Является ли верность критерием любви: «Способность быть верным, любить – это внутренний выбор человека»

«Способность быть верным, любить – это внутренний выбор человека»

В наше время комфорт для многих стал высшей ценностью, самоцелью, и даже болезнь одного из супругов иногда становится причиной разводов. Но способность любить, быть верным не зависит от времени и экономических условий. Это вопрос личного выбора и личной ответственности каждого человека, считает Мария ПИЧУГИНА (КАПИЛИНА), детский психолог:

— Любые события в жизни человека – обращение к его сердцу и, в общем, к его вере. Поступит он в конкретной ситуации как верующий или будет оправдываться, что обстоятельства вынудили его поступить иначе и все, мол, так делают – поступают, как выгоднее, проще. Есть вещи, которые приходится принимать, как принимаем мы, например, плохую погоду, хотя и ворчим на нее. А вот в отношениях с людьми мы, мне кажется, ищем только комфорта. Я не против комфорта, но одно дело, когда он экономит силы и время человека для чего-то другого, более высокого, и другое – когда становится самоцелью, когда любовью именуют ту степень удовольствия, которая бывает от присутствия другого человека в жизни. Тогда решающую роль начинает играть здоровье – пока человек здоров, ты с ним. Я просто знаю, что некоторые браки распадаются из-за того что один из супругов заболевает тяжело. Выдержать болезнь ближнего бывает очень трудно, и иногда это приводит к расставанию. Также есть случаи, когда приемный ребенок заболевает тяжелой болезнью (например, онкологической), и родители из-за этого возвращают его в детский дом, мотивируя свой поступок тем, что у них денег на лечение нет, а государство за льготы сироте сделает необходимую операцию. Их можно понять, но сегодня многие вообще не задумываются, что и в родительской, и в супружеской любви бывает сопряженность с жертвой. Это не цель брака: специально искать, как бы пожертвовать собой – тоже неправильно, но в некоторых случаях приходится жертвовать чем-то, иногда существенным: временем, силами. Конечно, это тяжело, а у людей в современном мире «тяжело» становится критерием неправильности, от которой, следовательно, надо отказаться. «Зачем мне это надо?», – говорят люди. Количество приемных детей не уменьшается, а увеличивается, потому что больше становится детей-сирот. Основная проблема людей, которые оставляют детей – не в алкоголизме и наркомании, в большинстве случаев это вторично. А начинается все с того, что взрослые люди с обычной жизнью, с проблемами, которые в ней возникают, с нехваткой любви, с необходимостью самим заботиться о себе не в физическом смысле, а в психологическом, отказываются от этого, считают себя обиженными жизнью, впадают в младенчество. Сломленность воли, нежелание быть взрослыми (то, что называют инфантилизмом), отсутствие духовной зрелости и нежелание ее приобретать встречаются довольно часто. И проявляется в поведении детей – они вообще очень точно, без купюр, отражают то, что происходит в мире взрослых. Ребенок не хочет сдерживаться, он импульсивен, ставит себя выше других, не хочет напрячься и заставить себя учиться. То есть, напрягаться ради более высоких целей, сдерживать свои сиюминутные желания, терпеть какие-то неудобства детям делается трудно. Возможно, глобальное чувство незащищенности у детей и приводит к гиперактивности, возбудимости. Сейчас время сложное. Люди многим разочарованы, в том числе государственной властью; считают, что верить нельзя никому. Это вызов всем нам. Есть вещи, которые на государство не спишешь. Среди них способность быть верным, любить – это только внутренний выбор человека. Если мужчина говорит, что для него иметь дом и семью – вопрос достоинства, критерий того, что он состоялся как мужчина, это одна позиция. А если он говорит, что брак – форма «наезда» на деньги и свободное время мужчины, а потому делать детей надо, но в брак вступать – нет, другая. Во втором случае каждый сам за себя, такие пары, естественно, часто расходятся, и непонятно, как быть ребенку, который плоть от плоти каждого родителя. Семья не формальность, не штамп в паспорте, а состояние души. Люди либо едины, либо нет. Середины быть не может, и это выбор каждого мужчины и каждой женщины: что они для себя считают важным, в чем видят правду, которую готовы отстаивать. Такие вещи невозможно списать ни на внешние обстоятельства, ни на экономические условия, ни на государственную политику, ни на других людей. Здесь каждый человек сам несет ответственность. Но то, что делают люди со своей жизнью, формирует и жизнь вокруг. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Мне кажется, наше время хорошо тем, что оно каждому человеку помогает понять, что происходит и какова его роль в этой жизни. И от личного выбора каждого зависит, будет он стоять в своей правде или позволит распространяться через себя скверне, разрушающей жизнь вокруг.

Итоговое сочинение в 11 классе. Материалы для подготовки

Как оценивают итоговое сочинение

Критерии оценивания итогового сочинения 2018

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация.

Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

«Верность и измена»;

«Равнодушие и отзывчивость»;

«Цели и средства»;

«Смелость и трусость»;

«Человек и общество».

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

Направление «Верность и измена».

Верность и измена — это два сложных социальных концепта, которые имеют огромное значение для человечества. Верность, как мы понимаем, является положительной характеристикой. Измена, в свою очередь, наделена отрицательной коннотацией. Стоит рассматривать верность и измену не только в призме любовных отношений двух людей. Эти концепты универсальны.

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности — измена. «Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

Похожие качества: посвящённость, неизменность, твёрдость, непоколебимость.

Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство.

Синонимы: преданность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность, правильность, безошибочность, справедливость, достоверность; любовь; несомненность, непогрешимость, правоверность, приверженность, бесспорность, очевидность, доподлинность, самоочевидность, надежность, неискаженность.

Измена — нарушение верности кому- или чему-либо.

Синонимы: предательство, вероломство, неверность; блуд, штрейкбрехерство, супружеская неверность, нож в спину, прелюбодейство, прелюбодеяние, отступничество, адюльтер.

Комментарий ФИПИ:

«В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте».

Так как эти понятия довольно широкие, рассмотрим из в разном контексте.

1. Верность/ измена в широком смысле.

2. Верность/ измена в любовной сфере.

3. Верность (измена) Родине, государственному долгу

4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.

5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.

6. Верность животных своим хозяевам.

Цитаты для итогового сочинения по направлению «Верность и измена».

1. Верность/измена.

Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)

Измену простить можно, а обиду нельзя. (А. Ахматова)

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить? (Конфуций)

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. (Август Платен)

Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё. (Сенека)

Только один раз мы теряем жизнь и доверие. (Публилий Сир)

Постоянство — основа добродетели. (О. Бальзак)

Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь. (Мария Эбнер-Эшенбах)

Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)

Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)

Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других. (Ф. Ларошфуко)

В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)

Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)

Читатели могут изменять писателю сколько угодно, писатель же должен быть верен читателю всегда. (У. Х. Оден)

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. (Ф. де Ларошфуко)

Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены. (Ф. де Ларошфуко)

Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Тацит Публий Корнелий)

2. Верность/ измена в любовной сфере.

В требовании верности — жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт (О. Уайльд)

Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (А.П. Чехов)

Люди часто изменяют ради честолюбия, но потом уже никогда не изменят честолюбию ради любви. (Ф. де Ларошфуко)

Постоянство — это всегдашняя мечта любви. (Вовенарг)

Любят тех, кто собирается предавать, но ненавидят уже предавших. (Дм. Аркадий)

Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться.? (К. Мелихан)

Нельзя надеяться на женскую верность; счастлив, кто смотрит на это равнодушно. (А.С. Пушкин)

Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае — вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой. (Стендаль)

Основа любви, первейшее её условие – вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)

3. Верность/измена Родине, государственному долгу.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. (Н.Г. Чернышевский)

Существует только одно преступление, которое не искупается, — это измена своему государству. Родину нельзя изменить, ее можно только предать. Человек, истинно любящий Родину, всегда знает ей цену…Чтобы высказать свое мнение, не обязательно быть известным человеком… (Е.В.Гущина)

Невежество, эгоизм и предательство – вот три непримиримых врага патриотизма. (Гарегин Нужде)

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)

Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны. (Гюго В.)

Разве от себя убежать возможно, родину бросив? (Гораций)

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».(С.А. Есенин)

Долг каждого – любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)

Я понимаю верность как верность родине, а не ее учреждениям и правителям. Родина — это истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить ее, нужно быть ей верным; учреждения же — нечто внешнее, вроде одежды, а одежда может износиться, порваться, сделаться неудобной, перестать защищать тело от холода, болезни и смерти. (М. Твен)

4. Верность /измена по отношению к другу, товарищу и т.д.

Будь верен тому, кто верен тебе. (Плат)

И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счётов. (Д.Б. Шоу)

Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь. (Этьен Рей)

Измена другу — преступленье Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега)

Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельман)

Наполовину друг — предатель вполовину. (В. Гюго)

Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)

Преданный тебе — это друг; преданный тобой — враг. (А. Наданян)

5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям и т.д.

Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)

Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. (У. Черчилль)

Кто верен только себе, неверен всегда с другими. (Л. Сухоруков)

Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Ж. Жубер)

Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)

Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)

Если ты утаил правду, скрыл её, если ты не поднялся с места и не выступил на собрании, если выступил, не сказав всей правды, — ты изменил правде. (Дж. Лондон)

Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она. (А.С. Пушкин)

Изменять или не изменять – полностью ваше дело. Главное, не изменять себе, не растрачиваться на то, что на самом деле не нужно, и уметь хранить то, что действительно ценно. (О. Рой)

Быть подлинным значит быть верным самому себе. (Ошо)

Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное время. (Вовенарг)

Слово «верность» принесло много вреда. Люди приучились быть «верными» тысяче несправедливостей и беззаконий. Между тем им следовало быть верным только себе, и тогда они восстали бы против обмана. (М. Твен)

Предатели предают прежде всего себя самих. (Плутарх)

6. Верность животных своим хозяевам.

Белый Клык не любил Серого Бобра — и все же хранил верность ему наперекор его воле, его гневу. Он ничего не мог с собой поделать. Таким он был создан. Верность была достоянием породы Белого Клыка, верность отличала его от всех других животных, верность привела волка и дикую собаку к человеку и позволила им стать его товарищами. (Дж. Лондон)

Верность — это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки. (А.П. Чехов)

Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние. (Г. Троепольский)

Немало уже написано о собачьей верности, но никто, кажется ещё не сказал, что верность — это счастье. Кто служит тому, кого любит, тот уже получает свою награду. (Л. Ашкенази)

Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это. В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть нечто, покоряющее сердце всякого, кому не раз довелось изведать вероломную дружбу и обманчивую преданность, свойственные Человеку. (Э. А. По)

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Верность и измена».

Что значит быть верным?

К чему приводят измены?

Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

Как, по-вашему, связаны верность и дружба?

Чем опасна измена?

Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».

Можно ли простить предательство?

В чем причины измен и предательств?

Как вы понимаете слово «верность»?

Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Важно ли быть верным слову?

Что толкает человека на измену?

Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля ягода»

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»?

Как влияет предательство на отношения?

«Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций

Какое предательство самое страшное?

Согласны ли вы с утверждением : «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?

Согласны ли вы с утверждением «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит»?. (Август Платен)

Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

Может ли быть неверным благородное сердце?

Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан)

Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?

Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?

Можно ли назвать собаку самым верным другом?

Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?

Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»?

Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)

Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?

Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».

Нужно ли быть верным самому себе?

Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»? Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)

Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?

Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)

Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность — это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?

Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?

Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?

Может ли верность принести человеку разочарование?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Моцарт и Сальери»

Л.Н. Толстой «Война и Мир», «Анна Каренина»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя, родная»

М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

А.П. Чехов «Вишневый сад», «Каштанка», «Душечка», «Попрыгунья»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Е.И. Замятин «Мы»

И.А. Гончаров «Обломов»

А.И. Куприн «Олеся»

М. Горький «На дне»

Ф. М. Достоевский «Идиот»

И.А. Бунин «Темные аллеи»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

В.К. Железников «Чучело»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

А. Азимов «Позитронный человек»

Э.М. Ремарк «Три товарища»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дж. Лондон «Мартин Иден», «Белый клык», «Сердца трех»

Дж. Оруэлл «1984»

Дж. Толкиен «Властелин колец»

К. Льюис «Лев колдунья и платяной шкаф» «Хроники Нарнии»

О. де Бальзак «Шагреневая кожа»

Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

М. Митчелл «Унесенные ветром»

Ш. Бронте «Джейн Эйр»

Э. Бронте «Грозовой перевал»

А. Дюма (отец) «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»

Э. Рудник «Малифисента. История истинной любви»

У. Шекспир «Отелло», «Ромео и Джульетта»

В.А. Каверин «Два капитана»

Гомер «Одиссея»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Э. Найт «Лесси»

Р. Матесон «Куда приводят мечты»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Любовь после полудня: Брак в стиле Ромера | Current

Появление «Шести сказок о морали» Эрика Ромера в разгар сексуальной революции шестидесятых принесло неожиданную умеренность в европейскую сексуальную драму и комедию эротических манер. Их популярность в США успешно бросила вызов дерзости и искренности, которыми зрители привыкли наслаждаться в других романах на иностранном языке. «Моральные сказки» выдвинули новую модель, смешав флирт с интеллектуальным напряжением. Ромер следовал духовному неореализму семейной драмы Роберто Росселлини 9.0003 Путешествие в Италию (1954), краеугольный камень развивающейся эстетики французской Новой волны. Как и Росселлини, Ромер интересовался исследованием сексуальной добродетели в историях, которые в то же время не избавлялись от очарования, которое привлекало зрителей к фильмам.

Вполне уместно, что серия завершила свой круг с Love in the Afternoon (1972) — первоначально выпущенным в Соединенных Штатах как Chloé in the Afternoon — который, как и Journey to Italy, использует брак как фундаментальную социальную конструкцию для освящения и содержащие мужские и женские эротические влечения. Ромер наблюдает за поведением своих персонажей, особенно мужчин, с католическим акцентом на выборе и свободе воли. Их поведение влияет на социальный баланс их несколько привилегированного среднего класса, а также отражает его. Больше, чем аргумент в пользу брака, Любовь после полудня проверяет отдельные принципы, формирующие нашу моральную вселенную. Таким образом, брак — это метафора социального союза, его силы и хрупкости. Эта вера в социальные институты и желание исследовать их философские основы связывают фильм Ромера с другим великим произведением более раннего поколения: буржуазной мелодрамой Дэвида Лина « Short Encounter » (1945).

Когда в начале семидесятых сериал Ромера стал артхаусным хитом, много внимания уделялось его почти литературным диалогам и его сходству с такими французскими драматургами-рационалистами, как Расин и Мольер, Бомарше и Мариво; но «Моральные сказки» не предлагают эпиграмматических последовательностей тезис-контртезис-синтез. Его добросовестность в отношении Новой волны проявляется в базиновском отношении к разговору в реальном времени, показанному в натуралистической обстановке реального мира. Морально взвешенная реальность побеждает театральную гипотезу.

Итак, как и послевоенная классика Лина, с ее упором на местоположение и состояние погоды, которые служат подтверждением и подчеркиванием эмоционального потрясения его персонажей, «Любовь после полудня » — это фильм об искушении, который также документирует определенный момент в истории человечества. . Действие «Любовь после полудня» происходит во время гендерных войн, последовавших за движением геев и феминисток. Но, в отличие от тандемных психологических трудностей, характерных для Лина и Росселлини, Ромер фокусируется на агонии главного героя-мужчины. Эта концентрация на мужском эго преобладает во всех «Историях морали» и затрагивает суть патриархальной идеологии. Однако помимо этой критики лежит общее рассмотрение основных, экзистенциальных элементов жизни: эмоций, времени и пространства.

Фредерик (Бернар Верлей) — юрист из среднего класса, гордящийся своей семейной жизнью и влюбленный в идею любить свою беременную жену и их первого ребенка, благополучно укрывшихся в пригороде. Фредерик также любит ездить в город на работу; это связывает его с суетой современности. Его бодрит свобода городской жизни, близость случая и, особенно, близость молодых, привлекательных, доступных женщин.

Почти первые полчаса фильма являются прологом к истории искушения Фредерика, в которой Ромер упражняется в своем самом динамичном кинопроизводстве, стремясь выявить случайные, зудящие/возбужденные мысли в уме Фредерика. Откровенный, но лиричный, он представляет собой круговорот женских наблюдений и гетеросексуальных мечтаний взрослых мужчин, его быстрые отрывки и быстрые ритмы свидетельствуют о новообретенной утонченности Ромера в кинопроизводстве. Это один продолговатый монтаж, струящийся и вздымающийся вместе с книжными, страстными мыслями Фредерика. Сам по себе почти самодостаточный короткометражный фильм «Новая волна», это начало предлагает версию Ромера о застигнутых врасплох капризах Франсуа Трюффо (9).0003 Украденные поцелуи ) и Жан-Люк Годар ( Женский Мужской ), и даже Аньес Варда ( Клео от 5 до 7 ), фильмы, снятые в шестидесятые годы как эссе о манерах ухаживания революционного десятилетия. Пролог Ромера гудит от ощущения сексуальных возможностей семидесятых повсюду; Праздные послеобеденные походы по магазинам Фредерика становятся возможностью отправиться в круиз с продавщицей и даже выдать себя за заядлого продавца, возможно, гея. Последовательность — возможно, текстурная, чувственная кульминация цикла — держится вместе благодаря преднамеренно быстрому редактированию и мягкому свету и меловой палитре оператора Нестора Альмендроса. Образы предполагают набухший Росселлини — сексуализированный реализм — как показано в необычном, самореферентном эпизоде, где Фредерик мечтает встретить случайных женщин на улицах.

Эти женщины, чей внешний вид напоминает серию театральных занавесок, оказываются предыдущими звездами Моральных сказок, каждая из которых олицетворяет одну из женских идиосинкразий, которая насмехается и сбивает с толку заблудших мужчин Ромера. Фредерик описывает их: Равнодушные (Франсуаза Фабиан), Спешные (Беатрис Роман), Нерешительные (Мари-Кристин Барро), Занятые (Хайде Политофф), В сопровождении (Лоуренс де Монаган), В одиночестве (Аврора Корню). Это не обязательно те же персонажи Moral Tales, которых мы уже знаем; звездное совпадение их общей среды обитания в Париже делает их автономными и анонимными. («Эти мимолетные красавицы — просто продолжение красоты моей жены», — размышляет Фредерик.) Они — проявления Женщины, возникшие из сознания Ромера, скорее, как чередование женских ролей в репертуаре актрис Ингмара Бергмана. Женщины представлены, когда Фредерику кажется, что он обладает талисманом с волшебным зельем, которое должно сделать женщин покоряемыми. Это идея, которую он почерпнул из книги, прочитанной в детстве — возможно, идея Жюля Верна, предвосхитившая источник Ромера.0003 Зеленый луч (1986) . Но здесь пролог заканчивается причудливым ударом: научно-фантастическое, роковое/верное предложение не работает, как воображает Фредерик.

Это готовит сцену для Chloé. Воплощенная актером Зузу, Хлоя — самая властная из всех женщин Moral Tales. Темноглазая, темноволосая, агрессивная представительница богемы, она сразу выбивает из колеи буржуазное самодовольство Фредерика. У Хлои ненасытная челюсть людоеда, грубые, грубые, импозантные манеры. Она социально не ориентирована, колеблется между работами и говорит с свободолюбивым отношением раскрепощенной женщины той эпохи. Хлоя не идеализированная jeune fille из пролога мечтаний Фредерика, но незваный гость к его благородным, самозащитным загородным притворствам. (Она даже носит штаны!) 

Хлоя может быть угрозой типа Fatal Attraction , усугубляющей послеобеденные тревоги Фредерика, связанные с усталостью и искушением. Но Moral Tales не одобряет монстров id. В соответствии со сдержанным, реалистичным стилем Ромера (и следующие два драматических сегмента фильма больше в этом духе), Хлоя способна сформулировать свой вызов с помощью личной логики, выступая против верности и защищая полигамию. («Это варварство!» — возражает Фредерик. «Это превращает женщин в рабынь». «Нет, если женщины делают то же самое», — парирует Хлоя.) И все же ее последний гамбит — сексуальный: когда Фредерик обводит контуры тела Хлои в трико. (иконографический момент американской рекламной кампании фильма), ее эротическое очарование становится почти осязаемым. Этот фильм представляет наиболее последовательно провокационное использование Ромером женской чувственности, всегда через кинетику камеры: жена Фредерика, Элен (Франсуаза Верле), впервые появляется в душе, когда дверь ванной распахивается; английская няня неожиданно появляется обнаженной посреди дежурства; и Хлоя представляет себя Фредерику в толчке, с физической откровенностью одалиски Эдуарда Мане.

Внезапная реальность секса бросает вызов мужчинам Ромера, сталкивая их слабости и принуждения с моральными дилеммами. Моральные сказки построены так, чтобы исследовать индивидуальную систему правильного и неправильного поведения каждого человека, в конечном итоге превращая их личные этические битвы в психологический фарс. «Любовь после полудня» замыкает круг Ромера тем, что в то время должно было показаться шокирующе консервативным тезисом. Примирение Фредерика с Элен восходит к тем моментам чувства вины, которые свойственны обоим. 0003 Краткая встреча и Моя ночь у Мод (1969). Но есть и элемент спасения, который согласуется с «Моральными сказками » в целом и с этическими наблюдениями более поздних фильмов Ромера. Скромное многоточие, которое появляется во время кульминационного изображения брака Фредерика и Элен в «Любовь после полудня» , напоминает договор в конце «Моя ночь у Мод», , но с более сильным, почти идеализированным чувством стабильности. Словно доказывая тезис, проверенный в «Шести нравственных сказках», Ромер завершает серию оптимистичным взглядом на то, как женщины и мужчины вечно договариваются о своем доверии и товарищеских отношениях, ища решение своего духовного падения в поисках божественного.

Натуральная манера Ромера с ясным взглядом редко признается выразительным стилем из-за тонкости, с которой он и Альмендрос объединяют свои интеллектуальные интересы с визуальным представлением — оценкой — мимолетных чудес повседневной жизни. Яркая финальная сцена « Love in the Afternoon», , запечатлевшая послеполуденный солнечный свет, благословляющий верность мужа и жены, — один из самых возвышенных и кинематографических его моментов. Изучите это. Эта сцена является постоянным ключом ко всем сказкам о морали. Это перемещает нас от воображения Фредерика к его сознательному выбору. Ромер изображает свидание за пределами мелких интриг типичного кинопохоти — как духовное/рациональное явление. Это суммирование цели Моральных Рассказов.


Первоначально это произведение было написано для Criterion Collection в 2006 году.

Жизнь в молитве: стать свободным (n°32)

Когда Бог сотворил человека, Он дал ему свободную волю и свободу, которая есть способность достигать его собственная цель: Сам Бог. Сформировав его по Своему образу и подобию, он наделил его разумом, что позволило ему ориентироваться в своей жизни и делать ответственный выбор. «Это Он в начале сотворил человека и оставил его на произвол судьбы. Если хочешь, можешь соблюдать заповеди, а поступать верно — это только твой выбор » (Сэр 15, 14-15).

 

Свобода и зависимость

Как мы хорошо знаем, человек по своей природе является существом в отношениях, созданным не для одиночества, а для жизни в общении, в зависимости от Другого (своего Творца). Таким образом, когда человек восстает против Бога, он злоупотребляет своей свободой и оказывается, вопреки самому себе, разделенным в самой глубине своего существа.

Зависимость здесь заключается в том, что мы не сами по себе и не можем жить без правил, без ответственности, без речи. Настоящая жизнь – это отношения дружбы, любви и общения с другими. Таким образом, мы должны двигаться в направлении постепенного приспособления к вещам, событиям, нашей истории, нашим отношениям перед лицом внешнего давления и т. д.

Таким образом, духовная жизнь – это настоящая школа свободы. Именно экосистема позволяет нам стать по-настоящему свободными, осмеливающимися выбирать и рисковать, позволяя себе освободиться от взглядов и суждений других, от потребности в признании и т. д. мужчин, то он может лично решить, что его касается (ср. Gaudium et Spes 14, 2), если это дар, который нужно получить, а не то, что нужно завоевать, то он обязательно подразумевает путь к освобождению, основанный на освобождении, которое приносит Сам Христос. нам, потому что Он один освобождает человека (ср. Гал. 1, 5).

Путь к освобождению и истине

Иисус — образец свободного человека. Свободен по отношению к Марии и Иосифу, своей семье, свободен от любой заботы о себе, свободен по отношению к другим, свободен перед лицом событий, которые он не форсирует, свободен от какой-либо потребности проявлять свою силу, свободен в своем образе жизни его страдание и Крест, свободный по отношению к Закону, показывающий первенство любви и т. д. Иисус пришел в мир как слуга. Он научился послушанию и свободно исполнял волю своего Отца. Любя так, как любил Христос, и оставаясь в Его любви, мы уверены, что не собьемся с пути и не пойдем по пути свободы. Мы исполняем и волю Божию, и свою. «Люби и делай, что хочешь» , сказал Святой Августин.

Так что тот, кто хочет быть свободным, будет учиться каждый день любить так, как это делает Христос, чтобы постепенно освободиться от своего эгоцентризма, своего страха нехватки, своего духа обладания и т. д.

Фактор времени важен, потому что свобода всегда в процессе создания. Мы не становимся внезапно свободными раз и навсегда. Свобода следует путем, который представляет собой медленное отложение себя, чтобы Христос мог всецело вселиться в нас. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно любовь Иисуса к Отцу и его общение с Ним подкрепляли его свободу. Точно так же критерий любви должен регулировать нашу свободу. Мы должны быть свободны отказаться от нашей свободы, когда эта свобода идет вразрез с любовью. Два аргумента святого Павла (ср. Рим. 14 и 15) — это забота о нашем брате и поиск того, что назидает и созидает.

Еще один аспект, на который стоит обратить внимание, это то, что без правды о себе нет свободы. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8, 32). В той мере, в какой мы верны Богу и самим себе, мы действительно свободны. Мы способны знать, что истинно, прекрасно и хорошо, и таким образом свободно стремиться к тому, что есть Добро. Иисус ясно говорит: условием этого освобождения является верность Его слову, Его заповедям.

Любовь Иисуса к людям не ограничивает, она всегда уважает нашу свободу. Приглашение Иисуса «если хочешь» апеллирует к нашей свободе, он приспосабливается к нашему личному ритму, принимает во внимание нашу зрелость, наши способности, сохраняя при этом истинность своего послания и сопутствующих требований.

Таким образом, когда мы поступаем в нашей жизни по правде, мы освобождаемся от нашей тьмы и продвигаемся по пути свободы, становясь ответственными за данный нам свет.

Но Иисус не просто спасает человечество. Он делает из нас сыновей, учит нас быть автономными, ответственными за полученные дары, чтобы правильно их использовать и не злоупотреблять ими. Бог открывается человеку, чтобы сделать из него сына в Сыне и научить его истинной свободе детей Божиих. Только Бог совершенно свободен. Мы никогда не бываем полностью такими. Настоящей свободе нужно учиться каждый день, и она длится всю жизнь. По мере того, как мы постепенно учимся распоряжаться всем, что Бог дает нам с благодарностью и ответственностью, мы становимся все более и более плодотворными.

Наш выбор общественной жизни и наша приверженность молитвенной жизни являются отличной почвой для роста нашей свободы. На самом деле, через этот регулярный контакт с Богом, что мы живем в вере, через познание самих себя, которое вытекает из этого, через проявление любви, которую подразумевает жизнь в сообществе, мы постепенно  позволяем себе настроиться на Христа и войти в Его собственной свободы, для Его величайшей радости и для нашей.

Молитва

Господи, Ты все знаешь, Ты все видишь… Освободи нас от власти мира, от его смертоносных, материалистических, потребительских идей, которые могут обитать в нашем сердце и в обществе.

Освободи меня от самого себя, от моих идей, от моего внешнего и внутреннего рабства (от дурных пристрастий, от ран, которые возвращаются, чтобы преследовать меня, от тирании моих эмоций и моей чувствительности, от моих грехов, от диктатуры моих желаний , моих излишеств и т. д.), всего идолопоклонства и всякого контроля.

Я иду к Тебе, Иисус, свободный Человек по преимуществу, ибо Ты единственный верный Путь моей свободы!

 

Цитата

« Мы принесем Богу (…) все наше существо через руки и сердце Пресвятой Богородицы. Тогда наш ум будет обладать этой драгоценной свободой души, столь чуждой тревожному напряжению, печали, подавленности, скованности, малости ума. Мы поплывем, сдавшись, освободившись от самих себя, чтобы цепляться за Него, Бесконечного»

Мать Ивонн-Эме

 

Дальше…
Только сегодня :
  • Я позволяю слову Иисуса звучать во мне: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»
  • Что мне нужно, чтобы сегодня Иисус освободил меня? От духа мира, от себя самого, от такого-то внутреннего или внешнего рабства?
Показания