Я — концепция. Самосознание
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Предметом самовосприятия
и самооценки индивида могут, в частности,
стать его тело, его способности, его социальные
отношения и множество других личностных
проявлений[6]. На основе Я-концепции индивид
строит взаимодействие с другими людьми
и с самим собой.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.
Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.
Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.
В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я».
Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:
«настоящее Я»,
«динамическое Я»,
«фактическое Я»,
«вероятное Я»,
«идеализированное
Я».
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
сознание своей тождественности;
сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ МЛАДЕНЧЕСТВО • ДЕТСТВО • ЮНОСТЬ • ВЗРОСЛОСТЬ • СТАРОСТЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «прайм-ЕВРОЗНАК» Издательский Дом «НЕВА» МОСКВА ОЛМА-ПРЕСС» 2002 ББК 88.37 УДК 159.922 П86 Авторами соответствующих разделов книги являются: Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI-VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV-VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI-VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV-VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV-VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.П 86 Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2 Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции. Состав авторского коллектива этой книги — уникален. В работе над книгой принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое — академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны. Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ Редакторы М. Геркусова, О. Терехова ЛП № 000370 от 30.12.99 ИД № 05761 от 04.09.01 Подписано в печать 26.03.2002. Формат 70 х 1081/ie. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 57,4. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 4067. «прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30 Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10 Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ». 103473, Москва, Краснопролетарская ул., 16 © Аверин В. А. 2001 © Прокофьева В. А. 2001 © Виленская Г. А. 2001 © Реан А. А. 2001 © Дандарова Ж. К. 2001 © Реан А. А. Составление, © Зазыкин В. Г. 2001 © Розум С. И. 2001 © Зимняя И. А. 2001 © Сергиенко Е. А. 2001 © Зинченко В. П. 2001 © Фельдштейн Д. И. 2001 © Костромина С. Н. 2001 © прайм-ЕВРОЗНАК. 2001 © Маклаков А. Г. ISBN 5-93878-029-2 © Петанова Е. И. 2001 прайм-ЕВРОЗНАК. 2001 КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С. -Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 80 работ по проблемам профессионального становления и развития личности. ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и педагогической психологии. ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, первый проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии. ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич Профессор, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 130 работ по проблемам психологии профессионального развития. ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии. ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук, руководитель Центра комплексного изучения человека Российской академии образования. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках. КОСТРОМИНА Светлана Николаевна Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С. -Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей. Психология человека от рождения до смерти МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации. ПЕТАНОВА Елена Ивановна Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии. ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации. РЕАН Артур Александрович Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии. РОЗУМ Сергей Иванович Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности. СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития. ВИЛЕНСКАЯ Галина Альаюедовна Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития. ФЕЛЬДШТЕИН Давид Иосифович Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира. 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ 20 БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 21 СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ 22
СИНЕРГЕТИКА 28 ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 29
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ 34 СРЕДА 34 АКТИВНОСТЬ 36
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 47 ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ 47 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 48 СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 50 КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА 50 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 53 КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ 53 ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 58 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ 59 9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 61 СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 61 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 62 КРИЗИС РАЗВИТИЯ 63 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ 64 КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА … 66 10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 69 ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 70 11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 72 75 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 6 ■ СОДЕРЖАНИЕ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ …. 91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93 РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА 96 ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ 96 ВТОРОЙ МЕСЯЦ 96 ТРЕТИЙ МЕСЯЦ 97 ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ 97 ПЯТЫЙ МЕСЯЦ 97 ШЕСТОЙ МЕСЯЦ 98 СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ 98 ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ 99 ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ 99 ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 100 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ 100 РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ СЛУХА 101 РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ 102 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 102 ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 103 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 105 ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ 105 ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 107 СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» 107 СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 108 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 109 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 110 Обобщение 110 Овладение речью 110 Сравнение 110 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 111 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 111 РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112 РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112 РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ 112 РЕЗЮМЕ 113 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 114 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ …. 114 КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ 115 ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 118 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 118 СОДЕРЖАНИЕ Ш 7 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 119 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 120 ЭМОЦИИ СТРАХА 121 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 121 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 122 РЕЗЮМЕ 123 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 124 ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 124 АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ 127 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ 128 ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ 129 ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130 МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ 132 РЕЗЮМЕ 133 ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 135 РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА 136 РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ 137 РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА 138 ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ 138 Я И НЕЗНАКОМЦЫ 140 ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ 140 ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ 141 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 142 РЕЗЮМЕ 143 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ 143 ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 144 РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145 РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА 145 Новорожденный ребенок 145 Младенчество 146 РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ 147 Манипуляторный характер действий 147 Функциональный характер действий 147 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 148 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 150 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ 151 Предметное общение 151 Речевое общение 152 ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 152 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ 153 СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА» 154 РЕЗЮМЕ 155 8 ■ СОДЕРЖАНИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА 156 ИСТОРИЯ ВОПРОСА 156 ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ 157 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 160 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 162 ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ 164 ИТОГИ ВОЗРАСТА 168 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА 174 ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 178 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ 179 РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ 181 ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 181 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 182 АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА 182 Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти 183 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 184 ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ 184 Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых фактов 185 Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления 186 Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом изучения языка 186 РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 186 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 187 ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 188 ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ . .. 189 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ 190 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 190 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 191 Стадии развития воображения 191 Аффективная функция воображения 192 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 192 ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 193 РЕЗЮМЕ 194 ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 195 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ 195 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ 196 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА 197 МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА 197 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ 198 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 198 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ 199 0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■ ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ 200 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 202 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 203 СТРАХИ 203 РЕЗЮМЕ 204 ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 206 КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ 207 ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 208 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 208 ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ 208 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ 209 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 211 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ 211 ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ 212 ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 212 ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 213 РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА 214 РЕЗЮМЕ 215 ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 216 РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ 218 ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА 218 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА 219 Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА 220 Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА 221 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 222 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ 223 Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ 224 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224 РЕЗЮМЕ 225 ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 227 РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 228 РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» 229 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 230 ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ 230 РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 231 СОСТАВ ГРУППЫ 232 СТАТУС 232 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 233 РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ 234 ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 234 УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ 234 РЕЗЮМЕ 235 ИТОГИ ВОЗРАСТА 236 238 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 ■ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 242 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ 242 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 243 КОНСЕРВАЦИЯ 244 КЛАССИФИКАЦИЯ 245 СЕРИАЦИЯ 245 ТРАНЗИТИВНОСТЬ 246 РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 247 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 247 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 249 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 249 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 250 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 251 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 252 ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 254 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 254 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ 255 РЕЗЮМЕ 256 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 257 ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 257 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 258 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 261 СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 262 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264 РЕЗЮМЕ 265 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 268 МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 269 ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА 270 ЭМПАТИЯ 271 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 271 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ 272 Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника 273 СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ 274 Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» 274 Мотив хорошей отметки 274 Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству и признанию сверстниками 275 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО 275 ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 277 РЕЗЮМЕ 277 СОДЕРЖАНИЕ ■ 11 ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 279 Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ 280 ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ 281 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ 282 СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ 284 ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА 285 САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ 286 Система традиционного школьного обучения и самооценка 288 Формирование заниженной самооценки 288 Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости ребенка 290 ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ 291 Коррекция неуспеваемости 293 НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 293 ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА 293 РЕЗЮМЕ 295 ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 296 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 296 ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 296 Структура учебной деятельности 297 РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ 298 РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 299 РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ 300 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 300 ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ 300 ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 301 ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 302 Лидерство 302 Дружба 303 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 304 РЕЗЮМЕ 304 ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ 305 ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ 306 АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 309 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ 310 ИТОГИ ВОЗРАСТА 313 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 315 ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 319 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 319 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 319 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 321 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 323 12 ■ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 324 ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 324 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328 ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . … 330 ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 331 РЕЗЮМЕ 334 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 335 ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 335 «ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ 336 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 337 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338 ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ 339 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 340 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 343 РЕЗЮМЕ 343 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 345 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 346 ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ 346 ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ 347 МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 347 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 348 МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 350 Мотивы поступления в вуз и ПТУ 351 ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ 351 МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ 352 МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353 МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353 МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 355 РЕЗЮМЕ 355 ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 357 КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ 357 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 358 АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ 359 ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ 360 ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА 361 ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 362 ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ 363 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 363 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ 364 ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ …. 365 САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 366 шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13 ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ 367 АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ 367 САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА 367 САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ 369 РЕЗЮМЕ 372 ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 373 РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 373 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 374 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 375 ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 375 Реакция эмансипации 375 Конфликты в семье 377 ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 377 Подростковые группы 378 Конфликты в группе 378 Полоролевое поведение 378 РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ 379 Типы увлечений 379 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ 380 РЕЗЮМЕ 381 Каталог: upload Скачать 6.62 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
100 аффирмаций самооценки для высокой уверенности
аффирмаций4 минуты чтения
Имейте высокую уверенность и самоуважение с силой аффирмаций самооценки!
Я-концепция означает (как определено в Lexico) — «Идея о себе, построенная из убеждений человека о себе и реакции других».
То, как мы думаем о себе, имеет значение. То, как мы разговариваем сами с собой, имеет значение. Это оказывает сильное влияние на нашу уверенность и самоотношение.
Итак, сегодня я предлагаю вам 100 аффирмаций самооценки, которые помогут вам обрести уверенность в себе.
В этом посте вы найдете:
- Аффирмации самооценки
- Аффирмации самооценки
- Аффирмации самооценки
Слушайте больше таких аффирмаций в приложении Gratitude
- Мой разум — друг моего тела.
- Я избавился от негативных разговоров с самим собой.
- Мне нравится тело, с которым я родилась.
- Я особенный человек.
- У меня любовные отношения со своим телом.
- Я обнимаю каждую частичку своего тела.
- Я люблю себя безусловно.
- У меня есть сила создать жизнь, которую я хочу.
- Я могу преодолеть любое препятствие.
- Я достоин настоящей любви.
- Я счастлив.
- Мне спокойно.
- Я отношусь к своему телу с заботой и любовью.
- Я отношусь к себе с добротой.
- Я сильный и здоровый.
- Я заслуживаю счастья.
- Я сострадателен к другим и к себе.
- Я чувствую радость, когда смотрю на свое путешествие.
- Я предпочитаю думать о себе положительно.
- Я питаю свое тело каждый день.
- Я красивая, умная, веселая и полная жизни.
- Я добр к себе каждую минуту.
- Меня окружает благодать и позитив.
- Я сильная, красивая и уверенная в себе.
- Я — мой лучший источник мотивации.
- Я просыпаюсь утром, любя себя.
- Я человек.
- Мне достаточно.
- Я идеален такой, какой я есть.
- Я полон жизненных сил.
- Я принимаю всего себя с любовью.
- Я питаю свое тело, разум и душу.
- Я уважаю себя и другие ценят меня.
- Я позволяю моему свету сиять ярко.
- Мое тело заслуживает любви.
Аффирмации самооценки
- Я прекрасно уникален.
- День за днем я становлюсь лучшей версией себя.
- Моя самооценка тверда и неоспорима.
- Я позволяю себе любить себя таким, какой я есть.
- Любовь, которую я даю себе, отражается во всех сферах моей жизни.
- Я цел и совершенен.
- Приветствую добрые чувства.
- Я освобождаюсь от чувства вины и негатива.
- Я отдыхаю, когда мое тело и разум говорят мне об этом.
- Я хвалю себя и других естественно и без усилий.
- Я достоин такой, какая я есть.
- Я принимаю свое тело таким, какое оно есть сегодня.
- Я позволяю всему быть таким, как оно есть.
- Я прощаюсь с жалостью к себе.
- Мне не нужно ничего делать или кем быть, чтобы заслужить любовь или уважение.
- Мое тело прекрасно таким, какое оно есть.
- Мое тело говорит мне, что ему нужно, и я слушаю.
- Я позволяю себе лечить.
- Я принимаю позитивные мысли.
- Чем больше я отпускаю, тем лучше я себя чувствую.
- Я решил перестать зацикливаться на своем теле.
- Я достоин комплиментов, которые получаю.
- Моя сила внутри.
- Моя жизнь — это благословение.
- Я благодарен за этот разум, это тело, эту душу.
- Нет ничего сильнее моей веры в себя.
- Я уважаю свои ограничения и благодарен за возможности, которые у меня есть.
- Я отношусь к себе с уважением и честью.
- В жизни есть нечто большее, чем беспокойство о том, как я выгляжу.
- Я творческий, сильный, мощный, смелый и вдохновленный.
- Я смотрю на себя добрыми глазами.
- Единственное одобрение, которое мне нужно, это мое собственное.
- Я заслуживаю хорошего самочувствия.
- Я глубоко благодарен за свое тело, свое здоровье и свои уникальные таланты.
- С каждым днем я все больше и больше осознаю свою врожденную красоту, творческий потенциал и изобилие.
Аффирмации самооценки
- У меня высокая самооценка и внутренняя красота.
- Я люблю свое тело и все, на что оно способно.
- Вес — это просто число.
- Я нежен с собой, как друг.
- Я выгляжу именно так, как должен.
- Я излучаю уверенность в себе.
- Самое важное то, что я думаю о себе.
- Я люблю себя внутри и снаружи.
- Я стремлюсь стать лучше, а не совершенным.
- Я доволен своей внешностью.
- Естественно, я чувствую себя хорошо.
- Мое тело в подарок.
- Я не жду от себя совершенства.
- Мое тело — мой друг.
- Я отпускаю то, что не могу изменить.
- Мое тело делает удивительные вещи.
- Я отвечаю за свою жизнь.
- Моя уверенность в себе растет с каждым днем все больше и больше.
- Моя уверенность постоянно растет.
- Я притягиваю к себе успех.
- Я могу добиться всего, чего захочу.
- Я горжусь собой и своими достижениями.
- Каждое утро я просыпаюсь с чувством уверенности и силы.
- Уверенность — мое право по рождению.
- Я успешен во всем, что делаю.
- Я привлекаю успех, будучи самим собой.
- С каждым днем во всех отношениях я становлюсь увереннее.
- Все мои мысли, планы и идеи ведут меня прямо к успеху.
- Каждый день я живу с чувством уверенности и благодарности.
- Мне нравится видеть, как моя уверенность растет с каждым днем.
💡 . Примите участие в 15-дневном новогоднем испытании Начать БЕСПЛАТНОЕ испытание Автор и спикер аффирмаций в Gratitude, Ааруши считает, что один из самых эффективных способов почувствовать внутренний покой — быть благодарным и иметь любящее отношение к себе. Мартин Лютер сказал, что если он сможет понять первые два слова молитвы «Отче наш» так, как это сделал Христос, то вся остальная его жизнь во Христе станет на свои места. Наблюдение Лютера показывает, что легко использовать Божьи слова, но гораздо труднее понять реальность, которую они означают. Это верно в отношении «образа Божьего». Большинство верующих слышали об этом понятии, но немногие понимают глубокое значение его значения. Образ Божий является основополагающей концепцией для понимания нашего значения и цели. Понимание того, как мы созданы по образу Божьему, помогает нам увидеть основу достоинства и цели нашей жизни и работы. Образ Божий Бытие 1:26-28 объявляет, что люди созданы по образу Божию: Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их. Наша ценность связана с нашим Создателем. Если Бог имеет великую и неоценимую ценность, то и люди, созданные по Его образу, должны иметь огромную ценность. Наше достоинство присутствует в творении, но и после грехопадения. В Бытие 9:5-6 Бог напоминает Ною, что человек создан по образу Божьему: Всякий, кто прольет кровь человеческую через человека, кровь его прольется, ибо по образу Божию Он создал человека. Напасть на человека — значит напасть на Бога через его носителя образа. Другой отрывок, Иакова 3:9, также напоминает нам, что люди созданы по образу Божию: Языком благословляем Господа и Отца нашего и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Эти стихи напоминают нам, что то, как мы относимся к людям, свидетельствует о том, как мы ценим Бога. Последствия создания по образу Божьему 1. Обычных людей не бывает. Одна из моих любимых цитат К. С. Льюиса содержится в его книге Вес славы : Обычных людей не бывает. Вы никогда не встречали простого смертного. Люди, которых вы видите каждый день, даже те, которым вы уделяете мало внимания, будут жить вечно либо под спасением, либо под судом. Даже самый незаметный человек не обычный в глазах Бога. В свете этой истины, как мы подтверждаем достоинство окружающих нас людей? 2. Мы не должны долго сосредотачиваться на своем грехе, не замечая при этом благодати Божией и собственного достоинства. Сегодня некоторые люди сосредотачиваются на нашем достоинстве и самооценке, не упоминая особо о нашей греховности. С другой стороны, в прошлом и во многих областях настоящего акцент делался на нашей крайней недостойности и греховности без какого-либо намека на наше достоинство или Божью благодать. Апостол Павел предлагает другой пример. Он никогда не упоминает о глубине своего греха, не упоминая при этом о благодати Божией: Мы можем сказать то же самое. Что бы мы ни делали, в нас действует благодать Божия. Отрицать или не признавать эту истину — значит говорить, что Божья благодать напрасна. Конечно, правильно уделить время самоанализу, исповеди и покаянию. Но в конце концов мы должны вернуться к Божьей благодати и собственному достоинству, проистекающих из того, что мы созданы по образу Божьему. 3. Восстановленный образ Бога похож на Христа. Хотя образ Божий остается после грехопадения, он определенно испорчен и испорчен. Когда мы будем искуплены, как мы будем выглядеть, когда процесс завершится? Наша индивидуальность, созданная Богом, засияет еще ярче, а наши дары раскроются в полной мере. Мы также будем похожи на Христа. Послание к Римлянам 8:29 напоминает нам, что мы «сообразовываемся с образом Его Сына». Иисус — совершенный представитель образа Божьего, и мы уподобляемся ему. Еще многое предстоит сказать об образе Бога, но нам нужно начать понимать значение и опыт этой идеи. Если мы это сделаем, мы увидим революцию в наших отношениях и в нашем видении «наименьшего из них». Что это означает для нашей работы То, что мы созданы по образу Божьему, служит основой для нашей работы и призвания. Если мы созданы по образу Божьему, мы разделяем Его характеристики. Например, поскольку Бог созидателен, мы можем проявлять созидательность в своей работе и, по сути, призваны к такому творчеству, в чем я подробнее остановлюсь завтра. Кроме того, знание основы нашего достоинства и ценности помогает нам верить, что у нас есть дары и таланты, которые можно использовать. Я знаю многих людей, которые не нашли своего призвания, потому что не верят, что им есть что предложить. Они не верят, что обладают достоинством и ценностью, и в результате не могут распознать данные им Богом дары. Новое открытие библейского учения о работе начинается с понимания того, кто мы такие и откуда пришли. Это начинается с осознания того, что мы созданы по образу Божьему. Аруши Тевари
Создано по образу Божьему – основа нашего значения