Характеристика взаимоотношений в классе – Характеристика класса: образец и пример заполнения

Психологическая характеристика школы и класса

Схема психологической характеристики 3 «Г» класса

Образовательное учреждение МБОУ «СШ № 56»_Город Иваново

Класс 3 «Г» Классный руководитель* Чернова Н. А.

Средний возраст учеников 8-9 лет

Психологическая характеристика и методы получения информации

Психолого-педагогические

выводы

1. Общие сведения о школе, классе:

  1. Материальная база школы.

Средняя школа № 56 г. Иваново рассчитана на обучение 1200 человек. Классы оборудованы современной мебелью, интерактивными досками, видеокамерами, компьютерами, печатной техникой, учебно-методическим комплексом, наглядными пособиями, спортивным инвентарем. В школе действует электронная проходная. Имеется тренажерный, хореографический и гимнастический залы. Так же есть современная уличная спортивная площадка с мягким покрытием.

  1. Санитарно-гигиеническое состояние школы и класса.

В школе № 56 г. Иваново соблюдаются все основные требования Сан.Пин. Классы светлые, с хорошим искусственным и естественным освещением. В учебных классах так же есть комнатные растения, уголки отдыха, питьевая вода. Регулярно проводятся проветривание учебных классов и влажная уборка всех помещений, предназначенных для ведения образовательной деятельности. В учебных классах всегда предпринимаются здоровье сберегающие технологии, такие как динамические паузы, физкультминутки.

3. Время существования классного коллектива. Были ли слияния с другими коллективами, смена учителя? Когда сформировался коллектив?

Классный коллектив 3 «Г» существует с 2016 года. Ученики данного коллектива пережили смену классного руководителя в середине 2 года обучения. Коллектив сформировался на втором годе обучения.

4. Число учащихся разного пола. Однороден ли класс по возрасту? Число второгодников, новых учащихся.

В классе 11 девочек, 14 мальчиков. По возрасту класс практически однороден. Второгодников нет, новых учащихся так же нет.

5. Социальное положение родителей (общая характеристика). Его влияние на отношения между учениками.

Родительский коллектив 3 «Г» класса это представители служащих и рабочих профессий. Материальное обеспечение семей чаще всего ниже среднего уровня по городу. Данные условия не оказывают негативного влияния на детский коллектив.

  1. Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказаться в будущем) на развитии классного коллектива?

В целом школа № 56 создала позитивные условия для воспитания и обучения детей. Ребята имеют возможность развиваться разносторонне не только в рамках основного учебного процесса, но и во внеурочной деятельности. Из неблагоприятных факторов можно отметить наличие перегруженности учебных классов, и как следствие двухсменный режим работы образовательного учреждения.

Основной задачей по коррекции неблагоприятных факторов является устранение двухсменного режима работы. Чтобы это осуществить необходимо предпринять попытки формирования социального заказа в органы местного самоуправления на строительство новой школы в данном микроучастке или дополнительного корпуса к данному образовательному учреждению.

Возможные методы исследования:

Вышеприведенная информация была получена с использованием различных методов исследования. Во время прохождения стажировки мной проводились личные наблюдения за режимом работы и особенностями школьного ритма данного образовательного учреждения. Проводилась беседа с классным руководителем 3 «Г» класса, а также была получена информация у администрации школы и секретаря-делопроизводителя.

II. Официальная структура класса:

  1. Актив класса (если есть), его роль в организации общественной жизни класса.

В 3 «Г» классе ежедневно ведется работа классного актива. Учащиеся охотно вовлекаются в данный процесс.

  1. Распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры (успешность их деятельности, их авторитет).

В классе есть должность «директора» и «заместителя директора» класса. Эти функции возложены на учеников с высокой степенью ответственности и с большим стремлением к лидерству в коллективе. Остальные ученики класса так же активно работают в системе самоуправления. Внедрены должности «менеджеров», которые регулируют различные сферы школьной жизни: соблюдение правил поведения в школе, режим отдыха, режим питания, чистота класса, удобство и аккуратность рабочих мест и т.д. Деятельность самоуправленческой системы признана очень эффективной как среди самих учеников, так и в родительском коллективе.

3 Личностные особенности лидеров. Лидеры классного коллектива очень инициативны, ответственны, требовательны как к одноклассникам, так и к себе, организаторские способности активно развиваются с каждым днем, но отношение к ребятам всегда очень доброжелательное и приветливое.

  1. Положительное или отрицательное влияние лидеров.

Лидеры, безусловно, положительно влияют на классный коллектив, и их работа приносит плоды.

1.Удачно ли распределены обязанности между учениками (учтены ли их интересы, склонности, способности)?

Обязанности между учениками распределены достаточно грамотно. При распределении учитывались личные качества учеников, их интересы и желания, а также мнения одноклассников.

  1. Что следовало бы изменить?

Возможно, было бы эффективно ввести цикличность смены лидеров в классе, чтобы многие ученики класса, могли проявить свои организаторские и лидерские качества.

  1. Удачно ли подобраны официальные лидеры?

Официальные лидеры подобраны удачно. Они являются авторитетами среди сверстников, а также, на собственном примере иллюстрируют правильное поведение ученика в школе.

  1. На чем основывается их авторитет?

Авторитет учеников основывается на их успешности. Они имеют хорошую успеваемость, занимают активную жизненную позицию и всегда стараются соответствовать статусу прилежного ученика.

  1. Как сказывается позиция лидера на развитии личности данного ученика?

Ребята, занимающие лидерские позиции отмечают, что их положение в классе мотивирует их становиться лучше и лучше с каждым днем. У них появляются новые идеи, они стремятся быть примером для своих одноклассников и их очень радуют, как личные успехи, так и успехи товарищей.

6.Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства?

Чтобы не возникло отрицательного влияния лидерства, необходимо, чтобы лидеры не находились незаслуженно в позиции «любимчиков», не должно быть послаблений или заниженных требований к лидерам. Как лидеры, так и рядовые сотрудники системы самоуправления всегда должны жить в коллективе по общим правилам и быть равными.

Данная информация была получена на основе общения с классным руководителем – создателем системы классного самоуправления, были проведены беседы с лидерами коллектива, с рядовыми сотрудниками, а также фронтальный опрос учащихся 3 «Г» класса по вопросу их отношения к самоуправлению.

III. Неофициальная структура класса:

  1. Межличностные взаимоотношения учащихся, их социометрический статус.

Исследование проводилось по методу Дж.Морено,были получены следующие результаты:

 «Звезды» – 3 ученика

 «Предпочитаемые» – 7 учеников

 «Принятые» – 10 учеников

 «Непринятые» – 3 ученика

 «Отвергнутые» – 2 ученика

  1. Наличие микрогрупп (по какому принципу они образовались, их направленность и влияние на класс, проявление дружбы и товарищества между отдельными членами микрогруппы).

Изначально можно выделить несколько микрогрупп по гендерному признаку. Девочки, чаще всего играют своей компанией в свойственные их половому предназначению игры: дочки-матери, парикмахерская, салон-красоты и т.п. Мальчики играют вместе в свойственные своему полу игры: гонки, борьба на руках, война. Так же существуют микрогруппы мальчики+девочки. Деление по принципу мета жительства. Ребята, проживающие в соседних дворах и в школе играют вместе и после учебных занятий идут вместе домой. Подобное деление на микрогруппы не является критическим и особого влияния на коллектив в целом не оказывает.

  1. Неофициальные лидеры: их направленность и влияние на коллектив, личностные особенности.

Неофициальными лидерами являются ученики, которые не проявляют себя в системе самоуправления, однако легко увлекают за собой ребят во время перемены. Они умеют организовать какое-либо занятие для одноклассников, которое их очень увлекает.

  1. Характеристика изолированных учеников, причины их неблагоприятного положения.

Изолированных учеников в классе двое. Один из них получает неодобрение одноклассников за то, что часто не выполняет задания учителя, ведет себя несоответственно правилам поведения, отвлекает ребят от учебного процесса или от процесса отдыха.

Второй ученик имеет яркие поведенческие отклонения. Он агрессивен, на уроках нецензурно выражается, грубит и дергает одноклассников не давая им возможности заниматься на уроках, угрожает физической расправой, в случае если одноклассники не выполняют каких-либо его требований.

5.Особенности межличностных взаимоотношений между мальчиками и девочками (социограмма).

  1. Степень совпадения официальных и неофициальных структур коллектива.

Официальная структура коллектива, в основном соответствует неофициальной структуре. Беседа с классным руководителем, доказывает это, т.к. лидерские и другие должности самоуправления распределялись на основе отношения членов класса друг к другу.

  1. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров?

Для ответа на данный вопрос использовался тест «Десять моих Я». Чаще всего встречались определения: добрый, дружелюбный, отзывчивый , веселый.

  1. Какие поручения можно предложить положительным неофициальным лидерам?

Неофициальные лидеры отлично справятся с организационными задачами. Их можно назначить ответственными за построение на физкультуре, за формирование группы для похода в театр или музей.

  1. Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров (если они есть) или изменить их направленность?

Отрицательные лидеры отсутствуют.

  1. Пути ликвидации нежелательных группировок.

Нежелательных группировок не найдено.

6. Возможные пути изменения позиции изолированных членов коллектива.

Проблема изоляции данных учеников кроется в их поведении. Необходимо грамотно корректировать их отношение к себе и к коллективу, выяснить причину их девиантного поведения и дать им то внимание, которое им недостает. А так же нужно провести работу с одноклассниками и дать им толчок посмотреть на ребят-изгоев другими глазами, помочь им исправиться.

Методы исследования:

1. Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено

2. Наблюдение за коллективом

3. Беседа с представителями разных социометрических групп.

5. Для характеристики индивидуальных особенностей лидеров использовалась методика изучения личности «Десять моих Я».

IV. Психологический климат класса:

  1. Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.).

Тон в классе преобладает бодрый и жизнерадостный. Все дети активно и весело принимают участие во всех сферах школьной жизни.

  1. Степень сплоченности

Коллектив класса визуально достаточно сплочен, однако их сплоченность – результат работы нового классного руководителя, который работает с ребятами только пол года. Проводится работа по увеличению индекса сплочённости этого коллектива, сейчас реальный уровень сплоченности низкий.

  1. Взаимоотношения между мальчиками и девочками.

  2. Взаимоотношения между мальчиками и девочками дружелюбные. Ребята могут проводить время отдельно и вместе, конфликтов не было замечено. Работа в парах мальчик + девочка происходит намного активнее, чем в гомополовых парах.

  3. Эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива (социометрические коэффициенты УВБ, КВ).

Статусная структура группы УВБ:

3+7 « 10+5 – низкий уровень.

Коэффициент взаимности:

4/25 * 100 = 16 % — низкий уровень сплоченности.

  1. Факторы, определяющие психологический климат данного коллектива.

Организационные факторы (адекватность организационных структур выполняемым задачам самоуправления). Психологические факторы (характер взаимоотношения сотрудников ребят между собой позитивный, степень социально-психологической совместимости невысокая, однако в положительной динамике, уровень конфликтности низкий, характер восприятия и оценки работниками друг друга положительный, ребята умеют радоваться друг за друга.

  1. Возможные пути устранения отрицательных факторов.

Необходимо проводить работу на сплочение коллектива, коллективные занятия, совместные праздники и мероприятия. Попытаться социализировать ребят, отстраненных от общественной жизни класса.

3.Способы повышения сплочения данного коллектива (формирование отношений дружбы, сотрудничества, взаимопомощи и уважения).

Воспитательная работа в коллективе. Воспитание в ребятах толерантности, добросердечности, умения принимать людей с их достоинствами и недостатками, умения радоваться своим успехам и успехам радоваться за одноклассников.

  1. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учащихся, пути его устранения.

Необходимо провести работу с родителями данных учащихся, узнать климат семьи, в которой они живут, узнать воспитательные ориентиры родителей.

5.Уровень психологической безопасности отношений в классе.

Психологическая безопасность должна стабилизироваться, за счет работы с отстраненными детьми.

Возможные методы исследования:

1. Наблюдение.

2.Беседа с отдельными учащимися, позволяющая выяснить их психологическое самочувствие в классном коллективе.

3. Социометрическое исследование.

V. Коллектив в учебной деятельности:

  1. Успеваемость класса по разным предметам (желательно по четвертным оценкам найти средний балл успеваемости по каждому предмету, затем начертить график успеваемости и интерпретировать его, объяснить причину неодинаковой успеваемости учащихся по разным предметам).

В целом успеваемость класса изменяется с течением, учебного года. В первой четверти наблюдается спад успеваемости, т.к. у детей в начале нового учебного года проходит адаптационный период, вторая и третья четверть наиболее успешны и стабильны в успеваемости, и спад так же наблюдается в последней четверти, т.к. напряжение и усталость находятся на высоком уровне.

  1. Отношение учащихся к учению и различным предметам, его причины.

Мониторинг отношения к учебе среди учеников 3 «Г» класса показал:

высокая мотивацией к учебе – 60% учащихся

наличие любимого предмета – 96% учащихся

позитивное отношение к классному руководителю – 100% учащихся

комфортное ощущение в школе – 87% учащихся.

  1. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий.

Дисциплина на уроке находится на должном уровне. Но, присутствие на занятиях учеников с девиантным поведением вносит дисбаланс в учебный процесс.

  1. Внимание учащихся на различных уроках, стимуляция его учителями.

Внимание учащихся удержать непросто, т.к. в основном дети очень активные и для того, чтобы они увлеченно занимались учебной деятельностью необходим активный темп в ведении урока. Учитель часто использует фронтальный опрос, загадки, ребусы, поиск от частного к общему.

5 Мыслительная активность учащихся на уроках, стимуляция этой активности учителем

Мыслительная активность учащихся находится в целом на достаточном уровне, стимуляция происходит различными способами. Рост мотивации индивидуальной мыслительной деятельности наблюдается во время обсуждения или работы в паре, наличие соревновательного момента на уроке.

6. Взаимопомощь в классе.

Взаимопомощь ребят между собой стимулируется учителем как на уроках, так и на перемене. В них воспитывается дружелюбное отношение друг к другу и чувство товарищества.

7. Читательские интересы школьников.

Читательские интересы развиты на разных уровнях. Были проанализированы читательские дневники ребят. Успешные ученики предпочитают много читать, есть такие у кого прочитан весь список литературы на лето (38 наименований) и проведен анализ каждого, есть ребята, которые читали в большом количестве популярные комиксы и детские журналы. В целом интерес к чтению по классу составляет 47%.

  1. Оценить пути формирования учителями положительного отношения к учению.

Учитель использует дополнительные методы поощрения успехов учащихся. Похвальные грамоты , дипломы, небольшие подарки, благодарственные письма родителям, дополнительные возможности к самореализации.

  1. Охарактеризовать основные пути и способы активизации умственной деятельности учащихся на уроке.

Способы активизации умственной деятельности учащихся подобраны на основе личностных характеристик членов классного коллектива. Поддерживается высокий темп работы, для того, чтобы участники образовательного процесса всегда находились в тонусе, и на высокой точке мотивации к учебному процессу.

3. Выявить основные трудности в обучении данного коллектива.

Трудности в обучении данного коллектива заключаются в гиперреактивности некоторых учащихся, которые имеют достаточно широкий кругозор и спектр интересов, во время обсуждения каких-либо вопросов или учебных задач, каждый хочет показать свое «Я» и пытается доказать , что его предложение по решению поставленной задачи будет самым эффективным, это провоцирует высокую степень конкуренции в классе и учитель должен находить методы эффективной работы со всеми лидерами, поддерживать их активность, однако не идти на поводу у их желания быть лучшим и давать равные развития для самореализации всех учеников.

  1. Выявить трудности в учении отдельных учащихся и определить пути их преодоления.

Многим учащимся необходимы знания в области планирования времени и упорядоченности действий.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анализ документации.

4.Анкетирование.

5.Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций.

VI. Коллектив в трудовой, социальной и
внеучебной деятельности:

  1. Характеристика трудовых навыков школьников (какими навыками владеют хорошо, удовлетворительно, слабо).

Всеми навыками учащиеся обладают на среднем уровне.

  1. Выполнение учащимися трудовых поручений (имеют ли учащиеся постоянные поручения в школе?) и отношение к ним.

Учащиеся класса все имеют определенные обязанности в классе и в организации школьной жизни. Все выполняют их охотно с азартом.

  1. Проявление дисциплины в учебной и трудовой деятельности.

Дисциплина находится на среднем уровне. Необходимы меры по стабилизации дисциплины в классном коллективе.

  1. Отношение к различным видам общественной работы. Любимые, наиболее популярные виды общественной работы.

Наиболее популярными видами общественной работы являются раздача тетрадей одноклассникам, уборка по столовой.

  1. Интерес учащихся класса к современным социальным событиям, музыке, искусству, коллекционированию, спорту, танцам, и др. Форма проявления этого интереса.

Учащиеся 3 «Г» класса очень увлечены танцеваьным искусством, а так же среди ребят есть много спортсменов. Ребята профессионально занимаются художественной гимнастикой, спортивной борьбой, шахматами. На базе класса создан танцевальный коллектив.

  1. Отношение к спорту, предпочтительные виды спорта, участие школьников в разных спортивных секциях в школе и вне школы, в спортивных соревнованиях, их успехи.

Несколько учеников класса являются чемпионами области по гимнастике и самбо.

  1. Участие классного коллектива в общественной жизни школы.

Классный коллектив принимает активное участие в жизни школы, участвует в общешкольных, городских и международных дистанционных олимпиадах и соревнованиях.

  1. Охарактеризовать основные пути и методы воспитания внеучебных интересов.

На базе школы действует множество различных кружков, работающих на бесплатной основе. Ребята активно их посещают и отмечают , что плюсом для них является то, что руководителями кружков являются преподаватели, которые ведут у них уроки в процессе обучения.

  1. Проанализировать основные трудности в воспитании у школьников трудовых навыков, социальных интересов, активной социальной позиции, предприимчивости и др.

Классный руководитель не отметил трудностей в трудовом и социальном воспитании ребят, однако отметила что есть негативное отношение среди представителей родительского состава к данным серам воспитания.

  1. Дать характеристику формирования мировоззренческих компонентов сознания подростков.

В школе № 56 проводится активное патриотическое воспитание ребят, что безусловно положительное влияет на формирование их мировоззрения.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анкетирование.

4.Диагностические методики выявления мотивов учения, познавательных интересов, уровня развития отдельных психических функций.

VII. Преобладающие социально-психологические
явления в классе:

  1. Общественное мнение в классе, его зрелость, действенность.

Общественное мнение в классе приветствуется классным руководителем и уважается. Ребята достаточно эрудированны и с ними можно обсуждать различные темы.

  1. Мода в коллективе класса (кому и в чем подражают учащиеся), манера проведения.

Чаще всего учащиеся подражают своим родителям, так же многие ребята, кто особенно хорошо относится к классному руководителю подражают ему.

  1. Проявление соревновательности, внушаемости и конформизма.

Соревновательность развита на высоком уровне. Замечено яркое желание учеников быть лучшим.

  1. Психологическая совместимость (отдельные примеры, описать их и проанализировать).

Психологическая совместимость официального лидера класса с ребенком, которого в основном коллектив не принимает, как ни странно хорошая. Иван (лидер) дает доброжелательные рекомендации Диме (отвергнутый ученик), Дима принимает его советы спокойно, часто пытается к ним прислушаться и выполнять, когда совет дает положительный результат и Дима это замечает он подражает поведению лидера Ивана и в его поведении можно заметить положительную динамику.

  1. Влияние коллектива на личность и личности на коллектив.

Классный коллектив положительно влияет на личность каждого ученика 3 «Г» класса, это отмечено самими учащимися, классным руководителем и родителями учащихся. Каждый член коллектива индивидуален и вносит свою положительную лепту в коллектив класса.

  1. Оценить и проанализировать методы и пути формирования общественного мнения.

Общественное мнение формируется на основе истин, которые проповедует ученикам классный руководитель, их родители и старшие братья и сестры. Данный вывод был сделан на основе беседы с ребятами. Часто они приводят в пример высказывания вышеперечисленных лиц, и можно понять, что их личное мнение формируется на основе информации полученных от тех, с кем они чаще всего общаются и с кем имеют доверительные отношения.

  1. Определить способы преодоления отрицательных массовидных явлений.

Отрицательных массовидных явлений не выявлено.

Возможные методы исследования:

1.Наблюдение.

2.Беседа.

3.Анкетирование.

VIII. Уровень ( стадия ) развития коллектива класса:

1.Определить стадию развития классного коллектива.

Классный коллектив находится на начальной стадии развития.

2.Выявить специфические черты коллектива.

Коллектив гиперактивный с множеством ребят, которые имеют ярко выраженные лидерские качества.

  1. Тенденции развития коллектива.

В развитии коллектива можно наблюдать положительную динамику, классный руководитель проводит работу по сплочению классного коллектива, и эта работа дает плоды.

  1. Какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития?

Нужно больше уделять внимания совместной творческой деятельности , которая дает возможность ребятам само выражаться как личностям, но при этом и взаимодействовать друг с другом.

Возможные методы исследования:

1. Наблюдение.

2. Беседа с активом, учителем.

IX. Работа практиканта по формированию
коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся:

  1. Описать проведенную во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений (списывание, подсказки и т.д.).

Был проведен классный час на тему «Медвежья услуга». Я рассказала ребятам, как важно правильно помогать одноклассникам, давать им советы, приводить примеры, но не давать конкретное решение той или иной задачи. Важно помочь, одноклассникам приобрести то или иное знание, а не выполнить работу за них. Использовав собственные навыки и умения. Такая же беседа была проведена для родителей, с акцентом на их ошибки в помощи ребятам.

  1. Какое влияние удалось оказать на отдельных учащихся?

Была проведена работа со сложными учащимися 3 «Г» класса, выявлены их взгляды на школьную жизнь и причины агрессии и девиантного поведения.

1. Проанализировать свою работу:

а) удалось ли достичь поставленных целей;

б) какие были сделаны ошибки.

2. Я считаю, что мне удалось выполнить все поставленные задачи, я достаточно хорошо изучила структуру классного коллектива, познакомилась с классным руководителем, родителями и учениками. Ознакомилась с разными взглядами на школьный уклад этого классного коллектива.

  1. Наметить пути устранения ошибок.

Возможно, мной были допущены некоторые ошибки и был проведен недостаточно глубокий анализ классного коллектива из-за недостатка свободного времени для общения с ребятами и другими участниками образовательного процесса.

  1. Личные достижения практиканта в учебно-воспитательной работе с классом и отдельными учениками.

Мной были применены на практике различные методики исследования личности и коллектива. Был приобретен опыт общения с разными участниками образовательного процесса. Я приобрела навыки анализа информации и представления ее в компактном виде. Была отработана собственная разработка беседа «Медвежья услуга».

5.Направления работы по созданию психологически безопасной образовательной среды в классе и школе.

Я с разрешения администрации школы внесла положительные изменения в комнату психологической разгрузки. Дала рекомендации классному руководителю по работе со сложными учениками. Провела личные беседы с родителями, отвечая на интересующие их вопросы. Создала плакат для сенсорной комнаты.

infourok.ru

Материал на тему «Характеристика классного коллектива»

МКОУ «Архангельская СОШ»

ХАРАКТЕРИСТИКА

Выполнила:

учитель начальных классов

Менкова М.Д.,

классный руководитель

3 класса

Характеристика классного коллектива

  1. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

3 класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 16 человек:

4 девочки и 12 мальчиков. Большинство детей 2003 года рождения

(15 чел.), есть 1 ученик 2004 года рождения. Коллектив формировался с первого класса, основной его состав сохранился до сих пор (15 чел.). Вновь прибывший ученик успешно адаптируется в коллективе. Изначально коллектив был сформирован из выпускников дошкольного учреждения: Архангельский детский сад – 10 чел. Многие ребята уже дружили между собой и знали друг друга достаточно хорошо.

Большинство учащихся класса проживают недалеко от школы в:

с. Архангельское — 15 человек,

с. Островки — 1 человек.

2. Характеристика семей учащихся

В классе 3 неполных семьи, 1 социально-неблагополучная,  есть ребёнок из многодетной семьи. Но большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Многие родители регулярно интересуются жизнедеятельностью класса и достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета: ……….. Родители систематически посещают родительские собрания (численность не менее 10 — 15 человек)

  1. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся

Успеваемость в учёбе хорошая: 10 человек учатся на «4» и «5». Качество знаний составляет 73%, уровень обученности – 100%. Не успевающих учащихся и пропускающих занятия без уважительных причин нет. По отношению к учителям и классному руководителю класс доброжелателен. По отношению к занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашнее задание по предметам дети выполняют регулярно.

Работоспособность учащихся на уроках высокая, но внимание не у всех устойчивое. Большинство ребят со слуховым типом памяти, способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Есть ученики с замедленным типом мыслительной деятельности. По результатам тестирования 60% учащихся владеют навыками самостоятельного умственного труда.

Познавательная активность ребят высокая, они с удовольствием учатся и ходят в школу. Особенно любят предметы: математика, окружающий мир. В классе много подвижных детей, для которых предпочтителен урок физической культуры.

Все ученики хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех это получается, так как у многих учащихся ещё не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность, трудолюбие. Они часто нарушают учебную дисциплину в классе. Это: …….. Учителю необходимо систематически контролировать успеваемость и поведение этих детей. Остальные дети с пониманием относятся к их проблемам. В классе создана система поддержки и оказания помощи в учёбе слабоуспевающим ученикам.

  1. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

Класс дружный, но как коллектив сформирован ещё не достаточно хорошо. В классе реально действуют органы самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя. По результатам наблюдений и анкетирования учащихся, изолированных и замкнутых в себя нет. Все дети общаются друг с другом. Имеются малообщительные учащиеся: ……. (1 чел. – 6,25%) Неформально в классе намечается формирование следующих групп учащихся:

По принципу «Проживают на одной улице»:

  1. …….

По принципу «Место работы родителей»:

  1. …………….

  2. ………………..

В классе есть ученики, которые стремятся быть лидерами.  Они выступают организаторами различных дел, игр. Основные ценностные приоритеты класса – быть тактичнее, искреннее, душевнее, терпимее по отношению друг к другу. 

Заслуженным авторитетом в классе пользуется …….. Большинство ребят прислушиваются к её мнению, уважают и слушают её.

  1. Характер общения учащихся в группе

Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс дружный. У ребят в классе сложились довольно тёплые взаимоотношения. Они могут прислушиваться к мнению других, помогать товарищу и находить общее решение. Очень хорошо развиты чувства товарищества: взаимопомощь и взаимовыручка. (Не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, тебя выручат!) Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные, дружеские. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Внеурочное время часто проводят вместе.

  1. Творческий потенциал и творческая активность учащихся

86% учащихся охвачены дополнительным образованием. 7 человек посещают спортивные секции и 6 человек кружки художественно-эстетического направления.

Самостоятельность и инициативу в физическом труде проявляют большинство учащихся класса. Все ребята охотно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Расстраиваются, если не занимают призовые места. После мероприятия обязательно обсуждают, что было не так, и стараются сами осознать свои ошибки. Но самостоятельно организовать свою деятельность ещё не могут. Учащимся необходима помощь, подсказка, толчок к деятельности со стороны классного руководителя или старших. В классе активно работает детский  клуб самоуправления «Лучик». В классном уголке собрана информация о классе: достижения, поручения, девиз, законы класса и соглашение учеников, ведётся фотоальбом класса.

Главное увлечение детей – спорт, так как в классе большинство мальчиков. В классе много читающих детей, которые систематически посещают библиотеки, интересуются и обмениваются книжными новинками.

Ребята показывают успехи, желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания,
принимая участие в творческих конкурсах разного уровня от муниципального до всероссийского. В 2011 году ……………. был победителем всероссийского конкурса – игры «Спасатели».

  

  1. Уровень воспитанности членов коллектива,

усвоение ими социального опыта

Все ребята класса всегда опрятно одеты. У учащихся в достаточной степени сформировано чувство долга и ответственности, развиты социальные мотивы: «Хорошо учусь, чтобы окончить ВУЗ и иметь хорошую работу». Ребята трудолюбивые и отзывчивые. Дисциплина на уроках удовлетворительная, но вне занятий желает лучшего. На переменах дети очень подвижны, не всегда реагируют на замечания дежурных по школе. Культура поведения вне учебной деятельности не всегда соответствует норме. Причина плохого поведения – недостаточно сформированные понятия культуры поведения, духовно-нравственные ценности и правила общения.

  1. Уровень физического развития и здоровья школьников

Абсолютно здоровых детей в классе нет. Большинство учащихся с ослабленным здоровьем. Подготовительную группу здоровья имеют 2 ученика. Им рекомендованы умеренные физические нагрузки. 83 % учащихся имеют вторую группу здоровья. Это связано в основном с нарушением осанки. Часто болеющих детей в классе нет.

  1. Выводы и предложения:

  • Классный коллектив находится на средней стадии формирования. В связи с этим необходимы мероприятия по сплочению классного коллектива;

  • Большинство учащихся класса занимаются хорошо, принимают активное участие в жизнедеятельности класса и школы, но не всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения многих учащихся сформированы недостаточно;

  • Необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.

Классный руководитель: ………

infourok.ru

Материал по теме: Характеристика классного коллектива

                          Характеристика классного коллектива

  1.  Общие сведения о классе

        6 «А» класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 29 человек: 15 девочек и 14 мальчиков. Большинство ребят 1998 года рождения (26 чел.), есть учащиеся 1997 года рождения (2 чел.) и 1999 года рождения (1 чел.). Коллектив формировался с первого класса, основной его состав сохранился до сих пор (26 чел.). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе. Изначально коллектив был сформирован из выпускников дошкольных учреждений: д\с «Алёеушка» — 16 чел. и  д\с «Ласточка» — 10 чел. Многие ребята уже дружили между собой и знали друг друга достаточно хорошо.

        Большинство учащихся класса проживают недалеко от школы: 12 человек  проживают в микрорайоне «Северный», 10 человек –  в районе Б. Тарки, 6 чел. на Щёрса и 1 человек – в деревне М. Тарка, что в полутора километрах от школы.

        Успеваемость в учёбе хорошая: 21 человек учатся на «4» и «5». Качество знаний составляет 72%, уровень обученности – 70%. Не успевающих и пропускающих занятия без уважительных причин учащихся нет. По отношению к учителям и классному руководителю класс доброжелателен. По отношению к занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашнее задание по предметам ребята выполняют регулярно.

        79 % учащихся охвачены дополнительным образованием. 7 человек посещают спортивные секции и 16 человек кружки художественно-эстетического направления.

  1. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы

     Класс дружный, но как коллектив сформирован ещё не достаточно хорошо. В классе реально действуют органы самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя. По результатам наблюдений и анкетирования учащихся, изолированных и замкнутых в себя нет. Все принятые. Имеются малообщительные учащиеся: Сумзин, Козюлин, Темнов (3 чел. – 10 %) Неформально в классе ярко выражены следующие группы учащихся,  сформированные ещё в начальной школе по принципу «Проживают в одном районе, на одной улице»:

  1. Кулагина, Клюшина, Мишагина, Лешакова, Тумакова, Сухарева и Сбитнева
  2. Панин, Лавров и Кривдин
  3. Гусева, Куварина, Рыженькова и Шошина
  4. Опарин, Ишин и Сидоров
  5. Зевакина, Маркина и Игнатова

     

Остальные ребята класса: Долгова, Городцков, Семёнов, Тарасов, Сумзин, Смирнов, Темнов, Козюлин, Ромодин в коллективе как бы сами по себе. Ходят обособленно, держатся стороной.  В классе имеются 2  лидера: 1) Шошина М. – положительный лидер.(Всем пример, правая рука классного руководителя, «Модель идеального ученика»). Большинство ребят стараются быть на неё похожими, подражают ей, прислушиваются к её мнению, уважают и слушают её.

2) Лешакова О.– отрицательный лидер. Может склонить отдельных ребят к хулиганству, непослушанию, обману, к совершению отрицательного действия или плохого поступка.

  1. Характер общения учащихся в группе

      Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс дружный. Очень хорошо развиты чувства товарищества: взаимопомощь и взаимовыручка. (Не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, тебя выручат!)  Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные. «Задир», «Забияк» в классе нет. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Внеурочное время часто проводят вместе (гуляют в одном районе, справляют праздники, посещают бассейн, зимой ходят на каток)

  1. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся

      Работоспособность учащихся на уроках средняя, внимание устойчивое. Большинство ребят со слуховым типом памяти и способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Учеников с замедленным типом мыслительной деятельности нет. По результатам тестирования 52 % учащихся владеют навыками самостоятельного умственного труда. Познавательная активность ребят высокая, они с удовольствием учатся и ходят в школу.

  1. Творческий потенциал и творческая активность учащихся

      Самостоятельность и инициативу в физическом труде проявляют большинство учащихся класса. Все ребята охотно участвуют в классных и школьных мероприятиях. Расстраиваются, если не занимают призовые места. Очень переживают из-за этого, так как привыкли в начальной школе быть лидерами во всём. А в старшем звене не всегда им это удаётся. После мероприятия обязательно обсуждают, что было не так, и стараются сами осознать свои ошибки. Но самостоятельно организовать свою деятельность ещё не могут. Учащимся необходима помощь, подсказка, толчок к деятельности со стороны классного руководителя или старших.  Учащихся с высоким уровнем общих специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих двое – Шошина М. и Опарин А.

  1. Уровень воспитанности членов коллектива,

           усвоение ими социального опыта

      Все ребята класса из благополучных семей, они всегда опрятно одеты. У учащихся в достаточной степени сформировано чувство долга и ответственности. Ребята трудолюбивые и отзывчивые. Многие живут по принципу: «Хорошо учусь, чтобы поступить в институт и заработать много денег!» А каким способом и что будут о них думать окружающие – им неважно. Дисциплина на уроках удовлетворительная, но вне занятий желает лучшего. В перемену некоторые ребята любят поиграть в догонялки, толкают друг друга, громко разговаривают, стараясь перекричать друг друга. Иногда допускают употребление нецензурных выражений, как мальчики, так и девочки. Другими словами, культура поведения вне учебной деятельности неудовлетворительная. В общественных местах некоторые учащиеся класса могут вести себя вызывающе и не скромно. К ним относятся Лешакова, Кулагина, Клюшина, Мишагина, Игнатова, Ишин, Опарин. Причина плохого поведения – недостаточно сформированные понятия культуры поведения, духовно-нравственные ценности и правила общения.

  1. Уровень физического развития и здоровья школьников

      Абсолютно здоровых детей в классе нет. Большинство учащихся – 79 % имеют подготовительную физкультурную группу. Специальную группу здоровья имеют Лавров И. и Тумакова Н  — часто болеющие дети с хроническими заболеваниями. Они не привлекаются к участию в спортивных эстафетах, пробегах. Им рекомендованы умеренные физические нагрузки. 83 % учащихся имеют вторую группу здоровья. Это связано в основном с нарушением осанки, либо с нарушением зрения. Часто болеющих детей в классе нет.

  1. Вредные привычки и склонность к правонарушениям

    «Трудных детей» и учащихся, стоящих на учёте в КДН, ПДН и внутришкольном учёте нет. Так же в классе не выявлены учащиеся, склонные к воровству, курению, бродяжничеству и к распитию алкогольных напитков.

  1. Характеристика семей учащихся

      Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Трое ребят из многодетных семей, одна ученица – опекаемая. Отношения классного руководителя радушные. Большинство родителей регулярно интересуются жизнедеятельностью класса и достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета: Лаврова Е.А., Опарин В.А., Сухарева О. В. и Тумакова И.П.  К сожалению, есть родители, которые предпочитают занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе. Родители систематически посещают родительские собрания (численность не менее 25 человек)

  1.   Выводы и предложения:
  1. Классный коллектив находится на средней стадии формирования. Поэтому необходимы  

      мероприятия по сплочению классного коллектива;

  1. Большинство учащихся класса занимаются хорошо. Они добрые, жизнерадостные, активные. Но

      не всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки

      общения многих учащихся  сформированы недостаточно;

  1. Необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

      учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут

      оценивать свои действия и поступки.

                Классный руководитель: _____________ Клюкина О. В.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11  г. Павлово

ХАРАКТЕРИСТИКА

классного коллектива

учащихся 5А класса

МОУ СОШ № 11  г. Павлово

Выполнила: учитель физики

                    Клюкина О.В.,                  

           классный руководитель

                    5А  класса

г. Павлово,  2010 г.

nsportal.ru

Психолого -педагогическая характеристика класса

Психолого-педагогическая характеристика 7 «В» класса.

В 7 «В» классе 30 учеников, из них 14 девочек и 16 мальчиков. Класс сформировался в этом году, после окончания начальной школы.
В 7 «В» классе в 2013-2014 учебном году учится 26 учащихся . Из них 13 мальчиков и 13 девочек: 2001 г.р.—2 учащийся, 2002 г. р. –24 учащихся. Общественное лицо класса составляет актив класса. Ученики интересуются общественными делами, добросовестно выполняют свои поручения. Все ученики успевают на 100%, по итогам прошлого учебного года в классе 7 ударнико, двое имееют одну тройку..

Учащиеся с уважением относятся друг к другу. В классе нет группировок отрицательного характера. Учащиеся любят вместе проводить свободное время в школе и вне нее, например, на экскурсиях в музеи и театры. Несмотря на новый коллектив класса, дети дружат, уважают друг друга. Ученики радуются удачам одноклассников, болеют за класс, в трудных минутах поддерживают друзей. При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе и защищать честь класса, но есть и те, кто спешит домой. В основном это связано с делами по хозяйству.

Учащиеся умеют организоваться для выполнения коллективных дел, сами распределяют между собой работу. Они способны это сделать, но иногда необходимо им помочь, поддержать их. Ученики внимательно выслушивают друг друга на классных часах, при выполнении определенных дел, но могут отстаивать свои права. В классе есть общественное мнение. Учащиеся одобряют хорошие поступки товарищей, например, уважительное отношение друг к другу, к учителям. Они осуждают за грубость, за невыполнение своих обязанностей. Одобрение или неодобрение может быть выражено и словами, и делами, например, обсуждение на классных часах. В классе существует и самокритика. В отношениях школьников преобладает гуманистическая направленность.

Школьников связывают разные причины: и то, что они из одного класса, и то, что сидят за одной партой, и общие интересы. Ребята дружат не только в школе, но и вне ее. Держат друг друга в курсе всех событий, как классных, так и личных. Стараются помочь своим товарищам и в учебе, и в каких-то трудных жизненных ситуациях. Ученики видят недостатки одноклассников и стараются помочь им преодолеть их. Если иногда появляются дезорганизаторы, объясняют им ошибки, ставят на правильный путь. Правильно и с пониманием относятся к товарищам с физическими недостатками, например, в классе есть ученики, страдающие близорукостью, им необходимо одевать очки. Никто не смеется над теми, кто носит очки, все понимают, что это необходимо для здоровья, для учебы.

В классе есть актив, его выбирали в начале учебного года на добровольной основе. В основном официальный и фактический актив совпадают. Актив имеет авторитет. Ученики стараются выполнять распоряжения актива. Из каждого класса в Совет учащихся школы представителя от класса, которые рассказывают в классе о том, какие вопросы они поднимали, что решили. Класс знает, что происходит в школе, какие мероприятия планируются. Ученики стараются принимать участие в общешкольных мероприятиях. Одними из обязательных поручений класса являются дежурство по школе, в столовой, проведение открытого внеклассного мероприятия. Ученики класса поддерживают дружеские связи с учениками других классов, например, играют в футбол, волейбол, готовят КВН, праздничные сценарии.

В классе проводятся мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива. Следует уделить внимание на возрастные особенности учеников, проводить беседы на нравственные вопросы , обсуждать насущные проблемы. Необходимо использовать все возможности для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.

infourok.ru

Психолого-педагогическая характеристика класса. (6 класс)

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Коллектив 6 Б класса был образован в 2012 году. На протяжении четырёх лет классом руководил один и тот же учитель – Романычева Людмила Александровна.

1. Характеристика социума учащихся(районы проживания учащихся, контакты)

Большая часть учащиеся 6Б класса проживают в благополучных полных семьях. Местожительство учащихся очень отличается по микрорайонам. В микрорайоне школы проживают только 11 человек (46 % учащихся), есть дети из пригородов – Осево, Хлызово.

Но тем не менее это не мешает часто общаться учащимся друг с другом, взаимодействие внутри коллектива очень тесное, ребята дружат и общаются, так же контактируют друг с другом их родители.

2. Характеристика актива класса, его влияние на коллектив в целом.

Актив класса включает в себя следующих ребят – Говоруха Настя (лидер), Пашкова Карина (лидер), Дима Попов (неформальный лидер). Староста была выбрана путём голосования, кандидатура была выдвинута учащимися, причём доверие было оказано и со стороны мальчиков и девочек одинаково.

Также ребята выдвигали на роль старосты Рогулину, Говоруху, среди мальчиков выделяются Воложанин Максим, Воронин Арсений, Сухих Дмитрий. Отношения у данных учеников со всеми ровные, мальчики тянутся за ними, хотят с ним дружить.

3. Характеристика воспитанности учащихся.

Большая часть родителей имеют высшее образование и относятся к группе интеллигенции. Считаю, что с этим связан достаточно высокий уровень воспитанности в классе. Дети проявляют себя достаточно культурными личностями, целеустремлёнными, способными добиваться своей цели. Уровень нравственного воспитания достаточно высок.

4. Микрогруппы в коллективе, причины их появления, влияние на коллектив в целом.

В классе существует три микрогруппы. Первая группа – девочки во главе с Говорухой Настей и Пашковой Кариной. Вторая группа – мальчики во главе с Поповым Димой и Сухих Димой. И третья группа – девочек, во главе с Дарьей Рогулиной. Первые две группы сформированы в зависимости от половых принадлежностей. Третья группа объединилась, так как дружат родители этих детей.

В 6 классе вернулась бывшая ученица данного класса – Масасина Дарья, за лето выбыли Латохин Александр и Сергиенко Павел. В ученический коллектив дарья влилась быстро, а вот во взаимоотношениях с учителями наметились проблемы.

5. Основные ценности, приоритеты в классе.

В классном коллективе в основном собраны дети из материально-обеспеченных

семей. Поэтому в классе возникли приоритеты связанные с материальными ценностями, ребята общаются и дружат друг с другом примерно одинакового дохода и уровня жизни, при этом не замечено напряженности в отношениях с теми ребятами, чей доход семьи ниже других.

7. Коммуникативная культура учащихся (в классе, в параллели в школе).

Учащиеся в классе с высоким уровнем активности. Дети в большинстве своём подобрались открытые, с высоким уровнем коммуникации. Быстро входят в контакт, не стесняются выражать своё мнения, довольно решительно вступают в диалог, как с ребятами, так и с преподавателями. С детьми других классов многие учащиеся 6 Б класса дружат. В школе учатся братья и сёстры, поэтому налажен контакт и с другими классными коллективами.

8. Способы решения конфликтов в классе.

В силу возраста дети очень зависимы от мнения старших — педагогов и родителей.

Поэтому при возникновении конфликта в первую очередь дети обращаются за помощью к ним. Учащиеся борются за лидерство, поэтому каждый, стараясь добиться своей цели, обвиняет других, но надо заметить, что дети умеют признавать свои ошибки, осознавая свою вину, просят прощения и стараются в кратчайшие сроки наладить контакты и прийти к примирению. Но есть учащиеся, которые вступают в конфликты постоянно – Дерябин Максим, Ракша Денис, Дмитрий Попов.

10. Мнение учителей о классе и об отдельных учащихся.

Классный коллектив педагоги оценивают как сильный, сплочённый и активный, как в учебной, так и внеклассной работе. Уровень знаний в классе высокий, ребята любознательные, заинтересованные в учёбе, высокий познавательный интерес. Высокая активность на уроках, активное участие во внеклассной работе в классе и школе характеризует класс с позиции лидера на параллели. В классе есть отличники – это Воложанин Максим, Говоруха Настя, Пашкова Карина, Ежова Екатерина, Караваева Варвара. Но есть и слабые ученики – Ракша Денис, Попов Дмитрий, Дерябин Максим, осокина Марина, Масасина Дарья. Жалобы со стороны учителей поступают на поведение отдельных ребят, объяснимое темпераментом этих учащихся (гиперактивность)- Ракша, Дерябин, Попов. Есть так же слишком пассивные ребята, которые не работают на уроках, опять же в силу своего темперамента – Осокина, Шерстобитова, Рогулина, Максимовских.

infourok.ru

Образец написания характеристики класса

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3-В класса МОУ «Бендерская Средняя Общеобразовательная Школа № 15»

В классе учится 20 человек, из них 13 мальчиков и 7 девочек. Большинство детей 2007 года рождения. Один ребенок 2006 года и двое 2008 года . В неполной семье живет 1 ребенок (Стратонов И.)

В классе 4 детей из многодетных семей (Голубова Н.,Павленко С., Чернат А., Кирсанов Д.). В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Есть ребенок, склонный к правонарушениям (Стратонов И.)

По результатам медицинского обследования все дети здоровы.У некоторых детей имеются нарушения речи.

В классе 6 детей имеют высокий уровень успеваемости по всем предметам (Бызган А.,Голубова А., Норошян А., Палади А., Самохвалова С., Чернат А.) Низкая успеваемость у Борисенко Н. остальные учащиеся имеют средний уровень развития.

У учеников пока преобладают следующие типы мышления: наглядно-образный и репродуктивный.

В классе есть дети ,которые отличаются неординарным мышлением, феноменальной памятью, сообразительность и находчивостью(Палади Н.,Павленко С., Чернат А.)

Девочки увлекаются музыкой, мальчики в классе спортивные, практически все посещают спортивную секцию, большинство детей посещают различные кружки во внеурочное время.

Класс активный: дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у некоторых детей есть выраженные черты лидера (Гогу С.,Буздуган К., Цуркан Д.) Многие из учащихся хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.

На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом, работы в классе, можно сказать, что класс является достаточно сплоченным.

infourok.ru

Характеристика 9 класса и анализ работы

История возникновения класса как группы.

9-А класс существует в основном составе с 2007г. Учатся вместе с первого класса 19 человек. 5 человека пришли к нам из других школ : Кудиев Курбан, Курбанов Магомед, Иманшапиев М-гаджи, Салимханов Умар, Хакимов Гаджимурад.

Состав класса, характеристика семей учащихся класса.

В классе учатся 24 человека: мальчиков — 14, девочек — 8. Большинство детей 2000 года рождения (14 человек), 2 человека 1999 года рождения и 8 человек 2001 года рождения.. Многие дети живут в полных семьях (21 человек). Воспитываются без отца: Гусейнов Давлет, Идрисов Ильяс, Мутаева Хатима, Дети, в основном, из семей со средним достатком.   В классе есть дети из многодетных семей: Багаудинов Абдула, Вахидов Магомед, Гаджиев Якуб, В основном, все дети проживают в одном микрорайоне. Особо «трудных» детей в классе нет.

Состояние межличностных отношений в группе обучающихся.

Актив класса:
1) Староста класса – Гамзатова Чакар. (социометрический статус –звезда). Отличается целеустремлённостью, упорством, дисциплинированностью. Пользуется уважением класса. Со своими обязанностями справляется.
2) Зам. старосты класса – Мутаева Хатима. (социометрический статус – принятая). Отличается повышенной эмоциональностью, настойчивостью, решительностью. Не пользуется авторитетом у класса. Со своими обязанностями справляется.
3) Редколлегия – Расулова М.. (социометрический статус – звезда). Скромная, рассудительная, аккуратная. Со своими обязанностями справляется. 
4) Физорг – Багаудинов А. (социометрический статус – звезда) Общительный, жизнерадостный, рассудительный, настойчивый и решительный. Свои обязанности выполняет полностью.
5) Культмассовый сектор – Алиева С.(социометрический статус – предпочитаемая). Отличается повышенной эмоциональностью, настойчивостью и решительностью. Свои обязанности выполняет полностью.

6) Трудовой сектор — Булатханов А. (Социометрический статус – предпочитаемый). Скромный, рассудительный, аккуратный, настойчивый. Свои обязанности выполняет полностью.

Актив класса в состоянии заинтересовать любого ученика класса различными видами деятельности. Так как актив выбирался путем голосования всех учеников класса, то можно говорить о том, что в его состав входят те учащиеся, к которым прислушиваются и которые служат примером для подражания большинства учеников класса. И это не странно, ведь староста класса одна из наиболее успевающих учениц класса.Так что именно в таком составе актив способен привлечь ребят к активному участию в жизни класса, развитию межличностных отношений между одноклассниками, сплоченности коллектива.
В результате проведения методики «Социометрия» по деловому критерию были получены следующие результаты: статус «звезды» получили 4 человека, статус «предпочитаемые» получили 8 человек, статус «принятые» — 11 человек, статус «изолированные»-1человек. 
В классе есть 2 неформальных лидера: Булатханов Абдула. Вокруг него в основном сконцентрированы мальчики (слабоуспевающие), т.к. он им помогает в учебе и у них много общих интересов. А лидером у девочек является Хатима, она очень умная и сообразительная девочка, которая имеет на все свое мнение. Неформальные лидеры не оказывают никакого влияния на класс. 
В классе имеется несколько «малых групп. «Малые группы» взаимодействуют между собой и не оказывают никакого влияния на класс.
Количество изолированных («отверженных») учащихся в классе – 1 человек: Иманшапиев Гаджи. Он держится в классе обособленно, сам по себе, нейтрален в отношениях между одноклассниками, замкнут, не всегда может себя ярко проявить перед сверстниками. Учителя относятся к нему хорошо. Я вижу причину его изолированности в том, что он недавно учится в этом классе и еще не нашел среди одноклассников интересных для себя людей. 
В классе складывается дружеская атмосфера, благоприятный микроклимат. Уровень сплоченности коллектива – средний. 
Образовательная программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9А класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы и при рассаживании детей в классе.
             Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых» (Иманшапиев Гаджи и Курбанов Магомед). Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
             Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим, средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в щколу для общения), которые в состоянии освоить учебную программу только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. классе можно выделить группу обучающихся (Абуев Зубаир, Вахидов Магомед, Гусейнов Давлет, Идрисов Ильяс, Курбанов Магомед), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания.
  Чтобы включить этих детей в работу на уроке, используются нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

             Небольшая группа учеников (Булатханов Абдула, Гамзатова Чакар, Газиева Фатима, Мутаева Хатима, Расулова Мадина) проявляет желание и возможность изучать учебные предметы  на высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи.

             В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Характер образовательной программы.

Образовательная программа – стандартная.

Успешность освоения обучающимися образовательной программы.
В классе 4 отличницы : Гамзатова Чакар, Газиева Фатима, Мутаева Хатима, Расулова Мадина. Учатся на «хорошо» : Ахмадулаева Шамай. Алиева Самира, Булатханов Абдула, Багаудинов Абдула, Меджидов Магомед, Насибова Марьям, Салимханов Умар. Остальные учащиеся имеют посредственные знания. В процессе обучения, в качестве шефской помощи , им помогают более успешные ученики. Качество обучения – 46%. Ученики класса успешно осваивают программу

Материальная обеспеченность учебного процесса.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса школа располагает следующим перечнем кабинетов и учебных пособий.

Учебная база: учебные кабинеты, актовый зал, столовая, кабинет педагога-психолога и социолога, библиотека, медицинский кабинет.

Техническое обеспечение: кабинет информатики со свободным доступом учащихся к сети Internet.

Кабинеты не имеют методического обеспечения. Кабинеты эстетически оформлены, все они соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.

Все ученики подготовлены к учебному году: приобретена одежда, спортивная форма и обувь Частично обеспечены учебниками. Куплены тетради, атласы и иные учебные принадлежности.

Состояние динамики здоровья ребенка.

В классе нет ребят с хроническими болезнями, все ученики относятся к основной группе здоровья. Никому из учеников не противопоказаны занятия физкультурой и трудовые нагрузки. Все эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что класс ведет активный образ жизни. Ученики, имеющие заболевания, направляются школьным врачом на консультации к специалистам. Чаще других по болезни пропускают занятия: Алиева Самира и Мутаева Хатима.

Все ученики посещают уроки физической культуры. Контрольные нормативы всеми ребятами сдаются, в основном, на «хорошо» и «отлично». Общий процент успеваемости – 100% , качество знаний – от 90% до 100%. Все ребята любят спортивные игры, состязания, соревнования. Являются постоянными участниками всех спортивных мероприятий в школе. Мальчики неоднократно защищали честь школы на городских и республиканских соревнованиях. 14 человек посещают спортивные секции.

В результате изучения читательских формуляров учеников было выявлено, что большая часть класса почти не посещает библиотеку, но дети обмениваются книгами между собой, с удовольствием читают детективы, фантастику, меньшей популярностью пользуется художественная литература.
В ходе беседы учащиеся рассказывали, что свободное время любят проводить в кругу друзей (в том числе и школьных), много времени уделяют компьютерным играм. 

В  школе нет системы дополнительного образования.

У классного коллектива сложился тесный контакт с родителями, основанный на соблюдении правила: уважение к родителям каждого ребенка. Изучение семей учащихся проводится тактично, корректно, объективно. Это позволяет понять уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, а главное, стиль взаимоотношений родителей и их детей Существует взаимопонимание и взаимоучастие в делах школы, ребенка, семьи.

Работа с родителями строится по 4 направлениям:

— педагогическое просвещение родителей;

— диагностика семьи;

— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

— участие родителей в управлении делами класса и школы.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи используются разнообразные формы работы.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Целевая направленность образовательного процесса в школе –

создание условий для воспитания интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота. Воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

  Исходя из этого, были поставлены следующие воспитательные задачи:

  • Воспитание любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; почитания и уважения народных традиций и обычаев;

  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;

  • Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;

  • Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

  • Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

  • Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;

  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

  • Качественное улучшение индивидуальной работы с учащимися группы риска, работы по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей.

Разработанный план воспитательной работы включал в себя 7 направлений: учебно-познавательное, экологическое , физкультурно-оздоровительное , патриотическое, нравственно-эстетическое,трудовое и работа с родителями. Исходя из данных направлений, разрабатывались классные часы, родительские собрания, встречи, индивидуальные беседы; происходило участие детей в классных и общешкольных мероприятиях.

Особое внимание уделялось охране жизни и здоровья детей. В этих целях проводились беседы, диспуты, родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, алкоголизма; мероприятия по ПДД и ОБЖ. Ребята участвовали в школьных и городских конкурсах. Неоднократно данные вопросы затрагивались при встрече с родителями.

В рамках патриотического воспитания и нравственных традиций проводились не только классные часы, ребята были участниками общешкольных акций «Милосердие». Создана бригада «Патриот»

Особую активность класс проявлял при проведении интеллектуально-познавательных и музыкально-эстетических конкурсах, играх, соревнованиях. Спортивные игры, соревнования – самое любимое занятие детей. Многие дети класса посещали весь год спортивную секцию, являлись постоянными участниками всех школьных соревнований, а некоторые и городских.

Учебная деятельность в классе оставляет желать лучшего.

Межличностные отношения в классе хорошие. Дети дружны между собой, активных противоборствующих группировок не наблюдалось.

Родительские собрания в классе проходили регулярно в конце каждой четверти. Рассматривались вопросы учебной деятельности, поведения детей, охране жизни и здоровья, внеурочной деятельности. Все родители приходят в школу.

К детям, требующим особого внимания в учебе, приходилось выходить в семьи.

Следует отметить, что отношение родителей к школе и учителям положительное. Никаких нареканий не звучало, всегда доброжелательны и подчеркнуто уважительны.

Планируя воспитательную работу на следующий учебный год, надо заострить особое внимание на учебе детей, попытаться как можно больше контактировать с родителями, продолжать работу по охране жизни и здоровья детей, нацеливать на здоровый образ жизни.

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.

За прошедший год было проведено 34 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию: «Я – гражданин России. Конвенция о правах ребёнка», «Развитие космоса. Современный космонавт. Как им стать?» , «История праздника «День славянской письменности», по развитию личностных компетенций проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию семиклассников: « Сам себя воспитать должен», «Мои хочу и мои могу», «Мои отношения в классе», «Компьютер в моей жизни», «Я и сотовый телефон», «Удовлетворенность школьной жизнью». Тематические классные часы «Люди пожилые – сердцем молодые», внеклассное мероприятие «День матери» воспитывали у учащихся уважение к традициям семьи и школы. Развивали творческий потенциал и имели эстетическую направленность такие внеклассные мероприятия, как «Новогодний карнавал», «А ну – ка мальчики», «Как много девочек хороших», общешкольный конкурс «Осенний калейдоскоп»».

Больше всего учащимся нравятся экскурсии, походы: поход в лес «Мы за здоровый образ жизни».

Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведено 5 инструктажей по ТБ.

Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2014 – 2015 году задачи, я считаю выполненными.

2. Анализ развития учащихся класса

Учащиеся класса обладают высоким интеллектуальным потенциалом. По итогам года в классе 2 отличников (Щульц К., Шишкин К.), 1 ученик окончил учебный год с одной «4»( Иванькин А.) ,1 ученик окончил учебный год с двумя «4»(Чижиков М) и 2 учеников на «4» и «5». К.О. – 41%, У.О. – 100%.

В плане учебы есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети.( Бородаев К., Радченко А., Овчаренко Н и Смоляков А.)Учеба им дается трудно. В течение  года я следила за учебным процессом в классе: постоянно общалась с преподавателями, организовывала их встречи с родителями. С учащимися класса постоянно проводятся индивидуальные беседы на темы учебы и дисциплины.

В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.

Семиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «День матери», Зарница-2014, праздник « Масленица», «День учителя», «Знамя победы»

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Учащиеся класса активно включились в общешкольные акции «Забота», «День пожилого человека», «Знамя победы».

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории, написание сценария мероприятий и т.д.

5. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 4 классных родительских собрания по плану. Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили все собрания, родители Бородаева К присутствовали на собрании только один раз, приходилось вызывать их для индивидуальной беседы. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание.

6. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

Классным руководителем была организована серия посещений уроков, с целью выяснения уровня взаимоотношения семиклассников процессу обучения. Выявлены проблемы поведения на уроке музыки, осуществлялись совместные с родительским комитетом профилактические меры. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.

7. Выводы:

— В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.

— Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании: химия, МХК, физика, разнообразить формы работы с учителями – предметниками.

— Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.

— Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.

— Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

— Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.

Общие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с классом.

  В целом можно говорить о том, что этот год обучения является главным из всего срока обучения учащихся в школе.  Дети стоят на пороге сдачи экзамена, некоторые стоят перед вопросом выбора дальнейшего пути. Куда пойти учиться? Поэтому важно за этот год как можно больше внимания уделять всестороннему развитию ребят, способствовать их интеллектуально-нравственному формированию.
   Судя по успеваемости учащихся, у некоторых всё же имеются проблемы с учебой, поэтому следует направить деятельность учителей-предметников, родителей  и самих учеников на решение данной проблемы. Необходимо так же продолжить работу по развитию взаимоотношений и сплочению коллектива 9  класса.. Конечно, многое на этом пути уже достигнуто, но еще остаются кое-где чрезмерная индивидуальная своеобразность. Ребятам нужно стремиться к тому, чтобы научиться решать различные проблемы сообща, вместе. 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *