удаляя изучение сознания из психологии. Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения с помощью классического обусловливания (основанного на исследованиях собак, проведенных русского физиолога Ивана Павлова и, таким образом, известного как павловское обусловливание). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.
Бихевиоризм
Начиная с 1930-х годов бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б. Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания посредством подкрепления. Бихевиористы в университетских условиях проводили эксперименты над условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби. Скиннер и его последователи явно исключили ментальную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для догадок и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко воздействовать, манипулируя определенными непредвиденными обстоятельствами и изменяя последствия или подкрепление (награды), к которым приводит поведение в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в предсказуемых паттернах стимул-реакция (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен путем применения тех же принципов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасФрейд и его последователи
В то же время, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные врачом, получившим образование в Вене, Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками, начиная с начала 20-го века и сохраняясь на протяжении многих десятилетий. — подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на нечто рациональное. Теория Фрейда сделала разум второстепенным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний. Превращение бессознательного в сознательное стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.
Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самозащиты в своих мотивах и бессознательно детерминировано. Многое из этого также отражает конфликты, зародившиеся в раннем детстве, которые проявляются в виде сложных паттернов, казалось бы, парадоксального поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций и когнитивных процессов высшего порядка (например, компетентностной мотивации, способности к саморегуляции), а также механизмов психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роль межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они стали пионерами в анализе этих процессов в клинических условиях.
После Второй мировой войны и Sputnik
После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную существенную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов. Дальнейшему развитию психологии как науки способствовал запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступным массивное федеральное финансирование как для поддержки поведенческих исследований, так и для подготовки выпускников. Психология стала как процветающей профессией практиков, так и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития детей и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.
Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работающие как с нормальными, так и с нарушенными популяциями, начали разрабатывать и применять методы, фокусирующиеся на условиях обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это движение поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливые модели речи, курение, реакцию страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, по-видимому, влияли на проблемное поведение человека. Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не посредством понимания, осознания или раскрытия бессознательных мотивов, а путем обращения к самому поведению. Бихевиористы пытались напрямую изменить неадаптивное поведение, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие попытки могут быть успешными без замещения симптомов, предсказанного теорией Фрейда. Фрейдисты считали, что за устранением проблемного поведения сразу же последуют новые и более серьезные проблемы. Поведенческие терапевты показали, что это не всегда так.
Чтобы приступить к изучению роли генетики в личности и социальном развитии, психологи сравнили сходство в характерах людей с одинаковыми генами или в одной среде. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, выросших либо в одной, либо в разных средах. В целом эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как черты интроверта и экстраверта, и показали, что биолого-генетическое влияние было намного больше, чем предполагал ранний бихевиоризм. В то же время стало ясно и то, что то, как такие диспозиции выражаются в поведении, существенно зависит от взаимодействия со средой в ходе развития, начиная с внутриутробного развития.
Ментальные события | Разум имеет значение: сознание и выбор в квантовом мире
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Ходжсон, Дэвид, «Ментальные события», The Mind Matters: Consciousness and Choice in a Quantum World ( Oxford , 1993; онлайн-издание, Oxford Academic, 3 октября 2011 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198240686.003.0003, по состоянию на 7 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазум имеет значение: сознание и выбор в квантовом миреМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазум имеет значение: сознание и выбор в квантовом миреМетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе начинается основная тема этой книги, рассмотрение ментальных событий и сознания. Она объясняет, чем ментальные события отличаются от физических событий. Затем в нем кратко излагаются некоторые взгляды, высказанные по поводу этих отношений. Обсуждение начинается с центрального случая ментальных событий, а именно полностью сознательных переживаний, мыслей и действий нормальных людей. Затем рассматриваются связанные концепции «сознания» и «разума» и комментируются один класс ментальных событий, восприятие и его отношение к миру. Наконец, в нем излагаются некоторые возможные объяснения общей природы отношений между физическими событиями и ментальными событиями.
Ключевые слова: разум, сознание, восприятие, ментальные события, физические события
Субъект
Метафизика Философия разумаКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.