Зачем люди создают семьи обществознание 5 класс – Презентация по обществознанию на тему»Семья и семейные отношения» (5 класс)

Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Семья и семейные отношения

Слайд 1

Семья и семейные отношения Урок 9

Слайд 2

1. Зачем люди создают семьи. 2. Какие бывают семьи. 3. Если семья не выполняет свои обязан- ности . План урока:

Слайд 3

Зачем люди создают семьи. С емья объединяет людей, которые яв-ляются друг другу кровными родствен- никами . Ч лены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме, имеют общее имущество. Это главные особенности, отличаю- щие семью от других коллективов.

Слайд 4

Н о, навер ное, г лавная особенность семьи – ч увство люб ви и п ривязан- ности , кото рое объе диняе т её чле -нов. Н ародн ая мудрость гласит: «Н а что и клад, коли в семье лад», «Л юбовь да совет – так и гор я нет», «В ся семь я вместе – так и д уша на месте», «С емья кр епка ладо м».

Слайд 5

С емья образуется тогда, когда мужчи -на и женщина всту-пают в брак. О сновой такой се- мьи является взаим-ное чувство любви, желание жить вмес -те. Б ывают и другие семьи, когда в семью объеди-няются родственники, например, бабушка и внуки, тёти и их племян-ники , одинокие братья. О сновой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о слабых родственниках.

Слайд 6

Помощь государства семье Ст. 38 строительство законы Государственная программа «Дети России»

Слайд 7

Какие бывают семьи С емьи, в которых живут родители и их дети, называют двухпоколенными . Е сли вместе живут родители, дети, роди- тели родителей (бабушки-дедушки), се- мьи называют трёхпоколенными . Е сли в семье отсутствует один из роди- телей называют неполными .

Слайд 8

Если семья не выполняет свои обязанности В стречаются семьи, которые не выполня -ют свои обязанности. Например, дети в них находятся без присмотра. Т огда вмешивается государство, потому что в Конституции РФ записано, что роди- тели обязаны заботиться о воспитании детей. З а невыполнение государственных зако -нов суд может лишить родителей роди- тельских прав, тогда заботу о ребёнке берёт на себя государство.

Слайд 9

Давай повторим главное Заполни пропуски в тексте: Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) _________________ или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут ______________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время. родственниками в одном доме хозяйство имущество детей

Слайд 10

Заполни пропуски в тексте: Двухпоколенная семья состоит из ________________________________. Трёхпоколенная семья состоит из _____________________________________________________________________________. Семья, в которой по какой-либо при-чине нет одного из родителей назы-вается _____________. Давай повторим главное р одителей и детей родителей, детей, родителей родителей (бабушек-дедушек) неполной

Слайд 11

Домашнее задание : § 3, сс. 26-32, З адания в рабочей тетради: к §3, №№ 3-5, сс.14-17, остальные задания для желающих.

Слайд 12

Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова , Я.В. Хотеенкова . Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл .: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл : https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp

nsportal.ru

Конспект урока по обществознанию 5 класс «Семья и семейные отношения»

Семья и семейные отношения.

Семенкова Евгения Александровна., МОУ «Осташёвская СОШ» с.Осташёво

Урок составлен в рамках Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 5-9 классы. Авторы – Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва, «Просвещение», 2016г.

Цели: 

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;

  2. объяснить, зачем люди создают семьи;

  3.  охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;

  4. раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.

Задачи  урока:  

 Предметные: давать характеристику семейных отношений

 Метапредметные: — сформировать  навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;

 Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.  

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент:  Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.

2 . Этап актуализации знаний

Знакомлю учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам.

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: «Любовь», «Терпение» и «Прощение». «И это все?» — удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

— О чем эта притча? В чем ее смысл?

— Что такое семья?

— Чем все семьи похожи?

— Что отличает одну семью от другой?

3. Этап целеполагания

— Как вы думаете, какое отношение имеют эти вопросы к нашему уроку? Что мы сегодня будет изучать? (ответы детей)

Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Тема урока «Семья и семейные отношения»

— Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения.

4. Работа по теме уроков

— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.

— Что их объединяет? (Ответы учеников.)

Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.

4. 1. Зачем люди создают семьи

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

— Как вы понимаете это высказывание?

— Согласны ли вы с ним?

(Ответы учеников.)

Семья – важнейшая часть жизни любого человека.
Давайте попробуем дать определение слову «семья». Начало я вам подскажу:

«Семья – это группа людей, связанная отношениями…» Какими отношениями связана семья? Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа? Какой признак семье является самым важным?
Как показывает практика, учащиеся не сразу приходят к правильному ответу, предлагая самые различные варианты. Среди них могут быть такие:
Любовь.
Это признак семьи, но не самый главный. Влюбленные не обязательно образовывают семью.
Общее хозяйство.
Это признак семьи, но не самый главный. Студенты в общежитие живут и питаются вместе, но семьей не являются.

Совместный отдых.
Это признак семьи, но не самый главный. Друзья часто гуляют и отдыхают вместе, но семейными отношениями это назвать нельзя.
Воспитание детей.
Это признак семьи, но не самый главный. Воспитательницы в детских учреждениях тоже заботятся о детях, но родителями от этого не становятся.
Если учащиеся в своих рассуждениях так и не называют правильного ответа, можно задать им следующий наводящий вопрос: «Кем является ребенок по отношению к своим родителям, брат по отношению к сестре, муж по отношению к жене? Каким общим словом можно назвать их всех?»
После этой подсказки учащиеся уже быстро называют правильный ответ: «
Родственники! В основе семьи лежат отношения родства».
Запись в тетради:

Семья – это группа людей, связанная отношениями родства. (по браку, по крови)

— Ребята, а как образуется семья?

— когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является любовь, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи. Когда семью объединяют родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых и стариках.

— в чем главное предназначение семьи?

+ семья – обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые поколения, развивалось общество.

Физминутка

Моя семья.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я —             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Семья

  • Рождение детей

  • Воспитание нового поколения

  • Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

  • Физическая, экономическая, психологическая защита

  • Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

(Проводится дискуссия.)

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Запись в тетради: Государственная поддержка семьи:

  • Строит детские сады

  • Материально обеспечивает школы

  • Заботится о благополучии семей

  • Выплачивает материнский капитал

  • Осуществляет помощь многодетным семьям

  • Помогает семьям приобрести жилье


А теперь, ребята, посмотрите на записанный список и ответьте искренне: достаточные ли меры принимает государство для того, чтобы российские семьи не испытывали материальных проблем с воспитанием своих детей?
Учащиеся высказывают свои субъективные мнения.

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?

(Ответы учеников.)

4. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей

К сожалению, бывает и так, что семья не выполняет своих обязанностей.

Откройте учебники на стр.28. Прочитайте пункт «Если семья не выполняет своих обязанностей» и ответьте на вопросы.

  1. Приведите примеры семей, которые не выполняют своих обязанностей.

  2. Что нарушает такая семья?

+Конституцию – основной закон государства.

— Показ Конституции.

3. Какие права вы имеете как несовершеннолетний ребенок?

  • право ребенка жить и воспитываться в семье

  • Право знать своих родителей, право на их заботу о себе

  • Право на совместное с ними проживание

  • Право общаться с обоими родителями, другими родственниками

  • Право на имущество

4.Какое наказание ждет родителей, которые не выполняют свои обязанности?

+ их суд может лишить родительских прав.

— Молодцы, вы справились с этим заданием.

— Какие два главных документа защищают семью?

+Семейный кодекс РФ и Конституция РФ.

4.3 . Какие бывают семьи

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

Трехпоколенная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

Четырехпоколенная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

5. Закрепление изученного материала

Давайте подведем итог изученного материала: Зачем же люди создают семьи? И что семья дает человеку? (ответы)

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.

  2. Государство никак не заботится о семье.

  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.

  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.

  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.

  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

6. Домашнее задание § 3 учить, вопросы. Рисунок «Мои семейные традиции»

7. Этап рефлексии учебной деятельности

— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

  • На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

  • Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

  • Урок мне показался… (коротким / длинным).

  • За урок я (не устал(а) /устал(а)).

  • Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

  • Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему: Урок «Семья и семейные отношения»

Семья и семейные отношения.

Цели: 

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
  2. объяснить, зачем люди создают семьи;
  3.  охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;
  4. раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.

Задачи  урока:  

 Предметные: давать характеристику семейных отношений

 Метапредметные: — сформировать  навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;

 Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.  

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.

Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.        

— Что за цветок у меня в руке?

Сейчас вы будете отрывать лепесточек и  читать слово. Остальные запоминают все слова.

СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

— Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности.

— А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране  с 8 июля.  

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, зачем создаются семьи, что будет, если семья не выполняет своих обязанностей, и какие бывают семьи.

Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья?

Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.

Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

— Ну что ты так долго? Посмотрел?

— Да!

— Ну и как там у них?

— У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.

Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки  к пенсии матери.

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?

А теперь давайте отгадаем загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

 

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.

Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.  

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.         

Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?

А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?

Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.

Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.

Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.

Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей.

Семьи,  в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются…. Трехпоколенными

Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.

У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. (Приложение 2) Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.

Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? Трехпоколенная.

Вова, мама Таня – неполная

Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.

Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.  

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.
  2. Государство никак не заботится о семье.
  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.
  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.
  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.
  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.

Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).

  1. РЕФЛЕКСИЯ

И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. (Приложение 3)

nsportal.ru

Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) по теме: Презентация к уроку обществознания в 5 классе (фгос) по теме: «Семья и семейные отношения»

Слайд 1

Любили тебя без особых причин: За то, что ты — внук, За то, что ты — сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В. Берестов ? Что является опорой в жизни каждого человека?

Слайд 2

Семья и семейные отношения

Слайд 3

План урока: 1. Что такое семья? 2. Создания семьи. Семейные отношения. 3. Виды семей. Домашнее задание: Параграф № 3 – читать и пересказывать. Вопросы и задания на стр. 32 – устно. Выписать новые понятия и дать им определения.

Слайд 4

? Что такое семья? Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. ? На основании определения, выделите характерные признаки семьи. Признаки малая группа кровное родство брак совместное хозяйство взаимная ответственность

Слайд 5

Зачем люди создают семью? ? Взаимное чувство любви Желание заботиться друг о друге

Слайд 6

Б рак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Словарь Брокгауза и Ефрона Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж или супруг, женщина — жена или супруга. любовь, желание быть вместе брак

Слайд 7

ФУНКЦИИ СЕМЬИ продолжение человеческого рода социализация эмоциональная экономическая ? Какую роль выполняет семья в обществе?

Слайд 8

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. 1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей. 2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание. 3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей. 4. Предоставляет льготы многодетным семьям. 5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвалидам.

Слайд 9

1.Право выбора супругами фамилии. 2.Право владеть и распоряжаться совместной собственностью. 3.Свобода выбора рода занятий, профессии. 4.Брачный договор. 5.Супруги обязаны строить взаимоотношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания. 6.Вопросы материнства, воспитания детей решаются совместно. Права и обязанности супругов

Слайд 10

Права несовершеннолетнего ребенка в семье право ребёнка жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей, право на их заботу о себе; право на совместное с ними проживание; право общаться с обоими родителями, другими родственниками; право на имущество.

Слайд 11

Типология семей двухпоколенная (нуклеарная) многопоколенная (патриархальная) полная неполная

nsportal.ru

Урок обществознания в 5 классе «Семья»

Урок обществознания в 5 классе № 7. Семья и семейные отношения.

Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, поколение, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Ход урока.

Организационный момент.

Мотивационно-целевой этап.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

Пойди посмотри, как у них так все гладко получается.

Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном

уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:

Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

-Да!

Ну и как там у них?

У них все виноваты, а у нас все правы.

— В чем смысл этой притчи?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Что такое семья?

Чем все семьи похожи?

Что отличает одну семью от другой?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План урока:

Зачем люди создают семьи.

Если семья не выполняет своих обязанностей.

Работа по теме урока.

Рассмотрите иллюстрации на с. 26—27 учебника.

Что их объединяет?

(Ответы учеников.)

Ключевым словом нашего урока является слово семья.

Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.

Зачем люди создают семьи.

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

Как вы понимаете это высказывание?

Согласны ли вы с ним?

(Ответы учеников.)

Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение».

Разделитесь на три группы.

Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей,

вторая группа — от имени родителей,

третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

(Проверка выполнения задания.)

Назовите главную вещь, на которой строится семья. (Любовь.)

Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.

Какие пословицы о семье вы знаете?

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в семье — пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В своей семье не велик расчет.

Вся семья вместе — так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

— Выполним небольшое творческое задание.

Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Подведение итогов урока.

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

Предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.

(Ответы учеников.)

Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

Сыграем в игру «Цепочка».

Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

Рефлексия.

Задавание домашнего задания.

Прочитать параграф 3, до страницы 29.

Записать в тетрадь несколько пословиц о семье или зарисовать одну.

infourok.ru

Презентация к уроку обществознания в 5 классе по теме «Семья и семейные отношения»

Презентация предназначена для использования на уроках обществознания в 5 классе по теме «Семья и семейные отношения» (программа Л.Н.Боголюбова ).

Данная тема – третья в году и может изучаться 1-3 часа. Содержание презентации можно разделить на 2 или 3 часа, можно сократить до 1 часа.

Урок и презентация к уроку составлены в полном соответствии с ФГОСами нового поколения.

В презентации представлены задания на развитие самых разных УУД:

  • Воображения —Предположите – откуда происходит слово «семья» (слайд 10) по высказыванию — Предположите, какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства (слайд 33)

  • Умения рассуждать и формировать собственное мнение — Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними? (слайд 4)

  • Планировать деятельность, в т.ч урок — Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (слайд 5)

  • Ассоциативного мышления — Подберите слова – ассоциации к слову СЕМЬЯ (слайд 7)

  • Извлекать информацию из различных источников — Какие особенности семьи подчеркиваются в стихотворении? (слайд 9) Выявите главную особенность семьи на основе этих пословиц (слайд 20) Рассмотрите и «прочитайте» схему (слайд 23) рассмотрев картинки – фото – сделать вывод (слайд 40)

  • умения работы с таблицами — Заполните таблицу, делая выводы из рассказа учителя и изображений на слайдах (слайд 27)

  • рефлексия — Сравните результаты своей работы с таблицей. Что не получилось? Почему? (слайд 31)

  • использовать свой опыт и знания для решения проблем или задач — Используя свои знания и опыт, назовите виды помощи, которую государство оказывает семьям (слайд37)

  • работа с иллюстративным материалом – по вопросам по картине (слайд 42)

  • и т.д.

На уроке предполагается как фронтальная работа, так и работа по группам, индивидуальные задания.

В презентации представлены несколько игровых заданий – Игра «Я вам слово – вы мне 10» (слайд 45), Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности (слайд 22)

Итоговое закрепление – в форме индивидуальной работы – Заполните пропуски в тексте (слайды 43-44)

Рефлексия – в форме краткой оценки психологического состояния на уроке (слайд 48)

Предусмотрена самооценка работы учащегося (у нас в школе 8-бальная система оценивания)- (слайд 46)

Домашнее задание разнообразное- устный материал, письменные задания (на выбор), индивидуальные сообщения (слайд 48)

В презентации содержится расширяющий горизонты знания материал, который можно использовать в пропедевтических целях в сильных классах История семьи, Условия заключения брака(слайды 24- 26)

При пользовании презентацией не нужны никакие специальные навыки. Любые переключения осуществляются с помощью одного щелчка компьютерной мыши.

infourok.ru

«Семья и семейные отношения»(5 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Семья и семейные отношения

(Тема урока)

  1. ФИО учителя: Чегина Екатерина Сергеевна

  2. Место работы: МОУ «Деревянкская СОШ №5»

  3. Должность: Учитель истории и обществознания

  4. Предмет: Обществознание

  5. Класс: 5

  6. Базовый учебник: Обществознание: учеб для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. –М.: Просвещение, 2015

  1. Цель урока:

Учебная – создать условия для формирования представления о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.

Воспитательная — формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Развивающая – развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с информацией, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

  1. Задачи:

Предметные:

давать характеристику семейных отношений

  Метапредметные: 

сформировать  навыки сотрудничества, аргументировано выражать свое мнение;

 Личностные: 

способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.

  1. Тип урока: открытия нового знания

  2. Формы работы учащихся: беседа, работа с учебником, иллюстрированным и раздаточным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге.

  3. Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание» 5 кл., компьютер, мультимедиапроектор, видеоролик

  4. Структура и ход урока

Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества

2

Актуализация

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.

Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.        

— Что за цветок у меня в руке?

Сейчас вы будете отрывать лепесточек, и  читать слово. Остальные запоминают все слова.

СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

— Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения.

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни

2. Познакомится с видами семей

3. Узнать о роли государства в жизни семьи

Ученики отрывают лепесточек, и читают слова. Выводят тему, цель и задачи урока, формулируют проблему урока. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения

3

Открытия нового знания

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

— Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности.

— А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране  с 8 июля.  

Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья? Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.

Давайте посмотрим видеоролик — притча и определим о чем идет речь?

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них?

У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.

Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? 

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки  к пенсии матери.

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?

А теперь давайте отгадаем загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

 

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.

Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.  

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.         

Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?

А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?

Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными.

Отвечают на вопросы учителя:

-ромашка – олицетворение чистоты, порядка, красоты.

Ответы учеников:

Семья – это близкие родственники.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Ученики ведут подсчет, и делать выводы. Отвечают на вопросы учителя.

Диалог с учителем и одноклассниками.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Ученики отвечают на вопросы:

— Главная функция семьи: рождение детей и их воспитание.

— Государство помогает семьям. Дает нам образование, строит школы, сады и т.д.

— Главная функция семьи: рождение детей и их воспитание.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

— основной закон государства – Конституция РФ

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Работа с учебником, размышления, выводы.

Работа с учебником, иллюстрированный материал.

Сравнивают и находят что общего, и что различного.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, диалог с учителем и одноклассниками.

Личностные — направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

4

Физкульминутка

У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. 

Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.

Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? 

Трехпоколенная.

Вова, мама Таня – неполная

Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.

Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.  

Работа с раздаточным материалом

5

Закрепление

ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.

  2. Государство никак не заботится о семье.

  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.

  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.

  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.

  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

Отвечают на вопросы, диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

6

Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.

Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

7

Этап рефлексии учебной деятельности

  1. РЕФЛЕКСИЯ

И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. 

  • было трудно…

  • я научилась (научился)…

  • меня удивило …

  • мне захотелось …

  • мне понравилось (не понравилось)

  • мне было интересно…

Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

Ставят себе отметки по шаблону.

Регулятивные: оценивание своей работы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *