Завышенный или заниженный уровень притязаний относится к: Уровень притязаний личности — что это такое в психологии

Содержание

Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

3.10.2014

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит, скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной

».

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. Излишне низкая самооценка человека влечет за собой чрезмерную его зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих, формируется «комплекс неполноценности», поведение «неудачника».

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя.

И лишь к 14—15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких) возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

Ключевые слова: Самооценка, Фрустрация

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Виды экстремальных состояний

Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб…

Стресс и фрустрация

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Основной экзистенциальный конфликт и фрустрация

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Фрустрация и фрустратор

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Непосредственные агрессивные реакции на фрустрацию и стресс

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Классификация проблемных ситуаций, предложенная Розенцвейгом

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Самооценка личности

Что такое притязание и какие бывают у него уровни, что это такое в психологии

Каждый из нас имеет в этой жизни ту или иную цель. Одни при этом просто мечтают достичь ее, другие же идут к ней, ставя при этом определенные задачи. В психологии есть понятие об уровне притязаний, иными словами, это стремление человека к тому, что он может сделать или же чему-то, что никак он не сможет достичь.

Так ли важен данный показатель? И какие существуют методы его определения?

  • Что такое притязание?
  • Что такое уровень притязаний?
  • Классификация уровня притязаний
  • Что характеризует уровень притязаний человека?
  • Примеры реальных и завышенных притязаний
  • Как можно определить свой собственный уровень притязаний?

Что такое притязание?

Под данным понятием понимают желание и стремление личности получить то, что она желает возможным и достойным себя. При этом у одних притязания вполне скромные и адекватные, а у других они явно завышенные и мало связаны с реальной жизнью.

Притязание в психологии считается личным правом каждого человека получить определенные жизненные блага, например:

  • успех в карьере;
  • удачная личная жизнь;
  • путешествия;
  • успеваемость в обучении и многое другое.

Что такое уровень притязаний?

В зависимости от ожидания человека, его притязания бывают разными. Так, различают разные уровни данного понятия. Высокий чаще всего характерен для тех, кто имеет неадекватную самооценку. Однако, психологи до сих пор не могут прийти к выводу, что именно на что влияет – притязания на самооценку человека или же наоборот. Но, несомненно, связь между самооценкой и уровнями притязаний существует.

Согласно психологии, уровень притязаний – это стремление человека к достижению той цели, которую он считает для себя достойной. В основе того или иного уровня лежит оценка своих возможностей, потребностью человека является необходимость ее сохранения.

Классификация уровня притязаний

Уровень притязаний может быть частным или общим.

Частный уровень относится к стремлениям в разных видах деятельности или же отношениях, например:

  • достижения в спорте или музыке;
  • отношения с родителями, детьми или противоположным полом.

В основе таких уровней лежит та или иная самооценка личности в конкретной области.

Если говорить об общем уровне, то тут он относится к разным сферам деятельности и жизни человека, где он проявляет свои нравственные и умственные способности. В его основе лежит целостная оценка собственной личности человека.

Данное понятие ввел в обиход К. Левин и его ученики с целью объяснения стремления личности к цели, имеющую сложность в соответствии со способностями человека. Здесь важно выявить соответствия способностей и возможностей человека тому, к чему он стремится.

Исследования показали, что данный показатель формируется под влиянием успехов или поражений, но при этом ни успехи, ни поражения не являются решающим фактором в его формировании, им скорее является переживание личностью своих достижений как успешных, так и провальных.

Уровни притязаний также подразделяются на адекватные возможностям человека и неадекватные. Если они слишком завышены, то могут быть источником аффекта неадекватности. При воспитании детей родители должны их непременно учитывать, чтобы они соответствовали их возможностям, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.

Что характеризует уровень притязаний человека?

Такой показатель характеризует следующее:

  • уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
  • выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
  • желаемая самооценка человека.

Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:

  • повышения притязания с целью получения успеха;
  • снизить их, чтобы избежать опасности.

Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.

А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:

  • выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в своих силах;
  • избегание соревновательных ситуаций;
  • некритичность отношения к достижениям;
  • ошибки в прогнозах.

Примеры реальных и завышенных притязаний

Если человек целеустремленный, активный и успешный, то его уровень притязаний не слишком высокий, но и не низкий. Его цели вполне реальны и чаще всего воплощаются в реальность. В отличие от мечтателей, такие люди ставят перед собой реальные задачи, которые соответствуют их качествам. Такие люди имеют высокий уровень мотивации, поэтому они и достигают желаемого. Это успешные бизнесмены, врачи, артисты и т.д.

А вот те, кто имеет слишком высокие и нереальные стремления чаще всего слабо мотивированы и не способны реализовать свои стремления. Примером тому можно назвать то, что провинциальные девушки считают, что достойны шикарной жизни в столице или за границей. Но в большинстве случаев они не стремятся уехать, получить образование или выучить иностранный язык.

Как можно определить свой собственный уровень притязаний?

Определить свою степень притязаний любой желающий может с помощью специальных тестов или же при обращении к опытному психологу. Подобный анализ может потребоваться, если человек не может достичь той или иной цели. Вполне вероятно, что желаемый уровень не совпадает с личностными характеристиками человека. Возможно, потребуется снизить свои желания или же поработать над усовершенствованием своих личностных качеств.

Если у индивидуума есть определенная цель, но он не может ее достичь, лучше пересмотреть свое отношение к себе, научиться чему-то новому и измениться так, чтобы можно было соответствовать своим стремлениям, а не занижать их.

Что это такое и как с ним бороться

Что такое эффект Даннинга-Крюгера?

Эффект Даннинга-Крюгера — это когда недостаток знаний и навыков у человека заставляет его переоценивать собственные знания или способности в определенной области. Это происходит потому, что недостаток самосознания мешает им точно оценить свои способности. Этот эффект также заставляет тех, кто преуспевает в определенной задаче, верить, что другие тоже находят эту задачу простой.

Единственная истинная мудрость состоит в том, чтобы знать, что ты ничего не знаешь.

— Сократ

↑ Table of Contents ↑

Понимание эффекта Даннинга-Крюгера

Психологи Корнельского университета Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер подробно описали эту концепцию в своей статье 1999 года. В своем исследовании пара проверила участников на их логику, грамматику и чувство юмора и обнаружила кое-что захватывающее:

Те, кто набрал нижних 25% , переоценили свои способности и результаты тестов. Большинство прогнозировало, что их результаты будут в t он топ 60%!

Те, кто превзошел 25% лучших, также неправильно оценили свои результаты. Большинство из этих студентов оценили свои баллы как более низкие, в диапазоне от 70 до 75 процентилей. Но большинство на самом деле набрали больше 87 процентилей.

Исследование показало, что люди блаженно недооценивают отсутствие у них способностей в социальной и интеллектуальной сферах. Авторы говорят, что завышение происходит из-за двойного бремени. Эти люди не только делают ошибочные выводы и делают неудачный выбор, но и не могут анализировать свои собственные мысли и действия.

↑ Содержание ↑

Что вызывает эффект Даннинга-Крюгера?

Даннинг и Крюгер определили два важных компонента, которые были ответственны за возникновение этой неправильной калибровки мышления:

  1. Отсутствие навыков или знаний в определенной области темы. Они некомпетентны в той области, в которой, по их мнению, разбираются.
  1. Отсутствие метапознания. Проще говоря, метапознание — это способность осознавать или понимать свои мыслительные процессы.

По сути, эти две вещи приводят к разрыву между воспринимаемой и фактической производительностью и результатами. Интересно, что по мере роста навыков участников росла и их метакогнитивная компетентность, которая помогала им осознать ограничения своих способностей.

↑ Содержание ↑

На кого влияет эффект Даннинга-Крюгера?

Большинство людей в той или иной степени дезинформированы о своем уровне знаний, но эффект Даннинга-Крюгера чаще затрагивает тех, кому не хватает знаний и навыков, потому что они не знают того, чего не знают.

Пять исследований рассматривали эффект Даннинга-Крюгера на реальных примерах и обнаруживали его в следующих ситуациях:

  • Студенты колледжа сдают тест
  • Студенты-медики оценивают свои навыки прохождения собеседования
  • Клерки оценивают свою работу
  • Лаборанты рассказывают о своих навыках    

На рабочем месте это может выглядеть как уверенные в себе кандидаты, но не подходящие для своей должности, и уверенные в себе сотрудники, которые не являются лучшими исполнителями, но получают незаслуженное повышение.

Можно предположить, что самоуверенность чаще встречается и у молодежи. Однако в одном исследовании специально рассматривалось, как различные типы уверенности коррелируют с возрастом, и не было обнаружено никаких доказательств переоценки или чрезмерного размещения. Однако они обнаружили доказательства того, что точность суждений увеличивается с возрастом.

Даже умные люди могут ошибочно полагать, что их знания по одной теме можно перенести на другую. Но это не так. Быть умным — это не то же самое, что развивать навыки и опыт, применимые во всех областях.

Фильм «Поймай меня, если сможешь» , основанный на реальных событиях Фрэнка Абигнейла, прекрасно иллюстрирует эффект Даннинга-Крюгера. Абигнейл, которого играет Леонардо ДиКаприо, был молодым мошенником, который в 21 год стал врачом, юристом и пилотом. Секрет его успеха — уверенность в себе.

Вы когда-нибудь слышали подобные отзывы от других о том, как вы игнорировали их или игнорировали их вклад? Есть ли области, в которых вы чувствуете себя на 100% уверенно? Считаете ли вы себя незаинтересованным в личностном росте? Вы можете испытать эффект Даннинга-Крюгера.

↑ Содержание ↑

Нежелание учиться

Хотя каждый человек обладает особыми способностями, некоторые считают, что они лучше других, и из-за своей самоуверенности не думают, что им нужно изучать что-то новое. На рабочем месте вы часто можете увидеть этих людей как людей, которые обвиняют своих менеджеров или компанию в проблемах, страдают при поиске работы, потому что их навыки не поспевают за рынком, и имеют низкую производительность.

↑ Содержание ↑

Неточная оценка времени

Излишняя самоуверенность может привести к неспособности прогнозировать сроки и выполнять задачи вовремя. Это может привести человека к мысли, что он может завершить проект или задачи в более короткие сроки, чем это действительно так. Затем из-за неправильной оценки человек отстает, и проект затягивается.

↑ Содержание ↑

Переоценка способностей

Вы переоцениваете свои возможности только для того, чтобы это привело к катастрофическим результатам? Это может выглядеть как человек, который записывается на марафон и рассчитывает пробежать его без подготовки или решения начать бизнес по прихоти, без лидерских качеств или предпринимательских способностей.

Всегда приятно верить в себя и мечтать о большем, но если вы часто ошибочно переоцениваете свои знания или способности, возможно, стоит разобраться, почему это происходит.

↑ Содержание ↑

Переоценка памяти

Читали ли вы материал один раз, будучи студентом, и ожидали, что сможете вспомнить его для теста? Но когда тебе вернули результат за тест, ты узнал, что провалил его?

Или вы просматриваете презентацию один раз, думая, что это все, что вам нужно сделать для подготовки? Но когда приходит время его давать, вы путаетесь в словах и понятиях. Это может быть связано с тем, что вы переоценили свою способность запоминать материал.

↑ Содержание ↑

Переоценка знаний

Google исказил то, как люди думают о своих собственных знаниях по сравнению со знаниями, найденными в Интернете. Одно исследование пришло к выводу, что использование Google искусственно завышает уверенность людей в своих способностях запоминать и обрабатывать информацию. Это приводит к ошибочно оптимистичным предсказаниям о знаниях. Короче говоря, люди не могут понять, где заканчиваются индивидуальные знания и начинаются знания Google.

↑ Содержание ↑

Предположение, что вы эксперт

Люди, добившиеся успеха в прошлом, могут ошибочно полагать, что это означает, что они являются экспертами в какой-то области. Это может произойти с новым инвестором, добившимся успеха на фондовом рынке благодаря своим первоначальным инвестициям, или с игроком, выигравшим свою первую игру. Вместо того, чтобы признать это как небольшую выборку опыта, человек с эффектом Даннинга-Крюгера может полагать, что он является экспертом.

↑ Содержание ↑

Почему люди думают, что знают больше, чем на самом деле

Общество так высоко ценит уверенность, что люди скорее притворяются образованными и квалифицированными, чем выглядят некомпетентными.

Большинство людей могут общаться. Можете ли вы вспомнить случай, когда вы придумали ответ вместо того, чтобы честно заявить, что не знаете, просто чтобы не показаться некомпетентным?

Согласно важному исследованию, проведенному Университетом Карнеги-Меллона, уверенность профессионала важнее, чем его репутация или набор навыков. Таким образом, вместо того, чтобы проверять человека, который честен в том, что не знает ответа, люди, которым не хватает знаний, пытаются компенсировать это уверенностью.

Совет профессионала: Хотите узнать, как понравиться людям? Это не то, что вы думаете.

Спросите совета, поделитесь своей уязвимостью или признайтесь в своей слабости — эти действия сближают вас с людьми. Это называется эффектом Франклина, и вы можете узнать больше об этом методе, а также о сотнях других в Captivate, Наука успеха с людьми .

↑ Содержание ↑

Три разновидности самоуверенности

Самоуверенность бывает трех видов: чрезмерная точность, переоценка и преувеличение. Их различия нюансированы и сложны.

Излишняя точность — это чрезмерная вера человека в свою правоту. Это может быть так же просто, как убеждение, что вы провалили экзамен, когда сдали его. Или это может привести к тому, что игрок поверит, что он может точно определить, какая карта появится следующей, что приведет к рискованному поведению и огромным потерям.

Исследования показывают, что эта предвзятость увеличивается с возрастом.

Они сообщили: «Этот результат противоречит предположению о том, что жизненный опыт и ошибки могут ослабить смелые претензии на уверенность, к которым склонны многие из нас. Наоборот, в данном случае оказывается, что пожилые люди более склонны утверждать, что знают правду. Тем не менее, последствия выводов потенциально значительны. Если уверенность людей в правильности своих убеждений возрастает с возрастом, то можно ожидать, что с возрастом люди становятся более твердыми в своих убеждениях, более идеологически экстремальными и более устойчивыми к убеждениям.

Переоценка — это мнение человека о том, что он лучше других или лучше справляется с задачей, чем он есть на самом деле. Иногда те, кто переоценивает себя, плохо справляются с работой, для которой у них нет квалификации, или идут на риск, потому что не осознают пределы своих способностей.

Примером этого может быть кто-то, кто пытается участвовать в шоу талантов, но ему не хватает таланта, или эта энтузиастка йоги, которая сломала 110 костей, пытаясь выполнить трюк со своего балкона на 82 этаж. Или пилоты, которые пытались поменяться самолетами в воздухе, но в итоге получили аннулированные лицензии и один разбившийся самолет.

Исследователи не уверены, почему люди переоценивают. Некоторые рассматривают принятие желаемого за действительное как корыстное предубеждение, которое ведет к самоуверенности и позитивному настрою, что ведет к лучшей работе.

Однако в других выводах отмечается, что она варьируется в зависимости от сложности задачи. Когда работа легкая, люди склонны недооценивать результаты, но если задача более сложная, они склонны переоценивать свои результаты. Мощное влияние сложности задачи и общности успеха известно как эффект сложного-легкого.

Например, если вы попросите людей оценить свои шансы выжить при гриппе, они радикально недооценят эту высокую вероятность. Но если спросить курильщиков об их шансах заболеть раком легких, они резко недооценят вероятность получения этого страшного диагноза.

Преувеличение — это преувеличенная уверенность или вера человека в то, что он лучше других или обладает большими знаниями или навыками. Исследователи оценивают его с помощью анкет, в которых участников просят указать свой уровень уверенности в процентах.

Американский психолог Джастин Крюгер сказал, что этот эффект чаще наблюдается в простых задачах, в которых люди чувствуют себя компетентными и могут быстро добиться успеха; однако, если задача трудна, эффект становится обратным, и люди считают себя менее компетентными, чем другие.

Замещение чаще всего происходит у людей с низкими способностями, которые не могут точно оценить уровень своих навыков.

Это часто связано с нарциссическим поведением, потому что уверенные в себе люди лучше умеют обманывать других. Это исследование показало, что люди, которые оценивали себя выше, были выше оценены другими, независимо от их фактической производительности.

Авторы говорят: «Сверхуверенные люди переоцениваются наблюдателями, а неуверенные в себе люди оцениваются наблюдателями как худшие, чем они есть на самом деле… Результаты показывают, что люди могут не всегда вознаграждать более успешных людей, а скорее тех, кто больше заблуждается.

Давайте рассмотрим сценарий, в котором задействованы все три, а затем разберем их.

Допустим, вы сдали экзамен перед собеседованием и уверены, что набрали более 90% баллов, чем большинство кандидатов. Но на самом деле вы получили 70%, оказавшись в середине группы. В этом случае вы продемонстрируете переоценку, переоценку и сверхточность одновременно.

Завышенная оценка — это оценка, превышающая фактическую. Преувеличение исходит из мысли, что вы справились лучше, чем остальные претенденты, а чрезмерная точность заключается в том, что вы слишком уверены в том, что ваша оценка должным образом регулируется.

↑ Содержание ↑

Противоположность эффекта Даннинга-Крюгера: синдром самозванца

Полной противоположностью эффекта Даннинга-Крюгера является синдром самозванца. Синдром самозванца — это психологический феномен, при котором вы чувствуете, что не заслуживаете своих достижений, и боитесь, что вас разоблачат как мошенника. Вам может казаться, что вы не на своем месте, не заслуживаете своего успеха или «не на своем месте».

Узнайте больше о 5 типах синдрома самозванца (и как его преодолеть!).

↑ Содержание ↑

4 совета по минимизации эффекта Даннинга-Крюгера

Вы можете добиться прогресса в преодолении эффекта Даннинга-Крюгера с помощью самосознания. Самосознание — это способность оценивать, соответствуют ли ваши слова, действия и мысли вашим идеалам. Это означает, что помимо способности думать, человек культивирует способность думать о том, что он думает.

  1. Спросите, что вы знаете. Есть ли что-то в себе или в мире, что, по вашему мнению, вы знаете или во что всегда верили и никогда не подвергали сомнению? Оценка происхождения этих мыслей может помочь вам стать более открытыми для новых или разных идей и прислушиваться к точкам зрения других.
  1. Будьте открыты для обратной связи. Хотя обратная связь может показаться угрожающей, она также может открыть путь к личному росту и совершенствованию. Найдите время, чтобы подумать о своих действиях и действиях, прежде чем судить о том, неправ ли другой человек.
  1. Учитесь всю жизнь. Будьте готовы осваивать новые навыки и улучшать имеющиеся у вас с помощью тренера или наставника. Ищите кого-то, кто немного опережает вас в вашей профессиональной жизни, или выберите тренера, который поможет вам улучшить ваши жизненные навыки.
  1. Осознайте свои бессознательные предубеждения. Поймите природу своих предубеждений с помощью доказательного теста. Гарвард предлагает несколько бесплатных тестов на неявные ассоциации, чтобы лучше понять, где у вас могут быть предубеждения.

Прочтите наше полное руководство по самосознанию и тому, как его развить, здесь.

Взломать код выражений лица

Человеческое лицо постоянно посылает сигналы, и мы используем его, чтобы понять намерения человека, когда говорим с ним.

В программе «Расшифровка» мы глубоко погружаемся в эти микровыражения, чтобы научить вас мгновенно улавливать их и понимать смысл того, что вам говорят.

Не проведи еще один день в темноте.

Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.

Эффект Даннинга-Крюгера — Лаборатория принятия решений

Эффект Даннинга-Крюгера Эффект возникает, когда недостаток знаний и навыков в определенной области заставляет человека переоценивать собственную компетентность. Напротив, этот эффект также заставляет тех, кто преуспевает в данной области, думать, что задача проста для всех, и также недооценивать свои относительные способности.

Где происходит это смещение

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в условиях, которые не оптимизированы для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Представьте, что вы и ваши друзья решили попробовать что-то новое — вы все по отдельности начинаете учить испанский язык. В течение нескольких дней можно сказать 10-15 предложений. Вы немного разочарованы и считаете, что уже должны быть в состоянии сказать больше. Для вас язык довольно прост, но хорошее владение им заставляет вас думать, что он прост для всех, и поэтому вы должны были сделать больше.

Ваш друг, напротив, выучил всего несколько слов. Он поражен своим прогрессом. У него еще нет знаний и навыков, чтобы понять, что он на самом деле неправильно произносит эти слова и образует с ними грамматически неправильные предложения. Он меньше всех научился в группе, но недостаток знаний мешает ему понять собственные ошибки. Более того, отсутствие у него доступа к сравнению заставляет его переоценивать свои относительные способности. Его неведение о том, как далеко продвинулись другие, такие как вы, заставляет его думать, что он преуспевает, тогда как на самом деле он учится со скоростью ниже средней.

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Родственные предубеждения

  • Якорное искажение
  • Эффект подношения
  • Предубеждение размера категории
  • Когнитивный диссонанс
  • 6 Предубеждение
  • 0Оптимизм0045 Ошибка планирования

Индивидуальные эффекты

В результате эффекта Даннинга-Крюгера вы можете не знать, в чем вы хороши, потому что вы предполагаете, что то, что легко дается вам, также легко дается всем остальным. Таким образом, вы лишаетесь возможности определить свои особенности и таланты.

Более того, когда вы преуспеваете в том, что бросает вам вызов, вы можете случайно стать жертвой убеждения, что именно в этом и заключаются ваши таланты. В действительности, вы можете быть просто исполнителем ниже среднего, наконец приблизившись к среднему уровню.

Как видите, это несоответствие может привести к тому, что вы сделаете неверный выбор в отношении возможностей или карьеры, которую вы преследуете. Возможно, вы обращались к сверстникам и спрашивали: «В чем я хорош?» Это неплохой выбор. Понимание эффекта Даннинга-Крюгера может помочь вам понять, когда доверять своим способностям, а когда искать совета у других, которые могут смотреть на вас более объективно, чем вы сами.

Этот эффект также может вызывать у вас разочарование, когда другие не признают ваши самопризнанные «таланты». Возможно, вы ожидаете предстоящего повышения по службе, и оно достается тому, кто удивлен, что его даже рассматривают. Не исключено, что ваша средняя производительность заставила вас думать, что у вас особенно хорошо получается, в то время как ее опыт заставил ее думать, что она посредственная.

Думая, что вы в чем-то лучше, чем есть на самом деле, вы можете упустить возможность учиться у других, которые на самом деле более опытны или более осведомлены. Кроме того, если вы думаете, что вы в чем-то посредственны, хотя на самом деле у вас отличные навыки, это может привести к тому, что вы упустите возможность учить и распространять знания среди других.

Системные эффекты

Поэтому нам как обществу не хватает обучения у лучших из лучших, потому что их уверенность держит их за закрытыми дверями. В центре внимания слишком часто могут быть люди с способностями ниже среднего.

К сожалению, самые невежественные люди — входящие в 25% худших по любому навыку — также больше всего переоценивают себя. В контексте нашей демократии это означает, что наши самые неосведомленные граждане также являются нашими самыми уверенными. Мало того, что эти невежественные люди крайне сопротивляются обучению — поскольку они считают, что знают больше всего, — они также виновны в том, что делятся большим количеством информации (читай: дезинформацией).

По своей сути эффект Даннинга-Крюгера основан именно на этом: не на недостатке информации, а на избытке дезинформации. Мы знаем, когда ничего не знаем, но именно неверная информация заставляет нас думать, что мы знаем все, и рассеянно нажимаем «поделиться».

На национальном или глобальном уровне этот эффект имеет опасные последствия, которые мы уже видели в действии. В сущности, если вы политик, вы можете извлечь выгоду из более необразованной аудитории. Люди, которые меньше разбираются в политических и мировых проблемах, с большей вероятностью поверят тому, что вы говорите, считают себя хорошо информированными, пойдут голосовать и поделятся своими взглядами с другими. Те, кто находится в верхней или средней части рейтинга — в некоторой степени осведомлены о политических вопросах — с большей вероятностью будут отстраняться от политических дискуссий и избегать голосования, потому что не считают себя достойными участниками. В то время как эксперты — наиболее информированные из всех — знают, что у них есть сильная база знаний, но они избегают просвещения общественности просто потому, что не осознают редкость своего опыта.

Болезнь самосознания нашего общества заставляет невежественных и дезинформированных людей с уверенностью претендовать на микрофон, в то время как эксперты и хорошо информированные люди находятся за кулисами, закатывая занавески. Это явление распространяет дезинформацию и неосведомленные взгляды в наших социальных мирах, заставляя нас упускать реальные возможности обучения, которые мы могли бы получить друг от друга.

Если слишком много плохо информированных людей думают, что они лучшие, наше общество останется с большим количеством растущей рыбы в крошечном, уменьшающемся пруду.

Почему это происходит

Эффект Даннинга-Крюгера немного похож на Уловку 22. Люди, мало знающие предмет, не обладают знаниями или навыками, чтобы обнаружить собственные ошибки или пробелы в знаниях. Из-за этих слепых зон они не видят, где ошибаются, и поэтому считают, что у них все хорошо.

Наоборот, люди, которые находятся на вершине своей игры в определенной предметной области, не имеют возможности замечать свою специализацию, потому что их работа настолько естественна для них, что они не осознают, что для них это не так. каждый. Легкость, с которой они овладевают этими навыками или областями знаний, не позволяет им понять, что эта работа более сложна для других. Вместо того чтобы недооценивать себя, они переоценивают способности других людей, соответствующие их собственным.

«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».

— Чарльз Дарвин

Хотя было обнаружено, что эффект проявляется в таких различных областях и предметах, как эмоциональный интеллект, логическое мышление, финансовые знания, политическая информированность, шахматы, вождение и даже медицинские знания, в последнее время возникли сомнения относительно его точность как предвзятость человеческого мозга. Исследование 2016 года, цитируемое в этой статье, предполагает, что, поскольку данные, сгенерированные компьютером, также подвержены эффекту Даннинга-Крюгера, это вычислительный феномен и, следовательно, не может считаться предвзятостью человеческого разума.

Почему это важно

Эффект Даннинга-Крюгера важен, потому что он заставляет нас осознать наши собственные слепые зоны и дает нам возможность скорректировать наше самовосприятие. Поскольку это наиболее незаметно для тех, кто сталкивался с этим, необходимо сделать шаг назад, чтобы понять, что ваша собственная самооценка в значительной степени предвзята и, вероятно, неверна. Если вы делаете выбор, основываясь на своих личных знаниях и навыках, вы, вероятно, не ознакомились с достаточно авторитетной информацией. Кроме того, если вы верите кому-то на слово в том, в чем они хороши, ваша информация искажена. Не позволяйте кому-либо убедить вас, что он заслуживает вашего бизнеса или повышения от вас только потому, что он думает, что преуспевает — он может быть крайне невежественным и сильно переоценивать свои собственные результаты.

Эффект Даннинга-Крюгера может заставить нас слушать уверенных в себе людей, а не авторитетных. Это оказывает неизмеримое влияние на наше общество, поскольку мы принимаем информацию и советы от тех, кто будет говорить первым и громче всех, раньше тех, чьи слова будут иметь наибольшую ценность.

Кроме того, знание об эффекте Даннинга-Крюгера может ослабить вашу зависть к тем, у кого, кажется, «все в порядке». Думать, что вы знаете все, — верный признак того, что вы знаете мало.

«Я не настолько молод, чтобы все знать».

— Оскар Уайльд

Как этого избежать

Когда дело доходит до эффекта Даннинга-Крюгера, сравнение себя с другими может быть не самым худшим, что вы можете сделать просто не говорите своему терапевту, что мы сказал так.

Вы можете избежать игнорирования собственного выступления, слушая и получая представление о выступлениях других. Если бы ваш друг, знавший всего несколько испанских слов, спросил, как проходят ваши уроки, ваш ответ мог бы подсказать ему, что он не так уж хорош в этом языке. Более того, его плохое произношение может показать вам, что у вас действительно есть неизвестные способности к языкам.

Простое знание об эффекте Даннинга-Крюгера также может помочь вам смягчить его последствия. Помните, что мысль о том, что вы плохи в чем-то, скорее всего, поставит вас в середину колоды, потому что это означает, что у вас достаточно проницательности, чтобы распознать собственную некомпетентность. Но помните: новые уровни, новые черти.

Также помните, что если вы считаете себя исключительным в чем-то, вам, вероятно, придется многому научиться.

Наконец, вы можете избежать эффекта Даннинга-Крюгера, если будете открыты для обратной связи, что, конечно, легче сказать, чем сделать. Низкоэффективные сотрудники постоянно плохо воспринимают критику и хронически не заинтересованы в самосовершенствовании. Вместо того, чтобы отмахиваться от отзывов и конструктивной критики, приписывайте критику недостатку знаний и осознанно используйте ее, чтобы двигаться вперед.

«Споря с дураком, сначала убедитесь, что другой человек не делает то же самое».

Старая поговорка

Как все начиналось

Впервые эффект Даннинга-Крюгера был открыт и описан в 1999 году исследователями Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером из Корнельского университета.

Исследователи заметили, насколько люди переоценивают свои способности в повседневной жизни подумайте о парне в классе, который постоянно поднимает руку, чтобы поделиться своими бесполезными идеями и ввел термин «двойное бремя». Двойное бремя использовалось для описания того, что эти люди страдают от двух вещей: невежества и неведения о собственном невежестве. Исследователи проверили случайных участников на тесты юмора, грамматики и логического мышления. Они обнаружили, что люди, попавшие в 25% худших результатов любого из этих тестов, склонны предсказывать, что окажутся на вершине рейтинга. Когда они набрали 12-й процентиль, они оценили себя как 62-й процентиль.

С другой стороны, люди из 25% лучших прогнозировали, что их оценки будут немного ниже, чем они были на самом деле.

Даннинг и Крюгер провели аналогичное исследование среди студентов Корнелла, сдавших выпускные экзамены. Они просили студентов предсказать свои собственные результаты тестов, а затем уточняли, когда они получали свои настоящие результаты. Их результаты подтвердились.

Анализ этих результатов связывал расхождения в самооценке с метакогнитивными навыками (способностью думать о своем собственном мышлении). По сути, улучшение навыков участников по юмору, грамматике и логическому мышлению помог им осознать ограничения собственных способностей и лучше предсказать свои результаты в последующих испытаниях.

Пример 1. Персонал корпорации

В одном исследовании 42% сотрудников высокотехнологичной компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, оценили свою эффективность как 5% лучших.

Конечно, это математически невозможно. Однако это важно, потому что показывает возможности обучения и роста, которые могут пройти мимо в корпоративном мире. Если 42% ваших сотрудников считают, что 95% сотрудников компании работают на уровне ниже их самих, а это означает, что 42% сотрудников не собираются пользоваться возможностью учиться у тех, кто на самом деле входит в 5% лучших. Они могут думать, что знают лучше всех, и поэтому упускают шансы расти и развивать свои навыки.

Если настоящие 5% лучших не осознают, насколько уникальны их таланты, они могут упустить такие возможности лидерства, как профессиональное развитие, стипендии для преподавателей или даже повседневное руководство новичками. Самоосознание результатов работы сотрудников может иметь большое влияние на рост и развитие компании.

Пример 2. На дороге

Исследования показали, что около 80% людей оценивают себя как «водителей выше среднего». Эта статистика, опять же, математически невозможна.

Преувеличенное чувство способностей при вождении может привести к тому, что водители будут принимать опрометчивые решения и попадать в аварии. Настоящие новички со стажем вождения менее 6 месяцев в восемь раз чаще попадают в аварию. Это происходит не только потому, что они плохо подготовлены как водители, но и потому, что они слишком самоуверенны. Думая, что у них больше контроля над рулем, чем на самом деле, они делают безрассудные движения на дороге, что приводит к тревожному количеству аварий и увеличению страховых ставок. Если учитывать только отсутствие навыков, количество этих аварий может значительно уменьшиться.

Резюме

Что это такое

Эффект Даннинга-Крюгера — это феномен, при котором наименее компетентные в определенной предметной области люди больше всего переоценивают свои навыки. Это также заставляет тех, кто наиболее компетентен в предметной области, меньше думать о своих талантах.

Почему это происходит

Феномен возникает из-за того, что у тех, кому не хватает знаний и умений в чем-то, не хватает понимания, необходимого им для понимания того, что они могли бы добиться большего. Недостаточное знание чего-либо приводит к тому, что они упускают из виду свои собственные ошибки и теряют возможность совершенствоваться.

Более того, для тех, кто наверху, эффект возникает потому, что что-то дается им так легко, что они не понимают, что это сложно для других, и поэтому преуменьшают степень своего отличия.

Пример 1. Рабочая сила

В компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, 42% сотрудников прогнозировали, что они войдут в 5% лучших. Отсутствие самосознания во многих корпорациях может иметь огромные последствия для компаний, когда сотрудники упускают возможности обучения и обучения, которые они могут взять друг у друга.

Пример 2. Вождение автомобиля

Если вы работаете водителем менее шести месяцев, вероятность попасть в аварию в восемь раз выше. Очевидная причина этого в том, что у вас мало практики. Дополнительная причина заключается в том, что ваше собственное невежество делает вас самоуверенным, заставляя вас принимать опрометчивые решения и делать быстрые повороты.

Как этого избежать

Избегайте эффекта Даннинга-Крюгера, полагая, что считать себя экспертом, вероятно, означает, что вы только начинаете. Однако не злорадствуйте в своем невежестве ищите отзывы от других, которые могут помочь вам стать лучше, а не застревать в своем завышенном самовосприятии. Кроме того, получите представление о способностях других, чтобы получить более реалистичные данные о том, где вы находитесь, и соответствующим образом скорректируйте свое восприятие. И если люди говорят вам, что вы эксперт, слушайте.

Связанные статьи TDL

Подобно эффекту Даннинга-Крюгера, эффект сложного-легкого заставляет нас переоценивать, насколько хорошо мы справимся с трудными задачами, и недооценивать, насколько хорошо мы справимся с легкими задачами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *