Защита информации от детей – » , » 29.12.2010 N 436- ( ) /

Содержание

О защите детей от опасной информации / Habr

Увидев большой интерес к теме защиты детей от вредной информации в комментариях к этому посту, я решила изучить вопрос глубже. Интересно было выяснить, какие сейчас существуют основания считать, что детей вообще нужно защищать от какой-либо информации, и, соответственно, как реализованы решения этого вопроса в разных странах. А также порассуждать, какие решения еще можно было бы претворить в жизнь.

Виды информации, способной нанести вред детям

В своих поисках я начала отталкиваться от формулировок того самого недавно принятого закона. В целом, в других источниках (например, доклад для Совета Европы «Защита детей от вредного контента») фигурируют схожие виды
информации.
Перечисленные в них виды информации можно сгруппировать так:
  • Пропаганда. Информация, поощряющая или рекламирующая детям всевозможные социально неоднозначные действия – урон здоровью или самоубийства, употребление алкоголя, табака и прочих наркотических веществ, азартные игры, проституцию, попрошайничество, насилие к людям и животным, неуважение к семье и нетрадиционные сексуальные отношения, правонарушения.
  • Нецензурная брань и другие бранные выражения.
  • Порнографическая информация и половые отношения в виде изображения или описания.
  • Насилие и пугающий контент. Непосредственно изображение или описание (не реклама) насилия, правонарушений, жестокости, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • Персональная информация о ребенке, (в законе — пострадавшем от правонарушения), которая позволяет установить его личность и местонахождение

Что же говорит о необходимости защиты от такого рода информации? Пройдемся по пунктам.
Пропаганда и реклама

По данным исследования Американской ассоциации психологов (APA): дети в возрасте до 8 лет не могут критически оценивать телевизионные рекламные сообщения и склонны считать их полезными, точными и объективными.
Вот российское исследование с похожими выводами.
Из таблицы видно, что 55% дошкольников верят рекламе. Отношение к рекламе младших школьников более осознано и критично, доверяют рекламе только 23–30% детей, больше половины – не доверяют вовсе. Младшие и старшие подростки в основном не доверяют рекламным сообщениям.

Согласно другому исследованию, опубликованному более чем десять лет назад в журнале Tobacco Control(Великобритания), подростки, которые регулярно подвергаются воздействию большого количества рекламы табака, закурят с вероятностью 70%, в то время как у людей с низким уровнем воздействия, шансы на это — 11%.
Вот рекомендации Центра по предотвращению суицидов (США) для СМИ. Подобная информация может как помочь, так и подтолкнуть к этому шагу или попытке его имитации. В частности, навредить может подробное описание самоубийства, романтизация погибшего, идеализация знаменитостей, реакция близких погибшего, завышение данных о частоте самоубийств. Полезными же могут оказаться сведения об оказываемой помощи, истории людей, справившихся с
трудными ситуациями не прибегая к самоубийству, контакты горячей линии и специалистов.
Также существует множество исследований, утверждающих, что реклама влияет на пищевые привычки детей:
Нецензурная брань

Существует достаточно немного исследований о влиянии на детей обсценной лексики в СМИ, вот одно из них, опубликованное в официальном журнале Американской академии педиатров Pediatrics. Оно утверждает, что дети, которые слышат бранные слова по телевизору, более агрессивны, причем речь идет не только о матерной лексике. А агрессивные дети, в свою очередь, более склонны к издевательствам.
Нужно заметить, что первоначальным источником бранных слов у большинства детей являются все же не СМИ, а семья и окружение, но, тогда как родители препятствуют и пресекают их использование, употребление их в СМИ сообщает ребенку об их приемлемости.
Порнография

Согласно отчету RAND (некоммерческая организация в США, занимающаяся исследованиями и аналитикой), частый просмотр контента с сексуальной тематикой приближает начало подростковой сексуальной активности, причем влияют как демонстрация сексуального поведения, так и просто его обсуждение. При этом
информация о рисках и последствиях, методах контрацепции может способствовать установлению диалога с родителями.
Статья на сайте BBC рассказывает о том, что подростки могут копировать сексуальное поведение, показываемое в порнографии, считая, что это нормальные действия в сексуальной жизни всех людей.
В докладе министерства внутренних дел Великобритании от 2010 года содержалось предупреждение о том, что «ползучее проникновение» эротики и откровенной порнографии в жизнь подростков искажает их самовосприятие: мальчики зацикливаются на мачизме и доминировании, а девочки чувствуют себя обязанными быть сексуально доступными.
Насилие и жестокость

Проблеме влияния на детей насилия в СМИ посвящены уже долгие годы исследований. В одной из статей на сайте Американской ассоциации психологов приведены выводы из отчета Национального института психического здоровья об основных эффектах от частого просмотра сцен насилия. Вот они:
  • Дети могут стать менее чувствительны к боли и страданиям других.
  • Дети могут начать больше бояться мира вокруг них.
  • Дети могут с большей вероятностью вести себя агрессивно или причиняя вред другим людям.

Исследования психологов Л. Хьюсман, Л. Эрон и др. (США), начиная с 1980-х годов показали, что дети, которые часами смотрели насилие по телевидению, когда они были в начальной школе, как правило, показывают более высокий уровень агрессивного поведения, став подростками. Наблюдая этих участников в зрелом возрасте, Хьюсман и Эрон обнаружили, что те, кто бы смотрел много ТВ насилия, когда они были в возрасте 8ми лет, скорее всего, будут арестованы и привлечены к ответственности за
преступные деяния, будучи взрослыми.
Однако в более поздних исследованиях психологов Д.Джентайл, Б.Бушмен (США), среди прочего, предполагалось, что воздействие насилия в СМИ является лишь одним из нескольких факторов, которые могут способствовать агрессивному поведению.
Персональная информация

Имеются следующие риски, связанные с раскрытием персональной информации:
  • Персональные данные могут использоваться для мошенничества, спама, подбора паролей, взлома аккаунтов, мошенники могут выдавать себя за человека, чьи данные они используют.
  • Используя данные о местоположениях, где обычно находится ребенок, преступники могут встретиться с ребенком, похитить его или нанести ему вред, проникнуть в дом.
  • Персональная информация также может использоваться для кибер-издевательств.
  • Информация о человеке, пострадавшем от правонарушения, может составлять его личную или семейную тайну, использоваться для угроз со стороны пособников правонарушителя.

Кстати, в России, защита персональных данных реализуется другим законом О персональных данных, так что не вполне понятна необходимость включения этого пункта в закон о защите детей.
Решения вопроса в разных странах

США

В октябре 2000 года Конгресс США принял Закон «О защите детского Интернета» (CIPA), ограждающий детей от сексуальных и других нежелательных материалов, размещенных в сети Интернет. Закон предписывает библиотекам и школам, участвующим в федеральной программе доступа к Интернету (в качестве условия
получения федерального финансирования E-Rate), устанавливать программные фильтры, которые препятствуют просмотру материалов
порнографического и иного вредного содержания. Библиотекам дозволяется открывать доступ к определенным сайтам по просьбам взрослых пользователей для научных и иных законных целей.
Также в США действует закон «О защите конфиденциальности детей в Интернете»
(COPPA).
Закон применяется к сбору персональной информации от детей младше 13 лет лицами или организациями под юрисдикцией США.
Согласно закону, администрация сайта должна включить в политику конфиденциальности способы получения согласия родителей или
опекунов, и ответственности администрации за защиту конфиденциальности и безопасности детей в Интернете, включая ограничения в маркетинге. Хотя, несмотря на то, что дети могут публиковать персональную информацию легально с разрешения родителей, большинство сайтов все же блокируют детей в связи с количеством работы, связанной с этим.

Также в ряде штатов действуют локальные законы, касающиеся кибер-преследования и издевательств.
Канада

Сейчас в Канаде нет отдельных законов, регулирующих интернет-контент. К сайтам, размещенным в Канаде и резидентам Канады, чьи сайты
размещены на серверах, что находятся под иной юрисдикцией, применяются требования общих законов.
В ноябре 2006 года ряд ведущих канадских Интернет-провайдеров анонсировал «Проект Cleanfeed Канада»; добровольное блокирование доступа к сотням предполагаемых сайтов с детской порнографией. Список заблокированных сайтов составляется из отчетов пользователей Интернета и исследуется независимой
организацией Cybertip.ca. Хотя это было добровольным шагом без участия со стороны властей, канадское
правительство выразило свое одобрение.
Великобритания

Основные интернет-провайдеры предлагают включенную фильтрацию контента по умолчанию, с возможностью клиента отказаться от ее использования. Фильтр не проходят многие категории содержимого: сайты знакомств, наркотики, табак, алкоголь, файлообмен, азартные и онлайн-игры, соц.сети и форумы, суицид и вред здоровью, оружие и насилие, обсценная лексика, криминальные навыки, ненависть, анонимайзеры и проч.
Мобильные операторы начали добровольно фильтровать контент с 2004 года. При заходе на страницу с запрещенным содержимым выдается страница с предупреждением. Взрослые пользователи могут отключить эту фильтрацию.
Шесть основных провайдеров общественного Wi-Fi, суммарно ответственных за его долю в 90%, также осуществляют добровольную фильтрацию.
Существуют проблемы с попаданием разрешенных сайтов под действие фильтров. Так, примерно половина общественных Wi-Fi фильтров блокирует религиозные сайты, треть – сайты с сексуальным образованием. Ошибочно блокируются также службы поддержки людей с проблемами, связанными с вышеперечисленной тематикой, библиотеки и политические сайты.
Также в Великобритании действует система Cleanfeed, которая проверяет URL на наличие в конфиденциальном «черном списке URL» и отдает «Страница не найдена» в случае совпадения. Таким образом пользователь не может однозначно определить, была ли запрашиваемая страница заблокированной или по каким-то причинам просто отсутствовала на сайте. Ведением списка запрещенных URL занимается неправительственная организация IWF.
Австралия

Государственный регулятор Австралийские коммуникации и СМИ (ACMA) занимается ограничениями интернет-контента, размещенного в Австралии и ведением «черного списка» сайтов, размещенных извне. Этот список затем используется системами фильтрации, которые должны предлагаться всем потребителям провайдерами и правительством Австралии. Вот,
например, список фильтров с классификацией по возрастным категориям.
Сингапур

В Сингапуре также действует государственный регулятор MDA, контролирующий интернет-услуги трех основных провайдеров. Блокируется некоторое количество сайтов, содержащих «неприемлемую» информацию, в том числе Playboy, YouPorn и сайт знакомств Ashley Madison.
Кроме того, Министерство образования Сингапура блокирует доступ к порнографическому и определенному «неугодному» интернет-контенту, в том числе к некоторым торрент-сайтам. При попытке получить доступ к заблокированному сайту, посетители, как правило, видят сообщение MDA, хотя некоторые страницы отображаются с ошибкой 404.
Список блокируемых сайтов конфиденциален, в него также входят сайты, связанные с гомосексуализмом, новостные сайты Малайзии, сайты с антиисламскими настроениями.
Швеция

В Швеции основные поставщики интернет-услуг используют DNS-фильтр, блокирующий «очевидно» нелегальный контент, к коему относятся: призывы к бунту, расовая агитация, детская порнография, незаконное описание насилия.
Шведская полиция ответственна за ведение и обновление списка запрещенных сайтов.
Также в Швеции запрещена реклама для детей младше 12 лет.
Нидерланды

Здесь палата представителей несколько раз выступала против фильтрации, хотя был предложен план по блокировке детской порнографии, и был составлен черный список сайтов, размещенных в странах, где голландские власти не имели возможности отслеживания и преследования. Но к 2010 году список поредел с 2000 до 400 сайтов, и в докладе было сказано, что это означает практически полное отсутствие сайтов для блокировки. По этой причине, в 2011 году план был отозван.
Германия

Требования об удалении и ограничении доступа накладываются на немецких интернет-провайдеров, как правило, для защиты несовершеннолетних или для подавления пропаганды ненависти и экстремизма.
В 2009 году был принят закон о блокировке сайтов с детской порнографией, но в 2011 он был отвергнут по причине того, что провайдеры и так быстро удаляют детскую порнографию, когда получают информацию о ней.
Общий интернет для взрослых и детей, возможно ли?

Практически все новостные и медиа-ресурсы обзавелись значками (12+, 16+ и т.д.). Да, пока это не работает, но это показывает, что контент на этих сайтах действительно может представлять опасность для детей.
Несколько примеров для разрядки.Безобидный с точки зрения детей запрос про кошечек (взято отсюда).
киски
При попытке решить задачу и поиске «член функции» в яндексе начинаем набирать

Захотели поиграть?

Эту игру можно продолжать долго, присоединяйтесь!


То, что нам кажется обыденным и простым (ужасы, убийства, секс и т.д.), для детей является факторами, формирующими личность.
Что можно сделать?

Сразу отвечу на вопрос: «Дети найдут эту информацию (алкоголь, сигареты) в другом месте, какой смысл ее скрывать?». Да, но если мы признаем негативный эффект информации для детей, то наша задача – снизить вероятность ее получения. Точно так же, как снизить вероятность продажи детям сигарет и алкоголя.
Если некоторые родители считают, что уже можно рассказать это детям – они расскажут сами. Но замечу, что некоторые родители также считают, что бить детей уже нормально, что заставлять их работать по 8 часов нормально и т.д.
Итак, если мы все таки решаем ограждать детей, то логично выглядят 2 варианта: отдельный интернет для детей, скрытие от детей нежелательной информации.
В обоих случаях должен быть единый реестр сайтов: первый с разрешенными сайтами, второй с заблокированными для детей.
Во втором случае также возможна (или необходима) блокировка информации по ключевым словам и анализу трафика (распознавание фото, аудио, видео).
Кстати, относительно первого варианта в России есть конкурс позитивных сайтов, правда пока никакой практической пользы он не несет.
Технические решения

В любом техническом решении ограждения детей где-то должен быть установлен фильтр, идеального технического решения быть не может, потому что вопрос лежит в принципиальной плоскости, и поэтому хотелось бы варианты технического решения представить как опрос (ниже).
Вместо заключения

Хотелось бы, чтобы граждане, защищая свои права, не забывали об окружающих их других людях (пусть даже с иным мнением), а правительство не забывало, что их решения должны удовлетворять не их (и даже не специалистов в конкретных областях), а большинство населения.

habr.com

Правовая защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на примере социальной сети «ВКонтакте»



Согласно Федеральному Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В данном правовом акте подробно описываются и закрепляются виды информационной продукции, допускаемой к изучению несовершеннолетними, а также необходимые требования к ее обороту. В то же время, сеть Интернет и социальные сети включены в общую формулировку «информационно-телекоммуникационные сети» и регламентация защиты несовершеннолетних от информации, размещенной в них, не отражает необходимые особенности информационной безопасности детей [3].

Сеть Интернет является одной из самых быстро развивающих технологий, связывающих людей по всему миру. каждым годом ее распространение растет, поскольку доступ в сеть возможен с практически любого мобильного устройства, которое не привязано к определенному местоположению. Большую роль в этом играют и социальные сети, так самая популярная социальная сеть в России «ВКонтакте», обладает внушительным функционалом для общения между пользователями — обмен сообщениями, аудио и видеозаписями, создание групп единомышленников и многое другое. Широкий охват сети подтверждаются и статистическими данными, так на 2017 год, она имеет месячную активность более 95 миллионов человек, а на мобильных устройствах — более 78 миллионов. Учитывая указанные позитивные тенденции нельзя не отметить и трудности, с которыми может столкнуться пользователь, особенно если он несовершеннолетний:

1) Проблемы конфиденциальности — информация, размещенная в социальной сети, без использования специальных фильтров, общедоступна и может быть использована в противоправных целях.

2) Наличие нежелательного контента — это материалы (в качестве которых могут выступать тексты, картинки, аудио, видеофайлы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, суицида. Данные понятия входят в определение вредной информации, под которой понимается информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение и применения. Кроме того, вредная информация может наносить вред не только определенному кругу лиц, но и информационной безопасности страны

3) «Кибербуллинг» преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов [1].

Это далеко не полный список опасностей c которыми может столкнуться несовершеннолетний в социальных сетях. В качестве инструментов защиты детей от вредной информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, может выступить правовые средства, закрепленные в законе, методы, применяемые социальной сетью и родительский контроль.

Родительский контроль выражается не только в наблюдении за контентом, который потребляет ребенок, но и в установлении необходимых фильтров для пресечения доступа несовершеннолетнего к вредной информации. Как с помощью специального софта — установление антивируса с функцией родительского контроля, так и используя возможности самого интернет-сайта, например «детский режима» видеохостинговой системы «YouTube».

В ключе социальной сети «ВКонтакте» контроль со стороны родителей ограничен как функционалом — отсутствие «детского режима», возможность входа с большого количества устройств, так и желанием самого несовершеннолетнего получить доступ к неблагоприятной информации. Открыто публикуя конфиденциальную информацию о себе, заводя анонимные знакомства, вступая в общение с незнакомыми людьми, несовершеннолетние подвергаются серьезным рискам попасть под негативное влияние недоброжелателей или стать жертвой киберпреступников.

Существующий пробел должен восполняться методами правовой защиты несовершеннолетнего от вредной информации, которая включают в себя разработку законодательных и нормативно-правовых документов, которые регулируют отношения субъектов по защите информации, их применения, надзор и контроль за их исполнением. Они будут иметь действие только при совместном участии государства и социальной сети [2].

Если обратиться к международному опыту решению данной проблемы, то можно выделить несколько основных моментов:

Во-первых, последовательная защита прав несовершеннолетних в сети, которая отражается в системе законодательных актов посвященных данному вопросу.

Во-вторых, закрепление ряда запретительных мер в отношении самих несовершеннолетних, так в Соединенных Штатах Америки распространение информации частного характера о детях моложе 16 лет возможно лишь с согласия их родителей, они не могут иметь своего персонального канала, интернет-адреса.

В-третьих, распространена практика идентифицированного доступа к сайтам (посредством предоставления паспортных данных, электронного ключа) [4].

Проанализировав международный опыт, можно сказать, что в Российской Федерации созданы необходимые условия для осуществления надлежащей правовой защиты несовершеннолетних от вредной информации:

1) Законодательные основы, в виде Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2) Система органов, осуществляющих политику по контролю за противоправной информацией, одним из которых является Роскомнадзор.

3) Проведение мероприятий, направленных на поддержание информационной безопасности — создание Единого реестра запрещенных сайтов, систематическую работу по контролю публичных точек доступа к интернету по технологии Wi-Fi, блокировка интернет-адресов, распространяющих вредную информацию.

Реализация же указанных обстоятельств по отношению к социальной сети «ВКонтакте» вызывает особые трудности, о чем свидетельствует опыт 2015–2018 гг., когда широкий общественный резонанс вызвали так называемые «группы смерти», склоняющие несовершеннолетних к совершению самоубийства. Результатом данного прецедента стало закрытие более 16 тысяч групп в социальной сети, принятие поправок к Уголовному кодексу Российской Федерации. Данные меры являются прямым ответом на сложившуюся проблему, но, к сожалению, не опережающим событие актом. Правовая защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию должна по своей сути нести предупредительный характер, но она может лишь отвечать на возникающие вопросы, поскольку развитие интернет-технологий идет с огромной скоростью, что влечет за собой появление новых возможностей распространения вредной информации.

Следовательно, система правовой защиты требует своевременного усовершенствования, и видится необходимость реализация следующих положений:

1) Принятие на законодательном уровне норм по обязательному наличию у социальных сетей функции «детский режим», в котором будут включены необходимые средства фильтрации контента для несовершеннолетних, в том числе возможность для родителей контролировать круг общения ребенка.

2) Увеличение обязанностей Интернет-провайдеров по блокированию контента, который содержит вредную информацию, путем введения идентификационных технологий при просмотре запрещенных для детей сайтов, так и предоставления необходимого инструментария для установления запретов со стороны родителей.

3) Внесение изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которые включали бы в себя регламентацию вопросов касающихся социальных сетей (которые в законе включены в термин Интернет и не упоминаются).

Создание безопасного пространства в сети Интернет для несовершеннолетних является как важной, так и очень сложной задачей. При ее решении необходимо учитывать как частные (цензура, свобода слова), так и публичные интересы. Базисом формирования такого пространства является правовая защита детей, которая предоставит для этого необходимые предпосылки и условия, но они смогут быть успешно реализованы только при наличии действенного взаимодействия между государством, Интернет-провайдерами и социальными сетями. Данный симбиоз — это залог успешного предотвращения новых интернет-угроз для несовершеннолетних.

Литература:

  1. Конфиденциальность информации в Интернете // Российский нии развития общественных сетей. URL: http://www.ripn.net/article0s/privacy/ (дата обращения: 15.10.2018)
  2. Кирилловых А. А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право.- 2011.- № 4.С.40–45.
  3. Ковалева Н. Н. Информационное право России: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2007. — 360 с.
  4. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования.- М.: Google, 2013.- 165 с.

Основные термины (генерируются автоматически): вредная информация, социальная сеть, сеть, информация, защита детей, родительский контроль, правовая защита, Российская Федерация, международный опыт, информационная безопасность детей.

moluch.ru

Комплексный метод обеспечения информационной безопасности как один из методов защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Библиографическое описание:

Павлов А. В., Соловьев А. А. Комплексный метод обеспечения информационной безопасности как один из методов защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 147-148. — URL https://moluch.ru/archive/112/28482/ (дата обращения: 16.10.2019).



В работе проанализирована проблема обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в настоящее время эта задача весьма актуальна. Разработана методика решения данного вопроса с помощью комплексного метода обеспечения информационной безопасности. Данная методика содержит комплекс организационных и технических мер для обеспечения защиты детей в общеобразовательных учреждениях относительно действующего Федерального закона от 29.12.2010г. 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Ключевые слова: Федеральный закон от 29.12.2010г. 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», комплексный метод защиты информации, единый реестр.

Проблема обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в настоящее время весьма актуальна. Данная проблема решается методом подключения контентного-фильтра к единому реестру доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — единый реестр). Этот способ является один из распространённых для обеспечения защиты детей в общеобразовательных учреждениях относительно действующего Федерального закона [2]. Но использование такого метода решения не является достаточно эффективной методикой защиты. На это есть несколько причин. Во-первых, количество сайтов постоянно увеличивается (в том числе сайты содержащие информацию, которая может нанести вред ребенку). Во-вторых, постоянно происходит развитие информационных сетей, вследствие чего облегчается доступ получения информации. В-третьих, в интернете существуют динамические сайты, на которых информация постоянно изменяется.

Обеспечение безопасности детей остается одной из важнейших задач. Дети — это будущее нашего государства и общества. Одна из основных угроз в сфере обеспечения «безопасности детства», это «Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей, опасность для детей» [1]. Данная проблема в области информационной безопасности весьма актуальна. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [1]. Для решения данной проблемы необходимо постоянное совершенствование подходов к обеспечению безопасности детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Государство для решения данной проблемы разработало закон [2].

В информационной безопасности одним из самых действенных способов по обеспечении защиты информации является использование комплексного подхода. Основная суть этого подхода заключается в совместном использовании нескольких средств защиты информации, в результате чего достигается максимальная защищенность информационных активов.

Для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию предлагается использовать комплексный метод. Для этого необходимо разобраться, как они получают доступ к вредоносной информации. Доступ к интернет-ресурсам осуществляется ими с помощью браузеров, специальных прикладных программ, собственных аппаратных устройств (например: планшеты, смартфоны, телефоны). Все эти программы и устройства работают по следующему алгоритму: отправляется запрос в сеть через коммутационное оборудование поставщика связи, откуда из сети приходит ответ на запрос. Основа предлагаемого метода комплексной защиты основывается на анализе возможных угроз, и на принципе комплексности. Принцип комплексности состоит в совокупности организационных и технических мер по защите детей от вредоносной информации. Данный принцип предполагает, что система защиты должна включать совокупность объектов защиты, сил и средств, принимаемых мер, проводимых мероприятий и действий по обеспечению безопасности от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями [3].

В качестве организационных мер предлагается проводить уроки с детьми в общеобразовательном учреждении на тему грамотного использования информационных ресурсов в сети «Интернет», и разработать организационные и правовые рекомендации по данному направлению. Для выбора технических мер защиты необходимо установить способы получения доступа к сети «Интернет» школьником в общеобразовательном учреждении. В общеобразовательном учреждении он имеет доступ либо к компьютеру в компьютерном классе, либо к своему собственному аппаратному средству. Таким образом у него существует два основных пути получения доступа к сети «Интернет», первый это через постороннее прикладное программное обеспечение, а второй через браузер.

Предлагаемый метод комплексного обеспечения информационной безопасности для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию состоит в следующем. В компьютерном классе должны быть установлены следующие правила: ученик не должен иметь доступ к постороннему прикладному программному обеспечению, и у него не должно быть прав на установку/удаления/изменения программного обеспечения компьютера. Использование предлагаемой, грамотно настроенной, политики для комплексного обеспечения информационной безопасности, позволяет защитить учащихся от возможности получения вредоносной информации через постороннее прикладное программное обеспечение.

Защита детей от вредоносной информации, полученной через браузер является более сложным процессом, так как от браузера нельзя отказаться, он необходим для получения информации из сети «Интернет». Для обеспечения защиты ученика от вредоносной информации, используются контент-фильтры, которые фильтруют весь интернет-трафик приходящий на компьютер пользователя. Вся эффективность такой защиты зависит от качества фильтрации трафика, так как фильтрация через использование единого реестра не всегда бывает эффективной, то следует принимать дополнительные меры. Одной из них является использование специального поискового сервиса, который имеет встроенную фильтрацию по запросу пользователя. Использование такого поискового сервиса вместе с сертифицированным контент-фильтром подключенного к единому реестру дает большую эффективность, нежели использование только одного контент-фильтра. Это достигается за счет того, что данный поисковый сервис решает проблемы сертифицированного контент-фильтра, за счет того, что специальный поисковый сервис фильтрует запросы не на стадии захода на сайт с вредоносной информацией, а на стадии отправки поискового запроса. Что обеспечивает дополнительную фильтрацию трафика. Использование такого поискового сервиса вместе с сертифицированным контент-фильтром дает многоуровневую систему защиты.

Таким образом предлагается создать данный поисковый сервис, который должен быть единым на всей территории РФ, а контролирующим органам дать возможность управление этим поисковым сервисом. Этот поисковый сервис должен постоянно совершенствоваться, как в плане бесперебойного качества фильтрации трафика, так и в плане защищенности от внешних угроз.

Таким образом в работе показано, что использование комплексного подхода в системе защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию дает преимущество по качеству обеспечения информационной безопасности в общеобразовательном учреждении. Предлагаемая методика дает возможность уменьшения количества возможных инцидентов, что в свою очередь обеспечивает более грамотный подход по решению проблемы информационной безопасности в сфере детства, а именно: «Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей, опасность для детей» [1].

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
  2. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  3. В. Г. Грибунин, В. В. Чудовский «Комплексная система защиты информации на предприятии», Москва, Издательский центр «Академия», 2009

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, вредоносная информация, защита детей, поисковый сервис, единый реестр, общеобразовательное учреждение, информация, информационно-телекоммуникационная сеть, постороннее прикладное программное обеспечение, сертифицированный контент-фильтр.

moluch.ru

Приложение № 3. Памятка для родителей об информационной безопасности детей

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
  2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
  3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
  4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
  7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  8. оправдывающая противоправное поведение;
  9. содержащая нецензурную брань;
  10. содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

  1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

Общие правила для родителей

  1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты.
  2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJoumal, blogs.mail.ru, vkontakte.ruи т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
  3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
  4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
  5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7–8 лет

  1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
  2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
  3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  4. Используйте специальные детские поисковые машины.
  5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
  7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
  8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
  9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия
  10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
  11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
  12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
  14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

  1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
  2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
  3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
  4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
  7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
  8. Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
  9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
  10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
  12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
  13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
  14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
  15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Возраст детей от 13 до 17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

Важно по-прежнему строго соблюдать правила интернет-безопасности — соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в возрасте от 13 до 17 лет

  1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
  2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
  3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
  4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
  6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
  7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
  8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
  10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
  12. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
  13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

security.mosmetod.ru

Материал по теме: «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Добрый вечер, уважаемые родители и педагоги!

Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября этого года.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий, родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

21 декабря 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ (одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.) и был подписан бывшим президентом Дмитрием Медведевым.

Законом введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.

Как заявляют психологи, восприняв предосудительную информацию, маленький ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни или даже развившееся психическое расстройство. Понять, что тот, или иной продукт опасен, помогут так называемые знаки информационной продукции, представляющие собой графическое или текстовое обозначение классификации.

Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет.

Закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить ребенка переключить канал».

Также документ запрещает показ опасных для психики ребенка программ с 4 до 23 часов по местному времени. А с 1 сентября 2012 года все интернет-кафе и клубы обяжут использовать программно-аппаратные средства блокировки опасной информации. Журналы же с «плохими картинками» станут продавать только в запечатанных упаковках.

Закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Но доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Согласно закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее

профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

В таких средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещение информационных знаков можно проконтролировать.

С информацией, размещенной в телекоммуникационных сетях, дело обстоит значительно хуже. Массовое бесконтрольное размещение информации в Интернет невозможно проконтролировать и оценить возможный вред, который эта информация может нанести здоровью и развитию детей. В настоящее время практически любой человек может выложить в Интернет текстовую, аудио- или видеоинформацию. Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера.

Мы, педагоги призываем вас, родителей, в это сложное время контролировать свободное время вашего ребенка. Конечно, не доводить до абсурда, поставив жизнь ребенка под тотальный контроль, а постараться сформировать доверительные отношения со своим ребенком, чаще беседовать с ним, в дружеской беседе можно узнать любую информацию: с кем ребенок дружит, чем интересуется, какие отношения в школе с друзьями, учителями.

Существует множество программ и фильтров, которые помогут контролировать открытие нежелательной информации и устанавливать время, которое можно проводить в Интернете. Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, помимо функций ограничения пребывания ребенка за компьютером, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений – создание фильтра web-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие – нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Самыми распространенными являются два варианта ограничений:

  1. Создание «белых» и «черных» списков web-сайтов. «Черные» списки должны регулярно обновляться, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. «Белые» списки – вид более жесткого контроля – ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется
  2. фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, и прочие вещи, запрещенные для ребенка.

Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к web-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска – это программы обмена мгновенными сообщениями (icq, skype и т.п.). Ребенок наивен, он можно нечаянно рассказать незнакомцу ваши личные данные. Злоумышленники хитры, они прикидываются ровесниками, невзначай задают каверзные вопросы. Напрашивается и вторая опасность – собеседники ребенка могут научить его, в лучшем случае, мелким пакостям, а о примерах серьезных бед лучше даже не вспоминать. Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, например, адрес, номер школы или телефона, то происходит блокировка отправки сообщения.

О том, какие программы устанавливать на своем компьютере каждый решает для себя сам. Рекомендовать какую-либо программу мы не можем.

Тем не менее, о том, что проблема родительского контроля давно стала общей, говорит то, что средства для ограничения доступа к приложениям, играм и сайтам были включены в состав операционной системы Windows.

Если Вы опытный пользователь и можете самостоятельно осуществлять манипуляции на компьютере, предлагаем следующее:

  1. Простейший способ ограничить доступ к определенным сайтам в Интернете – редактирование системного файла hosts
  2. Если на Вашем компьютере установлена операционная система Windows Vista или Windows 7, вы можете задействовать встроенные средства родительского контроля:
    Родительский контроль в Windows Vista и Windows 7

В конце своего выступления в качестве размышления над данной проблемой хочу предложить вам отрывок из телевизионной передачи.

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Правила освещения в средствах массовой информации антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних, случаев самоубийства несовершеннолетних, а также рекомендации по освещению такой информации в сети «Интернет»

Настоящие Правила и Рекомендации разработаны Минкомсвязью России в целях реализации пункта 1.3 протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 18 декабря 2018 г. № 3.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I (далее – Закон о СМИ) запрещается распространение в средствах массовой информации (далее – СМИ), а также в информационно-телекоммуникационных сетях (далее – сеть «Интернет») информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая:

фамилию, имя, отчество, фото- и видеоизображение такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей,

дату рождения такого несовершеннолетнего,

аудиозапись его голоса,

место его жительства или место временного пребывания,

место его учебы или работы,

иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

При подготовке материала к печати, выпуску в эфир или к распространению иным способом нужно обеспечивать максимальную защиту от того, что личность ребенка будет раскрыта. Так, часто используемый СМИ прием «затемнения» лица пострадавшего ребенка не позволяет гарантировать его неузнаваемость, особенно в небольших городах и населенных пунктах.

Распространение информации, которая идентифицирует ребенка, в СМИ и в сети «Интернет» возможно только при соблюдении двух условий:

1) размещение такой информации необходимо для защиты прав и интересов этого ребенка;

2) наличие согласия законного представителя (если ребенку до 14 лет) или согласия и законного представителя, и ребенка (старше 14 лет).

После того как цель достигнута, распространять информацию о несовершеннолетнем нельзя.

Распространение информации без согласия несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего возможно, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

Еще более строгие требования к обеспечению конфиденциальности информации касаются случаев, когда речь идет о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности в отношении несовершеннолетнего (статья 41 Закона о СМИ).

Такие случаи регулируются в том числе требованиями статей 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК).

В частности, частью 5 статьи 161 УПК не допускается разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия, а также данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя.

Согласно части 2 статьи 161 УПК данные предварительного расследования могут быть переданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Распространение информации, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в СМИ и сети «Интернет» может допускаться только в тех случаях, когда это необходимо для:

1) расследования преступления;

2) установления лиц, причастных к совершению преступления;

3) розыска пропавших несовершеннолетних.

В соответствии с частью 5 статьи 241 УПК лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в сети «Интернет» не допускается.

На основании статьи 41 Закона о СМИ также запрещено распространять в СМИ сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Запрещается также распространять сведения о несовершеннолетнем, совершившем административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Разрешение несовершеннолетнего и его законного представителя во всех рассматриваемых случаях должно быть получено СМИ в письменной форме.

При получении необходимых согласований при освещении в СМИ и сети «Интернет» антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних, а также случаев самоубийств несовершеннолетних, размещающему такую информацию необходимо быть предельно деликатным, проявлять уважение к близким родственникам, родственникам или близким лицам как несовершеннолетнего пострадавшего, так и несовершеннолетнего, нарушившего закон либо подозреваемого в совершении административного правонарушения или антиобщественного действия, или преступления, равно как и к иным участникам происшествия.

В таких случаях следует руководствоваться высокими стандартами профессиональной этики, избегая излишней эмоциональности, провокационных заголовков и изображений.

Рекомендуется быть предельно аккуратными в авторских оценках участников описываемых событий, избегая чрезмерной детализации в описании противоправных действий в отношении несовершеннолетнего, а также совершенных антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Федеральным законом предусматривается использование визуального знака информационной продукции, проставляемого производителем или распространителем информации в соответствии с возрастной классификацией — «6+», «12+», «16+», «18+». Кроме того, это определенный ориентир для родителей, призванный обратить их внимание на специфику информационной продукции. Распространение информации, запрещенной для детского просмотра, не допускается без данного знака, за исключением информации, распространяемой посредством сети интернет, кроме сетевых изданий.  

В случае если в состав одной книги входит несколько произведений, относящихся к разным возрастным категориям, рекомендуется обозначать данное издание знаком информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Использование закона информационной продукции не распространяется на печатную продукцию, выпущенную в оборот до 1 сентября 2012 года.

Не допускается распространение запрещенной информации без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты от указанной информации в местах, доступных для детей, а также образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций. 

В соответствии с законом №135-ФЗ запрещается распространение информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних. Согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», реклама подлежит классификации, не допускается ее распространение без указания категории данной информационной продукции.

Однако необходимо учитывать, что родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими лицами. Таким образом, учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье детей в первую очередь лежит на них, для защиты несовершеннолетних от негативной информации родители могут самостоятельно воспользоваться функцией «родительского контроля» с помощью настроек телевизионного приемника, а также в качестве дополнительной услуги, предоставляемой большинством операторов мультисервисных сетей. Кроме того, ведущие операторы связи (ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС» и др.), а также поисковые интернет-компании (ООО «Яндекс», ООО «Гугл») предоставляют услуги по фильтрации нежелательного контента в интернете — контентные фильтры «родительского контроля». Такие программы есть как в платном, так и в бесплатном доступе.

digital.gov.ru

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ

 

Роскомнадзор принимает сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации. 

Направить сообщение можно через специализированную форму.

 

Методические рекомендации Роскомнадзора по блокировке интернет-ресурсов, посредством которых осуществляется распространение противоправной информации.

Памятка по порядку направления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) сообщений от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации (разработана ГОУ ДПО «КРИРО»)

 

Буклет для граждан «Порядок направления информационных сообщений от граждан и юридических лиц в РОСКОМНАДЗОР о наличии на страницах сайтов в сети интернет противоправной информации» (разработан ГОУ ДПО «КРИРО»)

 

 

Материалы к единому уроку безопасности в сети Интернет (2016-2017 уч. год):

1. Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей

2. Cтраница на официальном сайте ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО»

3. Материалы на портале «Единыйурок.рф»

 

Материалы к единому уроку безопасности в сети Интернет (2015-2016 уч. год):

1. Онлайн-площадка для проведения Единого урока безопасности в сети Интернет «Единыйурок.рф»

 

Материалы к единому уроку безопасности в сети Интернет (2014-2015 уч. год):

1. Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях тематических уроков, посвященных вопросам безопасности в сети Интернет

2. Видеоролик о безопасности в сети Интернет

3. Онлайн-площадка, созданная при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

4. Онлайн-трансляция конференции «Поколение NEXT. Дети — 2014»

5. Онлайн-квест «Сетевичок»

 

 

https://урокцифры.рф

 

 

Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р

Ознакомиться >>

 

 

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»

Скачать >>

Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

Разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества (письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184)

Скачать >>

 

 

Подготовлены Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с МВД России, Минкомсвязи России, Минпросвещения России, Роскомнадзором, Минздравом России и Роспотребнадзором.

Рекомендации представляют собой перечень рекомендаций о различных мерах, механизмах и мероприятиях, которые рекомендуется реализовать организациям и физическим лицам для защиты своих несовершеннолетних пользователей.

Рекомендации содержат рекомендации для следующих категорий сайтов и сервисов: «Обмен информацией между пользователями», «Информационные сайты», «Поисковые системы», «Интернет-сервисы» и «Ресурсы, содержащие информацию, запрещенную для детей»

Скачать >>

 

 

Разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества.

Методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет»

Методические рекомендаци по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования

Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности

 

 

Видео-материалы для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных размещены на Портале персональных данных по адресу: http://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm

 

 

Разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества (письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184)

Скачать >>

 

 

Учебное пособие по медиаграмотности разработано Донским государственным технологическим университетом.

Рекомендовано для использования Минкомсвязь России и Минобрнауки России (письмо Минобрнауки России от 27.03.2018 № 07-1734)

Скачать >>

 

 

Памятка разработана Южным федеральным университетом (г. Ростов-на-Дону) в 2014 году по заказу аппарата Национального антитеррористического комитета. Памятка может тиражироваться и использоваться при реализации мероприятий региональных программ по профилактике терроризма, в качестве учебного пособия в образовательных учреждениях, молодежных организациях.

Скачать >>

 

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с целями ФГОС и Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации.

Методические рекомендации направлены на внедрение курса по информационной безопасности в учебный процесс разных учебных программ образовательных организаций таких предметов как «Информатика», «ОБЖ», «Биология» и других учебных дисциплин.

Скачать>>

 

 

Министерством образования Республики Коми совместно с Комитетом информатизации и связи Республики Коми разработаны методические материалы по информированию родителей об услуге «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В методические материалы для родителей включены описания основных существующих угроз в сети Интернет, реализация которых может повлечь причинение вреда здоровью и развитию детей; описание основных технических мер, которые могут предпринять родители на домашних компьютерах и устройствах, направленных на защиту их детей от негативной информации, распространяемой в сети Интернет, подробные пошаговые инструкции по настройке таких технических средств и другая полезная информация, которая может помочь людям, не обладающим особыми знаниями в области информационных технологий, защитить детей от существующих угроз в сети Интернет.

Методические рекомендации для родителей и образовательных организаций по защите детей от негативной информации в сети Интернет

 

 

Типовые локальные акты утверждены во исполнение Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», распоряжения Главы Республики Коми от 20 сентября 2012 г. № 309-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Республике Коми», распоряжения Правительства Республики Коми от 25 декабря 2012 г. № 529-р «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Республике Коми», а также в целях ограничения доступа обучающихся образовательных организаций Республики Коми к ресурсам сети Интернет, не совместимым с задачами образования и воспитания.

Приказ Министерства образования Республики Коми от 18.10.2013 №240 «Об утверждении типовых локальных актов образовательной организации по вопросам обеспечения информационной безопасности обучающихся при организации доступа к сети Интернет»

Приложение 1. Правила использования сети Интернет

Приложение 2. Инструкция по контролю

Приложение 3. Должностные инструкции

minobr.rkomi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *