Забывание и его причины.
Забывание проявляется в том, что теряется чёткость запомненного, уменьшается его объём, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исчезает узнавание.
Забывание происходит со временем. Забывание — это угасание временных нервных связей, которые длительное время не подкреплялись. Если приобретённые знания длительное время не используются, то они постепенно забываются. Другой причиной забывания является недостаточная крепость запоминания. Чтобы предотвратить забывание, нужно хорошо заучивать материал.
Забывание зависит также от содержания материала, от организации процесса и тех условий, при которых он происходит.
Негативное влияние запоминания похожего или сложного материала в предыдущей деятельности называется негативной индукцией. Это усложняет создание новых временных нервных связей, снижает эффективность запоминания и является причиной ухудшения запоминания.
Негативное влияние прошлого, запомненного раньше материала, на новый, называется проактивной интерференцией (то есть «действующей вперёд»). Негативное влияние следующей деятельности на связи, созданные в предыдущей деятельности, называется ретроактивной интерференцией (то есть «действующей обратно»). Поэтому нецелесообразно, плохо для усвоения математики, после математики изучать физику или химию.
Временной причиной трудностей воспроизведения может быть слишком сильный импульс возбуждения, вызванный желанием вспомнить, который и индуцирует торможение. (Примером может быть состояние студента на экзамене, когда он старается быстро припомнить ответ на вопрос в билете и не может этого сделать из-за волнения. Торможение в этом случае можно снять, переключив свою мысль на другие предметы.)
Забывание — это постепенный процесс, он проявляется в ослаблении и нарушении образованных условных связей.
Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.Как показывают исследования памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), быстрее забывается та информация, которой принадлежит второстепенная роль. Долго удерживается информация, которая несёт основную смысловую нагрузку.
Очень быстро происходит забывание непосредственно после заучивания материала (до 60% информации забывается в первый час после заучивания). Поэтому для длительного удерживания в памяти информации важно с самого начала обеспечить её качественное запоминание и закрепление путём повторения в первые дни после того, как она была получена. Важным условием продуктивного запоминания является его осмысление, понимание того, что является предметом запоминания.
Индивидуальные отличия в процессах памяти проявляются в таких её особенностях, как скорость, точность, качество запоминания и готовность воспроизведения.
Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания.
Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведённого тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.
Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного материала.
Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить необходимую информацию.
Индивидуальные особенности памяти могут быть обусловлены типом ВНД, высшей нервной деятельности. Скорость создания временных нервных связей связана с силой процесса торможения, точность и прочность запоминания тоже зависят от него.
При сильном, но медленном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, это может привести к неточности запоминания. Однако в том случае, если человек владеет рациональными способами мнемической деятельности и выработал соответствующие привычки — точность, аккуратность, ответственность, — то негативные проявления, обусловленные типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться.
В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и смешанный типы памяти. Эти типы обусловлены отчасти соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но, главным образом, условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.
Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный — у учёных, философов. Смешанный тип памяти чаще встречается у людей, в деятельности которых нет заметных преимуществ использования наглядно-образного или словесно-абстрактного типа памяти.
Забывание
15.05.2012
Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.
Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных частей его, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям. Закономерности забывания следующие.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Исследователь М.Джонс (США) провел такой опыт: до чтения лекции по психологии он предупредил студентов, что после ее прочтения будет проведен письменный опрос по теме лекции. Письменный опрос был проведен 5 раз через разные интервалы времени (в дальнейшем студентов об опросе не предупреждали). Результаты получились следующие. Студенты правильно воспроизвели основные мысли лекции: сразу после лекции — 65%; спустя 3—4 дня после лекции — 45,3%; спустя 1 неделю — 34,6%;спустя 2 недели — 30,6%; спустя 8 недель — 24,1%. Из опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через 2 месяца от него останется лишь 25%, и наибольшая потеря (55%) произойдет в первые 3—4 дня после восприятия.
Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции (смутное воспоминание).
Так, ученик сразу же после уроков не может полностью передать содержание воспринятого материла, но через 1—2 дня даже без дополнительного чтения правильно воспроизводит урок — т.е. последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников. Можно выделить несколько причин реминисценции. Худшее воспроизведение материала сразу же после восприятия может быть следствием утомления нервных клеток. Дети не всегда в достаточной мере осмысливают материал при его восприятии. Им требуется какой-то промежуток времени для его осмысления, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же материал осмыслен сразу, то реминисценции не наступает.
Ключевые слова: Память
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Материалы по теме |
---|
Патология памяти Гейслер Е. В., Психиатрия |
Процессы, связанные с памятью … |
Индивидуальные особенности памяти Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Нейрофизиологические основы памяти Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Методы исследования памяти Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Как улучшить память Вейн А.М., Память человека |
Состояния энграммы Александров Ю.И., Основы психофизиологии |
Расстройства памяти — диемнезии: гипер-, гипо- и амнезии … |
Забвение | Введение в психологию
Цели обучения
- Изучение распространенных ошибок памяти (таких как быстротечность, рассеянность, блокировка, неверная атрибуция, внушаемость, предвзятость, настойчивость и помехи)
Ошибка кодирования
Иногда потеря памяти происходит до начала фактического процесса памяти, что является ошибкой кодирования. Мы не можем что-то вспомнить, если мы никогда не сохраняли это в нашей памяти. Это все равно, что пытаться найти в своем электронном ридере книгу, которую вы никогда не покупали и не скачивали. Часто, чтобы что-то запомнить, мы должны обращать внимание на детали и активно работать над обработкой информации (усиленное кодирование). Много раз мы этого не делаем. Например, подумайте, сколько раз в своей жизни вы видели пятицентовую монету. Можете ли вы точно вспомнить, как выглядит лицевая сторона пятицентовой монеты США? Когда исследователи Рэймонд Никерсон и Мэрилин Адамс (1979) задали этот вопрос, они обнаружили, что большинство американцев не знают, какой именно. Причина, скорее всего, в сбое кодирования. Большинство из нас никогда не кодируют детали никеля. Мы кодируем ровно столько информации, сколько нужно, чтобы отличить ее от других монет. Если мы не кодируем информацию, то ее нет в нашей долговременной памяти, поэтому мы не сможем ее запомнить.
Рисунок 1 . Можете ли вы сказать, какая монета (a), (b), (c) или (d) является точным изображением пятака США? Правильный ответ (с).
Ошибки памяти
Психолог Дэниел Шактер (Daniel Schacter, 2001), известный исследователь памяти, предлагает семь причин, по которым наши воспоминания подводят нас. Он называет их семью грехами памяти и подразделяет их на три группы: забывание, искажение и вторжение (табл. 1).
Давайте посмотрим на первый грех ошибок забывания: быстротечность , что означает, что воспоминания могут со временем исчезнуть. Вот пример того, как это происходит. Учитель английского языка Натана поручил своим ученикам прочитать роман «Убить пересмешника ». Натан приходит домой из школы и говорит маме, что ему нужно прочитать эту книгу на уроке. «О, мне понравилась эта книга!» она говорит. Натан спрашивает ее, о чем эта книга, и после некоторого колебания она отвечает: «Ну… . . Я знаю, что читал книгу в старшей школе, и я помню, что одну из главных героинь зовут Скаут, а ее отец — адвокат, но я, честно говоря, больше ничего не помню». Натан задается вопросом, действительно ли его мать читала книгу, и его мать удивлена, что она не может вспомнить сюжет. Здесь происходит разрушение хранилища: неиспользованная информация имеет тенденцию исчезать с течением времени.
В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз проанализировал процесс запоминания. Во-первых, он запомнил списки бессмысленных слогов. Затем он измерил, сколько он выучил (сохранил), когда пытался заново выучить каждый список. Он тестировал себя в разные периоды времени от 20 минут до 30 дней. Результатом является его знаменитая кривая забывания (рис. 2). Из-за порчи памяти средний человек теряет 50 % запоминаемой информации через 20 минут и 70 % информации через 24 часа (Эббингауз, 1885/19).64). Ваша память на новую информацию быстро ухудшается, а затем, в конце концов, выравнивается.
Рисунок 2 . Кривая забывания Эббингауза показывает, насколько быстро разрушается память для новой информации.
Попробуйте
Вы постоянно теряете свой мобильный телефон? Вы когда-нибудь возвращались домой, чтобы убедиться, что выключили плиту? Вы когда-нибудь заходили в комнату за чем-то, но забывали, что это было? Вы, вероятно, ответили «да» хотя бы на один, если не на все из этих примеров, но не волнуйтесь, вы не одиноки. Мы все склонны совершать ошибку памяти, известную как рассеянность. Эти провалы в памяти вызваны перерывами во внимании или нашим сосредоточением на чем-то другом.
Синтия, психолог, вспоминает случай, когда она недавно совершила ошибку памяти рассеянность .
Когда я проходил психологическую экспертизу по решению суда, каждый раз, когда я приходил в суд, мне выдавали временное удостоверение личности с магнитной полосой, которое открывало запертые двери. Как вы можете себе представить, в зале суда это удостоверение личности ценно и важно, и никто не хотел, чтобы оно было потеряно или его подобрал преступник. В конце дня я сдавал свое временное удостоверение личности. Однажды, когда я почти закончил осмотр, позвонили из детского сада моей дочери и сказали, что она больна и ее нужно забрать. Это был сезон гриппа, я не знал, насколько она больна, и я был обеспокоен. Я закончил оценку в течение следующих десяти минут, собрал свои инструменты и помчался в детский сад моей дочери. После того, как я забрал свою дочь, я не мог вспомнить, вернул ли я свое удостоверение личности или оставил его лежать на столе. Я сразу же позвонил в суд, чтобы проверить. Оказалось, что я сдал свое удостоверение личности. Почему я не мог этого вспомнить? (личное общение, 5 сентября 2013 г.)
Когда вы сталкивались с рассеянностью?
«Я только что транслировал этот фильм под названием Oblivion , и в нем был этот знаменитый актер. О, как его зовут? Он был во всех этих фильмах, таких как Побег из Шоушенка и Темный рыцарь трилогии. Я думаю, что он даже получил Оскар. О боже, я могу представить себе его лицо и услышать его характерный голос, но я просто не могу вспомнить его имя! Это будет беспокоить меня, пока я не вспомню!» Эта конкретная ошибка может быть настолько неприятной, потому что у вас есть информация прямо на кончике вашего языка. Вы когда-нибудь испытывали это? Если это так, вы совершили ошибку, известную как 9.0008 блокирует : вы не можете получить доступ к хранимой информации (Рисунок 3).
Рисунок 3 . Блокировка также известна как феномен кончика языка (TOT). Память тут как тут, но вы, кажется, не можете ее вспомнить, точно так же, как не можете вспомнить имя этого очень известного актера, Моргана Фримена. (кредит: модификация работы Д. Миллера)
Теперь давайте рассмотрим три ошибки искажения: неверную атрибуцию, внушаемость и предвзятость. Неверная атрибуция происходит, когда вы путаете источник своей информации. Допустим, Алехандро встречался с Лючией, и они вместе смотрели первый фильм о Хоббите. Потом они расстались, и второй фильм «Хоббит» Алехандро посмотрел с другой. Позже в том же году Алехандро и Люсия снова вместе. Однажды они обсуждают, чем отличаются книги и фильмы о хоббитах, и Алехандро говорит Люсии: «Мне понравилось смотреть с тобой второй фильм и видеть, как ты вскакиваешь со своего места во время этой суперстрашной части». Когда Лючия ответила озадаченным, а затем сердитым взглядом, Алехандро понял, что совершил ошибку неправильной атрибуции.
Что делать, если кто-то стал жертвой изнасилования вскоре после просмотра телевизионной программы? Возможно ли, что жертва действительно могла обвинить в изнасиловании человека, которого она видела по телевизору, из-за неверной атрибуции? Именно это и произошло с Дональдом Томсоном.
Австралийский эксперт-очевидец Дональд Томсон выступил в прямом эфире на телевидении, где обсуждалась недостоверность памяти очевидцев. Позже он был арестован, поставлен в очередь и опознан жертвой как мужчина, изнасиловавший ее. Полиция предъявила Томсону обвинение, хотя изнасилование произошло в то время, когда его показывали по телевидению. Они отвергли его алиби, что он был на виду у телезрителей и в компании других участников дискуссии, включая помощника комиссара полиции. . . . В конце концов следователи обнаружили, что насильник напал на женщину, когда она смотрела телевизор — ту самую программу, в которой появился Томсон. В конце концов власти оправдали Томсона. Женщина перепутала лицо насильника с лицом, которое она видела по телевизору. (Баддели, 2004, стр. 133)
Вторая ошибка искажения — внушаемость. Внушаемость похожа на ошибочную атрибуцию , поскольку она также включает ложные воспоминания, но это другое. При неправильной атрибуции вы полностью самостоятельно создаете ложные воспоминания, что и сделала жертва в деле Дональда Томсона выше. Что касается внушаемости, то это исходит от кого-то другого, например, от терапевта или сотрудника полиции, задающего наводящие вопросы свидетелю во время допроса.
Рисунок 4 . Многие ветераны военных конфликтов невольно вспоминают нежелательные, неприятные воспоминания. (Фото: Министерство обороны США, фото сержанта ВВС США Майкла Р. Хольцворта)
Воспоминания также могут быть затронуты смещением , которое является окончательной ошибкой искажения. Schacter (2001) говорит, что ваши чувства и взгляд на мир могут фактически исказить вашу память о прошлых событиях. Существует несколько типов предубеждений: Стереотипные предубеждения включают расовые и гендерные предубеждения. Например, когда участникам исследования американцев азиатского и европейского происхождения был представлен список имен, они чаще неправильно помнили типичные афроамериканские имена, такие как Джамал и Тайрон, как связанные с профессией баскетболиста, и они чаще неправильно помнили типичных белых. такие имена, как Грег и Ховард, должны быть связаны с занятием политиком (Payne, Jacoby, & Lambert, 2004). Эгоцентрическая предвзятость связана с усилением наших воспоминаний о прошлом (Payne et al., 2004). Вы действительно забили победный гол в том большом футбольном матче или просто ассистировали? Предвзятость задним числом возникает, когда мы думаем, что результат был неизбежен постфактум. Это феномен «я всегда это знал». Реконструктивный характер памяти способствует искажению взгляда в прошлое (Карли, 19 лет).99). Мы помним ложные события, которые, кажется, подтверждают, что мы всегда знали исход.
У вас когда-нибудь в голове снова и снова звучала песня? Как насчет воспоминаний о травмирующем событии, о котором вы действительно не хотите думать? Когда вы продолжаете что-то вспоминать до такой степени, что не можете «выкинуть это из головы» и это мешает вам сосредоточиться на других вещах, это называется настойчивостью . Это седьмая и последняя ошибка памяти Шактера. На самом деле это сбой нашей системы памяти, потому что мы невольно вспоминаем нежелательные воспоминания, особенно неприятные (рис. 4). Например, однажды утром по дороге на работу вы стали свидетелем ужасной автомобильной аварии и не можете сосредоточиться на работе, потому что продолжаете вспоминать эту сцену.
В качестве альтернативы, некоторые воспоминания могут быть забыты, потому что мы намеренно пытаемся не пускать их в голову . Со временем, активно стараясь не вспоминать о событии, мы иногда можем успешно предотвратить восстановление нежелательных воспоминаний либо путем подавления нежелательных воспоминаний, либо путем создания отвлекающих мыслей (Anderson & Green, 2001). Представьте, что вы поскользнулись и упали в школьной столовой во время обеда, и все за соседними столиками смеялись над вами. Скорее всего, вы захотите не думать об этом событии и постараетесь не допустить, чтобы оно пришло вам в голову. Один из способов добиться этого — думать о других, более позитивных событиях, связанных с кафетерием. В конце концов, эта память может быть подавлена до такой степени, что восстановить ее будет очень трудно (Hertel & Calcaterra, 2005).
Попробуйте
Помехи
Иногда в нашей памяти хранится информация, но по каким-то причинам она недоступна. Это известно как вмешательство, и существует два типа: упреждающее вмешательство и ретроактивное вмешательство (рис. 8.17). Вы когда-нибудь получали новый номер телефона или переезжали на новый адрес, но сразу после того, как сообщали людям старый (и неправильный) номер телефона или адрес? Когда начинается новый год, не замечаете ли вы, что случайно пишете прошлый год? Это примеры упреждающее вмешательство : когда старая информация препятствует воспроизведению новой информации. Ретроактивное вмешательство происходит, когда недавно полученная информация препятствует воспроизведению старой информации. Например, на этой неделе вы изучаете память и узнаете о кривой забывания Эббингауза. На следующей неделе вы изучаете развитие продолжительности жизни и изучаете теорию психосоциального развития Эриксона, но после этого вам трудно вспомнить работу Эббингауза, потому что вы можете помнить только теорию Эриксона.
Рисунок 5 . Иногда забывание вызвано неспособностью восстановить информацию. Это может быть связано с вмешательством, как ретроактивным, так и упреждающим.
Ссылка на обучение
Для дополнительного ознакомления посмотрите видео о психологии CrashCourse о запоминании и забывании.
Попробуйте
Подумайте об этом
Какие из семи ошибок памяти, представленных Schacter, вы совершили? Приведите пример каждого из них.
Попробуйте
Ознакомьтесь с некоторыми важными вопросами забывания (и запоминания!) в следующем интерактивном материале:
Глоссарий
рассеянность: провалы в памяти, которые вызваны перерывами во внимании или сосредоточением нашего внимания на чем-то другом информация из долговременной памяти
неверная атрибуция: ошибка памяти, при которой вы путаете источник своей информации
постоянство: отказ системы памяти, который включает непроизвольное воспроизведение нежелательных воспоминаний, особенно неприятных воспоминания, которые могут быть искажены новой информацией
ретроактивное вмешательство: недавно полученная информация препятствует воспроизведению старой информации
быстротечность: ошибка памяти, при которой неиспользуемые воспоминания исчезают с течением времени
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Забвение в психологии: определение, причины и виды
О-о! Кажется, ты не можешь найти свой телефон. Или, возможно, вы забыли свой пароль электронной почты (еще раз). Мы все были там. Хорошая новость заключается в том, что забывание — неизбежная часть жизни. Но почему мы все-таки забываем? Какие факторы влияют на забывание в психологии? Читай дальше что бы узнать.
- Это объяснение начинается с определения забывания в психологии.
- Далее представлены причины забывания в психологии.
- Затем в объяснении рассматриваются теории забывания в психологии.
- Также обсуждаются виды забывания в психологии.
- И, наконец, представлены факторы, влияющие на забывание в психологии.
По данным Американского психологического общества, под забыванием в психологии понимается неспособность вспомнить что-то ранее изученное.
Забывчивость действительно свойственна всем людям, но некоторые виды забывчивости — нет. Это называется патологическим забыванием, которое относится к забыванию, которое можно описать в диагностических терминах.
Амнезия — форма забывчивости, при которой пациент больше не может вспомнить некоторую информацию. Амнезия может возникнуть в результате повреждения головного мозга, злоупотребления наркотиками или травматического опыта.
Причины забывания в психологии
Почему мы что-то забываем? Казалось бы, простой вопрос, но психологи потратили десятилетия исследований, чтобы ответить на него. Считается, что причиной забывания являются два основных фактора: повреждение мозга и помехи.
Забвение в психологии: повреждение мозга
Генри Молисон (HM) был пациентом, которому сделали лоботомию мозга для лечения эпилепсии, от которой он страдал. В рамках лоботомии ему удалили гиппокамп и миндалевидное тело. Операция успешно предотвратила появление у Х. М. симптомов эпилепсии в дальнейшем. Однако после операции Х. М. не смог сформировать новые воспоминания.
Сковилл и Милнер (1957) провели исследование, чтобы проверить влияние хирургии головного мозга на память Г.М. Исследователи обнаружили у ХМ тяжелую антероградную амнезию. Исследование пришло к выводу, что повреждение структуры гиппокампа связано с антероградной амнезией.
Антероградная амнезия — это потеря памяти, которая влияет на способность человека создавать воспоминания после операции на головном мозге. Однако воспоминания, сформированные до операции на головном мозге, остаются нетронутыми.
Забвение в психологии: интерференция
Вторая причина забывания, описанная психологами, это интерференция. Это относится к забыванию, которое происходит, когда воспоминания мешают друг другу.
В 2009 году Элленбоген и другие исследователи разработали исследование, чтобы проверить, повлияет ли изучение списка произведений на изучение другого списка слов.
Участников попросили выучить список слов, называемый списком A-B. Участников проверяли на способность вспоминать список через 12 часов. После теста участников попросили выучить еще один список слов под названием A-C. Первое слово списка A-C было таким же, как и первое слово в списке A-B. Однако каждое второе слово было другим.
Даже если участники потратили всего 10 минут на изучение списка A-C, их баллы значительно снизились, когда они снова прошли тестирование по списку A-B. Это было воспринято как доказательство того, что новое обучение мешает предыдущему обучению.
Эти открытия привели к развитию теории забывания. Давайте посмотрим на это.
Теории забывания в психологии
Забывание — это потеря информации из хранилища долговременной памяти. Было предложено несколько теорий, объясняющих, почему это происходит.
Забывание в психологии: теория интерференции
теория интерференции забывания в психологии объясняет причины забывания в долговременной памяти (длительный срок).
Согласно теории интерференции , забывание происходит, когда две части информации конфликтуют.
Теория предполагает, что когда информация обрабатывается для запоминания, она может смешиваться с другой информацией, что приводит к искажению и нарушению памяти. Интерференция более вероятна, если воспоминания похожи.
Время обучения также влияет на вероятность вывода. Помехи менее вероятны, когда существует большой разрыв между экземплярами обучения. Более того, теория описывала два разных типа помех забыванию.
Забывание в психологии: теория распада следов
Теория распада следов объясняет забывание в кратковременной памяти.
Согласно теории распада следов , забывание происходит из-за автоматического распада памяти.
Кратковременная память может хранить информацию только в течение заданного периода времени (обычно от 15 до 30 секунд). Если такую информацию не репетировать, то такая информация распадается и уже не может быть запомнена.
Доказательства теории следового распада исходят из лабораторного эксперимента, проведенного Петерсоном и Петерсоном в 1959. В этом исследовании участники должны были учить триграммы по одной с интервалами в 3, 6, 9, 12, 15 и 18 секунд.
Триграммы — это сочетания трех букв, которые не являются настоящими словами, например, TBU, PLF или MNW.
После изучения каждой триграммы участников просили считать число в обратном порядке тройками или четверками, пока на экране не загорится свет. После предъявления света участник вспоминал триграмму. Это было включено, чтобы предотвратить репетицию.
Результаты показали, что чем короче интервал между обучением и вспоминанием, тем выше производительность. Через 3 секунды вспоминалось около 80% триграмм, а через 18 секунд — только 10%.
Исследователи пришли к выводу, что кратковременная память длится около 18 секунд, после чего происходит забывание.
Рис. 1. Забывание — это когда человек больше не может извлечь информацию, которая хранится в памяти ранее закодированной.
Типы забывания в психологии
Существуют разные типы забывания. Эти типы возникают на основе других причин такой потери памяти. Когда забывание происходит из-за вмешательства, забывание может быть активным или ретроактивным.
Забывание в психологии: Проактивное вмешательство
Проактивное вмешательство (PI) Проще говоря, отражает то, что то, что мы уже знали ранее, мешает информации, которую мы недавно узнали, что приводит к забыванию новой памяти.
Вы когда-нибудь путали свой старый пароль с новым? Или ваши учителя когда-нибудь путали имена учеников с именами из прошлых школьных лет? Это примеры ИП.
Забвение в психологии: ретроактивное вмешательство
Ретроактивное вмешательство (РИ) , по-разному, отражает забывание, которое имеет место, когда новая информация мешает старой.
Информация, которую мы недавно узнали, мешает тому, что мы уже знаем, что приводит к забыванию старой памяти.
Вы когда-нибудь не могли вспомнить свой старый почтовый индекс, потому что теперь помните свой текущий? Или вы когда-нибудь начинали учить новый язык, который затрагивает воспоминания о вашем родном языке? Это из-за РИ.
Потеря памяти называется амнезией, когда забывание происходит из-за повреждения головного мозга. Амнезия может быть антероградной или ретроградной.
Забвение в психологии: антероградная амнезия
Антероградная амнезия — это потеря памяти, которая влияет на способность человека создавать воспоминания после операции на головном мозге. Однако воспоминания, созданные до операции на головном мозге, остаются нетронутыми.
Забвение в психологии: ретроградная амнезия
Антероградная амнезия — это потеря памяти, которая влияет на способность человека создавать воспоминания до операции на головном мозге. Однако человек может научиться новым вещам и навыкам после такой операции на головном мозге.
Факторы, влияющие на забывание
Психологи выявили факторы, влияющие на забывание. Этими факторами являются контекст и состояние. Таким образом, существуют воспоминания, зависящие от контекста, и воспоминания, зависящие от состояния.
Забвение в психологии: контекстно-зависимые воспоминания
Может быть, с вами случалось, что вы поворачиваетесь в кладовую и спрашиваете себя: что я отсюда взял? Вы забыли, зачем пошли туда или что получали. Это пример того, как контекст может влиять на забывание.
Контекстно-зависимая память относится к положительно запомненной информации в данной среде.
Согласно теории контекста забывания, воспоминания могут быть контекстно-зависимыми. И изменение такого контекста может привести к забыванию.
Тулвинг (1974) заявил, что когда люди изучают информацию, они также узнают подробности об окружающей среде, в которой происходило обучение.
Проведя исследование этой идеи, Годден и Баддели (1975) разработали исследование с участием дайверов, чтобы проверить, будут ли люди запоминать лучше, если информацию проверять в том же контексте, в котором она была усвоена. Для этого они попросили группу дайверов запомнить список слов под водой или на пляже.
Участники были разделены на четыре группы:
- Учим слова под водой и вспоминаем слова под водой
- Учим слова под водой и запоминаем слова на пляже
- Учим слова на пляже и запоминаем слова на пляже
- Учим слова на воде пляж и запоминание слов под водой
Было обнаружено, что участники смогли вспомнить слова более точно, когда они выучили термины, и место, в котором они вспомнили слова, было одинаковым. И они были значительно менее точными, когда два контекста не совпадали.
Результаты подтверждают идею о том, что контекст играет роль в забывании.
Рис. 2. Godden and Baddeley (1975) привлекли к участию в исследовании дайверов.
Забвение в психологии: воспоминания, зависящие от состояния
Это воспоминания, вызванные определенным состоянием или настроением человека. Например, вам могут напомнить о смерти вашей собаки, когда вы переживаете грустный момент, по сравнению с тем, когда вы счастливы.
Гудвин и его коллеги изучали это в 1975. Они провели исследование, в ходе которого проверяли, влияет ли состояние участников на их забывание слов. Для проверки состояния зависимости они использовали алкоголь. Участников попросили выучить список слов за один день, а на следующий день их протестировали. Возникли четыре экспериментальные группы:
Группа 1: Участники были трезвы в день обучения и в день вспоминания.
Группа 2: Участники употребляли алкоголь в дни обучения и вспоминания.
Группа 3: Участники употребляли алкоголь в день обучения и были трезвыми в день отзыва.
Группа 4: Участники были трезвы в день обучения и употребляли алкоголь в день отзыва.
Результаты показали, что люди в группах 1 и 2 работали лучше, чем в группах 3 и 4. Однако лучшие результаты были у людей в группе 1. Эти результаты можно интерпретировать как свидетельство в пользу зависимости состояния от воспоминаний.
Забвение в психологии – основные выводы
- Исследователи пытались определить забывание в психологии и то, что способствует потере воспоминаний.