Ю л ханин: Ханин Юрий Львович (Hanin Juri)

Содержание

Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина и Дж. Тейлор

Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина и Дж. Тейлор
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

Ю.А. Зайцев, А.А. Хван (Зайцев Ю.А., Хван А.А. Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилберге ра — Ю. Ханина и Дж. Тейлор // Психологическая диагностика. — 2011. — №3. — С. 19-34.)

В последние годы внимание практических психологов, психотерапевтов, школьных психологов все больше привлекает проблема тревожности в детском и подростковом возрасте. Уровень тревожности современных детей и подростков находится на довольно высоком уровне, часто приводя к формированию и закреплению эмоциональных расстройств. Большинство авторов, исследовавших проблему тревожности и связанных с ней эмоциональных расстройств, придерживаются мнения, что эмоциональные нарушения у детей не проходят бесследно, проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни [8, 10, 15].

Так, при хронической тревожности человек постоянно находится в напряженном ожидании, легко пугается, всегда серьезен и озабочен. Общение у тревожных людей избирательное, эмоционально неровное, затрудняются контакты с незнакомыми людьми.

Общепризнанным является представление, что тревога — это некое эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, угрозы. Физиологические, психологические и поведенческие проявления данного состояния весьма разнообразны. Психологически состояние тревоги проявляется, как правило, в виде субъективно неприятных, диффузных ощущений, предчувствия какой-либо опасности, ощущением беспомощности, неуверенностью в себе; физиологически — ощущением пустоты в подложечной области, чувством стеснения в груди, сердцебиением, потливостью, дрожью. Поведенческие проявления могут быть как в виде возбуждения с хаотической деятельностью, так и в виде апатии с отказом от какой-либо деятельности. В когнитивном аспекте тревога проявляет себя в виде затруднений, связанных с выбором действий в той или иной ситуации и неуверенностью в отношении будущего.


Тревога может рассматриваться как патологическая, если препятствует эффективной деятельности, достижению желаемых целей, удовлетворению или эмоциональному комфорту [5]. В широком смысле слова тревога рассматривается как форма адаптации организма в условиях острого или хронического стресса.
С тем, что тревожность играет важную роль в развитии личности, согласны все исследователи данной проблемы, а что касается регулирующей функции тревожности, однозначной интерпретации в литературе нет. И.В. Имедадзе [7] отмечает, что всем людям присущи черты тревожности. Различия заключаются лишь в степени их выраженности. Если высокий уровень говорит о дискомфорте человека в окружающем его социуме, то низкий — необходим для нормального приспособления к среде. По мнению Г.Ш. Габдреевой [4], низкий уровень тревожности, так же как и высокий, не является оптимальным для психологического комфорта. Он свидетельствует о нарушении психического самоуправления (низкотревожные субъекты эгоцентричны, чаще имеют завышенную самооценку).

На существование адекватной и неадекватной тревожности указывает и А.М. Прихожан [15]. Опираясь на теоретические положения Л.И. Божович [2] о тревожности как переживании неудовлетворенных ведущих потребностей личности, А.М. Прихожан описывает адекватную (отражающую объективное отсутствие условий удовлетворения той или иной потребности) и неадекватную (при наличии таких условий) тревожность. Только в последнем случае можно говорить о тревожности как устойчивой функциональной структуре эмоциональной сферы.
Различают «общую» и «специфическую, частную» тревожность [2, 6, 11, 15, 19]. Общая тревожность проявляется как склонность, предрасположенность к состоянию тревожности в различных ситуациях, объективно не являющимися угрожающими. К «специфическим тревогам» относят школьную тревожность, тревожность общения, экзаменационную и т.д., то есть виды тревожности, выделяемые по сферам проявления.
Обучение в школе часто является для учащихся ситуацией хронического стресса. Следует отметить, что в последние годы стрессогенность школьного обучения многократно возрастает. Это связано и с увеличением учебной нагрузки и с различными социальными факторами, косвенно и напрямую влияющими на эмоциональное состояние школьников. Очередную лепту в повышение уровня стресса внесло введение единого государственного экзамена и итоговой государственной аттестации. В большинстве школ подготовка к сдаче единого государственного экзамена начинается с пятого — шестого классов, что приводит к резкому повышению и закреплению уровня тревожности среди школьников.
Другим проявлением психологического неблагополучия в ситуации хронического стресса становится появление школьников с феноменом «неадекватного спокойствия» — почти полным отсутствием тревожности, вне зависимости от реальной ситуации [15]. «Неадекватное спокойствие» приводит к формированию апатичности, отказу от постановки и реализации целей, снижению мотивации на учение и другим негативным проявлениям.
Очевидно, что данная ситуация требует своего решения. Первым шагом к решению возникшей проблемы должна стать диагностика состояния тревожности у школьников с целью определения «групп риска» — тех учащихся, чьи показатели выходят за границы адаптивной тревожности. Под адаптивной тревожностью понимается такой уровень состояния тревожности, который способствует появлению продуктивных способов поведения в реальной ситуации. Как правило, в диагностических методиках это средние значения показателей уровня тревожности. Адекватная диагностика состояния тревожности (как и любого другого эмоционального состояния, качества или способности) подводит нас к вопросу о наличии качественных измерительных инструментов — методик для измерения данного состояния.
Как известно, любая психодиагностическая методика должна удовлетворять обязательным требованиям — методика должна быть валидной, надежной и стандартизированной. Процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла [1]. Кроме того, необходима регулярная перепроверка тестов и их норм с тем, чтобы предупредить их старение [12].
Рассмотрим имеющиеся в арсенале школьного психолога психодиагностические методики для измерения состояния общей тревожности.

Наиболее часто используемая методика в школьной практике для измерения состояния тревожности — «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина.
Данная методика является русскоязычным вариантом личностного опросника Ч.Д. Спилбергера, созданного в 1966–1973 гг. Шкала Ч.Д. Спилбергера State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI) представляет собой комбинацию трех известных тестов: шкалы тревожности Кэт-телла и Шайера, «Проявлений тревожности» шкалы Тейлор и шкалы тревожности Велша [3]. Шкала состоит из двух частей по двадцать заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния (пример утверждения: «Я слишком возбужден и мне не по себе»), а задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность, как свойство личности (пример утверждения: «Обычно я чувствую себя в безопасности»).
Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет 5–8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентом по 4-балльной шкале. Опросник допускает как индивидуальное, так и групповое обследование.
В 1976–1978 гг. Ю.Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику STAI. Методика была стандартизирована на выборке 80 человек, возраст испытуемых составлял 20–22 года.
Ю.Л. Ханиным были получены ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов — средний уровень тревожности и свыше 46 баллов — высокий уровень тревожности [20].
Еще раз подчеркнем, что стандартизация данной методики проводилась на взрослых испытуемых, однако именно ее чаще всего используют для диагностики тревожности у детей и подростков [см. напр. 18]. Это связано с тем, что большинство школьных психологов использует методики, опубликованные в сборниках психологических тестов, или находят их в сети Интернет [см. напр. 21].
В 1988 году А.Д. Андреевой опросник Ч. Д. Спилбергера был модифицирован для измерения уровней тревожности, познавательной активности и гнева [13]. Данная модификация предназначена для измерения выраженности вышеназванных состояний «обычно» и «на уроке». А.Д. Андреевой приводятся нормы для 7–10 классов школы, но эти нормы на сегодняшний день являются, безусловно, устаревшими.
В сети Интернет для диагностики тревожности у подростков в большинстве случаев предлагается методика Ч. Спилбергера — Ю. Ханина. Огромное количество сборников психологических тестов, выпущенных в различных издательствах, при воспроизведении «Шкалы проявлений тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина не указывают, что данная методика предназначена для взрослых испытуемых. Более того, в наиболее популярных у студентов и школьных психологов учебных пособиях «Практическая психодиагностика. Методики и тесты» под редакцией Д.Я. Райгородского [14] и Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании» [17], выдержавших несколько переизданий, допущены досадные ошибки.
Так, в учебном пособии Е.И. Рогова на стр. 102 указано, что для изучения уровня тревожности у подростков 11–16 лет можно использовать методику Ч. Спилбергера — Ю. Ханина. Далее, в этом же учебном пособии предлагается использовать данную методику и для изучения уровня тревожности в юношеском возрасте. В «Практической психодиагностике» просто нет указания, для какого возраста может быть использована методика.
Единственный сборник тестов для изучения тревожности, в котором указано, что «Шкала личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина предназначена для изучения уровня тревожности у взрослых — практикум по психодиагностике Л.М. Костиной «Методики диагностики тревожности» [9].
Учитывая популярность, доступность и простоту использования «Шкалы личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина, возникает необходимость в ее стандартизации в современных условиях.
Для проведения стандартизации «Шкалы личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина были созданы три выборки испытуемых: подростки 13–15 лет (114 человек), юноши и девушки 16–19 лет (286 человек) и взрослые от 25 лет и старше (133 человека). Все три выборки были проверены на нормальность и устойчивость распределения, что позволяет нам предложить групповые тестовые нормы.
Следует отметить, что полученные нами значения на выборке взрослых испытуемых практически не отличаются от предложенных Ю.Л. Ханиным. В то же время, значения, полученные на выборках подростков и юношей, достаточно сильно отличаются от показателей взрослых людей. Это еще раз доказывает необходимость стандартизации методик на репрезентативных выборках с тем, чтобы при диагностике тех или иных групп испытуемых получать достоверную информацию о выраженности изучаемого признака.
Следующая методика, которая используется в целях диагностики уровня общей тревожности, это методика Дж. Тейлор «Шкала проявлений тревожности», опубликованная в 1953 г.
«Шкала проявлений тревожности» состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для «Шкалы проявлений тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Нормы «Шкалы проявлений тревожности» определены на выборке, состоящей из 1971 студента университета и 103 больных разными психическими состояниями [3].
В нашей стране данная методика существует в нескольких адап-тациях, среди которых наиболее известны варианты Т.А. Немчина и

Таблица 1
Диагностические значения в «сырых» баллах по «Шкале личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина и перевод их в стэны

 

 

 

 

 

«сырые

баллы»

 

Уровень выраженности тревожности

13–15 лет

16–19 лет

25 и старше

 

 

 

 

 

 

1

0-15

0-30

0-12

0-20

0-22

0-25

Низкий

2

16-21

31-33

13-18

21-25

23-26

26-30

3

22–27

34-36

19-23

26-30

27-30

31-34

Средний,
с тенденцией к
низкому

4

28-33

37-39

24-29

31-35

31-34

35-39

5

34-39

40-42

30-34

36-40

35-38

40-43

Средний,
с тенденцией к
высокому

6

40-45

43-45

35-40

41-45

39-42

44–48

7

46-51

46-48

41-45

46-50

43-46

49-52

Высокий

8

52-57

49-51

46-51

51-55

47-50

53-57

9

58-63

52-54

52-56

56-60

51-54

58-61

Очень высокий

10

64-80

55-80

57-80

61-80

55-80

62-80

В. Г. Норакидзе. В варианте, предложенном В.Г. Норакидзе, присутствует шкала лжи, включающая 10 пунктов. Таким образом, имеются 50 диагностических утверждений, которые отражают наиболее явные проявления тревожности, относящиеся как к вегетативно-соматическим реакциями, так и к настроению, переживаниям, и 10 проверочных утверждений. В обеих описываемых модификациях указаны ориентировочные нормы проявлений тревожности: 0–5 баллов — низкий уровень тревоги, 5–15 баллов — средний (с тенденцией к низкому), 15–25 — средний (с тенденцией к высокому), 25–40 баллов — высокий уровень тревоги. По количеству полученных баллов устанавливается уровень тревожности испытуемого, при этом, низкий и средний (с тенденцией к низкому) уровни свидетельствуют о ситуативной тревожности, средний (с тенденцией к высокому) и высокий — о тревожности — черте [16].
Поскольку данная методика была создана для диагностики уровня тревожности у взрослых людей и стандартизация также проходила на выборках взрослых людей, то вероятность недостоверности результатов при применении методики у подростков очень высока. Для адекватной диагностики уровня тревожности в подростковом и юношеском возрастах необходимо опираться на нормы, полученные на выборке подростков и юношей.
Для проведения стандартизации «Шкалы проявлений тревожности» была создана выборка юношей и девушек 16–19 лет, обучающихся в средних и средне-специальных учебных заведениях, всего 216 человек.
Выборка была проверена на нормальность распределения, распределение не отличается от нормального, что позволяет перейти к следующим этапам стандартизации.


Таблица 2
Диагностические значения в «сырых» баллах по «Шкале проявлений тревожности» Дж. Тейлор и перевод их в стэны для девушек и юношей 16–19 лет

стэны

«сырые баллы»

Уровень выраженности тревожности

девушки

юноши

1

0-7

0-3

Низкий

2

8-10

4-6

3

11-13

7-9

Средний, с тенденцией к низкому

4

14-16

10-12

5

17-19

13-15

Средний, с тенденцией к высокому

6

20-22

16-18

7

23-25

19-21

Высокий

8

26-28

22–24

9

29-31

25-27

Очень высокий

10

32-50

28-50


При анализе полученных данных было обнаружено, что показатели девушек и юношей существенно отличаются. Было решено произвести проверку отдельно для девушек и юношей. Общая выборка была разделена на две подвыборки: выборка девушек (N = 135) и выборка юношей (N = 81).
Подвыборки девушек и юношей вновь были проверены на соответствие нормальному распределению. В обоих случаях распределение признака соответствует нормальному.
Обратим внимание на то, что полученные диагностические значения для юношей совпадают с предложенными ранее Т.А. Немчиным и В.Г. Норакидзе. По выборке девушек диагностические значения достаточно сильно отличаются значений, характерных для юношей и взрослых людей. Очевидно, что для целей диагностики уровня тревожности в подростковом и юношеском возрастах следует пользоваться полученными нормативными данными.

Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977 )

Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977 ). Психологические технологии управления состоянием человека

ВикиЧтение

Психологические технологии управления состоянием человека
Кузнецова Алла Спартаковна

Содержание

Приложение 6

Методика «Шкала личностной тревожности»

(русскоязычная адаптация Ю. Л. Ханина, 1977)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы обычно себя чувствуете в последнее время. При выборе ответа пользуйтесь следующими оценочными суждениями: 1 – “почти никогда”; 2 –“иногда”; 3 – “часто”; 4 – “почти всегда”. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов не бывает».

Обработка результатов

Оценки, отмеченные обследуемым по каждой из 20 шкал, суммируются отдельно по двум группам утверждений: прямых (наличие устойчивых проявлений тревожности) – пп. 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; обратных (отсутствие устойчивых проявлений тревожности) – пп. 1, 6, 7,10, 13, 16, 19.

Основной показатель методики – индекс личностной тревожности (ИЛТ) – рассчитывается по следующей формуле:

ИЛТ = (? пп. прямых ответов – ? пп. обратных ответов) + 35

(где пп.  – пункты опросника, 35 – поправочный коэффициент, который переводит все оценки в область положительных значений).

Диапазоны разброса оценок показателя ИЛТ

Значения ИЛТ могут варьировать в диапазоне от 20 до 80 баллов; чем выше значение ИЛТ, тем более выражена личностная тревожность. При этом более высокие значения ИЛТ соответствуют возрастанию проявлений личностной тревожности как устойчивой индивидуальной черты.

Интерпретация результатов

Интерпретация полученных при тестировании значений показателя ИЛТ проводится в соответствии со следующими нормативными интервалами28:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

43. Шкала «Проявления тревожности». Опросник самоотношения

43. Шкала «Проявления тревожности». Опросник самоотношения Шкала «Проявления тревожности» (Manifest Anxiety Scale, MAS) – личностный опросник. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г.ШПТ состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый

Методика «Шкала самооценки тревожности» [20]

Методика «Шкала самооценки тревожности» [20] Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21] Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной

Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49]

Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49] Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку

Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера)[53]

Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера)[53] Этот тест определяет степень тревоги, которую испытывает человек в какой-то конкретной ситуации.Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А .

Б . Леоновой , 1984)

Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984) Инструкция: «Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному

Приложение 3 Методика «Шкала ситуативной тревожности» ( русскоязычная адаптация Ю .Л . Ханина , 1977)

Приложение 3 Методика «Шкала ситуативной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977) Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный

Приложение 4 Методика «Шкала дифференциальных эмоций» ( русскоязычная адаптация А .В . Леоновой и М .С . Капицы , 2003)

Приложение 4 Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (русскоязычная адаптация А. В. Леоновой и М.С. Капицы, 2003) Инструкция: «Перед Вами список прилагательных, которые характеризуют проявления различных чувств и эмоциональных переживаний. Справа от каждого

Приложение 9. Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу)

Приложение 9. Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу) 1. а) Я живу по правилам и стандартам, принятым в обществе.б) Я не вижу необходимости всегда подчиняться правилам, установленным в обществе.2. а) Я делаю то, что от меня ожидают другие.б) Я считаю, что нет

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие

Самоактуализационный тест-CAT: методика изучения личностной зрелости

Самоактуализационный тест-CAT: методика изучения личностной зрелости Примером опросника, направленного на выявление различных установок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, является разработанный в МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана

Методика «Шкала совестливости»

Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла).»Шкала совестливости» предназначена для измерения

Методика «Шкала: робость, стеснительность»

Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии — знак «—».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.2. В компании я

Исследование условий психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов-лингвистов во время экзаменов

Серия: Успехи исследований в области экономики, бизнеса и управления

Авторы

Валентина Долгова, Елена Капитанец, Марина Яшина, Надежда Крыжановская

Ответственный за переписку 90 003 Валентина Долгова

Доступен в Интернете в августе 2019 г.

DOI
10.2991/ispcbc-19.2019.6Как использовать DOI?
Ключевые слова
языки студентов, деструктивное психическое состояние, тревожность, неуверенность, раздражительность, программа психокоррекции
Реферат

Вопрос эффективных психологических методов лечения тревожности студентов во время экзаменов остается актуальным и на сегодняшний день. Несмотря на то, что существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы лечения тревожности, студенты продолжают испытывать негативные эмоции и волнения. Решение этой проблемы в рамках конференции особенно важно, так как именно студенты-языковцы будут вовлечены после окончания вуза в межкультурное деловое сотрудничество, необходимое для стабильного экономического развития и привлечения инвестиций. Поэтому мы поставили задачу изучить условия психокоррекции деструктивного психического состояния у языковых студентов в период экзаменов, в частности тревожность, неуверенность и раздражительность. Исследование проводилось в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) в Челябинске. Выборку составили 20 студентов-иностранцев первого курса. Исследование проводилось в четыре этапа: кабинетный анализ, экспериментальное исследование, коррекционная работа и анализ данных. Мы проводили психодиагностику на основе двух методик: методики State-Trait Anxiety Inventory, предложенной Чарльзом Д. Спилбергером и адаптированной Ю.Л. Ханина и Шкала манифестной тревоги Тейлора Джанет Тейлор. Разработана и внедрена программа психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов языковых курсов во время экзаменов. По результатам исследования мы написали буклеты для студентов с советами на экзаменационный период. Мы также использовали Т-критерий Уилкоксона для анализа данных. Результаты исследования показали, что после внедрения программы у студентов языковых курсов произошло значительное улучшение уровня ситуативной тревожности и раздражительности. Однако в плане уверенности в себе изменений не наблюдалось. Полученные данные позволили определить дальнейшие этапы психокоррекционной работы со студентами: Этап 1. Анализ теоретических подходов психокоррекции ситуационной тревожности у языковых студентов. Этап 2. Проведение экспериментального исследования (констатирующего и обучающего экспериментов). 3 этап. Анализ результатов экспериментального исследования и психокоррекционная работа. 4 этап. Обучение технике психокоррекции первой инициативной группы преподавателей вуза. Этап 5. Обучение методике психокоррекции всех преподавателей вуза, работающих со студентами-иностранцами. Этап 6. Обеспечение владения методикой задействованными преподавателями вузов. Этап 7. Распространение опыта на другие факультеты.

Copyright
© 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной научно-практической конференции «Деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития и привлечения инвестиций» (ISPCBC 2019
Серия
Достижения в области экономики, бизнеса и исследований в области управления
Дата публикации
Август 2019 г.
ISBN
10.2991/ispcbc-19.2019.6
ISSN
2352-5428
DOI
10.2991/ispcbc -19.2019.6Как использовать DOI?
Copyright
© 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью AU — Валентина Долгова AU — Елена Капитанец AU — Марина Яшина AU — Надежда Крыжановская КГ — 2019/08 ДА — 2019/08 ТИ — Исследование условий психокоррекции деструктивного психического состояния у языковых студентов во время экзаменов БТ — Материалы Международной научно-практической конференции «Деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития и привлечения инвестиций» (ISPCBC 2019) ПБ — Атлантис Пресс СП — 621 ЭП-625 СН — 2352-5428 УР — https://doi.org/10.2991/ispcbc-19.2019.6 ДО — 10.2991/ИСПКБЦ-19.2019.6 ИД — Долгова2019/08 Скорая помощь —

скачать . рископировать в буфер обмена

Влияние учебной нагрузки на психофизиологический статус старшеклассников

Открытый доступ

Проблема

SHS Web of Conf.

Том 164, 2023

11 -я Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы языкознания и дидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных и социальных науках» (CILDIAH-2022)
Номер статьи 00091
Количество страниц) 5
DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/202316400091
Опубликовано онлайн 11 мая 2023 г.
  1. П.К. Анохин, Очерки физиологии функциональных систем (М., Медицина, 1975). [Google Scholar]
  2. ГАРАНТИРОВАННАЯ ПОБЕДА. Аракелов, Н.Р. Шишкова, Вестн. МГУ им. 14 (1), 18–32 (1998) [Google Scholar]
  3. М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Г.В. Бородкина, Физиол. человек 17 (5), 116–124 (1991) [Google Scholar]
  4. С.Д. Поляков, С. В. Хрущев, И.Т. Корнеева, Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие (Москва, Айрис-пресс, 2006). [Google Scholar]
  5. З.А. Васильева, С.М. Любинская, Заповедники (Ленинград, Медицинская, 1984) [Google Scholar]
  6. Э.А. Воробьев. Физическое, половое, психическое развитие, функциональная активность организма подростков 15–17 лет (кандидатская диссертация) (Иваново, 1998) [Google Scholar]
  7. А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. [Google Scholar]
  8. В.В. Парин, П.М. Баевский, Ю.Н. Волков, О.Г. Газенко, Космическая кардиология (Ленинград, Медицинская, 1967) [Google Scholar]
  9. Ю.Л. Ханин, Краткое руководство по использованию шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер (Ленинград, ЛНИИТЭК, 1976) [Google Scholar]
  10. CD. Spielberger, Test Anxiety Inventory: Preliminary Professional Manual (Consul. Psychol. Press, 1980). [Google Scholar]
  11. CD. Spielberger, EC Reheiser, Измерение беспокойства, гнева, депрессии и любопытства как эмоциональных состояний и черт личности с помощью STAI, STAXI и STPI. Всеобъемлющее руководство по психологической оценке, том 2. Оценка личности (Нью-Джерси, США, John Wiley & Sons Inc., 2004 г.) [Google Scholar]
  12. С.Г. Кривощеков, Н.Н. Гребнева, физиол. чел. 26(2), 93–98 (2000) [Google Scholar]
  13. Д. А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Соня, Физиология школьника (Москва, Педагогика, 1990) [Google Scholar]
  14. Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук, Методы диагностики темперамента (формально-динамические характеристики поведения) (Москва, Смысл, 2009) [Google Scholar]
  15. М.В. Чайченко, М.Ю. Золотова, Известия ТулГУ. физ. изд. Спорт. 2, 175–181 (2013) [Google Scholar]
  16. CD. Спилбергер, Теория и исследование тревоги. В: Тревога и поведение (Нью-Йорк, 1966) [Google Scholar]
  17. А.И. Маркова, Гигиена и санитария, 2013. Т. 3. С. 60–66. [Google Scholar]
  18. Л.М.Семенова, С.В. Куприянов, Ю.В. Семенова, Здоровье и изд. в XXI веке 19(12), 183–187 (2017) [Google Scholar]

Текущие показатели использования показывают совокупное количество просмотров статей (полные просмотры статей, включая просмотры HTML, загрузок PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *