Заключения психолога пример: Образец психологического заключения ребенка — Центр психологии и права «Покров»

Содержание

Психологическое заключение в клинической психологии. Его форма и содержание.

Заключение всегда должно быть ответом на вопрос, поставленный перед психологом. Единой формы заключения нет, как не может быть стандартного построения исследования, стереотипного набора методик, не может быть и стандарта в составлении заключений. Каждое заключение составляется психологом с учетом поставленного клиникой перед психологом вопроса.

Но заключение никогда не является простым повторением протокола исследования. Важна характеристика психического состояния на основании полученных данных, должны быть отмечены особенности поведения, отношение к исследованию, наличие установочного поведения, выделяются ведущие патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (например, темп реакций, истощаемость, устойчивость), описываются сохранные стороны психической деятельности. Допускается приведение характерных ярких примеров. В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома). Заключение не должно быть категоричным по стилю утверждений.

Могут быть даны некоторые рекомендации относительно общей схемы подобных заключений, содержание же их не поддается строгой унификации.

1. В начале заключения кратко описываются жалобы больного, но не вообще жалобы на здоровье в целом, а лишь жалобы на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания.

2. Следующую часть заключения составляет описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования: понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания, проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют судить о личности больного. Эту часть заключения можно дополнить результатами исследования с помощью проектных методов или материалами специально организованной направленной беседы с больным.

3. Следующая часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности больного.

Желательно при этом начинать подробную характеристику с описания центрального нарушения, которое выявлено у больного в ходе исследования. Требуется показать также, в комплексе, каких нарушений выступает это ведущее нарушение, т.е. следует вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а необходимо описать психологический синдром нарушений психической деятельности. В этой же части заключения описываются сохранные стороны психической деятельности больного. Последнее необходимо для решения вопросов трудоустройства больного, а также рекомендаций родственникам в отношении больного. При характеристике познавательной деятельности больного может возникнуть необходимость в иллюстрации отдельных положений выписками из протоколов исследования. Такие примеры приводить нужно, но только в краткой формулировке; следует приводить лишь наиболее яркие выписки из протокола, не вызывающие сомнений в квалификации нарушения.

В конце заключения дается резюме, отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эти данные должны выражать структуру основного психологического синдрома, выявившегося при исследовании. Резюме может содержать данные о диагнозе заболевания, но опосредованно, через описание структуры нарушений, выявленных в эксперименте.

Приведем несколько примеров заключений, чтобы показать зависимость их содержания от конкретной клинической задачи.

1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:

  • состояние респондента;
  • характер контакта испытуемого с психологом;
  • нестандартные условия тестирования и др.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Психологическое заключение в клинической психологии. Его форма и содержание.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Психологическое заключение в клинической психологии. Его форма и содержание.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Психологическое заключение в клинической психологии. Его форма и содержание.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Психологическое заключение — презентация онлайн

Тема 2
Психологическое заключение
Литература:
• Асриян О.Б., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. Психологическое
заключение: виды, структура и содержание: учебное пособие /
Под ред.
Р.В. Кадырова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 131
с.
Виды отчетности психодиагностического процесса:
психологическая интерпретация, психологический портрет,
психологическое заключение
1. психологическая интерпретация.
Психологическая
интерпретация

это
один
из
этапов
психодиагностического процесса, который предполагает толкование
результатов психологической диагностики.
В каждой профессиональной психодиагностической методике есть свой
интерпретатор. Интерпретатор, в отличие от интерпретации, лаконичен,
категоричен, в нем нет информации о психологических характеристиках
личности, а лишь краткое описание высоких и низких значений шкал
методики, в котором присутствует ряд психологических терминов, часто
недоступных и непонятных для респондентов.
Необходимо обладать профессиональными знаниями и навыками для того,
чтобы грамотно преобразовывать интерпретатор в интерпретацию.
Подходы к интерпретации результатов
психодиагностического исследования (по А.А.
Васищеву)
• В превентивном подходе психодиагност учитывает даже менее
выраженные признаки, с целью исключения возможных отрицательных
последствий для респондента при принятии решения относительно чеголибо.
Например,
при
определении
профессиональной
ориентированности подростка и той профессии, в которой он, вероятней
всего, будет успешен. Если у психодиагноста есть какие-нибудь сомнения
в рамках личностных или интеллектуальных способностей респондента,
которые могут хоть и косвенно, но мешать при самореализации в той или
иной профессии, то психолог исключает эту профессию из списка
рекомендуемых.
• В презумпционном подходе при принятии решения, согласно какой-либо
цели, психодиагност учитывает только те характеристики, которые
являются
выраженными
и
подтверждаются
рядом
других
психодиагностических тестов и опросников. Таким образом, психолог
пытается быть более уверенным в описании своих результатов. Иными
словами, если у психодиагноста имеется сомнение, относительно какихлибо данных, то они сразу же им отметаются.
2. Анализ совокупности интерпретаций по каждой используемой
методике служит опорой для написания других отчетов
практического психолога – психологического портрета личности и
психологического заключения.
Виды психологических портретов личности
(Д.А. Малкин, С.В. Абрамов, В.Г. Булыгина и др.)
• 1. Углублённый психологический портрет составляется согласно
результатам комплексного психодиагностического исследования
респондента. Здесь описываются личностные особенности
исследуемого, структура его мотивов и интересов, ценностноориентационная направленность, особенности межличностного
взаимодействия, подробное описание сторон интеллектуальной
деятельности и когнитивных способностей, поведенческие
особенности в стрессовых и проблемных ситуациях,
адаптационные возможности. Данный вид портрета показывает
личность с разных сторон во всем её проявлении.
• 2. Общий психологический портрет больше приближен к
психологическому заключению, поскольку он составляется
согласно поставленным целям и задачам. Отличие заключается
лишь в том, что портрет более подробен, чем психологическое
заключение. Цели и задачи, представленные в данном виде
портрета, являются общими. Например, на какие личностные
особенности следует опираться при проведении воспитательной
работы. При этом описывается все стороны личности
респондента, а в выводах прописывается, на что именно следует
обратить внимание.
• 3. Частный психологический портрет схож с общим, отличие
лишь в том, что он отвечает на вопросы частных задач. Этими
частными задачами могут быть – комплексное описание только
интеллектуальных
способностей
респондента,
только
мотивационной сферы, только ценностно-ориентационной
направленности, только сферы межличностного взаимодействия
и т. д. Но так же, как и общий портрет, он приближен к
психологическому заключению.
• 4. Экспресс-психологический портрет составляется либо без
использования тестов и опросников посредством других
психодиагностических методик, таких как наблюдение и беседа,
либо с использованием экспресс-методик. Данный вид портрета
является менее информативным, но в ситуациях в режиме
ограниченного времени – достаточно эффективным. Так,
например, в процессе первичного консультирования при
взаимодействии с клиентом психолог может составить его
экспресс-психологический
портрет,
опираясь
лишь
на
наблюдение и беседу с ним. Использование экспресс-методик
также не может дать полную описательную характеристику
респондента, но поможет получить представление о нем.
• Психологическое заключение будет представляться нами как
результат поэтапного достижения цели, поставленной в начале
психодиагностического исследования, психологический портрет
личности – как краткое (в редких случаях) и подробное (в частых
случаях) описание всех сторон личности или его какой-то одной
сферы. В начале психодиагностики у нас имеется какая-либо цель
или вопрос, который требует ответа. Этим ответом и служит
психологическое заключение. Что же такое цель?
• Цель – это представление о конечном результате, который мы
хотим получить, для чего пишем психологическое заключение.
Целью может выступать ответ на вопрос о межличностных
отношениях респондента, об уровне его агрессивности или
тревожности, о профессиональных предпочтениях и интересах, о
профессиональной пригодности, это могут быть педагогические
или психологические рекомендации.
в психологии выделяют три
психологического заключения:
вида
1. Описательное заключение – оно представляет собой описание
личности респондента и его личностных характеристик.
Описательным заключением может выступать психологический
портрет личности. Психологический портрет в меньшей степени
зависит от поставленных целей, поскольку цель подразумевается
изначально – описать психологические характеристики в более
широком или более узком варианте.
2. Оценочное заключение – в данном виде психологического
заключения психолог в рамках заданной направленности (то есть
цели или вопроса исследования) стремится выразить своё
профессиональное отношение к личности респондента или к
ситуации, в которой находится респондент. Стоит отметить, что
понятие «оценочный» не подразумевает оценочные категории,
психолог должен оставаться объективным и описывать как
положительные, так и отрицательные полюса характеристик
личности респондента. Оценочное заключение чаще всего
используется в судебно-психологической практике.
3. Консультативное заключение – на основании данного вида
заключения обязательно составляются рекомендации для развития или
коррекции личности исследуемого. Консультативный вид заключения
является его классическим вариантом. Консультативное заключение, как
и любой другой вид, не имеет определенной формы, форма
определяется той областью психологии, в которой работает
психодиагност – психология труда, клиническая психология,
педагогическая психология или любая другая. Не стоит также забывать,
что в психологическом заключении не должно быть того, в чем не
уверен психолог, то есть описания тех интерпретаций, которые не были
подтверждены в ходе исследования личности помимо использования
тестового материала. Заключение также не должно иметь двойного
толкования или быть неоднозначным, чтобы респонденту не
приходилось додумывать, что всё-таки хотел сказать своими выводами
психодиагност. Заключение должно быть представлено на доступном
языке, не обремененном диагностоманией.
6 ЭТАПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
• Первый этап психологического исследования заключается в
переводе практического требования в психодиагностическую
задачу, поскольку только в этом случае возможно разрешение
любого практического запроса с научных позиций, а не
интуитивно и необоснованно. Для написания психологического
заключения требуется, прежде всего, решение поисковых и
оценочных задач.
• В поисковых задачах психолог устанавливает причинно-следственные
связи между индивидуально-типологическими особенностями
респондента и условиями запроса. Часто такого рода задачи решаются
в рамках психологического консультирования. В таких задачах
психологические характеристики исследуемого выступают в качестве
причин, детерминирующих возникновение запроса. Например,
дезадаптации в школе, отклонений в поведении, нарушения
психического здоровья, снижения качества жизни.
• Оценочные задачи отличаются тем, что в них требуется установить
наличие, отсутствие или степень выраженности определенных
психологических особенностей у исследуемого. Например, определить
наличие агрессивных тенденций в поведении или выявить уровень
личностной тревожности. Целью является ответ на конкретно
поставленный
вопрос,
представляющий
собой
результат
исследования, а не процесс и не действие. Например: «Уровень
профессиональной
пригодности»,
«Степень
психологической
готовности к обучению», «Прогноз вероятности рецидива
противоправного действия».
Нереалистичные и неконкретные задачи:
• Примером нереалистичной психодиагностической задачи может быть:
«Выявление причин неуспеваемости ребенка младшего школьного
возраста» или «Выявление причин отклоняющегося поведения подростка,
задержанного за мелкое хулиганство». Законы развития психических
феноменов, в которых ориентируется профессиональный психодиагност,
позволяют понять, что конкретную причину в данном случае выявить
невозможно, так как возникновение девиации или неуспеваемости
обусловлено многообразием факторов первого и второго порядка, которые
повлекли за собой изменения в поведении. Адекватной альтернативой в
данном конкретном случае будет «Характеристика индивидуальнопсихологических особенностей респондента, связанных с успеваемостью
респондента»
• Под неконкретной задачей понимается, формулировка задачи в которой
условия не позволяют поставить конкретный вопрос, на который
необходимо
ответить
в
заключении.
Например,
«Определить
межличностные связи в группе».
• Второй этап психологического исследования подразумевает
подробный сбор предварительной информации, необходимой
для решения конкретной психодиагностической задачи. Это могут
быть психологический анамнез, сведения о семье и ближайшем
окружении, медицинские заключения, сведения об успешности
выполняемой деятельности (работы или учебы) и т. д. В
психологическом заключении анамнез должен быть полноценно
представлен, иначе заключение имеет вид обезличенного и
формального. На сегодняшний момент существует несколько
схем
сбора
психологического
анамнеза,
наиболее
распространенной из которых является схема сбора
психологического анамнеза по С.А. Кулакову.
• Важно отметить, что данный структурный блок, помимо
психологического анамнеза, должен включать в себя
информацию о том, как вел себя респондент в процессе
исследования, а именно его желание участвовать в процедуре
исследования, заинтересованность в получении обратной связи
от психодиагноста, желание выглядеть в глазах исследователя
социально одобряемым и т.д. Отсутствие анамнестической
информации делает психологическое заключение обезличенным
и не позволяет сформировать целостную картину относительно
личности респондента, так как только анализ жизненного пути и
образа жизни исследуемого может в полной мере объяснить
психологические феномены, описанные в заключении.
• Третий этап психологического исследования подразумевает
формулирование гипотез и выбор психодиагностического
инструментария, адекватного цели исследования.
• Методический аппарат, выбранный психодиагностом, должен
быть описан в психологическом заключении, т.к. о достоверности
психологической информации можно судить, непосредственно
опираясь на инструментарий, который был использован при
проведении психодиагностики. Так, например, некорректной
можно признать информацию о потребностно-мотивационной
сфере респондента, при использовании теста, предназначенного
только для оценки темперамента.
• Ошибки:
А). Неоперациональность гипотезы подразумевает использование
психодиагностом понятий высокого уровня абстракции, которые
невозможно проверить с помощью психодиагностических методов
и методик.
Б) Некритическое использование зарубежных методик, основанное на
непонимании влияния фактора культуры на их результаты. Грамотный
психодиагност понимает, что любая зарубежная методика, имеющая
определенную направленность в культуральном аспекте, требует
адаптации. Например, методика СМИЛ, адаптированная в России
Л.Н.
Собчик,
является
более
адекватной
при
создании
методологического аппарата, чем MMPI, адаптированная для группы
американских летчиков И. Маккинли и С. Хатэуэй. При этом важно
учитывать все данные по адаптации, стандартизации, валидности и
надежности используемой методики на отечественной выборке, для
того что бы учесть их при подборе батареи методик психологического
исследования.
В) Важной задачей является формирование батареи методик исходя из
цели исследования. Например: «Цель: Индивидуально-психологические
особенности осужденного. Используемые методики: наблюдение,
беседа, «Стандартизированный многофакторный метод исследования
личности», «Методика диагностики межличностных отношений»,
«Метод цветовых выборов» полностью отвечают цели исследования и
дополняют друг друга, позволяя получить более полную картину
исследования, пользуясь принципом необходимости и достаточности.
• Четвертый этап исследования представляет собой собственно
проведение психологического исследования, а также анализ и
интерпретацию его результатов. Самой распространенной
ошибкой
является
перегруженность
предложений
психологической терминологией, без раскрытия их содержания.
Данный
феномен
в
психодиагностике
называют
диагностоманией. Так, например, часто указывается тип
темперамента или тип реагирования респондента, но не
поясняются их особенности: «Респонденту присущи черты
холерика» или «Исследуемому присущи черты холерического
темперамента», «…для респондента характерен стеничный тип
реагирования».
• Также, примерами перегруженности терминами являются
следующие предложения: «Характерен инфантилизм, низкая
откликаемость на проблемы социального микроклимата,
склонность к деструктивному поведению вероятна в
состоянии
фрустрации.
Несмотря
на
выраженный
эгоцентризм, Владислав стремится к нивелированию
возможных конфликтов, отмечена конгруэнтность и
избирательность в контактах с окружающими, наблюдается
стремление к отстаиванию престижной роли в референтной
группе. В ситуации стресса Владислав проявляет выраженные
вегетативные реакции, что может способствовать
возникновению психосоматических заболеваний».
• Пятым этапом является формулирование основных выводов и
заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов,
а также формирование психологического диагноза на основе
полученных данных. Основным требованием к заключению на данном
этапе является соответствие выводов поставленной задаче, а также их
обоснованность и аргументированность. Как правило, выводом в
психологическом заключении является психологический диагноз. Одно
из значений термина диагноз в переводе с греческого языка –
«распознавание». Основными компетенциями на данном этапе, от
реализации которых будет зависеть качество заключения, являются
умение анализировать и описывать взаимосвязь полученных
диагностических данных и данных анамнеза, умение анализировать и
описывать психологические характеристики и их взаимосвязь,
взаимовлияние в разных сферах психической активности респондента,
умение интегрировать и интерпретировать полученную информацию и
излагать свои выводы доступным языком.
• Шестой этап психодиагностического исследования предполагает,
что психодиагност должен определить те виды помощи и
психологических воздействий, которые желательны в отношении
исследуемого
индивида
или
группы.
Предоставление
психологических рекомендаций может быть детерминировано
либо
условиями
запроса,
либо
спецификой
психодиагностической ситуации. Основные сферы применения
психодиагностики — образование, медицина, психологическое
консультирование,
профессиональная
диагностика,
пенитенциарная
психология,
судебно-психиатрическая
экспертиза. Рекомендации в заключении следуют после общих
выводов и являются закономерным следствием всей ранее
проведенной работы.
• Пример рекомендаций: «Деятельность респондента не должна
быть монотонной и однообразной, так как подобная работа
вызывает раздражительность у исследуемого. При дисциплинарном
воздействии не рекомендуется использовать авторитарный тон,
так как в случае давления и ущемления достоинства Виталий легко
теряет контроль над своим состоянием. В воспитательном
процессе основные усилия к коррекции поведения должны быть
направлены на мотивацию исследуемого к контролю своего
состояния, своих желаний и импульсивных поступков».
• Наиболее часто встречающиеся ошибки на данном этапе написания
заключения: Рекомендации не опираются на результаты
исследования, а существуют изолированно от него. Например, когда
исследование проводилось с целью оценить психологическую
готовность к обучению, а в рекомендациях приводится информация о
необходимости коррекции семейной ситуации, при этом не описано
как данные меры могут влиять на готовность к обучению. В
психологическом заключении даются слишком абстрактные или
нереалистичные рекомендации. Например, «Необходимо создать
благоприятный эмоциональный климат в душе для респондента».
Унифицированные требования к написанию
психологического заключения:
• 1.
Психологическое
заключение
должно
быть
четким,
неперегруженным психологическими терминами или с адекватной
формой их раскрытия. Важно, чтобы заключение соответствовало
потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит.
Другой крайностью, проявление которой также отрицательно
сказывается на качестве заключения, является использование
житейского языка. Например: «выглядеть получше», «приписать на
свой счет что-то лишнее», «осознаёт свои «плюсы» и «минусы»,
«самоконтроль не всегда приходит ему на помощь», «способность
постоять за себя, дать сдачу может легко», «желание контролировать
свою злость», «особо выраженных страхов нет», «сильная потребность
к теплу извне», «оптимистично настроенный реалист», «довольно
удачное желание».
• 2. В начале заключения обязательно должна быть обозначена
цель диагностического исследования. Цель – это тот конечный
результат, который в итоге мы хотим получить, к чему стремимся
и для чего пишем психологическое заключение. Без обозначения
цели сложно судить о корректности психологического заключения
т.к. именно сообразность цели – важный критерий качественного
заключения.
Например:
«Индивидуально-психологические
особенности осужденного, состоящего на учете в филиале
Первомайского района ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК»,
«Характеристика межличностных отношений респондента»,
«Уровень профессиональной пригодности работника».
• 3. Психологическое заключение должно быть достоверным.
Достоверностью считается истинность полученных результатов в
ходе
психодиагностического
исследования.
В
качестве
методологического аппарата должны быть подобраны только
надежные и валидные методики, в соответствии с целью
исследования.
• Все сырые данные, протоколы беседы, рисунки, протоколы
пострисуночного опроса прилагаются к психологическому
заключению, а не входят в само заключение.
• 4. В психологическом заключении должен соблюдаться баланс между
констатацией и предположением. В заключении должен использоваться
вероятностный стиль изложения. Например: «Респонденту присущ
гиперстеничный тип реагирования, что свидетельствует о значительном
превалировании возбудимых черт в характере. Это может выражаться в
свойственной для исследуемого импульсивности и раздражительности, в
проявлении конфликтного взаимодействия с другими людьми и
подчеркнутом стремлению к доминированию».
• Примером некорретного использования констатации и вероятностного
характера будет категоричность психодиагноста: «Самооценка завышена.
Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при этом
проявляется самодовольство, чувство собственного превосходства над
окружающими».
• В заключение следует использовать слова, которые указывают не на
сомнительность заключения, а на вероятность наличия полученных данных у
исследуемого. Если используются такие вводные слова как «видимо»,
«скорее», «скорее всего», «вероятнее всего», «предположительно» и т.д., то
тем самым под сомнение ставится достоверность результатов
психодиагностики.
Поэтому
уместнее
использовать
«триаду
вероятности»: «возможно», «вероятно» и «можно предположить»,
комбинируя их в тексте.
• 5. Необходимо вести описание в психологическом заключении не по
методикам, а по смысловым блокам. Например, психологическое
заключение с целью оценки индивидуальных психологических
характеристик, может включать в себя следующие структурные блоки:
психологический анамнез, особенности прохождения респондентом
процедуры диагностики, психофизиологические характеристики,
эмоционально-волевая сфера, самооценка и самоотношение,
мотивационно-потребностная сфера, межличностное взаимодействие,
ценностно-смысловая сфера, резюме, рекомендации.
• Основной ошибкой при интерпретации методик является опора на
результаты каждой методики по отдельности, следовательно –
противоречивое заключение (следует рассматривать всю батарею
методик в совокупности). Пример: «Самооценка завышена.
Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при
этом проявляется самодовольство, чувство собственного
превосходства над окружающими. Присутствует неуверенность,
тревожность, трудности при принятии решений, преобладание
конформных установок, податливость мнению окружающих».
• 6.
Содержание
психологического
заключения
состоит
из
интерпретации полученных данных и выводов, полученных в итоге
аналитической работы психодиагноста, и, поэтому, не может
сводиться к перечню формально полученных данных.
• 7. Психологическое заключение должно быть ориентированно на
действие. Как правило, психологическое заключение предполагает
формирование конкретных рекомендаций относительно программ
обучения, адаптации, выбора профессии. Рекомендации необходимо
составлять, исходя из цели психологического заключения, т.е.
конкретного
запроса.
Рекомендации
представляют
собой
обоснованную последовательность включения в работу с клиентом тех
или иных специалистов, определение ведущего направления,
последовательность
собственно
психологической
работы
(использование тех или иных программ, хотя бы приблизительное
определение длительности и формы развивающей и коррекционной
работы).
• 8. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные
свойства конкретного индивида, поэтому недопустимо
использование заготовок и штампов в его содержании. Психолог
не должен опираться на готовые шаблоны, так как каждый
человек индивидуален и к каждому необходим индивидуальный
подход, т.е. не должен просто быть вставлен текст
интерпретатора. Особенно на игнорирование психодиагностом
данного
правила
указывает
употребление
в
тексте
психологического заключения следующих фраз: «такие люди»,
«подобные мужчины (женщины)» и т.д.
• 9. Психологическое заключение должно включать в себя интеграцию
и объяснение психологических детерминант функционирования всех
сфер психической активности респондента. Нередко в процессе
психодиагностической
процедуры
психодиагност
получает
противоречивые данные, используя батарею методик. На самом деле,
такого рода противоречия, в случае соблюдения всех требований к
процедуре психодиагностики, представляют собой богатый материал
для оценки и объяснения индивидуальных психологических
особенностей респондента и выдвижения ряда промежуточных
гипотез, доказательство или опровержение которых может
существенно повысить прогностическую ценность психологического
заключения. Например, сочетание низких показателей по шкале
личностной тревожности в результате проведения методики
Спилбергера-Ханина с регистрируемыми показателями тревожности
при
применении
проективной
рисуночной
методики
«Несуществующее животное» и при проведении пострисуночного
опроса может натолкнуть психодиагноста на мысль о желании
респондента предстать по результатам исследования более
хладнокровным, либо на мысль о наличии у респондента
психологических защит в ситуации оценки.
• 10. Важно понимать приоритет качественного анализа над
количественным в процессе переработки психодиагностической
информации.
• 11. В психологическом заключении необходимо учитывать динамику
тех или иных психологических феноменов. Важно правильное
понимание соотношения между относительной константностью и
изменчивостью индивидуальности. В заключении необходимо описать
предполагаемый прогноз, возможное развитие тех или иных
психологических феноменов и чувствительность респондента к
коррекционно-компенсаторным воздействиям. Например, «Иван А. не
стремится к статусу лидера, но становится им в силу субъективной
необходимости. Ему присущи осторожность, анализ расстановки своих
сил без демонстрации истинных способностей. У респондента
наблюдается высокая личностная тревожность, что проявляется в
опасные для его самооценки и самоуважения моменты. Иван не
терпит насмешки, непризнание и осуждение со стороны окружающих.
В случае попадания в стрессовую ситуацию возможен уход от
проблем».
• 12. Для обозначения субъекта, по отношению к которому проводится
процедура психодиагностики, корректным является использование
термина «респондент», «исследуемый» либо имя и заглавная буква
фамилии. Согласно принципам гуманистического подхода, который
указывает на ценность и целостность каждой личности, некорректным
будет
применение
таких
терминов
как
«испытуемый»,
«обследуемый», «объект психодиагностики», так как подобная
терминология может унижать честь и достоинство человека, в
отношении которого проводятся психодиагностические мероприятия.
• 13. Объем и содержание психологического заключения должны быть
подчинены
принципу
необходимости
и
достаточности.
Некорректным со стороны психодиагноста будет предоставление
психологического заключения объемом менее одной и более трех
станиц (за исключением заключения по итогу судебнопсихологической экспертизы). Такие рамки определяются в первую
очередь в связи с тем, что заключение является итогом аналитической
работы психолога-диагноста, а значит не должно включать в себя
излишних разрозненных данных.
Схема психологического заключения:
1. Ф.и.о.
2. Возраст
3. Дата исследования
4. Цель
5. Методики
6. Заключение
7. Рекомендации
Примечание: Первые 2 пункта могут быть дополнены данными
анамнеза (пол, семейное положение, место работы, учебы,
медицинский диагноз и пр.).
С образцами заключений и психологических портретов можно
ознакомиться в рекомендованном источнике (слайд 2).

примеров из практики по психологии | BetterHelp

Уникальный опыт часто используется, чтобы помочь исследователям понять, как работает человеческий разум. За прошедшие годы в психологии было много известных примеров. Некоторые показали, как работают такие явления, как память и личность. Другие были опровергнуты с течением времени. При рассмотрении тематических исследований, представляющих собой нарративы или истории, важно помнить о том, что мы можем и что не можем сделать из представленной информации. Продолжайте читать эту статью, чтобы узнать о некоторых примерах самых известных исследований в области психологии и о том, как они продолжают формировать наши знания о человеческом опыте и разуме.

Известные примеры из психологии

Финеас Гейдж

Случай с Финеасом Гейджем, возможно, является наиболее цитируемым исследованием в психологии.

Это известное исследование показало, как различные области мозга влияют на личность и когнитивные способности. Работая прорабом на железной дороге, Финеас Гейдж попал в аварию, в которой стержень проткнул ему щеку и мозг. Он выжил, но в результате аварии пострадали как его личность, так и способность учиться новому.

Это пример, который не может привести к окончательным выводам. Хотя этот случай часто цитируется и упоминается в психологии, по правде говоря, относительно мало информации известно о жизни Гейджа до и после аварии. Исследователи обнаружили, что последние два десятилетия своей жизни он провел на своей первоначальной работе, что вряд ли было бы возможно, если бы степень его травм была настолько серьезной, как предполагалось изначально. Тем не менее, его случай стал отправной точкой для психологических исследований того, как память и личность работают в мозге, и по этой причине это исследование является основополагающим.

Одичавший ребенок

Одичавшие дети — это дети, воспитанные без участия человека, обычно в результате жестокого обращения или пренебрежения. Одним из известных примеров дикого ребенка был ребенок, известный как Джин. Она выросла в одноместной спальне с небольшим общением с людьми. Она так и не приобрела когнитивные способности нормального взрослого человека, хотя ее нашли в возрасте 13 лет. Позже в жизни она регрессировала и вообще перестала говорить. Ее случай был тщательно изучен психологами, которые хотят понять, как инкультурация влияет на когнитивное развитие.

Генри Молисон

Это тематическое исследование помогло психологам понять память. Это, пожалуй, самый известный случай в нейробиологии. Генри Молисон в детстве попал в аварию, в результате которой у него начались изнурительные припадки. Врачи смогли остановить припадки, удалив кусочки гиппокампа его мозга, хотя в то время они не до конца понимали, что делают. В результате ученые узнали, насколько важен гиппокамп для формирования долговременных воспоминаний. После операции Молисон больше не мог формировать долговременные воспоминания, а его кратковременная память была очень короткой. Тематическое исследование положило начало дальнейшим исследованиям памяти и мозга.

Джилл Прайс

Пример Джилл Прайс в некотором роде противоположен анализу Генри Молисона. Мисс Прайс — один из немногих задокументированных случаев гипертимезии или сверхактивной памяти, которая позволила ей вспомнить такие обыденные вещи, как то, что она ела на ужин в обычный августовский день 20 лет назад. Ее тематическое исследование было использовано в качестве отправной точки для исследования того, как работает память и почему у некоторых людей исключительная память. Однако в результате дополнительных исследований было обнаружено, что ее общая память не была исключительной; скорее, она помнила только подробности своей жизни. Ей поставили диагноз обсессивно-компульсивное расстройство, и воспоминания были частью ее одержимости. Это тематическое исследование по-прежнему актуально, потому что оно помогло современным психологам понять, как психические заболевания влияют на память.

John/Joan

В исследовании случая John/Joan авторитетный сексолог проверил свою теорию о том, что воспитание, а не природа определяет пол. Это тематическое исследование широко цитировалось и заложило основу для других исследований гендерной идентичности. К сожалению, тематическое исследование не было законным. В этом исследовании доктор Джон Мани провел операцию на младенце, чей пенис был поврежден во время обрезания. Мальчика воспитывали как девочку; однако он никогда не идентифицировал себя как женщину и в конце концов перенес еще одну операцию, чтобы снова стать мужчиной. Поскольку доктор Мани не наблюдал за пациентом должным образом и не сообщал о неблагоприятных результатах, это тематическое исследование до сих пор часто называют успешным.

Анна О.

Анна О. — псевдоним, данный немецкой женщине, которая одной из первых прошла курс психоанализа. Ее случай вдохновил многие теории Фрейда и других выдающихся психологов того времени. В то время было установлено, что симптомы депрессии и болезни Анны были устранены с помощью беседы. Совсем недавно было высказано предположение, что у Анны О. было другое заболевание, такое как эпилепсия, от которого она, возможно, выздоровела за период, пока длилась терапия. Это тематическое исследование до сих пор цитируется как причина, по которой психологи считают, что психотерапия или терапия беседами может быть полезна многим пациентам.

Крис Сайзмор

Одним из самых известных примеров в психологии является пример Криса Сайзмора. Она была одним из первых людей, у которых диагностировали множественное расстройство личности, которое теперь называется диссоциативным расстройством личности. В ее случае все «альтернативные» личности были слиты в одну личность, над которой она имела контроль. Однако она помнила определенные события в своей жизни, которые происходили с конкретными личностями. Ее случай, диагноз и лечение послужили основой для лечения этого психического расстройства в различных примерах на протяжении многих лет, и это даже было превращено в фильм, Ева.

Этичность

Как показано выше, хотя примеры из практики могут предоставить ценную информацию и могут вдохновить на дальнейшие исследования и исследования, они не являются окончательным доказательством теории. Важно помнить, что кейс-примеры должны использоваться этично и законно. Тематические исследования могут использоваться для поддержки теорий, но исследование должно быть обоснованным.

Если тематические исследования содержат ошибки, например, из-за отсутствия достаточной или неправильной информации, они могут нанести вред. Ценные часы исследований и другие ресурсы могут быть потрачены впустую, в то время как теории используются для ненадлежащего лечения. Таким образом, тематические исследования могут принести столько же вреда, сколько и пользы, и психологи должны быть осторожны в отношении того, как и когда они используются.

Миряне тоже должны быть осторожны. Психологи и врачи часто расходятся во мнениях относительно того, как следует применять тематические исследования. Большинство неспециалистов не могут сказать, основано ли тематическое исследование на ложной предпосылке или дезинформации, и также возможно обобщить тематические исследования на ситуации, к которым они неприменимы. Если вы считаете, что тематическое исследование может быть применимо к вашему случаю или делу близкого человека, лучше всего обратиться к специалисту в области психического здоровья.

Другие вопросы этического характера

В тематических исследованиях описываются реальные люди Эти люди интенсивно изучаются, и о них часто пишут в медицинских журналах и учебниках. В то время как некоторые пациенты счастливы, что их изучают для науки, другие не так довольны своей ролью испытуемых. Кроме того, к некоторым предметам не относятся с достоинством и уважением. Иногда психологи становятся безжалостными в погоне за знаниями, и теряется человечность взаимодействия между исследователем и испытуемым.

При рассмотрении тематического исследования из области психологии может быть полезно представить эти случаи как истории реальных людей. Когда вы отбрасываете науку и смотрите на случай как на целостного человека в уникальной ситуации, вы часто получаете больше пользы от исследования, чем если бы вы смотрели на него как на исследование, доказывающее теорию. Продолжайте читать, чтобы узнать, чему нас могут научить отдельные примеры.

Использование в терапии

Примеры случаев иногда используются в терапии для определения наилучшего курса лечения. Если тематическое исследование из области психологии совпадает с вашей ситуацией , ваш терапевт может использовать методы лечения, описанные в исследовании. Примеры случаев также используются психиатрами и другими специалистами в области психического здоровья для понимания психических заболеваний и их лечения.

Если вам нужна терапия в связи со сложной жизненной ситуацией или психическим расстройством, вам помогут. Терапевты BetterHelp могут помочь вам подобрать правильное лечение. С какой бы проблемой вы ни столкнулись, терапевт может использовать тематические исследования и другие ресурсы, чтобы лечить вас надлежащим образом. Свяжитесь с BetterHelp сегодня, чтобы начать.

Исследователи рассмотрели роль тематических исследований в консультировании и психотерапии. В одном исследовании авторы обсуждали, как чтение тематических исследований приносит пользу терапевтам, предоставляя концептуальное руководство для клинической работы, то есть понимание теории, лежащей в основе практики. Они также подчеркнули важность обучения стажеров-психотерапевтов тому, как лучше проводить тематические исследования, и призвали практикующих врачей публиковать больше тематических исследований, документирующих методы, которые они используют в своей практике.

Преимущества онлайн-терапии

Как обсуждалось выше, тематические исследования могут помочь хорошим терапевтам в работе. Но когда вы страдаете психическим заболеванием, иногда бывает трудно выйти из дома для терапии. Вот тут и приходит на помощь онлайн-терапия. Вы можете пользоваться платформой BetterHelp, не выходя из собственного дома. Вам не нужно стоять в пробке или выкраивать время из напряженного рабочего дня, чтобы поехать на встречу; Вы можете поговорить со своим лицензированным терапевтом из любого места, где у вас есть подключение к Интернету. Лицензированные терапевты BetterHelp помогли людям на основе тематических исследований. Ниже приведены некоторые отзывы о терапевтах BetterHelp.

Отзывы терапевтов BetterHelp

«Аманда обеспечивает превосходный баланс тепла, ответственности и безопасности. Она держит вас в курсе, активно слушая и давая указания по мере необходимости. Ее полномочия и опыт хорошо применяются на наших сессиях, и я очень благодарен ей».

Интересуют другие тематические исследования?

Обсудить с онлайн-терапевтом

«Она была потрясающей, помогла мне разобраться в своих чувствах и поработать над тем, что мне нужно было исцелить, чтобы стать сильнее и быть довольным своей жизнью. Она была доступна каждый день, мне удалось установить с ней глубокую связь, она поддерживала меня. Я никогда не ожидал встретить кого-то, кто окажет такое большое положительное влияние на мою жизнь. Я хочу продолжить свое путешествие с ней и верю, что уроки, которые я извлек из нее, будут по-прежнему полезны для моего настоящего и будущего».

Неправильно предполагать, что ваша интерпретация должна быть правильной — Эффективность

 

Заблуждение психолога — это логическая ошибка, возникающая, когда внешний наблюдатель предполагает, что его субъективная интерпретация чего-либо отражает объективную природу этой вещи. В частности, это связано с ошибочным предположением, что ваша (от третьего лица) интерпретация чьего-либо психического состояния (например, того, что он чувствует или что он думает) обязательно верна и идентична его (от первого лица) переживанию этого состояния.

Например, ошибка психолога возникает, когда психолог предполагает, что его интерпретация того, что чувствует пациент, должна быть верной, и что то, как он описывает чувства пациента, должно точно отражать точную природу этих чувств.

Ошибка психолога может играть важную роль во многих контекстах, поэтому важно ее понять. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше об ошибке психолога, увидите, что вы можете сделать, чтобы ответить на ее использование другими, и поймете, как избежать ее использования самостоятельно.

 

Содержание

Примеры ошибки психолога

Примером ошибки психолога является исследователь-психолог, который пишет отчет об участниках эксперимента после наблюдения за ними и предполагает, что отчет обязательно является полным и правильным представлением того, что чувствовал участник.

Другими примерами ошибки психолога являются следующие:

  • Родитель, который предполагает, что его интерпретация эмоционального состояния ребенка обязательно должна быть правильной.
  • Кто-то, кто во время ссоры со своим романтическим партнером говорит что-то оскорбительное и предполагает, что затем точно понимает, что чувствовал его партнер, когда он это услышал.
  • Кто-то, кто смотрит новости о трагедии и предполагает, что полностью понимает мысли и эмоции людей, переживших трагедию.
  • Руководитель, который во время деловых переговоров предполагает, что он точно понимает, что думает другая сторона в переговорах, основываясь на своих действиях.

Обратите внимание, что во всех этих примерах возможно интерпретация наблюдателя будет правильной. Однако это заблуждение вступает в игру, когда наблюдатель автоматически предполагает, что его наблюдение должно быть правильным, особенно при отсутствии надлежащих доказательств.

 

Как избежать ошибки психолога

Чтобы избежать ошибки психолога, вы должны помнить об этом, когда пытаетесь интерпретировать — как внешний наблюдатель — такие вещи, как психические состояния других людей. Делая это, вы также можете активно спрашивать себя, не демонстрируете ли вы это заблуждение или собираетесь это сделать.

Кроме того, вы должны помнить об основных логических ошибках, связанных с этой ошибкой, напоминая себе следующее:

  • Ваши интерпретации субъективны и могут зависеть от различных факторов, таких как когнитивные искажения.
  • Ваше восприятие ограничено, особенно когда речь идет о вещах, которые вы не можете наблюдать напрямую, таких как эмоции и мысли.
  • Ваша информация, как правило, неполная, поэтому могут быть важные детали, о которых вы не знали при формировании интерпретации.

Кроме того, есть и другие способы улучшить свои интерпретации. Например, если вы пытаетесь интерпретировать чьи-то чувства, вы можете попросить их описать, что они чувствуют. Точно так же вы можете использовать приемы устранения предубеждений, такие как замедление процесса рассуждения и его явное раскрытие, а также изучение альтернативных интерпретаций и оценка их вероятности. Вы можете особенно извлечь пользу из методов, предназначенных для уменьшения эгоцентрической предвзятости , таких как самодистанцирование, поскольку эта предвзятость тесно связана с ошибкой психолога.

Однако, хотя эти вещи могут помочь вам стать более уверенным в своей интерпретации, вам следует избегать чрезмерной уверенности в ней, а вместо этого напоминать себе, что, несмотря на все это, ваша интерпретация все еще может быть неправильной. Например, даже если вы попросите кого-то описать свои чувства, это не означает, что они скажут вам правду, что они смогут точно описать свои чувства или что вы не сможете обработать их описание в предвзятый способ.

Наконец, важное предостережение: все это не означает, что ваши интерпретации обязательно неверны. Скорее, это просто означает, что вы не должны просто предполагать, что ваши интерпретации обязательно верны, особенно в ситуациях, когда у вас нет достаточных доказательств для их поддержки.

Таким образом, чтобы избежать ошибки психолога, вы должны помнить об этом, когда пытаетесь интерпретировать события, которые вы наблюдаете, и активно спрашивать себя, не демонстрируете ли вы эту ошибку. Вы также должны помнить, что ваши интерпретации субъективны, ваше восприятие ограничено, а ваша информация неполна, и вы также можете использовать другие методы, такие как изучение альтернативных интерпретаций. Однако вы также должны помнить, что, несмотря на все это, ваши интерпретации все еще могут быть ошибочными, хотя ошибочность не означает, что ваши интерпретации неверны.0037 обязательно неверные, только что они могут быть.

 

Как реагировать на ошибку психолога

Основной способ реагировать на кого-то, кто демонстрирует ошибку психолога, указать на ошибку в их рассуждениях , а именно на предположение, что их субъективная интерпретация чего-либо представляет собой объективный характер этого явления. Например, вы можете сказать что-то вроде: «Ваш аргумент предполагает, что вы точно знаете, что чувствовал другой человек, но вы не можете знать это наверняка». Это может быть особенно важно, когда это ложное предположение подразумевается, а это означает, что люди полагаются на него в своих рассуждениях, но не заявляют об этом прямо.

Делая это, вы также потенциально можете объяснить, в чем именно заключается эта ошибка, и проиллюстрировать ее и связанные с ней проблемы на соответствующих примерах. Кроме того, вам может быть полезно изучить процесс рассуждения другого человека , например, спросив его, как он пришел к своей интерпретации и насколько он в ней уверен.

Наконец, есть еще несколько вещей, которые вы можете сделать, реагируя на ошибку психолога:

  • Укажите на проблемы с интерпретацией. Например, вы можете указать способы, с помощью которых интерпретация оказывается ложной.
  • Укажите на проблемы в процессе интерпретации. Например, вы можете указать, что толкование основано на неполной информации.
  • Укажите ограничения наблюдателя. Например, вы можете указать, что они были неправы, когда речь идет о нескольких похожих интерпретациях прошлых интерпретаций. В качестве альтернативы вы можете указать, что на интерпретацию каждого человека могут влиять такие проблемы, как когнитивные искажения, которые мы часто недооцениваем; это имеет место даже тогда, когда мы являемся внешними и предположительно объективными наблюдателями, и есть много предубеждений, к которым мы склонны в таких ситуациях, таких как эгоцентрическая предвзятость и дефицит эмпатии .
  • Исследуйте альтернативные интерпретации. Например, вы можете предложить альтернативные интерпретации события или попросить их придумать несколько альтернатив, а затем также попросить их подумать, насколько вероятны эти интерпретации.

 

Альтернативные формы ошибки психолога

Основная концептуализация ошибки психолога представлена ​​в этой статье. Впервые он был предложен Уильямом Джеймсом, который описал его следующим образом:

« большая ловушка психолога — это смешение его собственной точки зрения с точкой зрения мысленного факта, о котором он делает свой отчет. В дальнейшем я буду называть это «заблуждением психолога» par excellence . В некоторых бедах и здесь виноват язык. Психолог, как мы отмечали выше (стр. 183), стоит вне психического состояния, о котором он говорит. И само себя, и его объект являются для него объектами. Теперь, когда это когнитивных  состояние (восприятие, мысль, понятие и т. д.), у него обычно нет другого способа назвать его, кроме как мысль, восприятие и т. д., этого объекта . Между тем он сам, зная тот же самый объект своим способом, легко приходит к предположению, что мысль, которая есть из его, знает его тем же способом, которым он его знает, хотя это часто очень далеко не так. Благодаря этому в нашу науку были введены самые выдуманные загадки. Так называемый вопрос о представлении или репрезентативном восприятии, о том, присутствует ли объект мысли, которая его мыслит, в поддельном образе самого себя или непосредственно и вообще без какого-либо промежуточного образа; вопрос о номинализме и концептуализме, о форме, в которой вещи присутствуют, когда в уме имеется только общее представление о них; являются сравнительно легкими вопросами, если исключить из их трактовки ошибку психолога…»

— Уильям Джеймс, в «Принципах психологии», том I (1890, стр. 196–197)

разделы.

 

Атрибуция рефлексии

Атрибуция рефлексии происходит, когда кто-то ошибочно предполагает, что только потому, что он размышляет о чьем-то психическом состоянии, это означает, что этот человек также должен размышлять о своем собственном психическом состоянии.

Это можно рассматривать как форму ошибки психолога, предложенную Уильямом Джеймсом, который описал это как происходящее, когда психолог предполагает, что психическое состояние, которое он изучает, должно осознавать себя, если психолог осознает его:

» Другой разновидностью ошибки психолога является допущение, что изучаемое психическое состояние должно осознавать себя так, как его осознает психолог.  Ментальное состояние осознает себя только изнутри; он схватывает то, что мы называем его собственным содержанием, и ничего более. Психолог, напротив, знает его извне и знает его отношения со всевозможными другими вещами. То, что видит мысль, есть только ее собственный объект; то, что видит психолог, — это объект мысли плюс сама мысль плюс, возможно, весь остальной мир. Поэтому мы должны быть очень осторожны, обсуждая состояние ума с точки зрения психолога, чтобы не вмешивать в его собственное понимание то, что существует только для нас. Мы должны избегать подмены того, что мы знаем, сознанием есть , ибо оно есть сознание из , и считая его внешние, так сказать физические, отношения с другими фактами мира, среди объектов которых мы относим его к осознаваемым. Какой бы грубой ни казалась такая путаница точек зрения, если ее абстрактно изложить, тем не менее она представляет собой ловушку, в которую ни один психолог не удержался от попадания во все времена и которая составляет почти весь арсенал некоторых школ. Мы не можем быть слишком бдительны против его тонкого развращающего влияния».

— Уильям Джеймс, в «Принципах психологии», том I (1890, стр. 197) тот факт, что другие воспринимают события иначе, чем они, поскольку они ошибочно предполагают, что опыт других людей идентичен их собственному.

Это можно рассматривать как форму ошибки психолога, которая часто интерпретируется как вращающаяся вокруг социальной проекции или эгоцентрического мышления. Это также обсуждалось Виллианом Джеймсом в той же работе, где он впервые обсудил это заблуждение:

«Правда, иногда у нас может возникнуть искушение воскликнуть, когда перед нами лежит множество доселе незамеченных подробностей объекта: «Как могли мы когда-либо не знать об этих вещах и все же чувствовать объект, или сделал вывод, как будто это континуум , пленум ? Было бы промежутков — но мы не чувствовали промежутков; поэтому мы должны были видеть и слышать эти подробности, опираться на эти ступени; они, должно быть, действовали на наши умы так же, как сейчас, только неосознанно или хотя бы невнимательно . Наше первое неанализированное ощущение действительно состояло из этих элементарных ощущений, наш первый быстрый вывод действительно основывался на этих промежуточных выводах, все время только мы не замечали этого факта». 196) трактовать низшее состояние ума так, как будто оно должно каким-то образом имплицитно знать все, что эксплицитно известно по той же теме высшим состоянием ума. Предмет мысли, несомненно, один и тот же, но он мыслится дважды в двух совершенно разных психозах, один раз как неразрывная единица, а другой раз как сумма различенных частей. Это не одна мысль в двух изданиях, а две совершенно разные мысли об одном и том же. И каждая мысль внутри себя континуум , пленум , не нуждающийся ни в каких вкладах другого, чтобы заполнить свои пробелы».

— Уильям Джеймс, в «Принципах психологии», том I (1890, стр. 488–489)

Эта и подобные концепции также обсуждались другими, как в следующем примере:

Заблуждение психолога: … Заблуждение, которому особенно подвержен психолог, когда он считывает в уме то, что он исследует, что верно в отношении его собственного; особенно в чтении в низших умах того, что верно для высших.

— Из «Словаря философии и психологии», том II (Болдуин, 1902, стр. 382)

И:

«При использовании любого психологического теста всегда существует опасность, которую следует избегать, известная как «заблуждение психолога» возникает из-за того, что экспериментатор склонен предполагать, что испытуемый отреагирует на стимул или приказ точно так же, как он сам отреагировал бы в подобных обстоятельствах. Единственный способ избежать этой трудности — обеспечить тщательный самоанализ со стороны субъекта, как только задача будет выполнена».

— Из «Tests of Aphasia» (Fox, 1931, pp. 242–243)

И:

изучаемый человек. Неспособность оценить это по существу эгоцентрическое предубеждение может привести к тому, что людей просят сообщить о вещах (например, о вероятности пользы от экспериментальной терапии), которые не являются частью опыта человека в той же мере, в какой они являются частью мировоззрения исследователя. Ответы, которые человек дает в таких случаях, не содержат достоверной информации о его или ее опыте и поэтому не могут использоваться для определения разумной политики».

— Из «Понимание того, что имеют в виду участники эмпирических биоэтических исследований: исторические предостережения от Уильяма Джеймса и Людвига Витгенштейна» (Weinfurt, 2013, стр. 49)

И:

как можно научно изучать психологические явления человека с минимальными искажениями. Будет признано, что «искажение», которое получается в результате, является примером того, что Джеймс назвал «ошибкой психолога»… ошибка метода и интерпретации, в которой психолог смешивает свои собственные знания о процессе с тем, что субъект непосредственно испытывает. в процессе. Эта ошибка представляет собой специфическую опасность психолога-наблюдателя по сравнению с наблюдателем в физических и биологических науках, хотя опасность существует и в нечеловеческих психологических областях, где имеют дело с описаниями поведения животных. «Проекция» в том смысле, в каком мы теперь обычно используем этот термин, когда ее практикует психолог, может рассматриваться как продолжение этой ошибки. Таким образом, мы можем проецировать на наш предмет как когнитивные, так и аффективные элементы».

— Из «Исследования детского развития: пример психологической дилеммы» (Shakow, 1959, стр. 51–52)

 

«психологизировать» переживания, интерпретируя непсихологические сущности как психологические. Иногда это считается ошибкой психолога.

 

Родственные понятия

Заблуждение психолога тесно связано с несколькими концепциями в психологии и философии, которые может быть полезно понять, чтобы избежать заблуждения психолога и противостоять ему.

Одной из таких концепций является путаница между выводом и наблюдением , форма поспешных выводов, которая включает в себя принятие того, что вы сделали вывод (используя логику), за то, что вы наблюдали. Например, путаница умозаключения-наблюдения может заключаться в том, что вы видите кого-то за рулем модной машины и полагаете, что вы наблюдали кого-то, кто богат, тогда как в действительности вы просто сделали вывод, что этот человек богат, основываясь на его машине, а не наблюдали за ней.

Другое такое понятие наивный реализм , который представляет склонность людей предполагать, что их точка зрения полностью объективна, то есть они могут видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Это также тесно связано с иллюзией объективности ( феномен, при котором люди склонны считать себя более объективными, беспристрастными и проницательными, чем они есть на самом деле, и менее предвзятыми), а также с слепым предубеждением . пятно (когнитивная предвзятость, из-за которой люди меньше осознают свои собственные предубеждения, чем чужие, и предполагают, что они менее подвержены предубеждениям, чем другие).

Наконец, еще одна концепция, которая в целом не важна с практической точки зрения, но все же тесно связана с заблуждением психолога, — это дилемма психолога , которая представляет собой вопрос «создавать ли науку о себе, объективно рассматриваемую или создать науку , совместимую с самостью, как субъективно переживаемую ».

 

Резюме и выводы

  • ошибка психолога — это логическая ошибка, возникающая, когда внешний наблюдатель предполагает, что его субъективная интерпретация чего-либо отражает объективную природу этого явления.
  • Прежде всего, это связано с ошибочным предположением, что ваша (от третьего лица) интерпретация чьего-либо психического состояния (например, как они себя чувствуют или что они думают) обязательно правильна и идентична их (от первого лица) опыту Это.
  • Например, ошибка психолога возникает, когда психолог предполагает, что его интерпретация того, что чувствует пациент, должна быть верной, и что то, как он описывает чувства пациента, должно точно отражать точную природу этих чувств.
  • Чтобы избежать этой ошибки, вы должны помнить о ней, когда пытаетесь интерпретировать наблюдаемые события; активно спросите себя, не демонстрируете ли вы это заблуждение; помните, что ваши интерпретации субъективны, ваше восприятие ограничено, а ваша информация неполна; и потенциально использовать другие методы, такие как изучение альтернативных интерпретаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *