Захват заложников в стокгольме в 1973 году: Захват заложников в банке, 1973 год, Стокгольм

Захват заложников в банке, 1973 год, Стокгольм

Поздним вечером 28 августа 1973 года в столице Швеции были освобождены четверо заложников, которых двое преступников удерживали в хранилище «Sveriges Kreditbank» более 5 суток. После завершения операции мир узнал о психологическом состоянии, получившем название «Стокгольмский синдром».

23 августа 1973 года, в четверг, в 10 часов 15 минут 32–летний Ян Эрик Улссон (Jan Erik Olsson), бежавший из тюрьмы не особо опасный преступник, вошёл в банк в центре Стокгольма. На нём были солнцезащитные очки и парик, имитирующий пышную африканскую причёску. Он достал автомат, выстрелил в воздух и прокричал что–то вроде «Вечеринка начинается!» Улссон взял в заложники сотрудников банка — трёх женщин и одного мужчину. Заложников звали Бриджитт Ландблэд, Кристин Энмарк, Элизабет Олдгрен и Свен Сафстром.

Преступник потребовал три миллиона крон (около $2 миллионов), два «ствола», пуленепробиваемые жилеты, шлемы, быстрый автомобиль и свободы для своего сокамерника — Кларка Улафссона (Clark Olofsson). В случае невыполнения условий, грабитель обещал убить заложников. Сокамерника выпустили сразу же. Правда, с Улофссона взяли обещание, что тот успокоит террориста и поможет освободить заложников. За это ему было обещано помилование. Но власти не знали, что ограбление было устроено именно и только для того, чтобы Улофссон оказался на свободе.

«Вечеринка» продолжительностью 131 час действительно началась. Всё это время несчастной четвёрке служащих предстояло провести в помещении хранилища размером 3 на 14 метров и озадачить физиологов с психологами «Стокгольмским синдромом». Полиция не могла решиться на штурм, ибо полицейские психологи считали, что преступники могут пойти на любые меры. К тому же через три недели должны были состояться выборы, и власти не могли допустить скандального завершения операции и гибели заложников. Ну и, наконец, этот банк обслуживал всю стокгольмскую полицию, а до выдачи зарплаты оставался один день.

Тем временем Улссон, видя, что остальные его требования выполнять не торопятся, стал угрожать расправой над заложниками. А для убедительности во время телефонного разговора с властями начал душить одну из женщин, чтобы ее хрип был слышен в трубке. Неожиданно спустя два дня отношения между бандитами и заложниками улучшились. Они общались, рассказывали о своей жизни, играли в «крестики–нолики». Жертвы вдруг потребовали от полиции прекратить операцию по освобождению. Одна из женщин сама позвонила премьер–министру и сообщила, что преступники симпатичны заложникам, и потребовала выполнить все, что им обещано.

Улссону надо было как–то показать властям, что он готов к решительным действиям, и он решил ранить одного из заложников. Женщины стали уговаривать коллегу–мужчину выступить в роли жертвы. И уговорили, но, к счастью, этого удалось избежать. Зато мужчина после освобождения заявил, что ему было даже приятно, что выбор пал на него.

28 августа полиция предприняла газовую атаку, заложники были освобождены, а преступники арестованы. Даже после этого четверо заложников наняли адвокатов для своих захватчиков, и в дальнейшем между ними сохранились теплые отношения. А на суде они заявили, что боялись не бандитов, а полиции.

На КПДВ — Кларк Улафссон (справа) и заложники.

via

Tags: познавательная страничка

В Швеции вспомнили первых жертв «стокгольмского синдрома»

Комсомольская правда

Результаты поиска

В миреКАРТИНА ДНЯ

Алена ГРИЦЕНКО

8 августа 2022 8:00

Последствия подобных преступлений до сих пор ставят в тупик психологов и криминалистов [видео]

Ян-Эрик Олссон (справа) и его заложники в помещении банка, 1973 год.Фото: EAST NEWS

«Вечеринка начинается!» — с такими словами Ян-Эрик Олссон 23 августа 1973 года ворвался в здание одного из банков в столице Швеции, где захватил четверых заложников.

Вооруженный преступник выдвинул несколько требований – спортивный автомобиль, три миллиона шведских крон, оружие, бронежилеты и освобождение из тюрьмы своего напарника Кларка Улофссона, с которым познакомился во время заключения.

Все требования, кроме первых двух, власти беспрекословно выполнили, а потом стали тянуть время. На тот момент мало у кого был опыт переговоров с подобного рода преступниками.

По телефону с грабителями поговорил даже тогдашний премьер-министр Швеции Улоф Пальме. И он очень удивился, когда спустя два дня одна из заложниц – 26-летняя Кристин Энмарк заявила, что разочарована в действиях полиции.

«Дайте мне, Элизабет, Кларку и Яну-Эрику деньги и два пистолета, как они требуют, и мы уедем, — сообщила в ходе телефонного разговора девушка. – Мы им доверяем и хотим уехать с ними. Организуйте, и все это будет закончено».

Услышав это, никто не понимал, что происходит на самом деле. Криминалисты и психиатры того времени мало что знали о так называемом синдроме выживания, когда жертва начинает симпатизировать агрессору, чтобы психологически защититься. Поведение заложников поставило в тупик полицию, чиновников и всех жителей Стокгольма, которые следили за операцией по обезвреживанию грабителей по телевизору.

Преступники не скрывали своего желания переманить жертв на свою сторону. Они мило общались с заложниками, среди которых было три девушки и один мужчина, играли с ними в «крестики-нолики» и обещали золотые горы после освобождения.

Телефонные переговоры с бандитами ни к чему не привели. На шестой день захвата премьер-министр принял решение штурмовать здание банка, куда направили еще и слезоточивый газ. Когда спецслужбы ворвались в банк, то увидели, как заложники прикрывают своими спинами преступников.

После этого преступления его зачинщик Ян-Эрик Олссон, получивший 10 лет тюрьмы, стал национальным героем. Заложники наняли для его защиты адвокатов, а после судебного процесса приходили в тюрьму с передачами, писали письма и признавались в любви.

Это ограбление стало прорывом для психологии и криминалистики. Оно подарило науке новый термин — «стокгольмский синдром».

От ненависти до любви один синдром

Многие слышали про термин «стокгольмский синдром», когда жертва начинает симпатизировать агрессору, чтобы психологически защититься. Но в 1973 году в Стокгольме еще не было этого определения, потому поведение заложников банка поставило в тупик всю Швецию

Читайте также

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.

kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Настоящее ограбление банка, породившее у всего мира стокгольмский синдром

«Приезжайте в Швецию», — сказал голос в телефоне между глотком рома и затяжкой сигары. «Я отвечу на все, что ты, блядь, захочешь».

На линии был Кларк Олофссон, один из самых известных шведских преступников 20-го века. Он давно попал в заголовки таблоидов за ограбление банков, побег из тюрьмы и насмехаясь над властями своими в высшей степени цитируемыми интервью, приправленными, как это часто бывает, годами, когда он читал историю и философию в своей камере. Красивый и харизматичный, Олофссон был иконой контркультуры в 1919 году. Швеция 70-х. Он был, как выразился один репортер, «неряшливой скандинавской смесью Джесси Джеймса и Уоррена Битти».

Мне было интересно поговорить с Кларком Олофссоном, потому что он сыграл заметную роль в расследовании преступления, которое я расследовал. 23 августа 1973 года высокий мускулистый мужчина вошел в банк в центре Стокгольма, накрашенный, в дамском парике и в темных очках. Он выхватил пистолет-пулемет и выстрелил в потолок, крича: «Вечеринка начинается!» Затем он взял заложников и выдвинул свои требования: он хотел, чтобы ему доставили 3 миллиона шведских крон (около 4 000 000 долларов на сегодняшний день) и Кларка Олофссона, который в то время находился в тюрьме.

На площадь перед банком высыпала полиция, за ней репортеры, фотографы, съемочная группа, а вскоре и большая толпа зрителей. Ход преступления собирались транслировать в прямом эфире.

Исправьте свою историю в одном месте: подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень TIME History

Затем, к удивлению многих, Олофссона действительно доставили в банк и передали стрелку, Яну-Эрику или Янне. Олссон. Это было первое из многих спорных решений, принятых полицией по мере роста напряженности и нестабильности ситуации. Как они могли выпустить этого опасного преступника в банк, где эксцентричный стрелок держал в заложниках сотрудников? Страна была очарована. Записи шведских СМИ показывают, что мероприятие в разгаре привлекло не менее 73% зрителей.

Я впервые увлекся этой историей, когда жил в Швеции в 1990-х годах и проходил мимо места, где произошел кризис с заложниками, по пути в библиотеку, где я изучал то, что стало моей первой книгой. В то время история напомнила мне классический фильм Сидни Люмета « Собачий полдень » с Аль Пачино в главной роли. Но было и много различий, не в последнюю очередь из-за того, что шведское дело с заложниками в конечном итоге привлекло премьер-министра страны Улофа Пальме и выковало новый способ понять сложные эмоциональные отношения между похитителем и пленником: стокгольмский синдром.

Стокгольмский синдром традиционно определяется как склонность заложника сочувствовать, отождествлять себя с похитителем или формировать прочные связи с ним. Психиатр, помогавший стокгольмской полиции, Нильс Беджеро, изучил взаимодействие Олссона, Олофссона и четырех заложников, а затем изложил прессе общие параметры концепции. Позже эта теория была разработана психиатрами, психологами и участниками переговоров о заложниках в Швеции и Соединенных Штатах, в частности, в Департаменте полиции Нью-Йорка и ФБР. Эта концепция «связи с террором» будет неоднократно вызываться на протяжении многих лет, чтобы объяснить поведение жертв в громких делах о похищении людей и захвате заложников от Патрисии Херст до Элизабет Смарт, и она будет иметь долгую жизнь в кино, на телевидении и в популярной культуре. .

Но, к моему удивлению, не было англоязычных книг об оригинальном кризисе с заложниками, который вдохновил Стокгольмский синдром. Итак, я решил изучить его подробнее. В конце концов, за эти шесть августовских дней я провел более трех лет на полную ставку. Я прочитал все документы Стокгольмской полиции и судебные документы по этому делу, а также щедрые публикации в десятках газет и журналов Швеции и мира. Я смотрел выпуски новостей по шведскому телевидению, в том числе необработанные кадры, когда съемочная группа оставляла камеры направленными на банк или машину для побега, опасаясь упустить какое-либо развитие кризиса, который в любой момент мог закончиться внезапно и жестоко.

Стокгольмская полиция, как выяснилось, тоже не отключала свои камеры, находясь внутри банка. Более того, им удалось разместить микрофоны возле хранилища, куда укрылись Олссон, Олофссон и заложники. Записи этих замечательных разговоров, час за часом, давали бесценное представление о силах, которые двигали событиями, и раскрывали, что стокгольмский синдром заключался в гораздо большем, чем обычно изображается, и на самом деле популярное представление о том, что означает стокгольмский синдром, не соответствовало действительности. часть оригинальной истории.

Для меня архивная работа всегда является изюминкой исследовательского процесса. Но в этот раз у меня также была возможность задать свои вопросы непосредственно основным участникам. Не только Кларк Олофссон, но и стрелок Янне Олссон, который вернулся в Швецию после многих лет в Таиланде. Многие другие люди согласились рассказать о своем опыте, в том числе полицейские, журналисты и, прежде всего, заложники, которым впервые был поставлен «диагноз» стокгольмского синдрома.

Сначала моей целью было просто рассказать историю о том, что произошло в 1973 — история, которую, на мой взгляд, нужно рассказать. Однако, когда я копнул глубже, я понял, что это больше, чем реальная история о драме и неизвестности, когда на волоске висят молодые жизни. Кризис с заложниками приведет к реформе полиции, вызовет бурные дебаты о роли СМИ в обществе и, что наиболее известно, продолжит жить в стокгольмском синдроме. Эта концепция распространилась из банка в Швеции в области психологии, кризисных переговоров и популярной культуры, но только примирившись с ее происхождением, мы можем лучше понять реальное влияние такой травмы на человеческий разум.

Нортон

Дэвид Кинг — автор книги «Шесть дней в августе: история Стокгольмского синдрома», номер , доступной в настоящее время на веб-сайте W. W. Нортон и компания.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Стокгольмский синдром — JSTOR Daily

У Яна-Эрика Олссона был план. Сбежавший каторжник проник в Sveriges Kreditbank на площади Норрмальмсторг в Стокгольме летним днем ​​1973 года. Он был вооружен автоматом, взрывчаткой, веревкой и транзисторным радиоприемником. Это был налет, подобного которому Швеция еще не видела. С поддельным американским акцентом Олссон приказал полиции доставить 710 000 долларов вместе с машиной для бегства и своим заключенным другом Кларком Олофссоном. Если они не выполнят каждое из его требований, он пообещал причинить вред четырем банковским служащим, которых он взял в заложники. Все они доверяли ему больше, чем полиции.

Так называемое ограбление Норрмальмсторга закончилось через шесть дней, и Олссон оказался под стражей. Четверо заложников вышли целыми и невредимыми, не испытывая недоброжелательности по отношению к своему похитителю. Полиция, по их мнению, была теми, кто действительно угрожал их жизням. Эта необычная симпатия вдохновила поп-психологов на фразу «Стокгольмский синдром» — ярлык, который быстро прикрепили к другим случаям — например, к печально известному похищению в 1974 году газетной наследницы, ставшей грабительницей банков Пэтти Херст. Но первоначальный стокгольмский кризис с заложниками показал гораздо больше: из-за уникальной маскировки Олссона ограбление послужило комментарием к американскому преступнику и продемонстрировало, насколько плохо транслировалась эта самодовольная фигура.

Олссон родился и вырос в Швеции. Однако, когда он прибыл в Кредитбанк 23 августа, он не говорил на родном языке. Он выкрикивал приказы по-английски, скрывая свою личность. Согласно отчету Дэниела Лэнга New Yorker об ограблении, он также надел «очки из магазина игрушек и густой коричневый парик; его щеки были нарумянены; а его красновато-коричневые усы и брови были выкрашены в угольно-черный цвет».

Но американский акцент оказался, пожалуй, самым важным элементом его мультяшной маскировки. Он объявил о своем присутствии клиентам и кассирам в банке выстрелом в потолок и криком: «Вечеринка только началась!» Эту фразу Олссон позаимствовал из «американского фильма о каторжнике на свободе», как писал Лэнг, хотя точный фильм так и не был указан. Это был не единственный странный намек на американскую поп-культуру в тот день. Когда на место происшествия прибыл сержант полиции в штатском, Олссон угрожал ему пистолетом, дразня, чтобы тот спел песню. Сержант выбрал «Одинокий ковбой» Элвиса Пресли, предполагая, что (на первый взгляд) американец перед ним будет наслаждаться знакомой мелодией.

Под этим вымышленным именем Олссон демонстрировал склонность к насилию, которая была в значительной степени чужда Швеции. Как отмечается в отчете Стокгольмского университета о преступности в странах Северной Европы с 1950 по 2010 год, в конце 1950-х годов грабежи были «более или менее неслыханными в этих странах». К 1973 году грабежи в Швеции все еще не были обычным явлением, хотя и резко росли. Согласно отчету, количество грабежей в стране выросло с 469 зарегистрированных преступлений на 100 000 человек в 19с 60 до 1511 в 1970 году. Десять лет спустя это число подскочило до 3427.

«Мне казалось, что я вижу то, что может произойти только в Америке».

Это было частью общего роста насильственных преступлений, который возник в Швеции в середине 1960-х годов, но эта тенденция еще не проявилась в полной мере — по крайней мере, Олссон в это не верил. Позже он сказал Лангу из тюрьмы, что сделал ставку на «глубоко укоренившееся отвращение к насилию» в Швеции, предполагая, что полиция пойдет ему на огромные уступки, чтобы избежать кровопролития. Он не ошибся. По указанию Олссона шведские правоохранительные органы освободили Олофссона, который в то время отбывал шестилетний тюремный срок в исправительном учреждении Норчепинга, и сопроводили его в банк, где он должен был стать сообщником Олссона. Они также приобрели для пары синий Ford Mustang вместе с выкупом в размере 710 000 долларов.

Единственным пунктом, по которому полиция и шведское правительство не сдвинулись с места, были заложники. Олссон хотел, чтобы они были с ним в машине, в касках и пуленепробиваемых жилетах. Полиция отказалась, что привело к шестидневному противостоянию.

Ограбление широко освещалось в печати и на телевидении, где в вечерних передачах доминировала так называемая «банковская драма». По словам Ланга, шведские семьи собирались возле Кредитбанка, «пытаясь представить себе, что за этим стоит, озадаченные тем, что их страна, стабильная и просвещенная, должна стать местом действия столь непристойного эпизода, распространенного, хотя захват заложников мог происходить где-то еще. ». Но если шведы изо всех сил пытались понять, как такое преступление могло произойти в их доме, они легко могли представить, что это происходит где-то еще. Как сказала Лэнгу одна из заложниц, Кристин Энмарк: «Мне казалось, что я вижу нечто, что могло произойти только в Америке».

Что, по мнению Энмарка и других шведских граждан, происходило в Америке? США долгое время пользовались фантастической репутацией за границей как место с «золотом на улицах, возможностями и неограниченной свободой», как писал в 1954 году Франклин Д.

Скотт, профессор истории Северо-Западного университета. Но с началом войны во Вьетнаме , волна политических убийств 1960-х годов и всеобщая суматоха, назревающая между контркультурой и истеблишментом, американская мечта превращалась в американское заблуждение. Эта расплата также пролила свет на более темные аспекты американской традиции. «На протяжении большей части нашей истории и для очень многих людей Америка, несомненно, обладала нереальной, почти вымышленной аурой», — писал ученый Г. Д. Лиллибридж в 1919 г.65. «Даже американское насилие — индеец на тропе войны, стрелок Запада, гангстер города — теряло свою жестокую реальность, если смотреть на него через Атлантику или Тихий океан, и приобретало романтическую привлекательность, недоступную, например, испанской инквизиции, — заметил Лиллибридж.

«Романтическую привлекательность» легче всего понять через американские народные легенды, связанные с Джесси Джеймсом, Билли Кидом, Сэмом Бассом и Чарльзом Артуром «Красавчиком» Флойдом.

Все эти люди были реальными, но годы мифологизации превратили их в любимых выдуманных персонажей, символизирующих американский индивидуализм. Преступник, как определяет его фольклорист Ричард Э. Мейер, буквально означает «тот, кто стоит вне закона и бросает ему вызов». Но чтобы этот уникальный американский архетип заработал, он должен превратиться в Робин Гуда, человека из народа, который никогда не нападает на простых людей, а только на коррумпированных угнетателей. Даже в этом случае преступник скупо применяет насилие, придерживаясь необычного, но жесткого морального кодекса. «Приемлемы только определенные виды внелегальной деятельности, — пишет Мейер.

Для Мейера, «[когда] нарушитель закона выходит за эти ограничения, он перестает быть преступником и становится преступником, то есть тем, чьи действия безусловно предосудительны для всех слоев общества. Задержание банков, поездов или бронированных автомобилей Brinks является незаконной деятельностью; это приемлемо для народного сознания, которое дойдет даже до того, что одобрит случайные убийства, при условии, что они явно совершаются в рамках того, что можно было бы назвать «исполнением долга».

, акты садизма и терроризма — это преступная деятельность, и сторонники героев-преступников будут так же быстро осуждать их практикующих, как и любой другой сегмент общества».

«Они молоды… они влюблены… и убивают людей».

На самом деле несколько американских преступников не прошли это испытание. По словам эксперта по фольклору Кента Л. Стекмессера, Джесси Джеймс «совершил несколько хладнокровных убийств», в то время как Билли Кид и его банда застрелили шерифа округа Линкольн и заместителя шерифа «из-за прикрытия глинобитной стены». действие, которое явно не было самообороной. Эти исторические детали обычно исключались из их повествований, чтобы сохранить их популярный образ народных героев. Но ко времени ограбления Норрмальмсторг насилие в американском воображении перестало быть препятствием для преступников.

Бонни Паркер и Клайд Бэрроу, где-то между 1932 и 1934 через Wikimedia Commons Этим преступникам эпохи Великой депрессии приписывают череду ограблений банков, похищений людей, побегов из тюрьмы и подозреваемых в 13 убийствах, и, хотя фильм затушевывает некоторые аспекты их истории, он не уклоняется от их насилия. Бонни и Клайд включает в себя многочисленные перестрелки с правоохранительными органами, а также жестокое убийство гражданского лица. Клайд стреляет в лицо банковскому служащему. Бонни и Клайд в конце концов умирают под кровавым градом пуль в сцене, которая стала одним из первых крупных случаев использования пиропатронов в истории Голливуда. Таким образом, насилие составляло немалую часть фильма; это было неизбежно, и это было важно. Это было подчеркнуто слоганом: «Они молоды… они влюблены… и убивают людей».

Такого рода антигерои, представлявшие собой обновленную версию народной фигуры вне закона, с менее сглаженными краями, становились все более заметными в Голливуде по мере того, как новое поколение кинематографистов выпускало более смелые и кровавые фильмы, многие из которых уходят корнями в историю США. Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид сыграли харизматичных Пола Ньюмана и Роберта Редфорда в роли печально известных преступников, которые, как Бонни и Клайд, вышли из-под обстрела. Бесплодные земли беллетризовали 19Серия убийств подростковой пары Чарльза Старквейзера и Кэрил Энн Фьюгейт в 50-х годах. Вскоре даже кинополицейские начали походить на преступников, поскольку Грязный Гарри и Попай Дойл из The French Connection вершили жестокую и совершенно незаконную форму правосудия.

Хотя неясно, какой «американский фильм о заключенном на свободе» Олссон смотрел перед тем, как ворваться в Кредитбанк, очевидно, у него было много вариантов. Но что происходит, когда кто-то берет преступника из американской истории, фольклора и поп-культуры и переносит эту идею в совершенно другую страну? Ограбление Норрмальмсторга ошеломило Швецию, и мало кто нашел в преступлении Олссона что-то «героическое» или простонародное. Кай Ханссон, еще один шведский вор, которого полиция изначально считала стоящим за ограблением Норрмальмсторга, на самом деле призвал их из укрытия и «с негодованием отрицал, что он опустится до такого гнусного поступка, как захват заложников», — сообщил Ланг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *