Задатки и способности психология – 48-Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности

Задатки и способности

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю. Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать. Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности — это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки — это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;
  • учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки — природные предпосылки к развитию; сами способности;
  1. одаренность — совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
  2. мастерство —
    выполнение определенной деятельности с совершенством;
  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

 

kak-bog.ru

28.Понятие о способностях. Задатки и способности.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, несводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.

Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно — другие.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер

Таким образом, Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Иными словами, под Задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.

29.Понятие о характере. Характер, темперамент, личность.

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Характер понимается и как:

•система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

•мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

•отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

Итак, темперамент понимается как составная часть личности. Он трактуется как характерная для данного индивида совокупность психических свойств, определяющих присущий ему способ взаимодействия с окружающей средой.

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Обладая повышенной активностью, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик

Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интраверты.

studfiles.net

Способности и задатки | PSYERA

Несмотря на то, что категория «способности» давно является объектом научно-психологических исследований — однозначной, единой трактовкой этой психологической категории пока нет. В различных научных публикациях можно найти различные определения понятия способности, значительно отличающиеся друг от друга. Одним из ведущих специалистов в исследовании способностей является Б.М. Теплов.

По его мнению, способности — психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них.

Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в оригинальности и самобытности приемов, используемых в деятельности.

Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность деятельности человека, часто зависят от успешности обучаемости.

Способность переноса совокупности знаний, навыков и умений на новую ситуацию, при этом новая ситуация схожа с предыдущей не последовательностью способов действия, а требованиями к свойствам человека.

Способности следует рассматривать как прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии.

Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы в равной степени необходимы и высококвалифицированному врачу-нейрохирургу, и пианисту, и вору-карманнику («щипачу»). А вот кем станет ребенок, обладатель таких пальцев, во многом будет предопределено именно социальными обстоятельствами.

Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется.

Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражненениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности.

Необходимо также учитывать, что успешное выполнение любой деятельности зависит не от одной какой-то определенной способности, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Дефицит каких-то одних способностей может компенсироваться за счет более сильного развития других.

Фундаментом для развития способностей выступают задатки.

Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.

Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов:

  • Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы.
  • Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова — способ.
  • Функциональный механизм (процессуальный) — качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.

Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.

У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой — у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.

Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.

Следует подчеркнуть, что на развитие способностей решающее влияние оказывают социокультурные факторы.

При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимo исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней:

  • Репродуктивный уровень — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать соответствующим уровнем навыков и умений.
  • Креативный уровень- обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.

Е.А. Климов связал способности с конкретными видами проффесиональной деятельности, разделив их на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые эти профессии направлены.

Рассмотрим, что собой представляют некоторые виды способностей.

  • Природные (врожденные, естественные) — в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.), но на уровне психологического механизма формирования способностей совершенно различны.
  • Специфические человеческие способности (СЧС) включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.
  • Общие — обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности.
  • Специальные (профессиональные) способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Для специальных способностей необходимо развитие задатков особого рода. К ним относят: литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др. При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны. Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.
  • Теоретические и практические способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышления — либо к конкретным практическим действиям. Эти способности в отличие от других очень редко сочетаются друг с другом, такое встречается как правило, только у одаренных людей.
  • Учебные и творческие способности — определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей человека в различных сферах деятельности.
  • Способности к общению и взаимодействию — наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.
  • Предметно-познавательные и предметно-деятельные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование, правильное восприятие действий окружающих, строить свое поведение в соответствии со складывающейся обстановкой. Особыми способностями выступают способности воспринимать людей и правильно их оценивать.

Особо успешная деятельность человека в одной или нескольких областях определяет его среди других.

  • Одаренность — особо успешная деятельность человека в какой то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.
  • Талант — высокая степень одаренности. Особенность таланта заключается в том, что он создает что-то новое, неординарное, не noxoжее на то, что уже было. Характеризуется высоким уровнем креативности.
  • Гениальность — высшая степень одаренности. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры, Гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что не потеряет своей уникальности со временем.

Наряду со способностями, существуют и неспособности.

Неспособность — определенные особенности психики человека предопределяющие его не успешность в некоторых сферах деятельности. Она вызывает синдром неуспеваемости. Синдром неуспеваемости — закономерные соотношения психологических особенностей с проявлением профессиональной неуспеваемости.

Разрешению этой проблемы способствует составление профессиограмм, ядром которых выступают психограммы (какие психологические качества обеспечивают наиболее эффективное функционирование личности в рамках данной профессии).

Развитие способностей предполагает в первую очередь не сковывание игр детей, а вовлечение их в творческие, комплексные игры, многоплановость и разнообразие видов деятельности, творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудностей, соответствующая мотивация, положительный эмоциональный настрой.

psyera.ru

77. Задатки и способности. Шпаргалка по общей психологии

77. Задатки и способности

Под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Природные предпосылки способности состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающее значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

Типологические особенности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов оказывают влияние на образование способностей.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности. Это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная (мнимая). При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

39. Задатки и способности. Виды способностей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер. Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности, они дают психологическое описание человека с какой-то специфической стороны, являющейся жизненно значимой. Виды способностей. Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды способностей: умственные и специальные, учебные и творческие, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, физические способности.

40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.

Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.    Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.

ТАЛАНТ — данная человеку чрезвычайная способность к определенному виду творческой деятельности, которая может проявляться в любых областях жизни, понятие соразмерное с гениальностью, но не тождественное последней. Мера экстраординарности Т. заранее рационально не определима, поэтому талантливые люди квалифицируются по результатам их деятельности (шедевры в литературе и других видах искусства, гениальные достижения в науке и технике, в военной и инженерной сферах, в политике, экономике и пр.) и по методам их достижения. Талантливые люди в особых случаях выделяются и поощряются обществом (для этого в нормально устроенном обществе существует институт наградного права). Уникальные способности человека могут быть направлены и на цели, не соответствующие моральным или юридическим общественным установкам. Природный или приобретенный талант нужно развивать, иначе его можно утратить.

studfiles.net

Задатки и способности. Элементы практической психологии

Задатки и способности

Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т. е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия [221, 230].

Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой — воздействием окружающей среды и обучением? В настоящее время установлено, что генотип определяет только теоретически достижимые границы возможностей индивидуума, а среда и воспитание — насколько эти возможности будут практически реализованы. Различные исследователи оценивают соотношение и вклад этих факторов (наследственности и воспитания) по-разному. Например, Айзенк [338] основное значение придает наследственности, определяя интеллект как общую врожденную познавательную способность, но это крайняя позиция. Если с ней согласиться, то тогда все основные особенности и способы развития психики предопределены биологическими факторами. Такой точки зрения придерживаются многие психиатры и большинство представителей буржуазной психологии. Они считают, что, в отличие от знаний, умений и навыков, способности обусловлены полностью врожденными задатками, а воспитание и обучение их как бы только проявляют. Поскольку они убеждены, что развитие способностей не зависит от обучения, постольку их исследования обычно направлены лишь на выявление и констатацию способностей, но не на организацию процесса их развития и формирования. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты существенных индивидуальных различий в способностях, и особенно на факты их раннего проявления у одаренных детей, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна — в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля он проявился в 8 лет, у Ван-Дейка — в 10, у Дюрера — в 15 лет.

Однако раннее проявление способностей при прочих равных условиях не говорит об их врожденности, а свидетельствует только о величине дарования.

Противоположная позиция заключается в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения. Как на примеры, в этом случае нередко ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличаются от образованных европейцев, и, наоборот, на различные случаи ранней социальной изоляции, приводящей к дефициту общения, в особенности так называемые «маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности собственно человеческого развития вне социальной организации деятельности. С позиции этих представлений у каждого можно сформировать любые способности.

Чтобы разрешить эту дилемму или снять ее, т. е. выяснить соотношение влияния наследственности и среды, было проведено много исследований. Одно из них заключалось в изучении родословных выдающихся представителей науки и искусства. Вот три характерных примера. Установлено, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов с яркими музыкальными способностями. Род этот был настолько известен, что в то время городских музыкантов вообще называли «бахами».

Обсуждая подобные наблюдения, не следует упускать из виду, что в семье с большим количеством музыкальных дарований родители не только передают своим детям определенные гены, но и всемерно развивают их соответствующим образом. Поэтому они не могут служить доказательством того, что биологические предпосылки развития способностей человека обусловливают и полностью предопределяют одаренность человека и возможности его развития. Значимость такой позиции усиливается в связи с многочисленными попытками построить на подобных наблюдениях модификации расистских концепций: отсталые народы учить бесполезно, детей бедноты учить нецелесообразно и т. д. «Культурологические» исследования познавательных процессов у народов с низким уровнем культурного развития ограничиваются применением стандартных тестов, не приспособленных к выявлению способностей в данной культуре, у представителей этих народов, и только при таком неграмотном использовании тесты приводят к реакционным выводам о неполноценности этих народов. Например, при обследовании на Аляске эскимосских детей, не получивших образования и живущих в трудных условиях арктической пустыни, при правильной постановке тестирования, выявили, что показатель их интеллектуального развития намного превышает показатели для некоторых групп образованных и благополучных европейских детей [46].

Наиболее точные и однозначные результаты дает изучение степени сходства поведения, психических процессов и результатов специальных тестовых испытаний у однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Как известно, однояйцевые близнецы имеют тождественный набор хромосом, в го время как разнояйцевые — только 50% общих наследственных признаков. Таким образом, все различия между однояйцевыми близнецами должны объясняться влиянием окружающей среды, тогда как у разнояйцевых многие различия могут быть обусловлены и наследственностью. Выяснилось, что, хотя в некоторых изученных случаях однояйцевые близнецы были разлучены при рождении и росли в разной среде, они оказались гораздо ближе друг другу по умственному развитию, чем воспитывающиеся вместе разнояйцевые близнецы [107]. Роль наследственных факторов подтверждается также данными, полученными при исследовании приемных детей, которые были усыновлены при рождении. Когда они стали взрослыми, оказалось, что их умственные способности (по результатам многих психологических тестов) существенно больше соответствуют умственным способностям биологических, а не приемных родителей [107]. Однако относительное сходство тестовых показателей детей и родителей было установлено не для всех пар однояйцевых близнецов, и оно резко уменьшалось с возрастом.

В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развитие способностей, да и то весьма широкие и, как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяют обучение и воспитание.

В работе А. Р. Лурия [173] ярко продемонстрировано изменение в выполнении творческих конструктивных задач у группы детей при соответствующем обучении и отсутствие таковых изменений у другой группы, где деятельность была организована иначе. Особенное значение этим данным придает то обстоятельство, что в состав каждой группы входило по одному ребенку из пары однояйцевых близнецов, что в явной форме показало значимость различных способов обучения. Из пяти пар 5-6-летних однояйцевых близнецов создали две группы. Каждая группа занималась в течение трех недель конструированием моделей из мелких деревянных деталей. Первая копировала демонстрировавшуюся им постройку, в которой были видны все включенные в нее детали, и потому могла, подбирая похожие элементы, расставить и сориентировать их так, как они были даны в образце. Вторая группа получила те же конструкции, оклеенные бумагой. Конструировать в этом случае значительно труднее, так как ребенок не мог копировать, а должен был сам догадываться, из каких элементов сделана постройка. Накопленный опыт мысленного манипулирования привел к ускорению развития интеллекта. Это преимущество выявилось не только в более быстром и успешном решении контрольных задач на конструирование аналогичных моделей, но и в выполнении других типов зрительных головоломок и задач на мысленную пространственную трансформацию, и сразу после эксперимента и спустя полтора года дети из второй группы выполняли такие задания быстрее и легче, чем из первой группы.

Другим примером прижизненного формирования способностей может служить экспериментальное развитие звуковысотного слуха у детей и взрослых людей [165]. Данная работа доказала правомерность представления о возможности развития способностей в любом возрасте (на основе формирования новых связей в мозгу и организации функциональных органов) и соответственно опровергла обусловленность способностей только врожденными анатомо-физиологическими задатками.

Обращение к социальному эксперименту расширило представление о пластичности психики в таком возрасте, когда, согласно положениям традиционной психологии, ее развитие полностью завершено. Многократно помещали запущенных и отстающих в развитии «трущобных» детей даже в подростковом возрасте в благополучные семьи и, наблюдая за их развитием, установили, что интеллект этих подростков быстро повышался. Следовательно, он не определяется полностью той средой, из которой были взяты дети, т. е. менее детерминирован наследственностью и условиями раннего развития, чем это предполагалось ранее.

Если природные анатомо-физиологические задатки составляют только основу способностей, то насколько обучение способно их развить? Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе воспитания, обучения и практики. Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности могут развиваться несколько различные способности. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек станет композитором, другой — дирижером, третий — исполнителем, а четвертый — музыкальным критиком. Задатки развиваются, если человек будет заниматься соответствующей деятельностью, а для таких занятий нужны определенные социальные условия.

Представления о способностях, выдвигаемые советскими исследователями, сводятся в основном к тому, что эти психические свойства повышают и обучаемость человека, и успешность некоторых видов деятельности. Они отличаются от знаний и содержат в себе некоторую добавку к ним, состоящую в способах их отбора, обработки и обобщения. Интересна позиция Л. Н. Венгера [61], который рассматривает способности как ориентировочные действия. Тогда способности выступают как условия успешного овладения деятельностью и успешно го выполнения ее в смысле решения новых задач. Он предполагает, что за случаями выдающегося развитие тех или иных способностей стоят либо особые формы ориентировочных действий, имеющих другую структуру, чем при обычном развитии этих способностей, либо особо высокий уровень овладения теми формами, которые свойственны всем людям, выполняющим данный вид деятельности.

О способностях человека чаще всего судят по его продуктивности, но продуктивность зависит не только от врожденных задатков, но и от ряда других факторов, прежде всего от развития соответствующей системы операций и умений, способов действия в некоторой конкретной области. Уровень же развития операций, умений и навыков зависит от воспитания и обучения. Поэтому нередко мы сталкиваемся с тем, что люди, изначально более даровитые, достигают меньших результатов и продуктивность их мала, а менее одаренные, но хорошо обученные, у которых, кроме того, сформированы и необходимые личностные черты эмоционально-волевого характера, оказываются существенно более продуктивными.

Опыт психологических исследований привел ученых к убеждению, что кроме новизны подхода и исчерпания всех условий задачи важным критерием интеллекта является скорость умственных процессов, скорость решения проблем. Успех или неудача при решении проблем связаны также с некоторыми качествами личности. Особенно важны две психологические характеристики: собранность и настойчивость. В качестве одного из свойств интеллекта рассматривают и измеряют способности сопротивляться навязанному стилю деятельности или подсказанному способу решения задачи.

В современной психологии вопрос о способностях ставится чаще всего в связи с тестовыми измерениями интеллектуальных способностей. Первые попытки измерения интеллекта возникли в связи с практической потребностью выявления особо одаренных или отстающих в своем развитии детей с тем, чтобы и тем и другим создать при обучении условия, соответствующие их возможностям. Для этой цели были разработаны различные тесты интеллектуальных способностей. В последние десятилетия эти тесты непрерывно улучшаются и совершенствуются, однако и теперь интерпретация итогового показателя умственных способностей как меры интеллекта оставляет место для сомнений.

В настоящее время для исследования интеллекта разработаны многочисленные стандартные психологические пробы. На основании исследований по этим тестам вычисляется коэффициент интеллектуальности (IQ). Он привлекателен тем, что указывает в цифрах уровень интеллектуального развития. Однако поскольку IQ зависит от культурного и образовательного уровня, субъективного отношения к обследованию и ряда других обстоятельств, применение этого показателя должно быть основано на учете нормативных данных для испытуемых данного развития и возраста.

При составлении тестов учитывают, что умственные способности могут проявляться в различных формах. Поэтому в «общем тесте» дают словесные, цифровые, зрительно-пространственные задания. Считается, что именно они оценивают основные формы интеллектуальных способностей. Тесты построены так, что если один человек лучше решает словесные задачи, другой — цифровые, третий — пространственные, то ни у одного из них не будет преимущества: их результаты усреднятся и будут сопоставимы. Точно так же усредняются результаты испытуемых с творческим складом ума, которые лучше решают «открытые» задания, где возможен выбор решений, и результаты тех людей, которым легче решать «закрытые» задачи, имеющие единственный ответ. Разумеется, существуют и специальные дарования, например особые музыкальные способности. Общие тесты не выявляют таких способностей. Однако исследования показали, что и для людей искусства (музыкантов, художников, артистов) «коэффициент интеллектуальности» играет прогностическую роль. Оказалось, что, чем выше IQ, тем большего успеха добивается человек в искусстве: у исследованных известных деятелей искусства «коэффициент интеллектуальности» был выше среднего.

Большинство исследователей допускает, что человеческий интеллект включает ряд факторов, таких, как память, оценка результатов и конвергенные и дивергенные функции мышления. Например, Гилфорд [80] [351] в соответствии с различными композициями этих факторов выделяет четыре типа интеллекта: конкретный, или практический; символический; абстрактно-семантический и социальный, связанный с поведением человека в обществе. Для определения уровня каждой из способностей или компонентов интеллекта подбирается специфический класс задач. Так, познавательные способности могут быть измерены быстротой распознавания нарисованных объектов, память — способностью удерживать расположение объектов в пространстве и т. д.

Дивергентное мышление тестируется задачами на особенности воспроизведения усвоенного материала, способность к продуктивному мышлению — задачами на определение понятий, необходимостью сделать выводы из предложенных посылок. Гилфорд различает 50 компонентов интеллектуальных способностей и считает, что для выявления каждого компонента необходимо иметь свой набор задач. Главными изолированными факторами были названы: вербальная, числовая, пространственная, перцептивная способности, память и индуктивное мышление.

Отбросив многие усложняющие моменты, мы, наконец, приближаемся к ответу на вопрос: что же на самом деле измеряют тесты умственных способностей? Можно сказать, что они измеряют скорость мыслительных операций, которая является фундаментальной характеристикой для умственной продуктивности. Они также измеряют специальную способность манипулировать с материалом различного типа (числами, словами, рисунками) и особое превосходство различных типов умственных процессов (восприятия, запоминания, мышления и т. п.). Они также включают и свойства характера, такие, как упорство, настойчивость, которые очень важны в определении эффективности любой деятельности.

Достоверность тестов проверяется прежде всего практикой. Существует огромное количество фактов, свидетельствующих о том, что «коэффициент интеллектуальности» человека отчетливо связан с успешностью его работы, с достижениями в различных областях жизни. Многочисленные исследования показали, что тестовые исследования индивидуальных способностей человека могут помочь при решении некоторых практически важных проблем, например при профессиональном отборе и в медицинской практике [18].

* * *

На базе темперамента и в зависимости от уровня развития тех или иных способностей складывается характер. Он определяется как синтез типологических способов реагирования с психическими чертами и особенностями психических процессов, зависящих от воспитания и обучения. Если такие свойства характера, как устойчивость или переключаемость внимания, способность к устойчивому волевому контролю за собственными реакциями, теснее связаны с темпераментом, то такие, как ответственное отношение к делу, дисциплинированность, в большей мере обусловлены воспитанием, саморазвитием и всеми формами социальных контактов. Важно подчеркнуть активность личности. Ей присуще и спонтанное саморазвитие и формирование как изменение под влиянием социальных воздействий. С возрастом развитие личности становится сознательным, целенаправленным самоусовершенствованием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Лекция 2. Способности и задатки.

1. Понятие о способностях

Способности– индивидуально психологические особенности личности, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности и успешность овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Б.М. Теплов выделяет три главных признака способностей:

1. Способности – это индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способности имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.

3. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Между знаниями, умениями, навыками и способностями существует двусторонняя связь. С одной стороны, для овладения знаниями, умениями и навыками необходимы соответствующие способности. С другой стороны, формирование способностей к какой-либо деятельности предполагает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками.

О выраженности способностейможно судить на основе:

— результативности деятельности

— скорости и успешности овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками

— оригинальности и самобытности выполнения работы

— степени легкости преодоления неблагоприятных условий среды.

Различают следующие уровни развития способностей.

1. Неспособность к определенному виду деятельности. Неспособность – это не только отсутствие способностей, а это некоторая отрицательная способность, имеющая определенную структуру свойств личности. Она включает в себя отрицательные для данной деятельности черты. Например, эмоционально-моторная неустойчивость приводит к напряженности во время работы и к снижению эффективности ее выполнения.

2. Способности характеризуются наличием индивидуально-психологических особенностей, составляющих содержание способностей к той или деятельности. Способность позволяет успешно овладевать данной деятельностью и выполнять ее.

3. Одаренность – совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется в разносторонних наклонностях.

4. Талант – владение сложной системой способностей, которая позволяет человеку оригинально и самобытно выполнять какой-либо сложный вид творческой деятельности. Таким образом, талант проявляется в высоком уровне творчества при выполнении деятельности.

5. Гениальность – высшая степень развития способностей. Она похожа на талант, но творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение.Отличие гения от таланта состоит не столько в степени одаренности личности, сколько в получаемых результатах. Гений создает эпоху своей деятельностью.

2. Виды способностей

Виды способностей выделяются по двум критериям:

— степень сложности способностей,

— принадлежность определенному количеству людей.

На их основе выделяют четыре группы способностей:

1.Элементарные общие способности. Они присущи всем людям в разной степени. Это способности к основным формам психического отражения (способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать, принимать и осуществлять решения).

2.Элементарные частные способности. Присущи не всем людям и не в одинаковой мере (музыкальный слух, критичность мышления, доброта и так далее).

3.Сложные общие способности. Они присущи всем людям в той или иной степени и представляют собой способности к общечеловеческим видам деятельности (труд, общение, эстетическая и нравственная деятельность, учеба). Эти способности представляют собой сложную структуру свойств личности, поэтому о ней говорят во множественном числе, например, способности к труду.

4.Сложные частные способности.Способности к отдельным видам профессиональной деятельности (специфические способности). Они присущи не всем людям и не в одинаковой мере.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *