Заключение педагога психолога по результатам обследования – . , — .

Содержание

Учебно-методический материал на тему: ЗАКЛЮЧЕНИЕ В СУД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД 3 № КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  г. МОЖАЙСКА

143200, Московская область, г. Можайск, ул. Российская, д. 9а.

тел.:  22-494

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ОБСЛЕДОВАНИЯ  

ХХХХХХХХ   ДАШИ  18.10.2008 г.р.

        Данное психологическое обследование было проведено по личному заявлению Багишевой Татьяны Евгеньевны и разрешению руководителя МДОУ № 3 г. Можайска Шумаковой Татьяны Андреевны от 21.11.2012 года.

На обследование Даша пришла с осторожностью, тревогой, не выпуская мамину руку.  Было видно, что новая обстановка и незнакомые люди вызывают беспокойство у девочки. Только тогда, когда я ее заверила, что пока мы будем общаться, мама будет рядом в коридоре и никуда не уйдет, а потом присоединиться к нам в кабинет Даша немного успокоилась и начала сотрудничать.

        В ходе проведения психологического обследования — беседы, было выявлено следующее:

— Даша общительный ребенок. Поведение ребенка адекватное, ориентированное на совместную деятельность;

        — Даша отличается хорошим развитием речи, имеет большой словарный запас, правильно строит предложения и рассуждает по поводу способов  выполнения действий;

        — Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и  зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-действенное мышление, развиты элементы наглядно-образного мышления.

        В своей беседе Даша охотно рассказывает, что она живет с мамой и  бабушкой Люсей. Также, что в ее семье есть Витя, Женя и дедушка Женя.  Что она с удовольствием ходит в детский сад, посещает занятия фигурного катания и гимнастики. С мамой они много занимаются, Даша умеет читать короткие слова по слогам, знает и охотно рассказывает детские стихи.  Женя  и Витя с ней играют, ходят все вместе гулять. Дома у нее много игрушек, книжек. На вопрос, а кто у тебя живет в Москве, Даша ответила — никто. На вопрос, а знает ли она своего отца, Даша ответила, что папа плохой, она его боится и видеть не хочет. При этом Даша расплакалась. На вопрос, почему он плохой, она ответила, что он бьет маму и  сильно кричит, подтвердив, что видела это сама. Немного успокоившись, Даша сказала: «Вместе с папой не хочу жить». На вопрос, почему она ответила, что он бил ее тоже по попе и по  

Стр 1из 2

ножке. По ее словам папу она не видела очень давно, а бабушку вообще не видела.

С целью определения самооценки ребенка была проведена тестовая методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур), в ходе которой была выявлена адекватная оценка девочки по отношению к себе.

        С целью изучения личного мира Даши, ее отношения к своим родным был проведен тест «День рождения» (автор М. Панфилова). Дашей был определен список гостей, который был мною записан, но в него она не включила папу и «его бабушку», как ее называет Даша. Я упросила ее «пригласить» их тоже. В результате выявилось, что близкие, доверительные, приятные отношения у Даши с мамой, бабушкой Люсей, Женей, Витей, дедушкой Женей она их рассадила рядом с собой. Папу и другую бабушку она сажать за стол отказалась, но после моих уговоров она их «посадила» вместе на противоположную сторону.

        Для выявления уровня тревожности у Даши  был проведен тест «Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста» (авторы Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен), в результате которого был выявлен повышенный индекс тревожности (ИТ = 52, 5%).

        Для выявления уровня страха была использована проективная методика «Два домика» (автор М. Панфилова). Даше было предложено расселить своих родных в домики: в красный тех, кого она не боится, а в черный, кого боится. В результате в черный домик Даша поселила папу и «его бабушку».

        Заключение. Даша эмоционально очень привязана к членам своей семьи, с которыми она живет, в первую очередь к маме. У нее наблюдается повышенный уровень тревожности. Она очень болезненно реагирует на какие-либо изменения в жизни, испытывает страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Ребенок постоянно находится в ожидании неприятностей и не ждет ничего хорошего от встречи с отцом. Т.к. сейчас у Даши сензитивный (чувствительный) период развития, то различного рода отрицательные перемены в ее жизни могут негативно повлиять на развитие психики ребенка в дальнейшем.

        Рекомендовано с целью сохранения психологического здоровья ребенка общение Даши с отцом и другими родственниками проживающими отдельно от ребенка проводить в присутствии мамы в обстановке привычной для девочки.                                                                              

                                                  23.11.2012 г.  

             Педагог-психолог МДОУ № 3:                                         /Полина Ю.С./

             Заведующий МДОУ № 3:                                                /Шумакова Т.А./

Стр. 2 из 2

nsportal.ru

Примеры заключений, характеристик, представлений педагога-психолога на ПМПК

Главная > Психологам > Документация > Примеры заключений, характеристик и представлений на ПМПК

Одним из важных направлений работы педагога-психолога в образовательном учреждении является психологическая диагностика, которая проводится с целью определения уровня развития у ребенка психических процессов, особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, межличностных отношений.

По результатам проведенного психодиагностического обследования педагог-психолог составляет психологическое заключение, в котором должны быть отражены все особенности познавательного, эмоционально-личностного и коммуникативного развития ребенка, анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-развивающей или профилактической работы.

Если психологическое обследование проводилось по запросу психолого-медико-педагогической комиссии (консилиума), то по результатам диагностики педагог-психолог составляет представление на ПМПК, в котором также в обобщенной форме, анализируя полученные данные, описывает психологические особенности развития ребенка.

Ниже вы найдете примеры и образцы составления психологического заключения, характеристики и представления педагога-психолога на ПМПК.

Педагог-психолог_________________

Сроки проведения исследования______________

Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)________


Причина исследования____________________
План исследования, рабочая гипотеза________ … Читать далее

Ф.И. О. ребенка __________

Код ребенка

Возраст ребенка______

Дата обследования________

Ф.И.О. психолога_________

I. Общая характеристика возрастного развития


1. Физическое развитие_________
2. Внешний вид ________________
3. Крупная моторика_____________ … Читать далее

Ф. И. О. ученика ____________

Возраст_________класс / группа _________


Особенности поведения, общения, привычки и интересы ______
Сформированность социально-бытовой ориентировки __________
Моторная ловкость __________
Ведущая: рука _____…Читать далее

Ф.И. ребенка:

Дата рождения: Возраст на момент обследования: 5 лет 2 мес.

Дошкольное учреждение: старшая группа №

1. Внешний вид и поведение в ситуации обследования: внешний вид опрятный, легко и быстро вступает в контакт со взрослым, контактен, на вопросы отвечает охотно; инструкцию взрослого понимает только после многократного повторения, проявляет заинтересованность при выполнении заданий…Читать далее

Фамилия Имя

Дошкольное учреждение: МБДОУ №___ группа №___

Возраст на момент обследования: 6 лет 8 мес.

Ребенок легко и быстро вступает в контакт, инструкцию взрослого понимает, но не сохраняет до конца задания, часто переспрашивает. Включается в работу с трудом, темп медленный, часто отвлекается, легко переключается с одного вида деятельности на другой. При внешней поддержке взрослого работает сосредоточенно, спад работоспособности отмечается ближе к концу занятия…Читать далее

Фамилия Имя (6 лет) посещает МБДОУ Детский сад № логопедическую группу №__ с 1 сентября 201_ года.

Общая характеристика возрастного развития

Внешний вид опрятный, легко и быстро вступает в контакт, инструкцию взрослого принимает и сохраняет до конца задания, проявляет заинтересованность при выполнении заданий …Читать далее

kids-psyhology.ru

Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)

Заключение психолога по результатам психологического обследования имеет определенную структуру. Проанализируем те моменты, которые важно отразить в данном документе, а также рассмотрим один его образец.

Анализ внешнего вида ребенка

Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов. Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста. Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.

Поведение ребенка в беседе с психологом

Психологическое обследование ребенка дошкольного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию.

Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования. Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования. Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности.

Специфика деятельности

Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания. Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного отношения к похвале, порицанию за работу. Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования.

Работоспособность

Психолог анализирует колебания в работоспособности, отмечая тот временной промежуток, на протяжении которого малыш работал целенаправленно, продуктивно. Кроме того, выявляется причина усталости, соотносится характер деятельности и быстрота утомляемости, выявляются причины. Полученные результаты также вписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. Особое внимание специалист уделяет изменениям эмоционального состояния ребенка: появлению неадекватного смеха, проявлению плаксивости, что свидетельствует о переутомлении. Психолог отмечает взаимосвязь между работоспособностью и сменой мотивации, определяет тот тип, который в большей степени повлиял на работоспособность ребенка.

Анализ внимания

Тест на психотип позволяет выявить такую важную характеристику психической деятельности ребенка, как внимание. Оцениваются возможность сосредоточиться на определенной деятельности, умение переключать внимание, распределять его в неучебных заданиях. Специалист анализирует связь между устойчивостью внимания и объемом восприятия. Выявляется присутствие флуктуации внимания, специфика его изменения при переутомлении либо возбуждении ребенка, влияние такого фактора, как гиперактивность, на параметры внимания.

Специфика латерализации

При ее анализе выявляется присутствие элементов левшества. Основным параметром проводимого анализа будет оценивание взаимосочетания левого глаза и ведущей левой руки, правого уха и правой руки. Психолог при проведении анализа учитывает специфику деятельности малыша, которые в какой-то степени связаны с латерализацией. Он наблюдает за тем, с какого угла ребенок начинает рассматривать картинку, выявляет направление рисования, руку, в которой он держит карандаш или кисточку.

Особенности моторики

Осуществляется анализ общей «уклюжести» малыша, особенности движений в замкнутом пространстве. Психолог наблюдает за тем, как ребенок поднимает упавшие на пол карандаши, сбивает ли он в это время другие предметы. Проверяется и умение выполнять координированные и ритмичные движения, к примеру, бегать на месте, маршировать. Оценивается умение рисовать, писать, чтобы выявить сформированность мелкой моторики. Малышу предлагают завязать шнурки на ботинках, застегнуть пуговицу на кофточке, вырезать ножницами определенные детали. На основании полученных результатов составляются рекомендации психолога для родителей по дальнейшему развитию их ребенка.

Оценка речи

Оценивание речевой активности является важным элементом логопедического обследования. Важно выявить качество произношения звуков, объем словарного запаса, уровень речевой активности, соотношение между объемами пассивного и активного словарей. На основании полученных данных составляются рекомендации психолога о готовности малыша к обучению в школе. Особое внимание специалист уделяет умению ребенка вести диалог, отвечать на задаваемые психологом вопросы, предлагать свои. Изучается умение пользоваться речевыми конструкциями при составлении предложений.

Во время психологического исследования проверяется сформированность социально-бытовых ориентиров, соответствие их возрастным особенностям ребенка.

Вариант заключения по итогам психологического исследования

Предлагаем образец заключения, сделанного психологом по результатам индивидуальной диагностики.

Сначала указываются данные ребенка, его дата рождения. Далее отмечается уровень речевого развития: обширный словарный запас, умение строить предложения, высокий уровень речевой активности.

Отмечается развитое логическое мышление. Подтверждается соответствие долговременной и кратковременной памяти возрастным особенностям.

Моторика предполагает правую ведущую руку и должна быть развита в полном соответствии с возрастом.

Психолог отмечает и анализирует ряд других моментов.

Навыки самообслуживания:

  • Сформированность в полном соответствии с возрастными нормами.

Возможность успешного усвоения учебной программы:

  • Средняя работоспособность.
  • Неусидчивость при выполнении заданий в группе, быстрая утомляемость, отвлечение от предложенной работы.
  • Индивидуальная работа выполняется без замечаний.

Эмоциональная сфера:

  • Нестабильное эмоциональное состояние.
  • Высокая активность.
  • Демонстрация желания быть лидером группы.
  • Проявляется нетерпимость к ошибкам других детей.

Коммуникативная компетентность:

  • В процессе обсуждения конфликтных ситуаций быстро находит конструктивные решения, но не использует их в реальной жизни.

Далее предлагаются рекомендации психолога, в которых указывают основные направления дальнейших действий родителей и воспитателей.

  1. Консультация у психоневролога, посещение семейного приема.
  2. Использование сенсорной комнаты для снижения психоэмоционального напряжения.
  3. Запись на тренинговые группы, в которых детей обучают навыкам совместного общения.
  4. Мотивация ребенка без системы наказаний, только путем поощрения.
  5. Демонстрация через ролевые игры правил поведения в обществе. Совместный просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, обязательное их обсуждение.
  6. Родители не должны кричать в присутствии малыша, важно оградить его от выяснений семейных отношений.
  7. Соблюдение режима дня должно быть обязательным, в него желательно вводить некоторые ритуальные моменты. Например, перед сном малыш будет выпивать стакан йогурта, так ему будет проще организовывать свое время.

fb.ru

Образец заключения педагога-психолога. «Заключение по результатам психологического обследования».

Заключение по результатам психологического обследования

обучающегося 2 «А» класса

Иванова Ивана Ивановича

09.09.2009 года рождения

Иван обучается в ОО по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2).

На момент диагностического обследования Ивану полных 8 лет. Инструкции педагога-психолога слушает внимательно, задания выполняет, принимает помощь.

Осведомленность и общие знания ниже возрастной нормы. Пространственно-временные представления сформированы недостаточно.

Объем и степень распределения внимания низкие. Ивану довольно сложно удерживать в центре внимания несколько не связанных между собой объектов. Внимание неустойчиво, легко отвлекается посторонними вещами. Концентрация внимания и скорость переработки информации — низкие. Иван неусидчив, быстро утомляется.

Объем зрительной кратковременной памяти средний. Объем слуховой смысловой памяти низкий. Зрительно-моторная координация развита слабо.

Уровень интеллекта ниже возрастной нормы. У мальчика не сформирована полноценная операция обобщения, возникают трудности при выделении закономерных связей между предметами и явлениями. Умеет обобщать знакомые понятия, но допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяет существенные признаки несущественными. Доминирует формально-визуальное мышление, которое характеризуется несформированностью мышления по аналогии.

Учебно-познавательная мотивация развита слабо. Недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала. В ходе наблюдения во время уроков важно отметить, что Иван не всегда слышит учителя, занимается посторонними вещами.

Педагог-психолог

«___»_________ 2018 года

infourok.ru

Материал на тему: Психологическое заключение по результатам обследования профессионального выгорания педагогов ДОУ

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

Психологическое заключение

по результатам обследования профессионального выгорания педагогов АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка»

Подготовил:

Педагог-психолог

Музыка О.И.

Г. Радужный

В ходе исследования была поставлена цель — выявить симптомы профессионального выгорания и личностных особенностей у педагогов ДОУ. В исследовании приняли участие 29 педагогов.

Была использована методика  диагностики уровня эмоционального выгорания  опросник на «профессиональное выгорание» К.Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Методика предназначена для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е.Водопьяновой.

Опросник имеет три шкалы: 1)эмоциональное истощение (максимальная сумма баллов-54), 2)деперсонализация (максимальная сумма баллов-30), 3)редукция личных достижений (максимальная сумма баллов-48).  

На основе полученных данных составлены рекомендации по профилактике  профвыгорания и психологической помощи «выгорающим» педагогам.

Теоретическое обоснование. Интерес к синдрому «выгорания» возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.

Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром «выгорания» обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек—человек», например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.

Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягщены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели «выгорания» и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, «выгорание» — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профессиональными группами.

Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают «выгорание» как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми.

Третий компонент «выгорания» — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Цель. Овладение методикой измерения психического «выгорания» согласно трехмерной модели данного синдрома.

Инструкция. Исследование проводится индивидуально или в группах персонала «сервисных» или коммуникативных профессий. Это медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты.

Испытуемым выдают лист для ответов (опросник) и сообщают, что цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек— человек» рассматривают свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем испытуемым предлагают 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участник опроса должен внимательно прочитать каждое утверждение и решить, чувствует ли он себя так же относительно своей работы. Если у испытуемого не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 («ноль» — никогда). Если у него возникало такое чувство, ему следует указать, как часто это случалось, поставив «крестик» в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний этого.

После обработки были получены следующие результаты:

По первой шкале «Эмоциональное истощение» — из 29 педагогов высокий уровень эмоционального истощения у 5 педагогов (17,2%), средний уровень у 21 (72,4%), низкий уровень у 3 педагогов (10,4%).  По второй шкале «деперсонализация» — у 1 педагога (3,4%)  высокий уровень деперсонализации, у 7 (24,2%) средний уровень, у 24 (72,4%) низкий уровень. По третьей шкале «редукция личных достижений» — С высоким уровнем редукции личных достижений 28 педагогов (96,6%), средний уровень у 1 (3,4%), с низким уровнем нет. Высокий уровень профессионального выгорания имеют 8 педагогов (27,6%), средний уровень у 21 педагога (72,4%), с низким уровнем выгорания педагогов нет.

Из этого следует вывод, что самый высокий процент выгорания по третьей шкале «выгорания» — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

        Проблема лежит в личностных факторах. На высоком уровне статистической значимости прослеживаются различия по сформированности стадии в целом, по симптомам «неудовлетворенность собой», «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей». На высоком уровне значимости есть различия по уровню ощущения «тревоги и депрессии».

        Эмоциональное истощение, прежде всего, связано с такими показателями, как широта интересов, конфликтность, косвенная вербальная и физическая агрессия, негативная агрессия.

Позитивная агрессия (это такие показатели, как напористость и неуступчивость), напротив, препятствует развитию такого компонента выгорания, как индукция личных достижений.  

И, хотя в целом показатели агрессии у педагогов невысоки по сравнению со среднестатистическими данными, а показатели аутоагрессии (агрессии, направленной на себя) у педагогов значительно превышают показатели гетероагрессии (агрессии, направленной на других), усиление агрессивного компонента, цинизма, враждебности и конфликтности в общении являются показателями, а возможно, и факторами повышенного уровня выгорания, эмоционального дефицита, ощущения «загнанности в клетку».

В то же время показатель уровня стресса положительно корреллирует как со  сдержанностью, так и с прямой вербальной агрессией, что говорит о необходимости овладения методами саморегуляции и способами социально-приемлемого выражения своих чувств.

Профилактика и коррекция выгорания

Проблема «профессионального выгорания» представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья педагогов.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе с «синдромом сгорания, можно разделить на четыре  направления:

1) приспособление себя к работе – развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком;

2) приспособление работы к себе – включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе;

3) экономичный расход «эмоционального топлива» — уменьшение эмоциональных затрат, связанных с взаимодействием с другими людьми. Это можно осуществить с помощью способов «разделения ответственности», формализации и структурирования своей деятельности, использования «техник» и др.;

4) восстановление – мероприятия, направленные на восполнение эмоциональных потерь, способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия (отслеживание результата, получение благодарности, материальное вознаграждение и др.) .

Большое значение имеет предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с их работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиенических и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий трудной работы с людьми.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя  методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

Можно сделать вывод о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания  специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом.

Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста.

Если развитие выгорания предотвратить не удалось, и профессиональная деятельность вызывает проявления, характерные для синдрома эмоционального сгорания, восстановление психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами.

Тем не менее, можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен.

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень психологической устойчивости.

2) Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. На некоторых людей возможность осваивать новое действует благотворнее, чем, например, материальное поощрение. Нужно стараться применять невостребованные навыки и знания сотрудников для решения новых задач. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы. Чувство причастности к общему делу и командный дух являются сильным мотивирующим фактором. Сотрудники с таким мотивом готовы жертвовать своими личными интересами и временем, работая на достижение общих целей. Для этого необходимы совместные досуговые  мероприятия, участие в субботниках, тренинговых группах. Эффективным мотивирующим средством могут стать кадровые перемещения – и необязательно по вертикали. Для педагогов это может быть возможность  работы с детьми разного возраста и перемена воспитателя, работающего в паре.

Все педагоги  должны иметь возможность высказывать идеи и предложения.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большие карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делают человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных педагогических  ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Педагог-психолог:                                                      Музыка О.И.

nsportal.ru

Образец «Психологическое заключение на ПМПК»

Психологическое заключение

Ф.И.О. ребёнка: ______________________________

Дата рождения: _______________________________

Адрес: _______________________________________

Школа/класс: ________________________________

В ситуации индивидуального обследования девочка спокойна, эмоционально сдержана. Не проявляет интерес к тестовым заданиям, но предложенные задания выполняет до конца. Действует методом проб и ошибок. Допущенные ошибки исправляет после указания на них взрослого. Имеет опрятный внешний вид.

Общий кругозор узок, ограничен рамками усвоенного школьного материала. Знания о ближайшем окружении недостаточны.

Мелкая моторика развита слабо. При выполнении графических заданий девочка испытывает затруднения. При рисовании линии неровные, присутствуют исправления, штриховка неравномерная. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в одновременном действии обеими руками. Ведущая рука правая. Не отмечено нарушений общей моторики.

Характеристика познавательного развития:

Восприятие (зрительное и слуховое) снижено. Испытывает трудности при назывании недорисованных фигур. При составлении разрезных картинок использует метод проб, необходима помощь взрослого. Допускает ошибки при соотнесении предметов по форме, величине. Знает и называет основные цвета, формы. При определении пространственных отношений по отношению к себе и к другому предмету («справа, слева от…») ошибается. Путает пространственные предлоги. Нуждается в обязательном упрощении вопросов и инструкций.

Уровень развития произвольного внимания снижен. Внимание характеризуется средним объёмом, недостатками переключения и распределения. В динамике характеристики внимания снижаются, появляются ошибки, снижается быстрота реакции. Ребёнок медленно врабатывается, испытывает трудности в переработке и удержании инструкции. При выполнении заданий необходима направляющая помощь взрослого.

Объём кратковременной слуховой памяти снижен — 4 слова, скорость запоминания средняя (8 слов после 5-и повторений). Объём отсроченного воспроизведения низкий — 30%. Объём зрительной памяти снижен – 5 предметов. Преобладающая модальность смешанная. При припоминании включает в ряд не предъявляемые элементы.

Наглядно-образное мышление снижено. Развитие словесно-логического мышления ниже возрастной нормы. Анализ и синтез проводит с опорой на наглядность. Обобщает предметы по понятийному признаку, иногда затрудняется подобрать обобщающее слово. При составлении последовательности из 6-х картинок допускает ошибки, затрудняется в установлении причинно-следственных связей, необходима помощь взрослого. Речь бедная, предложения односложные. Рассказ бедный по содержанию, невыразительный. Описание в рассказе недостаточно полное и не всегда связное. Развитие мышления и развитие речевой функции не соответствует возрастной норме.

Воображение — репродуктивное.

Характеристика личностно-эмоционального развития:

Познавательный интерес неустойчивый, зависит от успехов ребёнка, настроения. Отношение к школе положительное, но школа привлекает внеучебной деятельностью (общение и игры со сверстниками). Волевые возможности невысоки, нуждается в руководстве взрослого. Ориентирована на индивидуальную работу с педагогом.

Самооценка высокая, что соответствует возрастной норме.

Темп деятельности средний, работоспособность средняя, зависит от наличия интереса к предмету деятельности.

Девочка спокойная, уравновешенная, в течение дня настроение ровное. Аффективных вспышек и агрессии не наблюдается.

Во взаимодействии со взрослыми и детьми не конфликтна. Коммуникативные навыки недостаточны. К общению стремится, однако контакты с детьми не всегда продуктивны, не умеет договариваться, на замечания детей обижается. Среди сверстников часто занимает позицию ведомого. К педагогам и специалистам относится с доверием, всегда идёт на контакт.

Коррекционно-развивающая работа:

В течение года с ребёнком проводилась работа по коррекции познавательных процессов. Получены положительные результаты. Наблюдается прогресс в развитии внимания, памяти, мышления. Усвоены основные обобщающие понятия, возросла активность на индивидуальных занятиях, расширился предметный словарный запас. Однако уровень познавательного развития ребёнка по-прежнему снижен.

Заключение: Уровень развития основных познавательных процессов снижен. Мелкая моторика рук слабая. Познавательная активность недостаточна. Коммуникативные навыки развиты недостаточно.

Рекомендации: Посещение муниципальной ПМПМК с целью консультации и уточнения образовательного маршрута.

Дата__________________________

Директор______________________

Педагог-психолог_______________

infourok.ru

Заключение о результатах группового психологического исследования

Заключение

о результатах группового психологического исследования

проблемы межличностных отношений в коллективе  5-го «б» класса

МОУ СОШ №13

        Групповое психологическое исследование, направленное на выявление и решения проблем межличностных отношений в коллективах  5-го «б» и 8-го «а» классов МОУ СОШ №13 проводилось в период с января по март  2012 года педагогами МОУ СОШ №13 и педагогами-психологами МБУ ЦПППН «Доверие» по запросу администрации МОУ СОШ №13.

        В 5-м «б» классе работа проводилась по следующим направлениям:

  1. Групповая психодиагностика (наблюдение по программе М. Р. Битяновой).
  2. Беседы с педагогом и родителями.
  3. Индивидуальные консультации ученика и его семьи.

        Методика наблюдения М. Р. Битяновой направлена на определение структуры взаимодействия учащихся в группе.

Методика Т. Лири предназначена для изучения взаимоотношений в малых группах и выявления типа отношений к людям.

Социометрическая методика позволяет изучить неформальную структуру межличностных отношений в малой группе и ее социально-психологический климат.

Результаты психологической деятельности по выявлению и решению проблем взаимоотношений в 5-м «б» классе

МОУ СОШ №13

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника. Младший подростковый возраст представляет собой период особого обострения конфликтов и часто приводит к нарушениям в общении детей друг с другом. Младшие подростки, в силу особенностей возраста, наиболее легко откликаются на сотрудничество со сверстниками, быстро включаются в выполнение творческих заданий.

1. Групповая психодиагностика по проблеме межличностных отношений в коллективе 5-б класса проводилось 18.01.2012г. Наблюдение за  взаимодействием учеников друг с другом и учителя с классом проводилось по нескольким параметрам:

  1. Сфера позитивных и негативных эмоций – общее эмоциональное состояние класса, демонстрация различных эмоций на уроках.
  2. Сфера решения и постановки проблем – особенности учебной деятельности класса, активность в решении поставленных учителем проблем, умение работать с информацией.
  3. Эффективность взаимодействия – отражение социально-психологического климата в классе, способность к конструктивному общению с одноклассниками.
  4. Уровень организованности – способность к согласованным индивидуальным и групповым действиям, стремление к достижению результатов.
  5. Способность к сотрудничеству – стремление к совместным действиям, ориентация на значимость других в оценке своих результатов и поступков, готовность к взаимной поддержке.
  6. Взаимоотношения с педагогами – общий эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, особенности  общения.

На момент наблюдения в классе присутствовало 19 учеников. Классным руководителем создана ситуация совместного решения организационной проблемы.

На основании наблюдения сделаны следующие выводы:

  1. Между отдельными учениками наблюдается благоприятный эмоциональный фон (спокойный тон, доброжелательность) – Сара М., Лиза З., Диана Д. Несколько детей демонстрируют негативный эмоциональный фон (равнодушие, напряженность) – Наташа Я., Антон, Настя А.
  2. При решении учебной проблемы все ученики были активны, обращались за информацией к педагогу.
  3. Социально – психологический климат в классе неоднозначный.  Некоторые ученики во время дискуссии пассивны, участия не принимают (Саша К., Даша Л, Олег Д.). Большая часть детей проявляют заинтересованность и дружелюбие в малых группах.
  4. Тенденция к совместной деятельности слабо выражена. Готовность к индивидуальной работе и стремление получить оценку  наблюдается практически у всех учеников.
  5. Во взаимоотношениях с педагогом ребята активны, часто обращаются за уточнением задания. Не наблюдается страха в общении с педагогом. Реакция на замечания учителя адекватная у всех детей.

2. В беседах с педагогом и родителями были освещены следующие проблемы:

  1. вопросы переходного периода от детского к подростковому возрасту;
  2. особенности развития личности младших подростков;
  3. варианты взаимодействия с учениками в конфликтных ситуациях.

3. Индивидуальная форма работы – консультирование с проблемным учеником Олегом Д. и его семьей — была выбрана как наиболее эффективная. С данным ребенком и его семьей было проведено восемь консультаций. Поведение Олега Д. адекватное, спокойное, доброжелательное. Индивидуальное психологическое обследование Олега Д. показывает положительную динамику во взаимоотношениях со сверстниками. С Олегом на приемах были использованы упражнения и задания на развитие навыков позитивного взаимодействия со сверстниками, элементы коммуникативного тренинга для подростков. С классным руководителем обсуждалась перспектива дальнейшей работы в режиме индивидуального консультирования с детьми и их родителями.

В младшем подростковом возрасте поведенческая «неуправляемость» сочетается с гибкостью и открытостью для сотрудничества. Им свойственна ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. Родители и учителя продолжают строить отношения с детьми этого возраста с позиции авторитета взрослых (как в начальной школе) без учета возможностей диалога с начинающими взрослеть детьми. Следствием являются значительные трудности в общении как детей друг с другом, так и со взрослыми.

Таким образом, для улучшения межличностных отношений в коллективе учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит конструктивное взаимодействие младших подростков:  

  1. Принятие и одобрение значимыми людьми.
  2. Потребность в социальном признании.
  1. Уверенность в себе.
  2. Интерес к людям, организующим процесс обучения.
  3. Актуализация творческой позиции учащихся.

Главной задачей взрослых является создание условий для конструктивного взаимодействия, в частности:

  1. Создание ситуаций для реализации творческих способностей.
  2. Отработка конфликтов во взаимоотношениях, обсуждение путей решения.
  3. Обсуждение негативных и позитивных эмоций, чувств.
  4. Готовность к партнерскому общению со стороны родителей и педагогов.
  5. Создание среды для творческого сотрудничества со сверстниками.

Педагог-психолог ОППП                                                                                        О.А. Кравчук

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *