1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием общества в целом и отдельных людей, находящихся на определенной ограниченной территории. Ученые-обществоведы отмечают тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех основных общественных сфер, отражающих определенные стороны человеческого бытия и деятельности.
Экономическая сфера общественной жизни включает в себя материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Трудно переоценить ту роль, которую играют в нашей жизни экономические, товарно-денежные отношения и профессиональная деятельность. Сегодня они даже слишком активно вышли на первый план, а материальные ценности подчас полностью вытесняют духовные. Многие сейчас говорят, что человека сначала нужно накормить, обеспечить ему материальное благосостояние, поддержание его физических сил, а уже потом — духовные блага и политические свободы.
Политическая сфера, именуемая также политико-правовой, связана прежде всего с управлением обществом, государственным устройством, проблемами власти, законами и правовыми нормами.
В политической сфере человек так или иначе сталкивается с установленными правилами поведения. Сегодня некоторые люди разочаровываются в политике и политиках. Это происходит оттого, что люди не видят положительных изменений в своей жизни. Многие представители молодежи также мало интересуются политикой, предпочитая ей встречи в дружеских компаниях, увлечение музыкой.
Однако полностью изолировать себя от данной сферы общественной жизни невозможно: если мы не хотим участвовать в жизни государства, то нам придется подчиняться чужой воле и чужим решениям.
Один мыслитель сказал: «Если ты не займешься политикой, то политика займется тобой».Социальная сфера включает в себя взаимоотношения различных групп людей (классов, социальных слоев, наций), рассматривает положение человека в обществе, основные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе. Человек не может существовать без других людей, поэтому именно социальная сфера является той частью жизни, которая сопровождает его с момента появления на свет до последних минут.
Духовная сфера охватывает различные проявления творческого потенциала человека, его внутренний мир, собственные представления о красоте, переживания, нравственные установки, религиозные воззрения, возможность реализовать себя в различных видах искусства.
Какая из сфер жизни общества представляется более значимой? А какая менее? На этот вопрос не существует однозначного ответа, так как общественные явления сложны и в каждом из них можно проследить взаимосвязь и взаимовлияние сфер.
К примеру, можно проследить тесные взаимосвязи между экономикой и политикой. В стране проводятся реформы, снижены налоги для предпринимателей. Эта политическая мера способствует росту производства, облегчению деятельности бизнесменов. И, наоборот, если власть увеличивает налоговое бремя на предприятия, им не выгодно будет развиваться, а многие предприниматели будут стараться изымать свои капиталы из промышленности.
Не менее важна зависимость между социальной сферой и политикой. Ведущую роль в социальной сфере современного общества играют представители так называемых «средних слоев» — квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса. И эти же люди будут формировать ведущие политические партии и движения, а также свою систему взглядов на общество.
Связаны между собой экономика и духовная сфера. Так, например, хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества. Есть немало примеров взаимосвязи между всеми четырьмя общественными сферами. Допустим, в ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп — предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, интернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.
Подобных примеров взаимосвязи между сферами можно привести бесконечное множество.
Взаимосвязь политики и других сфер общества: теория и практика
Главная | Книги по политологии | Мухаев: ПОЛИТОЛОГИЯ | Взаимосвязь политики и других сфер общества: теория и практика |
Целостность и поступательность общественного развития достигается при взаимодействии политики с другими сферами жизнедеятельности человека, в которых он удовлетворяет свои потребности. Характер и содержание этих взаимосвязей рельефно выявляют специфику политики как социального института, природу ее влияния на общество.
Самостоятельна ли политика или ее содержание обусловлено влиянием экономических, культурных, идеологических и иных факторов? Единства мнений по данной проблеме не существует.
Идею обусловленности политики имущественным и социальным неравенством обосновал еще Аристотель. Управлением обществом могли заниматься люди состоятельные и образованные. Однако тогда политика еще не выделялась как самостоятельная сфера. Она включала в себя все формы взаимоотношений личности и общества, представляла собой цивилизованную форму общности людей. После отделения государства от гражданского общества политика взаимодействовала с другими сферами как самостоятельное образование.
Аристотелевская традиция экономической обусловленности политических отношений активно развивалась. Экономический детерминизм лишал политическую сферу самостоятельности и делал ее производной от отношений собственности, интересов экономически господствующих классов.
До крайности идея детерминированности социальных, политических и иных изменений экономическим базисом, т. е. совокупностью производственных отношений, доведена в марксизме.
По мнению К Маркса, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Базис определяет развитие надстройки, т. е. политических институтов, права, морали, искусства, религии и т. д. Иначе говоря, политика лишается самостоятельности, является лишь отражением производственных отношений. Так, Ф. Энгельс замечал, что «политическая власть является лишь порождением экономической власти». Широко известна ленинская формула о том, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Конечно, К. Маркс допускал возможность взаимодействия базиса и надетройки, возможность влияния надстройки на базис. Однако марксизм преувеличивал зависимость политики от экономического строя, классовой структуры, связь политики с принуждением, насилием.
Исторический опыт показывает, что государственная власть вовсе не является зеркальным отражением интересов экономически господствующего класса, а содержание политических отношений автоматически не предопределяется экономическим строем. Философия экономикоцентризма, когда все человеческие мотивации сводятся к сфере материальных интересов и при этом недооценивается активная роль политики, опасна своей односторонностью на практике. Как свидетельствует практика строительства социализма в СССР и Восточной Европе, меньшинство, организованное в партию, может захватить власть и трансформировать все сферы жизни общества, не будучи ни собственником средств производства, ни выразителем интересов социально господствующего класса.
Противоположную позицию занимают те авторы, которые рассматривают политику как самостоятельную сферу, не подвластную воздействию других социальных факторов.
Изначально выделение политики как самостоятельного социального института и признание за ней доминирующего значения в развитии общества связано с Н. Макиавелли. Конституирующим фактором, обусловливающим автономность политики и наличие у нее собственной логики, является политическая власть. Теоретики макиавеллистской школы настаивали на том, что власть есть самый важный созидательный и преобразующий инструмент. Логика политического, как, впрочем, и социального развития, обусловливается стремлением к обладанию властью, открывающей возможности для получения богатства, ресурсов, статусов. Значение других факторов общественного развития принижается. Подобная — позиция является другой крайностью по сравнению с экономикоцентризмом.
Более взвешенным и реалистичным представляется подход сторонников «теории развития», рассматривающих действительную динамику политических изменений посредством анализа всех переменных (экономических, социальных, культурных, идеологических факторов), влияющих на политическую жизнь и на собственно политическое развитие. Так, влияние экономического роста на политическое развитие выражается в ослаблении классовых антагонизмов, смягчении социальной напряженности, так как экономический рост ликвидирует нищету — источник глубоких социальных конфликтов. На основе анализа таких показателей, как доход на душу населения, уровень грамотности, количество учащихся на 100 тыс. жителей, процент городского населения и т. д., определяется степень политического соперничества. Важным компонентом демократического развития является политическая конкуренция, поскольку она открывает возможности свободного представительства партиями интересов всех социальных групп. Запрещены только экстремистские партии.
Собственно политическое развитие выражается в степени специализации ролей и функций политических институтов. В неразвитой политической системе структур немного и они слабо дифференцированы по функциям, т. е. нет четкого разделения, например, законодательной и исполнительной властей, поэтому власть обычно концентрируется в руках небольшой группы. Развитая политическая система отмечается высокой степенью различия между структурами по функциональному признаку: законодательные собрания занимаются нормотворчеством, исполнительные органы реализуют функцию оперативного управления, судебные — осуществляют правосудие, партии — представляют интересы социальных общностей, и т. д. При всей автономности политические структуры интегрированы во внутренне согласованную целостность, высокая специализация политических ролей и функций которой позволяет адаптировать социальный организм к новым условиям функционирования и адекватно реагировать на новые потребности и требования населения.
Общество как сложную многоуровневую систему взаимодействий различных индивидов, групп, организаций невозможно свеemu к единым общезначимым структурам (собственности, власти, морали и т. д.). Характер и формы социальных взаимодействий индивидов и групп настолько сложны и многообразны, что нуждаются в упорядочении и регуляции. Регуляция социальных отношений производится как политическими (право, политические нормы и традиции), так и неполитическими средствами (мораль, религия, культурные нормы, обычаи, экономическое стимулирование и т. д.). Соотношение их в различных обществах варьируется в зависимости от степени развития экономической и культурной сфер, зрелости гражданского общества.
Общество представляет собой внутренне согласованную целостность элементов, в которой неразвитость какого-либо элемента компенсируется чрезмерным влиянием других, поэтому в экономически отсталых и культурно неразвитых обществах доминируют тоталитарные режимы, использующие политико-идеологические методы регуляции, пренебрегающие экономическими, моральными, правовыми средствами. При этом политика контролирует все сферы жизнедеятельности человека, вмешиваясь в их развитие.
Будучи сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов общественной жизни. Сближает их то, что они относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Содержание их обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и даже случаем.
Кроме того, мораль и политика относятся к нормативным регуляторам жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей происходит при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются между собой способом формирования и средствами реализации.
Так, нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после опубликования которых они становятся общеобязательными. Нормы морали не закрепляются в специальных актах — они содержатся в сознании людей. Наряду с этим нормы морали в большинстве случаев соблюдаются добровольно благодаря пониманию людьми справедливости их предписаний, обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения. Политико-правовые нормы лишь в зрелом гражданском обществе могут соблюдаться добровольно на основе понимания людьми их справедливости. Однако для их соблюдения государство вправе применять и средства принуждения.
И последнее. Нравственные нормы выступают в виде обобщения правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни, определенных ее состояний. К примеру, конституционные нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы — правила поведения членов организации и т. д. Следовательно, несмотря на известные различия, моральные, политические и правовые нормы дополняют и поддерживают друг друга.
Однако на практике взаимоотношения морали и политики более сложны и непредсказуемы. Как социальный регулятор мораль возникает раньше политики и испытывает влияние религии, культуры, экономической зрелости общества, психологического склада этноса и т. д. В условиях монолитного единства интересов примитивных обществ мораль была достаточно эффективным средством регулирования общественных отношений. Род или племя нормами первобытной морали предписывали индивидам одинаковые образцы поведения, запреты. Однако позже закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу первобытная мораль не могла. Дифференциация социальных интересов и статусов породила политику, как более эффективное средство согласования несовпадающих и выработки общих интересов.
Первоначально политика опиралась на господствующую мораль и была слита с нею. Соблюдение правителем норм морали создавало ему авторитет среди подданных. Традиция единства политики и морали, зародившаяся на Востоке (конфуцианская традиция), была востребована и на Западе. Она нашла выражение в форме нравственных требований, предъявляемых к правителям или тем, кто хотел посвятить себя политике. В западной политической мысли уже с античности политика рассматривалась как сфера деятельности наиболее достойных, честных, благородных, добрых, справедливых людей, заботящихся об общем благе. Долгое время в политике больше ценилась скромность, чем компетентность.
Однако процесс дальнейшего обособления отдельного человека от естественных форм интеграции (общины, рода, племени) требовал обеспечения его свободы более эффективными средствами, чем внутренняя убежденность каждого в справедливости моральных норм. Заметно изменились возможности индивидов, их статус и роли, что усложнило характер и содержание социальных взаимосвязей. Их регуляция потребовала определения в политике границ значимого, отделения его от морально приемлемого. Потребовались умение понимать сложное переплетение интересов и потребностей одних групп, способность навязывать свою волю другим группам и слоям населения. В политике нарастало значение компетентности.
Эту потребность сформулировал Н. Макиавелли, освободив политику от морали и обосновав ее самостоятельный статус. Он ввел в политику целесообразность в качестве смыслообра-зующего фактора. Как и всякая сознательная деятельность, политика делается на основе целеполагания, определения средств достижения поставленных целей. Однако с изменением условий меняются и цели, и средства их осуществления. Поэтому принцип относительности целей и средств, зависимости их от наличных условий вытесняет нравственные ценности. Будучи основоположником теории политического реализма, Н. Макиавелли рекомендовал правителю учитывать конкретные интересы и потребности людей, их слабости и пороки, чтобы использовать их для достижения поставленных целей. Общепринятая мораль, нравственные идеалы не могут служить преградой на этом пути. Сам характер цели оправдывает средства. Так, объединение раздробленной Италии в единое государство Н. Макиавелли призывал осуществить ценой любых потерь, «мечом и кровью».
Мораль и политика различаются механизмом воздействия на общество. Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения, на основе которых обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов путем согласования личного интереса с обществешплм. Политика же обращена к общественным или групповым интересам и сознанию, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей. Иначе говоря, политика и мораль взаимодополняют друг друга в системе социального регулирования, акцентируя внимание на единстве индивидуального и социального.
Следовательно, во взаимоотношениях политики и морали одинаково опасны две крайности.
Первая имеет место тогда, когда политика (на основе глобальных и часто утопических целей или классовых интересов) полностью подчиняет себе нравственные нормы и ценности. При этом интересы и потребности конкретного человека не являются значимыми по сравнению с устремлениями классов, наций, партий, общества в целом. Личность может существовать только как часть класса или партии. Но в таком случае жизнь человека теряет самостоятельную ценность, предаются забвению важнейшие нравственные понятия — честь, достоинство, совесть, порядочность, индивидуальность и т. д. Когда политическая целесообразность подменяет общечеловеческую нравственность, тогда политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет его себе. В результате этого устанавливаются тоталитарные режимы, при которых личность унижена и бесправна, ее сознание деформировано ложью, бесконечной борьбой с «врагами народа». Масштабами целей (например, «построение светлого будущего») оправдываются бесчисленные жертвы (по пословице «лес рубят — щепки летят»).
Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. В таком случае политика теряет свой динамизм и эффективность, поскольку лидеры, элиты при принятии решений всякий раз вынуждены соизмерять их с нравственными нормами общества. Нравственный максимализм опасен отрывом политики от реальности, ослаблением ее регулятивных и мобилизационных функций. К тому же господствующая в обществе мораль может быть формой выражения страха и политического невежества населения. Иначе, например, нельзя объяснить массовую поддержку населением СССР кампаний по борьбе с «врагами народа» и «вредителями», проводившихся достаточно регулярно тоталитарным режимом с середины 20-х до середины 50-х годов.
Формирование органичных, взаимообусловливающих и взаимодополняющих отношений политики и морали представляет собой достаточно сложный процесс, испытывающий влияние ряда факторов. Тенденция социального прогресса состоит в сокращении сферы политически значимого и расширения сферы действия моральных регуляторов. Это свойственно социальному правовому государству, в котором противостояние морали и политики заметно снижается, поскольку отношения государства и общества оформляются правом. Понижение степени конфликтности и повышение уровня согласия в обществе (что ведет к сокращению удельного веса политики в социальном регулировании) обусловлены наличием зрелого гражданского общества, высоким уровнем жизни, сформированностыо демократических традиций и культуры участия населения в политике. В этих условиях сфера политически значимого должна основываться на моральных максимах, зафиксированных в качестве принципов и норм конституционного права конкретной страны.
Возьмем, например, такую максиму, как приоритет прав человека над правами государства и общества. В 14-й поправке к американской Конституции она сформулирована следующим образом: «Ни один штат не будет издавать законов или применять законов, ограничивающих привилегии и свободы граждан Соединенных Штатов; ни один штат не будет лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без законного судебного разбирательства и не будет отказывать какому-либо лицу, подчиненному его юрисдикции, в равной защите законов». Однако деятельность государства и индивидов в равной мере подчинена законам, отражающим принципы общечеловеческой нравственности. И когда индивид или группа преступают эти законы, государство имеет право применить силу с целью восстановления попранных принципов и норм, разделяемых большинством членов общества.
Право в современном обществе | Оксфорд Академик
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Галлиган, Денис, Закон в современном обществе , Clarendon Law Series ( Oxford , 2006; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199291830.001.0001 , по состоянию на 27 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПраво в современном обществеЮриспруденция и философия праваПраво и обществоОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПраво в современном обществеЮриспруденция и философия праваПраво и обществоОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Abstract
В этой книге рассматривается, как теория права и, в частности, H. L. Hart Концепция права , развила идею права как высокоразвитой социальной системы, которая имеет отличительный характер и структуру и которая формирует и влияет на поведение людей. поведение. Рассмотрено понятие права как особого социального явления на основе обращения и анализа работ М. Вебера, Э. Дюркгейма, Н. Лумана. Книга руководствуется идеей о том, что право есть общественное образование, имеющее свой характер и особенности, и что оно взаимосвязано с другими сторонами жизни общества. Общая структура права и общества рассматривает различные аспекты, в том числе: природу социальных правил и концепцию права как системы правил; имеет ли право определенные социальные функции и как правовые порядки действуют параллельно; принуждение; характерная форма современного права; внедрение и соблюдение; и законы, направленные на изменение общества.
Ключевые слова: теория права, Х. Л. А. Харт, Концепция права, социальная система, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Н. Луман, общество, социальные правила
Предмет
Юриспруденция и философия праваПраво и обществоКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
Содержание
Передняя часть
- Страница авторского права
- Предисловие
- Таблица уставов
- Введение
- Расширять 1
Установление границ закона и общества
- Расширять 2
Подходы к праву в обществе
- Расширять 3
Закон как социальные правила
- Расширять 4
Закон важнее правил
- Расширять
- Расширять 6
Социальные сферы
- Расширять 7
Прием закона
- Расширять 8
Закон и принуждение
- Расширять 9
Правовой плюрализм: параллельные правовые порядки
- Расширять 10
Расширенный правовой плюрализм: неформальные правовые порядки
- Расширять 11
Есть ли у права социальные функции?
- Расширять 12
Социальная ценность права
- Расширять 13
Форма современных юридических приказов
- Расширять 14
Социальные основы современной правовой формы
- Расширять 15
Реализация и архитектура закона
- Расширять 16
Реализация: правовая и социальная среда
- Расширять 17
Изменения через закон: контуры соответствия
Конечная Материя
- Библиография
- Индекс
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеРеклама
Реклама
Структурная трансформация публичной сферы Трансформация политической функции публичной сферы Резюме и анализ
Резюме
Изменение функции принципа публичности основано на изменении функций публичной сферы как особой сферы. Этот сдвиг отчетливо просматривается в ее ключевом институте — прессе. Пресса становилась все более коммерциализированной. По мере развития прессы к ее экономической функции добавлялась политическая; газеты стали лидерами и носителями общественного мнения. Только когда развилось буржуазное правовое государство, пресса могла сосредоточиться на извлечении прибыли. Рекламный бизнес сыграл важную роль в этом развитии. Первоначальная основа публицистических институтов была перевернута. В традиционной публичной сфере общественные институты, участвующие в рационально-критических дебатах, были защищены от государства, поскольку находились в частных руках. Теперь это были комплексы общественной власти. Пресса начала формировать критические дебаты, а не транслировать их. Как реклама воздействует на прессу, так и частные лица как владельцы собственности воздействуют на частных лиц как общественность. Хабермас описывает историю рекламного бизнеса.
Экономическая реклама достигла осознания своего политического характера в работе по связям с общественностью. Связи с общественностью напрямую пытаются манипулировать общественным мнением и добиваться согласия, заставляя людей поверить, что они критически формируют мнение. Публичность когда-то означала разоблачение политического господства: теперь это означает безоговорочное дружелюбие. Поскольку компании заставляют потребителей чувствовать себя гражданами при потреблении, государство должно обращаться к своим гражданам как к потребителям.
Разработан второй аппарат для удовлетворения потребностей государства и других учреждений в рекламе. Государственная бюрократия заимствовала методы управления общественным мнением, а группы общественных интересов взяли на себя некоторые бюрократические функции. Когда частные интересы приняли политическую форму, публичная сфера стала ареной разрешения конфликтов. Политические решения стали формой торга. Ответственность за компромисс перешла от законодателя к бюрократии или партиям. Такие ассоциации по интересам являются частными ассоциациями, обладающими большой политической властью. Они манипулируют общественным мнением, но не контролируются им. Есть сходство с репрезентативной рекламой старого стиля. Рефеодальная публичная сфера содержит крупные организации, которые управляют и распространяют свои позиции. Сегодня необходимо создать общественную сферу; его больше не существует.
Хабермас обсуждает изменения в немецких политических партиях. В современных парламентах переплетение организованных интересов и их официальное воплощение в партийные машины превращают парламент в комитет, представляющий партийные линии. Публичность — это некритическая постановочная демонстрация.
Любая попытка восстановить либеральную публичную сферу за счет сокращения ее расширенной формы только ослабит ее оставшиеся функции. Публичная сфера, управляемая общественными интересами, может осуществлять политическую критику, но только в том случае, если она становится публичной сферой в подлинном смысле этого слова. Публичность должна быть распространена на такие учреждения, как средства массовой информации и партии. Они должны быть организованы в соответствии с принципом публичности, позволяющим проводить публичные рационально-критические дебаты. Сегодня гласность может быть достигнута только как рационализация осуществления общественной и политической власти под взаимным контролем соперничающих организаций, приверженных гласности. Это очень отличается от постановочной рекламы, направленной на общественное признание.
Граждане, имеющие право на услуги, требуют отношения к государству. В социальном государстве политические интересы граждан сводятся к требованиям, присущим определенным отраслям и организациям. Все, что осталось, присваивается партиями для голосования. О вырождении публичной сферы свидетельствует потребность сторон в ее создании. Но демократическое устройство выборов по-прежнему нуждается в либеральной фикции публичной сферы. Части либеральной публичной сферы сохраняются в социальном составе современных избирателей. Современные политические дискуссии ограничены и часто связаны с подтверждением ранее существовавших взглядов. Избирательный округ не является связной публикой; на разные его части влияют разные факторы.
Индустрия политического маркетинга возникает, когда партии чувствуют себя обязанными таким образом влиять на решения при голосовании. Политический маркетинг зависит от эмпирических методов исследования рынка и общественного мнения. В создаваемой ею манипулируемой публичной сфере преобладают склонные к аккламации настроения. Обращения к общественности рассчитаны на получение предсказуемых результатов. Иногда, однако, необходимо удовлетворить реальные потребности избирателей. Но предложения, сделанные рекламной психологией, формируют консенсус, более подходящий для нужд абсолютистского режима, чем для демократического конституционного государства. Если политические решения принимаются для манипулирования избирателями в публичной сфере, созданной для этой цели, они выводятся из процесса рационально-критической аргументации и возможности голосования против них.
Разрыв между функциями, которые публичная сфера выполняет сегодня, и теми, которые она должна заполнять в демократическом государстве, становится очевидным, когда переход к социальному государству закреплен законодательно. В первых современных конституциях подразделения основных прав представляют собой образ либеральной публичной сферы. Либеральные основные права защищали «частные» территории от вмешательства государства. Они также гарантировали равные возможности и участие в создании богатства и общественного мнения. Либеральное государство намеревалось упорядочить систему сосуществования в обществе в целом. Социальное государство продолжило традицию конституционного государства, потому что оно тоже хотело правового порядка, включающего государство и общество. Поскольку государство взяло на себя социальные функции, оно должно было решить, как можно осуществлять «правосудие» посредством вмешательства. Практически все западные демократии имеют программные заявления, касающиеся адаптации правовых институтов социального обеспечения. Гарантии основных прав зависят от разделения частной сферы и публичной сферы, действующих в политической сфере, не подлежащей вмешательству государства. Такие гарантии дополняются основными социальными правами, потому что разграничение зон невмешательства со стороны государства не соблюдается. Только если государство гарантирует это, политический порядок может оставаться верным прежней идее публичной сферы. Но либеральные права должны интерпретироваться как гарантии участия, если они хотят достичь своей цели. Гарантии того, что государство не будет вмешиваться, недостаточно; необходимо активно вмешиваться, чтобы обеспечить участие. То, что уже не может быть гарантировано в отношениях между публичной и частной сферами, должно быть положительно предоставлено — доля в социальных благах и участие в институтах публичной сферы.
Политическая публичная сфера государства всеобщего благосостояния демонстрирует две конкурирующие тенденции; постановочная и манипулятивная реклама и критический процесс публичной коммуникации. Эта критика противоречит манипулятивной рекламе. Чем больше оно привержено социальным правам, тем меньше государство будет признавать, что публичная сфера является реальностью. Степень, в которой преобладает постановочная публичность, показывает, насколько регулируется осуществление политической и социальной власти.
Степень реализации публичной сферы зависит от решения двух проблем. 1) Экспертиза узкоспециализированных экспертов выведена из-под надзора рационально дискуссионных органов. 2) Современное общество повышает возможность взаимного удовлетворения потребностей в «обществе изобилия». Также возникла возможность глобального разрушения. Возник всеобщий интерес к прекращению естественного состояния в международных отношениях.
Исход борьбы критической и постановочной огласки остается открытым. В отличие от идеи буржуазной публичной сферы в либеральный период, публичность в отношении осуществления и баланса политической власти не является идеологией. Скорее, это заканчивается идеологией.
Анализ
Хабермас рассматривает прессу как пример изменений, произошедших в публичной сфере. Его трактовка литературной журналистики показывает, как экономические и политические функции прессы развивались вместе. Зарабатывание денег и формирование или отражение общественного мнения были связаны сложным образом. История печати отражает историю государства и общества. Пресса начиналась как ключевой частный институт рационально-критических дебатов; оно спровоцировало и передало эти дебаты, но не сформировало их. Он был защищен от государственного контроля, потому что находился в частной собственности. Однако развитие рекламы изменило эту ситуацию.
Реклама — это представление частных интересов публике с целью повлиять на публику. Он представляет собой размывание частного и публичного и является результатом доминирования частных интересов в публичной сфере. Связи с общественностью — менее изощренный родственник рекламы. Это прямое манипулирование общественным мнением. Эта манипуляция бессознательна: люди верят, что им дают всю необходимую информацию и позволяют критически рассуждать. На самом деле их обманом заставляют одобрять любую политику, которую представляют им политики. Возросшей и манипулятивной роли частных интересов в политической публичной сфере соответствует государство, которое берет на себя приемы самих связей с общественностью. Те, кто следит за современной американской политикой, найдут эту историю знакомой.
Организации, использующие эти методы, как правило, являются частными ассоциациями гражданского общества: группами давления, политическими партиями или даже благотворительными организациями. У них есть огромная власть, потому что они получают доступ к власти общества и контролируют ее. Тем не менее, они часто являются необъяснимыми. Их публика, которой они манипулируют, потеряла способность критиковать их. Точно так же такие крупные организации манипулируют парламентом и оттесняют его на второй план.
Общая тенденция, которую выделяет Хабермас, состоит в полном исчезновении реальной публичной сферы. Все, что осталось, — это массовая, некритическая общественность, которой манипулируют в мнимую публику во время выборов. Это тень своего прежнего «я».
В современной «общественной сфере» существуют и другие формы манипулирования мнением. Политический маркетинг направлен на воздействие на общественность во время выборов. Он направлен на то, чтобы создать публику, готовую аплодировать любому вздору, который в нее бросают политики, и исключает возможность рациональной и критической оппозиции. Мнение Хабермаса о современной политике в целом неблагоприятно.
Создание государства всеобщего благосостояния (что является нормой в Западной Европе) выявляет разрыв между модельной публичной сферой и реальностью. Конституция государства всеобщего благосостояния представляет собой сложную смесь аспектов буржуазного государства и современных попыток гарантировать приверженность государству вмешательству в вопросы благосостояния.
Столкнувшись с такой негативной картиной современной политики, Хабермас делает несколько предложений о том, что можно сделать. Он утверждает, что сокращение расширенной публичной сферы за счет ограничения числа людей, имеющих право голоса, не является решением. Скорее коррумпированная публичная сфера должна восстановить свою истинную форму. Организации и учреждения нуждаются в публичности. Их деятельность и структура должны быть широко известны и рационально обсуждаться.
Новая социально-политическая форма господства должна быть рационализирована и легитимирована различными организациями, приверженными публичности. Только эта процедура может остановить господство. Постановочная реклама не заменит.
Хабермас считает, что восстановление подлинной публичной сферы возможно и необходимо. Его успех зависит от способности общественности участвовать и обсуждать новые технологии и специализированную бюрократию, такую как сложности новых оружейных технологий или государственных финансов. Его вторая проблема характерна для последних стадий развитого капиталистического общества. Хабермас основывал свои рассуждения о современной деградировавшей публичной сфере на идее о том, что группы интересов обязаны конкурировать между собой. Но что, если бы экономический рост и рост благосостояния общества могли удовлетворить все эти потребности одновременно? К сожалению, сейчас этот вопрос кажется менее доступным.