Заключение психолога на взрослого образец: Психологическое заключение

Заключение психолога

Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.

Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.

Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать?! Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям.

И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.

Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.

Как мы пишем заключение психолога для клиента

Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:

1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.

е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.

2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга.

Конечно, можно прожить счастливую семейную жизнь и без всякого предварительного тестирования, но то, что люди не хотят полагаться на случайное везение в выборе спутника жизни – это заслуживает всяческого одобрения. Увы, любовь не всегда является гарантией психологической совместимости или психической нормальности. Также иногда обращаются люди с экзистенциальным кризисом, которые перед выбором дальнейшего жизненного пути, хотели бы объективно взглянуть на себя со стороны глазами эксперта психолога. В общем, случаи бывают разные, случаев много, и большинству таких людей заключение психолога оказывается полезным.

3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т. п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи:

«Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!», «Я не даю советов!», «Я не даю советов! Ответы на вопросы».

На основании чего пишется заключение психолога?

Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.

На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:

1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.

2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.

3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, — это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.

4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме.

В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике».

Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.

1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога.

Иногда лучше психодиагностическую процедуру переделать. Это лучше, чем потом краснеть перед клиентом и в своей работе опираться на недостоверные результаты.

2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.

3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к., по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.

4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.

5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.

6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.

7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.

8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» — приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.

9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.

10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.

Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!

 

Психологическое заключение — презентация онлайн

Тема 2
Психологическое заключение
Литература:
• Асриян О.Б., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. Психологическое
заключение: виды, структура и содержание: учебное пособие /
Под ред.
Р.В. Кадырова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 131
с.
Виды отчетности психодиагностического процесса:
психологическая интерпретация, психологический портрет,
психологическое заключение
1. психологическая интерпретация.
Психологическая
интерпретация

это
один
из
этапов
психодиагностического процесса, который предполагает толкование
результатов психологической диагностики.
В каждой профессиональной психодиагностической методике есть свой
интерпретатор. Интерпретатор, в отличие от интерпретации, лаконичен,
категоричен, в нем нет информации о психологических характеристиках
личности, а лишь краткое описание высоких и низких значений шкал
методики, в котором присутствует ряд психологических терминов, часто
недоступных и непонятных для респондентов.
Необходимо обладать профессиональными знаниями и навыками для того,
чтобы грамотно преобразовывать интерпретатор в интерпретацию.
Подходы к интерпретации результатов
психодиагностического исследования (по А.А.
Васищеву)
• В превентивном подходе психодиагност учитывает даже менее
выраженные признаки, с целью исключения возможных отрицательных
последствий для респондента при принятии решения относительно чеголибо.
Например,
при
определении
профессиональной
ориентированности подростка и той профессии, в которой он, вероятней
всего, будет успешен. Если у психодиагноста есть какие-нибудь сомнения
в рамках личностных или интеллектуальных способностей респондента,
которые могут хоть и косвенно, но мешать при самореализации в той или
иной профессии, то психолог исключает эту профессию из списка
рекомендуемых.
• В презумпционном подходе при принятии решения, согласно какой-либо
цели, психодиагност учитывает только те характеристики, которые
являются
выраженными
и
подтверждаются
рядом
других
психодиагностических тестов и опросников. Таким образом, психолог
пытается быть более уверенным в описании своих результатов. Иными
словами, если у психодиагноста имеется сомнение, относительно какихлибо данных, то они сразу же им отметаются.
2. Анализ совокупности интерпретаций по каждой используемой
методике служит опорой для написания других отчетов
практического психолога – психологического портрета личности и
психологического заключения.
Виды психологических портретов личности
(Д.А. Малкин, С.В. Абрамов, В.Г. Булыгина и др.)
• 1. Углублённый психологический портрет составляется согласно
результатам комплексного психодиагностического исследования
респондента. Здесь описываются личностные особенности
исследуемого, структура его мотивов и интересов, ценностноориентационная направленность, особенности межличностного
взаимодействия, подробное описание сторон интеллектуальной
деятельности и когнитивных способностей, поведенческие
особенности в стрессовых и проблемных ситуациях,
адаптационные возможности. Данный вид портрета показывает
личность с разных сторон во всем её проявлении.
• 2. Общий психологический портрет больше приближен к
психологическому заключению, поскольку он составляется
согласно поставленным целям и задачам. Отличие заключается
лишь в том, что портрет более подробен, чем психологическое
заключение. Цели и задачи, представленные в данном виде
портрета, являются общими. Например, на какие личностные
особенности следует опираться при проведении воспитательной
работы. При этом описывается все стороны личности
респондента, а в выводах прописывается, на что именно следует
обратить внимание.
• 3. Частный психологический портрет схож с общим, отличие
лишь в том, что он отвечает на вопросы частных задач. Этими
частными задачами могут быть – комплексное описание только
интеллектуальных
способностей
респондента,
только
мотивационной сферы, только ценностно-ориентационной
направленности, только сферы межличностного взаимодействия
и т. д. Но так же, как и общий портрет, он приближен к
психологическому заключению.
• 4. Экспресс-психологический портрет составляется либо без
использования тестов и опросников посредством других
психодиагностических методик, таких как наблюдение и беседа,
либо с использованием экспресс-методик. Данный вид портрета
является менее информативным, но в ситуациях в режиме
ограниченного времени – достаточно эффективным. Так,
например, в процессе первичного консультирования при
взаимодействии с клиентом психолог может составить его
экспресс-психологический
портрет,
опираясь
лишь
на
наблюдение и беседу с ним. Использование экспресс-методик
также не может дать полную описательную характеристику
респондента, но поможет получить представление о нем.
• Психологическое заключение будет представляться нами как
результат поэтапного достижения цели, поставленной в начале
психодиагностического исследования, психологический портрет
личности – как краткое (в редких случаях) и подробное (в частых
случаях) описание всех сторон личности или его какой-то одной
сферы. В начале психодиагностики у нас имеется какая-либо цель
или вопрос, который требует ответа. Этим ответом и служит
психологическое заключение. Что же такое цель?
• Цель – это представление о конечном результате, который мы
хотим получить, для чего пишем психологическое заключение.
Целью может выступать ответ на вопрос о межличностных
отношениях респондента, об уровне его агрессивности или
тревожности, о профессиональных предпочтениях и интересах, о
профессиональной пригодности, это могут быть педагогические
или психологические рекомендации.
в психологии выделяют три
психологического заключения:
вида
1. Описательное заключение – оно представляет собой описание
личности респондента и его личностных характеристик.
Описательным заключением может выступать психологический
портрет личности. Психологический портрет в меньшей степени
зависит от поставленных целей, поскольку цель подразумевается
изначально – описать психологические характеристики в более
широком или более узком варианте.
2. Оценочное заключение – в данном виде психологического
заключения психолог в рамках заданной направленности (то есть
цели или вопроса исследования) стремится выразить своё
профессиональное отношение к личности респондента или к
ситуации, в которой находится респондент. Стоит отметить, что
понятие «оценочный» не подразумевает оценочные категории,
психолог должен оставаться объективным и описывать как
положительные, так и отрицательные полюса характеристик
личности респондента. Оценочное заключение чаще всего
используется в судебно-психологической практике.
3. Консультативное заключение – на основании данного вида
заключения обязательно составляются рекомендации для развития или
коррекции личности исследуемого. Консультативный вид заключения
является его классическим вариантом. Консультативное заключение, как
и любой другой вид, не имеет определенной формы, форма
определяется той областью психологии, в которой работает
психодиагност – психология труда, клиническая психология,
педагогическая психология или любая другая. Не стоит также забывать,
что в психологическом заключении не должно быть того, в чем не
уверен психолог, то есть описания тех интерпретаций, которые не были
подтверждены в ходе исследования личности помимо использования
тестового материала. Заключение также не должно иметь двойного
толкования или быть неоднозначным, чтобы респонденту не
приходилось додумывать, что всё-таки хотел сказать своими выводами
психодиагност. Заключение должно быть представлено на доступном
языке, не обремененном диагностоманией.
6 ЭТАПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
• Первый этап психологического исследования заключается в
переводе практического требования в психодиагностическую
задачу, поскольку только в этом случае возможно разрешение
любого практического запроса с научных позиций, а не
интуитивно и необоснованно. Для написания психологического
заключения требуется, прежде всего, решение поисковых и
оценочных задач.
• В поисковых задачах психолог устанавливает причинно-следственные
связи между индивидуально-типологическими особенностями
респондента и условиями запроса. Часто такого рода задачи решаются
в рамках психологического консультирования. В таких задачах
психологические характеристики исследуемого выступают в качестве
причин, детерминирующих возникновение запроса. Например,
дезадаптации в школе, отклонений в поведении, нарушения
психического здоровья, снижения качества жизни.
• Оценочные задачи отличаются тем, что в них требуется установить
наличие, отсутствие или степень выраженности определенных
психологических особенностей у исследуемого. Например, определить
наличие агрессивных тенденций в поведении или выявить уровень
личностной тревожности. Целью является ответ на конкретно
поставленный
вопрос,
представляющий
собой
результат
исследования, а не процесс и не действие. Например: «Уровень
профессиональной
пригодности»,
«Степень
психологической
готовности к обучению», «Прогноз вероятности рецидива
противоправного действия».
Нереалистичные и неконкретные задачи:
• Примером нереалистичной психодиагностической задачи может быть:
«Выявление причин неуспеваемости ребенка младшего школьного
возраста» или «Выявление причин отклоняющегося поведения подростка,
задержанного за мелкое хулиганство». Законы развития психических
феноменов, в которых ориентируется профессиональный психодиагност,
позволяют понять, что конкретную причину в данном случае выявить
невозможно, так как возникновение девиации или неуспеваемости
обусловлено многообразием факторов первого и второго порядка, которые
повлекли за собой изменения в поведении. Адекватной альтернативой в
данном конкретном случае будет «Характеристика индивидуальнопсихологических особенностей респондента, связанных с успеваемостью
респондента»
• Под неконкретной задачей понимается, формулировка задачи в которой
условия не позволяют поставить конкретный вопрос, на который
необходимо
ответить
в
заключении.
Например,
«Определить
межличностные связи в группе».
• Второй этап психологического исследования подразумевает
подробный сбор предварительной информации, необходимой
для решения конкретной психодиагностической задачи. Это могут
быть психологический анамнез, сведения о семье и ближайшем
окружении, медицинские заключения, сведения об успешности
выполняемой деятельности (работы или учебы) и т. д. В
психологическом заключении анамнез должен быть полноценно
представлен, иначе заключение имеет вид обезличенного и
формального. На сегодняшний момент существует несколько
схем
сбора
психологического
анамнеза,
наиболее
распространенной из которых является схема сбора
психологического анамнеза по С.А. Кулакову.
• Важно отметить, что данный структурный блок, помимо
психологического анамнеза, должен включать в себя
информацию о том, как вел себя респондент в процессе
исследования, а именно его желание участвовать в процедуре
исследования, заинтересованность в получении обратной связи
от психодиагноста, желание выглядеть в глазах исследователя
социально одобряемым и т.д. Отсутствие анамнестической
информации делает психологическое заключение обезличенным
и не позволяет сформировать целостную картину относительно
личности респондента, так как только анализ жизненного пути и
образа жизни исследуемого может в полной мере объяснить
психологические феномены, описанные в заключении.
• Третий этап психологического исследования подразумевает
формулирование гипотез и выбор психодиагностического
инструментария, адекватного цели исследования.
• Методический аппарат, выбранный психодиагностом, должен
быть описан в психологическом заключении, т.к. о достоверности
психологической информации можно судить, непосредственно
опираясь на инструментарий, который был использован при
проведении психодиагностики. Так, например, некорректной
можно признать информацию о потребностно-мотивационной
сфере респондента, при использовании теста, предназначенного
только для оценки темперамента.
• Ошибки:
А). Неоперациональность гипотезы подразумевает использование
психодиагностом понятий высокого уровня абстракции, которые
невозможно проверить с помощью психодиагностических методов
и методик.
Б) Некритическое использование зарубежных методик, основанное на
непонимании влияния фактора культуры на их результаты. Грамотный
психодиагност понимает, что любая зарубежная методика, имеющая
определенную направленность в культуральном аспекте, требует
адаптации. Например, методика СМИЛ, адаптированная в России
Л.Н.
Собчик,
является
более
адекватной
при
создании
методологического аппарата, чем MMPI, адаптированная для группы
американских летчиков И. Маккинли и С. Хатэуэй. При этом важно
учитывать все данные по адаптации, стандартизации, валидности и
надежности используемой методики на отечественной выборке, для
того что бы учесть их при подборе батареи методик психологического
исследования.
В) Важной задачей является формирование батареи методик исходя из
цели исследования. Например: «Цель: Индивидуально-психологические
особенности осужденного. Используемые методики: наблюдение,
беседа, «Стандартизированный многофакторный метод исследования
личности», «Методика диагностики межличностных отношений»,
«Метод цветовых выборов» полностью отвечают цели исследования и
дополняют друг друга, позволяя получить более полную картину
исследования, пользуясь принципом необходимости и достаточности.
• Четвертый этап исследования представляет собой собственно
проведение психологического исследования, а также анализ и
интерпретацию его результатов. Самой распространенной
ошибкой
является
перегруженность
предложений
психологической терминологией, без раскрытия их содержания.
Данный
феномен
в
психодиагностике
называют
диагностоманией. Так, например, часто указывается тип
темперамента или тип реагирования респондента, но не
поясняются их особенности: «Респонденту присущи черты
холерика» или «Исследуемому присущи черты холерического
темперамента», «…для респондента характерен стеничный тип
реагирования».
• Также, примерами перегруженности терминами являются
следующие предложения: «Характерен инфантилизм, низкая
откликаемость на проблемы социального микроклимата,
склонность к деструктивному поведению вероятна в
состоянии
фрустрации.
Несмотря
на
выраженный
эгоцентризм, Владислав стремится к нивелированию
возможных конфликтов, отмечена конгруэнтность и
избирательность в контактах с окружающими, наблюдается
стремление к отстаиванию престижной роли в референтной
группе. В ситуации стресса Владислав проявляет выраженные
вегетативные реакции, что может способствовать
возникновению психосоматических заболеваний».
• Пятым этапом является формулирование основных выводов и
заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов,
а также формирование психологического диагноза на основе
полученных данных. Основным требованием к заключению на данном
этапе является соответствие выводов поставленной задаче, а также их
обоснованность и аргументированность. Как правило, выводом в
психологическом заключении является психологический диагноз. Одно
из значений термина диагноз в переводе с греческого языка –
«распознавание». Основными компетенциями на данном этапе, от
реализации которых будет зависеть качество заключения, являются
умение анализировать и описывать взаимосвязь полученных
диагностических данных и данных анамнеза, умение анализировать и
описывать психологические характеристики и их взаимосвязь,
взаимовлияние в разных сферах психической активности респондента,
умение интегрировать и интерпретировать полученную информацию и
излагать свои выводы доступным языком.
• Шестой этап психодиагностического исследования предполагает,
что психодиагност должен определить те виды помощи и
психологических воздействий, которые желательны в отношении
исследуемого
индивида
или
группы.
Предоставление
психологических рекомендаций может быть детерминировано
либо
условиями
запроса,
либо
спецификой
психодиагностической ситуации. Основные сферы применения
психодиагностики — образование, медицина, психологическое
консультирование,
профессиональная
диагностика,
пенитенциарная
психология,
судебно-психиатрическая
экспертиза. Рекомендации в заключении следуют после общих
выводов и являются закономерным следствием всей ранее
проведенной работы.
• Пример рекомендаций: «Деятельность респондента не должна
быть монотонной и однообразной, так как подобная работа
вызывает раздражительность у исследуемого. При дисциплинарном
воздействии не рекомендуется использовать авторитарный тон,
так как в случае давления и ущемления достоинства Виталий легко
теряет контроль над своим состоянием. В воспитательном
процессе основные усилия к коррекции поведения должны быть
направлены на мотивацию исследуемого к контролю своего
состояния, своих желаний и импульсивных поступков».
• Наиболее часто встречающиеся ошибки на данном этапе написания
заключения: Рекомендации не опираются на результаты
исследования, а существуют изолированно от него. Например, когда
исследование проводилось с целью оценить психологическую
готовность к обучению, а в рекомендациях приводится информация о
необходимости коррекции семейной ситуации, при этом не описано
как данные меры могут влиять на готовность к обучению. В
психологическом заключении даются слишком абстрактные или
нереалистичные рекомендации. Например, «Необходимо создать
благоприятный эмоциональный климат в душе для респондента».
Унифицированные требования к написанию
психологического заключения:
• 1.
Психологическое
заключение
должно
быть
четким,
неперегруженным психологическими терминами или с адекватной
формой их раскрытия. Важно, чтобы заключение соответствовало
потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит.
Другой крайностью, проявление которой также отрицательно
сказывается на качестве заключения, является использование
житейского языка. Например: «выглядеть получше», «приписать на
свой счет что-то лишнее», «осознаёт свои «плюсы» и «минусы»,
«самоконтроль не всегда приходит ему на помощь», «способность
постоять за себя, дать сдачу может легко», «желание контролировать
свою злость», «особо выраженных страхов нет», «сильная потребность
к теплу извне», «оптимистично настроенный реалист», «довольно
удачное желание».
• 2. В начале заключения обязательно должна быть обозначена
цель диагностического исследования. Цель – это тот конечный
результат, который в итоге мы хотим получить, к чему стремимся
и для чего пишем психологическое заключение. Без обозначения
цели сложно судить о корректности психологического заключения
т.к. именно сообразность цели – важный критерий качественного
заключения.
Например:
«Индивидуально-психологические
особенности осужденного, состоящего на учете в филиале
Первомайского района ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК»,
«Характеристика межличностных отношений респондента»,
«Уровень профессиональной пригодности работника».
• 3. Психологическое заключение должно быть достоверным.
Достоверностью считается истинность полученных результатов в
ходе
психодиагностического
исследования.
В
качестве
методологического аппарата должны быть подобраны только
надежные и валидные методики, в соответствии с целью
исследования.
• Все сырые данные, протоколы беседы, рисунки, протоколы
пострисуночного опроса прилагаются к психологическому
заключению, а не входят в само заключение.
• 4. В психологическом заключении должен соблюдаться баланс между
констатацией и предположением. В заключении должен использоваться
вероятностный стиль изложения. Например: «Респонденту присущ
гиперстеничный тип реагирования, что свидетельствует о значительном
превалировании возбудимых черт в характере. Это может выражаться в
свойственной для исследуемого импульсивности и раздражительности, в
проявлении конфликтного взаимодействия с другими людьми и
подчеркнутом стремлению к доминированию».
• Примером некорретного использования констатации и вероятностного
характера будет категоричность психодиагноста: «Самооценка завышена.
Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при этом
проявляется самодовольство, чувство собственного превосходства над
окружающими».
• В заключение следует использовать слова, которые указывают не на
сомнительность заключения, а на вероятность наличия полученных данных у
исследуемого. Если используются такие вводные слова как «видимо»,
«скорее», «скорее всего», «вероятнее всего», «предположительно» и т.д., то
тем самым под сомнение ставится достоверность результатов
психодиагностики.
Поэтому
уместнее
использовать
«триаду
вероятности»: «возможно», «вероятно» и «можно предположить»,
комбинируя их в тексте.
• 5. Необходимо вести описание в психологическом заключении не по
методикам, а по смысловым блокам. Например, психологическое
заключение с целью оценки индивидуальных психологических
характеристик, может включать в себя следующие структурные блоки:
психологический анамнез, особенности прохождения респондентом
процедуры диагностики, психофизиологические характеристики,
эмоционально-волевая сфера, самооценка и самоотношение,
мотивационно-потребностная сфера, межличностное взаимодействие,
ценностно-смысловая сфера, резюме, рекомендации.
• Основной ошибкой при интерпретации методик является опора на
результаты каждой методики по отдельности, следовательно –
противоречивое заключение (следует рассматривать всю батарею
методик в совокупности). Пример: «Самооценка завышена.
Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при
этом проявляется самодовольство, чувство собственного
превосходства над окружающими. Присутствует неуверенность,
тревожность, трудности при принятии решений, преобладание
конформных установок, податливость мнению окружающих».
• 6.
Содержание
психологического
заключения
состоит
из
интерпретации полученных данных и выводов, полученных в итоге
аналитической работы психодиагноста, и, поэтому, не может
сводиться к перечню формально полученных данных.
• 7. Психологическое заключение должно быть ориентированно на
действие. Как правило, психологическое заключение предполагает
формирование конкретных рекомендаций относительно программ
обучения, адаптации, выбора профессии. Рекомендации необходимо
составлять, исходя из цели психологического заключения, т.е.
конкретного
запроса.
Рекомендации
представляют
собой
обоснованную последовательность включения в работу с клиентом тех
или иных специалистов, определение ведущего направления,
последовательность
собственно
психологической
работы
(использование тех или иных программ, хотя бы приблизительное
определение длительности и формы развивающей и коррекционной
работы).
• 8. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные
свойства конкретного индивида, поэтому недопустимо
использование заготовок и штампов в его содержании. Психолог
не должен опираться на готовые шаблоны, так как каждый
человек индивидуален и к каждому необходим индивидуальный
подход, т.е. не должен просто быть вставлен текст
интерпретатора. Особенно на игнорирование психодиагностом
данного
правила
указывает
употребление
в
тексте
психологического заключения следующих фраз: «такие люди»,
«подобные мужчины (женщины)» и т.д.
• 9. Психологическое заключение должно включать в себя интеграцию
и объяснение психологических детерминант функционирования всех
сфер психической активности респондента. Нередко в процессе
психодиагностической
процедуры
психодиагност
получает
противоречивые данные, используя батарею методик. На самом деле,
такого рода противоречия, в случае соблюдения всех требований к
процедуре психодиагностики, представляют собой богатый материал
для оценки и объяснения индивидуальных психологических
особенностей респондента и выдвижения ряда промежуточных
гипотез, доказательство или опровержение которых может
существенно повысить прогностическую ценность психологического
заключения. Например, сочетание низких показателей по шкале
личностной тревожности в результате проведения методики
Спилбергера-Ханина с регистрируемыми показателями тревожности
при
применении
проективной
рисуночной
методики
«Несуществующее животное» и при проведении пострисуночного
опроса может натолкнуть психодиагноста на мысль о желании
респондента предстать по результатам исследования более
хладнокровным, либо на мысль о наличии у респондента
психологических защит в ситуации оценки.
• 10. Важно понимать приоритет качественного анализа над
количественным в процессе переработки психодиагностической
информации.
• 11. В психологическом заключении необходимо учитывать динамику
тех или иных психологических феноменов. Важно правильное
понимание соотношения между относительной константностью и
изменчивостью индивидуальности. В заключении необходимо описать
предполагаемый прогноз, возможное развитие тех или иных
психологических феноменов и чувствительность респондента к
коррекционно-компенсаторным воздействиям. Например, «Иван А. не
стремится к статусу лидера, но становится им в силу субъективной
необходимости. Ему присущи осторожность, анализ расстановки своих
сил без демонстрации истинных способностей. У респондента
наблюдается высокая личностная тревожность, что проявляется в
опасные для его самооценки и самоуважения моменты. Иван не
терпит насмешки, непризнание и осуждение со стороны окружающих.
В случае попадания в стрессовую ситуацию возможен уход от
проблем».
• 12. Для обозначения субъекта, по отношению к которому проводится
процедура психодиагностики, корректным является использование
термина «респондент», «исследуемый» либо имя и заглавная буква
фамилии. Согласно принципам гуманистического подхода, который
указывает на ценность и целостность каждой личности, некорректным
будет
применение
таких
терминов
как
«испытуемый»,
«обследуемый», «объект психодиагностики», так как подобная
терминология может унижать честь и достоинство человека, в
отношении которого проводятся психодиагностические мероприятия.
• 13. Объем и содержание психологического заключения должны быть
подчинены
принципу
необходимости
и
достаточности.
Некорректным со стороны психодиагноста будет предоставление
психологического заключения объемом менее одной и более трех
станиц (за исключением заключения по итогу судебнопсихологической экспертизы). Такие рамки определяются в первую
очередь в связи с тем, что заключение является итогом аналитической
работы психолога-диагноста, а значит не должно включать в себя
излишних разрозненных данных.
Схема психологического заключения:
1. Ф.и.о.
2. Возраст
3. Дата исследования
4. Цель
5. Методики
6. Заключение
7. Рекомендации
Примечание: Первые 2 пункта могут быть дополнены данными
анамнеза (пол, семейное положение, место работы, учебы,
медицинский диагноз и пр.).
С образцами заключений и психологических портретов можно
ознакомиться в рекомендованном источнике (слайд 2).

Выводы из статистики – Общая психология

Перейти к содержанию

Психологические исследования

Цели обучения

  • Описать роль случайной выборки и случайного распределения в выводах о причинно-следственных связях

Рисунок 1 . Обобщаемость является важным исследовательским соображением: результаты исследований с широко репрезентативными выборками с большей вероятностью будут обобщены на популяцию. [Изображение: Бюджетное жилье Barnacles]

Одним из ограничений исследования, упомянутого ранее о младенцах, выбирающих игрушку-помощника, является то, что вывод относится только к 16 младенцам, участвовавшим в исследовании. Мы мало знаем о том, как были отобраны эти 16 младенцев. Предположим, мы хотим выбрать подмножество индивидуумов (a ) из гораздо большей группы индивидуумов ( ) таким образом, чтобы выводы из выборки можно было обобщить на большую совокупность. С этим вопросом каждый день сталкиваются социологи.

Пример 1 : Общее социальное исследование (GSS) — это исследование социальных тенденций, которое проводится в Соединенных Штатах раз в два года. Основываясь на выборке из примерно 2000 взрослых американцев, исследователи делают заявления о том, какой процент населения США считает себя «либералом», какой процент считает себя «счастливым», какой процент чувствует себя «торопливым» в своей повседневной жизни и многое другое. проблемы. Ключ к этим заявлениям о большей численности всех взрослых американцев лежит в том, как отбирается выборка. Цель состоит в том, чтобы выбрать выборку, которая является репрезентативной для населения, и общий способ достижения этой цели состоит в том, чтобы выбрать , который дает каждому члену совокупности равные шансы быть отобранным для выборки. В своей простейшей форме случайная выборка включает нумерацию каждого члена населения, а затем использование компьютера для случайного выбора подмножества для обследования. Большинство опросов не работают точно так же, но они используют методы выборки, основанные на вероятности, для отбора лиц из репрезентативных на национальном уровне групп.

В 2004 г., по данным GSS, 817 из 977 респондентов (или 83,6%) указали, что они всегда или иногда испытывают спешку. Это явное большинство, но нам снова нужно учитывать вариацию из-за случайная выборка . К счастью, мы можем использовать ту же вероятностную модель, что и в предыдущем примере, для исследования вероятного размера этой ошибки. (Обратите внимание: мы можем использовать модель подбрасывания монеты, когда фактический размер популяции намного, намного больше, чем размер выборки, так как тогда мы все еще можем считать вероятность одинаковой для каждого человека в выборке.) Эта вероятностная модель предсказывает что результат выборки будет в пределах 3 процентных пунктов от значения генеральной совокупности (примерно 1 на квадратный корень размера выборки, ). Статистики пришли бы к выводу с уверенностью 95%, что от 80,6% до 86,6% всех взрослых американцев в 2004 году ответили бы, что они иногда или всегда чувствуют спешку.

Ключом к допустимой погрешности является то, что, когда мы используем метод вероятностной выборки, мы можем делать заявления о том, как часто (в долгосрочной перспективе, с повторной случайной выборкой) результат выборки будет находиться в пределах определенного расстояния от неизвестного значения генеральной совокупности. случайно (имеется в виду случайное изменение выборки) в одиночку. И наоборот, неслучайные выборки часто вызывают предвзятость, что означает, что метод выборки систематически завышает некоторые сегменты населения и занижает другие. Нам также все еще необходимо учитывать другие источники предвзятости, такие как нечестные ответы отдельных лиц. Эти источники ошибок не измеряются пределом погрешности.

Попробуйте

Причина и следствие

Во многих исследованиях основной интересующий вопрос касается различий между группами. Затем возникает вопрос, как формировались группы (например, отбирали людей, которые уже пьют кофе, и тех, кто не пьет). В некоторых исследованиях исследователи сами активно формируют группы. Но тогда у нас возникает аналогичный вопрос: могут ли любые различия, которые мы наблюдаем в группах, быть артефактом этого процесса формирования групп? Или, может быть, разница, которую мы наблюдаем в группах, настолько велика, что мы можем не принимать во внимание «случайность» в процессе формирования группы как разумное объяснение того, что мы обнаруживаем?

Пример 2 : В психологическом исследовании изучалось, склонны ли люди проявлять больше творчества, когда они думают о внутренней (внутренней) или внешней (внешней) мотивации (Рамси и Шафер, 2002, на основе исследования Амабиле, 1985). Испытуемыми были 47 человек с большим опытом писательской деятельности. Испытуемые начали с ответов на вопросы анкеты о внутренних мотивах писательства (таких как удовольствие от самовыражения) или внешних мотивах (таких как общественное признание). Затем всем испытуемым было предложено написать хайку, и эти стихи были оценены жюри на предмет творчества. Исследователи заранее предположили, что испытуемые, которые думали о внутренних мотивах, будут проявлять больше творчества, чем испытуемые, которые думали о внешних мотивах. Показатели креативности 47 испытуемых в этом исследовании показаны на рисунке 2, где более высокие баллы указывают на большую креативность.

Рисунок 2 . Оценки креативности разделены по типу мотивации.

В этом примере ключевой вопрос заключается в том, влияет ли тип мотивации на показатели креативности. В частности, имеют ли испытуемые, которых спрашивали о внутренней мотивации, более высокие показатели креативности, чем у испытуемых, которых спрашивали о внешней мотивации?

Рисунок 2 показывает, что в обеих мотивационных группах наблюдалась значительная вариабельность оценок креативности, и эти оценки в значительной степени перекрываются между группами. Другими словами, люди с внешней мотивацией не всегда обладают более высоким творческим потенциалом, чем люди с внутренней мотивацией, но статистические различия все же могут быть.0029 тенденция в этом направлении. (Психолог Кит Станович (2013) называет трудности людей с размышлениями о таких вероятностных тенденциях «ахиллесовой пятой человеческого познания».)

Средний балл креативности составляет 19,88 для внутренней группы по сравнению с 15,74 для внешней группы, что подтверждает гипотезу исследователей. Тем не менее, сравнение только средних значений двух групп не позволяет учитывать изменчивость оценок креативности в группах. Мы можем измерить изменчивость с помощью статистики, используя, например, стандартное отклонение: 5,25 для внешней группы и 4,40 для внутренней группы. Стандартные отклонения говорят нам о том, что большинство оценок креативности находится в пределах примерно 5 баллов от средней оценки в каждой группе. Мы видим, что средний балл для внутренней группы находится в пределах одного стандартного отклонения от среднего балла для внешней группы. Таким образом, несмотря на тенденцию к более высокому показателю креативности в группе с внутренними качествами, в среднем разница невелика.

Мы снова хотим рассмотреть возможные объяснения этой разницы. В исследовании принимали участие только люди с большим опытом творческого письма. Хотя это ограничивает популяцию, на которую мы можем обобщать, это не объясняет, почему средний балл креативности был немного выше для внутренней группы, чем для внешней группы. Может быть, женщины, как правило, получают более высокие баллы за креативность? Здесь нам нужно сосредоточиться на том, как люди были отнесены к мотивационным группам. Если бы в группе с внутренней мотивацией были только женщины, а в группе с внешней мотивацией — только мужчины, то это представляло бы проблему, потому что мы бы не знали, справилась ли группа с внутренней мотивацией лучше из-за другого типа мотивации или из-за того, что они были женщинами. Однако исследователи предохранялись от такой проблемы, случайным образом распределяя людей по мотивационным группам. Подобно подбрасыванию монеты, каждый человек с одинаковой вероятностью мог быть отнесен к любому типу мотивации. Почему это полезно? Потому что это имеет тенденцию уравновешивать все переменные, связанные с творчеством, о которых мы можем думать, и даже те, о которых мы не думаем заранее, между двумя группами. Таким образом, у нас должно быть одинаковое соотношение мужчин и женщин между двумя группами; у нас должно быть одинаковое возрастное распределение между двумя группами; у нас должно быть одинаковое распределение образования между двумя группами; и так далее. Случайное распределение должно создавать максимально похожие группы, за исключением типа мотивации, который, по-видимому, исключает все эти другие переменные как возможные объяснения наблюдаемой тенденции к более высоким баллам в внутренней группе.

Но всегда ли это работает? Нет, так что по «везению жеребьевки» группы могут немного отличаться до того, как они ответят на вопросы мотивационного опроса. Тогда возникает вопрос: возможно ли, что наблюдаемая разница в показателях креативности между группами вызвана неудачным случайным распределением? Другими словами, предположим, что стихотворение каждого человека должно было получить одинаковую оценку креативности, независимо от того, к какой группе они были отнесены, что тип мотивации никоим образом не влиял на их оценку. Затем, как часто один только процесс случайного распределения приводил к разнице в средних баллах креативности, которая была бы больше (или больше), чем 19?0,88 – 15,74 = 4,14 балла?

Мы снова хотим применить вероятностную модель для аппроксимации , но на этот раз модель будет немного другой. Подумайте о том, чтобы записать все оценки креативности на каталожных карточках, перетасовать каталожные карточки, а затем раздать 23 балла группе внешней мотивации и 24 группе внутренней мотивации и найти разницу в средних значениях групп. Мы (а еще лучше, компьютер) можем повторять этот процесс снова и снова, чтобы увидеть, как часто, когда оценки не меняются, случайное распределение приводит к разнице в средних значениях не менее 4,41. На рисунке 3 показаны результаты 1000 таких гипотетических случайных назначений для этих оценок.

Рисунок 3 . Различия в группе означают только случайное распределение.

Только 2 из 1000 смоделированных случайных назначений дали разницу в средних групповых значениях 4,41 или больше. Другими словами, приблизительное значение p равно 2/1000 = 0,002. Это маленькое значение p указывает на то, что было бы очень неожиданно, если бы только процесс случайного распределения привел к такой большой разнице в средних групповых значениях. Таким образом, как и в случае с Примером 2, у нас есть убедительные доказательства того, что сосредоточение внимания на внутренних мотивах приводит к повышению показателей креативности по сравнению с размышлениями о внешних мотивах.

Обратите внимание, что предыдущее утверждение подразумевает связь между показателем мотивации и креативности; такой сильный вывод оправдан? Да, из-за случайного распределения, используемого в исследовании. Это должно было сбалансировать любые другие переменные между двумя группами, так что теперь, когда маленькое значение р убеждает нас в том, что более высокое среднее значение в группе внутренних факторов не было простым совпадением, остается единственное разумное объяснение — это разница в типе мотивация. Можем ли мы обобщить этот вывод на всех? Не обязательно — мы могли бы осторожно распространить этот вывод на людей с большим опытом творческого письма, похожих на людей в этом исследовании, но мы все же хотели бы узнать больше о том, как эти люди были отобраны для участия.

Заключение

Рисунок 4 . Исследователи используют научный метод, который включает в себя большое количество статистического мышления: сформулировать гипотезу —> спланировать исследование для проверки этой гипотезы —> провести исследование —> проанализировать данные —> сообщить о результатах. [Изображение: widdowquinn]

Статистическое мышление включает в себя тщательную разработку исследования для сбора значимых данных для ответа на конкретный исследовательский вопрос, детальный анализ закономерностей в данных и выводы, выходящие за рамки наблюдаемых данных. Случайная выборка имеет первостепенное значение для обобщения результатов нашей выборки на большую совокупность, а случайное распределение является ключом к выводам о причинно-следственных связях. С обоими видами случайности модели вероятности помогают нам оценить, сколько случайных вариаций мы можем ожидать в наших результатах, чтобы определить, могут ли наши результаты получиться случайно, и оценить допустимую погрешность.

Итак, что же остается нам в связи с упомянутым ранее исследованием кофе (Freedman, Park, Abnet, Hollenbeck, & Sinha, 2012 г. обнаружили, что мужчины, выпивающие не менее шести чашек кофе в день, имели на 10 % меньше шансов умереть (женщины на 15% ниже), чем те, кто не пил)? Мы можем ответить на многие вопросы:

  • Это исследование проводилось в течение 14 лет учеными из Национального института рака.
  • Результаты были опубликованы в июньском номере журнала .Медицинский журнал Новой Англии , уважаемый рецензируемый журнал.
  • В ходе исследования было изучено потребление кофе более чем 402 000 человек в возрасте от 50 до 71 года из шести штатов и двух мегаполисов. В начале исследования исключались люди с раком, сердечными заболеваниями и инсультом. Потребление кофе оценивали один раз в начале исследования.
  • В ходе исследования погибло около 52 000 человек.
  • Люди, которые выпивали от двух до пяти чашек кофе в день, также показали более низкий риск, но степень снижения увеличилась у тех, кто выпивал шесть и более чашек.
  • Размеры выборки были довольно большими, поэтому значения p довольно малы, даже несмотря на то, что процентное снижение риска было не очень большим (вероятность снизилась с 12% до примерно 10–11%).
  • Независимо от того, был ли кофе с кофеином или без кофеина, это не влияло на результаты.
  • Это было обсервационное исследование, поэтому нельзя сделать никаких причинно-следственных выводов между употреблением кофе и увеличением продолжительности жизни, вопреки тому впечатлению, которое создается во многих заголовках новостей об этом исследовании. В частности, возможно, что люди с хроническими заболеваниями не склонны пить кофе.

Это исследование необходимо рассматривать в более широком контексте аналогичных исследований и согласованности результатов в разных исследованиях, с постоянным предупреждением о том, что это не был рандомизированный эксперимент. В то время как статистический анализ все еще может «приспосабливаться» к другим потенциальным вмешивающимся переменным, мы еще не убеждены, что исследователи идентифицировали их все или полностью идентифицировали, почему это снижение риска смерти очевидно. Исследователи теперь могут использовать результаты этого исследования и разрабатывать более целенаправленные исследования, направленные на решение новых вопросов.

Подробнее

Изучите эти внешние ресурсы, чтобы узнать больше о прикладной статистике:

  • Видео о p-значениях: P-Value Extravaganza
  • Интерактивные веб-приложения для статистики преподавания и обучения
  • Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований, где вы можете найти и проанализировать данные.
  • Консорциум по развитию статистики бакалавриата

Подумай об этом

  • Найдите недавнюю исследовательскую статью в своей области и ответьте на следующие вопросы: Каков был основной исследовательский вопрос? Как отбирались люди для участия в исследовании? Были ли представлены сводные результаты? Насколько сильны доказательства, представленные в пользу или против вопроса исследования? Было ли использовано случайное распределение? Обобщите основные выводы исследования, касающиеся вопросов статистической значимости, статистической достоверности, обобщаемости и причины и следствия. Согласны ли вы с выводами, сделанными в этом исследовании, на основе дизайна исследования и представленных результатов?
  • Разумно ли использовать случайную выборку из 1000 человек, чтобы сделать выводы обо всех взрослых в США? Объясните, почему да или почему нет.
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Авторы : Пэт Кэрролл и Люмен Леринг. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Статистическое мышление. Авторы : Бет Чанс и Аллан Россман, Калифорнийский политехнический государственный университет, Сан-Луис-Обиспо. Предоставлено : Ноба. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/modules/statistical-thinking. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Кризис репликации. Автор : Колин Томас Уильям. Предоставлено : Общественный колледж Ivy Tech. Лицензия : CC BY: Attribution

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Психологическое напряжение хронических физических заболеваний

Автор Майкл Гринвуд, магистр наук.

Что такое хроническое заболевание и как оно влияет на наше психическое здоровье?
Как можно лечить психологическое напряжение хронического соматического заболевания?
Как хроническое заболевание влияет на лиц, осуществляющих уход?
Заключение
Ссылки
Дополнительная литература


Хронические физические заболевания психологически истощают тех, кто их испытывает, а психические расстройства, такие как депрессия и тревога, более распространены среди таких людей, которым часто приходится корректировать свой образ жизни и стремления, чтобы приспособиться к своим физическим возможностям. болезнь. Например, уровень аффективных расстройств среди пациентов с диабетом и ревматоидным артритом составляет около 25% и возрастает до более чем 30% среди больных раком по сравнению с показателями всего 4-8% среди населения в целом.

Источник психологического напряжения может быть непосредственно связан с хроническим соматическим заболеванием, таким как инфекция легких, приводящая к гипоксии и плохому настроению, или схема лечения, предназначенная для лечения основного хронического заболевания, может сама по себе вызвать психологическую нестабильность, когда химиотерапия более разрушительна, чем рак или когда введение стероидов приводит к изменению настроения.

Изображение предоставлено: fizkes/Shutterstock.com

Уход за людьми с хроническими соматическими заболеваниями может быть в равной степени утомительным для психологии лиц, осуществляющих уход, и клиницистов, которые могут быть вынуждены наблюдать за любимым человеком или многими сотнями пациентов, находящихся в состоянии упадка, в течение потенциально многих лет. В этой статье обсуждается, как хроническое соматическое заболевание влияет на психическое здоровье тех, кто страдает от болезни, и тех, кто ухаживает за этими людьми.

Что такое хроническое заболевание и как оно влияет на наше психическое здоровье?

Хроническое заболевание определяется как состояние, которое длится не менее года и требует постоянного медицинского наблюдения или иным образом существенно ограничивает повседневную деятельность. Если конкретное хроническое заболевание вызывает постоянную или частую боль и дистресс, потенциальное психологическое воздействие очевидно.

Во многих случаях таким пациентам можно назначать обезболивающие в течение длительного времени. Однако эта стратегия не устраняет первопричину боли, а постоянное использование анальгетиков имеет осложнения. Возможно, более важным для психологии тех, кто испытывает хроническую боль, чем непосредственно пережитая боль, является конечное влияние на их образ жизни, когда болезнь может препятствовать участию в общественной деятельности, физическим упражнениям и здоровому сну, которые, как известно, приводят к психическим расстройствам, таким как депрессия.

Снижение физической активности, в свою очередь, может повысить вероятность ожирения и других нарушений физического здоровья, что, в свою очередь, еще больше усугубит психологическое напряжение и создаст отрицательную обратную связь. В случаях тяжелого или неизлечимого заболевания пациент испытывает дополнительное психологическое напряжение, связанное со страхом смерти, страхом оставить свою семью и близких без них, и потенциально большим финансовым давлением на себя и своих близких в будущем.

Психологические сопутствующие заболевания чрезвычайно распространены среди людей с хроническими заболеваниями: около половины тех, кто в Англии имеет проблемы с психическим здоровьем, также страдают тем или иным типом хронического заболевания, или 30% лиц с хроническим заболеванием также испытывают проблема психического здоровья.

Изображение предоставлено: fizkes/Shutterstock.com

Хронические заболевания могут вызывать неблагоприятные психологические симптомы у населения, хотя, что интересно, убедительные данные свидетельствуют о том, что психологические заболевания делают человека более склонным к хроническим физическим заболеваниям. Например, депрессия увеличивает риск ишемической болезни сердца и ишемической болезни сердца на целых 100%, если учитывать такие вероятные последствия, как снижение физической активности.

Как и следовало ожидать, большинство исследований показывают, что частота психологических заболеваний увеличивается, когда пациенты страдают от нескольких хронических заболеваний. Данные Всемирного исследования здоровья показывают, что у человека с двумя или более хроническими заболеваниями вероятность депрессии в семь раз выше, чем у человека с одним заболеванием.

Также было показано, что социально-экономический статус является сильным предиктором частоты хронических заболеваний и сопутствующего психологического напряжения, предположительно, поскольку люди с большими финансовыми и личными ресурсами лучше способны избегать хронических заболеваний и впоследствии могут лучше приспосабливаться и справляться с любыми болезнь, которая может возникнуть.

Как лечить психологическое напряжение хронического физического заболевания?

Психологическая терапия может быть полезна пациентам, страдающим хроническими заболеваниями, в индивидуальных или групповых условиях. Например, когнитивно-поведенческая терапия нацелена на поведенческую и когнитивную реакцию на боль. Он пытается обучать релаксации, управлению настроением и эффективному общению, надеюсь, реструктурируя неадекватные мысли пациента об их состоянии. В качестве альтернативы оперантно-поведенческая терапия использует положительное подкрепление и наказание для изменения поведения и мыслей, связанных с состоянием.

Интересно, что определенные терапевтические подходы показали наилучший эффект при применении к психологическому напряжению, вызванному определенными хроническими источниками. Пациенты, проходящие оперантно-поведенческую терапию, хорошо адаптируются к сложной регионарной или неспецифической боли, в то время как пациенты с более специфической мышечно-скелетной болью хорошо справляются с терапией принятия и приверженности, где участникам предлагается найти способы обойти нарушение.

Похожие истории

  • Два округа спорят с Калифорнией из-за обязанностей по охране психического здоровья
  • Депутат Республиканской партии призывает отслеживать расходы бездомных, работая с демократами в области психического здоровья
  • Взаимосвязь между центральной нервной системой и пищеварительной системой и ее вклад в состояние психического здоровья

Те, кто страдает хроническими заболеваниями, которые обычно влияют на качество жизни способы, которые нельзя обойти, такие как рак, артрит, синдром раздраженного кишечника или хроническая мигрень, лучше всего лечатся методами снижения стресса, основанными на осознанности, которые учат «не стремящемуся» подходу к управлению болью с использованием дыхательных техник и медитации. .

Как хроническое заболевание влияет на лиц, осуществляющих уход?

Сообщается также о высокой частоте тревожности и депрессии среди близких друзей и членов семьи, осуществляющих уход за теми, кто страдает хроническими заболеваниями, происходящими из многих потенциальных источников. Те, кто страдает хроническими заболеваниями, могут иметь меньше возможностей работать и обеспечивать доход, они, вероятно, выражают психологическое напряжение через изоляцию или агрессию, а также могут напрямую нести бремя заботы о своих близких, создавая психологические стрессоры для лиц, осуществляющих уход, с разных сторон. В ответ их жизнь, скорее всего, изменится: им придется больше работать, чтобы компенсировать дефицит, или полностью отказаться от своей карьеры, чтобы обеспечивать уход.

Изображение предоставлено: Ground Picture/Shutterstock.com

Терапевтические варианты, помогающие снять психологическую нагрузку с лиц, осуществляющих уход, также включают в себя различные группы поддержки и варианты консультирования, большинство из которых направлены на поощрение принятия путем обучения, связанного с болезнью, обсуждения того, как должен себя чувствовать их близкий человек, страдающий болезнью, и подготовки для будущих возможностей.

Клиницисты также часто испытывают психологическое напряжение, особенно при работе с людьми, страдающими серьезными хроническими или неизлечимыми заболеваниями, особенно в педиатрии. Потенциальные последствия растущей психологической нагрузки на клиницистов могут включать снижение работоспособности и потенциальный отказ от карьеры, что лишает отрасль здравоохранения подготовленного специалиста. Большинство органов здравоохранения следят за психическим здоровьем сотрудников, уделяя особое внимание тем, кто работает на должностях, связанных с высоким психологическим стрессом, и обычно предлагают обучение, связанное с развитием механизмов преодоления.

Заключение

Любое хроническое заболевание меняет жизнь, и людям часто трудно адаптироваться к новой ситуации, что приводит к сильному психологическому напряжению. По мере того, как медицинские вмешательства и мониторинг здоровья улучшаются во всем мире, все большая часть населения в целом живет дольше и чаще страдает хроническими заболеваниями, такими как артрит, диабет и деменция, среди многих других. Стоимость оказания помощи также увеличивается из-за сопутствующих психологических заболеваний, которые требуют лечения и могут вызывать дополнительные состояния.

Ссылки

  • Ют, В., Смит, Дж. М., и Сантуцци, А. М. (2008). Как вы себя чувствуете? Самооценка предсказывает аффект, стресс, социальное взаимодействие и тяжесть симптомов в повседневной жизни у пациентов с хроническими заболеваниями. Журнал психологии здоровья , 13 (7), 884-894. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2996275/
  • Сильвер, Э. Дж., Бауман, Л. Дж., и Ирейс, Х. Т. (1995). Взаимосвязь самооценки и работоспособности с психологическим дистрессом у матерей детей с хроническими соматическими заболеваниями. Психология здоровья, 14(4), 333.
  • Даниэль Шварц, Д., Психологические осложнения хронических заболеваний. [онлайн] Texaschildrens.org. Доступно по адресу: https://www.texaschildrens.org/health/psychological-complications-chronic-illness [По состоянию на 1 апреля 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *