Законы психологии для креативщиков — людей творческих профессий
- Главная
- Статьи
17-08-2022
За много лет психологи выявили законы, которые определяют поведение человека.
Я настоятельно рекомендую учитывать психологические законы и использовать их при разработке креативных концепций и объектов дизайна.
Список самых важных законов психологии и факторов, влияющих на действия людей и их выбор.
1. Человеческий фактор.
Термин, определяющий возможность принятия человеком неверного или нелогичного решения в конкретной ситуации.
Конструкторы различной техники, устройств стараются предусмотреть это, и не допустить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии, инженерном деле, промышленном дизайне, статистике, эргономике и антропометрии.
2. Вера в справедливый мир.
Социально-психологический феномен, который отражает веру в то, что мир устроен справедливо, а люди по жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются.
Сформулирован Мелвином Лернером.
3. Закон отрицания.
Способ психологической защиты. Люди отказываются признавать существование чего-то нежелательного.
4. Фундаментальная ошибка атрибуции.
Понятие в психологии, человек склонен объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами.
5. Эффект субъективного подтверждения.
Люди крайне высоко оценивают точность описаний их личности, которые, как они думают, созданы индивидуально для них. Но эти данные, на самом деле, сильно обобщены, и их можно применить ко многим другим людям.
Яркий пример – газетная астрология.
6. Стереотип физической привлекательности.
Уверенность в том, что внешне привлекательный человек обязательно обладает социально желательными чертами.
7. Эффект Рингельмана.
Феномен социальной психологии, который заключается в том, что при увеличении численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Нужно учитывать любителям мозгового штурма.
8. Неприятие потери.
Люди больше огорчаются при потери какой-то вещи, чем радуются, когда её находят.
9. Эффект изоляции.
Склонность людей лучше запоминать отдельно стоящие выдающиеся объекты.
10. Желание людей, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
11. Люди отдают предпочтение примерам, а не объективным статистическим данным.
12. Человек любую ситуацию рассматривает через призму своих профессиональных навыков и знаний.
13. Ожидания влияют на восприятие.
14. Знакомый объект человеку более симпатичен, чем незнакомый.
15. Человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
16. Нельзя совершать действия, способные взывать столкновение в сознании человека конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
И в заключении самый важный закон.
17. Чем сильней воздействие на человека, тем сильней сопротивление этому воздействию.
Статья обязательная для прочтения – 12 искажений невротика.
С моей оздоровительной и психологической концепцией вы можете ознакомится,
прочитав книгу «ДЗЫНЬ — новейшая философия и психотренинг для людей, обладающих чувством юмора и любящих жизнь».
А здесь мое мнение о психологии для креативного человека.
Тема статьи: законы психологии для креативщиков – людей творческих профессий.
Автор: Евгений Вагнер.
Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.
Чек-лист 99 принципов креативности.
Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой.
Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:
#психология
Взгляните на эти публикации, там много интересного:
9 психологических законов, которые управляют поступками людей даже против их воли / AdMe
В нашей жизни происходит куча событий, которые сложно понять. Почему гадалки точно «предсказывают» будущее, а разбитые окна вызывают беспорядки в городе? Ученые уже давно вывели теории, которые объясняют, почему вокруг творится не пойми что. Оказывается, люди действуют по сценарию и наше поведение несложно предсказать.
Мы в ADME прочитали массу книг по психологии и сегодня поделимся с вами тайным знанием: все случайности, которые происходят с вами, не случайны. И самые странные поступки людей можно объяснить с помощью науки.
1. Теория разбитых окон
Криминологическая теория разбитых окон родилась в головах двух американских социологов Уилсона и Келлинга. Ученые пытались разобраться, чем вызван рост преступности в Нью-Йорке 80-х. И пришли к выводу: мелкие правонарушения (разбросанный мусор или граффити) активно влияют на преступность в целом.
Пример из жизни: Если хотя бы одно окно в здании разбито и не застеклено, то прохожие решают, что всем вокруг плевать и ответственных за бардак нет. Вскоре в этом здании все окна будут разбиты, а по всему району расползется уверенность в безнаказанности. Люди решат, что и за более серьезные преступления им ничего не будет («Если можно другим, то почему нельзя мне?»).
Поклонник этой теории мэр Нью-Йорка (1994) Рудольф Джулиани снизил уровень преступности наполовину. ТРО можно применять повсюду: в международной политике, на государственном уровне, в своей квартире и на работе.
2. Теория выученной беспомощности
Выученная беспомощность — это нарушение поведения, при котором человек не делает ничего для улучшения своей жизни, хотя имеет для этого все возможности. Почему «выученная»? Да потому что никто не рождается с идеей, что преодолевать препятствия бесполезно. Эта мысль появляется после пережитого стресса или череды неудач. Раз за разом получая от жизни тычки и пинки, люди опускают руки и верят в то, что от них ничего не зависит.
Примеры из жизни: Человек провалил 2 попытки поступления в вуз, тяжело работает за мизерную зарплату или не может расстаться с токсичным партнером. Со стороны все легко и просто: выучи билеты к экзамену, найди другую работу, разведись — и проблемам конец. Но тот, кто загнан в беспомощность, не видит простого выхода и будет терпеть боль.
Что делать?
- Отбросить перфекционизм — мало что в жизни можно сделать на 100 % идеально.
- Снизить ожидания, в том числе негативные, — неприятность еще не произошла, а мы уже боимся ее.
- Научиться оптимизму. Да, есть такая штука, как выученный оптимизм, и за несколько упражнений ее можно усвоить. Вот тест, который определит уровень вашей жизнерадостности.
3. Теория туннелей реальности
Согласно этой теории, человек видит мир через фильтры своего опыта и убеждений. Воспитание, образование, все радости и неудачи, которые когда-либо происходили с нами, — вот строительный материал для туннеля реальности. И поэтому на одни и те же вещи люди реагируют по-разному.
Пример из жизни: Возьмем легендарную картину Леонардо да Винчи «Джоконда». При взгляде на нее один человек заметит загадочную улыбку, другой подметит в ней математическое совершенство. Ну а третий увидит полную женщину без бровей. И никто из этой троицы не ошибается — все они живут в своих туннелях и искренне верят, что правы.
А все потому, что, согласно теории туннелей, единой истины не существует. Да и существовать не может. Сбежать из своего туннеля сложно. Он похож на проторенную тропу: удобен и привычен.
4. Дилемма дикобразов
Люди устроены так, что тянутся друг к другу. Большинству из нас нужны семья и друзья. Однако близкие отношения иногда сопровождаются болью. Недостатки близких людей заставляют нас отдаляться, уходить. Но спустя некоторое время мы наступаем на те же грабли: снова ищем близости и страдаем от нее.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал это явление дилеммой дикобразов. В своих работах он приводил такую притчу:
«Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод».
Артур Шопенгауэр, Parerga und Paralipomena: kleine philosophische Schriften
Залог счастливых отношений в любви и дружбе — в умении отдавать другому достаточно тепла и при этом сохранять личное пространство. Не терпите уколы иголками, но и не бегите от близких отношений. Соблюдайте разумную дистанцию, в которой чувствуете собственную целостность.
5. Нога в двери
Сначала человек выполняет незначительную просьбу, а потом оказывается в ловушке: с каждым разом требования становятся все наглее, а отказать нет сил. Фокусом «нога в двери» вовсю пользуются маркетологи, которые хотят вам что-нибудь продать.
Пример из жизни: Поставщики услуг просят вас: «Протестируйте бесплатную версию нашей программы» или «Подпишитесь на наш сервис, 1-й месяц подписка бесплатная». Потребитель пока еще не заплатил ни копейки, но уже попался: тому, кто опробовал бесплатную версию, легче продать расширенную подписку.
Если продавец обещает вам большую скидку или товар вроде «3 по цене 2», значит, он прочитал пару книг по психологии и «сует свою ногу в вашу дверь». Он знает, что вы придете еще и потратите большую сумму в его магазине.
6. Теория ползучей нормальности
Люди способны принять самые чудовищные изменения в своей жизни спокойно. При условии, что эти изменения происходят постепенно, а не одним махом.
Пример из жизни: Жители мегаполиса готовы терпеть смог и ухудшение экологической обстановки в городе, потому что они происходят не быстро и у людей есть время, чтобы привыкнуть к плохому.
Эта теория способна ответить на массу вопросов: от масштабных исторических до вполне обыденных бытовых. Почему народ Германии 30–40-х не воспротивился нацистскому правительству с его концлагерями? Почему люди живут в браке, который разрушает психику? Ответ прост: они привыкли и смирились, потому что изменения происходили не за один день. Их реальность менялась, но медленно, и в конце концов ненормальное стало нормальным.
7. Теория анонимного авторитета
Согласно этой теории, людьми несложно манипулировать с помощью «магических» слов. Выражения вроде «по словам ученых» или «эксперты утверждают», не подкрепленные ссылками на научные исследования, с легкостью принимаются на веру. Мы бессознательно прислушиваемся к анонимному авторитету — эксперту или ученому, которого, может, и не существует вовсе.
Пример из жизни: В рекламе таблеток рассказывают, что эффективность препарата доказана учеными. У зрителя возникает доверие к этому утверждению — как не поверить ученым?
Не доверяйте обезличенной информации. В рекламе, газетах и интернете есть фразы, которые выдают ложь. Вот некоторые из них.
- Фразы без четкого количественного обозначения: «многие ученые», «некоторые люди» (кто все эти люди?).
- Использование пассивного залога: «считается» (кем считается?).
- «До 100 % » (это сколько — 2 % или 99 %?).
В любой непонятной ситуации требуйте доказательства. И верьте только тем, кто может их предоставить.
8. Самоисполняющееся пророчество
Иногда предсказания действительно сбываются. Правда, в этом нет ни капли магии. Весь фокус в том, чтобы верить в пророчество, и оно станет реальным. Иногда этим парадоксом успешно пользуются шарлатаны.
Пример из жизни: Гадалка предсказала мужчине, что через день-другой он попадет в больницу. Впечатлительный человек идет по улице, погруженный в нерадостные мысли о возможной болезни, и не смотрит по сторонам. Наш герой поскальзывается, летит на тротуар и оказывается в больнице с растяжением лодыжки. «Предсказание» гадалки сбылось, но не потому что она ясновидящая. Мужчина неосознанно исполнил пророчество.
Человеку достаточно подсознательно поверить в чужую идею, и он начнет генерировать мысли, которые эту идею подтверждают. Увы, чужие идеи бывают не очень хорошими. Из ловушки самоисполняющегося пророчества можно сбежать. Для этого нужно создавать собственные позитивные установки.
9. Синдром утенка
Вылупившийся утенок принимает за свою маму первый движущийся объект и следует за ним по пятам. «Мамой» может быть человек, собака, коза или вовсе неодушевленные предметы. Ученые называют такое поведение импринтингом, а еще говорят, что все люди — тоже немножко утята.
Психологический синдром утенка проявляется у человека, который, столкнувшись с новой для него областью, начинает считать самым лучшим предмет, первым попавшийся ему на глаза. И убедить такого «утенка» попробовать что-то новое трудно. А доказать, что новое может быть лучше старого, почти невозможно.
Пример из жизни: «Бумажные книги лучше электронных», «Мобильники с кнопками надежнее, чем сенсорные» или «Новый дизайн (неважно чего) — отстой» — типичные фразы человека с синдромом утенка.
Этот эффект заставляет человека быть необъективным и не слушать точку зрения окружающих. Новые вещи вполне могут быть хорошими и удобными.
А вы замечали, как эти психологические законы действуют на вашу жизнь?
AdMe/Психология/9 психологических законов, которые управляют поступками людей даже против их воли
9 Психологические законы, управляющие вашими действиями помимо вашей воли / AdMe.ru
В нашей жизни происходит много событий, которые часто трудно понять. Как гадатели так точно предсказывают будущее и почему разбитые окна так тревожат? Ученые уже создали теории, объясняющие, что означают эти вещи, происходящие вокруг нас. Оказывается, люди действуют по сценарию, и наше поведение на самом деле довольно предсказуемо.
Мы в AdMe.ru прочитал много книг по психологии и сегодня мы поделимся с вами секретными знаниями — все, что с вами происходит, не случайно. Странные поступки людей также можно объяснить с помощью науки.
1.
Теория выученной беспомощностиВыученная беспомощность — это поведенческое расстройство, при котором человек не пытается сделать что-либо для улучшения своей жизни, даже если у него есть возможность что-то с этим сделать. Почему это называется «выучено»? Потому что никто не рождается с мыслью, что преодоление препятствий бесполезно. Эта мысль появляется после сильного стресса или многочисленных неудач. Люди опускают руки и начинают верить, что от них ничего не зависит, особенно после того, как получили многочисленные удары от самой жизни.
Вот пример из жизни: Человек дважды провалил тесты, необходимые для поступления в университет, он много работает за очень небольшие деньги и не может расстаться с токсичным супругом. Решение кажется довольно простым: подготовьтесь к экзамену, найдите другую работу, разведитесь, и ваши проблемы исчезнут. Но кто-то доведенный до беспомощности, не видит легкого выхода и будет продолжать терпеть боль.
Что делать?
- Забудьте о том, чтобы быть совершенным — в жизни очень мало вещей, которые вы можете сделать на 100% идеально.
- Уменьшите свои ожидания, в том числе негативные. Мы склонны бояться неприятностей, даже если они еще не случились.
- Учитесь сохранять оптимизм. Есть нечто, называемое выученным оптимизмом, и вы можете приобрести его с помощью нескольких упражнений.
2. Теория разбитых окон
Криминологическая теория разбитых окон реализована двумя американскими социологами: Л. Келлингом и Джеймсом К. Уилсоном. Эти ученые пытались выяснить причину роста преступности в Нью-Йорке в 80-х годах. Они пришли к следующему выводу: мелкие правонарушения вроде разбросанного мусора или граффити активно влияли на уровень преступности в целом.
Вот пример из реальной жизни : Если в здании есть хотя бы одно разбитое или отсутствующее окно, люди, проходящие мимо, предполагают, что за зданием никто не ухаживает и что нет ответственных людей, которые могли бы навести порядок. Через короткое время все окна будут разбиты, а люди, живущие в этом районе, станут более уверенными в своей способности уйти от ответственности. Более того, они скоро придут к выводу, что за более тяжкие преступления их не накажут.
Стороннику этой теории Руди Джулиани, мэру Нью-Йорка (1994 г.), удалось вдвое снизить уровень преступности в городе.
3. Теория туннеля реальности
Согласно этой теории, человек видит мир сквозь фильтры собственного опыта и убеждений. Воспитание, образование и все радости и неудачи, которые когда-либо случались с нами, составляют материал нашего туннеля реальности. Вот почему люди часто по-разному реагируют на одни и те же вещи.
Вот пример из жизни: Глядя на Мону Лизу, знаменитую картину Леонардо да Винчи, один человек увидит загадочную улыбку, другой найдет в ней математическое совершенство, а третий увидит толстая, безбровая женщина. Никто из этих людей не ошибается, потому что все они живут в своих собственных туннелях реальности и твердо верят, что они правы.
Все это происходит потому, что согласно теории туннеля реальности не существует общей истины. Для него невозможно существование, потому что очень трудно выбраться из своего привычного, безопасного и удобного туннеля.
4. Дилемма ежей
Люди склонны оставаться рядом друг с другом; большинству из нас нужны семья и друзья. Однако интимные отношения иногда сопровождаются болью. Несовершенство наших близких может заставить нас отдалиться и уйти. Однако через некоторое время мы совершаем те же ошибки, ища близость и страдая от этого позже.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал это дилеммой ежей или проблемой дикобраза. В своей работе он поделился следующей притчей:
«Несколько дикобразов сбились в кучу, чтобы согреться в холодный зимний день; но так как они начали колоть друг друга своими иглами, то принуждены были разойтись. Однако холод снова свел их вместе, когда произошло то же самое. Наконец, после многих поворотов, сбившись в кучу и рассредоточившись, они обнаружили, что им будет лучше всего оставаться на небольшом расстоянии друг от друга. Точно так же потребность в обществе сближает человеческих дикобразов только для того, чтобы они взаимно отталкивались многими колючими и неприятными качествами их природы».
Артур Шопенгауэр, Parerga und Paralipomena: kleine philosophische Schriften
5. Нога в дверь
Сначала человек делает вам маленькое одолжение, а потом вы попадаете в ловушку, потому что его требования и просьбы становятся все смелее и смелее, в то время как вы не можете сказать: «Нет». Уловка под названием «нога в двери» широко используется маркетологами, которые хотят продать вам свой товар.
Вот пример из жизни: Поставщики услуг говорят вам: «Получите пробную версию нашей программы» или «Подпишитесь на наши услуги — первый месяц подписки предоставляется бесплатно». Потребитель еще не заплатил ни копейки, но уже попал в ловушку, потому что проще продать расширенную подписку тому, кто уже попробовал бесплатную версию.
Если продавец обещает вам большую скидку или сделку а-ля «Купите 3 по цене 2», это значит, что он прочитал одну из этих психологических книг и пытается проникнуть в вашу дверь. Они прекрасно понимают, что вы придете снова и потратите крупную сумму денег в их магазине.
6. Теория ползучей нормальности
Люди способны спокойно принимать самые страшные перемены в своей жизни, если эти перемены происходят постепенно.
Вот пример из жизни: Жители больших городов готовы терпеть смог и ухудшение экологии в своем городе, потому что эти изменения не происходят быстро, и у них есть время привыкнуть к плохому .
Эта теория может ответить на многие вопросы — от больших исторических событий до обычных повседневных вещей. Почему люди продолжают жить в браке, разрушающем их психику? Ответ довольно прост: они привыкли к этому и приняли это, потому что изменения не произошли в одночасье. Их реальность изменилась, и ненормальные вещи постепенно стали казаться нормальными.
7. Теория анонимной власти
Согласно этой теории становится легко манипулировать людьми с помощью волшебных слов. Фразы вроде «по мнению ученых» или «эксперты утверждают» , даже не подкрепленные очевидными научными исследованиями, легко воспринимаются как истина. Мы подсознательно прислушиваемся к анонимному авторитету (эксперту или ученому), которого может вообще не быть.
Вот пример из жизни: В рекламе таблеток говорится, что эффективность этого препарата доказана учеными. Это заставляет зрителя начать доверять этому заявлению. Как можно не верить ученым?
Не доверяйте обезличенной информации. Есть фразы, используемые в рекламе, в Интернете и в газетах, которые являются ложью. Вот некоторые из них:
- Фразы без точных цифр типа «большинство ученых» или «некоторые люди» (кто эти люди?)
- Фразы типа «До 100%» (это 2% или 99%?)
Требуйте доказательств в любой неизвестной ситуации и доверяйте только тем, кто может их предоставить.
8. Самосбывающееся пророчество
Иногда пророчества сбываются, но в этом нет волшебства. Хитрость в том, что если вы верите в это пророчество, оно сбудется. Этот парадокс активно используют мошенники.
Вот пример из жизни: Гадалка предсказала человеку, что через день-два он попадет в больницу. Так впечатленный человек продолжает свою жизнь, погрузившись в грустные мысли о возможном болен и не знает, что его окружает. В конце концов, наш герой поскользнулся, упал на тротуар и попал в больницу с растяжением лодыжки. «Пророчество» гадалки сбылось, но не потому, что она может видеть будущее — человек сам сделал «пророчество» сбывшимся.
Человеку достаточно подсознательно поверить в чужую идею, чтобы начать генерировать мысли, подтверждающие эту идею. К сожалению, чужие идеи не всегда хороши. Однако вы можете избежать самосбывающегося пророчества, если попытаетесь создать свои собственные позитивные утверждения.
9. Синдром утенка
Только что вылупившийся утенок принимает первый увиденный движущийся объект за свою мать и продолжает повсюду следовать за ним. «Матерью» может служить человек, собака, коза или даже неодушевленный предмет. Ученые называют это поведение «импринтингом», а также говорят, что все люди имеют эту характеристику в себе.
Синдром утенка появляется, когда человек сталкивается с новой средой и начинает считать объект, который он видит первым, лучшим. Более того, очень сложно уговорить этого «утёнка» попробовать что-то новое и почти невозможно доказать, что новое может быть лучше старого.
Вот пример из жизни: «Бумажные книги лучше цифровых», или «Мобильные телефоны с кнопками надежнее, чем сенсорные», или «Этот новый дизайн ужасен», — это фразы, указывающие на у человека синдром утенка.
Этот эффект делает человека предвзятым и мешает ему прислушиваться к мнению других. Однако новые вещи тоже могут быть хорошими и удобными.
Какие из этих психологических законов имели место в вашей жизни? Пожалуйста, расскажите нам об этом в комментариях!
Обратите внимание, : эта статья была обновлена в марте 2022 года, чтобы исправить исходный материал и фактические неточности.
AdMe.ru/Психология/9 Психологические законы, управляющие вашими действиями против вашей воли
Три закона человеческого поведения
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Если вы изучали физику в средней школе, вы знакомы с тремя законами движения Ньютона. Эти правила описывают взаимосвязь между движением тела и силами, действующими на него, и были впервые предложены в 17 веке английским математиком Исааком Ньютоном.¹ Примечательно, что Ньютону удалось свести сложные и трудные физические понятия к трем простым универсальным правилам. .
Три закона движения:
- Тело в состоянии покоя останется в покое, а тело в движении останется в движении, если на него не действует внешняя сила.
- Сила, действующая на объект, равна произведению массы этого объекта на его ускорение.
- На каждое действие есть равное и противоположное противодействие.
До тех пор, пока ньютоновская физика не была представлена квантовой механикой и общей теорией относительности в начале 20-го века, считалось, что эти законы описывают воздействие сил на все объекты и их движение. Они до сих пор часто используются в расчетах и точно отражают движение объектов — если только мы не говорим о квантовых частицах или чрезвычайно массивных телах. Но можем ли мы применить эти законы к чему-либо еще? В 2019 годустатья для Behavioral Economics , Алин Хольцварт, ученый-бихевиорист, использовала законы движения Ньютона для обоснования трех законов человеческого поведения.²
Эти три закона:
- за счет уменьшения трения или увеличения подачи топлива.
- Поведение (B) является функцией человека (P) и его окружения (E), или B=f(P,E).
- Для каждого принятого решения есть компромиссы и вероятность непредвиденных последствий.
Хотя человеческое поведение сложно, Хольцварт предположил, что эти законы могут, по крайней мере, фиксировать очень общие поведенческие тенденции.
»И так же, как Законы Ньютона описывают движение физических объектов, эти Законы Человеческого Поведения стремятся предоставить общую модель поведения людей. Люди склонны придерживаться статус-кво, если силы трения или топлива не сталкивают нас с нашего пути; поведение есть функция человека и его окружения; каждое решение включает в себя компромиссы и возможность непредвиденных последствий.
– Алин Хольцварт
Теория встречается с практикой
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
История
Другие социологи сравнивали психологические и социологические тенденции с универсальными законами физики, но Хольцварту принадлежит ответственность за вывод трех четких законов из законов Ньютона. 3 Как и законы движения, три закона человеческого поведения Хольцварта предназначены для описания поведения в целом и могут нарушаться в конкретных случаях. Хотя теории Ньютона в конечном итоге были заменены квантовой механикой и теорией относительности, три закона движения по-прежнему полезны вне тел, обладающих чрезвычайно большой или малой массой. Точно так же законы человеческого поведения могут быть наиболее действенными, если их использовать в качестве аппроксимаций общих тенденций.
Первый закон гласит, что поведение имеет тенденцию следовать статус-кво, если на него не влияет уменьшение трения или увеличение количества топлива. Хольцварт резюмирует этот закон в концепции, с которой мы все, вероятно, знакомы: люди склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Когда мы позволяем нашему «автопилоту» контролировать наши решения, например, приготовить здоровую еду вместо заказа, нашей автоматической реакцией будет выбор наиболее удобного варианта, даже если в долгосрочной перспективе это плохой выбор. Это поведение фиксируется Предвзятость статус-кво , которая описывает наше предпочтение продолжать то, что мы делаем. Даже если имеет смысл что-то изменить, например, ходить на работу пешком, а не водить машину, чтобы больше потренироваться, мы, естественно, сопротивляемся смене привычного режима.
Подобно инерции в первом законе движения Ньютона, предубеждение статус-кво препятствует изменению нашего поведения. Нам нужно определенное количество силы, чтобы произошли изменения. Действительно, инерция на самом деле была определена в науке о поведении из-за нашего сопротивления изменениям. Хольцварт описывает два основных вида сил, определяющих поведение человека: трение и топливо. Трение — это отрицательная сила, потому что оно действует как препятствие для выполнения определенного поведения. Например, трение может быть телефонным звонком, который нам нужно сделать, чтобы записаться на прием к врачу, или очередью, в которой мы должны стоять, чтобы обновить наши водительские права.
Это означает, что изменить свое поведение часто довольно сложно, если только другая первичная сила, топливо, не может преодолеть трение в ситуации. Топливо делает поведение более привлекательным, например, социальные и денежные вознаграждения за выполнение определенных задач (например, выход на работу). Можем ли мы изменить свое поведение или нет, зависит от баланса топлива и трения.
Второй закон человеческого поведения, аналогичный закону известного отношения F = ma в физике, предполагает, что поведение (B) является функцией человека (P) и его окружения (E), или B=f( П, Е). Хольцварт объясняет, что поведение зависит от конкретного человека и его личных ценностей, убеждений, опыта и т. д., а также от конкретной среды, в которой находится человек. Это включает в себя физическое окружение, сенсорные элементы, его круг общения и любые другие внешние факторы. . Одним из ярких примеров влияния нашей среды на поведение являются витрины и макеты в магазине, такие как конфеты и легкие закуски, расположенные в кассовом проходе в магазине. Пока клиенты ждут, у них может возникнуть соблазн взять плитку шоколада, поскольку она находится перед ними, даже если их личные факторы (голод, забота о здоровье) не особенно благоприятствуют ее покупке.
Уравнение B=f(P,E) не является изобретением Хольцварта, а восходит к одному из пионеров современной социальной психологии Курту Левину. Он впервые предложил эту универсальную взаимосвязь в 1936 году, подчеркнув важность взаимодействия между человеком и его окружением в определении его поведения.⁴ Хольцварт также подчеркивает, что в B=f(P,E) поведение определяется не человеком, а окружением изолированно друг от друга, а по тому, как человек реагирует на окружающую среду. Хотя мы склонны недооценивать влияние ситуационных факторов на поведение человека из-за предубеждения, называемого фундаментальная ошибка атрибуции , второй закон человеческого поведения служит напоминанием о том, что для объяснения поведения нам необходимо понимать и человека, и окружающую среду, и их взаимодействие.
Третий закон (основанный на концепции, согласно которой при взаимодействии двух тел они прикладывают друг к другу силы, равные по величине и противоположные по направлению) состоит в том, что для каждого принятого решения есть компромиссы и возможность непредвиденных последствий. Это может быть самый общий и, казалось бы, очевидный из законов, но Хольцварт утверждает, что мы часто не учитываем компромиссы и непреднамеренные последствия наших решений. Например, при традиционном подходе к принятию решений, основанном на плюсах и минусах, мы можем упустить из виду возможности, которые мы теряем, выбирая конкретный вариант, также известный как альтернативная стоимость. Если мы решаем каждый день на работе покупать полезный салат на обед, мы теряем возможность потратить эти деньги на другие полезные для здоровья продукты или процедуры.
Еще одна часть процесса принятия решений, которую мы часто упускаем из виду, — это непредвиденные последствия. Это результаты, которых мы не ожидаем, независимо от того, затрагивают они нас или нет. В глобальном масштабе вредные экологические последствия являются обычными непреднамеренными последствиями поведения. Даже социальные движения с благими намерениями могут иметь неожиданные негативные последствия для дела, которое они пытаются решить. Например, рассмотрим последствия запрета на пластиковые соломинки. Это кажется очевидным решением для сокращения пластиковых отходов и негативного воздействия на окружающую среду. Тем не менее, запрет на пластиковые соломинки снимает с потребителя бремя принятия экологически безопасного решения, тем самым устраняя умственное воздействие потребителей, сознательно учитывающих их воздействие на окружающую среду. В качестве эффекта просачивания потребители могут меньше задумываться об экологических последствиях своего другого выбора и не будут усваивать экологическое послание, стоящее за народными движениями, которые в первую очередь привели к запретам.
Последствия
Эти законы обеспечивают очень простую и широкую основу для понимания нашего поведения и поведения окружающих нас людей. Хольцварт включает в свои три основных закона ряд хорошо зарекомендовавших себя предубеждений и эвристик, эффективно охватывая многие важные концепции науки о поведении. Как отмечает Хольцварт, это ее намерение, законы не представляют ничего нового, а вместо этого объединяют множество идей в этой области в эти общие правила. Для среднего человека это может быть более приятным напоминанием о наших тенденциях, чем длинный список индивидуальных предубеждений.
Таким образом, законы действуют так же, как и их аналоги в физике — они перегоняют поле сложных теорий в три простых закона. Цель Хольцварта состоит в том, чтобы законы науки о поведении могли влиять на то, как мы разрабатываем продукты. Точно так же, как законы Ньютона продолжали использоваться для расчетов и понимания движения большинства объектов, мы надеемся, что эти законы могут служить инструментом для создания продуктов и услуг на основе нашего поведения. Даже если есть конкретные случаи, когда эти законы больше не выполняются, как в случае, когда законы Ньютона применяются к квантовым частицам или чрезвычайно массивным объектам, эти обобщения, тем не менее, могут привести нас к более совершенным приложениям и программам.
Противоречия
Законы в науке о поведении, как правило, должны быть очень общими, и даже в этом случае человеческое поведение всегда может выходить за рамки конкретного закона — в отличие от того, как мы ожидаем, что физическая материя будет подчиняться определенным законам. Поскольку психология считается «мягкой» наукой, эта область, как правило, не склонна к теоретизированию фундаментальных правил, регулирующих поведение. Более того, может показаться немного натянутой попытка перевести законы движения Ньютона в аналогичные законы человеческого поведения. Тем не менее, законы кажутся интуитивно понятными, как только их объясняет Хольцварт, и, подобно законам Ньютона, кажутся очевидными, даже если мы не смогли установить связи до того, как прочитали о них.
Другие вопросы, к которым обращается Хольцварт: зачем создавать эти законы сейчас? Они действительно так полезны? Хольцварт предполагает, что наука о поведении как область в настоящее время претерпевает изменения, параллельные трансформации физики во времена Ньютона. Успехи происходили быстро, подпитываемые спросом на промышленное применение физики. Точно так же, утверждает Хольцварт, в настоящее время перед инновационными и конкурентоспособными компаниями существует серьезная необходимость использовать идеи поведенческих наук не только для целей маркетинга и управления, но и для таких областей, как разработка продуктов, здравоохранение и банковское дело. В результате ученым-бихевиористам необходимо общаться и организовывать свою работу таким образом, чтобы другие могли понять и применить ее в своих соответствующих областях. Эти законы служат эффективным руководством для обобщенного человеческого поведения и включают в себя множество хорошо зарекомендовавших себя теорий, предубеждений и эвристик.
Точно так же, как теория гравитации и законы Ньютона были опровергнуты в 20-м веке квантовой механикой и теорией относительности, но до сих пор продолжают использоваться в качестве полезных инструментов для приблизительных расчетов, три закона человеческого поведения имеют наибольший потенциал в качестве ориентира. для профессионалов, как знакомых, так и незнакомых с наукой о поведении, для разработки более качественных продуктов. Известно, что поведение человека сложно и разнообразно, но, тем не менее, оно часто подчиняется определенным правилам, как и физика. Эти обобщения могут помочь нам хотя бы частично понять собственное поведение и даже в большей степени помочь нам понять поведение окружающих нас людей.
Связанный контент TDL
Предвзятость статус-кво
Предвзятость статус-кво описывает наше сопротивление изменениям или наше предпочтение текущему положению дел. Эта предвзятость высвобождает наши умственные ресурсы для других задач, но небольшие решения, которые мы отдаем на откуп нашему «автопилоту», могут снова и снова становиться жертвой предвзятости статус-кво, что приводит к небольшим изменениям, даже когда мы этого хотим. Узнайте больше о предвзятости статус-кво в нашем справочном руководстве.
Инерция
Инерция относится к тенденции объекта сопротивляться изменению движения. Как следует из первого закона человеческого поведения, люди также сопротивляются изменениям и предпочитают оставаться в статус-кво. В результате ученые-бихевиористы изучили инерцию с точки зрения нашей склонности продолжать интерпретировать информацию одним и тем же образом. В этой статье справочника описывается история инерции как концепции поведенческой науки и то, как мы можем применить эту физическую идею к тому, как работает познание.
Почему так сложно изменить поведение?
В этой статье исследуется сила и зачастую иррациональность нашего сопротивления переменам. Часто, независимо от того, как мы относимся к выбору, мы избегаем изменений, как описывает первый закон человеческого поведения. Каким бы привлекательным ни было поведение, если трение, блокирующее поведение, сильнее топлива, мы будем сопротивляться изменениям.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Это предубеждение возникает, когда мы выносим суждения о поведении другого человека и непропорционально приписываем его действия его личности больше, чем ситуационным факторам.