Характеристика представления – —

Материал (10 класс) на тему: Характеристика -представление

В Главную Аттестационную комиссию

Характеристика-представление

на Магомедову Раисат Амрулаевну, учителя русского языка и литературы ГКОУ «Караузекская СОШ» Цунтинского района РД, 1987 года рождения, образование высшее.

Аналитическая группа в составе Магомедовой Раисат Абдусаламовны- зам.дир.по УВР, Гаджиевой Суайбат Шаировны- члена комиссии, Дибирова Абакара Магомедовича- зам .дир. по ВР, осуществила анализ профессиональной деятельности педагогического работника Магомедовой Раисат Амрулаевны, учителя русского языка и литературы  ГКОУ  «Караузекская СОШ» Цунтинского района РД   ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ».

    В ходе анализа использованы следующие источники информации: рабочие программы, результаты учебной деятельности, результаты опроса удовлетворенности обучающихся, результаты самооценки уровня квалификации.

Проанализированы документы и учебно-методические материалы: программы элективного курса, факультатива, портфолио учащихся, портфолио педагогического работника.

Педагогический работник имеет высшее образование, закончила в 2009 году Дагестанский государственный университет, филологический факультет, получила квалификацию: филолог, учитель русского языка и литературы. Имела 1 квалификационную категорию сроком до 01.09.2015 г.

   Стаж педагогической работы 8 лет, в должности учителя русского языка и литературы- 8 лет. В  данном учреждении  работает 8 лет .

   С 19.06 по 08.07 2017 год прошла курсы повышения квалификации в ДИРО при содействии «Тамбовского института повышения квалификации работников образования» по программе «Проектирование образовательного процесса по русскому языку как родному/неродному», в объеме 72 часов.

Педагогический работник ведёт учебные курсы по русскому языку и литературе в  5-11классах.

Уровень квалификации педагога

 Владеет следующими компетенциями:

1.ИКТ- компетенции

2.Умение выбрать и реализовать типовые образовательные   программы.

3.Обеспечение информационной основы педагогической  деятельности.

4.Постановка целей и задач педагогической деятельности.

  1. Использование современных образовательных технологий и методик.

Основным  отличием  грамотного педагога является то, что он не останавливается на достигнутом, а всегда в поиске нового: новых форм, методов и технологий. Он преобразует, модернизирует старые, хорошо зарекомендовавшие себя методы.

Использует информационно-коммуникационные технологии как        предмет изучения и средство изучения (обучающие и развивающие игры, электронные учебники, выход в Интернет, Интернет-проекты, виртуальные экскурсии, работа с компьютерными презентациями). ИКТ применяется систематически и на всех этапах обучения. Использует современные образовательные технологии.

В процессе обучения нельзя опираться только на исполнительские способности ученика. Профильность ведет к увеличению учебных нагрузок, т.к. увеличивается сложность и объем изучаемого материала. Выход – оптимизация образовательной среды, внедрение здоровьесберегающих технологий, активация творческого мышления учащихся.

 Результативность использования современных образовательных технологий.

Результативность использования технологий.

Используемые технологии

Результат освоения технологий

1

Развивающее обучение

Успешное участие учеников в индивидуальных и командных заданиях на олимпиадах развивающего обучения, высокая мотивация в получении знаний. (Копии грамот приложены)

2

Проблемное обучение

3

Проектные методы обучения

Создание социально-значимых проектов, развитие креативности, прогнозируемых способов деятельности. ( Копия урока приложена)

4

Укрупнение дидактических единиц

Рациональная организация учебно-познавательной деятельности.

5

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения

Успешная социализация выпускников при обучении  в высших учебных заведениях.

Кроме того, ею создана методическая копилка:

  • Конспекты уроков и внеурочных мероприятий.
  • Дидактические материалы, в том числе с применением ИКТ.
  • Разработки внеклассных и внеурочных мероприятий.
  •        Компьютерные презентации.

В результате использования современных педагогических технологий  повысилось качество обучения, у учащихся формируются ключевые компетенции: по результатам психологических исследований в 1,5 раза поднялся уровень мотивации учащихся к обучению, снизился уровень школьной тревожности.

Вывод: использование современных образовательных технологий способствует развитию познавательного интереса у учащихся, формированию  и развитию умений обобщать, анализировать, сравнивать, способствует формированию ключевых компетенций, а также повышению активизация творческой деятельности учащихся.

Исследовательская и проектная деятельность.

Внедрение современных технологий, оказывающих эффективное влияние на учебно-воспитательный процесс- определяющий ресурс эффективности программы развития школы. Освоение и применение технологий ведет к совершенствованию знаний, умений и навыков ученика, его социальной адаптации , к успешной самореализации педагога.

2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения   и воспитания:

  • разработка программ (рабочие программы, программы элективных и факультативных курсов, программы воспитания), проектов учебных и внеклассных занятий, дидактических и диагностических материалов и другой методической продукции;
  • работа над научно-методической темой (название темы, результаты работы по данной теме), какие дидактические и методические материалы разработаны, как изменились достижения учащихся;
  • разработка цифровых образовательных ресурсов.

    Уроки Магомедовой Раисат Амрулаевны всегда тщательно подготовлены, продуманы и проходят при хорошей дисциплине и большой активности учащихся на высоком методическом уровне. Они строятся на базе современных дидактических, методических, психологических концепций. Любой из ее уроков отличает научная обоснованность, чёткое целеполагание, строгая логика построения учебного материала и структурных элементов, целесообразность выбора форм, методов и средств обучения. Магомедова Раисат Амрулаевна успешно применяет на занятиях как традиционные, так и инновационные педагогические технологии. Педагог ведет активную работу по использованию компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе.

    На уроках этого учителя умело сочетаются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы. В системе работы Раисат Амрулаевны имеет место дифференцированный подход к организации учебной деятельности, причем как в содержательном, так и в организационном аспектах. Индивидуальный подход к детям явно просматривается практически на каждом из ее уроков. Преподавание строится с учетом реальных учебных возможностей школьников, их индивидуально-психологических особенностей.

    Раисат Амрулаевна постоянно работает над активизацией познавательной сферы каждого учащегося, стимулирует их познавательную активность. Она стремится сформировать у детей стойкую положительную мотивацию к учению, умеет пробудить любовь и интерес к своим предметам как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности.

3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ (показать динамику за 3 года).

3.1. Динамика достижений на основе проведенных мониторингов  (по итогам учебного года).

 

Год

Класс

Количество

уч-ся

Средний балл

в классе

в городе (районе)

в РД

2014/15

5

15

3,8

3,9

3,8

2015/16

8

12

4

4,2

4,2

2016/17

10

10

4,5

4,4

4,5

3.2  Обученность по годам в целом по русскому языку и литературе.

Предмет

2015-2016

Успеваемость

Качество

20162017

Успеваемость

Качество

  Русс.яз

5 кл

8 кл

10кл

80%

80%

87%

58%

64%

65%

6 кл

9 кл

11 кл

82%

85%

83%

60%

65%

65%

  Русс.лит

5 кл

8 кл

10 кл

80%

75%

70%

69%

62%

60%

6 кл

9 кл

11 кл

80%

85%

80%

57%

70%

69%

4.Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях за  последние  5 лет.

Дата

Название конкурса

Класс

ФИО учащихся

Этап

Результат

2015-2016

Конкурс учащихся 8 -11 классов «Поэзия-любовь моя»

11

Гаджиева Асият Ш.

 Территориальный

Диплом 2 степени

2015-2016

Олимпиада по русскому языку.

10

Гаджиева Асият Ш.

Территориальный

Диплом 3  степени

2016-2017

Всероссийская олимпиада по русской литературе (дистанционно)

6

Учащиеся 6го класса. (15 человек)

Федеральный

Сертификаты об участии.

2017-2018  

Конкурс «Знатоки русского языка и литературы»

7

Нажмудинова Карина Д.

Школьный

Грамота

(1 место)

2017-2018

Всероссийская олимпиада по русскому языку  (дистанционно)

10

Мусаева Патимат Гаджимурадовна.

Федеральный

Диплом 3 степени

2017-2018

Всероссийская олимпиада по русскому языку  (дистанционно)

7

Нажмудинов Махач Д.

Федеральный

Диплом 2 степени

2015-2016

Конкурс «Лучший чтец стихотворений о ВОВ».

8

Мусаева Патимат

Гаджимурадовна

Школьный

Грамота

(1 место)

2017-2018

Конкурс «Лучший знаток русского языка среди учащихся 7-8 кл.  

  7

Нажмудинова Карина Д.

 

Территориальный этап

Диплом 3 степени

  •   Степень участия педагога в работе методических объединений организации.

С 2017 учебного года является руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла. Систематически участвует в работе методических объединений и на семинарах филологов, выступает с докладами и рефератами на заседаниях МО учителей гуманитарного цикла.

  •  Результаты научной работы.

    Выступала на семинаре филологов 22.10.2017  в ГКОУ «Ибрагимотарская СОШ» Тляратинского района с докладом на  тему: «Мой творческий отчёт».

  • Результаты транслирования педагогом опыта профессиональной деятельности в педагогических коллективах.

    Назовите образовательное событие, на котором представлялся педагогический опыт аттестуемого, его уровень (город/район, республика, Россия), форму транслирования (выступления на методическом объединении, проведение мастер-классов или открытых уроков, участие в семинарах, ярмарках педагогических идей, форуме образовательных инициатив, публикации в журналах, на сайтах и др.).

Образовательное событие, его уровень

Форма представления

            Тема

    Документ

МЦПК.

Конкурс «Русские учителя в Дагестане».

Статья. Номинация-рассказ

«Жизнь как один миг»

Сборник «Русские учителя в Дагестане.

Публикация в сборнике

«Русские учителя в Дагестане».

Статья

Конкурс «Учитель года-2014». (Территориальный этап)

Открытый урок в 5 классе с применением ИКТ.

«Имя существительное. Повторение и обобщение».

Диплом 2 степени.

 МО учителей гуманитарного цикла

Доклады, метод.

разработка.

Доклады

Рефераты

 Публикация в электронных СМИ (nsportal.ru, МУЛЬТИУРОК).

Рабочая  программа

Рабочая  программа по литературе в 7 классе. Урок русского языка  в 11 классе. Урок русского языка в 5 классе и др.

Свидетельство

  • Результаты воспитательной деятельности  аттестуемого, в том числе по предмету.

     Раисат Амрулаевна, классный руководитель 10-го класса, владеет основами знаний по общей психологии, знает принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитательного процесса. Умеет рационально и эффективно организовать работу и деятельность класса, в том числе планировать и анализировать результаты. В своей работе использует инновационные методики, творчески подходит к воспитательной и социально-педагогической деятельности.

    Классный руководитель поддерживает тесный контакт с родителями своих учеников, организует педагогические консультации, проводит анкетирование в целях диагностики и регулирования своей учебно-воспитательной деятельности.

    Эффективно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса. Отмечена органичная работа учителя как самостоятельная, так и в команде.

    Большое внимание учитель уделяет внеклассной работе по предметам, проводит декады русского языка и литературы, литературные кружки и вечера, выпускает совместно с учащимися предметные стенгазеты, готовит учащихся к олимпиадам и конкурсам муниципального и республиканского уровней.

     Аналитическая группа рекомендует установить первую квалификационную категорию (значение показателя профессиональной деятельности — 225 баллов).

Руководитель образовательной

   организации  (М.П.):                            Нажмудинов Д.Р.  ___________

Члены аналитической группы:          Магомедова Р.А.   ____________  

                                                                Гаджиева С.Ш.    ____________

                                                   Дибиров А.М.         _____________

Дата   05.12.2017  

                   

nsportal.ru

Характеристика-представление

Характеристика-представление

к аттестации на первую квалификационную категорию

на Петрюк Ольгу Ивановну,

учителя начальных классов средней общеобразовательной школы

при войсковой части 2393 г. Мегри, Республики Армения.

Петрюк Ольга Ивановна в 1997 году окончила Азовский областной музыкально-педагогический колледж по специальности «Преподавание в начальных классах». Присвоена квалификация учитель начальных классов, учитель математики основной школы.

В 2006 году окончила Ростовский государственный педагогический университет, присуждена квалификация учитель математики и информатики по специальности «Математика и информатика».

Стаж педагогической работы 12 лет.

Ольга Ивановна работает в средней общеобразовательной школе при войсковой части 2393 с 29 августа 2013 года. За время работы в школе показала себя инициативным учителем.

Высокий профессионализм, стремление к совершенствованию педагогического мастерства, ответственность за результаты своего труда характерны для этого учителя. Она активный сторонник современных направлений в обучении и воспитании младших школьников. Характерная особенность её работы — продуманная система активизации мыслительной деятельности школьников, умение вовлечь в неё каждого ребёнка. Уроки проводит живо и интересно, умеет придать игровую форму любому заданию познавательного характера.

Ольга Ивановна владеет современными образовательными технологиями и методами, эффективно применяет их на практике, имеет запас знаний и умений, соответствующих требованиям современных стандартов образования.

Уроки Ольги Ивановны хорошо продуманы, все этапы урока взаимосвязаны. Новый материал часто преподносится учителем в виде проблемной ситуации, решая которую дети сами формулирует тему урока, выводят соответствующие правила, что повышает степень усвоения учебного материала.

На каждом уроке виден дифференцированный подход: даются карточки с заданиями различной степени трудности, данные в учебнике упражнения, усложняются или упрощаются, в зависимости от способностей каждого ученика. На уроке Ольга Ивановна применяет различные средства наглядности: таблицы, иллюстрации, коллекции; использует богатый дидактический материал.

Прослеживается работа учителя на уроках по проблеме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках чтения и письма».

При посещении уроков привлекает внимание высокая плотность урока – одно задание сменяется другим, при выполнении которых обязательно присутствует самостоятельная работа учащихся не только при закреплении материала, но и получении новых знаний. Ольга Ивановна создаёт благоприятный климат для работы и общения с детьми.

Диагностика результатов контрольных работ показала, что качество обучения по русскому языку составило 85 %, по математике 85 %, 75% учащихся читают выше нормы.

Педагог охотно делится своим мастерством с коллегами. Она проводит открытые уроки, выступает на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, проводит мастер-классы.

Ольга Ивановна владеет навыками работы на персональном компьютере, понимает важность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, овладевает новыми знаниями, применяет их на уроках. Педагог изучает многочисленные методические материалы, размещенные на сайтах, общается с коллегами на форумах и по электронной почте. Эффективность применения современных технологий подтверждается динамикой роста успеваемости учащихся ее класса.

Ольга Ивановна — творчески работающий классный руководитель. Коллектив ее класса дружный, трудолюбивый, отличается высокой общественной активностью, ответственным отношением к учению, сознательной дисциплиной. Ее дети часто выступают на школьных праздниках. Воспитательная работа с обучающимися основана на уважительном отношении к личности ученика, на знании интересов, способностей и возможностей каждого. Учитель регулярно проводит родительские собрания, индивидуальные консультации.

Её доброжелательность, тесный контакт с родителями дают хорошие результаты. Родители уважают Ольгу Ивановну и помогают ей в стремлении сформировать у детей положительное отношение к учёбе. В отношении с коллегами ей свойственна коммуникабельность, тактичность, доверительные отношения, умение выслушать и помочь. Увлечённость своим делом, широкий кругозор, высокая работоспособность – всё это создало ей авторитет среди учеников, педагогов и родителей.

Рекомендуется к аттестации на первую квалификационную категорию.

 

Директор средней общеобразовательной школы

при войсковой части 2393 Э.Г. Айрапетян.

С представлением ознакомлена О.И. Петрюк.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Определение и основные характеристики представления. Виды представлений.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы.

Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

Можно выделить несколько типов представлений.

Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд.

Представления воображения формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики.

Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.

Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием.

Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений — двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц.

Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно.

Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сторону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности.

Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа.

К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида. Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова.

Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала.

Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления.

При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях.

Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь — путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений.

students-library.com

Общая характеристика представления — Мегаобучалка

представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.



Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты,те, на которых,как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

megaobuchalka.ru

Характеристики представления.

Представления имеют свои характеристики. Представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, они значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части, и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Любой вызванный образ исчезнет из поля человеческого сознания, как бы он ни старался его удержать. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Панорамность – суммация сенсонрно-перцептивных полей (различные по модальности поля сливаются в представлении).

Схематизация – преобразование объекта сложной формы в образ с наиболее существенными свойствами.

Взаимообособление фигуры и фона — фон отделен от фигуры и не влияет на нее.

Одновременность – перевод некоей временной последовательности в структуру.

Интенсивность – бледность образов представлений.

Представления — это не просто наглядные образы дей­ствительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов, но и в представлениях конкретных предметов. Этот обобщенный образ характеризуется тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Общие представления — представления, характеризующиеся большой степенью обобщения.

С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Выделяет три основные функции:

Сигнальная функцияпредставлений состоит в отражении не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств человека, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функцияпредставлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств человека. Этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, обеспечивает определенный тренирующий эффект различных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности человека.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.


Похожие статьи:

poznayka.org

Статья на тему: Характеристика-представление | Социальная сеть работников образования

ХАРАКТЕРИСТИКА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 учителя математики

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского  муниципального района Республики Мордовия

Хлебиной  Елены Андреевны

Дата рождения   30 июля 1962 г.

Стаж работы      33 года

Дата последней аттестации 15 февраля 2013 г. 

Категория    Высшая

Хлебина Елена Андреевна окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 1984 году по специальности «Математика и физика». Почетный работник общего образования Российской Федерации. В 2013 году присвоена высшая квалификационная категория. Общий педагогический стаж – 33 года, в данной школе – 31 год.

Хлебина Елена Андреевна опытный, методически грамотный учитель, обладающий глубокими профессиональными знаниями, большим творческим потенциалом. Профессионализм учителя проявляется в умении правильно планировать учебно-воспитательный процесс, создавая комфортные условия и ситуацию успеха для каждого ребенка. Елена Андреевна яркий самобытный педагог, для нее характерны широкая эрудированность, высокая человеческая культура, убежденность, душевность в отношениях с обучающимися, стремление к постоянному творческому поиску. Она, опираясь на достижения педагогики, психологии, методики преподавания математики, большое внимание уделяет отбору наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, умелому использованию математических методов на практике. Елена Андреевна находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения, успешно применяет новые образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные.  Елена Андреевна использует проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, применяет методы сотрудничества, совместной деятельности, объединения учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс. Уроки Елены Андреевны  отвечают современным методическим требованиям, построены на деятельностной основе с применением проблемно-исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности обучающихся с помощью проблемных заданий. Ее  уроки отличаются глубокой продуманностью, всегда интересны, содержательны и познавательны. Достигаются мотивационные цели – побуждение интереса к изучению предмета и нужность его в реальной жизни. Обучение на уроках является научным, наглядным, доступным, что позволяет развивать у обучающихся внимание, воображение, мышление, память. Благодаря систематической работе и умелому использованию разнообразных приемов учитель добивается прочных знаний обучающихся.

                      Учащиеся Елены Андреевны умеют работать самостоятельно, владеют навыками научной организации труда, принимают активное участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня, где добиваются хороших результатов. Ежегодно ее ученики принимали участие в школьном, муниципальном и республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике, где на муниципальном этапе становились победителями и призерами. Обучающиеся показывают высокое качество знаний на ЕГЭ.

Елена Андреевна постоянно повышает свой профессиональный уровень. Она прошла обучение в ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» в 2015 г. по программе «Совершенствование процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС», в ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (2014 г.).

Елена Андреевна является руководителем районного методического объединения учителей математики, физики и информатики, председателем предметной комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального этапа, входит в состав районной экспертной комиссии  по аттестации учителей, принимает   активное участие в работе педсоветов, семинаров, конференций. Опытом своей работы Е. А. Хлебина делится в рамках школы, района, дает открытые уроки, внеклассные мероприятия. Открытые уроки Елены Андреевны неординарны, содержательны, отвечают требованиям развития современного образования, методически выдержанные.

Как классный руководитель Елена Андреевна ведет целенаправленную работу по воспитанию классного коллектива. Для выбора темы и содержания классных часов и мероприятий она учитывает возрастные особенности обучающихся, их нравственные представления, интересы. Она стремится к развитию у обучающихся потребности к коллективной творческой деятельности, формированию ответственности за свои дела, поступки, качество учебы. Елена Андреевна владеет как традиционными, так и инновационными методами работы с родителями, направленными на гумманизацию семейных отношений, укрепление психологического здоровья обучающихся, поддержание интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности старшеклассника.

 Внеклассная работа, проводимая Еленой Андреевной разнообразна: это проведение КВН, математических викторин, игр, конкурсов, защита проектов учащихся.

Хлебина Елена Андреевна состоит в политической партии «Единая Россия». Как член партии активно участвует в мероприятиях, проходящих под эгидой партии. Во время предвыборных компаний была агитатором партии. Имеет Благодарственное письмо за активное участие в избирательной кампании по выборам в Государственную думу РФ, Государственное Собрание Республики Мордовия и представительные органы местного самоуправления 18 сентября 2016 года.

Имеет награды и звания: «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2012 г.), победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации муниципального уровня (Грант главы Теньгушевского муниципального района) (2007 г.)

Принципиальность, требовательность к себе, многолетний педагогический труд позволили Елене Андреевне завоевать авторитет и уважение среди коллег, обучающихся, родителей  и общественности района.

        Администрация школы рекомендует учителя математики Хлебину Елену Андреевну к аттестации на высшую квалификационную категорию.

Директор школы:                                   Н. А. Гартина

nsportal.ru

Определение представления и его основные характеристики

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

Таким образом, представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции:

  • сигнальную,
  • регулирующую,
  • настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

psyera.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *