2. Задачи акмеологии.
Акмеология как наука решает ряд следующих важных теоретико-практических задач.
1. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости.
Акмеология изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, означающего обычно сформированность у него качества зрелости. Вершина зрелости (акме) – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, родитель, но вместе с тем никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Физическая зрелость человека, его психическая зрелость (сформированность ума, чувств, воли человека), его личностная зрелость (проявляется в его отношениях), его зрелость как субъекта (обнаруживается в способностях) связаны друг с другом самым тесным образом. Но, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований. Время выхода на уровень «акме» человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности очень часто не совпадает, или можно говорить лишь об относительном совпадении. Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, – ступени зрелости.
Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений, навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.
2. Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии.
Решение этой задачи акмеологии заключается в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости. Вместе с тем характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека.
Акмеология прослеживает механизмы и результаты воздействия макро, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.
3. Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его «акме».
Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более сужено, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства.
Постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В стране огромное число людей, которые подвизаются во многих областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова.
Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей. Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем:
— «профессионализм и его основные характеристики»,
— «профессионализм и зрелость человека»,
— «пути предотвращения профессиональной деформации»,
— «пути достижения профессионализма».
Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности.
Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.
Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, – это тоже задача акмеологии.
Далее, если не идти от абстрактных схем, а от жизни, как она есть, то мы не найдем в ней профессионализма «вообще», а будем сталкиваться с профессионализмом людей, проявляемым в конкретных областях деятельности. Если попытаться назвать эти конкретные области деятельности, в которых наряду с общими чертами профессионализма обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то это будут области:
«человек – живая природа»,
«человек – общность»,
«человек – техника и неживая природа»,
«человек – человек»,
«человек – знаковые системы»,
«человек – образы искусства».
Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям, работающим в каждой из этих областей, несхожесть технологий, которые надо использовать, чтобы получить высокий результат, который в каждой деятельности свой, – это все, взятое в совокупности, определяет своеобразие содержания и формы профессионализма в каждой из названных областей.
Без доказательств понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден. И понятно также, что любой Мастер в главной для него деятельности неповторим, неважно, токарь это или конструктор самолетов, швея или военачальник, животновод или работник уголовного розыска. Однако это не исключает того, что продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующие теоретически и практически научно глубоко отработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием молодых людей, значительно облегчат их включение в деятельность, которая станет главной в их жизни, и дадут каждому из них возможность искать алгоритм поведения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля деятельности и высокому профессионализму.
Из сказанного понятна задача, стоящая перед акмеологами: через проведение комплексных разработок предложить стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой.
4. Создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей. Как всем понятно, акмеология, входя в нашу жизнь как научная дисциплина, предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда является организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и социально ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому акмеология является одновременно и учебной дисциплиной. Это означает: чтобы в этом качестве она успешно выполнила свою роль, необходимо, помимо глубокого и всестороннего раскрытия предмета акмеологии и ее значения и места в системе наук об обществе и человеке, освещения закономерностей и механизмов, подлежащих изучению акмеологией, а также теоретического и практического значения акмеологии, о чем речь частично выше уже шла, дидактически и методически проработано предложить вниманию изучающих этот предмет слушателей научные характеристики основных параметров и типологий человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности на ступени зрелости и наиболее распространенные варианты достижения или не достижения человеком вершины в своем развитии на этой ступени. Но одной констатации существа этих фактов будет недостаточно, если далее не будет прослежена убедительно вписанная в различные жизненные контексты «логика наживания» той или иной «картины» зрелости и ее конкретных проявлений, а также не обсуждены эффективные – и социально, и психологически конкретные – пути помощи человеку с целью более оптимального проявления им себя как личности и как труженика-творца на ступени зрелости. И конечно, поскольку здесь все время имеется в виду главным образом взрослый человек, изучая акмеологию, постигая этот предмет, мы должны взять на вооружение результативную в практическом отношении «систему» передачи этому взрослому человеку «технологии» движения его самого к более высокому уровню физического здоровья, гражданственности, нравственности и, разумеется, профессионализма в главной для него деятельности. Столь же важно для акмеологии выявление феноменологии, закономереностей и механизмов развития разных типов общностей и целенаправленное использование этих знаний с целью более успешного решения этими общностями стоящих перед ними задач. Резюме Поскольку акмеология, в отличие от многих других наук, стремится не односторонне, а целостно изучать человека в единстве всех его ипостасей, для нее характерно применение комплексного подхода при осуществлении этого изучения. Изучение формирования и развития человека на ступени взрослости и всех проявлений этого процесса акмеология проводит, выявляя и учитывая особенности формирования и развития его индивидных, личностных и субъектных характеристик на предшествующих взрослости возрастных ступенях. Осуществляя такое сопряжение прошлого и настоящего при раскрытии особенностей взрослого человека и при проецировании их развития в будущее, акмеология устанавливает, какие микроакме предваряли достижение им макроакме и были ли они, а если не были, то почему. При проведении этого изучения для акмеологии представляет особую значимость выяснение предпосылок при прохождении человеком своего жизненного пути, которые благоприятствуют формированию его в будущем в профессионала высокого класса. Для акмеологии при продолжении этой линии научного творчества является принципиально важным теоретическое обоснование и практическое создание технологий, обеспечивающих формирование и развитие профессионализма людей, работающих, в частности, в сфере государственной службы. Столь же значимо для акмеологии и проведение аналогичных разработок в отношении общностей, чтобы они с максимальной продуктивностью решали задачи, под которые они создаются. Для успешного разрешения всех этих сложных проблем акмеология, применяя комплексный подход к изучению целостного человека и разных видов общностей, постоянно совершенствует свой методический инструментарий, пополняя его новыми методиками.
studfiles.net
Объект,предмет,задачи акмеологии. Классификация основных направлений акмеологии.
Акмеология — наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично. что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социо-культурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века. как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда [2] о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна [3. 4], изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.
С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем. Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология. Еще академик Б.Г. Ананьев предвидел, что акмеологии суждено создать научный аппарат, который позволит адекватно отражать проблему эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств.
Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.
2. Проблемы и задачи акмеологии.
Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.
Цель акмеологии — разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала,
формирования психологической готовности решения сложных и многообразных задач в условиях реформирования общества в целом и отдельных его сфер.
Задачи акмеологии :
1. Актуализация личностно-профессионального роста человека.
2. Теоретическое и практическое обоснование комплекса средств, позволяющих обеспечить эффективную реализацию профессионального роста личности
3. Разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма.
В учебнике Г.И. Хозяинова, Н.в. Кузьминой и Л.Е. Варфоломеевой к основным относятся 7 задач:
1. Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека на определенном этапе взросления и жизни.
2. Научное изучение феномена «Акме», когда происходит выявление сходства и различий у разных людей.
3. Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, достижениема уровня профессионального мастерства.
4. Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями.
5. Прведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма, вплоть до «акме».
6. Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах.
7. Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.
Объект и предмет изучения акмеологии.
Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии. — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии- объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
Классификация основных направлений акмеологии.
Акмеология
Акмеология (от греческого akmē — вершина) — наука, изучающая закономерности достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности, исследующая творческие потенциалы и жизненную самореализацию человека, факторы, пути и способы достижения человеком социального успеха и профессионального мастерства.
Акмеология, несмотря на научные предпосылки, уходящие своими корнями в Древнюю Грецию второго столетия нашей эры, наука достаточно новая, находящаяся в стадии активного становления. Особую актуальность она приобретает в последние десятилетия, когда все более важным становится поиск новых возможностей и ресурсов для успешной личностной и производственной реализации. Ибо именно акмеология изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества – важнейшие ресурсы совершенствования человека.
Понятие «акме»
Представления о развитии человека начали складываться еще в начале культурного развития человечества. Тогда предполагалось, что в развитии индивида есть некая высшая ступень его совершенствования. В 144 г. н.э. именно эту вершину развития как кульминацию деятельности представитель Александрийской школы Апполодор назвал «акме». При этом стоит отметить, что под «акме» подразумевалось именно само состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности, так называемый «звездный час», а не процесс движения к этому состоянию.
Акмеология – наука о совершенствовании
«наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально-значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке». (Кузьмина Н. В.)
«наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии». (А. А. Деркач, А. А. Бодалев)
«новая область научных знаний в системе наук о человека, исследует фундаментальные закономерности созидания и самосозидания в человека продуктивного профессионала». (Н. В. Кузьмина)
«наука о достижении вершин в любом виде профессиональной и социальной деятельности». (А. Л. Вассоевич)
«наука, сформировавшаяся, как новая междисциплинарная область знаний, исследует закономерности моделирования вершин индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, связанной с решением профессиональных задач». (М. В. Бестаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Мошников)
«новая область научных знаний в системе наук о человеке. Предметом ее исследований являются закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и непрофессиональной». (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)
Классификация основных направлений акмеологии:
Акмеология как наука делится на три составляющие: классическую, фундаментальную и прикладную (отраслевую) акмеологии.
У истоков классической акмеологии, которая представляет собой один из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией, стояли Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников и А.В. Птеровский. Предметом классической акмеологии является психика зрелого человека.
Фундаментальная акмеология рассматривает человека как целостную систему, ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности на протяжении жизни и профессиональной биографии. Она является своеобразным продолжением психологии и кардинально от нее отличается только тем, что центральным понятием психологии является «отражение», а акмеологии – «созидание» как ведущее проявление зрелого человека.
Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная, педагогическая и др.
Психология или акмеология?
В 1928 г. Н. А. Рыбников вводя в научный оборот понятие «акмеология», обозначил им раздел возрастной психологии – психологию зрелости или взрослости. Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим в психологии и акмеологии. Однако начало акмеологической зрелости связано с развитием у человека способности становиться ответственным и принимать самостоятельные решения, приводящие к созидательной деятельности и создания акмецелевых программ самореализации творческих потенциалов, таких как:
выбрать профессию на основе самосознания творческих потенциалов, включающих и физические возможности;
выбрать учебное заведение, в котором можно приобрести профессию, благодаря которой можно служить обществу;
выбрать индивидуальную систему деятельности, связанную с осознанием перспектив и возможностей самореализации творческих потенциалов в созидательной деятельности.
Творчество и созидание – основные понятия акмеологии
Объектом акмеологии является человек зрелый и созидающий (созидательной является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющим социально значимую ценность), способный воплощать искомый результат в продукте деятельности. В этом главное отличие акмеологии от психологии.
При этом основополагающей категорией акмеологии в отличие от любой другой науки о человеке является творчество. И именно оно определяет ключевые для акмеологии психологические понятия, такие как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, сознание, личность, индивидуальность и т.д. Соответственно, доминирующей проблематикой в акмеологии является развитие творческих способностей человека.
Кроме того, акмеология имеет многосторонние связи с другими науками, искусством, культурой в целом, как для самосовершенствования, т. е. уточнения, углубления, осознания граней собственного предмета и его закономерностей, так и для лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятельности в любой сфере.
cyberpedia.su
Предмет и задачи акмеологии — МегаЛекции
А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева
АКМЕОЛОГИЯ
«Акмеология»
Учебное пособие
Кемерово 2006
УДК 159.922(075.8)
ББК Ю937.4я73
П60
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Кемеровского государственного университета
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Л. Н. Антилогова,
кандидат психологических наук, доцент Т. В. Скрицкая
Портнова, А. Г. Холодцева, Е. Л.
П60 Акмеология: Учебное пособие /ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 80 с.
ISBN 978-5-8353-0599-5
Учебное пособие дополняет и развивает темы курсов «Психология развития, возрастная психология», «Акмеология». В нем представлены современные позиции на теоретические и методологические проблемы изучения акмеологических феноменов взрослости, предлагаются модели систематизации результатов исследования феноменов АКМЕ в индивидном, личностном, профессиональном и социальном аспектах, дается анализ взаимосвязи образа жизни человека и его физического, психического, психологического и социального здоровья.
Учебное пособие предназначено для студентов 2-3 курсов психологических факультетов как дневной, так и заочной форм обучения, для специалистов социальной сферы, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, социальных работников, практических психологов, всех, интересующихся вопросами развития личности, творческой реализации в профессиональной и личной сферах.
ISBN 978-5-8353-0599-5 | ББК Ю937.4я73 ©Портнова, А. Г., Холодцева, Е. Л., 2006 ©ГОУ ВПО «Кемеровский госу-дарственный университет, 2006 |
Предисловие
В последние годы в нашей стране существенно расширились масштабы психологического образования и одновременно изменились приоритеты в его содержании и направленности. В первую очередь, возрос удельный вес практико-ориентированной подготовки. Но, к сожалению, при этом противопоставление теоретической, фундаментальной и прикладной подготовки нередко имело под собой ложные основания. В частности, практико-ориентированная подготовка в ряде случаев сопровождалась намерениями обучающихся овладеть технологиями манипулирования чужим сознанием, поведением. Сами подобного рода технологии рассматривались в качестве инструментов, внешних по отношению к сознанию тех, кто ими пользуется. Упускалось из виду то принципиальное обстоятельство, что гуманистический потенциал психологического знания реализуется лишь тогда, когда оно изменяет сознание своего носителя, формирует Я-концепцию, перестраивает Я-образ, направляя его возможности на более целостное восприятие других людей и самого себя во взаимоотношениях с ними. Следовательно, психологическое образование лишь в той мере решает задачи подготовки специалиста к практической деятельности, в какой оно основывается на глубоком осмыслении и освоении им современной психологической теории.
В настоящее время актуально научное обоснование оптимума развития различных функций, выявление актуальных и потенциальных возможностей человека, научное прогнозирование развития с точки зрения интегрального подхода.
Интегральный подход в психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз развития психических характеристик человека в единый жизненный цикл с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, где объектом изучения являются отдельные фазы жизни человека, а также и других наук о человеке социального и биологического циклов, где рассматриваются возрастные аспекты, проблемы генеза и развития, таких как возрастная физиология, медицина, и др.
В данном учебном пособии представлены современные взгляды на теоретические и методологические проблемы изучения акмеологических феноменов взрослости, предлагаются основания систематизации результатов исследования феноменов АКМЕ в индивидном, личностном, профессиональном и социальном аспектах, дается анализ взаимосвязи образа жизни человека и его физического, психического, психологического и социального здоровья.
Учебное пособие включает в себя предисловие, три содержательных раздела, заключение, список литературы, краткий тезаурус, приложения с творческим заданием и практическими занятиями.
Первый раздел посвящен знакомству с понятиями, предметом, со структурой науки, соотношению акмеологии и психологии. Второй раздел содержит феноменологическое описание АКМЕ. Особо ценным, на наш взгляд, является системное рассмотрение критериев зрелости и их связи с качествами здоровой личности и ее творческой самореализацией. Последний раздел логично завершает рассмотрение проблемы достижения личностного АКМЕ в профессиональной и социальной сферах (в процессуальном и результативном аспектах).
Авторами учебного пособия в качестве предмета изложения избран особый аспект психологического образования: пропедевтические, моделирующие, профилактико-терапевтические возможности акмеологического знания. Вывод об их наличии основывается на многолетнем опыте преподавания акмеологии авторами пособия, которые благодарны своим студентам, постоянно свидетельствовавшим о такого рода эффектах.
Учебное пособие позволит создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по акмеологии не только в рамках курса, но и самостоятельно организуя свое образование; выработать способность ориентироваться в условиях развития науки с целью определения собственной позиции, отношения к акмеологической проблематике; способствовать процессу профессионального самоопределения будущих психологов; актуализировать процесс личностной рефлексии студента.
Раздел 1. Введение в акмеологию
Предмет и задачи акмеологии
Акмеология — новая научная дисциплина, в центре внимания которой находится взрослый человек, динамика его развития как индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальности [10].
Это научное направление акцентирует внимание на том, что период взрослости — в плане психического развития — отличается не меньшим динамизмом, чем предшествующие ему периоды детства, подросткового и юношеского возраста.
Зарождение и развитие акмеологии как области современного человекознания связано с именем выдающегося отечественного психолога академика Б. Г. Ананьева. Именно под его руководством были начаты комплексные исследования развития человека в период взрослости, именно в его работах акмеология была названа в общей структуре наук о человеке.
Современные исследования по акмеологии можно сгруппировать по следующим основным направлениям: акмеология индивида, акмеология личности, акмеология субъекта деятельности, акмеология индивидуальности. Не все из этих направлений равнозначны с точки зрения глубины их разработанности и разносторонности изученности.
По мнению А. А. Реана, наибольшие достижения имеются в области акмеологии индивида, в области изучения сенсомоторной организации взрослого человека, в направлении исследований динамики развития психических функций в период взрослости. Значительный вклад в развитие этого направления внесли исследования Б. Г. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степановой, Н. А. Грищенко-Розе, Л. А. Головей и др. Большие работы проведены, особенно в последние годы, в области акмеологии субъекта деятельности. В центре внимания здесь оказались проблемы профессионализма деятельности, вопросы достижения человеком вершин профессионального мастерства. Развитие данного направления акмеологии в первую очередь связано с исследованиями А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Г. И. Марасанова, А. К. Марковой, А. А. Реана, А. П. Ситникова и др. Чрезвычайно перспективными, но пока менее разработанными направлениями являются акмеология личности и акмеология индивидуальности.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Задачи акмеологии как теоретической и практической области науки — МегаЛекции
Целостное видение конкретного человека во всех его измерениях и взаимосвязях требует создания методологии, адекватной многоплановости и многомерности человеческой жизни.
Последователи и ученики акмеологической школы Б.Г.Ананьева в последние годы разработали и успешно применяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера — профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В них неизменно в центре акмеологического исследования оказывается целостный социальный субъект индивидуального или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений.
Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека — процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения их друг с другом.
Акмеологический подход кроме того предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.
Учет всего отмеченного круга вопросов дает возможность более четко определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собственного опыта и социальных ценностей и Его «АКМЕ».
Степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или «неисправимый ловелас» и пр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.
Задача акмеологии состоит в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности. Желаемый их уровень во всех отношениях способствует успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости. И напротив, их дефицит определяет многие жизненные проблемы. Здесь, безусловно, сказывается обусловленность формирования макрохарактеристик человека социальными, природно-климатическими и другими общими и частными обстоятельствами его жизни.
Таким образом, вырисовывается ключевая группа задач, которые призвана решать акмеология: это научное освещение феномена «акме», объективирование в ней общего и самобытного у разных людей; прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики «акме». Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное «акме» действительно состоялось.
Акмеология берет на себя ответственность опровергнуть утвердившийся «бессубъектный» подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений — понимания субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека, как целостной системы) и понимания сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий. Не требует доказательства, что порожденная социальными, техническими, природными условиями ситуация вызывает огромные противоречия в самом субъекте и его жизненной стратегии.
Проблемы акмеологии в связи с этим как интегративной науки и практики связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности, которое видит его складывающимся из природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных условии, с другой, и способов их организации — с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более оптимального способа организации с учетом той реальности, отправляясь от которой любой человек может двигаться к идеалу, пользуясь при этом акмеологическими средствами. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, саморганизация времени жизн.
Актуальна разработка акмеологией круга проблем: «профессионализм и его основные характеристики»; «профессионализм и здоровье человека»; «условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности»; «пути предотвращения профессиональной деформации» и др.
Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в конкретной области деятельности, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопряжен с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.
Требуемая профессиональная компетентность достигается на вполне определенно сформированной профессиональной позиции. Именно в такой позиции выражается отношение человека к делу и уровню своей активности по задействованию собственного творческого потенциала. Принципиально новый уровень профессионализма при выработке твердой профессиональной позиции достигается при выработке такой характеристики, как акмеологические инварианты. Они дают возможность человеку изыскать те его внутренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Именно акмеологические инварианты побуждают и движут человека к профессионализму экстра- класса.
В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изучении труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности является поиск общих моментов, которые их объединяют и раскрытие содержания явления высокого профессионализма, и выработка соответствующих понятий.
Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессиональной компетентности, высокий уровень которой становится доступным человеку, как правило, на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру. Из всего изложенного вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии: анализ зависимостей между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Вполне ясно, что профессионализма «вообще» нет, есть лишь его проявления через конкретных людей и конкретные области деятельности.
Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям в их многоплановом труде, несхожесть применяемых «технологий», для получения высокого результата, — все это вместе взятое определяет своеобразие содержания и формы профессионализма.
Очередная задача для акмеологии: через проведение комплексных разработок предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психогенетических, психофизиологических, психогигиенических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Анализ соотношения получаемых данных и сведение их конструктивных элементов в целостные системы и модели также осуществляет акмеологии.
С точки зрения уровня профессионализма может и должны оцениваться не только тот или иной человек, работающий в конкретной области труда, но и групповые социальные субъекты (профессиональные коллективы), отличающиеся друг от друга по своему предназначению, организационному построению и характеру деятельности
Акмеологические методы или технологии обеспечивают такие общепринятые виды деятельности, как диагностика, коррекция, развитие. Причем, собственно акмеологические технологии нацелены на создание психолого-педагогической инфраструктуры для экологически-комплексного культивирования рефлексно-творческих способностей, обеспечивающих саморазвитие профессионального мастерства.
При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации.
Профессиональный аспектсвязан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспектопределяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект(связанный с самосознанием личности как развивающегося «я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов как в ситуации решения профессионально-творческих задач (И.Н.Семенов, 1993, 1994), так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии (И.Н.Семенов, 1993) с учетом структурных аспектов акмеологаческого подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии — Мегаобучалка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ИСОиП (филиал) ДГТУ)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой «ПиП»
Захарченко Н.А.
_____________
(подпись)
«___» __________ 2015 г.
На правах рукописи
АКМЕОЛОГИЯ
Конспект лекций
для студентов 1 курса всех форм обучения
и направлений подготовки магистратуры
Составитель: к.психол.н., доцент Ситдикова С.Н.
Рассмотрен и рекомендован
для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Психология и педагогика».
Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
ШАХТЫ 2015
Лекция 1. Определение акмеологии как науки, её предмет и задачи.
Место акмеологии в системе наук.
1. Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии.
2. Задачи акмеологии.
3. Понятийный аппарат акмеологии.
4. Место акмеологиии в системе наук.
Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии.
Акмеология (от греч. акmе – высшая степень чего – либо) – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения. Понятие «акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись.
Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.
Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня АКМЕ. Термин «акме» используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об «акме», имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком. Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда. И наконец, есть исследователи, например, сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин «акме» включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами. Движение взрослого человека к своему акме или оптимуму, идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуравнево, как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека.
К настоящему времени, помимо общей акмеологии стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др., решающие задачи профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности.
Таким образом, предмет акмеологии центрируется на закономерностях и механизмах развития и саморазвития человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости и особенно на достижении им вершины в своем физическом здоровье, в проявлениях в поступках своего духовного и гражданского потенциала и в деяниях в качестве профессионала.
В последние годы все сильнее утверждается в научных кругах более широкая трактовка содержания предмета акмеологии. В него стали включать малые и большие общности людей, например, управленческие команды, спортивные коллективы, производственные объединения, политические партии, этносы, государство и др. Акмеология ищет и анализирует закономерности и механизмы их развития и саморазвития, результатом действия которых оказывается достижение ими акме.
Итак, возникнув и интенсивно развиваясь, наука акмеология всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.
Одновременно столь же последовательно и целенаправленно акмеология прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей, и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции. Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая вышеназванные задачи, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса.
Задачи акмеологии.
Акмеология как наука решает ряд следующих важных теоретико-практических задач.
megaobuchalka.ru
Развитие акмеологии
Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В. Кузьминой).
Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии.
Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему. Её предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.
Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, акмеология образования, педагогическая и другие.
Под руководством Н.В. Кузьминой сложилась школа, которая исследовала фундаментальную проблему: развитие способностей человека и их влияние на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности.
Акмеология начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-е годы ХХ столетия. Основными предпосылками послужили работы Н.А. Рыбникова и Б.Г. Ананьева, сущность которых заключалась в формировании комплексного подхода к изучению человека, а также тех этапов его жизненного пути, которые являлись максимально эффективными с точки зрения самореализации и результатов деятельности человека. Термин «Акме» в переводе с древнегреческого буквально означает «вершина», «пик» в развитии чего-либо. Применительно к изучению человека «акме» стало обозначать тот период жизни человека, когда он находится на вершине своего профессионального и личностного развития. А.А. Деркач, являющийся одним из основателей акмеологии как самостоятельной научной дисциплины, указывает, что основной задачей акмеологии является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида, личности и субъекта деятельности, и достижение им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня1.
По мнению А.А. Деркача, “сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый”. Говоря о задачах акмеологии как теоретико-практической области знания, необходимо указать, что акмеология, прослеживая механизмы и результаты воздействий на человека (как внутриличностных, так и средовых), ставит и решает задачи разработки такой организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях проявить себя на ступенях зрелости2.
Е.В. Селезнева говорит о том, в настоящее время акмеология развивается как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью.
В работах некоторых авторов предмет акмеологии расширяется от конкретного человека до различных социальных групп (управленческой команды, народа, энтоса и т.д.), где также фиксируются этапы «акме» в их развитии (Е.А. Яблокова, А.П. Федоркина, Ю.В. Синягин, В.Н. Маркин). Кроме того, различные авторы (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский) рассматривают с позиций акмеологии не только возрастной этап в развитии человека, но и достижение человеком вершин в отдельных видах деятельности (прежде всего, в профессиональной) или сферах жизни (общественной, семейной, духовной и др.). Таким образом, можно говорить о том, что человек накапливает потенциал в различных сферах своей жизни и, соответственно, имеет множество потенциальных возможностей собственного развития и совершенствования в различных направлениях. “Достигая «акме» в одной своей ипостаси, человек может достичь «акме» и в другой”. При этом человек переходит в новое качество, его потенциалы и возможности меняются, однако сама способность достигать «акме» остается. Это утверждение подтверждает идею К. Маркса о том, что человек есть существо не завершенное и стремящееся к постоянному процессу достраивания самого себя. В свою очередь, К.Д. Вентцель, говорит о том, что человек развивается благодаря прирожденному стремлению к своей целостности, непротиворечивости, путем раскрытия генетически обусловленных сил.
Согласно системному подходу к акмеологии, человек рассматривается как онтологически неоднородная неравновесная открытая система, развивающаяся как единое целое и непрерывно стремящееся к оптимальному уровню функционирования. Таким образом, целостность личности с позиций акмеологии обеспечивается согласованностью описанных выше основных составляющих личностной структуры, предложенных С.Л. Рубинштейном. Проблема достижения целостности личности является в настоящее время объектом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. В частности, данная проблематика является актуальной для исследователей, занимающихся вопросами изучения психологии профессиональной деятельности субъекта.
Выделяют следующие компоненты акмелогической культуры личности: ментальный, ценностный, креативный.
Содержание ментального компонента составляют акмеологическая ментальность и акмеологический менталитет. Акмеологическая ментальность – это то общее, что характеризует людей, организованных на постоянное саморазвитие, то есть ментальная среда, сформировавшаяся в результате субъект-субъектных обменов ментальностями.
Таким образом, можно говорить, что акмеологическая ментальность и акмеологический менталитет:
это фундаментальный, глубинный слой сознания, который определяет и рефлексивные акты, и осознанное поведение человека, ориентированного на саморазвитие;
выступают как духовные и интеллектуальные возможности самоосуществляющегося человека;
противоречивы по своей природе: это гибкие, вариативные психические процессы, состояния и формы духовной деятельности, миропостижения и веры, а одновременно инвариантные компоненты, слои и структуры.
Содержание ценностного компонента акмеологической культуры составляют высшие личностные идеалы и ценности, а также ценностные ориентации.
Формирование ценностного компонента акмеологической культуры начинается с формирования высших личностных идеалов3.
studfiles.net
Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи
Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Среди акмеологов существуют две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания. Согласно первой точке зрениях таких этапов было три:
♦ имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;
♦ эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах;
+ рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.
Согласно второй точке зрения, акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:
♦ латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической проблематики;
♦ номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;
♦ инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования;
♦ институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.
Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором подходах, являются близкими, поэтому мы не станем отдавать предпочтение ни одному из них, т. к. они верно отражают сущность процессов формирования, становления и развития акмеологии.
В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осуществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.
Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельности имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодал ев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа».
Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распространенным стало мнение о том, что акмеология – это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.
Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуальности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением личностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:
♦ мировоззренческие позиции;
♦ дать описание соответствующих личностных стандартов и эталонов развития.
Естественно, что это неизбежно приведет к идеологизации акмеологии как науки со всеми вытекающими последствиями, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом. В период господства «всепобеждающего марксистско-ленинского учения» такое положение, как ни странно, позволило бы четко и непротиворечиво определить мировоззренческую направленность акмеологии (эталоном АКМЕ были бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ). Сейчас сделать это чрезвычайно сложно, т. к. отсутствуют общепринятые идеологические эталоны и неясны перспективы их создания. Выходом из создавшейся ситуации могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Тогда акмеология, скорее всего, разделилась бы на христианскую, буддистскую, исламскую и другие виды, ориентированные конфессионально, и потеряла бы свой статус объективной и интегра-тивной науки, хотя именно такое разделение дало бы необходимый импульс исследований личностного аспекта АКМЕ. Обобщение таких исследований позволило бы выйти на интегральные аксиологические ориентиры. Однако такой подход в настоящее время считается дискуссионным.
В ситуации «идеологического плюрализма» некоторые направления акмеологии просто не могут плодотворно развиваться без соответствующих базисных философских, исторических и культурологических исследований. Но и эти науки, освобождаясь от догм сугубо материалистического понимания причинно-следственных связей в анализе явлений, сами находятся в переходном состоянии. Опора же на зарубежные исследования показывает их недостаточную теоретико-методологическую глубину, необходимую для решения акмеологических проблем, оторванность от наших культурно-исторических традиций. Поэтому-то акмеология и развивается гетерохронно, преимущественно преуспев в разработке акмеологических проблем прогрессивного развития человека как субъекта труда.
В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характерный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретико-методологические основы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеология – это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощенное понимание, значительно сужающее предметные и объектные поля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда. Данное мнение возникло не случайно, и оно в целом правильно отражает состояние данной науки на сегодняшний день, в котором отчетливо доминируют исследования профессионализма. К тому же это вызвано не только потребностями практики, но и известным идейным кризисом гуманитарных наук. Сейчас необходимо, разрабатывая акмеологические проблемы, решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с «ересью профессионализма» в акмеологии будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности. К тому же это может расколоть акмеологов, отвлечь их от решения актуальных научных и практических проблем, что станет пагубным для акмеологии.
Насколько такое «однобокое развитие» вредит акмеологии? Как отмечалось, в этом случае серьезно сужается ее объектное и предметное поля, а также круг проблем и научных задач. Думается, вред все же небольшой, потому что в силу комплексности и системности научных исследований субъект труда в акмеологии обязательно будет изучаться еще и как личность, индивид и индивидуальность, хотя на первых порах и ограниченно. К тому же такое «однобокое развитие», как ни странным это может показаться, помогает акмеологии. Оснований для такого утверждения несколько.
Во-первых, получаемые научно-практические результаты отличаются практической значимостью, ясностью и доступностью, что способствует утверждению акмеологии как науки, укреплению ее позиций.
Во-вторых, углубление исследовании, расширение ее объектного поля, как это случалось не раз в науке, приводит к тесной интеграции с другими направлениями и дисциплинами, в нашем случае, следовательно, движению к первоначальным идеям АКМЕ.
Примером может служить развитие инженерной психологии: на первых этапах объектами исследований были только средства индикации и органы управления, их «сопряжение» с возможностями человека, управляющего техникой Потом стали активно изучать влияние функциональных состояний человека-оператора на эффективность и надежность деятельности и функционирование системы «человек – машина». Тогда и установились у инженерной психологии самые тесные связи с психофизиологией. На следующем этапе, когда начали изучать индивидуальные стили деятельности, решать задачи профессионального отбора, формирования высокой мотивации деятельности возникла острая потребность в «кооперировании» с психологией личности. Изучение работы групп операторов, управляющих сложной техникой, определило необходимость научных связей с социальной психологией. Таким образом инженерная психология все ближе приближалась к своему широкому предметному полю.
Таким образом получается, что интенсивно развивающееся одно направление науки как бы подтягивает к себе другие, при этом происходит очевидное ее предметное и проблемное обогащение, расширение пространства ведения
В-третьих, прогрессивное развитие человека не происходит по одной «узкой колее», ведь трудно стать настоящим профессионалом своего дела, развиваясь исключительно как субъект труда. Практика свидетельствует, что чем выше уровень профессионализма, тем больше в нем индивидуального и личностного Специалисты в области психологии творчества утверждают, что настоящее дарование проявляется во множестве выраженных сложных способностей, личностных и характерологических особенностях, влияющих на особенности деятельности и ее продуктивность Это справедливо и для акмеологического понимания профессионализма.
Отмеченное гетерохронное развитие акмеологни в настоящее время для нее все же имеет больше плюсов, чем минусов.
Нынешнее состояние акмеологии отразилось и на сущностных характеристиках ее базисных основ и категорий. Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили определить и описать цель, предмет, объект и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.
Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.
Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.
Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе – это прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.
Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности, соответственно разные исследовательские сферы и практики.
В наше время предмет акмеологии, очерченный в свое время Б. Г. Ананьевым, стал более широким, и эта тенденция продолжается. Предпринимаются попытки расширить и объектное поле акмеологии.
Это естественно, ведь проведенные акмеологические исследования и акмеологическая практика наглядно доказали, что современная ак-меология не может сводиться только к онтопсихологическому аспекту. Поэтому данные определения предмета и объекта науки отражают определенную ступень ее становления в данном временном периоде. В содержательном отношении они более узкие, если исходить из сущности акмеологии как науки о прогрессивном развитии зрелой личности. По мере накопления акмеологического знания, расширения объектного поля, обобщения полученных эмпирических фактов, развития теоретико-методологических основ акмеологии научное содержание объекта и предмета акмеологии будет уточняться и, безусловно, приближаться к тому, что было изначально заложено в акмео-логических идеях. Развитие же самой предметной сферы акмеологии будет осуществляться с учетом усиления влияния ее аспектов: онтологического, гносеологичексого, социологического, культурологического, аксиологического, этического, религиозного, бытового и других На это будут направлены теоретические исследования акмеологов.
Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах, актуальных именно на нынешнем этапе ее развития как науки. Отметим их.
Первая группа задач связана с научным освещением феноменологии АКМЕ, дальнейшей разработкой теоретико-методологических основ акмеологии, описанием ее статуса, места в системе наук, определением и описанием количественно-качественных характеристик АКМЕ. Последнее позволит процесс его достижения сделать более целенаправленным.
Вторая группа задач направлена на изучение общих и частных закономерностей достижения АКМЕ, определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидам, личностям и субъектам деятельности. В то же время выделение общего должно обязательно сопровождаться анализом особенного, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности, и единичного, присущего отдельному индивиду.
Третья группа задач направлена на выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к АКМЕ и достижению вершин в развитии. Здесь особое внимание следует уделять поиску и систематизации субъективных факторов, анализу роли семейного воспитания, образования, личностных и профессиональных стандартов и эталонов, отношению к профессионалам и профессионализму и пр.
Четвертая группа задач связана с разработкой собственно акмео-логических методов исследования и развития личности. Любая наука по-настоящему приобретает самостоятельный статус, когда у нее имеется свой собственный исследовательский и методический аппарат. Акмеология не является исключением. В начале ее становления акмео-логические задачи решались с помощью общенаучных и психологических методов, но скоро наступило время, когда актуализировалась задача разработки собственных методов. Работа в этом направлении продолжается, и уже есть обнадеживающие результаты.
Пятая группа задач ориентирована на разработку акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных классов профессиональной деятельности. Разумеется, потребовалось теоретическое обоснование самой категории «акмеологическая модель». Создание акмеологических моделей позволит описать целостные и структурированные стандарты профессионализма, являющиеся важным ориентиром для личностно-профессионального развития, оптимизировать этот процесс.
Шестая группа задач направлена на создание собственно акмеоло-гических технологий прогрессивного развития личности и в первую очередь профессионализма.
Седьмая группа ориентирована на конкретные прикладные акмео-логические исследования, что, в свою очередь, закрепит естественные тенденции к дифференциации науки, становлению ее научных направлений.
Развитие акмеологии как науки, утверждение ее в системе челове-кознания требуют решения и методологических задач, решение которых необходимо для создания теоретических оснований фундаментальных и прикладных акмеологических исследований. В настоящее время наиболее актуальными для акмеологии являются следующие методологические задачи:
♦ дифференциация предмета акмеологии от предметов смежных наук;
♦ систематизация специфических понятий и раскрытие их акмео-логического смысла и содержания;
♦ соотнесение в акмеологических исследованиях индивидуального подхода с типизацией, типологизацией, факторизацией в анализе стратегий и методов;
♦ внутренняя интеграция общей и специальных областей акмеологии;
♦ разработка фундаментальных проблем «нашего времени» в контексте решения акмеологических задач.
По мере накопления акмеологического знания цель, предмет, объект и главные научные и методологические задачи акмеологии будут уточняться, и, скорее всего, следует ожидать расширения объектного и предметного пространства акмеологии, спектра актуальных научных и практических задач. Это соответствует общей логике развития акмеологии как науки.
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется гетерохронность развития акмеологии?
2. Каковы цель, предмет и объект акмеологии на нынешнем этапе ее развития?
3. В чем отличие узкого и широкого понимания предмета акмеологии?
4. Каковы основные научные задачи акмеологии?
5. Назовите методологические задачи акмеологии, раскройте их содержание.
6. Проанализируйте развитие акмеологии и сравните этот процесс с развитием других наук.
megaobuchalka.ru