Взаимосвязь внимания и эмоций: Взаимосвязь внимания и эмоций. Как связаны между собой эмоции и внимание в мозге?

Взаимосвязь внимания и эмоций. Как связаны между собой эмоции и внимание в мозге?

Содержание

  1. Взаимосвязь внимания и эмоций. Как связаны между собой эмоции и внимание в мозге?
  2. Эмоции и мышление. Мышление и эмоции – подвиды интеллекта
  3. Психология внимания. Свойства внимания в психологии
    • Основные свойства внимания в психологии
  4. Определение внимания. Что такое внимание? Каким бывает внимание?
    • Непроизвольное внимание
    • Произвольное внимание

Взаимосвязь внимания и эмоций. Как связаны между собой эмоции и внимание в мозге?

Ученые определили особый механизм в нейронах, который отвечает за переключение внимания человека на то, что пробуждает в нем самые сильные и яркие эмоции.

Наше внимание в первую очередь привлекает то, что вызывает в нас определенные чувства, от силы этого эмоционального отклика зависит степень напряженности нашего внимания. Это вполне кажется очевидным, тем не менее, учёным только недавно удалось определить, посредством каких нейрофизиологических механизмов связаны между собой внимание и эмоции. Специалисты из Бостонского университета (США) попытались найти какие-либо  специфические пути, которые связывают такую область мозга, как миндалевидное тело , с центрами, контролирующими внимание.  Амигдала или миндалевидное тело ученые известно в науке еще как «зона страха», однако оно принимает участие в формировании различных эмоций. Было бы логично предположить, что миндалевидное тело отвечает и за процесс переключения внимания в условиях сильного эмоционального впечатления.

Исследователи вводили в миндалевидные тела макак-резусов специальную краску, которая потом распространялась оттуда по проводящим нервным путям. С помощью этого метода можно было отследить направления и контакты отдельных аксонов — отростков нервных клеток , передающих информацию на следующий нейрон. Обнаружилось, что аксоны, выходящие из амигдалы, сосредоточиваются в ретикулярных ядрах таламуса, который занимается первичной обработкой сигналов от органов чувств. То есть от таламуса зависит, какому сигналу отдать предпочтение, куда смотреть и что слушать. По словам учёных, аксоны от амигдалы к таламусу играют роль «выделенной линии»: сигнал, который они проводят, необычайно мощный, подавляющий прочие импульсы, которые могли бы отвлечь таламус от информации по эмоциям.

Результаты исследований учёные собираются опубликовать в Journal of Neuroscience.

Столь мощный канал связи более чем важен, когда угрожает опасность. Например, если в поле зрения попадает большая змея или какой-то хищник, импульс страха из миндалевидного тела должен подавить все остальные, чтобы внимание сконцентрировалось на угрозе. Полученные данные помогут понять некоторые особенности психических расстройств . Например, повышенная тревожность может быть связана с чрезмерной активацией проводящего пути между амигдалой и таламусом, когда абсолютно всё, что происходит вокруг, воспринимается как потенциальная опасность. И наоборот, при депрессивном состоянии эта связь может быть ослаблена так, что человек буквально перестаёт замечать что-либо. Ну а успешное лечение заболевания зависит от того, насколько удастся привести в норму механизм, связывающий эмоции и внимание.

Эмоции и мышление. Мышление и эмоции – подвиды интеллекта

Люди – сложно устроенные социально-биологические сущности, а потому наше мышление и эмоции находятся в тесной взаимосвязи.

С одной стороны эмоции порой мешают нам трезво рассуждать,ситуацию, но с другой стороны – они являются прекрасным стимулом, катализатором нашего мыслительного процесса.

Даже ученые не пришли сегодня к единому мнению, что в человеке сильнее: разум или эмоции, поэтому существует множество разнообразных теорий, гипотез,описывающих человеческое мышление и эмоции , а также их соотношение, взаимосвязь.

Интересен в этом плане научный взгляд  американского психолога Г. Гарднера, развившего идею множественности подвидов интеллекта. Он выделил так называемый «интраличностный интеллект», решающий задачи человеческого самоуправления.

Посредством этого интеллекта человек, по мнению Г. Гарднера, способен управлять собственными чувствами, эмоциями, осознавать, различать, анализировать их, использовать полученные таким образом сведения в своей практической деятельности.

Аналогичных взглядов придерживаются и Дж. Майера, П. Саловей. По их мнению, подобные функции выполняет присущий каждому человеку.

Они полагают, что эмоции, настроение оказывают разнообразное прямое воздействие на процесс решения задач.

Так, например, эмоция счастья способствует творческим, индуктивным решениям — переход от нескольких единичных элементов к общему объекту.

Грусть, напротив, способствует  дедуктивным решениям — переход от целого, общего объекта к нескольким единичным, частным элементам, рассмотрению множества возможных альтернатив.

Кроме того, эмоции рассматриваются как системные внутренние составляющие продуктивного мышления человека, влияющие не только на ход, но и на конечный результат мыслительной деятельности.

Учеными выявлена одна особенная закономерность: первой реакцией человека на сложные, трудные, новые ситуации являются именно эмоции, а уже потом включается мыслительный процесс, по большому счету инициированный возникшими ранее эмоциями.

Эмоции являются одним из главнейших механизмов порождения наших решений, а также замыслов, целей, идей.

Поэтому мышление и эмоции находятся не просто в тесной взаимосвязи, а, можно сказать, что человечество приобрело гибкость, креативность,именно благодаря эмоциональному компоненту интеллекта.

Более того, именно эмоции помогают нам корректировать наши решения, которые еще не приняли окончательную форму, а только обдумываются и примеряются к заданной ситуации.

Благодаря систематически получаемым эмоциональным сигналам «одобрения» («неодобрения») разрабатываемого решения, мы можем отбрасывать в сторону те из них, которые нам не нравятся, и искать новые варианты или возвращаться к ранее рассматриваемым.

Заметьте, речь идет не о логическом суждении, а именно о чувствах, которые у нас вызывает определенный набросок решения.

Иными словами, нашимыслительный процесс, задают нам определенные мыслительные направления, а также помогают найти оптимальное или нестандартное решение.

Все эти характеристики неоценимы для практической деятельности человека, а особенно для бизнеса, где гибкость мышления особенно важна.

Таким образом, мышление и эмоции настолько переплетены в человеческой психике (интеллекте), что они сегодня совершенно неотделимы друг от друга, поэтому полностью контролировать эмоции иногда даже вредно, потому что это мешает нормальному мыслительному процессу.

Психология внимания. Свойства внимания в психологии

Внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга, способствующие концентрации и изучению какого-либо объекта или явления. В психологии виды и основные свойства внимания широко используются для повышения обучаемости и восприятия информации у детей и взрослых.

Основные свойства внимания в психологии

Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.

Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации. К свойствам внимания относятся такие характеристики:

  1. Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.
  2. Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
  3. Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
  4. Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.
  5. Переключаемость – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
  6. Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.

Определение внимания. Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д.

9.4. Взаимосвязь чувств и эмоций

Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове и отражаются в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Чувства напрямую связаны с эмоциями: они переживаются и обнаруживаются именно в конкретных эмоциях.

Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, эмоция удовольствия от общения, или:

— тревоги при наличии каких-либо угроз,

— досады, если не оправданы наши надежды,

— гордости за его успехи,

— стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т.д.

В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, восприятием.

1. Отражают ли эмоции личную значимость и оценку человеком внешних событий?

2. В чем сущность эмоций?

3. В чем отличие чувств от эмоций?

4. Какие функции выполняют чувства?

5. Что проявляется в эмоциях и чувствах человека?

ГЛАВА 4. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

Из этой главы Вы узнаете:

  • о видах психических познавательных процессов;

  • о сущности понятий “ощущение” и “восприятие”, “внимание” и их функциях и свойствах;

  • о видах памяти и приемах ее развития, об условных этапах переработки информации в памяти;

  • о понятии и функциях мышления, его видах и мыслительных операциях.

Тема 10. Виды психических познавательных процессов.

Ощущение, восприятие, внимание.

10.1. Понятие психических познавательных процессов

10. 2. Свойства и характеристики восприятия

10.3. Понятие и функции внимания.

10.4. Виды внимания.

10.1. Понятие психических познавательных процессов

В основе мира психических явлений лежат психические процессы, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Первоначальная картина этих восприятий формируется благодаря функционированию психических познавательных процессов.

К познавательным процессам относятся:

  • Ощущение

  • Восприятие

  • Внимание

  • Воображение

  • Представление

  • Память

  • Мышление

Ощущениеэто отражение отдельных свойств предметов или явлений, воздействующих на органы чувств.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.

) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений в целостности, в совокупности их различных свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Воображение – психический процесс, выражающийся в создании образов, соответствующих описанию объекта или явления.

Представление — психический процесс воображения или припоминания образов, предметов, объектов.

Внимание – направленность и сосредоточенность на окружающих объектах или явлениях, на определенную деятельность при отличии от всего остального.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Взаимосвязь между взглядом/слушанием и человеческими эмоциями

Обзор

Newswise. состояния в ответ на картинки и звуки и вызываемые ими эмоции могут быть различными при зрительном восприятии и слуховом восприятии. Этот результат был получен путем измерения зрачковых реакций, связанных с человеческими эмоциями. Это предполагает, что визуальное восприятие вызывает эмоции во всех состояниях внимания, тогда как слуховое восприятие вызывает эмоции только тогда, когда внимание обращено на звуки, таким образом показывая различия во взаимоотношениях между состояниями внимания и эмоциями в ответ на визуальные и слуховые стимулы.

Подробнее

В нашей повседневной жизни наши эмоции часто вызываются информацией, которую мы получаем посредством визуального и слухового восприятия. Таким образом, многие исследования до сих пор изучали эмоциональную обработку человека с использованием эмоциональных стимулов, таких как изображения и звуки. Однако было неясно, различается ли такая эмоциональная обработка при зрительном и слуховом восприятии.

Наша исследовательская группа попросила участников эксперимента выполнить четыре задания, чтобы предупредить их о различных состояниях внимания, когда им предъявлялись эмоционально возбуждающие изображения и звуки, чтобы исследовать, как эмоциональные реакции различаются между зрительным и слуховым восприятием. Мы также сравнили реакции зрачков, полученные при измерении движения глаз, в качестве физиологического индикатора эмоциональных реакций. В результате зрительное восприятие (картинки) вызывало эмоции при выполнении всех заданий, а слуховое восприятие (звуки) — только при выполнении заданий, где внимание обращалось на звуки. Эти результаты позволяют предположить, что существуют различия во взаимосвязи между состояниями внимания и эмоциональными реакциями на визуальные и слуховые стимулы.

«Традиционно субъективные опросники были наиболее распространенным методом оценки эмоциональных состояний. Однако в этом исследовании мы хотели извлечь эмоциональные состояния во время выполнения какого-либо задания. Поэтому мы сосредоточились на реакции зрачка, которая получает большое внимание как один из биологических сигналов, отражающих когнитивные состояния.Хотя во многих исследованиях сообщается о состояниях внимания во время эмоционального возбуждения благодаря зрительному и слуховому восприятию, ранее не проводилось исследований, сравнивающих эти состояния между органами чувств, и это первая попытка «, — объясняет ведущий автор, Сатоши Накакога, аспирант.

Кроме того, профессор Тецуто Минами, руководитель исследовательской группы, сказал: «Существует больше возможностей вступать в контакт с различными визуальными медиа через смартфоны и другие устройства и вызывать эмоции с помощью этой визуальной и слуховой информации. Мы продолжим исследования. о сенсорном восприятии, которое вызывает эмоции, включая влияние вызванных эмоций на человеческое поведение».

Перспективы будущего

Основываясь на результатах этого исследования, наша исследовательская группа указывает на возможность нового метода регуляции эмоций, при котором эмоциональные реакции, вызванные определенным чувством, усиливаются или подавляются стимулами, поступающими от другого чувства. В конечном счете, мы надеемся создать этот новый метод регуляции эмоций, чтобы помочь в лечении психических расстройств, таких как панические атаки и расстройства настроения.

###

Память и внимание

 

   Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что общего между вниманием и памятью? Сначала можно подумать, что они разные, но в нейрофизиологическом контексте они тесно связаны. Чтобы заметить это, достаточно ответить на следующие вопросы: испытуемый с дефицитом внимания просто не имеет хорошей способности сосредотачиваться на чем-либо или также не помнит конкретные вещи, важные для выполнения рассуждений? Здесь, в этом блоге, мы лучше поймем взаимосвязь между памятью и вниманием.

   Как вы можете просмотреть наш блог «Что такое избирательное внимание?», внимание — это когнитивный процесс или функция мозга, основные функции которой заключаются в распределении когнитивной обработки по отношению к стимулу, будь то визуальный, слуховой или связанный с каким-либо другим чувством. То есть внимание, направленное на информацию, более актуально среди различных сенсорных входов, которые возникают одновременно со стимулом. Хотя внимание представляет собой сложный когнитивный процесс, требующий упорядоченного структурирования нескольких областей мозга, направленных на понимание и поддержание этого процесса в течение определенного периода времени, оно также является важным филогенетическим процессом эволюции видов, размножения и использования пищи. Самый простой процесс перераспределения нейронной обработки (т. е. внимания) наблюдается, например, при реакции «бей или беги». Столкнувшись с угрожающим событием, подавляющее большинство наших умственных способностей направляется на такие раздражители.

     В этом контексте, чтобы более релевантная информация могла быть вызвана в другое время, эта информация будет объединена в памяти. Как вы можете видеть в нашем блоге «Искусство забывать для запоминания» и «Мы похожи на наши воспоминания», цель нашей памяти не в том, чтобы передавать более точную информацию с течением времени, а в том, чтобы направлять и оптимизировать разумное принятие решений, осуществляемое ценна только та информация, то есть та информация, которая получена в момент внимания. В головном мозге область, участвующая в этом процессе, или гиппокамп, представляет собой область с большей концентрацией нейронов, связанных с восстановлением воспоминаний. Схемы гиппокампа превратятся в новые нейроны, заменив прежние связи.

    Но как изучить внимание, память или влияние одного на другое? Задачи на выборочное внимание, связанные с обучением, можно оценить с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области (fNIRS) или методов инвазивной электрофизиологии, и их можно использовать для использования активности мозга в префронтальных, теменных, височных или гиппокампальных клетках, областях, связанных с внимания и консолидации памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *