КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — МегаЛекции
Существует также деление памяти на кратковременнуюи долговременную.Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В чем-то кратковременная память похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мне-мические приемы. Но, в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания человек предпринимает определенные волевые усилия.
Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди отличаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти индивидуален.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти.
В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.
Понятием «оперативная память»обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда человек выполняет какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям. При этом он удерживает в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело.
По мере продвижения к конечному результату конкретный отработанный материал может забываться. Аналогичное явление можно наблюдать при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание.
В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении.
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х г. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингаузпредложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления.
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Объем памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения.Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное – точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть – искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.
Длительность – это характеристика памяти, отражающая способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Очень часто на практике можно столкнуться с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае можно говорить о другой характеристике памяти –
Память как сложный психический процесс объединяет целый ряд психических процессов (таких, как запоминание, сохранение информации, воспроизведение запомненной информации, забывание и т. д.).
Таким образом, основными характеристиками памяти являются объем памяти, точность воспроизведения и длительность.
ЗАПОМИНАНИЕ
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное)и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.
В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное(или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание,суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.
Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание, а затем и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.
Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленноеи механическое запоминание.
Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичныйи комбинированный.Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.
Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мне-мические приемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Читать книгу «Хорошая память в любом возрасте» онлайн полностью📖 — Оксаны Морозовой — MyBook.
Оксана Морозова
Хорошая память в любом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас, хотя бы раз в жизни сталкивался с тем, что его подводила память: забыть важную дату, выключен ли утюг, список покупок и т. д. К сожалению, с годами этих вопросов становится все больше, и самый главный – неужели будет еще хуже? А можно ли остановить этот процесс? И как?
Исследования показали, что память поддается совершенствованию, а значит впадать в унынье рано, т. к. существует множество способов, улучшающих память и в данной книге мы постараемся рассказать что такое память и как она работает, какие бывают виды памяти, эффективные упражнения для тренировки памяти и многое другое.
«Единственное сокровище человека – это его память. Лишь в ней – его богатство или бедность»
Адам Смит
Хорошей памятью наделены практически все с рождения. Особенности памяти таковы, что запоминаются только самые яркие моменты, а скучные «проходят мимо», но избавиться от забывчивости можно, главное подойти к вопросу серьезно и не откладывать в «долгий ящик» практические занятия.
ПАМЯТЬ. ЧТО ЭТО? С ЧЕМ ЕЕ ЕДЯТ?
Для начала нужно разобраться с понятийным аппаратом. Что же такое память? Наука утверждает так: «память – это сложная совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Это непрерывная функция». Но не стоит так же упускать из виду такой процесс, как забывание. Он играет немаловажную роль в общем процессе работы памяти.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.
Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.
Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия. Необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой – запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
Как мы говорили выше – память бывает разных видов и типов. Существует несколько подходов к классификации этих видов. Рассмотрим самые основные и остановимся по подробней на каждом из них:
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.
Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.
Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т. д.). Условно можно сказать, что это запоминание информации, полученной при помощи органов чувств.
Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.
По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной, иногда также выделяют мгновенную и генетическую.
Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.
Долговременная память – сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память – самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ей человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.
Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.
Мгновенная память (или иконическая, память-образ) связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от ОД до 0,5 секунды и она представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.
Генетическая память хранит информацию в генотипе. Такая память передается и сохраняется по наследству. Какой же механизм запоминает эту информацию? Ученые пришли к общему выводу, что этим механизмом являются мутации и последующие изменения генных структур. Генетическая память является единственной памятью, на которую нельзя повлиять через обучение или воспитание. Память опыта наших предков представлена нервными структурами головного мозга.
По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной.
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.
О произвольной памяти говорят в тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком.
Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой.
Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами.
Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.
Память человека – это сложная функция, которая имеет множество нюансов. Для понимания характерных особенностей человека просто необходимо представлять, какие бывают формы памяти в психологии.
В зависимости от индивидуальных особенностей, у каждого человека развит сильнее один из нескольких основных типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный или смешанный.
Рассмотрим эти типы памяти более подробно:
Зрительный тип. В данном случае человеку для того, чтобы запомнить, нужно увидеть наглядно. Вся его память состоит из зрительных образов, и для запоминания ему никогда не бывает достаточно только услышать информацию.
Двигательный тип. Люди с этим типом памяти в своих воспоминаниях опираются именно на двигательные ощущения. Например, точно зная, как вслепую набирать текст на клавиатуре, они не смогут написать, в какой последовательности на нее нанесены буквы (либо это займет довольно много времени).
Слуховой тип. В данном случае человеку достаточно один раз услышать, и они с легкостью воспроизведут суть информации. Для того, чтобы запомнить зрительную информацию или текст, им следует проговаривать ее вслух.
Смешанный тип. В данном случае способности человека распределяются либо равномерно, либо, что встречается чаще, человек владеет сразу двумя типами памяти – например, двигательным и зрительным.
Например на сегодняшний день на занятия в школах и университетах построены таким образом, чтобы задействовать сразу все типы памяти: человек воспринимает информацию на слух, записывает ее, обращаясь к двигательной памяти, и смотрит на наглядные материалы, подключая и зрительную память.
Как говорилось выше – существует много различных классификаций памяти. Рассмотрим, как разделяют виды памяти исходя из характерных особенностей информации.
Наглядно-образная память. Этот вид памяти представляет собой события, которые зафиксированы сразу после сигнала рецепторов или органов восприятия. Этот вид памяти невероятно важен в творческих сферах деятельности. Так, например, начинающие танцоры именно этим типом памяти фиксируют необходимые движения и трюки, показанные учителем. Если бы объяснение было только на словах, обучение было бы гораздо сложнее.
Словесно-логическая (смысловая) память. В данном случае в памяти фиксируются не образы предметов и действий, а слова, которыми был объяснен материал. Именно поэтому второе название данного вида – смысловая память. Прочитав что-нибудь, человек не запоминает все слово в слово, но легко может пересказать смысл прочитанного – в этом и заключается суть такой памяти.
Двигательная память. Двигательная память позволяет запоминать мышечные комбинации, позволяющие в точности повторять заученные движения. Так пальцы рук запоминают переборы и аккорды гитары, все тело запоминает связку из танцев.
Эмоциональная память. Этот тип памяти позволяет человеку вновь и вновь окунаться в пережитые некогда в прошлом переживания и эмоции. Вспоминая прошлое, вы можете уловить чувство успеха или неуверенности, страха или восторга. Чем ярче эмоция, тем лучше и четче она вспоминается в последствии.
В данной главе стоит так же уделить внимание приёмам и методам запоминания информации, коих существует множество:
• Механическое, дословное, многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие (работает механическая память, основана на повторении материала без его осмысливания).
• Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая (смысловая) память (вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти).
• Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память.
• Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). Так же существует целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.
Помним, что выше мы говорили о таком процессе, как забывание. Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).
Формы воспроизведения:
☝узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта,
☝воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
☝припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
☝реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
☝эйдетизм – образная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Подводя итог всему вышесказанному, можно подчеркнуть, что память – это психический процесс запечатления и воспроизведения человеком его опыта. Благодаря памяти, прошлый опыт человека не исчезает бесследно, а сохраняется в виде представлений. Данные типы памяти просто необходимы для обучения и развития человека, без которого жизнь была бы скучна и бесцельна.
Непроизвольная память | У-Оксаны.рф
Непроизвольное запоминание — это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Что же запоминается непроизвольно? Каковы причины непроизвольного запоминания?
Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребенка, могут непроизвольно запечатляться в его мозгу. Используя особенности объектов, подбирая соответствующий материал, воспитатели могут в известной мере руководить процессом непроизвольного запоминания. Однако важно иметь в виду, что даже в этом случае запоминание не является пассивным отражением всего, что воздействует на мозг ребенка, а выступает как результат определенного взаимодействия его с объектами. Дети с разными потребностями и склонностями, с различным запасом представлений об окружающей действительности неодинаково отнесутся к одному и тому же предмету. Если одного ребенка он удивит, заинтересует, вызовет к себе его непроизвольное внимание, то другого этот же предмет оставит равнодушным, не произведет на него никакого впечатления и поэтому не оставит следа в его памяти.
Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу, по которой он много раз ходил со взрослыми в детский сад; он запоминает месторасположение игрушек, убирать которые его приучили взрослые, и т. д.
Однако, исходя лишь из внешних особенностей предметов, из частоты их воздействия на человека, нельзя понять действительную природу непроизвольной памяти, едь далеко не все из того, что выделяется внешне или многократно на нас воздействует, мы непроизвольно запоминаем.
Главная причина непроизвольной памяти наиболее полно раскрыта в исследованиях П. И. Зинченко. На основании многочисленных экспериментов П. И. Зинченко пришел к выводу, что непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека.
Непреднамеренно запечатлевается в нашей памяти прежде всего, то, с чем человек действует, что является целью его деятельности. Следовательно, руководить непроизвольной памятью дошкольника — это прежде всего соответствующим образом организовывать их разнообразную деятельность: игровую, трудовую, учебную.
Деятельность детей дошкольного возраста очень многообразна. Остановимся на характеристике лишь некоторых ее видов. Вступая в разнообразные отношения с окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребенок познает и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет.
Так, четырехлетние дети, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя, непроизвольно запоминали лишь по 2—3 картинки из 12, тогда как другие их сверстники, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, запоминали по 6 картинок из 12.
В процессе активного овладения речью дети часто выделяют в словах, стихотворениях, потешках внешнюю, звуковую сторону. Их увлекает возможность произнесения новых звукосочетаний, это становится для них своеобразной игрой в слова и звуки. Такое активное отношение детей к фонетике языка положительно влияет на запоминание ими словесного материала.
Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация стихотворений.
В практике известен пример, когда мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению — 23 строчки; после повторной игры и показа картинок — 38 строчек.
Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их со все новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.
Организуя работу детей с картинками, воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания дошкольниками тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут непроизвольно запомнить дошкольники, зависит от того, какую деятельность с картинками они будут осуществлять. В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки (раскладывают их на столе, перекладывают с места на место, складывают их стопкой и т. п.), не отыскивая в них сходства и различий, не группируя их на основании общих существенных признаков, они запоминают сравнительно небольшое количество изображений.
Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находят в изображенных на них предметах общие признаки и на этой основе объединяют их.
Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.
Непроизвольное запоминание является побочным продуктом деятельности. Поэтому руководство непроизвольной памятью детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими различного материала. Предлагая детям все усложняющиеся задачи на сравнение, анализ, обобщение, классификацию и т. п., воспитатель активизирует умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечивает возможность непроизвольного запоминания.
Обратимся к занятиям по развитию элементарных математических представлений. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей подготовительной к школе группы составлению и решению простых задач. Воспитатели знакомят при этом детей со структурой, частями задачи, с тем, что в задаче имеются условия и вопрос. При соответствующей организации деятельности детей можно добиться успешного запоминания ими довольно абстрактного материала, даже не ставя перед детьми специальной цели запомнить.
Поупражняв детей в составлении задач (важно заметить, что старшие дошкольники успешно составляют и решают задачи, не только действуя с имеющимся перед ними наглядным материалом, но и опираясь на представления), воспитатель предлагает им самим составить задачу по частям: «Я составлю (придумаю) новую задачу. Сначала послушайте условие задачи: «В нашем городе было пять троллейбусных линий, а теперь открыли еще одну». Все поняли условие задачи?.. Теперь внимательно слушайте вопрос задачи: «Сколько троллейбусных линий стало в нашем городе?» Кто решит эту задачу, ответит на вопрос?»
Решив таким же образом одну-две задачи, воспитатель затем привлекает детей к составлению одной из ее частей: «Теперь я назову только условие задачи, а вопрос задачи вы придумайте сами. Слушайте: «У Пети было три красных карандаша, один он отдал Лене». Кто назовет вопрос задачи? Все думайте, что можно узнать в задаче… Правильно, в задаче нужно узнать, сколько карандашей осталось у Пети. Теперь решайте задачу. Кто же ответит на вопрос задачи?..»
Далее воспитатель предлагает детям самим придумать сначала условие задачи, затем — вопрос, после чего решить задачу. При этом один ребенок формулирует условие, другой — вопрос, третий отвечает на вопрос задачи.
Стремясь к разнообразию содержания задач, воспитатель руководит детьми, предлагая им использовать в условиях задачи более разнообразный материал: «Миша придумал задачу про елочку, Таня — про грибы. А теперь придумайте такие задачи, чтобы в них говорилось о почтальоне (о шофере, про автобусы, про рыб в аквариуме и др.)». Если дети затрудняются, воспитатель сам называет условия, а дети формулируют вопрос задачи и затем решают ее.
В результате такой активной мыслительной деятельности дети непроизвольно запоминают названия частей задачи, ибо они действуют с ними. Термины «условия», «вопрос» задачи побуждают детей к деятельности по ее составлению, они связываются с разнообразным конкретным содержанием и потому легко запоминаются детьми.
Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной памятью детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности.
Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. В тех случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных познавательных и других задач, создаются благоприятные условия для переживания детьми радости «открытия», радости познания и действия. Все эти и другие интеллектуальные чувства (удивление, восхищение, удовлетворение и пр.) способствуют возникновению и поддержанию интереса детей к объектам познания и к самой деятельности.
Известно, что человек, равнодушно и безразлично относящийся к заданию, плохо его запоминает. И наоборот, тот, кто обладает чувством ответственности, не может забыть данное ему поручение, так как осознает важность его выполнения для окружающих и для самого себя. То же относится и к детям. Ребенок, у которого под влиянием воспитания оказываются в той или иной степени развитыми чувства долга и ответственности, более серьезно относится к тому, что он делает и что ему предстоит делать. Следовательно, важно формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют, ибо от этого во многом зависят результаты непроизвольного запоминания.
Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста, — это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. У детей первых четырех лет жизни память носит преимущественно непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель запомнить — вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания и воспроизведения.
Ребенок запоминает непроизвольно. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу ребенка, способствует овладению речью, многочисленными действиями с предметами, формированию навыков поведения малыша с другими детьми и со взрослыми.
Непроизвольная память, являясь у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях развития и единственной, не утрачивает своего значения и во все последующие годы: не только дошкольник, но и школьник, и взрослый человек многое запоминает непроизвольно.
Значение непроизвольной памяти не исчерпывается только тем, что она обогащает знания ребенка. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти детей.
«Практическое руководство» для клиницистов
9 минут чтения
Когда у любимого человека или пациента ухудшается память из-за деменции или черепно-мозговой травмы, они забывают важную информацию. Напоминать им может показаться бесполезным — они снова забудут. Конечно, учить их чему-то новому — пустая трата времени. Или это?
Проблема: память
Память — это не единая система, поэтому важно оценить, какие виды памяти наиболее нарушены. Используя относительно сэкономленный тип памяти для доступа к более слабому типу памяти, мы можем эффективно обучать новым стратегиям, используя своего рода «черный ход». Конечно, это будет зависеть от характера и серьезности нарушения памяти, а также от типа информации, но эффективная реабилитация возможна.
Память – это просто набор информации в мозгу, который сохраняется и извлекается. Долговременная память часто описывается как декларативная или недекларативная:
- Декларативная память относится к явным воспоминаниям, которые могут быть сознательно вызваны, таким как факты (семантическая память) и личные события (эпизодическая память).
- Недекларативная память (также называемая процедурной памятью ) является типом имплицитная память, которая позволяет нам выполнять обычно выученные задачи, не думая о них сознательно. Это наше знание «как», например, как ездить на велосипеде, завязывать шнурки или мыть посуду.
Поскольку процессуальная память у больных деменцией нарушена в меньшей степени и нарушается значительно позже в процессе болезни, она может служить основой для успешной терапии.
Лечение: интервальное извлечение (SR)
Интервальное извлечение (SR) — это основанный на фактических данных метод запоминания, который использует процедурную память, чтобы помочь людям вспоминать информацию в течение более длинных интервалов времени. Любой может использовать эту технику, но она оказалась особенно эффективной при лечении людей с болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона, черепно-мозговой травмой и афазией. Это может быть сделано в любом месте с помощью простых инструментов любым знакомым с процедурой, но это не предназначено для того, чтобы человек с нарушением памяти делал это в одиночку.
Выбор целей памяти
Интервальное извлечение может помочь людям с когнитивными нарушениями научиться сохранять важную информацию, закрепляя информацию в системе процедурной памяти. Возможные цели лечения включают использование компенсаторных стратегий глотания, техники безопасного переноса, имена лиц, осуществляющих уход, и использование вспомогательных средств для запоминания (например, расписаний и календарей). Достижение этих целей может способствовать независимости и снижению беспокойства, а также улучшить взаимодействие между клиентом и клиницистом или лицом, осуществляющим уход.
Важно выбирать цели памяти, которые являются личными, функциональными и, возможно, самое главное, неизменными. Представьте себе, что вы потратили время на то, чтобы научить кого-то тому, что вечер боулинга проходит по вторникам, а вечер боулинга меняется на среду! Начните с одной или двух целей, чтобы увидеть, как человек реагирует на лечение.
Имейте в виду, что знакомую информацию легче усвоить, чем новую. Если у человека дегенеративное ухудшение памяти, такое как слабоумие, метод будет менее эффективен по мере прогрессирования заболевания. Эта техника не предназначена для укрепления памяти в целом, но факты или процедуры, изученные в ходе терапии, можно обобщить для повседневного использования в других условиях.
Как проводить интервальную тренировку извлечения
Выберите одну или несколько функциональных задач или целей (например, запоминание таких фактов, как имя или номер комнаты, запоминание выполнения определенного действия, запоминание будущих действий).
Задайте вопрос, чтобы получить целевой ответ. Если человек отвечает/выполняет правильно в первый раз, выберите другую цель для сеанса. Если ответ неизвестен или неверен, скажите или покажите им правильный ответ и попросите повторить его.
Спросите еще раз через 15 секунд. Если они не могут вспомнить, дайте ответ и попросите повторить его. Повторите попытку через 15 секунд. Если это все еще не так, выборка с интервалами может быть неуместной.
Когда ответ будет дан правильно, удвойте временной интервал (15 секунд, 30 секунд, 1 минута, 2 минуты, 4 минуты, 8 минут и т. д.) и снова задайте вопрос. Повторяйте этот шаг каждый раз, когда дается правильный ответ.
Если ответ неверный, немедленно дайте правильный ответ и задайте вопрос снова в последний правильный интервал времени.
В промежутках между вопросами заполняйте промежутки другими терапевтическими занятиями или беседами — хотя лучше выбирать действия или темы, которые имеют мало общего с целью памяти.
Загрузите это руководство прямо сейчас!
Получите бесплатное руководство в формате PDF по проведению терапии с интервальным извлечением.
Помимо бесплатной загрузки, вы также будете добавлены в наш список рассылки. Вы можете отписаться в любое время. Пожалуйста, убедитесь, что вы прочитали наши Политика конфиденциальности и Положения и условия .
SR с использованием приложения Spad Retrieval Therapy
В то время как любой может выполнить SR с часами и блокнотом, это может быть проверкой вашей собственной памяти, чтобы вспомнить, на каком интервале вы находитесь, что делать дальше, а затем не забыть задать вопрос именно в этот момент.
Приложение Spaced Retrieval Therapy позволяет одновременно вводить до трех целей. Он работает в фоновом режиме, пока вы используете другие приложения, предупреждая вас, когда пришло время задать вопрос снова. Приложение автоматически отслеживает ваши интервалы и данные, помещая их в профессиональный отчет, который вы можете отправить себе по электронной почте в конце сеанса.
Загрузите приложение Spad Retrieval Therapy на свой iPhone или iPad, чтобы упростить отслеживание интервалов и данных.Примеры интервальной тренировки извлечения
Пример 1: Повторяющиеся вопросы
Клиент, посещающий детский сад для взрослых, постоянно спрашивает: «Когда моя жена приедет, чтобы забрать меня домой?» Клиницист может использовать SR, чтобы опираться на свою сохраненную процедурную память, чтобы самостоятельно найти ответ на свой вопрос. Врач может напечатать: «Ваша жена заедет за вами в 15:00». на каталожной карточке, и пусть он научится через SR вытаскивать эту карточку из кармана и читать ее, когда он хочет знать, когда придет его жена.
Во-первых, клиницист может разработать быстрый вопрос и целевой ответ, например:
SLP: «Что делать, если вы хотите узнать, во сколько придет ваша жена?»
Клиент: «Вытащите мою карточку и прочитайте ее».
Затем клиницист предлагает клиенту неоднократно практиковать этот словесный ответ, выполняя двигательную активность, вытаскивая карточку из кармана, а затем читая ее.
Обучение через процедурную память часто происходит бессознательно и автоматически. После успешного СР, когда этот клиент захочет узнать, когда приедет его жена, он бессознательно и автоматически потянется к своей карточке и прочитает свой ответ, детали которого могут измениться. Однако из-за нарушенной декларативной памяти он может сознательно не вспоминать, когда, как и у кого он научился это делать.
SR можно использовать аналогичным образом в различных ситуациях, таких как:
- Подсказка Вопрос: Что я делаю сегодня?
Целевой ответ: проверьте свое письменное расписание. - Вопрос-ответ: Как пользоваться ходунками?
Целевой ответ: проверьте свою карточку с инструкциями.
Пример 2: Использование стратегий безопасного глотания
SR также успешно используется для людей с нарушениями памяти, страдающих дисфагией (нарушениями глотания), как эффективный способ заставить их вспомнить свои стратегии безопасности.
Если SLP учит клиента поворачивать голову во время глотания, сеанс с использованием SR может проходить следующим образом:
SLP: «Сегодня мы потренируемся не забывать поворачивать голову, когда глотаешь воду. Скажи мне и покажи мне, что ты должен делать, когда глотаешь».
Клиент: «Я поворачиваю голову».
SLP: «Правильно. Теперь потренируйтесь поворачивать голову и глотать эту воду». [Клиент поворачивает голову и глотает.]SLP: «Правильно. Когда мы будем практиковаться в запоминании того, что вы делаете, когда глотаете, пожалуйста, скажите мне: «Я поворачиваю голову», а затем потренируйтесь поворачивать голову, пока вы глотаете эту воду». [Прошло 30 секунд.]
SLP: «Что делать, когда вы глотаете?»
Клиент: «Я поворачиваю голову». [Клиент поворачивает голову, глотая воду, которая находится перед ним.][Проходит одна минута.]
SLP: «Что вы должны делать, когда глотаете?»
Клиент: «Я поворачиваю голову». [Клиент поворачивает голову, глотая воду, которая находится перед ним.][Проходит две минуты.]
SLP: «Что вы должны делать, когда глотаете?»
Клиент: «Я делаю глоток». SLP: «Когда вы глотаете, вы должны повернуть голову. Пожалуйста, покажи мне, как ты поворачиваешь голову, когда глотаешь эту воду. Спасибо. Что делать, когда вы глотаете?»
Клиент: «Я поворачиваю голову». [Клиент поворачивает голову, глотая воду, которая находится перед ним. ][Проходит одна минута. SLP снова спрашивает, а затем, если клиент прав, интервалы постепенно увеличиваются, удваивая количество времени между практиками.]
SR можно использовать аналогичным образом в клинической практике, чтобы научить клиентов пить стакан воды, когда он поставлен перед ними, узнать время приема пищи, правильно использовать часть адаптивного оборудования, использовать подбородок и т. д. Важным моментом, который следует помнить в СР, является то, что клиент должен озвучивать целевую информацию, а также практиковать целевое поведение.
Советы по успешному извлечению с интервалом
- Обучайте клиентов конкретной, функциональной и значимой для них информации.
- Перед запуском SR убедитесь, что клиент может выполнить стратегию. Например, если вы хотите, чтобы клиент использовал внешнее вспомогательное средство в качестве карты, чтобы не забыть сделать глоток жидкости после того, как откусил твердую пищу, сначала проверьте, действительно ли он/она может откусывать и отпивать, а также читать. SR может компенсировать дефицит памяти, но не физические нарушения или более сложные когнитивные нарушения.
- Тренировка одной цели СР не должна мешать тренировке других целей. Например, цель № 1 может состоять в том, чтобы вспомнить имя сотрудника, а цель № 2 — поджать подбородок перед тем, как сглотнуть. Терапевт и клиент могут работать над более чем одной целью одновременно, если цели достаточно различны, чтобы клиент мог избежать путаницы в ответах.
- Во время извлечения с интервалом убедитесь, что клиент понимает целевой ответ/стратегию. Выделите время во время первоначального сеанса восстановительной терапии, чтобы обсудить с клиентом быстрый вопрос и ответ. Клиницисту следует потратить время на то, чтобы рассказать клиенту о цели и о том, почему она преследуется, чтобы поддержать мотивацию клиента к ее изучению.
- Помните: Интервальное извлечение не излечивает слабоумие или нарушения памяти. Он не может предотвратить потерю нейронов или предотвратить прогрессирование заболевания. Тем не менее, интервальное извлечение может позволить многим людям с нарушениями памяти максимально увеличить свою независимость и достичь важных терапевтических целей.
Успех интервального поиска зависит от многих факторов, включая выбор подходящих целей, эмпатию, отношение, клинические навыки SLP и надлежащее применение протокола SR. Мы надеемся, что клиницисты и лица, осуществляющие уход, начнут по-новому относиться к способности людей с деменцией и нарушениями памяти узнавать новую информацию и будут успешно использовать интервальные тренировки для улучшения качества жизни своих клиентов и близких.
Ресурсы для разнесенного поиска
Вот несколько отличных ресурсов для тех, кто хочет узнать больше о интервальном поиске:
- Практические рекомендации ANCDS, основанные на фактических данных, для работы с людьми с деменцией: обучение интервальному поиску
- Использование интервального извлечения для эффективного лечения дисфагии у клиентов с деменцией с точки зрения ASHA SIG 13
- Steping Up to the Plate — статья лидера ASHA о дисфагии с подробными примерами SR
- Независимый обзор и видео о приложении Spad Retrieval Therapy от Университета Альберты .
Как всегда, есть много академических ссылок на научно обоснованный дизайн каждого приложения Tactus Therapy. Ищите цитаты из журналов и ссылки на странице «Доказательства».
Получите двухстраничное руководство прямо сейчас
Помимо бесплатной загрузки, вы также будете добавлены в наш список рассылки. Вы можете отписаться в любое время. Пожалуйста, убедитесь, что вы прочитали наши Политика конфиденциальности и Положения и условия .
Если вам понравилась эта статья,
Поделись ею!
Ринки Вариндани Десаи , MS, CCC-SLP — сертифицированный ASHA медицинский логопед и сертифицированный BIAA специалист по черепно-мозговым травмам. Она создала Medical SLP Forum на Facebook, стала соавтором мобильного приложения Dysphagia Therapy и является соучредителем Disphagia Grand Rounds и сообщества STEP для обучения глотанию.
Подробнее в разделе «Как сделать»
How To: Anagram, Copy and Recall Treatment for Writing
Пошаговое руководство по выполнению Anagram, Copy and Recall Treatment (ACRT) — доказательной логопедической техники для улучшения письма у людей с афазией и аграфия.
6 мин чтения
Движение и запоминание: моторное планирование модулирует эффект недавности при серийном и свободном воспроизведении
. 2009 сен; 132 (1): 68-79.
doi: 10.1016/j.actpsy.2009.06.005. Epub 2009 9 июля.
Матиас Вайгельт 1 , Дэвид А. Розенбаум, Свен Хюльсхорст, Томас Шак
принадлежность
- 1 Факультет психологии и спорта, Университет Билефельда, PF 100 131, 33501 Билефельд, Германия. [email protected]
- PMID: 19591968
- DOI: 10.1016/j.actpsy.2009.06.005
Маттиас Вайгельт и соавт. Acta Psychol (Амст). 2009 Сентябрь
. 2009 г., сен; 132 (1): 68–79.
doi: 10.1016/j.actpsy.2009.06.005. Epub 2009 9 июля.
Авторы
Матиас Вайгельт 1 , Дэвид А. Розенбаум, Свен Хюльсхорст, Томас Шак
принадлежность
- 1 Факультет психологии и спорта, Университет Билефельда, PF 100 131, 33501 Билефельд, Германия. [email protected]
- PMID: 19591968
- DOI: 10.1016/j.actpsy.2009.06.005
Абстрактный
Моторное планирование обычно изучается в ситуациях, когда участники выполняют физические действия без определенной цели. Однако в повседневной жизни физические действия обычно совершаются для целей более высокого порядка. Мы задались вопросом, сохранятся ли два ранее обнаруженных феномена моторного планирования — эффект комфорта конечного состояния и двигательный гистерезис, если действия будут выполняться для достижения целей более высокого порядка. Целью более высокого порядка, которую мы выбрали для изучения, было запоминание. Сосредоточив внимание на запоминании, мы задались вопросом не только о том, как и влияет ли потребность в запоминании на моторное планирование, но и о том, как производительность памяти может зависеть от когнитивных требований моторного планирования. Мы попросили участников из числа студентов университета достать чашки из полки ящиков и запомнить как можно больше букв внутри чашек. Ящики открывали либо в случайном порядке (эксперимент 1), либо в обычном порядке (эксперименты 2 и 3). Эффект комфорта конечного состояния и моторный гистерезис были воспроизведены в этих условиях, что указывает на то, что эффекты сохраняются, когда физические действия выполняются ради цели более высокого порядка. Удивительно, но один из самых надежных эффектов в исследованиях памяти был устранен, а именно тенденция к запоминанию недавних элементов лучше, чем более ранние, — эффект новизны. Этот результат не был артефактом неизменной плохой памяти, потому что была получена тенденция вспоминать первоначальные элементы лучше, чем более поздние — эффект первичности. Устранение эффекта недавности не было связано с требованием, чтобы участники вспоминали предметы в правильном порядке, поскольку эффект недавности также устранялся, когда предметы можно было вспоминать в любом порядке (Эксперимент 3). Эти и другие аспекты результатов подтверждают недавние утверждения о более тесной связи между перцептивно-моторным контролем и интеллектуальной (символической) обработкой, чем предполагалось в прошлом.
Похожие статьи
Взаимосвязь между эффектами комфорта в конечном состоянии и производительностью памяти при последовательном и свободном воспроизведении.
Логан С.В., Фишман М.Г. Логан С.В. и др. Acta Psychol (Амст). 2011 июль; 137 (3): 292-9. doi: 10.1016/j.actpsy.2011.03.009. Epub 2011, 15 апреля. Acta Psychol (Амст). 2011. PMID: 21497330 Клиническое испытание.
Эффекты последовательного положения при воспроизведении свободной памяти — исследование ERP.
Висведе Д., Рюсселер Дж., Мюнте Т. Ф. Висведе Д. и соавт. Биол Психол. 2007 г., май; 75 (2): 185–93. doi: 10.1016/j.biopsycho.2007.02.002. Epub 2007, 27 февраля. Биол Психол. 2007. PMID: 17418475
Память распознавания предметов и порядков у субъектов с гипоксическим поражением головного мозга.
Хопкинс Р.О., Кеснер Р.П., Гольдштейн М. Хопкинс Р.О. и др. Познание мозга 1995 марта; 27(2):180-201. doi: 10.1006/brcg.1995.1016. Познание мозга 1995. PMID: 7772332
Проблема последовательного порядка в поведении: наследие Лэшли.
Розенбаум Д.А., Коэн Р.Г., Джакс С.А., Вайс Д.Дж., ван дер Вел Р. Розенбаум Д.А. и соавт. Hum Mov Sci. 2007 авг; 26 (4): 525-54. doi: 10.1016/j.humov.2007.04.001. Epub 2007, 14 августа. Hum Mov Sci. 2007. PMID: 17698232 Обзор.
Диссоциация условной новизны смешивается с номинальной новизной: должны ли унитарные модели памяти по-прежнему обесцениваться?
Моран Р., Гошен-Готтштейн Ю. Моран Р. и соавт. Psychon Bull Rev. 2014 Apr;21(2):332-43. doi: 10.3758/s13423-013-0508-y. Psychon Bull Rev. 2014. PMID: 24030471 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Как мы воспринимаем прошлое
Эхо-память, или слуховая сенсорная память, — это тип памяти, в котором хранится звуковая информация (звук).
Это подкатегория человеческой памяти, которую можно разделить на три основные категории:
- Долговременная память сохраняет события, факты и навыки. Он может длиться от нескольких часов до десятилетий.
- Кратковременная память хранит недавно полученную информацию. Длится от нескольких секунд до 1 минуты.
- Сенсорная память, также называемая сенсорным регистром, хранит информацию от органов чувств. Далее ее можно разделить на три типа:
- Иконическая память, или зрительно-сенсорная память, обрабатывает визуальную информацию.
- Тактильная память сохраняет информацию от вашего осязания.
- Эхо-память хранит звуковую информацию от вашего слуха.
Целью эхо-памяти является сохранение звуковой информации по мере того, как мозг обрабатывает звук. Он также содержит биты аудиоинформации, которая придает смысл общему звуку.
Давайте посмотрим, как работает эхо-память и как долго она длится, а также на примерах из реальной жизни.
Когда вы что-то слышите, ваш слуховой нерв посылает звук в ваш мозг. Он делает это, передавая электрические сигналы. В этот момент звук представляет собой «сырую» и необработанную аудиоинформацию.
Эхо-память возникает, когда эта информация принимается и удерживается мозгом. В частности, он хранится в первичной слуховой коре (PAC), которая находится в обоих полушариях мозга.
Информация хранится в PAC напротив уха, услышавшего звук. Например, если вы слышите звук в правом ухе, левый PAC сохранит память. Но если вы слышите звук обоими ушами, и левый, и правый PAC сохранят информацию.
Через несколько секунд эхо-воспоминание перемещается в вашу кратковременную память. Именно здесь ваш мозг обрабатывает информацию и придает смысл звуку.
Процесс эхо-памяти автоматический. Это означает, что звуковая информация попадает в вашу эхо-память, даже если вы специально не пытаетесь ее слушать.
На самом деле ваш разум постоянно формирует эхо-воспоминания. Вот несколько повседневных примеров:
Разговор с другим человеком
Распространенным примером является разговорная речь. Когда кто-то говорит, ваша эхо-память сохраняет каждый отдельный слог. Ваш мозг распознает слова, связывая каждый слог с предыдущим.
Каждое слово также хранится в эхо-памяти, что позволяет вашему мозгу понимать полное предложение.
Прослушивание музыки
Ваш мозг использует эхо-память, когда вы слушаете музыку. Он кратко напоминает предыдущую ноту и соединяет ее со следующей. В результате ваш мозг распознает ноты как песню.
Попросить кого-то повторить
Когда кто-то разговаривает с вами, пока вы заняты, вы можете не полностью расслышать, что он говорит. Если они повторят то, что сказали, это будет звучать знакомо, потому что ваша эхо-память услышала их впервые.
Эхо-память очень короткая. Согласно «Справочнику по неврологической музыкальной терапии», она длится от 2 до 4 секунд.
Эта короткая продолжительность означает, что ваш мозг может создавать множество эхо-воспоминаний в течение дня.
Все люди обладают эхо-памятью. Однако различные факторы могут влиять на то, насколько хорошо у кого-то есть этот тип памяти.
Возможные факторы включают:
- Возраст
- Неврологические расстройства, такие как болезнь Альцгеймера
- Психиатрические расстройства, такие как шизофрения
- Использование субстанций
- Потеря на слушаниях или нарушение
- 9003 9003 9003 9003 9003 9003 9003 9003 9003 9003 Дис. звука, в том числе:
- длительность
- частота
- интенсивность
- громкость
- язык (с произнесением слов)
Иконическая память, или зрительно-сенсорная память, хранит визуальную информацию. Это тип сенсорной памяти, такой же, как эхо-память.
Но иконическая память намного короче. Он длится менее полсекунды.
Это потому, что изображения и звуки обрабатываются по-разному. Поскольку большая часть визуальной информации не исчезает сразу, вы можете многократно просматривать изображение. Кроме того, когда вы смотрите на что-то, вы можете обрабатывать все визуальные образы вместе.
Эхо-память дольше, что полезно, поскольку звуковые волны чувствительны ко времени. Их нельзя просмотреть, пока не будет повторен реальный звук.
Также звук обрабатывается отдельными битами информации. Каждый бит придает смысл предыдущему биту, который затем придает смысл звуку.
В результате мозгу требуется больше времени для хранения звуковой информации.
Все мы иногда что-то забываем. Также нормально испытывать некоторую потерю памяти, когда мы становимся старше.
Но если у вас серьезные проблемы с памятью, важно обратиться к врачу.
Обратитесь за медицинской помощью, если у вас проблемы с памятью, например:
- заблудиться в знакомых местах
- забыть, как произносить общие слова
- постоянно задавать вопросы
- дольше заниматься знакомыми делами
- забывать имена друзей и членов семьи
В зависимости от ваших конкретных проблем врач может направить вас к врачу вам к специалисту, например, к психологу или неврологу.