Зачем мне нужна философия – ?

Зачем нужна философия?

В настоящее время, во время компьютеризации и интернетизации, человек редко задается вопросами, волнующими всех еще 20 или 30 лет назад, потому что везде на все можно найти ответ. Тогда зачем же мне рассуждать или философствовать, спросит любой школьник или студент начального курса ВУЗа. В данной статье мы будем рассуждать о том, зачем нужна философия и нужна ли она вообще. 

Для ответа на вопрос о необходимости такой науки, как философия, надо попытаться определить, что же это такое. А это и есть размышления о жизни, о вечном, об окружающей нас действительности. Мысли на эти темы никогда не теряют своей остроты. 

Для чего необходима философия

  • Во-первых, эта наука помогает осмыслить все, что совершается человеком, потому что тем или иным образом мы задумываемся и пытаемся прийти к определенному пониманию происходящего.
  • Во-вторых, понимание того, зачем нужна философия, дает нам возможность понять прошедшие эпохи. Поскольку исторические события, имеющие место в то или иное время, были во многом охарактеризованы именно с философских позиций. Что очень облегчает нам сегодня их понимание.
  • В-третьих, философский путь мышления является объединяющим моментом целесообразности и непредвзятости сегодняшнего мира. Причем философия помогает классифицировать происходящее в полной мере. 

Главные направления философии

Следует провести обзор того, что находится в поле зрения науки. Это поможет определить, для чего нужна философия и каковы её направления.

  • Воспитание. Эта научная функция направляет ум человека в сторону самопознания, определения жизненных ценностей, расширения кругозора. 
  • Рефлексия. Помогает понять и объяснить мысли, определяющие существование цивилизации, методы её реализации и порядок жизнедеятельности. 
  • Онтология. Отвечает за отыскивание конструктивных технологий реальности и применение  основополагающих учений бытия. 
  • Познание. Дает человеку возможность пользоваться указателями и качествами классического направления в отношении постижения подлинных сведений о мире, исключительно с помощью глубокого изуче

elhow.ru

Зачем мне философия? — Поток событий — ЖЖ

22:20 — Зачем мне философия?

Весной 2010 года я поступил в Российскую Христианскую Гуманитарную Академию (РХГА) на философию и в этом небольшом эссе я постараюсь объяснить, в чём я нахожу ценность философии вообще и для себя лично. Дальнейшие рассуждения будут разбиты на небольшие разделы, в которых я постараюсь с разных сторон раскрыть обозначенную тему.

Чтобы получить некоторое представление о философии, давайте для начала посмотрим на науку, откуда она взялась, для чего нужна и чем занимается. Можно определить науку как систему упорядоченных предметных и объективных знаний об окружающем мире и человеке и соответствующих методов их получения. Разные науки изучают различные аспекты реальности. Можно предположить, что наука возникла из следующих предпосылок:

  1. Любопытство. А что это такое? Почему оно ведёт себя именно так?
  2. Комфорт. Что нужно для того, чтобы было тепло, светло и сытно? Как не болеть?
  3. Власть. Как мне выделиться, получить преимущество? Как использовать ресурсы в своих интересах?
  4. Апологетика. Каким образом защитить свои убеждения и верования от нападок? Как доказать истинность моей веры и ошибочность ересей?

Т.е. наука помогает человеку в достижении определённых целей, т.е. говорит ему, ЧТО именно и КАК именно нужно делать, чтобы достичь результата. Но тут возникает вопрос: а кто определяет эти цели? Какие они должны быть? Для чего нам то или иное? И в чём, наконец, смысл этого мира и человека? На эти вопросы наука ответить не может, поскольку изучает только явления, меньшие человека, которые поддаются наблюдению, воспроизведению и т.д. Чтобы ответить на вопрос о смысле, нужно выглянуть ЗА ПРЕДЕЛЫ человеческого сознания и самой вселенной, поскольку смысл всегда определяется извне. На эти вопросы отвечают религия и философия. Если совсем упростить, то можно сказать, что философия задаёт глобальные вопросы и размышляет над ними, тогда как религия отвечает на них.

Если попробовать соединить все три понятия, то получается, что философия ставит вопросы, религия говорит ЧТО нам делать, а наука заботится о том, КАК это сделать.

Конечно, это всего лишь упрощение, но в нём есть зерно истины.

Изучая науки, мы, в каком-то смысле, изучаем инструменты, при этом предполагается, что мы изначально знаем, КАК и ДЛЯ ЧЕГО их использовать. Однако это, к сожалению, не так. Мы можем всю жизнь посвятить любимому делу, и под конец прийти к выводу, что двигались в неверном направлении.

Теперь давайте поподробнее обратимся к собственно философии. Переводится этот термин как «любовь к мудрости». Что такое мудрость в данном контексте? Можно сказать, что тут подразумевается умение правильно жить.

Как отличить правильное житие от неправильного? Очевидно, что нужны ориентиры. Имея ориентиры необходимо правильно их использовать и выработать некоторые принципы и методы, которые позволили бы достичь состояния, соответствующее «правильному житию». Для этого хороший философ должен уметь хорошо ориентироваться в главном. Это большая и сложная задача, которая включает в себя множество вопросов: кто мы такие и откуда произошли? Есть ли Бог? Если есть, то какой Он? Что мы можем познать, а что нет? Каково наше предназначение? Что есть благо? Как его достичь? Какая у нас есть свобода? Что такое смерть? …и так далее.

В центре всех этих вопросов находится тема о ценностях. Ответы на вопросы целесообразны настолько, насколько ценным является предмет обсуждения. Как определить, что в жизни важно, а что — второстепенно? Что определяет обменный курс между тем, что у нас есть и может быть? Причём складывается впечатление, что ценность нельзя определять спонтанно или произвольно, но есть какие-то объективные причины для ценности, которые можно было бы сформулировать в форме критериев. Обычные науки не берутся помочь нам в этом, слишком это всё размыто и не конкретно — не на что опереться. Наука любит факты, а тут приходится довольствоваться догадками и предположениями. Но философия ими не гнушается, и готова предложить нам совершить это опасное путешествие, выходя за свои собственные пределы.

Может возникнуть вопрос: для чего изучать философию, когда религия отвечает на все жизненно важные вопросы? Для начала этот вопрос можно свести к более общему — для чего вообще что-то изучать кроме религии? Для ответа нужно понять, какую именно цель преследует религия. Я бы сформулировал общую цель религий так: приближение к Богу (образцу, идеалу) и уподобление Ему. Наверняка это определение больше или меньше не подходит некоторым религиям, но в большинстве случаев ситуация примерно такая. Каждая религия при этом обосновывает необходимость этого, а также указывает средства и методы для достижения указанной цели. Таким образом, религия не будет учить нас строить дома или считать деньги просто потому, что у неё другие цели. Другой важный момент состоит в том, как именно религия относится к разуму. Если упростить ситуацию, то часть религий одобряет использование разума, а другая часть (надеюсь, меньшая) осуждает это. В случае одобрения, верующим предлагается использовать все данные им интеллектуальные ресурсы в соответствии с целями религии, а в случае осуждения верующим предлагается во всём слушаться духовных лидеров религии, брать с них пример и ни о чём не задумываться самим. Во втором случае философия и наука оказываются совершенно не нужными, зато в первом, к которому я отношу христианство, открывается широкое поле для изучения и углубления в науку и в философию.

Теперь попробуем выяснить для чего нужны не знания вообще, а именно философия, когда у нас есть религия. Тут первым делом мне приходит мысль, что религия немыслима без философии. Религия использует философию для раскрытия своих терминов, для обоснования своих учений и для ответа на вопросы. Здесь довольно сложно провести границу между религией и философией. Ясно лишь, что философия обслуживает интересы религии. Хорошо, а что, если предположить, что основатели религии заложили всю необходимую философию в своё учение, и последователям не нужно больше пользоваться философией? Тут возникает несколько сложностей:

1. Личный характер философии. Философия не сводится к словам, сказанным религиозным деятелем или философом. Философия — это скорее взгляд на мир, сформированный определённым человеком. Чтобы передать от одного человека другому философские знания, необходимо, чтобы ученик сам прошёл весь процесс философствования, иначе будут переданы лишь формы, оболочки философии. Таким образом, чтобы принять от религии её философское содержание, нужно самому быть философски развитым, иначе получится лишь иллюзия приобщения к религии, ведущая к её профанации новообращёнными верующими.

2. Изменчивость мира. Мир постоянно меняется и религиям постоянно приходится адаптироваться к новым условиям существования, для чего требуется осмысление новых вопросов, переосмысление старых в новом свете и т.д. Для решения этих задач помимо знания уже выработанной философии необходимо иметь широкий кругозор и умение философствовать, чтобы не подменяя содержания религии формировать недостающие элементы её философии.

3. Межрелигиозный диалог. Чтобы понять представителя другой религии необходимо знать её философию, иначе диалог не состоится и сотрудничество, прозелитизм или любое другое взаимодействие будут крайне затруднены.

Таким образом, изучение философии оказывается полезным, в том числе, для самой религии.

Давайте рассмотрим соотношение личного и группового познания. Если представить, что посреди безлюдного мира появился один человек с минимальными знаниями, необходимыми для выживания, то этому человеку пришлось бы самостоятельно исследовать мир почти что с нуля, последовательно переходя от одной вещи и явления к другой, и так далее по спирали, обходя своё окружение на всё более высоком уровне понимания с каждым кругом. Это при условии, что этот человек не сошёл бы с ума от одиночества и не замкнулся бы в себе, что почти наверняка случилось бы в реальности. Если ещё предположить неограниченную продолжительность жизни и неограниченную вместимость разума этого человека, то было бы интересно представить, сколько ему потребовалось бы времени, чтобы открыть общую теорию относительности? Мне почему-то кажется, что он бы и не стал развиваться в этом направлении… В противовес этому можно представить человека, принадлежащего обществу, имеющему огромную историю. Тут мы имеем два измерения знаний — вглубь и вширь. Под глубиной я понимаю историческое знание, а под шириной — специализацию знаний и многообразие мнений в каждый конкретный момент времени. В отличии от первого случая, знания уже не сосредоточены в одном разуме, но простираются в двух измерениях. Накопленные знания систематизируются и упорядочиваются. Чтобы изучить какой-то феномен, разумно будет вначале рассмотреть, что уже известно об этом. Что касается философии, то это одна из древнейших отраслей знаний, и на протяжении огромной истории человечества огромное количество людей размышляли о фундаментальных вопросах бытия, причём довольно значительная их часть конденсировала накопленные знания и оставляла потомкам в виде книг. Можно пренебречь этим накопленным багажом знаний, и постараться создать собственную философию, а лучше для начала познакомиться с мировым опытом. Конечно, всё постичь невозможно, совокупное человеческое знание уже очень давно превысило объёмы, которые способен постичь один человек, однако будет очень полезно хотя бы ознакомиться с «оглавлением», чтобы иметь общее представление, о чём думало человечество, и к каким выводам приходило. Это поможет обратиться к более конкретной информации и углубиться в интересующую область. В какой-то мере общеобразовательная школа выполняет эту функцию, однако, на мой взгляд, философия заслуживает более пристального внимания, поскольку рассуждает о цели и смысле всего остального.

Для движения куда-либо необходимо ориентироваться в том, где мы находимся, куда хотим попасть и каким именно образом мы собираемся преодолеть путь, соединяющий эти две точки. Это ориентирование может быть основано на двух разных источниках: разум и чувства, причём соотношение между ними может быть различно. Пожалуй, невозможно основываться только на одном из этих источников, однако разные люди отдают предпочтение разным источникам. Хочу отметить одно существенное их отличие: разум абстрактен, опосредован и предполагает возможность делиться накопленными знаниями, чувства же наоборот: конкретны, непосредственны и не поддаются передачи от одного человека другому. С одной стороны чувства, казалось бы, гораздо ближе к реальности, чем разум, они описывают мир именно таким, как мы его воспринимаем, с другой стороны чувства довольно субъективны и могут выдавать очень разные картины в зависимости от нашего состояния. Разум может помочь нам понять наши чувства и получить более общую, более глобальную картину мира. Изучая философию, мы идём путём разума, исследуя, что человечество выяснило в процессе ориентирования в главном, и у нас появляется возможность сопоставлять эти выводы с собственным мироощущением. В противном случае нам придётся анализировать наши субъективные чувства с помощью собственных субъективных размышлений, что приведёт нас к разрыву с реальностью и обществом. Практически все люди в той или иной мере изучают философию: впитывают её от родителей, друзей, преподавателей, СМИ и из прочих источников. Однако на мой взгляд эта тема слишком важна, чтобы довольствоваться популярными или расхожими мнениями.

Для людей очень важна эффективность. Эффективное управление страной, эффективное использование энергии, эффективное удаление грязи. Во всём мы хотим достигать максимума эффективности. Максимальное КПД, минимальное соотношение цена/качество. При минимуме затрат получать максимум отдачи. Однако часто мы, стремясь достичь максимальной эффективности в малом, забываем про большое. Это можно сравнить с лыжником, который научился максимально эффективно расходовать энергию, отточил все свои движения до совершенства, однако поехал не по той дороге, которая ведёт к финишу. Все прочие усилия просто ТЕРЯЮТ ВСЯКИЙ СМЫСЛ, если мы допустили ошибку на глобальном уровне. В первую очередь нужно иметь верное мировоззрение и верные ценности, и уже во вторую нужно заботиться обо всём остальном. И снова нам в помощь приходит философия. Можно быть самоуверенным гордецом, заявляя, что с моим мировоззрением всё в порядке, и что с этим уже всё понятно, а можно смиренно попробовать проанализировать мировой опыт и осторожно сформировать свою позицию. Оба подхода используют философию, но только второй делает это осознанно и систематично. Таким образом, изучая философию, можно максимально эффективно настроить свои мировоззренческие и этические установки, чтобы все остальные дела были совершаемы в верном направлении, и появился смысл заботиться уже об их эффективности.

У меня складывается впечатление, что человечество запуталось. Существует огромное количество вопросов, которые нас тревожат, и на каждый из них существует огромное количество ответов. Множество религий/учений/философий и прочих систем наперебой предлагают разные подходы и решения, всё это перемешивается в сознании людей в неравных пропорциях и мы имеем более или менее однородную кашу. Притом, что мы, как правило, не успеваем услышать полный ответ того или иного учения, но хватаем то, что можем понять, с поверхности, и несёмся дальше, что только усугубляет ситуацию. В результате я не замечаю, чтобы люди были довольны и счастливы, применяя на практике своё мировоззрение. Мы все нуждаемся в правильном ориентировании. Нам нужно очень хорошо понять, кто мы, где мы находимся, и чего нам на самом деле нужно? Философия призвана помочь нам в ответе на эти вопросы. С другой стороны я понимаю, что это очень сложный путь, и не все готовы и способны проделать его. В этом случае было бы хорошо максимально разобраться самому, а потом помочь разобраться тем, кто окажется рядом. Им уже будет не обязательно проделывать весь путь, достаточно лишь оценить то, чего достигну я в своём ориентировании.

Помимо перечисленных есть ещё несколько субъективных причин, почему я хочу изучать философию. Школьное образование оставило в моём сознании минимум следов, а в университете я в основном изучал технические дисциплины. Таким образом, у меня очень слабое представление о целом ряде гуманитарных дисциплин: история, литература, география и т.д. Я очень чувствую их нехватку и мне хочется дополнить своё образование гуманитарной частью.

С другой стороны, образование важно для развития умственных способностей. Я не прекращал заниматься изучением информационных технологий, но чтобы задействовать все умственные ресурсы, стоит заниматься и техническими, и гуманитарными дисциплинами.

Также второе высшее образование позволяет несколько изменить самовосприятие, получить новые возможности, социальные роли. Например, стать преподавателем в университете. В контексте изложенного в предыдущем разделе это может стать довольно хорошим делом.

Так или иначе, мы все изучаем философию. Вопрос в том, насколько осознанно мы это делаем и насколько мы готовы изучать и учитывать мировой опыт. Можно пустить это изучение на самотёк и считать себя самодостаточным в этом вопросе, а можно постараться услышать и понять, что говорят люди, посвятившие свою жизнь изучению философии.

Эта работа, с одной стороны, призвана донести моё обоснование важности философии, а с другой стороны будет служить контрольным мероприятием по курсу «Введение в философию».

dimagurov.livejournal.com

Зачем нужна философия


Как помочь подросткам справиться с вечными вопросами и современными проблемами придумали студенты факультета философии и отделения культурологии Высшей школы экономики. В школе для подростков «Осмысленный мир» они читают каждый свой курс.
О том, как философские знания можно применить на практике, рассказывают Александр Гиринский и Анастасия Копылова.
Александр Гиринский: У меня достаточно интересный путь к философии. В Высшую школу экономики я поступал на факультет политологии, и там отучился один год. Был очень уверенным либералом, активным политическим участником. Потом я понял, что мне не хватает глубины, проблемного осмысления тех вопросов, которыми занимаются политологи. Политологи больше занимаются социометрикой, социологическими сравнениями, но мало уходят вглубь проблемы, в историческое и культурное измерение.
В то же время я заинтересовался экономикой, начал читать экономические тексты, и понял, что ни один текст нельзя понять до конца без знания философских реалий. И я перешел на философский факультет. Вопрос о том, зачем нужна профессия философа, задается нам в каждой аудитории. Если философию и воспринимают позитивно, то обычно как расширение кругозора. Ну, например, полезно знать, что Платон — автор «Диалога», а что из этого диалога можно извлечь, обычно не проговаривается. И одна из задач нашей школы — показать, что философия — не просто интеллектуальная игрушка, когда мы жонглируем какими-то терминами. Показать, что жизненная практика коренится именно в философских теориях, а философские теории коренятся в жизненной практике.

Mне кажется, что в жизни человека существует некоторое количество опытов: есть повседневный опыт, есть религиозный, а есть опыт философский. У Карла Ясперса есть работа, которая называется «Философская вера», то есть для философии нужна даже определенная вера. Я думаю, что попадание в философское пространство происходит тогда, когда ты сам ставишь вопрос, который до этого перед тобой не стоял. Причем ставишь именно внутренне, и начинаешь идти навстречу тем людям, которые об этом уже писали, а ты еще не знаешь, как об этом говорить и думать, но тебе хочется. И вот ты пытаешься размышлять об этом, ищешь средства, релевантные твоему состоянию и осмысленно приходишь к философии.

Почему я обратился к экономике как к одному из инструментов введения философских проблем? В какой-то момент я решил доказать отцу, что марксистко-ленинская теория неверна. Я читал Маркса и прочую экономическую литературу, но доказать мне это не удалось. Однако я понял для себя очень важную вещь: понять политику и экономику невозможно без знания культуро-философских реалий. Кроме того, мы живем в обществе, в котором экономические, технические и финансовые проблемы в семье они активно обсуждаются и дети о них рано узнают. И мне важно показать детям через простые экономические примеры, на материале истории экономической мысли, что экономика не есть какая-то отдельная сфера, во-вторых, что она не есть сугубо математическая дисциплина, каковой ее обычно представляют, а связана со всеми областями гуманитарного знания. И самое главное – показать, что для полного понимания экономических процессов и себя в этих экономических процессах важно знание культуро-философских оснований.

Вообще, философии научить нельзя, ей можно учиться всю жизнь и не научиться. А диплом по философии – это вообще фикция. Наша задача – уйти от догматического понимания философии, объяснить, что она инструментальна, может показать какие-то вещи, которые обыденным взглядом не видны.

Анастасия Копылова: Для меня с первого курса остро встал вопрос: что может сейчас сделать философия? Ты сталкиваешься с тем, что существует очень глубокая, хорошо проработанная историко-философская традиция. Но эта традиция сегодня находится не то, чтобы в некотором кризиса, а в сложной ситуации. Философия не воспринимается как индивидуальный опыт, тогда как мне хочется поделиться с другими, показать другим, что же в ней такого клевого, почему это так важно. Философия развивает критическое мышления, а школа вырабатывает догматическое, особенно сейчас, из-за ЕГЭ. Шаблоны мышления приводят к тому, что содержание перестает осознаваться, тогда как сам по себе школьник гибок, любознателен.

Наш проект «Осмысленный мир» адресован всем детям, которым может быть интересна философия. Когда мы приходим в школы и делаем презентацию, мы стараемся объяснить, что философия — в первую очередь критическая дисциплина. То есть философия помогает развить критическое мышление, проблематизировать те концепты, среди которых ребята живут, те вопросы, которые для них являются актуальными.

В прошлом году я вела занятия в старшей группе, а этим летом нас пригласили в летний лагерь в Воронеж, где каждый день шли уроки. Это экономико-гуманитарный лагерь, и для меня оказалось неожиданностью, что занимались 5-6-е классы. Но именно тогда я почувствовала разницу: в уровне осмысления, безусловно, есть разница, как они говорят, как они строят свою дискуссию, но мне кажется, что в старшей школе где-то происходит слом, и ребенок начинает думать по-другому, ему становится сложно озвучивать свое мнение. В школе работает система, когда ты должен что-то сказать — и мы поставим тебе за это оценку. Соответственно, когда человек готовится к тому, чтобы сказать что-либо в старшей школе, он понимает, что сейчас ему скажут, правильно это или нет, и он думает: «нет, я не уверен в своей точке зрения, лучше я промолчу» или «это будет выглядеть глупо, я промолчу». То есть для него на первый план выходит то, как он будет выглядеть в глазах преподавателя. А пятиклассники, ученики даже в 7-8 классов еще не скованы этой схемой, мыслят свободно и очень ярко, талантливо.

Конечно, для школьников и студентов у нас разные группы, со студентами мы стараемся больше работать в дискуссионном формате, потому что это люди, которые чаще всего приходят с конкретными вопросами и осознанными проблемами. А школьникам мы пытаемся показать проблемы, которые у них есть, но которых они не осознают. В 5-6 классах мы обсуждаем проблематику истины, Сократа, Платона и так далее, как это все взаимосвязано, говорим с ними о том, чем должен заканчиваться спор и как существует истина. И бывает так, что мальчик в 15:30 говорит мне, что существует абсолютная истина, мы должны к ней идти, это очень важно, а в 15:35 он же говорит, что у всех людей разные мнения, и у каждого человека есть своя истина. И это не осознается как противоречащие друг другу высказывания, они мирно уживаются в его сознании. И у многих ребят в головах уживаются какие-то вещи, которые они не рассматривают как проблему.

www.svoboda.org

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

Природа и культура Все существующее можно разделить на две большие области, или сферы – это природа и культура Любой объект окружающего нас мира относится или к сфере природы, или к области культуры

Материальная и духовная культура Культура, в свою очередь, обычно делится на материальную и духовную

Основные формы духовной культуры Духовная культура существует в различных формах. Основными из них являются наука, религия, искусство и философия Сходство между ними заключается в том, что с их помощью человек стремится ответить на множество вопросов, которые он со времени своего появления не устает себе задавать; а различие – в том, что они направлены на различные объекты и используют разные способы их освоения

Философия –форма духовной культуры Философия – это отдельная, самостоятельная, специфическая форма духовной культуры (наряду с другими ее формами – наукой, религией, искусством), которая стремится в наиболее общих чертах объяснить все существующее (природу, человека, общество и т. д. )

Происхождение термина «философия» Слово «философия» – греческое, оно состоит из двух частей: philia – любовь, sophia – мудрость, таким образом, в переводе с греческого философия – это любовь к мудрости

«Я не мудрец, но только философ» По преданию впервые слово «философия» появилось примерно в VI в. до н. э. в беседе выдающегося греческого мыслителя Пифагора с царем Леонтом. На вопрос царя, является ли он (Пифагор) мудрецом, тот ответил: «Я не мудрец, но только философ» Считается, что эта знаменитая фраза и знаменует появление философии в истории духовной культуры человечества

В чем разница между мудрецом и философом? Мудрец (sophos) – это тот, кто владеет мудростью, а философ (philosophos) – тот, кто всего лишь стремится к ней. Высказывание Пифагора означает, что мудрость (как полное, истинное знание обо всем) недостижима, человек не может достичь мудрости, но может стремиться к этому

Что значит стремиться к мудрости? Стремиться к мудрости – это значит стремиться к истине, к полному и окончательному знанию обо всем; стремление к мудрости – желание все понять, во всем разобраться, ответить на предельные вопросы бытия, дойти до последней сути вещей и событий

«Дойти до сути» Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Б. Пастернак Стремление к мудрости – это и есть желание самостоятельно во всем дойти до самой сути. Такое стремление является основной характеристикой философии, ее главным отличием от других форм духовной культуры

Специфика философских вопросов Философские вопросы, как правило, глобальны и сложны, на них нет однозначных и общепризнанных ответов; их часто называют вечными, или метафизическими (греч. meta – над, после, за, через + physis – природа), т. е. как бы выходящими за рамки обычного, повседневного мира, приподнимающимися над ним

Философские, или «вечные» вопросы Примеры философских, или метафизических вопросов: Откуда произошел мир и существует ли он вообще? Как мы познаем мир и можно ли его познать? Кто такой человек и каково его предназначение? Почему все так, как есть, а не так, как должно быть? Свободны ли мы в своих поступках? И другие, подобные этим, вопросы

«Физические» и метафизические вопросы «Физические» вопросы например Метафизические вопросы например Как использовать энергию Солнца? Как клонировать живые организмы? Как сделать карьеру и разбогатеть? Как добиться успеха и признания? Как уйти от ответственности? Как построить финансовую пирамиду? Как обмануть ближнего для своей пользы? И т. п. Откуда все произошло? Можно ли познать мир? Все случайно или закономерно? Кто такой человек и откуда он взялся? В чем смысл человеческой жизни? Что есть добро и зло? Правильно ли я живу на белом свете? И т. п.

Проблемы и тайны Иногда говорят, что наука имеет дело с проблемами, а философия – с тайнами. Например, управляемая термоядерная реакция – это проблема, которую наука может решить. А любовь, творчество, смерть – это тайны, и никакие знания об этом нам не помогают. Мы сможем узнать, что это такое, только когда сами будем любить, творить, умирать. Тайной в отличие от проблемы является то, что нужно прожить

Умение удивляться Для философии все на свете является тайной и достойно удивления. С него, согласно Аристотелю, начинается философия, которая пытается проникнуть в тайну всего существующего. Философ умеет удивляться тому, к чему мы привыкли и считаем само собой разумеющимся. Философия – это искусство удивляться обычному. Привычка говорит нам: «Нет ничего удивительного, все просто и понятно» . Философия протестует: «Все удивительно и таинственно»

Философы и дети Человек, появляясь на свет, начинает удивляться всему, что его окружает, мир для него полон загадок и тайн. По мере взросления он постепенно привыкает к нему и перестает удивляться, мир становится для него обычным, привычным, понятным, «прирученным» . Философ – это человек, который не сумел привыкнуть к миру и не утратил детской способности удивляться ему

Зачем нужна философия? Если философия стремится найти ответы на вопросы, не имеющие ответов, то тогда зачем она нужна? В чем смысл поиска ответов на вечные вопросы? Не является ли любовь (стремление) к мудрости попыткой осуществить принципиально недостижимое, как, например, наполнить водой бездонный сосуд?

Никогда не говори «никогда» Если на философские вопросы нет ответов сейчас, то это не значит, что их не будет никогда. «Так как нам совершенно ничего неизвестно об относительном возрасте человечества, то мы не имеем права отрицать, что его предполагаемая неспособность к метафизическому (философскому) познанию может быть того же рода, как неспособность говорить у трехмесячного ребенка» В. С. Соловьев

Поиски несуществующего клада Даже если на метафизические вопросы никогда не будет ответов, то философия, отправляясь на поиски возможно несуществующего «клада» в виде окончательной истины, в процессе своих изысканий отвечает на множество других вопросов, пусть более скромных, но тоже важных для человека. (Тем самым философия находится в тесной связи и взаимодействии с другими формами духовной культуры – наукой, религией, искусством)

Быть человеком Человек характеризуется двойственностью: он существо природное (рождение, рост, питание, размножение и т. п. ) и сверхприродное (познание, творчество, любовь, сострадание и т. п. ). Человека делает человеком именно сверхприродное начало в нем. Когда он задается философскими вопросами, он проявляет себя как существо сверхприродное. Таким образом, философия помогает человеку быть человеком

Быть самим собой Философия помогает человеку быть самим собой Человек всегда испытывает прессинг извне: со стороны государства, общества, эпохи, среды и т. п. ему навязываются привычки, потребности, интересы, стереотипы, в результате чего он теряет себя. Философия, подталкивая человека к самостоятельным размышлениям, помогает ему противостоять этим внешним влияниям и найти самого себя, быть собой

Сократ, идущий через рынок Афин По преданию, греческий философ Сократ, идя через рынок Афин, однажды сказал: «Как хорошо, что на свете есть столько всего, без чего вполне можно обойтись» Обычный человек, не философ, на месте Сократа наверное сказал бы так: «Как плохо, что на свете есть столько всего, без чего нельзя обойтись»

Быть счастливым Философия помогает человеку быть счастливым Счастье – это определенное состояние души, значит, оно зависит не от внешних вещей и событий, а от нашего восприятия их, от отношения к ним. Философия, подталкивая человека к самостоятельным размышлениям, помогает ему это восприятие пересмотреть и изменить( «перезагрузить» сознание) В предании о Сократе, идущем через рынок Афин, философ является счастливым, а обычный человек не является таковым

«Жизнь подобна игрищам» , или философия как созерцание и свобода По Пифагору жизнь подобна игрищам: одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а самые счастливые – смотреть. В жизни одни являются жадными до славы и наживы и подобны рабам, т. к. зависят от своих страстей; а философы являются жадными до одной только истины и понастоящему свободны

Является ли философ «неуспешным» , или предание о Фалесе Может показаться, что философы – смешные чудаки и неудачники, неприспособленные к жизни: «смотрят на небо и не замечают того, что под ногами, проваливаясь в ямы» . По преданию, сограждане смеялись над Фалесом, засмотревшимся на небо и упавшим в яму. Впоследствии он показал им, что философ может преуспеть, разбогатеть и достичь всего того, что люди считают важным и нужным, только ему это не важно и не нужно, т. к. подлинная жизнь и истина – совсем в другом

Философия – критическое мышление Философия как попытка самостоятельно мыслить, стремление независимо во всем разобраться, выработать собственную точку зрения, представляет собой критическое мышление (греч. kritikos – способный разбирать, судить, исследовать). Критическое мышление – это исследовательское мышление, которое противостоит бездумному повторению чужих мыслей, идей и мнений

Мужество пользоваться собственным разумом Sapere aude – гласит известный латинский афоризм, что означает – «дерзай знать» , или «решись быть мудрым» . Выдающийся немецкий философ XVIII в. Иммануил Кант перевел его как «Имей мужество использовать свой собственный разум»

«Сон разума рождает чудовищ» Если у человека не хватает мужества, сил и желания пользоваться собственным разумом, то его разум «спит» , а его владелец становится беззащитным перед чужими мнениями и идеями, он может стать жертвой суеверий, мистицизма и мракобесия. Об этом идет речь в известной испанской поговорке «Сон разума рождает чудовищ» . Именно «бодрствующий» , а не «спящий» разум, к которому призывает человека философия, делает его сильным и свободным

Конформизм и нонконформизм Конформизм (лат. сonformis – подобный, сходный) – бездумное повторение чего-то за кем-то, отсутствие самостоятельного размышления и своей точки зрения, приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей и господствующих мнений. Нонконформизм – самостоятельные размышления над чем-либо, выработка собственной точки зрения, готовность выступить против господствующих мнений, если они кажутся неправильными, способность «плыть против течения»

Философия как нонконформизм Философия как стремление к мудрости, как самостоятельный поиск ответов на предельные вопросы бытия, как попытка во всем «дойти до самой сути» , как вечное удивление и противостояние привычке, как независимое и критическое мышление, представляет собой нонконформизм, а философы, как правило, – нонконформисты

«Польза от философии сомнительна, а вред очевиден» В XIX в. царский министр народного просвещения князь П. А. Ширинский-Шихматов произнес знаменитую фразу о том, что «Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден» . Эти слова в устах высокопоставленного государственного чиновника недвусмысленно указывают на то, что философия опасна для господствующего политического режима, т. к. результатом независимого мышления может стать то, что человек будет думать и делать совсем не то, что от него требуется

Философия и Просвещение, или Революция в умах Грандиозным социальным потрясениям, как правило, предшествовало Просвещение, или революция умах, т. к. для того, чтобы подняться на борьбу против мрака и рабства люди должны понять, что они не рабы, а человеку – не волк, а друг, товарищ и брат

Философия и «философоведение» Иногда философию определяют как науку, существует даже дискуссия о том, является философия наукой или нет. Возможная причина разногласий и недоразумений – в двойственности термина «философия» : 1. Самостоятельная форма духовной культуры, 2. Гуманитарная наука об этой форме духовной культуры. Только во втором значении должен быть термин «философоведение» , который официально не существует. (Точно так же, например, есть религия и религиоведение, искусство и искусствоведение)

Философия как «философоведение» Учебный курс философии – это философия во втором смысле слова, т. е. «философоведение» ; в нем рассматриваются основные философские понятия, вопросы, проблемы, идеи и учения, созданные различными мыслителями в разные эпохи

История философии и общетеоретическая философия Как правило, учебный курс философии состоит из двух частей: История философии Общетеоретическая философия В первом разделе основное содержание курса рассматривается по хронологическому принципу (по эпохам), во втором – по тематическому (по темам, проблемам, разделам)

Основные разделы истории философии 1. Религиозно-философские учения Древнего Востока (≈ середина I тысячелетия до н. э. ) 2. Античная философия (≈ VI в. до н. э. ≈ V в. н. э. ) 3. Средневековая философия (≈ V ≈ XV вв. ) 4. Философия Возрождения и Нового времени (≈ XVI – XIX вв. ) 5. Современная философия (XX – XXI вв. )

Основные разделы общетеоретической философии Онтология (греч. ontos – бытие + logos – учение) – философское учение о бытии

Гносеология (греч. gnosis – знание) – философское учение о познании

Эпистемология (греч. episteme – знание) – философское учение о научном познании. Греческое слово «гносис» означает знание в широком смысле слова, как правило, это знание созерцательное и непрактичное, а «эпистема» – это знание практическое, применимое, полезное. Такое знание добывает наука

Антропология (греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке

Социальная философия (лат. societas – общество) – философское учение об обществе и истории

Этика (греч. ethos – привычка, обыкновение, обычай) – философское учение о морали и нравственности

Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, воспринимающий, ощущающий) – философское учение о прекрасном

Логика (греч. logikos – разумный) – наука о формах и законах правильного мышления

Философия «чего-то» Слово «философия» часто встречается в словосочетаниях с какимлибо существительным в родительном падеже, например: «философия науки» , «философия права» , «философия истории» , «философия религии» , «философия образования» и т. п. Что означают эти выражения? Философия «чего-то» – это попытка и стремление это «что-то» осмыслить в наиболее общих чертах, проникнуть в его суть, ответить на вопрос – что это такое, и какова его роль и значение в жизни человека и общества

Советуем прочитать т

present5.com

Ответы@Mail.Ru: Зачем нужна философия?

смотря какая…

Для любви к мудрости!!!

Очень нравиться точка зрения Пролеева: философия — глобальное вопрошание. Суть его не в том чтобы найти ответ. Сам ответ не важен. Важен сам поиск ответа. Именно эта способность вопрошать делает человека человеком, помагает оставаться адекватным в этом мире.

Чтобы правильно ориентироваться в мире. Чтобы знать, к чему именно нужно стремиться, что в жизни нужно хранить, и от чего отказываться, мимо чего спокойно проходить, не пленяясь внешними формами.

Для того чтобы познать себя! Для самореализации, и совершенствовании себя.. . Чтобы лучше вписаться в существующую реальность! Она (философия) помогает жить, радоваться жизни.. . решать множество проблем…

мудрость и мать всех наук, в том числе и точных!

чтобы людям было о чём подумать в свободное время, чтобы избежать повседневной суеты, с философией ты отдыхаешь, даёшь волю своим мыслям и рассуждениям, забываешь о проблемах, хотя иногда их обсуждаешь, открываешь нечто новое для себя и для других.. . уходишь в отрыв…

чтобы постигать истины..

Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек» . Чтобы понять, зачем нужна философская рефлексия, нужно осознать, какой смысл мы вкладываем, говоря о пользе или бесполезности чего-либо. Философия не делает хлеб, но точно так же его не делает архитектура, музыка, живопись, история или литература. Мы занимаемся философскими размышлениями ради их самих, они нужны нам, чтобы понять себя.

Чтобы раскрыть истину жизни, самосуществования, чтобы найти себя среди других…

Чтобы было о чем поговорить.

Чтобы раскрыть истину жизни, самосуществования и ноа указывает как надо правильно жить что добро это важно оно держит путь к милосердию и т. д.

для того чтобы находить ответа на те вопросы…. на которые этих ответов еще возможно и не существует

Для спокойствия и мира на Земле.

Чтоб заставить большую часть человечества шевелить извилинами

Философия нужна для того что бы попытаться наити ответы. На вопросы нашей жизни.

Ответ заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке. Сама философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе ‘мир — человек’.

Человек пришёл к мудрецу и спрашивает: «Мне жениться или нет? » Мудрец отвечает: «Женись, ибо, если семейная жизнь сложится удачно, ты будешь счастлив, а если наоборот — станешь философом! » Невозможно не ответить на Ваш вопрос несерьёзно!

Понимать и знать мир целостно.

када как: чтоб время занять, чтоб чтото канкретное понять, чтоб найти более верные решения жизни чем существующие

touch.otvet.mail.ru

Зачем нужна философия?

Дорогие друзья, я приветствую вас на своем сайте.

Все материалы, которые я излагаю на нем призваны улучшить КАЧЕСТВО ВАШЕЙ ЖИЗНИ.

Но!

Так как автор сайта не гуру, не мастер боевых искусств, а вообще невнятный аноним, стоит немного рассказать о том, на чем основываются моя уверенность в том, что мои измышления могут реально изменить вашу жизнь.

Дело в том, что в процессе своей жизни я познакомился с такой наукой как философия.

Здесь я не имею в виду академическую философию, которую я смело и с чистой совестью считаю полным отстоем как с практической, так и с теоретической стороны.

И, разумеется, речь пойдет не про эту «философию».

А ту забытую философию, которую можно смело назвать искусством жить.

Сейчас этот крайне эффективный инструмент практически забыт,  что неминуемо приводит людей к потере управления даже собственной жизнью, не говоря уже у более масштабных задачах.

И если в трех словах охарактеризовать эти методы, то они просты, понятны и действенны.

И проявляется это в том, что ты идешь от общего к частному. 

От общественного к личному.

От большего к малому.

От бесед к спорам.

От бесконечного к сиюминутному.

От стратегии к тактике.

От хорошего к плохому.

И так далее.

Много лет наблюдая за людьми я обнаружил, что сейчас это искусство жить для большинства людей полностью утеряно.

Вместо того чтоб идти от причины к следствию люди полностью сконцентрированы на:

1) Личном  —  мне важно чтобы хорошо было именно мне.

2) Сиюминутном  —  и чтобы в ближайшее время, пару лет я ждать не готов.

3) Малом  —  из-за кризиса не смог взять машину в кредит …

4) Спорах  —  я ни с кем не согласен и не хочу искать общее в наших позициях.

5) Плохом — все катится в пропасть

6) Тактике — появился насморк, дунул в нос «Називином» и забыл

 

Стоит ли говорить, что в результате на выходе получается человек, который не только полон пессимизма и грусти, но и не может повлиять вообще ни на что.

И это ни капельки не удивительно, ведь цель максимум — выжить самому и семье не дать пропасть, с людьми неуживчив — он их не понимает, машину он хотел только потому что это позволяет на время скрыться от ощущения собственной ничтожности, все выводы о будущем делает по событиям последних двух-трёх лет, пессимист — видит в ситуации только то, чего в ней нет, при этом напрочь отказываясь видеть то, что в ней уже есть, глушит симптомы болезни не трогая причины ну и так далее и тому подобное.

Такие люди всегда, на все 100 % являются управляемыми, и, строго говоря, не являются субъектами до тех пор пока не смогут перехватить хотя бы 1 процент управления за счет более глобального взгляда на реальность.

И, кстати, что вы выбираете — Пепси, или Колу?

К счастью, раз даже такой тупой олень как я взялся за популяризацию альтернативного подхода, то шансов у пессимистов нет никаких, так как влияние людей очень разное.

Один человек, который идет от общего к частному, с легкостью поможет жить лучше множеству людей.

Но даже тысяче человек которые мыслят от частного к общему будет невероятно сложно повлиять на того, кто владеет «искусством жить».

И да, я знаю, что согласно распространенной исторической версии даже Иисусу, а он явно был неплохим философом, в жизни не повезло.

Но, именно здесь и проявляется разница в восприятии между философией и эпизодичностью.

Победы философии — всегда стратегические, а поражения — тактические.

Победы эпизодичности — всегда тактические, а поражения — стратегические.

Поэтому сказать, что я уверен в успехе — это не сказать ничего.

Успех гарантирован.

 

P.S.

Все что ни делается — к лучшему!

Как ни крути, а все, что происходит — ведет к лучшей жизни и совершенству.

Люди — прекрасны, а лично ВЫ ни разу в жизни не ошиблись, как, впрочем, и все остальные.

За свою жизнь вы не упустили ни одного шанса, ни одного варианта, ни разу не оступились и не смалодушничали.

Все, что вы сделали или НЕ сделали — было правильно.

И я намерен это доказать, несмотря на то, что противников этому — легион.

vse-budet-horosho.su

Зачем мне нужна философия? Эссе… -anti-school.ru

Философия, по существу, не имеет своего предмета и говорит об общих закономерностях. Как только мы начинаем искать специфические знания, мы выходим из философии и погружаемся в научные или псевдонаучные дисциплины вроде филологии. Зачем тогда вообще нужна философия?

Хотя я не являюсь философом в классическом смысле слова, я думаю, что философия необходима, потому что она позволяет подвергнуть рефлексии то, что делаю я, то, что делают люди конкретных дисциплин. Всегда нужна некая сверхобщая платформа, которая бы позволила взглянуть со стороны на основания нашей деятельности.

Я начинал как семиотик, ездил в Тарту. После появления работ Лотмана и его единомышленников казалось, что семиотика — это дисциплина, трансформирующая наше представление о мире. Мы были уверены, что вокруг сплошные знаковые системы, к которым можно свести всю культуру. Когда у нас разворачивалась семиотическая эпопея, во Франции развивался свой структурализм — он отчасти был нам близок, но только отчасти. И у нас, и во Франции семиотика восходила к Соссюру, к структурной лингвистике. Это видно в ранних работах, например, Мишеля Фуко или Лакана, который был тесно связан с Якобсоном, останавливавшимся у него во время своих наездов в Париж. Когда Лакан говорил, что бессознательное структурировано как язык, он многое заимствовал у Якобсона.

После Лотмана российская линия семиотики иссякла без больших последствий, хотя наработанное в 1960—1970-е все еще изучают в наших вузах. Французская линия, трансформировавшись, оказала огромное влияние на мир. Я думаю, причина в том, что французский структурализм был тесно связан с философией, что позволило ему переосмыслить основания и меняться со временем. Российская семиотика оказалась на редкость ригидной. Важно, например, что в нашумевшей книге «О грамматологии» Деррида подверг «деконструкции» лингвистику Соссюра и его понимание знака. Это позволило двигаться дальше, развиваться. Невозможно идти вперед без постоянной проблематизации аксиоматики науки. В России был запрет на философию. Ты приезжал в Тарту и обнаруживал, что о философии нельзя говорить, потому что философия у всех ассоциировалась с марксизмом-ленинизмом, а это была чистая идеология. Не существовало места для философии там, где делалась наука, где шел поиск «объективного» знания. Запрет на философию привел к кризису и крушению всей дисциплины.

anti-school.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *