Понятие «Я – концепция» личности. Виды «Я- концепции». — МегаЛекции
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Структура Я-концепции
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Когнитивная
Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя[6].
Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная
Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;
соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;
оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности
Поведенческая
Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции
Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».
Виды и классификации Я-концепции (образа-Я)
Я-образ (Образ-Я, Я-концепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.
Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.
В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:
«настоящее Я»,
«динамическое Я»,
«фактическое Я»,
«вероятное Я»,
«идеализированное Я».
Понятие социализации.
Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. Это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения и социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей».
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание.
Деятельность: на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением новых видов деятельности. При этом происходят три важных процесса:
1.Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, их усвоение. Продукт такой ориентации называется личностным выбором деятельности.
2.Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем соподчинения ему всех остальных деятельностей.
3.Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Общение: рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Развитие самосознания личности: процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В этой сфере анализ много противоречивых позиций. Прежде всего само определение «Я-образа» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Тогда можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
определение, критерии, уровни развития. Понятие образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки.
Самосознание – соответствующее представление человека о самом себе, которое характеризует его личность. Вместо самосознания используют термин Я-концепция. Когнитивная составляющая Я-концепции:Я-концепция– это совокупность значений человека о себе, как о личности (о темпераменте, социальных ролях, характере, жизненных целях). Методика свободного самоописания: по отношению к себе – описания себя в виде знаний. Испытуемым дают инструкцию: опишите себя в письменном виде так, чтобы было понятно, что вы за человек, что является наиболее преимущественным в вашей личности. Эти знания о себе могут быть двоякого рода: 1) знания, которые характеризуют личность человека такой, какой она есть в настоящий момент – Реальное Я. 2) характеризуют личность человека, как желаемое для него – Идеальное Я.Самооценка – характеризует эмоциональное отношение человека к себе, к своему Я. Человек может любить, ненавидеть в себе какие-то качества, гордиться, расстраиваться. Из совокупности этих различных эмоциональных отношений складывается его самооценка. Она зависит: 1. От мнения других людей. 2. Степень несоответствия между Реальным и Идеальным Я.
Я-концепция– это совокупность знаний человека о себе как о личности, связанные с самооценкой.ФункцииЯ-концепции: 1) обеспечивает согласование представлений. 2) интерпретация опыта. Каждый человек воспринимает мир в зависимости наличия у него тех или иных конструктов. 3) предвосхищение. Представление человека о себе могут изначально настраивать его на определённый исход.
Олпорт – направление развития сознания в онтогенезе. 7 основных аспектов Я, которые он обозначил как присущие, неотъемлемые его Я. Все аспекты даны от рождения, а возникают в определенном возрасте. Младенческий возраст: рождение-1 год. Самосознания нет, т.к. у ребёнка нет разграничений между Я и внешним миром.Раннее детство
: 1-3 года. Появляется самосознание. Возникают 1,2,3 аспекты Я. 1,5 года –первый аспект– Телесное Я (отождествляется с собственным телом). Телесные ощущения связаны с работой внутренних органов, физиологическими нуждами. 2 года –второй аспект– чувство самоидентичности. Осознаёт себя как одного и того же субъекта в разных ситуациях, в разные периоды времени. 3 года –третий аспект– самоуважение. Самостоятельность, независимость, с мнением ребёнка должны считаться.Дошкольный возраст: 4-6 лет. 4 и 5 аспекты.Четвёртый аспект– расширение Я. В своё Я ребёнок включает другие объекты, окружающего мира, которые он воспринимает как свои собственные.Пятый аспект – образ Я. Сознательные представления о своей личности.Младший школьный возраст: 6-12 лет.Шестой аспект– Я как субъект рационального совладания. 12 лет – способность к формальному мышлению.Седьмой аспект–подростковый возраст: после 12 лет. К достижению значимых целей. Далее самосознание взрослого.Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Выделение описательной и оценочной составляющих
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки:
Образ Я — представление индивида о самом себе.
Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих ^-концепции.
Когнитивная составляющая Я-концепции. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой — избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия.
Оценочная составляющая Я-концепции.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
Чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство авторов прибегают к термину «самооценка». Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.
Самооценка, независимо всегда носит субъективный характер.
(Роджерс) Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
Поведенческая составляющая Я-концепции
Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. С момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.
Когда Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы Самооценка = успех/ притязания.он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки.
Я-концепция как интерпретация опыта
Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией.
Я-концепция как совокупность ожиданий
Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Мак-Кэндлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны.
(Столин «Самосознание как объект психодиагностики») Самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характеризуется также своим продуктом — представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией2. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, но человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств — представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом: о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.
«Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.
Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе — его Я-концепции.
Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию Я-образа, используя понятие установки. Основания для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционнои регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом Я-образ понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень Я-образа «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот Я-образ вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»4.
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления Я и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.
(Столин)В цикле проведенных нами исследований была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание.
В качестве исходного принимается различие содержания Я-образа (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее — это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Я-образ.
В содержании Я-образа выделяются две важнейшие образующие:
1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — присоединяющая образующая Я-концепции или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие Я субъекта в сравнении с другими людьми, — дифференцирующая образующая Я-концепции. Это последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.
Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью.
На уровне организма активность субъекта определена системой «организм—среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела — это, фигурально выражаясь, Я-образ организма, который надо отличать от физического Я субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющие. На уровне организма формируется также самочувствие — итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.
На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, уставами и т.д., которые усваиваются индивидом. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет формирования своей присоединяющей образующей — системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны — с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей Я-образа, которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей.
На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в Я-образе ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая Я-концепции, обеспечивающая неслучайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.
Самоотношение в свою очередь, как показывают результаты факторного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включающим как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.
studfiles.net
43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
Cамосознание – относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к себе. В литературе самосознание рассматривается как особый феномен личности, одну из высших психических функций (Выгодский). Самосознание – это отражение себя в своем сознании, знание о себе, переживание своей индивидуальной неповторимости.
Компоненты самосознания: самопознание (сопоставление Я и другого человека с пом. самовосприятия и самонаблюдения, аутокоммуникация с пом. самоанализа и самоосмысления), самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.), саморегуляция, самоотношение (сигн о благопол человека).
Я – концепция – важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет его направление деятельности, поведение в сит.выбора, контактах. Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой.
ЯК – когнитивная система, вкл 2 подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терт минах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность — складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения. Описательную составляющую Я – концепции называют образом Я.
Образ Я –вписывается в структуру личности, явл предпосылкой и следствием социального взаимодействия.. Выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, включает 3 компонента: 1) когнитивный (предст о способн., внешн., соц. значимости.2)Эмоционально-оценочный компонент(самоуважение, самокритичность, себялюбие) 3) поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, уклониться от оценки или критики и т.д. Образ Я динамическое образование.
«Реальное Я» — представление о себе в момент самого переживания «Идеальное Я» — то, каким он должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих.«Фантастическое Я» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении самооценки
Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).
Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.
Эриксон Ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.
Методики диагностики самосознания
В области диагностики самосознания используются следующие классы методик: стандартизированные самоотчеты (тест-
высокой жизнеспособности и долголетия.
Личн. – составляющая индивидуальности. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрываю-щих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности. В личности разл. интериндивид. (социальную) и интраиндивид. структуру (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками)
А.В. Петровский «принцип отраженной субъектности»
Личность — идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и в себе самом как «другом»), как его персонализация. Л формируется в группах; характер развития личности задается уровнем развития группы, отношения личности и коллектива сложны и противоречивы. Л — это качество индивида Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосред-ствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников.
Л.С. Выготский:
Личность есть понятие социальное, и оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Л не врождена, но возникает как целое в процессе культурного развития. Сущность культурно-го развития — овладение процессами собственного поведения. Решающим моментом в развитии личности ребенка является осознание своего Я
Соотношение понятий:
Наиб. общее понятие «человек» как биосоциальное существо. «Индивид» — биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (ин-дивидом мы рождаемся)
«Личность» — как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
«Индивидуальность» — особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств Инд-ть выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в разл. мотивации, способностей, характера и темперамента.
studfiles.net