Зачем педагогу нужна философия – Зачем педагогу нужна философия – Здоровье полости рта

Зачем нужна философия учителю? Этот вопрос обычно появляется у студентов, которые только начинают свое обучение. Специалисты же с уверенностью скажут, что без этой дисциплины обойтись не получится. Причин для этого множество, так что следует остановиться на нескольких моментах, поняв истинные причины глубокого изучения предмета.

Содержание

Философия для свободы мысли

Философия сначала подсказывает учителю, как можно преодолеть все преграды. В своих мыслях человек не должен ограничиваться, чтобы легко обсуждать даже сложнейшие вопросы. Настоящие профессионалы умеют легко вести полемику, не основываясь только на проверенных постулатах.

Устоявшееся мнение и прописные истины не дают нужных познаний. В справочниках информация недостаточна, поэтому каждый раз приходится искать дополнительные данные на основе собственного опыта. В ином случае не удастся раскрыть своим подопечным истинной красоты того или иного предмета.

Философия для полемики по всем вопросам

Философия – лучший способ обучиться полемике. Споры и обсуждения должны вестись основательно. Если пользоваться только понятиями из учебника, не удастся создать сложную дискуссию на уроке, а это станет настоящей ошибкой. Преподаватель должен интересоваться разными вопросами, чтобы его рассуждения всегда оставались интересными ученикам.

Полемика – прямой путь к совершенству. Наверняка ученики начнут с радостью посещать уроки, если им будет передаваться информация по различным вопросам. Они с радостью будут обсуждать любые моменты истории, русского языка или любого другого предмета. Если проиграть несколько споров с учениками, можно потерять авторитет. Так что стоит подготовиться к серьезным вопросам, которые они начнут задавать.

Философия – открытие для учителей

Философия раньше не была основным предметом, поэтому с ней практически никто не был знаком. Теперь она стала обязательной, и учителя научились правильно вести беседу, развивать тему и свободно справляться со спорами на уроках. Такой подход гарантирует идеальное ведение урока, которое понравится присутствующим и заставит с радостью возвращаться на следующее занятие.

Философия – неожиданный предмет для преподавателей. Да, он считается второстепенным, но без него невозможно справиться с недостатком информации в школьном курсе. Опытные учителя продолжают работать над собой, трудясь над каждым тонким моментом. Из-за чего они наверняка познакомятся и с философскими трактатами, чтобы удивить своих учеников.

Источник

philotime.ru

Статья на тему: Эссе «Педагогическая философия учителя»

«Мое педагогическое кредо»

«Лучше зажечь маленькую свечку,

Чем всю жизнь проклинать темноту»

Древнекитайский мыслитель, философ Конфуций

    Профессия учителя не из многих. Но так ведь вообще легких профессий не бывает! Так чем мне нравится моя профессия – так это тем, что я НУЖНА.

Нужна как свет моим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту…

Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порою забывая поздороваться. Тебя всегда внимательно осмотрят, чувствуют твое настроение.

Нужна  родителям своих учеников как друг, помощник, консультант. Ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их чадам научиться учиться, самостоятельно добывать знания, жить в коллективе, дружить и трудиться сообща.

Нужна коллегам, учителям, как советник, друг, член коллектива,  единомышленник в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Сама по натуре жизнерадостная, люблю, когда все вокруг настроены оптимистично. На уроках часто улыбаюсь, потому что верю в силу улыбки. Добрая улыбка вызывает радость, уверенность в себе, желание детей сделать больше. Радуюсь и горжусь за ребят, когда вижу высоко поднятые руки и нетерпение в глазах.

Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю —  что каждый ребенок талантлив! Но талантлив по — своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыться, поверить в свои  возможности. И я, как педагог, всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Считаю, что ради достижения таких результатов и должен работать педагог. В своей работе я всегда пытаюсь оценить, а комфортно-ли моим ученикам на уроке? Использую здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, ИКТ и мн.др. Считаю что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от  педагогических заповедей, которые я использую в своей работе:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть. И поэтому, моя исходная позиция это опора на имеющийся у ребенка потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей.
  2. Быть справедливым и последовательным в воспитании. Быть справедливым – это значит, увидеть победу, пусть даже маленькую, даже простые старания ребенка. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.
  3. Быть ярким  примером  для детей в воспитании любви к истории родного края, увлеченности исследовательской работой, творчеством. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.

Мое педагогическое кредо: «Успешный учитель – успешный в жизни ученик». Если мы научим ребенка быть  самостоятельным, толерантным, ему будет легче общаться с людьми, найти общим язык. Он будет коммуникативным.

Как педагог,  я совершенствую  методы преподавания и воспитания, не только учу, но учусь сама, занимаюсь самообразованием, отслеживая его влияние на результат работы. Только тогда оно становится эффективным. Я полагаю, что слагаемые педагогического успеха – это самоотверженность, трудолюбие, профессионализм, моральная чистота и влюбленность в свое дело.

Ооржак Галина Серегевна

Педагог МБОУ Кызыл-Тайгинской СОШ

Республики Тыва

nsportal.ru

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег

 

Само слово «УЧИТЕЛЬ» как личность с определенными взглядами и позицией содержит в себе всю мою педагогическую философию. Целью нашей работы было обобщить свой педагогический опыт. В современной литературе представлено достаточно большое количество исследований, связанных с изучением учительской профессии. Многочисленные исследования посвящены изучению стилей педагогического общения, личности педагога, профессионализму, однако, не так много работ посвящено педагогической философии, которая характеризует установку, нормы и правила, которых придерживается учитель, взаимодействуя с детьми, по моему мнению, изучен недостаточно.

Представленный материал содержит обобщение по анализу профессиональной деятельности учителя. Анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, обобщение собственного опыта, что педагогическая философия — это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразной педагогической деятельности и общении, направленных на создание педагогических ценностей и технологий. Данная работа основана на сборе и обработке педагогической, методической и психологической литературы, а так же на основе анализа собственного опыта, анкетирования и диагностики учащихся и их родителей.

Тезисы педагогической философии предельно просты. Удивляясь — удивлять, увлекаясь — увлекать — вот так можно сформулировать основной. Любое познание мира начинается с удивления. Удивление — это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. Важно научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.

Самым важным в работе является любовь и уважение детей. Надо стараюсь смотреть на каждого ученика как на отдельную личность со своими особенностями и предпочтениями, а так же со своими проблемами и трудностями.

А что значит быть учителем? Это не только возможность чему-то научить учится, но еще и возможность каждый день общаться, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и учителя вместе с ними. Смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Ведь учитель-это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа — это призвание, это жизнь. Быть учителем — это и значит жить.

Если учитель не может удержать дисциплину в классе, то об остальных его талантах дети так и не узнают.

Учитель — профессия круглосуточная и нужно научиться отвлекаться и увлекаться, иметь творческие интересы, тогда и детям будет интересно.

Учиться, учится и еще раз учится.

Учитель должен знать больше ученика и постоянно пополнять свои знания. В своей области нужно быть профессионалом. То есть учиться и учиться. Он должен учиться у учеников, у родителей и у общества.

К.Д Ушинский сказал: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Уважай ученика, как себя.

Учитель должен уважать своих учеников, какие бы сюрпризы они ему не выдали. Не допустимы словесные и тем более физические оскорбления в адрес учеников. При взаимоотношениях с учеником допустим не унизительный и корректный юмор.

Держи дистанцию.

Учитель всегда должен иметь дистанцию с учеником и родителями. Не допустимы панибратские отношения. А также невозможно касание тела ученика. Любое касание можно прокомментировать по-разному. Давать повод для разговоров недопустимо. Находиться от ученика на расстоянии не ближе вытянутой руки. И чем старше дети, тем больше расстояние.

Слово имеет большую силу.

Голос учителя не должен звучать громче положенного в данной ситуации. Чем острей ситуация, тем тише должен быть голос. Учитель должен контролировать каждое своё слово. Учитель должен помнить, что взрослый всегда должен быть мудрее и если возникнет конфликтная ситуация, то, не разрешив её, учитель подставит под сомнение свой профессионализм.

Не навреди себе и другим.

Учитель является примером для подражания. И все вредные привычки будут усвоены учеником. Поэтому у учителя вредных привычек не должно быть. Или учитель их должен так спрятать от ученика, чтобы тот о них не знал.

Доброта спасёт мир.

Авторитет учителя будет непререкаем, если он будет выполнять предыдущие заповеди. Учитель должен быть добрым человеком. Злого учителя никто не любит, потому что он не любит себя самого.

Учитель — это не человек, оказывающий образовательные услуги, это человек, с которого берёт пример подрастающее поколение.

Не научил — не спрашивай. Научи учиться.

Быть готовым предотвратить всякие неожиданности и правильно реагировать на них, чтобы не приостановить ход урока, не отвлечь внимание детей и т. д.

Урок завершать так, чтобы познавательный интерес не был полностью удовлетворен, и оставалась перспектива познания новых знаний.

Подытоживать сделанную работу на уроке: кто чему научился, кто доволен и кто не доволен своей работой, какой получился урок, какие возникают пожелания.

Благодарить детей за содействие учителю и сотрудничество на уроке.

Учитель дает школьнику не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

Педагог помогает детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

Помните, что каждый учитель на судьбе ребёнка ставит свой автограф.

Проделанная работа позволяет сделать вывод, что педагогическая философия оказывает определенное влияние на развитие, обучение и воспитание детей. Она, бесспорно, формирует профессиональную культуру учителя, позволяет успешно выстраивать отношения с учениками и создавать условия для творческого развития школьник.

Педагог — это добрый и верный друг, к которому всегда можно обратиться за помощью. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное — не подавить его как личность в настоящем.

Работа учителя, требует полной самоотдачи, затраты умственных, физических и душевных сил; педагог должен быть проницательным психологом, который способен заметить лучшие человеческие качества в человеке, помочь им раскрыться. Случайные люди редко задерживаются в этой профессии.

Терпение, умение слушать и слышать, понимать детей, адекватно выбирать приёмы и методы педагогической работы, твёрдая уверенность в себе и в своих учениках, желание не только учить, но и учиться — вот профессиональные качества, которыми должен обладать настоящий педагог.

Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, показывая, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Учителю очень хочется, чтобы его ученики были яркими и неповторимыми.

Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Ведь как дождь раскрывает потенциал каждого зерна, так и учитель — открывает и воспитывает личность ученика. Профессия учителя — одна из самых трудных, важных, ответственных. Учитель, видит свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верной тропе.

Для осуществления поставленных целей в учитель в работе активно применяет информационно-коммуникативные технологии, так как современный урок невозможно представить без технических средств обучения. Поэтому, сейчас важна информационно — технологическая компетенция учителя. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит учителя, его эмоционального слова.

Модель современного учителя реализуется через участие в научно-методической деятельности по изучению и распространение актуального педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, что помогает ему творчески расти развиваться.

Каждый ребенок — это звездочка. Нужно отдать много времени и сил, чтобы каждая звездочка сияла еще ярче. Ведь чем ярче звезды — тем светлее, полноценнее наша жизнь. А потому и венец моей философии бесхитростен. Учитель — это не просто педагог, а упорный труженик. Его мастерство — не счастливые находки, а результат кропотливого труда.

Находясь в постоянном поиске и не давая себе остановиться на достигнутом-вот кредо современного педагога. Во всем хочется дойти до самой сути, свершать открытия и схватывать нить событий. Учитель — это не профессия, это — образ жизни. Наверное, в этом и есть суть педагогической философии. Эту профессию должны выбирать люди любящие детей.

В ходе работы над статьей была представлен взгляд на современного учителя и его педагогическую философию, рассмотрено основное ее содержание. В данный момент нет определенной структуры педагогической философии, различные авторы предлагают разные варианты.

 

Литература:

 

1.      Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов н/Д., 1998.

2.      Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.

3.      Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982

4.      Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? — М.,2003.

5.      Артамонова Е. И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. — М., 2000.

6.      http://pedsovet.org/content/view/23672/251/

7.      http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti/zmist_struktura_komunikativnoyi_kulturi_pedagoga.htm

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, педагогическая философия, ученик, ребенок, педагог, профессия, работа, собственный опыт, современный учитель.

moluch.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ


Логика

24.07.2009/контрольная работа

Отношения между понятиями и их распределение кругами Эйлера. Ошибки в определении понятий. Приведение суждений к стандартной логической форме. Логическая форма сложного суждения. Превращения, обращение и противопоставление предикату некоторых суждений.

Основные формально-логические принципы умозаключения

14.12.2009/реферат

Изучение формально-логических принципов умозаключения, разработанных Аристотелем. Понятие умозаключения, как заключения из двух высказываний, содержащих в себе утверждение о присущности предиката субъекту. Связь формальной логики с учением об истине.

Основы логики

24.01.2010/контрольная работа

Сущность конкретных и пустых, абстрактных и общих понятий, отношения между ними. Субъект и предикат, постройка рассуждения по модусу разделительно-категорического умозаключения. Логическая форма суждений, способы аргументации и формы обоснования.

Правила логистики

9.04.2010/контрольная работа

Произведение последовательной многоступенчатой операции обобщения и ограничения понятия. Установление вида действия с предложением: деление, расчленение на части, определение. Нахождение в высказываниях субъекта, предиката, кванторного слова и связки.

Предмет логики

12.10.2009/курс лекций

Основные методологические принципы логики. Выражение суждений на языке предикатов. Дедуктивные умозаключения, категорический силлогизм. Аргументация и доказательство, правила построения логических правил. Проблема и гипотеза, управленческое решение.

Простий категоричний силогізм

25.04.2009/контрольная работа

Поняття простого категоричного силогізму, його структура та різновиди за формами засновків і висновку. Спеціальні правила фігур. Використання кол Ейлера. Правила «логічного квадрату». Умовиводи засобом обернення, перетворення і протиставлення предиката.

Развитие логического мышления

3.02.2010/контрольная работа

Изучение конкретных, пустых, абстрактных и общих понятий. Поиск отрицательных предикат в заданных суждениях и преобразование умозаключений в энтимемы. Построение таблиц истинности. Анализ способов аргументации формы обоснования апагогических тезисов.

Сущность логики

28.03.2009/контрольная работа

Предмет и значение логики. Четыре закона логики. Для чего журналисту нужна логика. Логическая форма, которая определяет круг объектов по схожим. Обобщение и ограничение понятий. Отношения между субъектом и предикатом в суждении. Индуктивное умозаключение.

Классификация суждений

6.02.2011/контрольная работа

Понятие суждения как формы мышления, отображающей действительно существующие существенные связи и отношения между предметами. Классификация суждений по элементам его структуры: содержанию предиката, качеству связки, объему субъекта и модальности.

Логические операции

15.11.2010/контрольная работа

Обобщения и ограничения имени как логические операции. Определение субъекта, предиката и связки в суждении. Запись суждения при помощи логических символов. Истинность и ложность суждения. Непосредственные умозаключения, категорический силлогизм.


referatwork.ru

Преподавание философии в школе: зачем и с помощью чего / Newtonew: новости сетевого образования

Что такое время? Зачем человек рождается? Можем ли мы всё знать? Где границы моей свободы?

Автор статьи The Guardian «Почему я преподаю философию в начальной школе» Джакомо Эспозито пишет, что размышлять с детьми о том, издаёт ли падающее дерево звук в абсолютно безлюдном лесу, не менее естественно, чем учить их читать и писать. Получив философское образование, Джакомо обнаружил, что рабочих мест, в названии которых употреблялось бы слово «философия», совсем немного, но навыки, полученные в университете, оказываются полезны на каждом шагу. Тогда он решил, что может поделиться своим опытом с детьми.

Верхний ряд: Сократ, Витгенштейн, Сартр, Ницше. Нижний ряд: Кант, Маркс, Барт, Фуко.

Источник: filosofia.com.br

 

Занятия он обычно начинает небольшой историей (актуальной для слушателей), в которую «вшита» традиционная философская проблема. Заканчиваться такая история должна интригующим вопросом. Далее начинается дискуссия, в которой задача учителя — помогать детям рассуждать, стимулировать мышление, не давать рассуждениям уйти от темы и привести всех к интеллектуальному результату. Такую работу можно назвать скорее не «изучением философии», а «деланием философии». И в делании философии дети необычайно талантливы, утверждает Джакомо Эспозито.

Например, учитель описывает случай, когда десятилетним детям предлагалось представить себе путешествие во времени. Один ученик сказал, что время — это только наши ощущения. Другой ученик сделал для себя открытие, что время для нас и для Вселенной совершенно разное. Что для нас — целый век, для Вселенной — мгновение.

Похоже, эти дети готовы к восприятию теории относительности.

Философия учит мыслить и последовательно доказывать свою точку зрения. Для того, чтобы это умение развить, иногда стоит прибегнуть к невероятным, странным примерам, не имеющим прямого отношения к повседневности и из-за этого кажущимся бессмысленными. Но именно поэтому они способны подарить нестандартный взгляд, способный к открытиям.

Чем больше я учу, тем больше убеждаюсь, что самое главное, что даёт нам философия — это умение задавать вопросы самим себе.

— Джакомо Эспозитопреподаватель философии в начальной школе

 

Детский философ и эксперт ЮНЕСКО Оскар Бренифье выпустил целую серию книг-бестселлеров «Давай обсудим», которая у некоторых взрослых вызывает восхищение, а у некоторых — ужас: вдруг дети так и «зависнут» в философской неопределённости? Дело в том, что каждая книга — это поиски ответа на один из Вечных Вопросов, которые развиваются по принципу «да! Но…» Например: «Должен ли ты всё знать?» — «Да, потому что иначе я могу ошибиться» — «Но не является ли само желание всё знать ошибочным?»

Я прошу людей подумать, вместо того чтобы выдавать знания или выражать мнение. Это пугает людей, поэтому они предпочитают готовые мнения.  Мыслить — это получить опыт, взять на себя риск, пойти по непривычному пути.

— Оскар Бренифьефилософ, автор книг для детей «Давай обсудим» 

 

Разворот книги Оскара Бренифье. Откуда ты знаешь, что Вселенная существует?

Источник: it-mama.com.ua

 

Философские размышления помогают найти свою «точку отсчёта» для формирования взгляда на мир, определить свою «систему координат». Эта система может меняться с возрастом, с жизненным опытом, но само осознание этих процессов — основа независимого мышления. Но многие справедливо замечают, что сами по себе книги с вопросами, не только Оскара Бренифье, без понятной методики их применения вряд ли способны раскрыть потенциал философии как науки и привить любовь к мудрости.

В конце 1990-х во Франции разгорелись жаркие дебаты на страницах журнала «Le Debat»: как преподавать философию в гимназиях? В спорах столкнулись две точки зрения. Первая утверждала, что философия — это прежде всего философствование. Она не может быть сведена к изучению различных авторов и течений. Это культура мышления, проявление творчества. Философствование, основываясь на каких-то предпосылках, открывает новые горизонты, потому что это — свободное размышление. В этом смысле преподавание философии — это творческое философское действо преподавателя, а выполнение, к примеру, письменных работ учениками — это их философский опыт.

Философствование часто ассоциируется с праздностью, но на самом деле это активная работа мысли.

Источник: wikimedia.org

Вторая точка зрения говорила о том, что преподавание философии должно заключаться в изучении истории философии, ярких имён и концепций. Оно словно реконструирует эволюцию философской мысли, и ученики изучают становление различных идей и понятий.

Эти точки зрения представляют две крайности, бросаясь в которые, мы рискуем потерять смысл предмета. В первом случае под угрозой системность и понимание взаимосвязанности тех ответов, которые люди дают на философские вопросы на протяжении всей истории человечества. Во втором случае философия превращается в монолит — некий установленный корпус знаний, которые должны быть усвоены и воспроизведены.

Как говорили древние греки, «меру во всём соблюдайте».

Философия может развивать способность к свободному критическому мышлению, но только если оставить в ней и элемент творчества, и элемент системных знаний. Как быть преподавателю? Как один из вариантов — реконструировать исторически заданные проблематики (обратиться к истории философских учений) и обратиться к ценностям и экзистенциальным вопросам, которые волнуют самих учеников. То есть к вопросам, которые касаются их существования, их проявления себя в этом мире.

Бесполезно пытаться переложить университетский курс философии на школьный лад. История философии, лекции, семинары — всё это скорее отталкивает школьников от предмета, навсегда закрепляя за словом «философ» нелестные ассоциации с чем-то нудным и бесполезным. Более эффективно использовать сократический метод и обращаться, прежде всего, к человеческой проблематике.

Милетская школа Античной философии в пластилине

Любой возрастной психолог или наблюдательный педагог скажет, что подростков всегда волнуют вопросы глобальные — любви, счастья, отношений личности и общества, свободы. И просто грех не использовать этот живой природный интерес, ведь с его помощью раскрываются все четыре грани философии: учение о мире и знании, поиски концепции человека, теория общества, осмысление истории.

В нашей реальности сложно представить, что в базовой школьной программе найдётся местечко для отдельного предмета «философия».

Тем не менее, о философских концепциях можно и нужно говорить на уроках обществознания, истории, литературы.

Да что уж — даже физики и математики (мы ведь помним, что именно философия — мать всех наук). Для того, чтобы ваше «делание философии» не было голословным, можно использовать различные веб-ресурсы ( к тому же многие учебники, рекомендованные школам для изучения философии, довольно зубодробительно написаны).

Базовый курс философии «PhilosoFAQ», разбитый на пятнадцатиминутные видеолекции, предлагает послушать Балтийский федеральный университет имени И. Канта.  

Философские концепции и вопросы современности, изложенные научно-популярным языком, можно найти на портале «ПостНаука». Тут широкий и постоянно пополняемый архив видеолекций, который может сориентировать учителей в актуальных темах.

Вот, например — философ об образовании.

Отдельное удовольствие доставит знакомство с курсом «Несоветская философия в СССР» просветительского проекта «Арзамас». Если вы думаете, что у нас кроме марксизма-ленинизма ничего не было, то откройте для себя целую Вселенную. Это пригодится и для уроков в старших классах по отечественной истории и литературе.

Идеи известных философов в 8-битном исполнении способны удивить и порадовать. Ролики проекта 8-bit Philosophy внесут немного юмора в серьёзные занятия и всё понятно объяснят.

Наслаждаемся ли мы свободой? Давайте ответим вместе с Жан-Поль Сартром.

Конкретные методические рекомендации по преподаванию философии детям и полезные ссылки можно найти на сайте межрегиональной детской общественной организации «Философия — Детям». Здесь есть небольшая библиотека книг, посвящённых этой теме. Например, если уж говорить о том, что философия учит мыслить, то стоит обратиться к пособиям по развитию логического мышления.

Словом, задавайте вопросы, не бойтесь философствовать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Преподаватель философии — особенности профессии. С чего начать изучение философии

Философия – это одна из древнейших наук, которая позволяет углубиться в сущность окружающих человека вещей. В дословном переводе с древнегреческого слово «философ» обозначает «человек, любящий мыслить», а слово «философия» — «любовь к мудрости». История знает множество людей, которые умели размышлять и видели в этом свое жизненное призвание. Сегодня этому можно научиться, главное — иметь нужные задатки и желание. Человек, который готов связать свою жизнь с философией, всегда может найти себе место в современном обществе и помочь другим освоить эту науку.

Из данной статьи можно будет узнать об особенностях преподавания философии как профессии. А также статья расскажет, с чего начать изучение философии и как стать хорошим педагогом в этой области человеку, который имеет тягу к уникальной и очень интересной науке.

Роль науки в современном обществе

Философия основывается на познании человеком глубины всего мироздания. Современная форма этой уникальной науки очень отличается от ее ранних форм, но есть единственное, что является актуальным для философии на протяжении многих столетий – постановка волнующих вопросов, касающихся бытия, и поиск ответов на них.

Предметом изучения философии является понимание сущности окружающих человека вещей, поэтому при изучении этой науки важно уметь трактовать понятия, не искажая их.

Если говорить приземленно, то философия способна научить человека размышлению, поиску идеалов и борьбе с предрассудками, что имеет особую важность при формировании мышления у подростков.

Чаще всего предметами изучения философии становятся общество в целом и люди в отдельности. Поэтому необходимость изучения этой науки тяжело преуменьшить, так как современным людям очень важно научиться понимать себя и других, для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе и не нарушать гармонию бытия.

Профессия «философ» – что это такое?

С точки зрения профессиональной деятельности философ – это специалист, деятельность которого заключается в изучении, проведении исследований и преподавании слушателям одной из древнейших наук – философии.

Человек, который получил базовое гуманитарное образование в этой области, может работать в различных профессиональных сферах. При прохождении обучения на факультетах философии студенту предоставляется возможность в конечном итоге выбрать определенную специализацию, в направлении которой он будет развиваться и углублять собственные знания. Данные специализации также называются областями философии. К примеру, такая специальность, как «социальная философия» дает возможность человеку трудиться в правовых и политических структурах, а также вести научно-исследовательскую деятельность. Но для того чтобы получить работу, вовсе не обязательно выбирать узкую специальность, так как при выборе общей специальности многие выпускники факультетов философии умеют правильно интерпретировать информацию, что очень ценится работодателями.

Если человек решил выбрать философию в качестве основного направления в своей трудовой деятельности, то лучшим вариантом для него будет такая профессия, как преподаватель философии в высшем учебном заведении.

Актуальность профессии

На протяжении многих лет профессия учителя философии остается довольно востребованной. Такое явление связано с тем, что современные курсы философии рассчитаны на расширение сознания людей вне зависимости от того, какой профессией они владеют. Именно поэтому такая дисциплина, как философия, вводится практически у всех студентов высших учебных заведений.

Плюсы и минусы данной профессии

Как и любая трудовая деятельность, работа преподавателя философии имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам профессии можно отнести следующие моменты:

  1. Структурность мышления. За время обучения и работы в направлении философии человек способен развить в себе это замечательное качество, благодаря которому вся информация, поступающая извне, принимает необходимую форму, и ею становится легко управлять. Это позволяет отсекать ненужный информационный мусор.
  2. Широкий кругозор. Преподаватели философии – это люди, которым приходится вникать во многие сферы жизни человека с целью их глубокого изучения для нахождения ответов на жизненные вопросы. Это дает возможность мозговой активности находиться в постоянном тонусе.
  3. Развитый навык правильной подачи и интерпретации информации. Любая информация – это определенный набор элементов, которые в совокупности дают человеку возможность осознать те или иные факты. Преподаватель философии на протяжении всей своей трудовой деятельности учится преподносить информацию в том ключе, в котором она должна быть понята слушателями. Это очень важный момент в деятельности философа, так как в целом информация может и не меняться на протяжении многих веков, а вот способность ее воспринимать другими людьми форматируется под условия, в которых они находятся. Такая особенность профессии позволяет преподавателю философии находить новые пути доведения информации до слушателей или студентов, что в случае искренней любви к своей деятельности дает человеку возможность постоянно самосовершенствоваться.

Отрицательными сторонами профессии являются такие моменты:

  1. Эмоциональная нагрузка. Учитель философии – это человек, который находится в постоянном общении с людьми, что часто приводит к эмоциональному истощению. Для того чтобы уменьшить влияние этого фактора, следует развивать нужные личные качества, о которых пойдет речь немного позже.
  2. Информационная перегруженность. Как уже отмечалось выше, людям, которые связывают свою жизнь с преподаванием философии как дисциплины, приходится обрабатывать множество различной литературы по философии, а порой и литературы, которая не связана с предметной деятельностью. Часто случается, что поток информации дает большую нагрузку, с которой поможет справиться лишь способность систематизировать все накопленные знания и постоянно поступающие сведения.

Какими личными качествами нужно обладать

Преподаватель по философии обязан обладать определенным набором личных качеств, без которых ему будет крайне нелегко обучать студентов и вести свою трудовую деятельность. К этому перечню можно отнести следующие качества:

  • уравновешенность;
  • вдумчивость;
  • стремление к расширению собственного кругозора;
  • интерес к гуманитарным наукам;
  • умение выслушивать чужие мысли и принимать позиции других людей;
  • умение правильно и четко формулировать собственные мысли;
  • постоянный поиск чего-то нового в науке, желание находить ответы на сложные жизненные вопросы;
  • коммуникабельность.

Какие способности должны быть развиты у учителя философии?

Помимо личных качеств, люди, которые преподают философию, должны развивать в себе и различные способности, которые помогают им в работе. Здесь можно выделить две основные способности:

  1. Ораторское искусство и артистичность. Каждый преподаватель должен уметь заинтересовать аудиторию, для того чтобы исходящая из его уст информация была услышана и понята студентами. Трудовая деятельность преподавателя – это настоящее искусство. К примеру, картины или музыкальные композиции создаются в тесном взаимодействии автора и людей, которые выступают перед зрителями. Преподаватель — это такой же артист, который должен уметь покорить сердца учащихся, для того чтобы процесс проведения лекций был интересен и доступен, ведь в противном случае наука не будет так увлекательна.
  2. Умение находить контакт с людьми. Каждый человек индивидуален, и порой преподавателю бывает тяжело передать информацию слушателям, ведь не всегда идеальное знание материла, изложенного в учебниках по философии, делает человека хорошим педагогом. Здесь очень важно чувствовать, что на самом деле нужно студентам и каким образом должно строиться обучение.

Какие педагогические азы нужно знать?

Каждому преподавателю важно не просто провести урок философии, а понять значимость излагаемого материала. Это поможет донести до студентов, особенно тех, кто изучает курс философии, обучаясь при этом, к примеру, банковскому делу, то, что образованный человек просто обязан обладать широким кругозором для достижения каких-либо высоких результатов в жизни.

Также важно общаться с аудиторией на ее языке и иллюстрировать те или иные тезисы в том формате, который будет понят определенным кругом лиц.

Кем еще можно работать по данной специальности?

Помимо высших учебных заведений, перед высококвалифицированным философом всегда открыты двери научных институтов, различных издательств и средств массовой информации. Это востребованная специальность.

Смежные профессии

При определенных условиях человек, имеющий базовое образование по философии, может окончить магистратуру по любому из смежных направлений, что в будущем дает возможность овладеть дополнительной профессией. К ряду таких смежных видов можно отнести культурологию, журналистику, политологию, менеджмент и психологию.

Стоит отметить, что получение дополнительного образования значительно расширяет кругозор и возможности человека, преподающего философию, и позволяет ему приниматься за написание научно-исследовательских работ.

Возможность проведения исследования в философии

Каждый квалифицированный педагог, изучающий и преподающий этот предмет, может быть не только историком и доводить до студентов информацию, изложенную в учебниках по философии, но и заниматься научно-исследовательской работой и написанием собственных трудов. Но для того чтобы посвятить себя изучению еще не до конца освоенных моментов в науке, необходим первоначальный опыт работы в этой сфере.

Где и сколько нужно учиться, чтобы стать преподавателем философии? Лучшие ВУЗы

На сегодняшний день данный профиль подготовки является одним из классических, а кафедры философии есть в любом крупном гуманитарном ВУЗе.

По данной направленности существует огромное количество программ и специальностей, которые помогают студентам опробовать себя в этой среде. Во время обучения студенты проходят практику и стажировку, что позволяет им углубить свои знания.

Получить образование в области философии для дальнейшего трудоустройства можно как на очной, так и на заочной форме обучения по программе бакалавриата, а также можно по окончании поступить и в магистратуру. В целом обучение с учетом магистратуры займет 6 лет.

Лучшими ВУЗами, которые подготавливают будущих специалистов в области философии, являются следующие:

  1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
  2. Российский университет дружбы народов.
  3. Государственный академический университет гуманитарных наук.
  4. Московский педагогический государственный университет.
  5. Российский государственный гуманитарный университет.
  6. Санкт-Петербургский государственный университет.

Стоит отметить, что данные ВУЗы проводят переподготовку преподавателей философии, в чем периодически нуждается каждый практикующий учитель.

Какие вступительные экзамены необходимо сдавать, чтобы поступить на факультет философии?

Каждое учебное заведение выставляет свои требования к зачислению абитуриентов для их обучения философии, но существует определенный набор дисциплин, знание которых увеличит шансы на поступление.

К таким дисциплинам относятся:

  • обществознание;
  • история;
  • русский и иностранный язык.

Также увеличить шансы на поступление абитуриента может предварительное посещение репетитора по философии.

fb.ru

Философия педагога

Рейтинг
Подробности
Опубликовано 30.03.2012 21:41
Автор: Сычёва Татьяна Валерьевна

Думала: главное – формировать,
Делать, валять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несет,
А оказалось – всего лишь любить.
Только любить! – вот и все.
С.В.Белова

В условиях современного развития общества личностная успешность определяется мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в настоящий момент. Все более востребуется способность к оригинальным решениям, генерации идей.
Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека, способного решать проблемы, человека-творца, исследователя, а не исполнителя. И миссия каждого учителя –  помочь ребенку войти в этот мир,  показать ему как важно и как нужно быть человеком в этом мире, способствовать формированию адекватной картины мира – обеспечить процесс социализации. Как известно понятие «школа» происходит от латинского «shola» — лестница. И на первой ступеньке это длинной лестницы, долгого пути по бесконечности знаний ребенка встречает педагог. И от того, каким он является, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность, возможно, всего жизненного пути. Римляне называли педагогом раба, водившего ребенка в школу и  помогавшего ему справляться с заданиями.  По большому счету мы все приносим себя в жертву своей работе, когда учим преодолевать трудности, возникающие в самом начале творческого пути ребенка, ведь учитель, особенно первый, для ученика и есть школа, школа должна быть в нем, а не вне его.  Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие личности. А для выполнения этой миссии необходимо, чтобы учитель был личностью, чтобы школа была домом радости – как ее понимали древние греки, стремившиеся воспитать гармоничную личность, гражданина своего полиса!  От личности и профессионализма учителя, в конечном счете, зависит прогресс общества и страны!
Учитель — связующая нить между прошлым и будущим. След человека — не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое… Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей.
Почему именно такой жизненный путь выбрала для себя? Часто размышляю над этим вопросом. Наверное, так предначертано судьбой. Еще будучи ребенком, любила играть в школу со своими куклами, соседскими ребятишками, воображала себя в роли учителя. Как давно это было…
На мой выбор стать учителем и формирование педагогической философии большое влияние оказали мои учителя. Я училась легко, с увлечением, всегда старалась быть в центре школьных событий, внимала чуть ли не каждому слову своих любимых учителей. Среди всех школьных предметов сразу выделила для себя русский язык и литературу. Наверное, это Лепина Лариса Викторовна, Ландаева Клавдия Тимофеевна, Калашникова Вера Кирилловна, Чернышова Дина Петровна сыграли в этом не последнюю роль. А после уроков с увлечением играла в школьных спектаклях, сочиняла сценарии вечеров и капустников, писала первые стихи. И делала это с чрезвычайным удовольствием, потому что рядом всегда был любимый классный руководитель – Захарова Татьяна Алексеевна. Мы и сегодня поддерживаем тесную связь, и она всегда радуется моим успехам и достижениям, хотя и говорит, что особо и не удивлена, ведь было всегда очевидно, что другую профессию я и не рассматриваю. Бабушка и мама – врачи, папа – инженер, а я вот пошла совершенно по другому пути. Закончив школу, я успешно сдала вступительные экзамены в Астраханский педагогический институт имени С. М. Кирова и целиком ушла в студенческую жизнь, полную зачётов, лекций, семинаров. Во время первой педагогической практики сильно волновалась. Получится ли у меня, заслужу ли доверие детей, примут ли меня? Эти и многие другие вопросы волновали постоянно. Но ни на минуту и здесь не пожалела о выбранном мною пути.
Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную  цель и пути ее достижения. Обучать и воспитывать необходимо в духе времени. Это значит, что у каждого времени свой дух, своя нравственная основа. Поэтому главная задача учителя – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.
Важно было понять, какой мне быть в своей профессии. И вот начался поиск своего «я» как педагога. Постепенно выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая философия.
Но как отделить педагогическую философию от философии жизни? Ведь перед детьми нельзя притворяться,  они сразу уловят фальшь. Надо быть умным, справедливым, естественным — вот и вся философия.
Первое направление — это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, позволять и помогать ребенку реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Второе направление – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя.
Третье направление — спешить передать свои знания, учить не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
Три основных направления моей философии, надеюсь, как три кита будут поддерживать меня в будущем, потому что учитель – это не профессия, а образ жизни.
Я – учитель русского языка и литературы в очень сложное время. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственно здорового настроения! Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Гуманитарная направленность предполагает наличие интереса к человеческим проблемам, к развитию коммуникативных и художественных умений и навыков. Гуманитарное образование, на мой взгляд, направлено на приобретение личностью специфического опыта – быть человеком, являющегося базовым для всех остальных видов опыта.
Хочу, чтобы мои ученики любили свою культуру, семью, край, историю. Только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим человеком. И что не менее важно, школьный учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.
И сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Педагогическая деятельность каждый день раскрывает передо мной секреты, загадки детских душ, И уже сегодня мои вчерашние выпускники приводят в мою родную гимназию своих детей. А я с радостью и благодарностью слушаю их комплименты в свой адрес и понимаю, что они правы. Работая с детьми, ты и вправду не стареешь, тебе просто некогда стареть, да ты и не можешь этого сделать. Поэтому, как и двадцать лет назад, а может, и чуточку больше, я с удовольствием путешествую с ребятами по городам, участвую вместе с ними в спортивных состязаниях, работаю во время летнего отпуска в детских оздоровительных центрах старшей вожатой, не замечая, что мне уже не двадцать. преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, дарит неповторимую радость общения, мобилизует все душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. За это я благодарна своей судьбе, своей профессии, своим ученикам. Я знаю, что иного выбора у меня все равно не было. Я родилась для того, чтобы быть учителем. За двадцать лет педагогической практики я многому научилась, накопила опыт, выпустила не одно поколение детей.
«Мой класс – это чудесный мир, здесь свои представления о добре и зле, о дружбе и предательстве; это мир, где каждый день происходят важные события и потрясения, великие тайны и удивительные открытия; это мой мир».
Я люблю его, дорожу им, стараюсь для него и одновременно учусь у него.

  • < Назад
  • Вперёд >

teacher2010.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *