Заметка в газету в публицистическом стиле пример: Заметка в газету в публицистическом стиле про пингвинов 7 класс

Урок русского языка «Заметка в газету как жанр публицистического стиля»

Тема: Заметка в газету как жанр публицистического стиля

Цель:              Научить создавать текст в жанре заметки.

Задачи:                      

1.          Формировать умение доказывать принадлежность текста заметки к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, неязыковые и языковые признаки).

2.          Формировать умение анализировать лингво-смысловую организацию текста, находить части композиции заметки.

3.          Формировать умение редактировать текст заметки.

4.          Формировать умение создавать текст в жанре заметки.

Развёрнутый план урока

I.       Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать актуальность темы урока).

            Многие писатели начинали свой путь в газете, понимая что именно работа корреспондента научит их ясно и коротко излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на событие.

Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознаёт живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. При этом он должен ограничить себя в эмоциях. Вот что говорит о трудностях профессии репортёра Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».

            Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля – заметкой. Будем учиться «узнавать» текст заметки, определять ведущие неязыковые признаки, находить языковые средства, характерные для жанра заметки.

II.      Объяснение нового материала.

1)       Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала)

            П:

О чём пишут в газетах?

            У: Сообщается информация о происходящем в стране, мире.

            П: Какое значение имеет газета в нашей жизни?

            У: Газета передаёт новости, разъясняет сложные темы общественно-политической, экономической, культурной жизни страны, комментирует события, воздействует на чувства человека, формирует общественное мнение, побуждает к определённым поступкам.

            П: Действительно, газета играет очень важную роль в нашей жизни. Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представлений о мире человек не может развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, культуре, искусстве, спорте.

            П: У вас на партах очередной выпуск городской газеты «Провинциальный городок». Прочитайте заголовки материалов, которые размещены на 1-ой странице. О чём они сообщают?

            У: На первой странице сообщается, что ждёт читателей в следующем номере, даётся обзор ведущих статей номера.

            П: Прочитайте заголовки материалов, представленных на второй странице. Какие события здесь освещены?

            У: На второй странице сообщается о главных событиях прошедшей недели.

            П: Какова тематика публицистических текстов, представленных на   3-ей и 4-ой страницах?

            У: На третьей и четвёртой страницах представлены публицистические тексты, в которых отражены политические, экономические события.

            П: Какая страница информирует о знаменитых рыбинцах, об историческом прошлом города?

            У: Пятая страница называется «Ретроград». Она освещает прошлое Рыбинска.

            П: Какова тематика последних страниц?

            У: Последние страницы имеют такие рубрики: спорт, народный календарь, стиль жизни, на досуге, сад, огород.

            П: Итак, на первых страницах газеты представлены публицистические тексты, отражающие вопросы общественной и политической жизни страны, на последних – новости спорта, культуры, ребусы, кроссворды.

2)       Сообщение учителя о характерных чертах заметки как жанра публицистического стиля.

            П: Какой стиль русского литературного языка обслуживает широкую сферу общественных отношений, информирует широкую читательскую аудиторию, привлекает внимание к наиболее важным событиям страны, мира, формирует определённое общественное мнение?

            У: Публицистический стиль.

            П:

Укажите речевую ситуацию, характерную для публицистического стиля.

            У:

 

 


           

 

П: Внутри стилей существует разделение на жанры – модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу. одним из жанров публицистического стиля является заметка. Автор заметки, как правило, сообщает о каком-то новом и важном факте (событии), указывает что, где, когда, с кем произошло. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе. При этом автор в какой-то мере передаёт своё отношение к сообщаемым фактам. Заметка выигрывает, если она эмоционально окрашена, написана «с душой».

3)       Лингвостилистический анализ текста заметки (цель – определить неязыковые и языковые признаки текста).

            П: Проанализируем текст заметки, чтобы определить неязыковые и языковые признаки текста.

Тоннель станет шире

В районе Беговой и Новой Башиловки начались давно ожидаемые работы.

Как ни странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки не наблюдалось. Ни в сторону Сущёвского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же всё-таки происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.

            Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего транспортного кольца.

           

П: О чём информирует заметка? Найдите предложение, в котором точно сообщается о том, что, где, когда произошло.

            У: В заметке дана информация о расширении тоннеля в районе Беговой и Новой Башиловки.

            П: Кому адресован текст?

            У: Текст адресован массовому адресату.

            П: В какой обстановке может быть использован данный текст?

            У: Может быть использован в официальной обстановке.

            П: Что побудило автора обратиться к этому вопросу?

            У: По мнению журналиста, строительство принесёт пользу.

            П: Каково отношение автора к событию? Как это выражено в тексте?

            У: Автор уверен, что строительство принесёт пользу. Это выражается через использование повтора: начались давно ожидаемые работы; началось то, чего мы так долго ждали.

            П: Какой признак публицистического стиля является ведущим?

            У: Ведущий признак – оценочность.

            П: Какие языковые средства, используемые автором, придают тексту оценочность?

            У: Выразительные средства речи: пробки не наблюдались, вспыхивали вспышки, уязвимые точки кольца.

            П: Нередко в заметках используют речевые штампы. Найдите пример штампов в тексте. С какой целью используются?

            У: Речевые штампы: строительные ограждение, в корне изменить ситуацию – придают оценочный характер.

            П: Какова роль лексического повтора в заметке?

            У: Повтор (ни в сторону, ни в сторону) усиливает выразительность текста, воздействует на читателя.

            П: Какие языковые средства придают тексту заметки непринуждённость?

            У: Непринуждённость придают разговорные слова и конструкции, характерные для разговорного стиля: разглядеть: что же всё-таки происходит.

            П: Каким типом речи воспользовался автор?

            У: Повествованием.

            П: Таким образом, для заметки характерны информативность, фактографичность, логичность, оценочность, выражение авторского отношения к событию. Языковые особенности определяются основными функциями публицистического стиля: информативной и воздействующей. Функция сообщения обусловливает употребление нейтральных слов, функция воздействия – употребление оценочных слов и выражений, различных тропов, стилистически окрашенных грамматических форм и синтаксических конструкций.

            П: Чтобы научиться создавать текст заметки, необходимо знать законы построения текста заметки. Композиция заметки имеет следующие части: вступление, зачин, развитие действия, концовка. Найдите данные части композиции в заметке.

            П: Какая часть композиции отсутствует?

            У: Отсутствует вступление.

            П: Композиция какого типа речи напоминает вам композицию заметки?

            У: Композиция типа речи повествования похожа на композицию заметки.

4)     Заполнение таблицы в опорном конспекте (цель — систематизировать знания о заметке).

            П: А сейчас откройте тетради с опорными конспектами. Отвечая на вопросы, систематизируем знания о заметке, заполнив таблицу.

Вопросы

Жанр заметка

  1. Цель

Информировать, привлечь внимание

  1. Автор

Необязательное присутствие автора в момент происходящего события, отражено отношение автора к факту

  1. Адресат

Массовый адресат

  1. Условия общения

Официальная обстановка

  1. Тип речи

Повествование

  1. Требования к передаче информации

Сжатость

(Что? Где? Как? Когда?)

–     С какой целью создаётся заметка?

–     Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?

–     Кому адресован текст заметки?

–     В какой обстановке может быть использован текст заметки?

–     Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста заметки?

–     Сжато или развёрнуто передаётся информация? Какие вопросы вы могли бы задать к тексту заметки?

III.     Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Лингвостилистический анализ текста (цель — определить неязыковые и языковые признаки заметки).

            П: Перед вами текст, пользуясь таблицей, охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

Текст

Индекс успеха

            В наши дни именно компьютерные компании открывают список гигантов мирового бизнеса. Ориентированная на страны Центральной и Восточной Европы, с 13 по 17 октября в Брно пройдёт Международная ярмарка компьютерных технологий.

            Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже в седьмой раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту мирового компьютерного сообщества. Индекс успеха бурно развивающегося компьютерного рынка в России и странах СНГ напрямую зависит от эффективности участия в подобного рода смотрах.

            П: Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.

            У: Информативность, фактографичность, точность.

            П: Перечислите языковые средства, придающие тексту заметки оценочность.

            У: Метафора: ярмарка технологий, элита мирового сообщества, список гигантов бизнеса.

Упражнение № 2. Стилистический анализ текстов-образцов (работа проводится в группах, каждой группе выдаётся текст).

            П: Прочитайте заметки. Определите тему заметки. Сформулируйте творческую задачу автора.

Текст №1

Ярославль туристы любят

            Ярославль стал лауреатом IX Международной премии «Лидеры туриндустрии». В таком конкурсе областной центр участвовал впервые. Торжественная церемония награждения на днях состоялась в столице, в колонном зале Екатерининского дворца.

            Среди 26 городов Ярославль был признан лучшим в номинации «Развитие туризма в регионе». Больше всего жюри запали в душу сразу три направления – организация и проведение различных фестивалей и конкурсов, участие в международных выставках и, конечно, успешное развитие индустрии. По этим показателям Ярославль и оказался лучшим.

            В пользу того, что Ярославль как туристический центр сейчас популярен, свидетельствует и тот факт, что ежегодно приток туристов на берега Волги увеличивается в среднем на 10%.

Текст №2

Новый сверхзвуковой самолёт заменит «Конкорд»

            Японское агентство по исследованию аэрокосмического пространства JAXA совместно со своими французскими партнёрами провело утром в понедельник успешное испытание прототипа нового сверхзвукового самолёта.

            Модель длиной в 11 метров была запущена при помощи ракеты на испытательном полигоне «Вумера» в южной Австралии, где ранее испытывались боевые ракеты вооружённых сил Великобритании.

            На высоте примерно 18 тысяч метров испытываемый аппарат успешно отделился от ракеты и пролетел 15 минут на скорости, в два раза превышающей скорость звука. Как сообщил представитель агентства, «ракета и экспериментальный летательный аппарат разделились, и начался полёт с замерением различных параметров».

            Данная программа совместных японско-французских исследований и экспериментов направлена на создание сверхзвукового самолёта нового поколения, значительно превосходящего по всем параметрам самолёты «Конкорд» и способного совершать перелёты из Токио в Нью-Йорк с 300 пассажирами вдвое быстрее нынешнего, то есть за шесть часов.

Текст №3

Подарок городу в пастельных тонах

            Недавно в Москве прошло торжественное вручение дипломов и медалей победителям IV Всероссийского конкурса «Хрустальная роза имени Виктора Розова». Среди его дипломантов – ярославский художник Валентин Растворов. Наградили нашего земляка за создание и выпуск альбома «Ярославские художники».

            – Альбом «Ярославские художники», включающий работы девяти мастеров кисти – подарок к 1000-летию города, — говорит Валентин Павлович. – В нынешний День города мэр Виктор Владимирович Волончунас вручал этот альбом всем гостям города. Именно он оказал содействие в увеличении тиража. А это позволило раздать альбомы в детские дома, библиотеки, художественные школы.

            Валентин Растворов виртуозно владеет сложнейшей, редкостной сегодня техникой пастели. А ведь всего 15 лет назад (в 50 лет!) он впервые взял в руки цветные мелки. Природа на его пастельных рисунках – живая, такая, какая она есть в действительности, реальная, без концептуальной зауми. Этим и привлекает творчество Растворова, особенно иностранцев, уставших от авангардной живописи. Между прочим, именно с одной-единственной пастели Растворова, которую увидел живущий в Италии наш земляк Петр Сергеевич Чахотин, началось движение «Европастель», объединяющее на сегодняшний день 300 художников из Европы.

Текст №4

Горный туризм в … Белкино

            Профессиональные горные туристы Ярославской области и любители-поклонники этого вида спорта, по традиции, соревновались в минувшие выходные в умении покорять холмы: после затяжных летних походов в реальные горы, покорители вершин соревновались в технике и мастерстве.

            Поскольку настоящие горы далеко, уже более тридцати пяти лет для тренировки используются крутые склоны оврагов и высокие деревья в районе турбазы Белкино. Победа на таких состязаниях – не первоочередная задача, самое важное – подготовиться к грядущим походам.

            В программу соревнований входила переправа через овраг, подъём в гору и спуск с крутого склона. Все препятствия имитировали реальные условия и трудности настоящего похода в горы, что позволяло отсеять слабых и случайных в этом экстремальном виде спорта людей и закалить тех, кто всерьёз связал свою жизнь с высотой. Кстати, среди наших земляков смельчаков немало: излюбленные горные маршруты Ярославцев отличаются повышенной сложностью и опасностью – Эльбрус, пик Ленина, горы Северного Кавказа и Алтая.

            Каждая группа анализирует заметку по следующему плану:

1.      Проанализируйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

  1. Найдите предложения, в которых дана информация о том, что, где, когда, как произошло.
  2. Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.
  3. Назовите языковые средства, которые воздействуют на читателя.

Упражнение № 3. Редактирование текста заметки (цель — совершенствовать текст заметки в стилистическом отношении).

            П: Письменный текст жанра заметки, как правило, не допускает употребление просторечий, диалектной и жаргонной лексики.

            П: Прочитайте данный текст, найдите слова, не соответствующие стилистической норме.

            На прошлой неделе у нас в школе была дискотека. Мы пригласили ребят из соседней школы. Девицы наши пришли в таком прикиде, что мы их даже не узнали. Музыка была – отпад. Повеселились мы клёво! Всегда бы так!

            П: Какие слова не соответствуют стилистической норме?

            У: В этом тексте неуместно употребление слов: девицы, прикид, отпад, клёво, всегда бы так.

            П: Отредактируйте заметку, чтобы её можно было поместить в школьной газете.

Упражнение № 4. Составление информационной заметки на предложенную тему (цель – формировать умение строить текст заметки).

            П: А сейчас давайте пофантазируем. Представьте, что прошло 50 лет. Наука и прогресс шагнули далеко вперёд. Попробуем написать заметку на следующую тему: «Игрушки будущего».

            П: С какой целью вы будете создавать заметку?

            У: Информировать о новых достижениях в области игрушечного бизнеса, привлечь внимание к новой игрушке.

            П: Кому будет адресован текст заметки?

            У: Текст заметки адресуем многим людям.

            П: Пользуясь составленной таблицей, назовите, на какие вопросы вы должны будете ответить в тексте заметки?

            У: Где? Что? Когда? Как?

IV.   Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о заметке).

            П: Что вы узнали сегодня на уроке о заметке как жанре публицистического стиля?

            У: Заметка сочетает в себе информативную и воздействующую функцию. Для неё характерны информативность, сжатость, правдивое отражение жизни и выражение авторской позиции.

            П: Что делает заметку образной, яркой?

            У: Использование слов, которые содержат оценку, передают отношение к событию; стилистических приёмов: повтора, инверсии, вопросительных и восклицательных предложений.

            П: Назовите части композиции заметки.

            У: Вступление, зачин, развитие действий, концовка.

V.      Домашнее задание.

            Домашнее задание будет творческим. Вы должны будете сделать мини-газету на листе формата А4, поместив в неё 4 – 5 заметок (наклеив их на лист). Одна заметка должна быть написана вами по материалам информационной программы «Время» (1 канал). Не забудьте дать название своей газете.

 

 

Заметка в газету — презентация онлайн

1. Публицистический стиль Заметка в газету

Урок русского языка в 7 классе.
Ход урока
Организационный момент
Беседа-опрос по теоретическому материалу
Актуализация и диагностика знаний
Творческое задание.
Подведение итогов. Домашнее задание
Какие стили речи вам известны?
Стили речи
разговорный
книжный
Охарактеризуйте речевую ситуацию
публицистического стиля
1-много
Сообщение,
воздействие
Официальная
обстановка
Речевая ситуация
Что обозначает слово «публицистика»?
Название стиля публицистический происходит от латинского слова
publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из
значений которого — люди, народ).
Каково назначение публицистического стиля?
Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на
массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам.
Каковы языковые приметы этого стиля?
Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание
официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в
переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото —
хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных,
восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т.
д.
Назовите жанры публицистического стиля
Заметка, репортаж, рецензия, отзыв……….

6. Назовите слова, относящиеся к публицистическому стилю речи.

Благоуханный, взоры, бездуховность, демократический,
эксклюзив, приоритетный, безнравственность, пирушка,
амперметр, головомойка, рейтинг, экстремальный,
реформатор.

7. Заметка в газету.

Заметка в газету – краткое сообщение о каком-то
важном и новом факте ( событии ), интересном для
читателя. Автор сообщает о том, что произошло, где,
когда, с кем и почему, выделяя основную мысль.
Главные черты – достоверность факта, его новизна,
яркий заголовок, краткость и точность изложения. В
основе заметки лежит описание факта, случая.
Заметка
Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый
факт. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет
СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.
Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит
от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста,
который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой
сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).
Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w» ): Кто, Что, Где,
Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.
Наиболее часто для написания заметки журналисты используют прямой информационный лид.
Например, «Открытие фотовыставки «Неделя русского языка в МОАУ «СОШ № 17»
состоялось17-30 ноября». Заметку также часто начинают с лида-цитаты (журналист начинает
текст со слов известного лица, непосредственно связанного с событием), лида «немедленная
идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия), лидавопроса (в данном случае дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на
поставленный в лиде вопрос).
Примечания:
1.
Заметка никогда не начинается с цифры, начинать с цифры (Например, «30 ноября в МОАУ
«СОШ № 17» состоялось открытие фотовыставки «Урок русского языка») – совершать
стилистическую ошибку. Лишь только в том случае, когда делается акцент на дате или времени
происшествия, можно начинать материал с цифры.
2.
Имя человека – героя публикации, участника события, эксперта и т. п. – пишется всегда
перед фамилией.
3.
Заметка не должна содержать более шести цифр, так как человеческий мозг может усвоить,
запомнить только это небольшое число цифр, остальные останутся за гранью усваиваемости.
Виды заметки:
Хроника – информационное сообщение, объем которого однадве фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется
в подборках, которые уже имеют заголовок.
Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и
дающее факт с некоторыми подробностями.
Расширенная заметка – информационное сообщение, которое
содержит достаточно большое количество деталей события,
дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц;
возможно наличие мини-вывода.
Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не
только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и
даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение
журналиста к описанному в заметке явлению или предмету. Поэтому
структура оценочно-информационной заметки выглядит более
сложной. Журналист не только описывает явление или событие, но и
напоминает аудитории общеизвестную истину. Общезначимое
суждение может находиться или в начале заметки, или в конце. Таким
образом, если к данной вышей заметке добавить комментарий по
поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать
помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт
оценочно-информационный характер.
•что же нужно для того, чтобы написать
заметку в газету?
•Значимость того, о чём хочешь написать,
злободневность.
Актуальность.
Малый объём.
Средства выразительности, оценочные слова,
словосочетания, предложения, которые помогают
лаконично, но в то же время ярко описать
событие.
Точность.
Краткость.
Авторская позиция чётко выражена.
Сравните тексты. Определите их стиль и тип
I. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у
ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья,
плод — ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными
ягодами, широко распространен в лесах европейской
части СССР, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья
применяются в медицине как сердечное средство;
ядовит; разводится как декоративный; получаемое из
цветов эфирное масло применяется в парфюмерии
2. Слышишь, ландыши, ландыши, ландыши
Что-то шепчут в прозрачной тиши,
Наклонись над озябшей гирляндою,
Не дыши, не дыши, не дыши…
Словно перышко белое-белое
Уронили с небес облака.
Иль на травку, рукою умелою,
Гном нанизал белые жемчуга

3. Весной в нашем селе создаются
отряды дружинников для охраны
ландышей. Члены таких отрядов –
старшеклассники. По выходным они
выезжают в лес, патрулируют, стараясь
уберечь первоцвет от любителей легкой
наживы. Кто откажется заработать на
первых весенних цветах? А часто ли мы
задумываемся над тем, что, сорвав эти
цветы, наносим природе ущерб, может
даже непоправимый.
Проверка
Проверь себя
В первом (научном) описании нет ни авторской оценки
описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык
научного описания строг и точен; употребляются термины —
семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия;
речь предельно сжатая, что объясняется основными целями,
стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной
последовательностью, в определенной системе изложить сведения
о ландыше. (Энциклопедия «Жизнь растений», том 6)
Во втором отрывке большое количество художественных
определений, которые делают описание ярким, поэтическим.
Обращает на себя внимание характер и построение предложений:
они более распространены, среди них есть и восклицательное, так
как
повествование
эмоционально.
(Стихотворение
Галины
Лапаевой)
Цель третьего (публицистического) текста — привлечь внимание к
важной проблеме – сохранению редких растений. Данный текст
можно использовать в СМИ. Языковые приметы стиля: любители
легкой наживы, наносим природе ущерб; риторические вопросы.

15. Примерные темы заметки.

Про нашего классного руководителя.
Спортивные достижения класса .
Как мы проводим наш досуг.
Творческий потенциал нашего класса.
Интеллектуалы в нашем классе.
Спортивные достижения вне школы.

16. что же нужно для того, чтобы написать заметку в газету?

Значимость того, о чём хочешь написать,
злободневность.
Актуальность.
Малый объём.
Средства выразительности, оценочные
слова, словосочетания, предложения,
которые помогают лаконично, но в то же
время ярко описать событие.
Точность.
Краткость.
Авторская позиция чётко выражена.
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ
ЗАМЕТКА.
•Определи событие, о котором стоит
написать
•Узнай все самое главное, уточни факты.
•Укажи дату, место действия; назови
участников события, дай им краткую
характеристику (если это важно).
•Описывая событие, оцени его, выскажи
свое к нему отношение.
На «Уральской Стали» определены
победители конкурса на лучшую экокормушку для птиц
Волонтеры «Уральской Стали» подвели итоги экологического
конкурса на лучшую съедобную кормушку для пернатых.
Очередное мероприятие Экомарафона «Металлоинвеста»
активизировало более 80 металлургов и ветеранов комбината.
Заслуженные награды за активность и креативность подхода в
изготовлении птичьих столовых от компании «Металлоинвест»
получили 16 авторов лучших работ.
Первые места в трёх возрастных категориях заняли Евгения
Безалтышная из управления охраны окружающей среды с
дочерью Вероникой, Юлия Егорова из лаборатории
мониторинга окружающей среды с дочкой Анастасией, а также
Ирина Лаврентьева из цеха сетей и подстанций с сыном
Ярославом.
В шести номинации «Волонтёрская активность» были отмечены
работы: Ирины Даньшиной из дирекции по оборудованию,
Руслана Ильбактина из электросталеплавильного цеха и
Виктории Смирновой из теплоэлектроцентрали, а также
ветеранов комбината Валентины Болотиной, Анатолия
Наливкина, Ивана и Надежды Дорохиных.
Вывод: итак, ребята, с каким жанром
публицистики мы сегодня познакомились?
Что такое заметка (ЗАМЕТКА — краткое
изложение или описание какого-либо
явления, события, человека, проблемы.
Какие требования предъявляются к
заметке:?
К заметке предъявляются следующие
требования: оперативность, актуальность,
точность, краткость, ясность изложения.

Медиаэтика — Purdue OWL®

Резюме:

Эти ресурсы содержат обзор журналистского письма с объяснением наиболее важных и наиболее часто используемых элементов журналистики и стиля Ассошиэйтед Пресс. Этот ресурс, пересмотренный в соответствии с The Associated Press Stylebook 2012 , предлагает примеры для общего формата стиля AP. Для получения дополнительной информации см. The Associated Press Stylebook 2012 , 47 -й выпуск .

Введение

Те же самые свободы, закрепленные в Первой поправке, которые позволяют американским СМИ публиковаться, не опасаясь вмешательства правительства, также делают почти невозможным навязывание стандартов этики или профессионального протокола для журналистов. Не существует организации для сертификации журналистов, равно как и единой системы наказания за неэтичное поведение.

Тем не менее, профессионалы в этой области обычно гордятся своей ролью и несут большую ответственность, а такие организации, как Ассошиэйтед Пресс и Общество профессиональных журналистов, предлагают подробные и полезные рекомендации по этичному поведению.

Как правило, этические проблемы в средствах массовой информации можно сгруппировать в несколько широких категорий. Следующие пункты обобщают и обобщают некоторые важные этические проблемы, предложенные Associated Press и Обществом профессиональных журналистов.

Точность
  • Проверяйте точность информации из всех источников во избежание ошибок.
  • Субъекты новостей всегда должны иметь возможность ответить на любые обвинения в правонарушениях.
  • Когда допущены ошибки, их нужно исправлять – полностью и быстро.
  • Заголовки, тизеры новостей и рекламные материалы, включая фотографии, видео, аудио, графику, звуковые фрагменты и цитаты, никогда не должны искажать, упрощать или выделять инциденты вне контекста.
Обработка источников
  • По возможности идентифицируйте источники, чтобы у общественности было как можно больше информации для определения надежности источников.
  • Всегда выполняйте любые обещания, данные в обмен на сотрудничество источника.
  • Гарантируйте анонимность источника только в том случае, если источник настаивает на этом, когда он или она предоставляет жизненно важную информацию, когда нет другого способа получить эту информацию и когда источник осведомлен и надежен.
  • Стремитесь цитировать источники точно и в правильном контексте.
Избегание смещения
  • Различайте информационно-пропагандистскую деятельность и новостные репортажи. Анализ и комментарии должны быть помечены и не должны искажать факты или контекст.
  • Отличайте новости от рекламы и избегайте гибридов, которые их смешивают.
  • Изучите свои собственные культурные ценности и не навязывайте их другим.
  • Избегайте стереотипов по признаку расы, пола, возраста, религии, этнической принадлежности, географии, сексуальной ориентации, инвалидности, внешности или социального положения.
  • Поддерживайте открытый обмен мнениями, даже мнениями, которые могут показаться вам неприятными.
Предотвращение искажений
  • Никогда не вводите заведомо ложную информацию в материалы, предназначенные для публикации или трансляции.
  • Никогда не изменяйте фото, видео или изображение.
Сбор информации
  • Избегайте секретных или других тайных методов сбора информации, за исключением случаев, когда традиционные открытые методы не дают информации, важной для общественности.
  • Использование любых нетрадиционных методов сбора информации должно быть объяснено в рамках истории.
  • При сборе фактов для истории полагайтесь на самые современные и точные исследования.
  • Никогда не занимайтесь плагиатом.
Минимизация вреда
  • Проявите сострадание к тем, на кого может негативно повлиять освещение в новостях, особенно к детям и неопытным источникам или субъектам.
  • Будьте осторожны при поиске или использовании интервью или фотографий тех, кто пострадал от трагедии или горя.
  • Поймите, что частные лица больше ожидают конфиденциальности, чем государственные чиновники и другие лица, стремящиеся к власти, влиянию или вниманию.
  • Будьте осторожны при выявлении несовершеннолетних подозреваемых или жертв сексуальных преступлений.
  • Будьте осторожны с именами подозреваемых в совершении преступлений до официального предъявления обвинений.
Предотвращение конфликта интересов
  • Избегайте конфликтов интересов, реальных или предполагаемых.
  • Оставайтесь свободными от ассоциаций и действий, которые могут поставить под угрозу честность или подорвать доверие.
  • Всегда отказывайтесь от подарков, услуг, сборов, бесплатного проезда и особого обращения.
  • Избегайте работы по совместительству, участия в политической жизни, государственной службы или работы в общественных организациях, если это ставит под угрозу честность журналиста.
  • Раскрыть неизбежные конфликты.
  • Запретить привилегированное отношение к рекламодателям и особым интересам.
  • Остерегайтесь источников, предлагающих информацию за услуги или деньги.
Заключение

Стандарта журналистской этики не существует, но две широко известные организации, Ассошиэйтед Пресс и Общество профессиональных журналистов, предлагают полезные и проверенные временем рекомендации. В случае сомнений всегда советуйтесь с надежным коллегой или руководителем.

Источники

«Заявление Ассошиэйтед Пресс о ценностях и принципах новостей». www.ap.org 16 февраля 2006 г. https://www.ap.org/about/news-values-and-principles/.

«Общество профессиональных журналистов: Этический кодекс». www.spj.org 18 декабря 2008 г. http://spj.org/ethicscode.asp.

Пресс-релизы — Purdue OWL®

Резюме:

Эти ресурсы содержат обзор журналистского письма с пояснениями наиболее важных и наиболее часто используемых элементов журналистики и стиля Ассошиэйтед Пресс. Этот ресурс, пересмотренный в соответствии с The Associated Press Stylebook 2012 предлагает примеры общего формата стиля AP. Для получения дополнительной информации см. The Associated Press Stylebook 2012 , 47 th edition.

Введение в пресс-релизы

Новая и полезная информация является ключевым аспектом для создания эффективных пресс-релизов. Ежедневно пресс-релизы используются по ряду причин (например, извинения за отзыв продукта, объявление о новой благотворительной организации, привлечение истцов к коллективному иску). Хотя пресс-релизы выпускаются каждый день, ожидается, что пресс-релиз будет содержать некоторую новую информацию или ценную информацию, которую читатели захотят или должны знать.

Хотя большинство компаний и людей, использующих пресс-релизы, считают их информацию заслуживающей освещения в печати, может быть полезнее учитывать целевую аудиторию (т. е. читателей пресс-релиза) при принятии решения о новостной ценности пресс-релиза. . Поскольку пресс-релиз будет оцениваться редактором или директором данного средства массовой информации, важно понимать, что время и место, доступные для таких выпусков, ограничены. Это означает, что если информация в пресс-релизе не является новой или полезной — она вряд ли будет напечатана или передана в эфир — даже если релиз хорошо написан . Чтобы гарантировать, что вашему пресс-релизу будет уделено максимальное внимание, вы должны следовать нескольким основным требованиям.

Пресс-релизы: Основные требования

Во-первых, вы должны спросить себя: «Есть ли серьезная ценность в информации, которую я хочу распространять?» Если ответ «да!» и вы знаете, что информация повлияет на жизнь людей, вам, вероятно, нужно подготовить пресс-релиз. Хотя пресс-релизы не являются обязательными, при правильном использовании они могут увеличить охват вашей информации среди вашей целевой аудитории.

После того, как вы решили, что вам нужен пресс-релиз, вы должны составить его, включив в него информацию, легкую для восприятия журналистами, которые будут использовать ваш материал для охвата вашей целевой аудитории.

Что такое «легко понять»? Попробуйте ответить на пять вопросов W и H с взаимодополняющих точек зрения автора релиза и целевой аудитории.

5 вопросов W и H

Кто?

С точки зрения людей, пишущих пресс-релиз:

Кто те люди, которые хотят освобождения? Выпускает ли сообщение вся компания (например, «Вэниш Трэвел Компани спонсирует ежегодный марафон по сбору средств») или это сообщение от одного подразделения или лица (например, «Президент Widget Keys объявляет о новом корпоративном празднике»)?

С точки зрения целевой аудитории:

Кто вы хотите принять меры по выпуску? На кого влияют или приносят пользу ваши новости? В случае с марафоном его целевой аудиторией, скорее всего, будут все способные бегуны. Целевой аудиторией, скорее всего, являются работники компании на корпоративном празднике. Если праздник связан с местным событием или отдает дань уважения людям, не связанным с Widget Keys, пресс-релиз может иметь более широкую целевую аудиторию за пределами Widget Keys.

СОВЕТ

. Учтите, что за пределами вашей целевой аудитории могут быть представители вторичной аудитории, но пишите специально для вашей целевой аудитории.

Что?

С точки зрения людей, пишущих пресс-релиз:

Какую информацию вы пытаетесь сообщить? Информация новая? (например, «Widget Keys сообщает о неисправности клавиатуры. Все платиновые домашние системы безопасности получат новую тревожную кнопку, которая заменит неисправную кнопку на текущих моделях».)

С точки зрения целевой аудитории:

Если информация носит технический характер, вам может понадобиться графика, чтобы четко передать ваше сообщение. Например: что считается «платиновой домашней безопасностью»? Что делать, если в доме более одной защитной панели? Каковы признаки неисправного переключателя? Понятно, что такое техническое объявление, как это, может потребовать больше информации, чем можно четко передать в коротком пресс-релизе. В этих случаях лучше всего включить контактную информацию для клиентов, чтобы они могли узнать о стратегиях замены.

СОВЕТ

: Всегда указывайте все формы возможной контактной информации, например номера факсов и телефонов, веб-сайты, электронные письма, почтовые адреса и другие услуги, такие как двуязычная поддержка клиентов.

Где?

С точки зрения людей, пишущих пресс-релиз:

Где эта новая информация наиболее актуальна? Нужна ли анонсируемая информация во всех географических точках или информация в основном полезна в ограниченных, определенных местах?

С точки зрения целевой аудитории:

Где мне нужно быть, чтобы на меня повлиял пресс-релиз? Например, целевая аудитория подорожания услуг в конкретном регионе страны захочет точно знать, в каких магазинах будет подорожание. Другие люди захотят знать, что их цены , а не изменятся.

СОВЕТ: В некоторых ситуациях требуется два пресс-релиза: один для областей , затронутых объявлением, и другой для областей незатронутый объявлением.

Когда?

С точки зрения людей, пишущих пресс-релиз:

Когда информация станет полезной или когда информация станет бесполезной? Понимание временных рамок информации очень важно. Если информация имеет дату начала (например, «Vanish Travel Company спонсирует марафон по сбору средств»), необходимо, чтобы эта дата была четко указана во всех пресс-релизах. Кроме того, выделите максимальное время на подготовку. Некоторые выпуски имеют временные рамки (например, «Widget Keys объявляет о бесплатных обновлениях домашних систем безопасности с февраля 2014 г. по сентябрь 2015 г.»).

Хотя «с февраля 2014 г. по сентябрь 2015 г.» кажется ясным, когда на самом деле даты начала и окончания? Новостное издание и заказчик оценят более точную дату. Например, более конкретные временные рамки: «с 1 февраля 2014 г. по 15 сентября 2015 г.; все даты указаны по восточному поясному времени».

С точки зрения целевой аудитории:

Когда я должен буду действовать в соответствии с этой информацией? Сообщать целевой аудитории как можно больше информации о том, когда что-то должно произойти, имеет первостепенное значение для успешных пресс-релизов. Существует огромная разница в объявлении 9 марафона. 0007 заявок должны быть представлены через неделю, а объявление о марафоне произойдет через неделю.

СОВЕТ. Убедитесь, что ясна не только дата, но и действие, которое должно произойти.

Почему?

С точки зрения людей, пишущих пресс-релиз:

Почему это важная новость? Что заинтересует целевую аудиторию в нашем объявлении?

С точки зрения людей, пишущих пресс-релиз:

Почему этот пресс-релиз должен интересовать клиентов? Клиент может подумать: «Это очередной рекламный ход» или «Эта информация действительно важна?» Иногда это трудно сказать, в зависимости от того, как репортеры читают пресс-релиз. Например, отзыв автомобиля из соображений безопасности очень серьезен, и большинство людей должны относиться к нему серьезно, не находя причин, по которым люди должны заботиться о своей личной безопасности. Однако не всегда понятно, почему кого-то должна волновать распродажа выпечки в местной школе. Именно здесь ясность и сосредоточенность могут помочь писателю направить читателя к главному.

СОВЕТ: Поместите основную идею и цель пресс-релиза в его начало.

Как?

С точки зрения людей, пишущих пресс-релиз:

Как это произошло?

С точки зрения целевой аудитории:

Одним из основных применений пресс-релизов является объяснение того, как что-то произошло. Иногда пресс-релиз создается таким образом, что ответственность возлагается на конкретного человека или подразделение компании. В других случаях сообщение будет предназначено для того, чтобы показать, что вина лежит за пределами компании, но компания, публикующая сообщение, делает все возможное, чтобы исправить ситуацию (например, компания приносит извинения за разлив химикатов, произошедший из-за стихийного бедствия). , а не напрямую из-за человеческой ошибки).

СОВЕТ: Не забывайте, что информация должна быть актуальной для целевой аудитории, а не использовать пресс-релиз для обвинения или обвинения. Новостные агентства и средства массовой информации вряд ли будут использовать ваш релиз, если в него включены пропагандистские или корыстные подробности.

После того, как вы ответили на вопросы 5 W и 1 H, вам следует приступить к черновому варианту вашего пресс-релиза. Короткие ответы, на которые вы должны ответить: кто, что, где, когда, почему и как, являются полезными начинаниями, которые необходимо формировать для достижения максимальной эффективности. Краткий текст привлечет внимание редакторов как ясный и простой. Добавление нескольких предложений для редакционного освещения может улучшить звучание пресс-релиза, но это может запутать редакторов в отношении тона и голоса пресс-релиза.

СОВЕТ

: Сохраняйте целостность вашего пресс-релиза, включая только самую важную и актуальную информацию, необходимую целевой аудитории.

Хотя это звучит просто, выбор между необходимой информацией и ненужными подробностями может оказаться довольно трудным. Составление нескольких копий пресс-релиза является стандартной процедурой для большинства компаний. На самом деле, многие пресс-релизы готовятся за несколько месяцев до их выпуска — если вы не нашли нужных слов с первого раза, продолжайте составлять черновой вариант и попросите других людей прочитать ваш релиз, чтобы проверить его на ясность и краткость.

Пресс-релизы можно рассылать в средства массовой информации задолго до их публикации. На эти пресс-релизы распространяется эмбарго . Это позволяет СМИ готовить истории, которые могут помочь зрителям и читателям понять содержание выпуска до того, как они опубликуют информацию. Иногда средства массовой информации хотят повысить осведомленность своей аудитории, помогая им стать более чувствительными к чему-то, что будет объявлено в ближайшее время. Например, новостное агентство может провести неделю, транслируя короткие сюжеты и исследовательские отчеты о важности местной реки для экологии города, потому что пресс-релиз о реформе утилизации мусора сейчас находится под эмбарго, но будет объявлен в ближайшее время.

СОВЕТ: Не используйте запрещенные пресс-релизы. Средства массовой информации обычно не любят удерживать запрещенные публикации, если только в этом нет явной необходимости. Отправка пресс-релиза, на который наложено эмбарго, оставляет шанс, что средства массовой информации не будут использовать его в своем цикле новостей.

Пресс-релизы: знай свои СМИ

Как упоминалось ранее, важно быть кратким. Постарайтесь написать не более 50 слов для своего релиза и постарайтесь, чтобы каждое предложение было осмысленным. Заинтересуйте целевую аудиторию информацией релиза, но также учитывайте место проведения пресс-релиза. Например, вам может понадобиться написать несколько пресс-релизов в зависимости от того, какое средство массовой информации вы выберете для своего пресс-релиза. Если вы используете аудиоформат для своего выпуска, может оказаться неэффективным объявлять длинные цепочки цифр, как это может быть в случае отзыва продукта. Возможно, вам придется подумать, нужна ли вам другая версия вашего выпуска для черно-белых носителей по сравнению с цветными носителями. Знание того, как ваша целевая аудитория воспримет вашу информацию, является важным фактором при написании пресс-релиза. Рассмотрим пресс-релиз, выпущенный по телевидению. Что, если президенту компании будет разрешено прочитать объявление? Это означает, что объявление должно будет учитывать использование местоимений.

Вот пример использования другого местоимения:

Неличные: «Widget Keys продолжает свои усилия по повышению безопасности дома для своих клиентов».

Личное: «В Widget Keys, , мы продолжаем наши усилия по повышению безопасности дома для наших клиентов».

Думая о целевой аудитории, помните, что необходимо учитывать разнообразие знаний среди целевой аудитории. Например, что они знают о компании? Нужно ли понимать жаргон, чтобы понять пресс-релиз?

СОВЕТ: Убедитесь, что язык, используемый в вашем пресс-релизе, описывает актуальные темы в соответствии с целевой аудиторией. Специалисты и инженеры могут легко понять техническую графику, содержащуюся в пресс-релизе, размещенном в специализированном журнале, но это может быть не так для пресс-релизов, размещенных в местной газете.

Архитектура пресс-релизов: как структурировать информацию

Основы

1) Название для привлечения внимания. Дайте вашему пресс-релизу соответствующий и запоминающийся заголовок. Однако помните, что пресс-релизы — это не реклама.

Требует улучшения: отличные предложения и благотворительность! Только в эти выходные скидка более 50% на антикварные железнодорожные часы на аукционах в Миддлтауне.

Улучшено: Время никого не ждет. Только в эти выходные производитель старинных железнодорожных часов сотрудничает с аукционом Миддл Таун, чтобы собрать благотворительные средства для местных школ.

Несмотря на то, что название «Нуждается в улучшении» для благотворительного аукциона кажется несколько броским и сразу привлекает целевую аудиторию объявлением о «благотворительности» с самого начала, у него есть несколько очень явных проблем. Этот заголовок пресс-релиза содержит бесполезную информацию и больше похож на рекламу аукционов Миддл Таун, чем на объявление о благотворительной акции. Есть также заявления о «отличных сделках» и «скидке 50%», которые невозможно предсказать на аукционе. Например, на некоторых аукционах продаются предметы с минимальной ставкой, а другие предметы никогда не покажутся «отличной сделкой», независимо от того, насколько снижена цена. Включение такого рода информации может быть важно для аукциона Миддл Таун, но оно не относится к названию.

СОВЕТ: Разместите информацию такого рода в разделе «Примечания для редакторов» (см. пункт 7 ниже), а не в заголовке или начале вашего пресс-релиза.

Улучшенная версия, наоборот, включает броский и актуальный заголовок «Время никого не ждет», но сразу же переходит к важной информации «только на этих выходных» и кто что продает и по какой причине. Там может быть больше информации, например, время и адрес, но помните, что это всего лишь название пресс-релиза. Использование только актуальной и полезной информации в вашем заголовке покажет средствам массовой информации, что вы рассматриваете точку зрения целевой аудитории.

2) Сроки выпуска. Подумайте, предназначено ли ваше освобождение для немедленного освобождения или на него распространяется эмбарго? Всегда указывайте в верхней части выпуска, если он находится под эмбарго, или «Готов к немедленному выпуску». Не забудьте четко указать все соответствующие даты.

3) Контактная информация. Не забудьте указать контактную информацию, чтобы СМИ могли связаться с соответствующим сотрудником по номеру для получения разъяснений или дополнительных вопросов. Контактное лицо для СМИ может совпадать или не совпадать с официальным контактным лицом компании — всегда указывайте контактный адрес для СМИ, телефон и адрес электронной почты.

Формат

4) Презентация. Пресс-релизы легче читать, когда они напечатаны через два интервала. Использование широких полей может помочь предоставить в отчетах место для заметок. Короче говоря, подумайте, как вы можете помочь средствам массовой информации использовать вашу информацию.

5) Краткость. Сведите количество абзацев к минимуму: чем длиннее черновик, тем меньше вероятность того, что сотрудники СМИ захотят его прочитать. Всегда старайтесь, чтобы вы указали под страницей, более 2 страниц, скорее всего, будут рассматриваться как новостная статья, а не пресс-релиз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *