Какое отношение имеет философия к реальному миру?
Философия, кажется, существует с тех самых пор как человек научился осознавать себя и окружающую реальность. Но зачем она нужна? Существуют физика, биология и химия, объясняющие законы природы. Есть литература и история, которые погружают нас в совершенно новый контекст. Что же делает философия? И, самое главное, как она может быть полезна современному человеку? Прочитали сборник эссе «Философия. Кому она нужна?» от автора всемирно известного романа-антиутопии «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд и решили поделиться самыми интересными мыслями о том, как философия связана с жизнью обычных людей.
Айн Рэнд
Издательство Альпина Паблишер, 2021
Философия: что это и зачем нужна
Зачем нужна философия, хорошо иллюстрирует пример из жанра фантастики: предположим, вы астронавт, который потерпел крушение на неизвестной для него планете. Но выжил. Выбравшись из выведенного из строя корабля, вы задаете себе и окружающему миру три главных вопроса:
Где я?
Как это узнать?
Что мне делать?
Будучи вдали от дома, действительно, первое, что интересует, — это то, куда я попал. Это та самая опорная точка, с которой начинается все остальное. Если планета нам незнакома, мы ищем подтверждение появляющимся в нашей голове гипотезам. Смотрим, пригодна ли планета для жизни, каково состояние воздуха и попадает ли сюда солнечный свет. Когда мы определяем хотя бы примерно, где мы оказались, встает главный вопрос: и что теперь с этим делать?
Пример с астронавтом — это аллегория жизни. Как правило, мы с легкостью понимаем, где мы находимся — когда речь идет о физическом местоположении, — но испытываем трудности, пытаясь понять, зачем мы здесь и, что самое главное, для чего. Большинство людей проживают большую часть дней в этом незнании, испытывая радость, гнев, грусть и прочие эмоции время от времени, но совершенно не ориентируясь в причинах и следствиях.
Для людей не очевидно, что проблема кроется в этих оставленных без ответа вопросах и что есть только одна наука, которая может на них ответить, — философия
Философия, конечно, не ответит вам буквально, где именно вы находитесь — в Нью-Йорке или Занзибаре, — но она, безусловно, предоставит методы, чтобы это выяснить. В отличие от любой другой научной области, философия работает с аспектами Вселенной, касающимися всего сущего. Находимся мы в понятной, структурной и полностью познаваемой среде — или же, наоборот, нас окружает хаос и мир неизученных объектов, природу которых нам лишь предстоит узнать? Каковы наши отношения с этими объектами? Чем они являются по отношению к нам — объектами или, может быть, субъектами? И вообще: действительно ли объект является тем, чем кажется?
Ответами на эти вопросы занимается основной раздел философии — метафизика, или, выражаясь языком Аристотеля, being qua being («бытие как таковое»). Второй раздел — эпистемология — занимается изучением методов человеческого познания, которыми то самое «бытие как таковое» анализируется. Существует еще третья ветвь — этика, прикладной раздел философии, так как она относится не столько ко всему сущему, сколько к конкретно человеку и его мировоззрению. Этика, или нравственность, определяет свод ценностей, который управляет выбором и действиями человека, основными регуляторами его жизни.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
Последствия выбора как раз изучает политика — четвертый раздел философии, объектом исследования которой выступают принципы существующей социальной системы. Политическая философия не подскажет, как много бензина и в какой день недели вам предоставят, но сообщит, есть ли у государства право устанавливать такие нормы. Пятый, и последний, раздел философии — это эстетика, учение об искусстве, которое основано на метафизике, эпистемологии и этике. Искусство имеет дело с потребностями в обновлении человеческого сознания.
Теперь стало примерно понятно, из чего состоит философия, но все еще нет ответа на вопрос «зачем она нужна обычному человеку?». На первый взгляд может показаться, будто философия занимается изучением абстрактных идей, которые не имеют никакого отношения к реальной жизни. Но на самом деле это не так.
«Это может быть хорошо в теории, но не работать на практике» — так говорил Платон.
«Я не могу доказать, но чувствую, что это правда», — сказал Иммануил Кант.
«Это может быть истинно для тебя, но не истинно для меня», — говорил Уильям Джеймс.
«Это могло быть верно вчера, но неверно сегодня», — утверждал Гегель.
Не кажутся ли вам эти фразы слишком знакомыми? Скорее всего. Потому что мы с разной степенью регулярности используем их в работе, в общении с близкими людьми и дискуссиях. Но это не отменяет того факта, что мы согласны с выводами философов, которые, по нашему мнению, далеки от того, как устроена реальная жизнь.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
Как мыслит философ
Лучший способ изучать философию, а заодно и мир вокруг — это метод философского расследования. Подход сильно напоминает детективную историю, в которой сыщик ставит перед собой цель во что бы то ни стало докопаться до истины, определить, что верно, а что ложно. Самое главное в работе детектива — определить основу, фундамент знания, которое исследуется. Если в базовых принципах, по которым работает система, допущена ошибка, то все остальное рухнет и перестанет быть «частью расследования».
В философии такими основами выступают метафизика и эпистемология. Опираясь на то, что мир познаваем, а разум способен этим знанием овладеть, вы можете рассуждать об этике, политике и эстетике. Чего вы добьетесь, если, например, будете защищать честность как основу этики, но при этом утверждать, что реальности не существует?
Ошибка непрофессионалов в отношении философии — привычка видеть последствия, игнорируя их причины
Иными словами, любое мировоззрение или отношение к ситуации — это следствие анализа фактов, которые являются фундаментом любого знания. Без опоры на незыблемые истины, усвоенные эмпирическим путем, невозможно сформулировать верное, истинное отношение к ситуации. Хорошей иллюстрацией может стать басня «Свинья под дубом» И.А. Крылова, в которой свинья, собрав желуди с земли у дуба, начала рыть землю, предполагая, что остальные находятся где-то внизу.
«…Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Философ, в отличие от свиньи из басни, всегда анализирует факты, разложенные перед ним, находит причинно-следственные связи и только после этого делает выводы о мире, политике или искусстве.
Получается, что философия — это одновременно теоретическая и прикладная дисциплина, которая позволяет познать основы мироздания, а также увидеть следствия и причины этих основ. Философия, можно сказать, помогает сформулировать мировоззрение, а также систему ценностей, опираясь на фактическое положение дел и истинное знание о мире.
В самой книге вы также сможете найти размышления Айн Рэнд о цензуре, инфляции, доктрине справедливости в образовании и прочих философских воззрениях, с которыми автор согласна или не согласна.
Зачем нужна философия? | Colta.ru
Зачем нужна философия? | Colta.ru25 апреля 2014Colta SpecialsЛикбез
1143
Похороны куклыКраткий курс: свободная музыкаКак реформировать здравоохранение в России?Краткий курс: фри-джазВиктор Шендерович. Короткая похвала иронииКак написать «Тетрис»Как работают поисковые системыАнатолий Найман: жизнь без рецептаЧто такое постсоветский человек?Что такое культура?Нужен ли госзаказ в кино?С чего начинается музей?
COLTA.RU продолжает рубрику «Ликбез», в которой эксперты делятся с нами своими взглядами на основополагающие понятия и явления науки, культуры и истории.
Философия, по существу, не имеет своего предмета и говорит об общих закономерностях. Как только мы начинаем искать специфические знания, мы выходим из философии и погружаемся в научные или псевдонаучные дисциплины вроде филологии. Зачем тогда вообще нужна философия?
Хотя я не являюсь философом в классическом смысле слова, я думаю, что философия необходима, потому что она позволяет подвергнуть рефлексии то, что делаю я, то, что делают люди конкретных дисциплин. Всегда нужна некая сверхобщая платформа, которая бы позволила взглянуть со стороны на основания нашей деятельности.
Я начинал как семиотик, ездил в Тарту. После появления работ Лотмана и его единомышленников казалось, что семиотика — это дисциплина, трансформирующая наше представление о мире. Мы были уверены, что вокруг сплошные знаковые системы, к которым можно свести всю культуру. Когда у нас разворачивалась семиотическая эпопея, во Франции развивался свой структурализм — он отчасти был нам близок, но только отчасти. И у нас, и во Франции семиотика восходила к Соссюру, к структурной лингвистике. Это видно в ранних работах, например, Мишеля Фуко или Лакана, который был тесно связан с Якобсоном, останавливавшимся у него во время своих наездов в Париж.
Когда Лакан говорил, что бессознательное структурировано как язык, он многое заимствовал у Якобсона.После Лотмана российская линия семиотики иссякла без больших последствий, хотя наработанное в 1960—1970-е все еще изучают в наших вузах. Французская линия, трансформировавшись, оказала огромное влияние на мир. Я думаю, причина в том, что французский структурализм был тесно связан с философией, что позволило ему переосмыслить основания и меняться со временем. Российская семиотика оказалась на редкость ригидной. Важно, например, что в нашумевшей книге «О грамматологии» Деррида подверг «деконструкции» лингвистику Соссюра и его понимание знака. Это позволило двигаться дальше, развиваться. Невозможно идти вперед без постоянной проблематизации аксиоматики науки. В России был запрет на философию. Ты приезжал в Тарту и обнаруживал, что о философии нельзя говорить, потому что философия у всех ассоциировалась с марксизмом-ленинизмом, а это была чистая идеология. Не существовало места для философии там, где делалась наука, где шел поиск «объективного» знания.
Философия — это грандиозная и всегда шаткая попытка взглянуть на основания так, как человеку это не свойственно.
Российские ученые говорили: знак, знак, знак, но никто не проблематизировал понятие «знак», просто брали у Соссюра, что есть означаемое и означающее и что есть две стороны. А почему две стороны — никто даже не спрашивал. Достаточно было того, что так писал Соссюр. Был еще Пирс, который выдвинул свое представление о знаке, но мало кто Пирса читал, потому что он был философ-прагматик и находился вдали от интересов филологов. Пирс говорил о том, что знак должен иметь три стороны, а не две, что недостаточно иметь означающее и означаемое. Он называл третью сторону интерпретантой и утверждал, что без этой загадочной «метки» нельзя понять, знак перед нами или нет, а если знак, то какого вида. Модальность чтения этих знаков определяется интерпретантой. Ничего этого в России не знали.
Мы должны все время сомневаться в догматике собственных дисциплин. Изнутри такой дисциплины, как семиотика, это невозможно сделать. Точно так же для того, чтобы понять основания математики, мы должны «выйти из математики», потому что математика оперирует определенными аксиомами и не в состоянии подвергнуть их рефлексии. Для меня философия — это возможность выйти в область рефлексии.
Я считаю, что вообще российская традиция отмечена нехваткой рефлексии. Наших студентов, например, к ней не готовят. Им читают курсы типа «XVIII век», «XIX век» или «Введение в психологию». Мы хорошо знаем систему вузовских дисциплин, не подразумевающих необходимости в проблематизации. Речь почти исключительно идет о передаче позитивного знания, как если бы оно обладало абсолютной ценностью. Но знание это лишь по видимости абсолютно. У нас и философия преподавалась как догматика, как набор догматических представлений, по существу антифилософский. Важно не кто и что говорил, а важна сама стратегия проблематизации. Ее страшно не хватает гуманитарному знанию, которое тем менее надежно, чем меньше себя осмысливает.
Философия всегда претендует на универсальность, и в этом заключается ее сила и слабость одновременно.
Философия, конечно, издавна предпринимала попытки стать позитивной наукой. В этом смысле интересны отношения психологии и философии. Психология — это прикладная наука, которая пытается изучить, как мы этот мир конструируем. Она расщепляет наше отношение к миру на разные модусы и старается эмпирически их описать: восприятие, память, эмоции, мышление и т.д. В философии всегда есть соблазн психологизации, например, тогда, когда речь идет о субъективности.
Некоторые считают, что философия — это прежде всего онтология, описание того, что «есть». Когда-то такое описание мыслилось независимо от субъекта. Такая онтология характерна для эпох, когда доминирует религия, потому что структуры мира в религиозном универсуме независимы от субъекта и связаны исключительно с Богом, создавшим некие иерархии, порядки, и в этих иерархиях заключены определенные формы бытия, которые тоже часто бывают иерархическими. И все это не зависит от того, какую позицию занимает субъект.
Но позже, в эпоху Ренессанса, уже выясняется, что весь мир конструируется субъектом, что мир зависит от его активности. Онтология сближается с феноменологией. Однако когда мы говорим, что мир конструируется субъектом, мы невольно вползаем в психологию, потому что именно психология как будто позволяет нам разобраться в тех формах, которые мир принимает в субъективном восприятии. Любопытно, однако, что уже Кант резко отделяет философию от психологии и утверждает, что философия имеет дело не с эмпирическим, но с трансцендентальным субъектом. Это положение становится позже центральным для феноменологии и множества философий современности. А это значит, что философия изучает формы нашего сознания, данные нам до опыта и определяющие то, каким будет опыт, исследуемый психологией. У Канта, например, пространство и время — не психологические категории, а именно такие трансцендентальные формы опыта. Психология изучает, как человек оперирует пространством и временем, но не может объяснить нам, почему человек не может мыслить вне этих первичных интуиций. Эти трансцендентальные категории определяют то, каким мир предстает перед нами. Как видим, и тут, в области трансцендентальной (внеопытной) психологии, философия касается таких общих оснований, которые недоступны эмпирической науке, но без понимания которых наука не может двигаться вперед.
© Юлия Рыженко / Colta.ru
Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль считал, что именно описание такого рода фундаментальных, трансцендентальных структур и превращает философию в по-настоящему точную науку. Потому что именно философии оказываются доступными универсальные, то есть «объективные», структуры нашего бытия. Я, однако, остерегусь называть философию наукой. Феноменология Гуссерля не обладает строгостью математики, но она не обладает и эмпирической экспериментальной базой таких наук, как физика. Гуссерль придумал способ добраться до универсальных трансцендентальных структур феноменального мира. Он называл его трансцендентальной редукцией. Но возможность применения этого метода вызывает сомнения у многих философов. Сам Гуссерль писал, что эта редукция (которую он называл греческим термином «эпохé») лежит в области, выходящей далеко за пределы всякого научного наблюдения: «Быть может, выяснится даже, что тотальная феноменологическая установка и соответствующее ей эпохé прежде всего по своему существу призваны произвести в личности полную перемену, которую можно было бы сравнить с религиозным обращением, но где помимо этого скрыто значение величайшей экзистенциальной перемены, которая в качестве задачи предстоит человечеству как таковому». Такого рода мистические откровения вряд ли можно отнести к области науки. Сомневался в возможности редукции и выдающийся феноменолог Морис Мерло-Понти, который считал, что мы по определению не можем взглянуть на нашу мысль и обнаружить ее основания со стороны. «Величайший урок редукции, — писал он, — заключается в невозможности полной редукции. Вот почему Гуссерль все снова и снова задается вопросом о возможности редукции. Будь мы абсолютным духом, редукция не составляла бы никакой проблемы. Но поскольку мы, напротив, пребываем в мире, поскольку наши размышления имеют место во временном потоке, который они пытаются уловить (в который они, как говорит Гуссерль, “sich einströmen”), нет такого мышления, которое охватывало бы нашу мысль». Поскольку философия пытается иметь дело с основаниями нашего мышления и нашего мира за пределами опыта, она, на мой взгляд, выводит себя за рамки науки. Философия — это грандиозная и всегда шаткая попытка взглянуть на основания так, как человеку это не свойственно. Замечание Мерло-Понти о том, что «нет такого мышления, которое охватывало бы нашу мысль», передает саму суть дилеммы, с которой сталкивается философ и которая делает такой уязвимой, но от этого не менее необходимой его деятельность. Философ — не ученый, это человек, стремящийся занять по отношению к нашему миру и способам его познания «невозможную» позицию. И это отчасти сближает настоящего философа с поэтом, который, как мне кажется, интересен лишь в той мере, в какой он помещает себя в область словесного невозможного.
Если человек скептичен, если он не поддается гипнозу авторитетов и систем, будь то Кант или Хайдеггер, он способен использовать философию очень продуктивно.
Философия всегда претендует на универсальность, и в этом заключается ее сила и слабость одновременно. Ханна Арендт видела в претензиях философии на всеобщность истоки свойственного ей авторитаризма (она писала об этом применительно к своему учителю и любовнику Хайдеггеру). Когда-то известный биолог Якоб фон Икскюль ввел понятие Umwelt. Umwelt — это окружающий мир, и каждое животное, говорил он, имеет свой Umwelt. Пчела видит только цветы, то есть определенные геометрические формы, которые она идентифицирует как важные для нее. А, например, облака для нее не важны, и она их не видит. Позже Хайдеггер говорил, что мир животного гораздо беднее мира человека, так как мы в состоянии вместить в наш мир гораздо больше элементов, не имеющих прагматической для нас значимости. Конфигурация Umwelt’а меняется в зависимости от состояния организма. Икскюль писал о том, что сытая акула не видит мелкой рыбешки, потому что она не входит в ее мир, она ей не нужна. А голодная акула видит мелкую рыбешку, потому что меняется ее мир. Мы исходим из того, что каждый биологический вид имеет свою феноменологизацию мира. Мы видим цвета, которые не видят другие животные, но, например, обезьяны видят красный цвет, потому что в джунглях они должны видеть плоды, являющиеся для них пищей, и поэтому красный цвет становится для них важным.
Но если мир являет себя в разных конфигурациях, то следует понимать, что его онтология — это не что иное, как «региональная онтология», что миров может быть много и что способы их описания тоже могут меняться. Вот почему я не очень верю в универсальность философских методов и образов мира. Мне кажется, что разумный и критический эклектизм вполне приемлем для философии, если, конечно, он не ведет к хаосу и дурному неразличению категорий и понятий. В любом случае философия (и в этом еще один ее парадокс) — это форма универсальной рефлексии, которая должна понимать свою соотнесенность с региональными онтологиями.
Ницше, например, не учился философии. Говорят, что он даже не прочел толком Канта.
При всем при том я считаю, что философия абсолютно немыслима без эмпирических наук. В начале XX века Эйнштейн заставил переосмыслить понятия времени и пространства, эти кантовские apriori. Но еще до этого неэвклидовы геометрии Римана и Лобачевского поставили вопрос о том, в каких конфигурациях пространства мы мыслим — эвклидовых или нет. А если эвклидовых, то почему? Физика, математика сдвигают философские представления и заставляют по-новому мыслить трансцендентальное. То же относится и к биологии, которая многое меняет в наших основополагающих представлениях о мире. В свое время лингвистика дала сильный импульс для философии. Одним словом, науки необходимы философии. Я не люблю русских религиозных философов, они по большей мере мыслят исходя из спекуляций о Боге, о котором никто ничего не знает. Мне кажется, это большой недостаток определенного стиля философствования…
Для меня лично очень важная область — биология, помогающая понять общие трансцендентальные основания нашего мира. Мы все, в конце концов, — биологические существа. Кант построил свою эстетику из биологии. Гегель считал, что философия — это то, что интегрирует научные знания. Он пытался сконструировать энциклопедию философских наук, то есть создать единое представление о взаимодействии и взаимосвязи разных наук. Я склоняюсь к тому, что конструирование единого подвластного философии поля — всегда ошибка. Даже если представить себе мир как смысловой континуум, мы должны вносить в него разломы, «катастрофы». Иначе мы не сможем его понять. Смыслы возникают на границах, водоразделах, расщелинах. Жорж Батай говорил о гетерологии, то есть приостановке, разрушении континуума. Я считаю, что, даже если мир континуален, нам не следует отказываться от идеи региональных онтологий, то есть радикально различных зон смысла. Глубокое различие научных дисциплин с такой точки зрения может быть продуктивным. Философия, как мне кажется, — это построение всеобщего в рамках гетерологии. Как видим, опять нечто невообразимое.
© Юлия Рыженко / Colta.ru
Очень существенно для философии и искусство. Мы знаем, что одной из важных областей философии со времен Баумгартена и Канта является эстетика. Сегодня «эстетика» кажется устаревшей. Хотя совсем недавно вновь появились попытки ее возродить. Эстетика и искусство важны потому, что в мире есть вещи, которые непостижимы через рациональные понятия и категории. В таком случае часто говорится об интуиции, или, как издавна принято в российском философском лексиконе, — созерцании. Философия заворожена интуицией, так как в ней реализуется наиболее непосредственный контакт с реальностью. Интуиция позволяет нам без каких бы то ни было концептуальных механизмов схватывать «тотальности». Собственно, область эстетики и искусства — это чувственные элементы, организованные в формы, то есть в некие тотальности. Целый ряд философов отдавал предпочтение в постижении мира поэтам или художникам. Например, Хайдеггер, который молился на Гельдерлина. Искусство нужно философии потому, что оно противостоит неизменному ее стремлению сводить мир к концептуальным схемам. Эти попытки, многократно раскритикованные и связывающие философию с точными и естественными науками, всегда приводили философию к кризису. Мощные концептуальные аппараты очень редко соответствуют устройству мира. Мир сопротивляется концептуальным схемам. Гуссерль писал об адекватности миру «смутных понятий», которые он называл морфологическими, то есть связанными с формой. Понятие «собака» — смутное и основывается на неопределенном представлении о форме. От морфологических понятий до искусства — один шаг.
Самая большая угроза философии — догматизация. То, что в ХХ веке называется метафизикой. Метафизика возникает тогда, когда философия придает собственным понятиям статус некой абсолютной реальности. Метафизическое сознание — классическая болезнь философии. Двадцатый век прошел в философии под знаком борьбы с метафизикой, которую никак не удается побороть. Одним из таких борцов был Ницше, другим — Хайдеггер. И о каждом таком борце в конце концов говорилось, что ему не удалось преодолеть метафизику и что сам он — метафизик. Возможно, метафизическое сознание неискоренимо. Оно всегда порождает соблазн приложить некую философскую систему или некие понятия к реальности. Результат подгонки реальности к схеме всегда плачевен. Философ, увы, легко принимает схемы за реальность.
Чтобы заявить, что убивать плохо, не надо быть философом. Другое дело понять, почему убивать плохо.
Одна из самых расхожих и серьезных ошибок — это понимание философии как системы догматических представлений, а не как способа подвергнуть догматику рефлексии. Мне кажется, настоящего философа от плохого отличает скептицизм. Если человек скептичен, если он не поддается гипнозу авторитетов и систем, будь то Кант или Хайдеггер, он способен использовать философию очень продуктивно. Если же человек берет готовую модель: «Кант писал…», «Гегель говорил…» — ничего путного из этого не выйдет. Защита своей позиции ссылками на авторитет — абсолютно антифилософская позиция. Это мы проходили с марксизмом-ленинизмом. Философия чрезвычайно полезна как способ проблематизации и чрезвычайно опасна как возможность догматизации. И эти две возможности присущи ее природе.
Кстати, я не до конца уверен, что философия — это область специфического профессионализма, хотя в ней есть много технических аспектов, и без знания истории философии вряд ли можно сказать что-то новое. Ницше, например, не учился философии. Говорят, что он даже не прочел толком Канта, что не помешало ему стать крупным мыслителем. Есть люди, которые находятся на грани между философией и литературой, как, например, Жорж Батай или Морис Бланшо, литературный критик, прозаик, оказавший сильное влияние на таких философов, как Левинас или Фуко. При всей необходимости технических знаний и знания истории философии принципиально важной является способность свободно мыслить. И все же… Я часто работал со студентами, склонными к широковещательным декларациям о мире на пространстве нескольких страниц. Я всегда пытался объяснить им, насколько опасны глобальные спекуляции, основанные на малом знании и всегда ведущие к тривиальностям. С точки зрения философии, тривиальные вещи всегда неинтересны. Чтобы заявить, что убивать плохо, не надо быть философом. Другое дело понять, почему убивать плохо.
Философ Пятигорский без устали повторял одно и то же: «Надо думать, думать, думать». Когда я слышал и читал это бесконечное «надо думать», я невольно раздражался: «О чем, почему надо думать?» Неужели просто сидеть, подперев голову рукой, и думать непонятно о чем? Это мне казалось нелепостью Пятигорского, его недодуманностью. Однако в тех случаях, когда приходится думать, можно думать по-разному. Для этого не обязательно быть философом. Можно думать философски, а можно художественно, как угодно. Но тогда, когда мы касаемся оснований и хотим выйти за пределы тривиальности, нет лучшего подспорья, чем философия. Как иначе порвать с принятой аксиоматикой, как подвергнуть ее рефлексии? Как понять, чем мы являемся в нашем Umwelt’е и за его пределами?
Записала Юлия Рыженко
Понравился материал? Помоги сайту!
Тест
Ангелы и призраки «Другого пространства»
Знаете ли вы героев главного российского фестиваля новой музыки?
новости
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новости
Новое в разделе «Colta Specials»Самое читаемое
Быть русским, сопротивляться Смерти
13328
Без будущего
16920
У разбитого корыта
11794
Будущего не будет
13562
Уязвимое будущее
12113
От редакции COLTA
75118
Культура во время «военных операций»
49248
Полифонические свидетели конца и начала. Эссе Ганны Комар
9355
Отделения
1421
Приход отца Александра Меня и позднесоветская интеллигенция
521
Письмо папе
703
Оливия Плендер. «История Королевства зверей»
383
Сегодня на сайте
Вокруг горизонталиМария Рахманинова: «Государство — это не несомненное благо»
Арнольд Хачатуров и Сергей Машуков поговорили с историком анархизма о судьбах горизонтальной идеи в последние два столетия
21 февраля 20234659
Вокруг горизонталиКоливинги как модель для активизма
Социолог Любовь Чернышева изучала питерские квартиры-коммуны. Мария Мускевич узнала, какие достижения и ошибки можно обнаружить в этом опыте для активистских инициатив
13 февраля 20236413
Вокруг горизонтали«Конфликты — это нормально». О подводных камнях горизонтального
Горизонтальные объединения — это не только розы, очень часто это вполне ощутимые тернии. И к ним лучше быть готовым
10 февраля 20237384
Вокруг горизонталиЧто мешает антивоенному движению объединиться?
Руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко разбирает трудности антивоенного движения и выступает с предложением
24 января 202312362
Colta SpecialsБыть русским, сопротивляться Смерти
Будущее зависит от практик выживания, считает Кирилл Медведев
24 января 202313328
Colta SpecialsБез будущего
Александр Морозов о возможных выходах из катастрофы 2022 года
24 января 202316920
Colta SpecialsУ разбитого корыта
Ольга Романова о лучшем варианте из ужасных
24 января 202311794
Colta SpecialsБудущего не будет
Лина Булахова и Оксана Тимофеева отменяют власть и самих себя
24 января 202313562
Colta SpecialsУязвимое будущее
Елена Фанайлова разбирается с настоящим
24 января 202312113
Вокруг горизонталиКак сообществам работать безопасно и сообща
Маленький путеводитель по самому необходимому для вашего спокойствия и продуктивности — от новых цифровых сервисов до практик XIX века
26 декабря 202226271
Вокруг горизонталиИлья Будрайтскис: «Важным в опыте диссидентов было серьезное отношение к чужим идеям»
Разговор о полезных уроках советского диссидентства, о конфликте между этикой убеждения и этикой ответственности и о том, почему нельзя относиться к людям, поддерживающим СВО, как к роботам или зомби
14 декабря 202230839
Вокруг горизонталиСветлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий»
Известный социолог об огромном репертуаре неформальных практик в России (от системы взяток до соседской взаимопомощи), о коллективной реакции на кризисные времена и о том, почему даже в самых этически опасных зонах можно обнаружить здравый смысл и пользу
5 декабря 202229308
Зачем нам всем нужна философия
Перейти к содержимому
Автор Марк Мэнсон – подано в разделе Принятие решений | Личные ценности | Премиум Артикул
Чтобы обрести настоящую свободу, вы должны быть рабом философии.
— Эпикур
Великий философ Людвиг Витгенштейн однажды сидел в парке и вел философскую дискуссию с другом, когда его друг, весьма оживленный, встал и громко сказал: «Это — это дерево! Я знаю за факт что это дерево!»
Последовала неловкая пауза, когда двое мужчин поняли, что прохожие остановились и теперь смотрят на них. Витгенштейн, быстро подумав, повернулся к людям и сказал: «Не беспокойтесь, этот парень не сумасшедший … мы просто занимаемся философией».
Когда большинство людей думают о философии, они, вероятно, представляют себе неразборчивые книги, которые тянутся на тысячу страниц, ничего не говоря и ничего не решая. Они представляют душных стариков в расстегнутых рубашках, развязанных шнурках и разношерстных носках, шаркающих по коридорам какого-то архаичного университета, что-то бормоча себе под нос, совершенно не подозревая об окружающем их человечестве.
Будучи студентом университета, когда я говорил людям, что подумываю выбрать философию в качестве основного предмета, они часто смотрели на меня со смесью ужаса и замешательства, как будто я только что сказал им, что собираюсь засунуть кусок масла …
Я знаю, что вы читали это и вникали во все это, но я должен остановить вас здесь на секунду. Потому что вы, кажется, каким-то образом наткнулись на статью только для подписчиков, и я ненавижу это говорить, но это дерьмо не бесплатное.
(Уже зарегистрирован? Войдите здесь.)
Видите ли, я пишу кучу больших, длинных, сексуальных статей для всех, возможно, это те статьи, которые вы знаете и любите. Они большие, красивые, длинные и полны забавных гифок с котиками. Но иногда, когда я хочу углубиться в нишевую тему или углубиться в конкретную проблему, с которой сталкиваются мои читатели, я пишу что-то исключительно для своих подписчиков. Как этот.
Вы также можете самостоятельно прочитать этот дополнительный контент. Вам просто нужно подписаться. Это легко и занимает 60 секунд.
Поддержите сайт и получите доступ к следующему:
- Все идеи и новые перспективы, которые я могу предложить. Вы получаете мгновенный доступ ко всем статьям на сайте, включая более 40 эксклюзивных статей только для подписчиков.
- 6 основных курсов для улучшения вашей жизни:
- Здоровые отношения — Узнайте, почему все ваши отношения терпят неудачу или успех, и что вы можете с этим поделать.
- Эмоциональное мастерство — Лучше справляйтесь со своими эмоциями и научитесь более продуктивно направлять их в свою жизнь.
- Стойкость — Примите самые важные жизненные вызовы и живите упорно и целеустремленно.
- Обретение цели — Найдите цель, которая наполнит вашу жизнь смыслом, и примите меры по наиболее важным для вас вещам.
- Бонус: социальная связь — узнайте, как более тесно общаться с людьми в вашей жизни, по одному разговору за раз.
- Сомнительные убеждения — Покопайтесь в своих убеждениях и выясните, помогают они вам в жизни или мешают.
- Бонус: Преодоление беспокойства — Доберитесь до корня своих тревог и научитесь преодолевать их, шаг за шагом.
- Построить лучшую жизнь — Разработайте действенный план, чтобы, наконец, жить той жизнью, о которой вы всегда мечтали.
- Бонус: Здоровые свидания . Получите четкое представление о принципах, которые способствуют успешной жизни на свиданиях и полноценным отношениям.
- 5 отличных электронных книг , в которых подробно рассматриваются такие темы, как самопознание, отношения, привычки и счастье, которые сразу же отправляются вам по электронной почте после регистрации.
- Аудиокомментарии к моим книгам , в которых я подробно рассказываю о своих бестселлерах, таких как Тонкое искусство пофигизма и Все пиздец .
- Эксклюзивные мероприятия и встречи , такие как эксклюзивные встречи после шоу для участников во время моих книжных туров.
В некоторых местах подписка стоит меньше, чем чашка кофе. И это то, что позволяет мне кормить себя в перерывах между написанием потрясающего дерьма для вас. Так что, пожалуйста, накорми меня.
Зарегистрируйтесь за 60 секунд:
Логин
Об авторе
Марк — трехкратный автор бестселлеров New York Times № 1 «Тонкое искусство пофигизма », а также других изданий. Его книги были проданы тиражом около 20 миллионов экземпляров, переведены более чем на 65 языков и заняли первое место в более чем дюжине стран. В 2023 году Universal Pictures выпустила во всем мире художественный фильм о его жизни и идеях.
Зачем изучать философию? | NEIU
Итак, вы прошли курс о том, есть ли у вас свобода воли и что значит быть бутербродом — другими словами, урок философии — и теперь вы задаетесь вопросом, какие могут быть возможные причины, по которым это может быть вашим основным направлением. . Конечно, весело говорить о том, существуют ли стулья на самом деле, но вы хотите получить работу, когда закончите учебу. Возможно, вы также слышали стереотип о том, что вы будете работать в кофейне, когда закончите учебу, или спрашивали, хотят ли люди к этому картошку фри. Что ж, мы здесь, чтобы сказать вам, что философия не только является достойным предметом сама по себе, но и тем, что вы уже делаете, это также практично и выгодно с финансовой точки зрения.
Она стоит сама по себе
Греческий философ Аристотель заметил, что люди получают удовольствие от познания вещей просто для удовольствия. Рассмотрим желание знать тривиальные факты о вещах, которые нас интересуют; они не принесут нам денег, но просто интересно знать их. Это достаточная причина, чтобы следовать курсу обучения, который вас интересует. Вам нравится изучать историю? Изучайте историю. Вам нравится узнавать о лягушках? Изучайте биологию. Вам нравится думать о мышлении? Изучайте философию.
Философия уже стала частью вашей жизни
Вы, наверное, слышали, что философия изучает такие важные вопросы, как: Почему существует что-то, а не ничто? Что делает жизнь стоящей? и Какое правительство лучше всего? и так далее. Возможно, вы будете удивлены, узнав, что такие вопросы не являются интеллектуальной индульгенцией для беседы за обедом. Напротив, они практически неизбежны. Они скрыты в обычных вопросах, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Подумайте о том, что вы сейчас читаете: это набор доводов, призванных показать ценность изучения философии, аргумент, другими словами. Чтобы оценить, убедительно ли это, вы должны провести некоторые философские рассуждения. Вам нужно спросить, верны ли причины и логически ли они подразумевают вывод (что вам следует изучать философию). Что поразительно, так это то, что вы оказываетесь в этом затруднительном положении всякий раз, когда оцениваете причины, чтобы что-то делать или думать, то есть все время.
Философия обучает вас важным аналитическим и письменным навыкам, которые используются во многих областях. Это потому, что философия учит, как думать, а не что думать. Вы научитесь читать сложные тексты, логически анализировать то, что говорят другие люди, и решать сложные этические, научные, экономические, межличностные и политические вопросы. К тому времени, когда вы закончите обучение, вы станете профессионалом в четкой и убедительной формулировке своих мыслей и мнений, а также уважительно будете участвовать в дебатах и разговорах, даже по спорным вопросам. Это навыки, которые, по словам работодателей, крайне необходимы нынешней рабочей силе, которые не будут автоматизированы в ближайшее время и которые жизненно важны для процветающего общества.
Философия научит вас тому, чего Google не может.Философия поможет вам найти работу
Да, вы можете подумать, что это звучит красиво, но действительно ли философия поможет мне найти работу, когда я закончу учебу? Не лучше ли мне получить более «практическую» или «прикладную» степень? Дело в том, что только несколько специальностей обучают вас конкретной работе, и если вы когда-нибудь захотите сменить работу, вам, вероятно, придется пройти дополнительное обучение в будущем. Для многих профессий тот факт, что у вас есть высшее образование, важнее, чем то, по какой специальности вы специализировались. Итак, один из вопросов, который вы должны задать себе при выборе специальности: «Какие конкретные навыки вы изучаете по этой специальности?» Философия научит вас множеству ценных, но труднодоступных навыков. Вот как эти навыки применяются на рынке труда и в различных областях:
Философия даст вам преимущество в самом поиске работы
Помните все эти основополагающие навыки, упомянутые выше, например, четкое и убедительное формулирование сложных идей? Это многое из того, что входит в процесс рынка труда. Умение кратко изложить мысль поможет вам при написании резюме. Умение четко и уважительно излагать свою точку зрения поможет вам на собеседовании. А способность анализировать незнакомый жаргон и читать между строк в сложных текстах поможет вам расшифровать объявления о вакансиях и заявления о миссии компании.
Философия – отличная подготовка к поступлению в юридическую школу.
Право – это, в основном, прикладная философия. Специалисты по философии, как правило, получают очень высокие баллы на вступительном экзамене в юридическую школу (LSAT). Философская программа NEIU направила множество студентов на юридический факультет. Мы были почти на 100 процентов успешными при поступлении, и наши студенты посещали юридические факультеты Гарвардского университета, Мичиганского университета, Университета Индианы, Университета Маркетт, Юридического колледжа ИИТ Чикаго-Кент, Юридического колледжа UIC, Юридической школы Университета Лойолы и ДеПол и многие другие. Ваша степень по философии также поможет вам, когда вы поступите в юридическую школу, где вам придется читать много плотных, наполненных жаргоном текстов, формулировать убедительные аргументы, отвечать на логические возражения и думать о том, как история правовых идей и теории повлияли на то, что люди сегодня говорят о законе и правительстве.
Философское образование является преимуществом в мире бизнеса
Интересно, что многие люди, получившие степень МВА, не занимаются бизнесом. Чтобы преуспеть в деловом мире, вы должны знать не только «просто» бизнес. Навыки, которые важны для бизнес-школы и делового мира, очень похожи на то, чему вы научитесь в философии: «коммуникация […] в сочетании с навыками критического мышления и решения проблем». Кроме того, если вы заинтересованы в том, чтобы стать предпринимателем, философия отлично подойдет, поскольку это одна из лучших специальностей для оттачивания вашей способности мыслить нестандартно, творчески решать проблемы и думать о проблемах с разных точек зрения. Наконец, факультеты философии входят в пятерку лучших по результатам GMAT, наряду с физикой, математикой и инженерией.
Философия важна для изучения и практики медицины
Чтобы заниматься медициной, вам понадобится нечто большее, чем просто философия, но пока вы поддерживаете высокий средний балл и можете учиться на MCAT, медицинская школа открыта для широкого круга специальностей. . Таким образом, наличие специальности, которая одновременно бросает вызов и волнует вас, — это хороший способ подготовиться к медицинской школе. Программы гуманитарных наук, такие как программа философии NEIU, могут даже помочь повысить профиль студента при подаче заявления в медицинскую школу. Кроме того, изучение этики (включая наш курс медицинской этики!) может сыграть важную роль в медицинской практике.
Философия является естественным партнером образования, администрирования и управления
Если вы занимаетесь образованием, администрированием или управлением, вы потратите много времени на размышления о том, как думают другие люди, и как лучше всего общаться, мотивировать и диалог с другими людьми. Например, менеджеры должны быть в состоянии создать привлекательную презентацию, чтобы поддержать ваши цели и получить поддержку идей, продемонстрировать эмоциональный интеллект, логически подходить к решению проблем, исследовать варианты, избегать предубеждений и фокусироваться на значимых данных, а также разрабатывать более четкие и основные эффективное мышление. Это все, чем вы будете заниматься на уроках философии.
Философское мышление отлично подходит для журналистики, общественной политики, некоммерческих организаций и политики
Журналисты и люди, занимающиеся общественной политикой, должны иметь хорошие неспециализированные исследовательские навыки, уметь осторожно говорить о спорных вопросах, уметь писать ясно и убедительно, умеют вдумчиво задавать вопросы и исследовать прочитанное. Это все навыки, которым вы научитесь на уроках философии! И если вы заинтересованы в организации сообщества, философия может дать вам основу для размышлений о том, какими должны быть цели организации, каковы различные теории человеческой природы и человеческого сотрудничества, и как вы можете лучше обращаться к мотивам людей и строить коалиции из групп, которые не согласны по вопросам. Политики также находят философию полезной для выяснения того, как сформулировать проблему.
Философия хорошо сочетается с работой в области консультирования, терапии, социальной работы и посредничества
Хотя многие люди думают, что философия связана с абстрактными проблемами, оторванными от реальных людей и их повседневной жизни, философия в NEIU серьезно относится к межличностным измерениям. рассуждений, размышлений, решения проблем и общения. Как оказалось, мысли консультантов и терапевтов носят философский характер. Точно так же в основе социальной работы лежит множество философских вопросов и теорий, касающихся того, чем мы обязаны другим людям, как лучше всего помогать другим людям и расширять их возможности, а также как выглядят значимые межличностные связи и качество жизни.
Философия имеет отношение к областям STEM, особенно для теоретического мышления и решения проблем
Если вы в настоящее время специализируетесь в области STEM, двойная специализация по философии может обеспечить превосходную синергию для ваших исследований и теоретических навыков. Вы можете не только посещать наши занятия по философии науки, но и занятия по метафизике и эпистемологии обеспечивают прекрасную основу для научного мышления. Фактически, в предыдущих поколениях некоторые из наиболее уважаемых ученых (например, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин и Исаак Ньютон) занимались философским мышлением. На самом деле практика, которую мы сейчас называем «наукой», раньше называлась «натурфилософией». Связь между философией и наукой все еще существует, и она остается важной. Наконец, различные технологические области обнаруживают, что специалисты по философии обладают навыками логического анализа, которые им необходимы для работы с данными и алгоритмами.
Философия имеет давнюю традицию диалога с изучением религии и служением.
Некоторые могут задаться вопросом, враждебна ли философия религии. В то время как некоторые отдельные философы скептически или даже пренебрежительно относятся к вопросам веры, история философии во многих культурах переплетается с религиозными исследованиями и служением. На протяжении тысячелетий мыслители-философы обсуждали вопросы о том, как прожить хорошую жизнь, чем мы обязаны другим, что значит иметь веру и как богословие держится вместе как система мыслей. Многие люди обнаружили, что изучение философии приводит к лучшему пониманию и более тонкому отношению к своей вере, что особенно полезно, если они делают карьеру в религиозном служении.
Что делать, если у меня уже есть специальность, которая мне нравится?
Тогда подумайте о двойном мажоре или миноре в философии! Каждая специальность в NEIU учит ценному набору навыков, поэтому философия отлично сочетается практически с любой другой специальностью. Это укрепит навыки критического мышления, письма и общения, которые вы будете использовать в своей другой специальности.
А если серьезно, в какие отрасли
на самом деле специалисты по философии фактически идут?Некоторые факультеты философии сообщают о широком спектре профессий для своих выпускников: юриспруденция, бизнес, правительство, образование, медицина, информационные технологии, издательское дело и религия.
Сколько денег зарабатывают специалисты по философии?
По правде говоря, никто не имеет четкого представления о том, как выбор специальности в конечном итоге влияет на доход отчасти потому, что это зависит от того, о чем вы спрашиваете: доход сразу после окончания учебы, доход для людей, которые не получают дальнейшего обучения или образования, или доход в течение всей жизни (когда мы знаем, что многие люди, вероятно, поменяют работу и сферу деятельности в течение своей жизни)? Кроме того, неясно, насколько «работает» выбор специальности и насколько социально-экономический статус прикрывается выбором специальности.