произвольное запоминание — это… Что такое произвольное запоминание?
- произвольное запоминание
- Категория.
Форма запоминания.
Специфика.Для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное использование специальных средств. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
- (англ. voluntary memorizing) — процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность (мнемическую установку) и включающей совокупность специальных мнемических действий. Среди условий продуктивности П. з. центральное место занимает использование рациональных приемов. Один из важнейших приемов — составление плана запоминаемого материала. Большое значение имеют сравнение, классификация, систематизация материала. Необходимое условие прочности П. з. — повторение, в результате которого следы повторно протекающих процессов становятся более прочными. Кроме того, повторение создает предпосылки большей осмысленности запоминания, более глубокого, полного запоминания материала. В. Я. Ляудис (1976) рассматривает П. з. как особое мнемическое действие, связанное с построением и воспроизведением образа объекта, необходимого в последующей деятельности. Реализация этой цели обеспечивается системой ориентировочно-исследовательских и исполнительных операций, образующих психологический механизм П. з. См. также Мнемическая деятельность, Непроизвольное запоминание, Памяти виды, Память. (Т. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- производственный эксперимент
- проприорецепторы
Смотреть что такое «произвольное запоминание» в других словарях:
Произвольное Запоминание — запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна.… … Психологический словарь
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ. См. запоминание … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — запоминание какоголибо материала, когда оно ставится в качестве цели. Продуктивность П. з. зависит от использования ряда приемов: составление плана заучиваемого материала, повторение, сравнение, классификация, систематизация материала.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
произвольное запоминание — запоминание с установкой удержать в памяти поступающую информацию, что требует определенных волевых усилий … Толковый переводоведческий словарь
Запоминание — Мнемоника (греч. τα μνημονιχα искусство запоминания) (мнемотехника) совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных… … Википедия
Запоминание — фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему … Большая психологическая энциклопедия
запоминание произвольное — специальное действие, конкретная задача и намерение коего запомнить точно, на максимальный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания определяет выбор способов и средств запоминания, а потому влияет на его результаты. Могут… … Большая психологическая энциклопедия
ЗАПОМИНАНИЕ — ЗАПОМИНАНИЕ. Свойство памяти, обеспечивающее удержание материала; важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — запоминание, являющееся специальным действием с конкретной задачей запомнить материал на продолжительный срок с целью последующего его воспроизведения или узнавания, что определяет выбор способов и средств, облегчающих процесс запоминания … Психомоторика: cловарь-справочник
psychology.academic.ru
ЗАПОМИНАНИЕ — это… Что такое ЗАПОМИНАНИЕ?
запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему … Большая психологическая энциклопедия
Запоминание — активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет… … Психологический словарь
запоминание — запечатление, фиксация; усвоение, заучивание, припоминание, отмечание. Ant. забывание Словарь русских синонимов. запоминание сущ., кол во синонимов: 5 • затверживание (10) • … Словарь синонимов
запоминание — ЗАПОМНИТЬ, ню, нишь; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЗАПОМИНАНИЕ — ЗАПОМИНАНИЕ. Свойство памяти, обеспечивающее удержание материала; важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
запоминание — Процесс записи информации в ЗУ с целью ее долговременного хранения. См. external , push down . [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева. Москва, 2002] Тематики… … Справочник технического переводчика
Запоминание — Мнемоника (греч. τα μνημονιχα искусство запоминания) (мнемотехника) совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных… … Википедия
ЗАПОМИНАНИЕ — На моё запоминание. Дон. При моей жизни. СДГ 2, 12 … Большой словарь русских поговорок
ЗАПОМИНАНИЕ — один из осн. процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний. 3. основа накопления, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. В процессе 3. закрепляются не только … Российская педагогическая энциклопедия
Запоминание — фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
dic.academic.ru
чиваемых для удержания в памяти всего, что надо знать, помнить, не забывать, весьма незначительна. 3.3 Сохранение в памяти и забывание Забывание — процесс, характеризующийся
постепенным уменьшением Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности — процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного — того, что стоит помнить, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности. Сохранение в памяти прошлого
оказывается тесно связанным
с чувствами. Сильные переживания
способствуют прочности и точности
запоминания и сохранения. То, что
волновало, помниться много лучше
того, что оставило безразличным. Однако
эта зависимость не имеет абсолютного
характера. Экспериментально выявлено,
что чрезмерно сильное Нельзя понимать сохранение
буквально, как простое хранение
в «кладовой» памяти того, что запомнилось.
Сохраненные связи Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывается. Человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же человека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой — тормозятся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры больших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости. Плохая память — это неумение совершать мнемические действия или низкий уровень мотивации (отсутствие интереса, других мотивов). Как, правило дети овладевают мнемическими действиями еще в начальной школе. Но если ребенок по каким-то причинам пропускал много занятий (болел) и затем оказался у недостаточно хорошего учителя, то недостатки развития, несформированность приемов запоминания могут сказаться до тех пор, пока учащийся самостоятельно или с помощью педагогов не преодолеет это упущение в психическом развитии. 3.4 Феномены сохранения и забывания К числу феноменов забывания и сохранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, который запоминается, и тем, который преподносится для запоминания вскоре после него. Так, иногда после урока математики по расписанию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тормоз усвоения математического материала, так же строящегося на основе многочисленных формул. Подобный феномен именуется интерференцией. Еще Эббингаузом был открыт феномен памяти, который впоследствии был обозначен как эффект края. В дальнейшем данные Эббингауза получили экспериментальное подтверждение в работе других психологов. Так, выяснилось, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Фактически одним из элементов эффекта края в психологии выделяется эффект первичности. Установлено, что вероятность сохранения в памяти нескольких первых по порядку элементов более высока по сравнению со средними элементами. Один из наиболее известных
феноменов забывания и 3.5. Эйдетизм Существование индивидуальных различий памяти человека является само собой разумеющимся фактом. Но на протяжении многих лет внимание психологов привлекали особенности памяти людей, не встречающихся или редко встречающихся у всех других, с которыми психологу приходилось сталкиваться в условиях экспериментального исследования. Это явление исключительной, феноменальной памяти получило название эйдетизм ( от греч. «эйдос» — образ ). Эйдетизм — способность некоторых людей к сохранению и воспроизведению детального образа воспринятых ранее предметов и явлений. ПРИМЕР: Российский психолог А.Р. Лурия исследовал особенности памяти некоего Шерешевского, чья способность запоминать и сохранять в памяти огромный словесный материал была действительно феноменальной. Шерешевский мог запомнить с первого предъявления десятки цифр, бессмысленных слогов, слов иностранного языка, которого он не знал, и на протяжении многих лет сохранять в памяти тот материал, который был им впервые воспринят и без изменения сохранен в памяти. Так, он способен был точно воспроизвести ряд, состоящий всего из двух слов — красный и синий, в случайном сочетании: красный, красный, синий, синий, синий, красный, красный, синий, синий, синий, синий, красный, красный, красный, синий, и т.д. До настоящего времени нет возможности дать объяснение механизму феноменальной памяти отдельных людей. В тех случаях, когда эйдетизм сочетается с вычислительными способностями, эйдетик получает возможность работать со скоростью, производя вычисления, на которые неспособны компьютеры последних поколений. ПРИМЕР: Молодой инженер Шелушков некогда участвовал в «соревновании» с компьютером «3-го поколения» и произвел вычисления очень сложные, существенно обогнав ЭВМ. Однако феноменальная
память не принадлежит к числу
абсолютных условий успешности творческой
деятельности человека. Память — лишь одно
из них, но не единственное для осуществления
продуктивного человеческого ПРИМЕР: По свидетельству современников, А.С.Пушкин особенно отличался необыкновенной памятью. Стоило ему два раза прочесть страницу какого-нибудь текста и он мог уже повторить его наизусть. Замечательной зрительной памятью обладал известный французский художник Густав Доре, великолепные иллюстрации которого к книгам Рабле, Сервантеса, Данте хорошо известны во всех странах. Удивительной памятью отличались многие писатели, художники, композиторы, политические деятели: Толстой, Левитан, Ге, Рахманинов, Моцарт, Балакирев, Суворов и многие другие. Но можно назвать во
много раз большее число людей,
не менее известных и талантливых,
которые не обладали сколько-нибудь
выдающейся памятью. Не то чтобы у
них была слабая память, а просто
и самых обычных «объемов»
и прочности памяти достаточно для
того, чтобы творчески успешно
и оригинально выполнять какую- Доведя это основное различие до конца, мы можем представить себе две теоретически самостоятельные и независимые друг от друга памяти. Первая регистрирует в форме образов-воспоминаний все события нашей повседневной жизни, по мере того как они развертываются во времени; она не пренебрегает никакой подробностью; она оставляет каждому факту, каждому движению его место и его дату. Без всякой задней мысли о пользе или практическою применении, но просто в силу естественной необходимости становится она складочным местом для прошлого. 3.6 Воспоминание Когда психологи говорят
о воспоминании как о сложившейся
привычке, как о впечатлении, все
глубже и глубже внедряющемся в нас
посредством повторения, они забывают,
что огромное большинство наших
воспоминаний касаются таких событий
и подробностей нашей жизни, к
существу которых относится обладание
определенной датой, а, следовательно,
невозможность когда-либо воспроизводиться.
Воспоминания, приобретаемые умышленно
посредством повторения, редки, исключительны.
Напротив, регистрирование нашей
памятью фактов и образов, единственных
в своем роде, осуществляется непрерывно,
во все моменты нашей жизни. Но
мы скорее, замечаем такие воспоминания,
которые сознательно Самопроизвольное воспоминание
является сразу совершенно законченным;
время ничего не может прибавить
к этому образу, не извращая самой
его природы; он сохраняет в памяти
свое место и свою дату. Наоборот,
усвоенное нами воспоминание выходит
из-под власти времени, по мере того
как урок все лучше и лучше
выучивается; оно становится все
более и более безличным, все
более и более чуждым нашей
прошлой жизни. Итак, повторение отнюдь
не может иметь результатом Проанализируйте теперь те
приемы, которые рекомендует Мы перейдем теперь к рассмотрению этих промежуточных состояний и попытаемся выделить в них то, что приходится на долю зачаточного действия, и то, что относится к независимой памяти, т. е. к образам-воспоминаниям. Каковы же эти состояния? Представляя одной своей стороной движения, они должны, согласно нашей гипотезе, продолжаться в текущее восприятие; но вместе с тем в качестве образов они должны воспроизводить прошлые восприятия. Но тот конкретный акт, посредством которого наше прошлое снова схватывается нами в настоящем, есть узнавание. 4. Узнавание и воспроизведение Основные виды, характеризующие мнемическую активность — запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни человека неотделимы друг от друга. В конечном счете, это единый мнемический процесс. Нельзя говорить о запоминании, не принимая во внимание сохранение того, что запомнилось, властности главного, и вместе с тем забывание того, что является второстепенным. Однако невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывания. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели эксперимента, изучения и обучения. Из сказанного выше следует,
что забывание прошлого это процесс,
имеющий много разных причин. Его
нельзя уподобить простому сглаживанию
следов на песке или стиранию записи
мелом на доске. В разном возрасте,
и в разных жизненных обстоятельствах,
в различных видах деятельности
различный материал забывается, как
и помнится, по-разному. Чтобы понять
возможность преодоления При узнавании память получает поддержку в восприятии знакомых объектов. Узнавание — это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличии от узнавания процесс воспроизведения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека. Воспроизведение — вид памяти, предполагающий восстановление и рекомендацию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений. Поставим испытуемому вопрос: что с вами произошло месяц назад? Что читали? Где были? Какие события волновали вас в этот день? О чем писали в этот день газеты? На все эти вопросы дать ответ нелегко. Почти каждый скажет: «забыл». Но почему забыл? Ответ будет простой: прошло много времени. Это отчасти верно. Но дело не только и не всегда в этом. Еще один вопрос: как вы провели последнюю новогоднюю ночь? На этот вопрос ответить гораздо легче. И хотя с той ночи прошло много месяцев, все-таки она не забылась. Почему? Потому что с этой ночью связаны эмоциональные впечатления. Следовательно, дело не только во времени, отделяющем человека от события или факта: в его значимости для него, в его связи с чувствами, когда-то волновавшими человека. При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения объясняется тем, что пути для возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то знакомого. Но далеко не все, что сохраняется, узнается сразу при новом восприятии или повторении каких-нибудь действий. Бывает, например, что ученик не узнает на экзамене тип алгебраической задачи, хотя нетрудно обнаружить, что этот тип ему знаком, что ассоциации от решения аналогичных задач в его мозгу сохранились. Однако нужные ассоциации не оживляются, а нужные уводят мысли в сторону и мешают узнаванию. И далеко не все, что узнается с легкостью, например текст недавно прочитанной книги или детали виденной картины, воспроизводится с должной полнотой и точностью. Нередко человек не только не может рассказать «на память» об устройстве прибора, который он достаточно внимательно наблюдал несколько дней назад, но даже ясно представить его вид. А узнать этот прибор оказывается нетрудно. Если этот процесс не имеет заранее поставленной цели, воспроизведение принимает характер свободно протекающих непреднамеренных воспоминаний. Живые, яркие образы, обычно эмоционально окрашенных, быстро, вследствие оживления ассоциаций, вызывают и сменяют друг друга; в мозгу возникают картины прошлого то более отчетливо, то смутно. В основных видах человеческой
деятельности (в частности, в труде
и учебных занятиях) постоянно
требуется воспроизведение При этом одни ассоциации закрепляются, будучи необходимыми или полезными, так кА помогают ориентироваться и активно действовать; другие, наоборот, могут вызвать образы и мысли, отвлекающие человека, мешающие ему работать с определенной последовательностью и четкостью или говорить то, что следует, и потому они тормозятся. Организованность и Во многих случаях, тем не менее, ему приходится самому, напряженно, упорно думая о том, что связано с забытыми впечатлениями, фактами, формулировками, добиваться припоминания, т.е. преднамеренного и активного воспроизведения. При процессах припоминания забытой ли математической формулы, правила правописания, дозировки отдельных составных частей в сложном рецепте или лирического стихотворения, соответствующего настроению, легко подметить единство процессов памяти с активным размышлением, напряжением воли, сосредоточением внимания. Это обнаруживается даже в выражении лица припоминающего человека. Известны случаи, когда временно забытое впоследствии вспоминается без усилий. Так, ученик, тщетно пытавшийся вспомнить на экзамене по географии столицы государств Латинской Америки, рассказывая дома об ответе, к своему удивлению легко вспоминает и совершенно правильно называет их. Возможной причиной его недавней забывчивости было утомление, вызванное поздними занятиями накануне. Между тем, когда напряжение спало, произошло «всплывание» того, что требовалось воспроизвести. Для этого уже нет необходимости в каких-либо усилиях. Все происходит «само собой». Это явление имеет название реминисценция — непроизвольное возобновление образов прошлого без реализации задач припоминания. Заключение Мнемическим действиям нужно учить, давать советы по организации памяти, приемам запоминания. Важно помнить, что запоминает не мозг сам по себе (как это делает глина с отпечатками следов обуви), а активно действующий человек. Человек же действует активно тогда, когда хочет и умеет, иначе говоря, когда у него мобилизованы мотивы (интересы, потребности, эмоциональные отношения, убеждения, идеалы) и сформированы хотя бы начальные способы, приемы мнемических действий. Ориентировочную часть мнемических действий составляют, прежде всего знания о том, что нужно делать с учебным материалом, чтобы он пригодился в будущем и поэтому остался в памяти. Я для себя в этом случае составляю план материала, разбив на части и выделив опорные пункты, сравниваю с ранее изученным материалом, пытаюсь пересказать «своими словами» в сознательно измененном порядке, критически оцениваю его с точки зрения связности, полезности, интересности, доходчивости, пытаюсь предложить лучшую «конструкцию» материала. Если же материал «плохо идет» в память, то задумываюсь и над тем, полезен ли, нужен ли он для меня в будущей деятельности (быть может, не надо забивать им голову, а лучше хранить в виде записей, картотеки, к которым в нужный момент можно обратиться). Полезно знать, что плохим может быть предлагаемый к запоминанию материал, а не сама по себе память человека. Хорошо, когда в ориентировочную часть действия входит знание данным человеком индивидуальных особенностей своей памяти (запоминает ли он лучше словесные формулировки или наглядные образы, притом какие — зрительные или иные; известно, что вместо «узелков на память», записей или «зарубок» можно использовать и пахучие вещества — понюхал и запомнил то, что в памяти связано с данным запахом). И пусть каждый сам решает, что ему записать, что зарисовать, а что он и так запомнит на всю оставшуюся жизнь. К примеру, я с мамой давно ездили, в тогда еще Ленинград в гости и в моей памяти до сих пор остался запах духов хозяйки квартиры. Исполнительную часть мнемических действий составляют осуществляемые с помощью такого орудия, как слово, речь, мысленные преобразования запоминаемого материала. Эти преобразования сводятся к двум основным разновидностям — анализу (мысленному расчленению, разборке материала на части, или мысленному выделению практически не отделимых признаков) и синтезу (мысленному объединению, структурированию, построению, сборке, соединению чего — либо). Мнемическое действие является внутренним в том смысле, что даже его исполнительная часть не бросается в глаза не только стороннему человеку, но и тому, кто занят запоминанием или припоминанием. Всякому внутреннему действию учить труднее, чем внешнему. Поэтому здесь особенно важно соблюдать принцип «извне — внутрь». То, что обучаемый должен будет уметь делать «про себя», «в уме». Приемами припоминания (восстановления в сознании) я пользуюсь, на пример при ответе на зачете, экзамене, задаю себе вопросы, относящиеся к главным и к побочным признакам материала («на какой это странице — на левой или правой — было описано, были там рисунок, схема или просто текст…»). Это очень помогает. Мнемические действия могут быть направлены не только на теоретический учебный материал, о чем пока говорилось, но и на практическую ситуацию, деятельность в повседневной жизни и на работе. Цели и структура действий остаются такими же — выделить в материале связи, соотношения, важные для использования в будущем.
Список литературы 1. Дружинина В.Н. Учебник нового века. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. Питер — 2006. 2. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. Москва — 19 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -3-е изд. Москва — 2002. 4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980 5. Немов Р.С. Психология. Кн.1.М., 1997 6. Норман Д. Память и научение. М., 1985 7. Общая психология. Курс лекций. М., ВЛАДОС , 1995 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1995 9. Смирнов А.А. Проблема психологии памяти. М. 1961 10. Эббингауз Г. Основы психологии. С-Пб. 1912
……….. |
stud24.ru
Как происходит запоминание. Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления]
Как происходит запоминание
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.
Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.
Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru