Задачи психолингвистики: Предмет, объект и задачи психолингвистики — Студопедия

Предмет, объект и задачи психолингвистики — Студопедия

Поделись  

Психолингвистикаэто отрасль психологии, изучающая то, как человек осваивает язык и пользуется им в речи.

Термин «психолингвистика» отражает стремление науки к интеграции, подчёркивает комплексность этой дисциплины и состоит из двух частей: психо- (по-гречески psyhe — душа) и лингвистика (от лат. lingua — язык).

В этом определении отмечается, что у психолингвистики три предметные области:

· производство речи в речевом акте;

· восприятие речи в индивидуальном речевом акте;

· формирование речи в процессе становления личности ребёнка;

Психолингвистика изучает не высказывание или текст как продукты процесса речеобразования, а сами эти процессы, т.е. психологические аспекты знаковой системы, жизни знака – слова, фразы, сверхфразного единства, текста как психолингвистических феноменов.

Таким образом, предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, содной стороны, и языком, как главной составляющей образа мира человека – с другой.

Процессы речи соотносятся и с психикой человека, и с системой языка. Закономерность динамической организации речеобразования и речевосприятия представлены в психолингвистике как частные случаи общепсихологических, а язык как знаковая система, рассматриваются как элемент мышления, непосредственная действительность мысли, «единство общения и обобщения».

Психолингвистика опирается на теоретические положения Л.С. Выготского и его школы, в первую очередь А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, в которых развитие высших психических функций рассматривается как процесс создания психологических систем с межфункциональными связями и структурами, ответственных за определенный психический процесс и формирующийся из внешней деятельности, из общения людей, «врастая извне внутрь». Высшие психические функции опосредованы «психологическими орудиями» — знаками. Речевая деятельность рассматривается при этом как сложное системное образование, имеющее социальную природу, и опосредованное языковыми знаками.

Данный предмет рассчитан на имеющийся достаточный запас знаний студентов из области общей психологии и языкознания, и является теоретическим фундаментом, на котором должны строиться методические дисциплины. В связи с этим все темы сознательно построены в расчете, прежде всего на педагогическое использование.

Основной задачей курса является изучение психических процессов, составляющих психологический механизм различных актов речевой деятельности, детальный анализ которых осуществляется под углом зрения общепсихологической теории деятельности. Достижение поставленной задачи будет способствовать:

· воспитанию у студентов навыка психологического мышления, рассматривающего речевые процессы в контексте представлений о целостном системном строении психической деятельности человека, когда познавательные, волевые, мотивационные и другие компоненты и явления прослеживаются в неразрывном единстве;

· осуществлению межпредметных связей между курсом психолингвистики и курсами общей психологии, психопатологии, языкознания и методическими дисциплинами;

· развитию умений самостоятельного диагностического изучения речевой деятельности детей и взрослых;

· проведению системного анализа онтогенеза речевой деятельности, ее психологических механизмов.

В процессе преподавания данного курса уделяется большое внимание проблемам соотношения нормы и патологии, создаётся интенция на перенос полученных в современных психолингвистических исследованиях знаний в будущую профессиональную деятельность студентов, задачей которой является формирование речи в условиях дизонтогенеза. Эти факторы способствуют формированию основного умения — определять патогенетический механизм нарушения языковой способности и языковой активности детей с учётом психолингвистической концепции анализа процессов речевосприятия и речепроизводства.

Психолингвистика имеет прикладные аспекты, её материалы используются в обучении языкам, в развитии речи ребенка, в исправлении нарушений речи, в практических системах отношений человека в мире, в областях культуры и искусства, в риторике, в решении проблем электронной техники и т.д.



Список курсов Волошиной О.А., весенний семестр 2017/2018

Спецкурс «Междисциплинарные проблемы языкознания»

Предлагаемый курс чрезвычайно обширен, так как включает самые разнообразные темы, ведь современная лингвистика развивает связана с самыми разными гуманитарными и естественными науками: психологией и семиотикой, историей и философией, географией и социологией, биологией и математикой, педагогикой и медициной и т.

п. Поэтому подробно осветить (и даже просто перечислить) новые междисциплинарные направления, сформулировать их цели и задачи, методы и результаты в рамках семестрового курса не представляется возможным. В силу этого предлагаемый авторский курс содержит наиболее значимые и перспективные (с точки зрения автора курса) направления междисциплинарных лингвистических исследований, которым уделяется в курсе больше внимания: лингвистика и семиотика (подробно рассматривается устройство языка глухонемых и методика обучения языку слепоглухонемых детей, психолингвистика, онтолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика и др.). На наш взгляд большую ценность представляет не просто перечисление и краткое описание междисциплинарных направлений в лингвистике, а подробный разбор методики и результатов некоторых выбранных направлений. В целях расширения заявленной тематики отдельных занятий курса слушателям предлагается на выбор несколько возможных тем для обсуждения на коллоквиумах, причем предлагаемые темы не дублируют основную программу курса, а расширяют ее.

Важной задачей курса является расширение лингвистического кругозора учащихся, умение ориентироваться в разнообразных направлениях современной науки о языке, формирование навыка постановки новых задач собственного научного исследования.

Дисциплина занимает важное место в программе подготовки специалиста в области языкознания, так как является теоретическим лингвистическим курсом, в рамках которого определяются междисциплинарные связи современной науки о языке, вводятся основные понятия и термины, формулируются цели и задачи дисциплин антропоцентрического цикла.

Ознакомиться с программой курса можно на сайте www.stephanos.ru. Стефанос. № 5 (25). 2017. С.284-196.

 

Спецсеминар «Основы написания научной работы»

В рамках работы спецсеминара учащиеся приобретают навык написания научных работ, создают собственные тексты – курсовые и дипломные работы на избранные темы в сфере научных интересов преподавателя.

КПВ «Основы психолингвистики»

Предлагаемый курс посвящен включает рассмотрение основных тем, составляющих круг интересов современной психолингвистики.

В рамках курса предлагается освещение следующих тем:

  • Психолингвистика как наука о речевой деятельности. Основные задачи и методы психолингвистики. Метод лингвистического эксперимента в психолингвистике.

  • Речь и мышление. Понятие речемыслительной деятельности.

  • Процесс порождения и восприятия речи в норме и патологии. Основные задачи и достижения нейролингвистики.

  • Слово в контексте психолингвистики. Семантический и формальный принцип организации лексикона в сознании говорящего. Текст как объект психолингвистики. Цельность и связность текста. Ключевые слова как метод анализа текста. Текст и контекст.

  • Психолингвистика и речевой онтогенез.

  • Лингвистика измененных состояний сознания.

 

КПВ «Языковая картина мира в лексике и грамматике»

Предлагаемый курс лекций «Языковая картина мира в лексике и грамматике» предполагает исследование зависимости мировоззрения разных народов от структуры родного языка.

В курсе лекций предлагается обсудить роль национального языка как средства познания и представления окружающей действительности. В частности, рассматривается проблема номинации (называния предметов и явлений в языках мира), когнитивная роль метафоры и т.п.

Особое место в курсе отведено анализу построения лексических систем и грамматических классификаций в национальных языках. Отдельные лекции курса будут посвящены сравнению лексическо-семантических систем разных языков (исследуется устройство терминов родства, названий животных, цветообозначений и т.п., а также специфика фразеологизмов, устойчивых эпитетов и сравнений). В лекциях будет предпринята попытка представления лексической и грамматической систем языков мира как своеобразных способов отражения представлений об окружающем мире и как структурирование (классификация этих представлений). На примерах будут показаны разные принципы устройства лексических и грамматических систем в языках мира. Специфическое устройство фонетической системы языков, уникальные наборы грамматических категорий, своеобразные синтаксические конструкции будут отражать национальную картину мира, сформированную структурами родного языка.

Предлагаемый курс развивает навыки сопоставительного анализа различных языков мира, развивает способность к обобщению и теоретическому осмыслению наблюдаемых языковых фактов и способствует расширению лингвистического кругозора слушателей.

 

КПВ «История лингвистических учений»

Курс представляет собой последовательное изложение истории науки о языке с Античности до современного языкознания.

Изучение истории языкознания – важное условие подготовки филологов с широким лингвистическим кругозором. Автор предлагает рассматривать историю языкознания не только как развитие лингвистических идей, но и как «жизнь в науке» отдельных выдающихся ученых, оказавших огромное влияние на историю науки о языке. История создается людьми, поэтому в предлагаемом курсе лингвистика рассматривается «в лицах», т.е. сквозь призму истории жизни и идей великих лингвистов.

Автор подробно рассматривает языкознание древней Индии, этапы развития сравнительно-исторического языкознания в рамках немецкой лингвистки XIX века, типологии и структурализма в европейской и американской лингвистике XX в.

Знание основных направлений в истории лингвистических учений углубляет языковедческую подготовку студентов, развивает у них способность к сознательному изучению языковых фактов. Курс не только представляет историю языкознания в ее периодизации и систематизации лингвистических идей, не только знакомит студентов с основными этапами развития лингвистической мысли, но и предлагает ответить на вопрос о причинах и закономерностях развития лингвистики как научного направления.

Ознакомиться с программой курса можно на сайте www.stephanos.ru. Стефанос. № 4 (18). 2016. С.208-228. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу опубликованы на сайте www.stephanos.ru. Стефанос. № 3 (23). 2017. С.138-188.

Психолингвистические упражнения

То, как мы общаемся с помощью речи (и жестов), отличает нас от всех других известных видов. Люди рождаются с лингвистической биологической системой, в которой мозг взаимодействует с другими частями тела для осуществления речи. Уникальность этой системы определяется «свойствами» человеческого языка. Например, подумайте о том, что люди запрограммированы на необходимость говорить друг с другом не только о неотложных потребностях, но и обсуждать прошлые и будущие события и перспективы. Это Теория разума ‘относится к тому факту, что мы способны отличать себя от других людей, признавая, что каждый человек обладает своим собственным состоянием разума. Это не так с животными. Люди, как вид, рождаются с очень сложным слуховым и речевым аппаратом, специально созданным для того, чтобы «делать» язык. Это не так с животными. Люди способны произнести неограниченное количество предложений . Другими словами, изучение языка не состоит из запоминания списка всех возможных предложений на языке. И на эту способность создавать бесконечное количество предложений влияют особые правила, которые устанавливает каждый язык в отношении того, как можно формировать предложения.

Изучение психолингвистики является областью когнитивной науки, которая взаимосвязана с такими областями исследования, как неврология, психология, лингвистика, информатика, биология, антропология и различные социальные науки. Психолингвисты изучают природу отношений между языком и мыслью, а также процессы, посредством которых люди «делают» язык.

Изучение обработки речи

  • языковое восприятие: то, как мы понимаем звуки речи, слова и фразы
  • производство языка: как мы собираем наши мысли и передаем их посредством речи
  • овладение языком: как мы изучаем родной язык в детстве и иностранный язык во взрослом возрасте

Психолингвисты исследуют роль каждого из основных компонентов языка (фонетика, фонология, морфология, синтаксис и семантика) и то, как они взаимодействуют во время языковой обработки. Методы исследования зависят от изучаемого аспекта обработки речи и/или областей мозга, ответственных за различные процессы, и включают:

  • наблюдения за естественной речью, такие как изучение человеческой интуиции и речевых ошибок
  • экспериментов, включая отслеживание взгляда, измерение времени реакции на стимулы и визуализацию мозга
  • вычислительное моделирование когнитивных задач с использованием компьютерных программ; эти теоретические модели созданы для имитации того, как мозг обрабатывает речь

Исследования восприятия и производства дают представление о том, как слова классифицируются и хранятся в словаре (мысленный словарь) и как мы находим слова, необходимые для понимания или производственных задач (процесс лексического поиска л)? Другими словами, слушаем ли мы только звуки при декодировании речи (восходящая обработка)? Если да, то как понять разницу между омофонами (двумя или более словами, которые звучат одинаково, но имеют разное значение).

(1) Мэри наткнулась на стул .

Как мы понимаем значение стула, который имеет два возможных прочтения: либо предмет мебели для сидения, либо человек, который наблюдает за преподавателями)?
В какой момент осуществляется доступ к контексту слова для устранения неоднозначности значения (обработка сверху вниз)? Или подумайте, как приведенное ниже предложение поддается двум интерпретациям.

(2) Бэтмен увидел соседа в очках .

Либо Бэтмен использовал очки, чтобы увидеть своего соседа, либо Бэтмен увидел соседа, у которого на самом деле были очки. Исследования, в которых исследуются вопросы о процессе устранения неоднозначности таких предложений, раскрывают природу построения предложений и фразовой иерархии.

Изучение речевых ошибок пролило много света на то, как обрабатываются звуки, слова и фразы. Например, мы знаем, что предложения строятся путем соединения составляющих или фраз из-за характера ошибок, таких как (3) и (4).

(3)  Мы пошли на испанский рынок, чтобы купить б реш ф эт. (вместо «свежая свекла»)

(4) Мы пошли на рынок M anish sp купить свежую свеклу. (вместо «Испанский рынок»)

В обоих случаях ошибки встречаются в соответствующих словосочетаниях. Ошибки не будут возникать, когда звуки меняются местами в словосочетаниях с существительными.

(5) Мы пошли на испанский рынок b , чтобы купить свежие m ест.

Измерение времени отклика ( RT ) используется для картирования возможных путей в мозге, ведущих от стимула к целевому ответу. RT раскрывают временную организацию обработки. Другими словами, происходит ли ряд процессов один за другим, так что они не перекрываются (последовательная обработка) или несколько процессов происходят одновременно (параллельная обработка)? RT также указывают на чувствительность между лингвистическими компонентами, показывая, как, например, семантические свойства могут влиять на выбор одной строки фонем над другой.

Со всеми аспектами того, как мозг выполняет лингвистические процессы, связана память . Исследования памяти дают представление о восприятии и краткосрочном хранении звуков речи во время декодирования высказывания. Они также показывают, какой тип информации сохраняется при декодировании, то есть после временной задержки сохраняется ли значение слова над синтаксической структурой или наоборот?

Как видите, изучение психолингвистики обширно. Ниже приведен краткий список терминов, с которыми вы столкнетесь в своих исследованиях.

  • приобретение L1 и L2
  • Гипотеза критического периода
  • Критический возраст
  • Теория врожденности
  • прайминг (семантический, морфологический, синтаксический и др.)
  • слово Частота
  • лексема
  • лемма
  • неоднозначность (семантическая и синтаксическая)
  • память (рабочая, кратковременная, долговременная)
  • фокусное внимание
  • модели коннекционистов
  • лексический поиск
  • неявное и явное знание
  • модульность
  • модели (вычислительные, коннекционистские, нисходящие, восходящие, распространяющая активация, каскадные)

Упражнения

Основное внимание в этих упражнениях уделяется основному материалу о том, как мозг «делает» язык. Вам нужно будет хорошо знать некоторые основные области грамматики, поэтому мы предлагаем вам обратиться к упражнениям по фонетике, морфологии, синтаксису (особенно рисованию деревьев) и семантике, чтобы укрепить свои знания.

Чтобы получить доступ к упражнениям по самокоррекции, присоединяйтесь к нашему растущему числу участников.
Стать членом



        Вернуться к странице упражнений

        1.3 Методы исследования в психолингвистике – психология языка

        Психолингвистика использует несколько способов понимания языка. Они варьируются от наблюдательных исследований, анализа речевых ошибок до экспериментов и методов нейровизуализации. Мы также используем вычислительные модели для имитации наших теорий о языковой системе. В этом разделе будут рассмотрены некоторые методы, используемые исследователями. Однако имейте в виду, что мы всегда разрабатываем новые методы, чтобы понять, как работает язык.

        Изучение времени реакции на когнитивные задачи является распространенной психологической парадигмой при попытках сделать вывод о продолжительности, последовательности и содержании познания. Как видно на рисунке 1.5, (или RT) измеряется как время между началом стимулов и реакцией участника. Среднее значение и дисперсия времени реакции считаются полезными показателями скорости обработки. Наиболее распространенной формой экспериментов со временем реакции являются нажатия кнопок. Однако движения глаз и начало голоса (в задачах на повторение и чтение) также могут использоваться.

        Рисунок 1.5 Эксперимент времени реакции [Описание изображения]

        Одна из самых популярных парадигм времени реакции называется . Прайминг используется практически во всех областях психологии. Основная идея заключается в том, что если две вещи имеют общие когнитивные или психологические характеристики, они будут либо способствовать, либо мешать друг другу. Однако, если они не имеют такого сходства, такого эффекта не будет. Например, слово СОБАКА легче узнать, если вы уже видели слово КОШКА. Это может быть своего рода сематическую грунтовку тем, что оба слова относятся к одной и той же семантической категории (ЖИВОТНОЕ). Такой эффект известен как облегчение , в то время как вмешательство или замедление такого эффекта известно как вмешательство .

        Рис. 1.6 Модель сети прайминга

        Как видно на рис. 1.6, причины, лежащие в основе эффектов прайминга, можно смоделировать как паутину взаимосвязанных идей или концепций в уме. Понятия, которые связаны семантически (собаки и лягушки — животные) или фонологически (собака и болото оканчиваются похожими звуками), с большей вероятностью облегчат прайминг. На рис. 1.6 сематические связи обозначены прямыми линиями, а фонологические — пунктирными линиями. Идея состоит в том, что встреча со стимулом (увидев или услышав его) не только активирует эту концепцию в уме, но и в некоторой степени частично активирует связанные концепции. Таким образом, когда какое-либо из этих связанных понятий будет представлено в следующий раз, они будут извлечены быстрее, потому что они уже были частично активированы (или подготовлены) предыдущей активацией.

        Поскольку мозг является уязвимым органом, он может быть поврежден при внешней или внутренней травме. Если кровоток и снабжение кислородом ограничиваются даже на несколько минут, нейроны начинают погибать. Эти участки повреждения называются . Такая травма может быть получена в результате несчастных случаев, инсультов, операций на головном мозге или проглатывания определенных токсинов. Изучение этих поражений и связывание их с поведенческими ограничениями таких пациентов может предоставить ценную информацию о том, какие области отвечают за какое поведение. Когнитивная нейропсихология внесла свой вклад в психолингвистику с самых ранних времен. Возможно, самая ранняя запись об этом относится к случаю 20 в папирусе Эдвина Смита. Это отчет пациента с травмой головы, который привел к следующему наблюдению: «…Он потерял дар речи. Неизлечимая болезнь». Явный случай потери речи из-за черепно-мозговой травмы. Столетия спустя Брока и Вернике продолжают такое наблюдение, и мы обсудим их в главе 4. Когнитивная нейропсихология пытается связать поведенческие нарушения, вызванные повреждением мозга, с моделями нормальной обработки информации. Шалис (1988) переусердствовал с тем, что когнитивная нейропсихология добилась значительных успехов в связывании неврологических расстройств с когнитивной моделью, подчеркнул важность изучения отдельных случаев по сравнению с групповыми исследованиями и внес свой вклад в изучение нарушенного поведения мозга как способа понимания нормального поведения. В то время как традиционные исследования поражений проводились путем патологоанатомического исследования и обратного отслеживания для анализа поведения пациента при жизни, современные методы нейровизуализации позволяют нам исследовать поражения у пациентов, пока они живы, и проводить поведенческий анализ в режиме реального времени.

        Появление методов нейровизуализации привело к расцвету новых исследований в области психолингвистики. В то время как традиционные рентгеновские лучи не могут предоставить много деталей о мозге, другие технологии, такие как измерение электрической активности мозга, предоставили ценные данные. К таким методам относится электроэнцефалография, которая измеряет электрическую активность мозга, определяя ее с помощью электродов, размещенных на коже головы. Затем усилитель может усиливать разницу в милливольтах на коже головы и обеспечивать непрерывное считывание мозговой активности.

        Психологи идут еще дальше и измеряют такую ​​электрическую активность, связывая ее с конкретными событиями (такими как предъявление стимула). Такой потенциал, связанный с событием, или ERP, может иметь положительную или отрицательную полярность. Эти пики в показаниях ERP помечены в соответствии с их полярностью (положительная или отрицательная) и разницей во времени от начала стимула (в миллисекундах). Некоторые распространенные ERP включают N400 (обнаружено через 400 мс после начала стимула как отрицательное напряжение) и P300 (обнаружено через 600 мс после начала стимула как положительное напряжение). Поскольку ЭЭГ и ВП измеряют электрическую активность, они почти мгновенно обнаруживают изменения в мозге. Можно сказать, что они имеют очень хорошее временное разрешение. Однако, поскольку они обнаруживают этот электрический потенциал кожи головы, обнаруженные сигналы, как правило, являются усредненными сигналами от нескольких областей мозга и нейронов. Следовательно, не всегда возможно точно определить, какая область мозга на самом деле участвовала в том или ином сигнале ЭЭГ или ВП. Другими словами, эти методы имеют плохое пространственное разрешение. Другие методы, такие как ПЭТ и МРТ, были разработаны как способ увеличения пространственного разрешения нейровизуализации.

        (позитронно-эмиссионная томография) использует радиоактивные вещества в качестве индикаторов для получения изображений активности мозга. Поскольку мозг потребляет большое количество энергии, введение глюкозы в организм гарантирует, что большая ее часть окажется в областях мозга, которые активны в когнитивной задаче. Если глюкоза содержит радиоактивные изотопы, их выбросы можно обнаружить и преобразовать в изображения.

        Рисунок 1.7 Схема позитронно-эмиссионной томографии [Описание изображения]

        ПЭТ используется как в медицинских, так и в исследовательских целях. Как видно на рис. 1.8, участнику вводят короткоживущий радиоактивный изотоп. Наиболее часто используется фтордезоксиглюкоза (ФДГ), меченная F-18. После периода ожидания концентрации активной молекулы в ткани головного мозга (один час для ФДГ) участника помещают внутрь сканера. Когда трассер распадается, его выбросы собираются сканером. Сканер зависит от обнаружения пары фотонов, движущихся в противоположных направлениях. Фотоны, не имеющие временной пары, игнорируются. Вычислительная реконструкция использует статистический анализ и исправление ошибок для создания изображений, таких как рис. 1.8, на котором показано сканирование неповрежденного участника.

        Рис. 1.8 ПЭТ-сканирование неповрежденного мозга

        Как вы понимаете, основной проблемой ПЭТ является введение радиоактивного материала в тело. Различные юрисдикции устанавливают стандарты максимального количества радиации, которому человек может подвергнуться в течение года. Это означает, что один и тот же участник может принять участие только в небольшом количестве ПЭТ-сканирований, что ограничивает объем сбора данных, возможных в психологических исследованиях. Еще одним фактором является стоимость ПЭТ-сканеров и радиоактивных индикаторов.

        Альтернативой ПЭТ, в которой не используются радиоактивные вещества, является магнитно-резонансная томография (МРТ). При этом использовались мощные электромагниты для воздействия на атомы водорода. Атомы водорода в изобилии присутствуют в организме человека в виде воды и жира. Атомные ядра атомов водорода способны поглощать радиочастотную энергию при помещении в магнитное поле. Результирующая спиновая поляризация может производить радиочастотный сигнал, который можно обнаружить и проанализировать. Варьируя параметры последовательности радиоимпульсов, можно создавать различные контрасты между тканями мозга в зависимости от свойств составляющих их атомов водорода. Компьютерная обработка сигналов может дать очень подробное трехмерное изображение мозга. Однако это статичное изображение тканей без каких-либо признаков мозговой активности.

        В последнее время (функциональная магнитно-резонансная томография) вышла на передний план как способ совмещения МРТ-изображений с изображениями активности мозга. Это измеряет энергию, выделяемую гемоглобином в крови. Предполагается, что наиболее активные области мозга с наибольшей вероятностью будут потреблять больше крови (для получения энергии). Следовательно, измерение кровотока в различных областях мозга может косвенно показать нам меру их активации при выполнении определенных когнитивных задач. Этот тип сканирования обеспечивает лучшее временное и пространственное разрешение, чем ПЭТ. Однако, поскольку между активацией мозга и обнаружением происходит задержка в 1-5 секунд, временное разрешение фМРТ уступает ЭЭГ.

        Рисунок 1.9. Активация фМРТ в эмоциональной задаче Струпа [Описание изображения]

        Нейровизуализация находится в авангарде психолингвистических исследований мозга. Они могут рассказать нам о ходе различных когнитивных процессов во времени и о том, в какой степени психические процессы взаимодействуют друг с другом. Однако эти методы все еще довольно дороги и различаются по временному и пространственному разрешению. Как видно на рис. 1.10, разные методики различаются по точности измерения времени и активных областей мозга. ЭЭГ может обнаруживать активность мозга с высоким временным разрешением, но не может точно сказать, откуда она возникла. Поскольку все сигналы обнаруживаются на поверхности головы, мы не можем быть уверены, возникли ли они в коре или в более глубоких областях мозга. С другой стороны, ПЭТ и фМРТ неплохо предоставляют пространственную информацию. Однако, поскольку они зависят от потока жидкости (крови), существует временная задержка между тем, когда область мозга становится активной, и тем, когда сканер обнаруживает сигнал.

        Также существуют методологические ограничения, поскольку большинство этих методов требуют, чтобы участник оставался неподвижным во время сканирования. Это ограничивает возможность изучения открытой речи или других движений. Кроме того, использование мощных магнитов в фМРТ означает, что участники с любыми металлическими имплантатами не могут принимать участие в таких исследованиях (металл вылетит из их тела в сторону сканера).

        Рисунок 1.10. Сравнение методов визуализации мозга [Описание изображения]

        Более серьезным ограничением любого метода нейровизуализации является сложность интерпретации результатов. Как мы узнаем, что вызывает конкретную активность? Мы можем видеть, когда и где что-то происходит, но не обязательно как. Наблюдение за нервной активностью — это не то же самое, что наблюдение за умственной деятельностью. Некоторые исследования часто усредняют результаты нескольких участников. Как мы можем быть уверены, что все они используют одни и те же области мозга для одинаковых действий? Однако, даже с такими ограничениями, эти методы открыли нам широкий спектр возможностей проникновения в суть неврологической основы языка. По мере разработки новых методов мы можем даже увидеть, как эти методы регулярно используются для исследований и реабилитации.

        Описания изображений

        Рис. 1.5 Эксперимент по времени реакции

        Диаграмма, показывающая процесс проверки чьей-либо реакции на наблюдение числа на экране компьютера и нажатие числа на клавиатуре:

        1. Стимулы: На экране компьютера появляется цифра 3. Таймер запускается.
        2. Сенсорика: глаза видят цифру 3.
        3. Корковый: стимулы обрабатываются мозгом.
        4. Мотор: Мозг говорит руке нажать цифру 3 на клавиатуре.

        [Вернуться к месту в тексте (рис. 1.5)]

        Рисунок 1.7 Схема позитронно-эмиссионной томографии

        Функция ПЭТ-машины. Сканер регистрирует выбросы короткоживущего радиоактивного изотопа в мозгу испытуемого, передает эту информацию в блок обработки совпадений, который впоследствии используется для реконструкции изображения активности мозга испытуемого.

        [Вернуться на место в тексте (рис. 1.7)]

        Рисунок 1.9Активация фМРТ в эмоциональной задаче Струпа

        90 002 фМРТ шести головных мозгов. Первые три изображения отображают реакцию мозга на выражения, а последние три иллюстрируют реакцию мозга на слова. Цветные метки от красного до желтого используются для качественной оценки силы реакции мозга, а также для локализации мозговой активности.

        [Вернуться на место в тексте (рис. 1.9)]

        Рисунок 1.10 Сравнение методов визуализации головного мозга

        Размеченный трехмерный график, сравнивающий несколько методов визуализации мозга по осям временного разрешения, портативности и пространственного разрешения.

        Методы визуализации всего мозга, перечисленные по пространственному разрешению от низкого к высокому:

        • Поверхностная ЭЭГ: низкое пространственное разрешение, средняя портативность, высокое временное разрешение
        • MEG: низкое пространственное разрешение, высокая портативность, высокое временное разрешение
        • ПЭТ: низкое пространственное разрешение, низкая портативность, низкое временное разрешение
        • fNIRS: низкое пространственное разрешение, высокая портативность, среднее временное разрешение
        • фМРТ: низкое пространственное разрешение, низкая портативность, среднее временное разрешение
        • Функциональный ультразвук

        Локальные методы визуализации мозга, перечисленные по пространственному разрешению от низкого к высокому:

        • Оптическая визуализация: высокое пространственное разрешение, высокая портативность, высокое временное разрешение
        • Имплантированная ЭЭГ: высокое пространственное разрешение, высокая портативность, высокое временное разрешение

        [Вернуться на место в тексте (рис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *