Закрытость человека – Закрытость. Статья. Психология. Самопознание.ру

Афоризмы на тему Закрытость | Качества личности от А до Я

            Закрытость как качество личности – склонность преграждать доступ окружающим в своё личное пространство, в свой социальный и душевный мир.

         Закрытого человека легко вычислить в общении по невербальным проявлениям. Как целомудренная дева заботится о своей невинности, закрытость, подобно Церберу, стережет своё личное пространство, ревностно относится к соблюдению дистанции между собой и людьми.

         Закрытый человек поддерживает формальные отношения, мало интересуется интересами и намерениями собеседника, полностью сосредоточен на себе и своих мыслях.

     Закрытость не доверяет никому. С закрытым сердцем она шагает по жизни.

       Закрытость иногда адекватный ответ на угрозы жизни. Зэки – народ закрытый. В их среде действует принцип: «Не верь, не бойся, не проси». Открытый человек в тюрьме долго не живет. Открытость там губительна. Чтобы выжить, нужно закрываться, позиционировать себя в выгодном свете. Иными словами, закрытость процветает в среде, где глупо раскрывать истинную мотивацию своих поступков.

       Люди, находящиеся под влиянием невежества и страсти, больше сориентированы на закрытость. Бескорыстному человеку скрывать нечего. В благостной среде закрытость не проживает.

          Закрытость, как суровый цензор, искажает информацию, поступающую в разум. В результате человек видит иллюзорную действительность. Цензура ложного эго работает и у открытого человека, но у закрытой личности помимо этого включаются фильтры, привнесённые защитой от социума.

        Преодолеть закрытость необычайно трудно, ибо для закрытой личности она не является чем-то наносным, тягостным, напротив, она оберегает её от жизненных напастей. Поэтому она держится за неё руками и ногами, считая себя благополучной и здравомыслящей. Советы, доводы, реальные факты встречают мощное сопротивление. Всё правильно, ведь основная функция закрытости – защититься от разрушающего влияния внешнего мира.

      Закрытость устраняется взращиванием своей противоположности – открытости. Для этого требуется либо длительное погружение закрытого человека в атмосферу любви и доверия, либо собственное осознание неэффективности и пагубности своей закрытости.

        Каждый человек проходит жизненные уроки. Закрытость не сориентирована на восприятие нового, уроки судьбы остаются невыученными. Поэтому её оставляют «на второй год» для повторного прохождения трудностей.

       Живя с закрытым сердцем, закрытость не реагирует на знаки и подсказки судьбы.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Причины замкнутости в общении

Замкнутость – это нежелание или неумение общаться. Замкнутые люди избегают социума, в коллективе ведут себя отстранено, не делятся своими впечатлениями или мнением. Замкнутость, причины которой рассматриваются в статье, может стать серьезной проблемой как при карьерном росте так и в удовольствии от жизни. Чтобы научиться преодолевать это состояние, сначала следует выяснить в чем причины замкнутости человека?

Замкнутость в общении, по мнению психологов, кроется в:

  • Психологических особенностях и характере личности;
  • Текущем эмоциональном состоянии человека;
  • Потребности иметь личное пространство;
  • Детских психотравмах;
  • Психических отклонениях;
  • Отсутствие любви к себе.

Рассматривая замкнутость, причины этого состояния, мы не будем говорить о психических отклонениях. Речь в статье пойдет о душевно здоровых людях, но чрезмерно погруженных в себя людях, и таких более 90%

Основные причины

Когда возникает замкнутость? Причины чаще всего такие:

  • Сложные отношения с родителями. Проблема может иметь корни в далеком детстве, если ребенку не уделялось достаточно внимания и любви. Считается что то, что родом из детства, чаще всего остается с человеком до конца жизненного пути. Но это не совсем так, и чуть ниже я объясню почему.
  • Комплексы. Они разнообразны и многочисленны, как листья на деревьях. Одного может волновать внешность, другого – невнятная речь, третьего – бедность, четвертого – социальный статус. Безработный, холост, нет детей, нет машины – все это может спровоцировать замкнутость при общении.
  • Чрезмерная стеснительность. Опять же возникает из-за неуверенности в своих силах.
  • Ранимость, повышенная чувствительность. Многие такие люди постоянно держат внимание на своей персоне, как пылесос собирая чужие мнения — никто ли о них не думает плохо.
  • Страх общения. Молчаливость, замкнутость могут быть следствием негативного опыта в прошлом, когда человека высмеяли или проигнорировали. Это называется психотравмой.  
  • Банальное неумение общаться, отсутствие навыка. Что говорить, как отвечать, какие вопросы задавать. 
  • Страх смерти или другие страхи, а это банальное неверие в свои силы и в то, что вы сможете справиться со сложностями.
  • Личные переживания. Если человек чем-то расстроен или озабочен проблемами, то ему не до разговоров.
  • Физическое недомогание, усталость. Здесь все ясно. После нервной и напряженной суточной смены одолевает такая усталость, что не то что разговаривать, дышать иногда не хочется.

Бывает, что проблема застенчивости человека проявляется в определенном кругу, тогда как с другими он весел и общителен. Тогда это значит, что компания, в которой человек ведет себя чересчур сдержанно, ему неприятна или не соответствует его нормам поведения.

В каждом случае причина замкнутости может быть своя, особенная.

Бессознательная реакция

Кажется что замкнутость это не просто черта характера, а выученная бессознательная реакция. Избегать людей это нерациональное решение, которое тянется из детства. Произошло что-то, из-за чего ребенок решил избегать ситуаций где он будет общаться с окружающими людьми. Может быть его кто-то отругал, может быть на него кто-то напал. Ребенок вырос, а реакция избегать людей осталась. Даже физически сильные люди, успешные в делах, имеющие хорошую работу, дом и семью, могут бояться окружающих людей. Этот страх не поддается рациональным доводам… Но это все лишь иллюзия. Детские реакции и события (психотравмы) легко и быстро уходят. 

Давайте вместе подумаем могут ли реально детские травмы влиять на поведение взрослого человека, и вот некоторые примеры:

  • Когда мальчика в детском возрасте мама бьет, это разве будет влечь то что из него вырастет тряпка (ведь даже женщина его может обидеть)?
  • А если ребенок описался испугавшись, это означает что вырастет трус?
  • А кража в детстве влечет то, что он будет воровать во взрослом возрасте?
  • Если ребенок плачет когда голоден, значит он не сможет и будучи взрослым противостоять своим сиюминутным желаниям?

Мое пояснение:

Разберемся в чем разница между открытым и замкнутым человеком?

  • Открытый человек когда разговаривает он весь сконцентрирован на собеседнике, ему интересно что у него происходит. Замкнутый весь на себе, как я смотрюсь.
  • Общительный человек с удовольствием входит на вечеринку сконцентрированный на девушках/парнях которые там находятся, на знакомых с кем он давно не виделся, на обстановке веселья. Замкнутый сконцентрирован на себе. А не смотрюсь ли я глупо, а не стою ли я как истукан? А как мне заговорить и не показаться глупым?
  • Общительный при знакомстве с девушкой сконцентрирован на ней. Как ей передать эмоцию, как ей передать свое тепло. Как создать приятное общение. Замкнутый сконцентрирован на себе. Как бы меня не отшили, как бы мне взять у нее телефон, как бы мне ей понравиться?

Комментарий от меня:

Замкнутость — отстраненность от мира

Что из этого списка вы делаете?

  • Говорите комплименты или благодарите людей?
  • Как часто делитесь теплом с животными
  • Интересуетесь ли людьми? Знаете что их сейчас заботит?
  • Насколько внимательны к миру и его деталям?
  • Видите ли красоту в людях, одежде, детях, природе?
  • Среди ваших целей есть ли цель сделать людей лучше, счастливее, богаче?

Как все это связано с замкнутостью? Чем больше вектор на себя, тем больше будет напряжение. Либо вы внутри себя, либо снаружи.

Комментарий от меня:

Как избавиться?

То о чем говорилось в этой статье — перестать смотреть на себя, а начать смотреть на окружающий мир. Подход изнутри наружу. Только таким подходом можно переориентировать свой мозг на открытое общение.

Действовать без смены парадигмы, через тренировки без реальных эмоций — не даст устойчивых результатов. Если вы будете чаще общаться или сходите и попоете в метро (или другом общественном месте), это даст, конечно, новые ощущения, но вектор все также будет на себя. Нужно менять парадигму жизни. Если вы никогда не делаете ничего для других не удивляйтесь что вы замкнуты.  

Можно выделить 4 области для развития:

  • Область внимания и мыслей;
  • Область электронного/виртуального общения
  • Область разговоров, тет-а-тет
  • Область практики и действий

Комментарий от меня:

И еще, важное о цели когда вы делаете упражнения:

На этом у меня все, выстраивайте свою жизнь. Буду рад услышать ваши истории и том как помогла вам моя методичка.

Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро? 
Жду на Skype консультации (работаем до победного)!
Олег.

olegdimitrov.ru

Закрытость - это... Что такое Закрытость?

- 1. в психопатологии – тенденция пациента не сообщать кому-либо о событиях своего внутреннего мира; чаще всего это происходит в силу недоверчивости, настороженности, подозрительности или собственной враждебности. Термин часто используется как синоним замкнутости, нелюдимости, отгороженности от людей; 2. в психологии – тенденция личности к стагнации, склонность дистанцироваться от всего нового, противоречащего её консервативным и дезадаптивным установкам.


* * *
— социально-психологическая характеристика меры обособленности личности или группы, отгороженности, автономии, дистанцированности от социума. Если говорить о социальной психологии личности, то термин «закрытая личность» можно рассматривать скорее как своего рода метафору, так как сколько-нибудь системных и углубленных исследований (если не считать совершенно особую проблему аутизма) в этой области не проводилось. В то же время совершенно очевидно, что личностная закрытость может быть порождена как внутренними личностными причинами (избыточная интровертированность, особенности характера, темперамента и т.

д.), так и внешними обстоятельствами (низкий социальный или интрагрупповой статус, устойчивая социальная депривация и т. д.). Что касается закрытости группы, то эта проблематика широко и достаточно глубоко представлена в мировой социальной психологии. В этом смысле термин «закрытость» означает социально-психологическую характеристику меры обособленности общности, проявляющейся в степени ригидности, т. е. проницаемости — непроницаемости групповых границ, в уровне обостренности чувства «мы» и жесткости противостояния сообщества и его социального окружения, в степени безусловности внутригрупповых контактов каждого с каждым. К закрытым группам могут быть отнесены как некоторые большие (например, живущие в оторванности от цивилизованного мира племена), так и малые группы. Психологические особенности жизнедеятельности больших закрытых групп являются предметом изучения, прежде всего, этнопсихологии и политической психологии. Однако основным объектом внимания психологической науки, в первую очередь, являются все же малые закрытые группы. При этом формы социальной депривации закрытых групп различны не только по степени ее жесткости (от мягкого, частичного до практически полного — изоляция), но и по тому, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач закрытые от других человеческих сообществ объединения людей. По этому признаку можно выделить по меньшей мере четыре вида закрытых групп. Во-первых, это группы, «закрытость» которых обусловлена вынужденной изоляцией, когда и сообщество в целом, и каждый его член в отдельности оказываются оторваны от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств, независимо от их желания или воли сообщества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего кораблекрушение судна или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т. п.). Во-вторых, это группы, «закрытость» которых обусловлена принудительной изоляцией, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно отторгает их от себя (примерами таких сообществ могут служить: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму — осужденные в условиях различных исправительных и воспитательно-трудовых учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б) группы, членство в которых (во всяком случае официально) не предполагает какого бы то ни было ущемления в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов и школ интернатов для реальных и «социальных» сирот). В-третьих, это группы, «закрытость» которых обусловлена добровольной изоляцией, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых сообществ, не будучи напрямую стимулированы к подобному «социальному затворничеству» требованиями сообщества (примером такого добровольного ухода от социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места, и т. п., т. е. те, кто именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимает как обязательное условие сохранения своей личностности). В-четвертых, это закрытые группы на основе общих интересов (примером которых могут служить геологи, моряки, космонавты и т. п., а также воспитанники профессионально специализированных интернатов в определенном смысле элитарного характера — для особо одаренных детей и подростков в той или иной сфере знания, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т. п.). Несмотря на специфичность любой закрытой группы, своеобразие ее целей и задач, половозрастных особенностей ее членов (что несомненно накладывает существенный отпечаток как на протекание процесса группообразования, так и на характер взаимодействия конкретной общности и социума), уже сам по себе факт «закрытости» группы содержательно обедняет вариативность социальных ситуаций развития ее членов, заметно примитивизирует и огрубляет систему референтных для них межличностных связей. Как показывают специальные исследования, внутригрупповая структура практически всех закрытых групп носит достаточно выраженный моноструктурированный характер, выражающийся в неизменности статусного расклада во всех сферах жизнедеятельности таких сообществ, т. е. структура власти и авторитета в этих группах отражает закрепление низкого статуса всегда за одними и теми же членами, а высокого — всегда за другими. Отличительной чертой закрытых групп является относительная (зависящая, прежде всего, от степени внешней, институциональной и внутренней, собственно психологической «закрытости») ригидность групповых границ, влияющая на интенсификацию процесса внутригруппового структурирования и задающая тип внутригрупповой структуры. Жесткая внутригрупповая дифференциация закономерно задается самими условиями существования закрытых сообществ, во-первых, стоящих перед необходимостью решать большинство возникающих проблем только своими силами, а во-вторых, лишенных возможности «сбросить» во вне накапливаемый негативный эмоциональный заряд.

Фундаментальный вклад в понимание природы феномена закрытости и, что особенно важно, взаимосвязи личностной и групповой закрытости внес Э. Эриксон. Он выделил два основополагающих принципа обеспечения целостности сложных многофакторных систем — цельность и тотальность, которые в рамках психосоциального подхода рассматриваются в качестве универсальных, действующих как на уровне индивидуальности, так и социальных организаций.

С точки зрения Э. Эриксона, «“цельность” подразумевает совокупность частей, в том числе весьма разнообразных, вступающих в плодотворное объединение и связь. Это понятие наиболее ясно выражается в таких словах, как “искренность”, “здравомыслие”, “благодетельность” и т. п. Таким образом, в образе цельности подчеркивается здоровое, органичное, постепенное взаимодействие различных функций и частей в рамках целого, границы которого открыты и подвижны. И напротив, в образе тотальности на первый план выходит представление об абсолютной замкнутости: все, что находится внутри произвольно очерченных границ, не может выйти за их рамки, а то, что находится вовне, не допускается внутрь. Тотальность характеризуется и абсолютной замкнутостью, и совершенной всеобъемлемостью — независимо от того, является ли категория, попавшая в разряд абсолютных, логической, и от того, действительно ли ее составляющие имеют какое-то сходство»1.

Вполне очевидно, что тотальность напрямую связана с ограничением любого пространства как в смысле его «сжатия», так и в смысле повышения уровня закрытости системы путем снижения проницаемости границ. Не случайно все тоталитарные режимы стремятся воздвигнуть в той или иной форме пресловутый «железный занавес», отгораживающий их от внешнего мира. Вообще проблема закрытости во многом сводится к проблеме границ.

Границы закрытой системы неподвижные и непроницаемые, жестко делящие мир на «мы» и «они», призваны в максимальной степени оградить систему от внешних влияний и сохранить в неизменном статичном состоянии, «заморозить» ее. Тем самым не только существенно снижаются возможности развития системы, но и практически неизбежно провоцируется ее противопоставление остальному миру, часто приводящее к конфликтам. Границы же открытой системы характеризуются гибкостью, проницаемостью и подвижностью, что делает возможным постоянный взаимообмен с внешним миром и интеграцию в систему новых компонентов при сохранении ее целостности. Понятно, что таким образом не только стимулируется процесс развития системы, но поддерживается тенденция к партнерству и кооперации во взаимоотношениях с внешними субъектами. Не случайно, сравнивая эти два типа систем, В. Сатир подчеркивала, что «основные различия между ними определяются характером реакции на внутренние и внешние изменения. В закрытой системе ее части неподвижно соединены между собой или вообще не соединены. В любом случае обмен информацией между элементами не происходит, независимо от того, откуда поступает информация — извне или изнутри. Открытая система — та, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри ее или выйти за ее пределы1.»

Напомним, что все сказанное в полной мере относится как к социальным организациям, так и к отдельно взятой личности. Если применительно к группе компонентами системы обычно выступают включенные в нее индивиды, то на индивидуальном уровне таковыми являются компоненты эго-идентичности, интроекты, усвоенные социальные роли и т. п.

По мнению В. Сатир, как групповая, так и личностная закрытость всегда связана с определенным набором социальных установок. В частности:

«- люди по природе своей злые и поэтому должны постоянно находиться под контролем, чтоб стать хорошими;

- отношения должны регулироваться силой или страхом наказания;

- есть только одна неопровержимая истина: человек, обладающий властью, знает, как правильно жить;

- всегда есть кто-нибудь, кто знает, что тебе необходимо»2.

Легко заметить, что подобные убеждения свойственны типичной авторитарной личности, для которой характерна высокая степень закрытости. В этой связи надо заметить, что авторитарность является проявлением внутриличностной организации по принципу тотальности в социальной жизни индивида.

Применительно к группам, представляющим собой закрытые системы, В. Сатир выделяла следующих характерные особенности: «чувство самооценки второстепенно по отношению к власти и исполнительности; поступки зависят от прихотей начальника; любые изменения должны вызывать сопротивление». С другой стороны, «в открытых системах: чувство собственной оценки первично, сила и исполнительность второстепенны; поступки отражают принципы человека, изменения приветствуются, считаются естественными и желательными. ... Большинство наших социальных систем закрытые или почти закрытые. Разрешены лишь небольшие изменения, которые ... и являются причиной того, что кое-как нам все же удается существовать»1.

При том, что последнее утверждение представляется чересчур категоричным — в современном мире отчетливо прослеживается тенденция к повышению открытости систем (во всяком случае в рамках европейской цивилизации) — оно, к сожалению, остается во многом актуальным в российских условиях. Согласно исследованиям К. Левина и его последователей, уровень социально-психологической закрытости выраженно коррелирует с сопротивлением изменениям. Данная закономерность во многом обусловливает бесконечную «пробуксовку» давно назревших реформ таких институтов российского общества, как армия, правоохранительные органы, образовательная система и ряд других. При этом отчетливо видно, что чем выше уровень закрытости, обусловленной как объективными (специфика деятельности), так и субъективными (традиция, корпоративные интересы и т. п.) факторами того или иного института, тем сильнее сопротивление изменениям. Так, наиболее проблемной в данном отношении была и остается армия — традиционно, еще с советских времен, максимально изолированная от общества. Это, заметим, не мешает высокопоставленным военным перекладывать ответственность за наиболее вопиющие негативные явления в армейской среде на общество в целом (к примеру, министр обороны С. Иванов, выступая в Государственной Думе в связи с получившим широкий общественный резонанс делом об издевательствах над солдатом Сычевым, рекомендовал искать причины «дедовщины» в детских садах) и выдвигать обвинения против средств массовой информации и представителей общественности в «очернительстве» армии и чуть ли не в «подрывной деятельности». Подобный отказ от ответственности в сочетании с агрессивным неприятием не только критической, но и вообще любой внешней оценки характерен как для закрытых социальных образований, так и для закрытых личностей.

Особое прикладное значение проблема закрытости в последние годы приобрела в контексте организационной психологии и организационного развития. Закрытая система, особенно в бизнес-среде, далеко не всегда представляет собой мрачную секту с жесткой авторитарной иерархией. Зачастую, на первый взгляд, некоторые закрытые организации могут служить иллюстрацией идеальных представлений о «сильной корпоративной культуре», «самообучающейся организации» и т. п.

Обобщенный портрет такого рода организаций на основе исследования, охватившего 51 крупнейшую американскую компанию, составил в конце прошлого века С. Финкельштейн. Такая компания, по его словам, «...являет собой само совершенство; она шагает впереди всех и предполагает, что остальные участники рынка следуют по прокладываемому ею пути.

Эта компания четко осознает, что делает и к чему стремится. Ее сотрудники глубоко преданы тем испытанным и надежным продуктам, которые являют основу принадлежащей компании торговой марки. Они не нуждаются в том, чтобы потребители разъясняли им свои предпочтения.

Торговые представители этой компании не привыкли отступать. На любом из ее уровней вы встретите сотрудников, которые готовы сделать все, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу, и менеджеров, которые готовы устранить любые препятствия на пути к намеченной цели...

Самой замечательной чертой этой компании является необычайный командный дух, который демонстрируют ее сотрудники. Все, от генерального директора до подсобного рабочего в небывалой степени отождествляют себя со своей организацией. Здесь нет отдельного лифта для руководителей высшего ранга. В компании практически отсутствует текучесть кадров, многие проработали здесь всю свою жизнь. ... Каждый из сотрудников неустанно пропагандирует цели компании, при этом никто не делает необдуманных заявлений. Если та или иная часть организации становится объектом нападения, все остальные подразделения дружно поднимаются на ее защиту». В то же время С. Финкельштейн пишет, что как ни парадоксально, «все это свидетельствует о том, что в организации сложилась замкнутая культура, принципиально отсекающая любую информацию, которая может войти в противоречие с принятой здесь картиной мира»1. Иными словами, организация представляет собой типичную закрытую систему. Между тем, как показало исследование С. Финкельштейна, ошибочная стратегия многих компаний, приведшая к бизнес-катастрофам, «...объясняется тем, что они существовали в рамках своего тесного замкнутого мира. Их топ-менеджеры, старшие инженеры, другие ответственные работники исходили из собственного опыта и основанных на нем представлений о действительности, которые во многом не совпадали с тем, что происходило в большом настоящем мире»2.

Таким образом, закрытость представляет собой серьезную проблему как с точки зрения собственно социально-психологического содержания и последствий, так и с точки зрения ее выявления в социальной среде.

Практическому социальному психологу, сталкивающемуся в рамках своей профессиональной деятельности с явлениями как личностной, так и групповой закрытости, необходимо особенно тщательно подбирать как диагностико-экспериментальный методический материал, так и способы и техники психологической коррекции, поддержки и сопровождения, отдавая себе отчет в качественной специфичности той психологической реальности, с которой ему предстоит работать.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Закрытого человека нельзя пытаться разговорить

К сожалению, современный мир делает нас жесткими, закрытыми и недоверчивыми. Данные качества, конечно помогают нам добиться успеха в карьерном плане, однако усложняют нашу личную жизнь.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала психолог Екатерина Мельникова

«Закрытый человек – это не обязательно необщительная и угрюмая личность. Чаще всего такие люди очень приятные, общительные, любезные, всегда готовы «поболтать», просто они не любят или не могут говорить о себе», - отмечает эксперт.

По словам Е. Мельниковой, есть несколько типов закрытых людей. Привычно закрытые люди, не любят рассказывать о себе, потому что так воспитаны. Более того, они часто «открываются» сами, со временем.  Невротически закрытые люди не любят говорить о себе, поскольку в их прошлом были неприятные моменты, возможно даже психологические травмы.

«Если рядом с вами закрытый человек, то для начала, не стоит ничего делать. Вы должны понимать, что какая бы не была причина такого поведения, человеку все равно страшно, страшно быть преданным, страшно остаться в одиночестве, страшно быть не понятым и так далее.  Ваша задача просто объяснить такой личности, что вы цените и любите его или ее именно таким, что это не делает его или ее хуже и, что переживать не стоит», - добавила психолог.

Специалист также подчеркивает, что ни в коем случае нельзя давить на такого человека, объяснять ему абсурдность такого поведения или же требовать ответов на свои вопросы, поскольку это вызовет обратную реакцию. Постарайтесь говорить мягко и нежно, чтобы не создавать ощущения давления.

«Если же вы сами понимаете, что не можете выразить свои эмоции или рассказать о твоих переживаниях и данная ситуация вас мучает, то не стоит насиловать свое сознание и создавать для себя стрессовую ситуацию. Не можете говорить – не говорить. В мире существует множеств способов, чтобы донести ту или иную информацию, поэтому просто под ищите другой вариант. Например, о симпатии можно «говорить» заботой, а о своих страхах, просто сжав руку и так далее», - резюмирует Е. Мельникова. 

golos.ua

Виды жестов закрытости

Сегодня мы продолжим знакомиться с различными типами языка телодвижений. Одни из самых распространенных и достаточно легко читаемых сигналов – это жесты закрытости. Все мы без исключения пользуемся этими знаками почти каждый день, но редко кто их замечает за собой. Поэтому посвятим ряд статей этой интересной группе и посмотрим, что можно узнать по таким сигналам.

Природа жестов закрытости довольно проста: при опасности мы всегда стараемся защититься от внешней угрозы. Хорошо, если существует реальная физическая возможность укрыться (дом, землянка или забор хотя бы). Но если таковой не имеется, то все равно мы инстинктивно стараемся себя защитить, выставляя барьер перед грудью, защищая сердце!Вышесказанное относится к настоящей угрозе. Но человек защищается и в других случаях. Например, когда нервничает, когда пытается отгородиться от неприятных ситуаций, разговоров, когда критически относится к ситуации или сильно озабочен своими мыслями и отстранен от окружающих. И в этих случаях очень часто можно наблюдать жесты закрытости.

Какие же самые распространенные жесты закрытости? Первый и самый понятный жест – это скрещенные руки. Скрещивая руки, человек отгораживает себя от внешней ситуации, защищается. Также этот жест проявляется в ситуациях, когда человек чувствует себя некомфортно, неуютно или небезопасно (физически и психологически). Когда у вас осталось пять минут до экзамена или вам через десять минут надо быть у начальника и показывать свой очередной (не самый лучший) отчет, вы часто стоите или сидите со скрещенными руками.

Помимо самозащиты жест «скрещенные руки» проявляется в тех ситуациях, когда человек не согласен, относится критически или не доверяет услышанному, но не имеет возможности или не хочет вступить в спор или ждет, когда эта возможность ему представится. Например, вы выступаете перед аудиторией (большой или маленькой – не важно) и вдруг замечаете, что большинство ваших слушателей сидят со скрещенными руками. Скорее всего, они не согласны с вами или у них есть свое мнение на тему доклада.

Если вы разговариваете с кем-то наедине и замечаете скрещенные руки у собеседника, возможно, он не согласен или у него возникли вопросы, связанные с непониманием. Лучший выход для такой ситуации – задать вопрос, легко и не навязчиво, чтобы прояснить ситуацию. Может оказаться, что у того, с кем вы разговариваете, очень интересная позиция.

Не только руки являются барьером, с помощью которого мы защищаемся. Скрещенные ноги также являются признаком защитной, оборонительной позиции. Но по сравнению с руками – это более мягкий знак и он может свидетельствовать о сдержанности, недовольстве человека. И говорить о значении скрещенных ног можно только в совокупности с другими знаками защиты (чаще с руками). А если эти жесты дополняют друг друга (скрещенные руки и ноги), то здесь с уверенностью можно говорить об оборонительной позиции.

Как мы уже неоднократно говорили, главное не ошибиться в интерпретации. Если в помещении холодно или поддувает, то часто люди, даже находясь в отличном расположении, скрещивают руки и ноги. Это естественная реакция: человеку просто прохладно и он хочет согреться! В сидячем положении довольно часто можно увидеть людей с закинутой ногой на ногу, но это не всегда говорит о закрытости. Такие жесты бывают от неудобных стульев, кресел. Женщины сидят так в большинстве случаев. Согласитесь, в юбке сидеть так намного лучше! А чаще всего это просто привычка. Особенно если такая поза не сопровождается другими знаками защиты.

Жесткие формы закрытости

Скрещенные руки – типичный жест закрытости. Однако если такой жест сопровождается стиснутыми кулаками и сильным «прижиманием» рук к телу – это уже признак агрессии и враждебности. Если эти жесты сопровождаются сигналами агрессии – сомнений нет, человек явно настроен недружелюбно. Только помните, что такие эмоции могут проявляться как к человеку, так и к разговору. Тема может быть волнующей, острой для человека, возможно, ваш собеседник не согласен с вами. Тогда его сигналы вполне понятны.

Еще одной из более «сильных» форм жестов закрытости является скрещивание рук с обхватом локтя или плеча. Человек как бы держит себя в руках. Трактовка этого жеста близка к его внешнему виду: человек сдерживает себя, сдерживает свои очень сильные эмоции: негативные ощущения, нервозность, агрессию, несогласие. Понаблюдайте за собой и окружающими в стрессовых ситуациях: у кабинета стоматолога, перед экзаменом, перед важным выступлением на конференции, перед посадкой в самолет (если, конечно, вы не летаете на самолетах несколько раз в неделю).

Еще одну жесткую, но неагрессивную форму закрытости мы все с вами когда-либо встречали. Видели ли вы человека, идущего с плотно прижатой к груди папкой бумаг, книгой или другим предметом. В том случае, если книга (или бумаги) находятся под углом к плоскости тела, то это совершенно нормальный способ нести такие вещи. Но если человек плотно прижимает бумаги к телу, а еще и поддерживает второй рукой, то он явно хочет закрыться от окружающей ситуации или людей.

Такая крайняя форма закрытости типична для ситуаций, в которых человек чувствует себя очень неуверенно, испытывает сильное волнение или страх.

Частичные барьеры

Довольно часто мы хотим скрыть нашу неуверенность, страх или гнев. В этих случаях мы стараемся не использовать явные знаки защиты, а используем полузакрытые, частичные барьеры. Например, когда мы стоим, обхватывая одной рукой другую, наполовину закрывая себя.

Как правило, такие более легкие частичные барьеры наблюдаются в обществе малознакомых или незнакомых людей, а также, когда человек неуверен, боится чего-либо. Когда мы используем такие жесты, мы стараемся подсознательно обезопасить себя.

У тех, кто носит сумки, портфели, кейсы и прочие «авоськи», существует специфический полузащитный барьер. Держа сумку на одном плече, человек прикасается к этой сумке другой рукой, опять закрывая себя наполовину. Некоторые теребят при этом какую-нибудь деталь сумки.

Те, у кого не оказалось чего-либо под рукой также проявляют знаки защиты, но еще более утонченно. Замечали ли вы, как человек одной рукой теребит предметы, находящиеся на другой руке? Поправляет браслет, манжету, запонки, просто прикасается к другой руке. Это и есть очень утонченный сигнал, тоже свидетельствующий о защите.

В целом, частичные барьеры – это вполне естественная реакция человека на окружающую ситуацию. Все мы испытываем легкое волнение, иногда неуверенности, поэтому появление таких жестов очевидно. И вы, тонко подметив такие сигналы, можете постараться сделать ситуацию более раскрепощенной, чтобы ваши собеседники сменили жесты закрытости на жесты открытости и интереса.

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

razvitie-intellecta.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о