Закон вебера фехнера стивенса: Вопрос 17. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса). Виды порогов и чувствительность.

Вебера — Фехнера закон

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Науки о человеке  > Психология  > Терминология  > Вебера — Фехнера закон

ВЕБЕРА — ФЕХНЕРА ЗАКОН — логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е = k logP + с, где к и с — нек-рые постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Эта зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г.-Т. Фехнером на основе закона Вебера (см. Бугера — Ве-бера закон) и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. Эмпирические исследования подтверждают данную зависимость лишь для среднего участка диапазона воспринимаемых значений раздражителя. В.-Ф. з. обычно противопоставляется закон Стивенса (см. Стивенса закон), согласно к-рому эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер. Обобщение обеих формул дано Ю. М. Забродиным.
БУГЕРА — ВЕБЕРА ЗАКОН (иногда — закон Вебера) — установленная для случая различения одномерных сенсорных раздражителей прямо пропорциональная зависимость разностного порога (см. Порог ощущения) дельта I от величины раздражителя I, к к-рой адаптирована (см. Адаптация сенсорная) данная сенсорная система:(дельта I)/ I = К (const). Коэффициент К, получивший название отношения Вебера, различен для разных сенсорных раздражителей: 0,003 — для высоты звука; 0,02 — для видимой яркости; 0,09-для громкости звуков и т. д. Он фиксирует величину, на к-рую должен быть увеличен или уменьшен раздражитель, чтобы можно было получить едва заметное изменение ощущения. Данная зависимость была установлена в XVIII в. французским ученым П. Бугером и детально изучена впоследствии немецким физиологом Э. Г. Вебером. Дальнейшим развитием и отчасти интерпретацией Б.- В. з. является закон Фехнера (см. Вебера — Фехнера закон).

Другие записи

10. 06.2016. Ведущая деятельность

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — в воззрениях Советских психологов, использующих деятельностный подход к изучению психики, деятельность, с к-рой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических…

10.06.2016. Вера

ВЕРА (в психологии) — 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений,…

10.06.2016. Вербальный

ВЕРБАЛЬНЫЙ (от лат. verba-lis -словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают В. осмысленный материал…

10.06.2016. Вероятностное прогнозирование

ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (И. М. Фейгенберг). Прошлый опыт и наличная ситуация дают…

10.06.2016. Взаимодействие

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (в психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий…

закон Стивенса | это… Что такое закон Стивенса?

ТолкованиеПеревод

закон Стивенса

— установленная американским ученым — психологом и психофизиологом С. С. Стивенсом формула — модификация закона психофизического основного (

см. закон Вебера-Фехнера), связывающая силу ощущения с определенной степенью физической интенсивности раздражителя. Согласно ей, между рядом ощущений и рядом раздражителей физических существует не логарифмическая, как у Фехнера, но степенная зависимость: n Y = kS где Y — субъективная величина, ощущение; S — стимул; n — показатель степени функции; k — константа, зависящая от единицы измерения. Иная форма записи: n Е = kP где Е — сила ощущения; Р — физическая интенсивность раздражителя; k и n — некие постоянные. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0.3, для электрического удара — 3.5. Для обоснования закона Стивенса привлекаются данные психофизиологических исследований, но обычно результаты измерений обнаруживают весьма сильную индивидуальную изменчивость, что затрудняет однозначное доказательство преимущества обнаруживаемой этим законом степенной зависимости сравнительно закона Вебера-Фехнера.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

закон Стивенса
Автор.

Сформулирован американским психологом и психофизиологом С.Стивенсом.

Категория.

Модификация основного психофизического закона.

Специфика.

Согласно ему, между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует а не логарифмическая, как у Г. Т.Фехнера, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n, где Y — субъективная величина, ощущение; S — стимул; n — показатель степени функции; k — константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0.3, для электрического удара — 3.5.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ЗАКОН СТИВЕНСА

(степенной закон; англ. Stevens’s power law) — вариант основного психофизического закона, предложенный амер. психологом Стэнли Стивенсом (1906-1973) и устанавливающий степенную, а не логарифмическую (см. Закон Фехнера) зависимость между силой ощущения и интенсивностью раздражителей: Ψ = k × Sn, где Ψ — субъективная величина ощущения; k — константа, зависящая от единицы измерения; S — интенсивность стимула; n — показатель степени функции. Показатель n степенной функции различен для ощущений разных модальностей; пределы его вариации: от 0,3 (для громкости звука) до 3,5 (для силы электрического удара). См.

Психофизика.


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Поможем написать курсовую

  • закон Рикко
  • закон Тальбота

Полезное


Закон Вебера-Фехнера — Academic Kids

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с точным названием.

  • Начните статью о законе Вебера-Фехнера ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Weber-fechner_law&action=edit ) .
  • Поиск закона Вебера-Фехнера в других статьях.
  • Ищите закон Вебера-Фехнера в Викисловаре, нашем сестринском словарном проекте.
  • Ищите закон Вебера-Фехнера в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Weber-fechner_law&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures
      )
    • Музыка ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents
      )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars
      )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth
      )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government
      )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
  • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
  • Погода ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
  • штатов США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )

Информация

  • Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
  • Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )

  • Картинки ( http://classroomclipart.com )
Поиск
Ящик для инструментов
  • Специальные страницы
Персональные инструменты

Заметная разница | Биология для специальности II

Результаты обучения

  • Объяснить концепцию едва заметных различий в сенсорном восприятии

В области экспериментальной психологии, посвященной чувству, ощущению и восприятию, которая называется психофизикой, едва заметная разница (JND) — это величина, на которую необходимо что-то изменить, чтобы разница была заметной или обнаруживаемой по крайней мере в половине случаев (абсолютный порог). Этот предел (другое слово для порога) также известен как предел разницы, дифференциальный порог или наименее ощутимая разница.

Для многих сенсорных модальностей в широком диапазоне величин стимулов, достаточно далеких от верхнего и нижнего пределов восприятия, JND представляет собой фиксированную пропорцию референтного сенсорного уровня, поэтому отношение JND/референс примерно постоянно ( то есть JND представляет собой постоянную долю/процент от исходного уровня). Измеряем в физических единицах, имеем:

[латекс]\displaystyle\frac{\Delta{I}}{I}=k[/latex]

где I — исходная интенсивность конкретной стимуляции, Δ I — необходимая добавка к ней для воспринимаемого изменения (JND), а 90 294 k 90 295 является константой. Это правило впервые было обнаружено Эрнстом Генрихом Вебером (1795–1878), анатомом и физиологом, в экспериментах по изучению порогов восприятия поднимаемых тяжестей. Теоретическое обоснование (не общепринятое) впоследствии было предоставлено Густавом Фехнером, поэтому это правило известно либо как закон Вебера, либо как закон Вебера-Фехнера; константа k называется постоянная Вебера . Это верно, по крайней мере, в хорошем приближении, для многих, но не для всех сенсорных измерений, например для яркости света, интенсивности и высоты звука. Однако это неверно для длины волны света. Стэнли Смит Стивенс утверждал, что это справедливо только для того, что он назвал протетически сенсорными континуумами, где изменение входных данных принимает форму увеличения интенсивности или чего-то явно аналогичного; это не годится для метатетических континуумов, где изменение ввода приводит к качественному, а не количественному изменению восприятия. Стивенс разработал свой собственный закон, названный степенным законом Стивенса, который возводит раздражитель в постоянную степень и, подобно Веберу, также умножает его на постоянный коэффициент для получения воспринимаемого стимула.

JND является статистической, а не точной величиной: от пробы к пробе разница, которую замечает данный человек, будет несколько меняться, и поэтому необходимо провести много проб, чтобы определить порог. JND обычно сообщается как разница, которую человек замечает в 50% испытаний. Если используется другая пропорция, это будет включено в описание — например, в исследовании может быть указано значение 75-процентного JND.

Современные подходы к психофизике, например, теория обнаружения сигналов, подразумевают, что наблюдаемый JND не является абсолютной величиной, а будет зависеть от ситуационных и мотивационных факторов, а также факторов восприятия. Например, когда исследователь мигает очень тусклым светом, участник может сообщить, что видел его в одних испытаниях, но не видел в других.

Попробуйте сами

Легко отличить однофунтовый мешок риса от двухфунтового мешка риса. Разница в один фунт, и один мешок в два раза тяжелее другого. Однако будет ли так же легко отличить сумку весом 20 и 21 фунт?

Вопрос: Какова наименьшая определяемая разница в весе между мешком риса весом в один фунт и мешком большего размера? Какова наименьшая заметная разница между 20-фунтовым мешком и мешком большего размера? В обоих случаях при каких весах обнаруживаются различия? Эта наименьшая обнаруживаемая разница в стимулах известна как едва заметная разница (JND).

Предыстория: Исследуйте справочную литературу по JND и закону Вебера, описание предполагаемой математической зависимости между общей величиной стимула и JND. Вы будете тестировать JND риса разного веса в мешках. Выберите удобный шаг, который нужно пройти при тестировании. Например, вы можете выбрать 10-процентное увеличение от одного до двух фунтов (1,1, 1,2, 1,3, 1,4 и т. д.) или 20-процентное увеличение (1,2, 1,4, 1,6 и 1,8).

Гипотеза: Разработайте гипотезу о JND в процентах от общего тестируемого веса (например, «JND между двумя маленькими мешками и между двумя большими мешками пропорционально одинакова» или «… равно не пропорционально». Итак, для первой гипотезы, если JND между однофунтовым мешком и большим мешком составляет 0,2 фунта (то есть 20 процентов; 1,0 фунт ощущается так же, как 1,1 фунт, но 1,0 фунт ощущается менее 1,2 фунта), то JND между 20-фунтовым мешком и мешком большего размера также составит 20 процентов. (Таким образом, 20 фунтов ощущаются так же, как 22 фунта или 23 фунта, но 20 фунтов ощущаются меньше, чем 24 фунта. )

Проверьте гипотезу: Наберите 24 участников и разделите их на две группы по 12 человек. Чтобы организовать демонстрацию, предполагая, что было выбрано 10-процентное увеличение, пусть первая группа будет группой с одним фунтом. Однако в качестве уравновешивающей меры против систематической ошибки шесть человек из первой группы будут сравнивать один фунт с двумя фунтами и уменьшать вес (1,0 до 2,0, 1,0 до 1,9 и т. д.), в то время как остальные шесть будет увеличиваться (с 1,0 до 1,1, с 1,0 до 1,2 и т. д.). Примените тот же принцип к группе весом 20 фунтов (от 20 до 40, от 20 до 38 и т. д., от 20 до 22, от 20 до 24 и т. д.). Учитывая большую разницу между 20 и 40 фунтами, вы можете использовать 30 фунтов в качестве большего веса. В любом случае используйте два веса, которые легко определить как разные.

Запишите наблюдения: Запишите данные в таблицу, аналогичную приведенной ниже. Для групп весом в 1 и 20 фунтов (базовый вес) запишите знак плюс (+) для каждого участника, который обнаруживает разницу между базовым весом и весом шага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *