Жан жак руссо критика культуры – .-. —

Критика культуры и цивилизации в творчестве Ж.Ж. Руссо

Содержание

Введение. 2

1. Ж.Ж. Руссо и его воззрения. 3

2. Творчество. 3

3. Критика цивилизации. 3

4. Концепция культуры Ж.-Ж. Руссо. 3

Заключение. 3

Список литературы.. 3

Введение

Культура (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры. В любом обществе. Хотя само слово «культура» вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в «пайдейе», то есть «воспитанности», главное свое отличие от «не культурных» варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «культура», зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Слово «культура» стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. «Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы культуры» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.20, с. 25). Так французские просветители 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого «разума».

Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. До этого времени и вплоть до конца XVIII века в европейских языках термин «культура» употреблялся с приставкой agri (в этом смысле мы говорим сейчас о злаковых культурах, культуре хлопка и проч.) или другим зависимым словом (например, культура поведения, культура речи и т.п.).

Просветителями было осознано противоречие между природой и культурой. Так в концепции Ж.-Ж. Руссо культура обозначалась как явление, отдаляющее человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи. «Культурные народы» воспринимались как «испорченные» и «морально развращенные», им противопоставлялась «чистота и простота нравов», так называемых, «варварских» первобытных народов.

Цель работы – изучение осмысление противоречий культуры и цивилизации в творчестве Ж.Ж.Руссо.

Задачи:

— изучить творчество Ж.Ж. Руссо и его воззрения;

— рассмотреть критику цивилизации;

— изучить концепцию культуры Ж.Ж. Руссо.

1. Ж.Ж. Руссо и его воззрения

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau, 1712 — 1778) в большей мере, чем кто-либо из французских просветителей, может быть назван предтечей, идейным провозвестником Французской революции. Женевец по месту рождения и гражданству, Руссо по национальности был французом: его предки-протестанты еще в эпоху религиозных войн эмигрировали в Швейцарию. Сын часовщика и учителя танцев, Руссо безуспешно пытался овладеть хоть каким-нибудь ремеслом: ранняя тяга к вольной жизни привела к тому, что в 1728 г. он покинул Женеву. В Савойе он принял католичество. За десять лет Руссо посетил многие города и в 1742 г. оказался в Париже, где бывал наездами и ранее. Философы-просветители Дидро, д’Аламбер, Кондильяк, Гримм радушно приняли его в свой круг. В прежние годы Руссо выучился музыке и в Париже предложил изобретенную им новую систему цифровой записи нот. Он писал оперы, которые не без успеха были представлены на французской сцене. Руссо принял участие в конкурсе, объявленном Дижонской Академией наук, и создал два своих знаменитых «Рассуждения». Но философские трактаты Руссо вызвали недовольство правительства, и ему пришлось уехать в Швейцарию, где он вновь принял кальвинизм. Вскоре Руссо, однако, возвращается во Францию. В 1758 г. он пишет ответ на статью д’Аламбера о Женеве, предназначенную для «Энциклопедии». В этом «Письме д’Аламберу о зрелищах» Руссо решительно и резко отверг предложение д’Аламбера открыть в Женеве театр. Он убежден, что театр вовсе не будет способствовать оживлению общественной жизни и воспитывать хороший вкус у обитателей города, как полагал д’ Аламбер. Руссо подвергает критике французский театр, который, как он полагает, развращает зрителя, и противопоставляет театральным спектаклям патриархальные развлечения, которые, по его мнению, являются залогом нравственной чистоты, простоты и приличия. Обличая современный театр, Руссо стремится к его обновлению, считая, что главное назначение театра — быть национальным и народным. Это сочинение стало причиной того, что Руссо полностью отошел от энциклопедистов; порвал он и с Вольтером, который резко отвергал многие воззрения Руссо, что в дальнейшем вызвало резкую полемику, названную «ссорой философов» Руссо много работает, его сочинения, особенно «Эмиль» (1762), вызывают активные преследования властей, и Руссо вынужден вновь оставить Францию. Однако и родина закрыла перед ним двери. Тогда Руссо принимает приглашение философа Д. Юма и едет в Англию. Там и была написана первая часть «Исповеди». Под влиянием быстро прогрессирующего психического расстройства (мания преследования) Руссо поссорился с Юмом, всюду видя лишь недоброжелателей. Он с трудом добрался до Франции, затем постоянно менял города, скрывался под чужими именами, опасаясь гонителей. В 1770 г. он поселился близ Парижа, где и провел последние восемь лет жизни. За это время он закончил «Исповедь», написал несколько философских сочинений. Умер Руссо 2 июля 1778 г. В 1794 г. по постановлению Национального конвента прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон.

Руссо был одним из виднейших представителей европейского сентиментализма, который стал для него методом философским и творческим. Отрицая примат разума и рассудочной логики, Руссо утверждал, что действительность познается при помощи интуиции, чувств; в чувстве он видит основную сферу сознательной деятельности человека. Даже демократизм творчества Руссо, его ориентация на трудящиеся третьесословные элементы в конечном счете связаны с его верой в силу человеческих чувств: Руссо утверждал всеобщее равенство, ибо всех людей уравнивает дарованная природой способность чувствовать. Главная задача искусства заключается в том, чтобы трогать человеческие сердца, воспитывать чувствительность; любое художественное произведение должно быть излиянием сердца художника.

2. Творчество

Свое творчество Руссо начал как автор философских трактатов «Трактат о науках и искусствах» (1750) ставил целью определить общественную и нравственную роль наук и искусств. Руссо приходит к выводу, что их развитие оказывает самое пагубное воздействие на общественную жизнь и мораль. Он обращается к современности и утверждает, что расцвету наук и искусств соответствует развращенное состояние общества: в этом обществе гибнет личность, испорчены нравы, забыта естественная добрая природа человека, и все это во имя ложных благ цивилизации. В историческом обзоре влияния наук и искусств на жизнь отдельных народов (древних египтян, греков, римлян, виз

mirznanii.com

Две концепции критики культуры (Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше). — МегаЛекции


Ж.Ж. Руссо создает свою «концепцию антикультуры». В эпоху, когда он жил, все то, что он высказывал воспринималось как абсолютное сумасбродство. Но он поднимает глобальную проблему: природа и культура. Руссо выступает в гротескных формах. В своем трактате»Рассуждение. Способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?» он говорит о том, что все прекрасное в человеке выходит из лона природы и портится в нем, когда он попадает в общество. «Телесные потребности — основа общества, дух же его украшение». Этическую позицию Руссо выдвигает на первый план: «Не науку оскорбляю, а добродетель защищаю перед добродетельными людьми».
По Руссо, искусство и культура — это гирлянды цветов, овивающие железные цепи, сковывающие природную свободу человека и заставляющие его любить свое рабство. Искусство — это жеманный язык, ранее нравы были грубы, но естественны. Вероломная маска вежливости рождена просвещением. «Наши души развращались по мере того, как совершенствовались наши науки и искусства». К тому же во всем этом Руссо видит пошлое однообразие. Смысл прогресса заключается в исчезновении добродетели во все времена и во всех странах. Египет — первая школа Вселенной. Сильнейшее государство, но открытие наук и философии, занятия изящными искусствами лишает его силы. Греция — дважды побеждает Азию (ахейцы побеждают Трою, афиняне одерживают победу над персами), но обратившись к изящным искусствам, Греция сама становится порабощенной Римом. История Рима тоже пример тому: Рим был основан пастухами, существовала ранняя добродетель Рима. Но с эпохи Овидия Катулла, Мецената, Рим становится ареной игры страстей. Та же судьба постигает и Византийскую цивилизацию. Отсюда вывод: искусство расслабляет нравы и личность. Но Руссо обращается и к Востоку. Если бы науки учили добродетели, учили проливать кровь за родину, то китайцы были бы непобедимы. Он обращается к мудрости китайской философии (а образованность всегда ценилась не только в Китае, но и в России). А вот науки персов, скифов, древних германцев, римлян в эпоху бедности, американских дикарей, по Руссо, учили добродетели, они жили в гармонии с природой. «Счастливое невежество граждан Спарты!» «Народы, знайте раз и навсегда, что природа хотела уберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие!» Все скрываемые природой тайны являются злом, от которого она нас оберегает. Люди не добродетельны, но были бы еще хуже, если бы рождались учеными. Руссо заключает, что астрономия порождена суевериями, красноречие — ненавистью и ложью, геометрия — корыстолюбием, физика — праздным любопытством. А вообще все науки и даже мораль порождены человеческой гордыней Ю в основе искусств, наук, цивилизации лежат пороки. Роскошь несовместима с нравственностью и все, что дает благо искусствам — порочно. Концепция воспитания, по Руссо, связана с идеей возможного возвращения в лоно земли. Поэтому Руссо считает, что до 12 лет детей не нужно учить ни чему, а воспитывать на лоне природы их должен философ. В письме к Вольтеру он дает такое определение культуры: «Культура — это меч, который вонзен в живое дерево, если его вынуть, дерево погибнет, но лучше было бы его туда вообще не вонзать». Возникает у него также и мысль о трудности изучения наук, он выделяет элитарную категорию: ученые, которым следует заниматься наукой, писатели, которым следует писать, но простому народу к культуре лучше не прикасаться. Рассуждая о театрах, Руссо вспоминает о протестантской Женеве, в которой театры были запрещены как рассадники разврата. Тем не менее, Руссо причисляется к просветителям, т.к. он дает свои советы по воспитанию, образованию, хотя в понятие «французское просвещение» он не укладывается. В 19-20 вв. умозаключения Руссо оказали воздействие на некоторые концепции культуры: 1) в этнографии и культурной антропологии — этнология (благодаря открытию Руссо, человечество стало по-другому смотреть на варваров) 2) З. Фрейд «Недовольство культурой»: культура защищает нас от природы, но само положение о природе как начале человека принадлежит Руссо 3) Л.Н. Толстой — отрицание искусства, нравственный императив 4) О. Шпенглер, Тойнби: они развивают идею о гибели культуры, цивилизации, кризисе личности 5) Ф. Ницше — критика культуры и слабого человека и создание культа сильной личности 6) структуралистская концепция Леви-Стросса с определенным элементом восхваления первобытных племен 7) в марксизме: «Если культура развивается стихийно, а не направлена разумом, то после себя она оставляет выжженную степь!» Энгельс говорил: «Не надо обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она нам жестоко мстит». Идея планового хозяйства отчасти подтверждает тезис о разумной направленности развития 8) Пьер Тейяр де Шарден и концепция ноосферы. С момента появления человека на Земле она обретает душу, поэтому все добро и зло уходят в Космос. Ноосфера является оболочкой, которая защищает или наказывает нас. К этому можно прибавить и еще ряд идей, получивших развитие в последнее время, но имеющих в своем основании именно мысль Руссо. Антонио Печелли и «Римский клуб» — кружок, который объединил бизнесменов, гуманитариев и мн. др. для поиска дальнейших путей выживания и развития. Идея экологии культуры, сторонником которой является Д.С. Лихачев, также своеобразный вариант руссоизма. В основе ее лежит конвергенция культурных связей, сохранение генетической памяти Земли.

Фридрих Ницше (1844-1900) — один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал сов- ременником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объедине- ния, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накоп- ленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, при- ятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Не- мецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры — сонмом великих поэтов, философов и музыкан- тов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше. Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене, Саксо- ния. Отец и дед его были пасторами. Рано проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил место профессора филологии в университете Ба- зеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Великий Рихард Ваг- нер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Его книги великолепны с точки зрения языка, увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей. И тем не менее практически все они были встречены в штыки как как критикой, так и читающей публи- кой, прижизненная слава Ницше носила скандальный характер. Очевид- но, дело было именно в его идеях. Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало проч- тение им книги малоизвестного в те годы Артура Шопенгауэра «Мир как Воля и Представление». «Я понял его, как если бы он писал для меня», — так скажет Ницше о своем учителе. Несомненно, в Шопенга- уэре его привлекла идея Воли, которая, по определению автора, есть внутренняя сущность субъекта, для которого мир есть объект созер- цания — Представление. Воля также оказывается у Шопенгауэра внут- ренней сущностью всех сил, созидающих мир. Все есть в своей сущ- ности воля, она лишь объективируется временем и пространством, становясь волей к жизни (термин, мимо которого Ницше пройти не мог). Нисходя по ступеням объективации (пространство и время, пла- тоновские идеи, силы природы, всякая деятельность человека), Воля предстает объективному познанию лишь в виде объектов, определенных этими ступенями объективации. Именно их рассматривает мышление и потому в своей сущности Воля остается для него непознаваемой. И лишь гений искусства — благодаря чистому созерцанию и неор- динарной силе фантазии — способен познать и выразить в поэзии, жи- вописи и музыке вечную идею Воли. Высочайшее положение среди ис- кусств занимает музыка, свободная от оков языка и потому не только отражающая идеи, но и непосредственно отражающая Мировую волю. Метафизика Шопенгауэра захватила мятежный дух Ницше, в его Воле он увидел вечную пламенную волю к свободе, а творческого ге- ния, которым руководит сама Мировая Воля, он увидел в Рихарде Ваг- нере. Вагнеру посвящена первая книга Ницше — «Рождение трагедии из духа музыки», сразу же вызвавшая скандал. Поступательное движение в искусстве, по Ницше, «связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал».

Они приз- ваны разбудить того, в ком есть способность увидеть и преодолеть нищету человеческого, они указывают читателю желанный образ сверх- человека, образ его мыслей и действий, образ его бытия в мире, его отношений с миром и с самим собой. А также путь становления сверх- человека. Такова самая великолепная по написанию из книг Фридриха Ниц- ше: «Так говорил Заратустра.» Сам автор считал ее «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество». Образ Заратустры — человека, идущего по пути становления сверхчеловека. В сущности, этот путь намечен автором еще в «Человеческом.», но здесь он де- тально проработан и облечен в форму притчи, написанной потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше всего напоми- нает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходя- щих с ним и его учениками событиях. Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла на этих страницах, хотя весьма веро- ятно, что именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше, поскольку в своем читателе (если таковой найдется) он видел последователя для своего Заратустры, ибо «кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучи- вали наизусть». Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: «как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев». Прежде всего на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть, трудное, чтобы преодолеть свою слабость. «Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие?. Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду.спешит и он в свою пустыню». Так, «взяв на себя все самое трудное», адепт пути обретает одиночество. Последним «драконом», «господином» и «богом», которо- го он обязан победить, является моральный императив «ты должен». В битве с ним он становится львом: «дух льва говорит «я хочу». Таким образом он завоевывает себе право переоценки существующих ценнос- тей и создания новых. «Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом — для этого, братья мои, надо стать львом». Но само по себе это право и эта сила сказать «нет» любой из предустановленных истин не является еще способностью к созданию новых ценностей. Поэтому лев должен стать ребенком: «Дитя есть не- винность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения». Стать ребенком — значит стать новым, отринув все прежние установления, вновь обрес- ти вкус к «игре созидания». Играть с миром и с собой, как ребенок — то есть, возвращаясь к прежней терминологии Ницше, возродить в себе дионисическое начало. «Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир». Таков путь к сверхчеловеку. «Сверхчеловек — смысл земли». «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором». «Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, что- бы принятьв себя грязный поток и не сделаться нечистым.сверхче- ловек — это море, где может потонуть ваше великое презрение».

Франк С Л Фридрих Ницше и этика ‘любви к дальнему’ С.Л. Франк Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» Nah hab’ den Nachsten ich nicht gerne: Fort mit ihm in die Hoh’ und Fernel Wie wurd’er sonst zu meinem Sterne? Nietzsche. Frohtiche Wissenschaft (1) Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они вытекали бы, как выводы из логической посылки. Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории «добра» и «зла». Нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей (2). Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

megalektsii.ru

Критика Ж.-Ж. Руссо западноевропейской цивилизации

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Критика Ж.-Ж. Руссо западноевропейской цивилизации»

Введение

В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Оценивать достижения культуры необходимо на основе знания исторических условий ее создания и развития, представления об основных эпохах в истории человечества и их хронологической последовательности, знания имен крупнейших представителей различных школ и направлений.

Одной из наиболее значимых и актуальных во многих вопросах по сегодняшний день является культура эпохи Просвещения. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689–1789 годами.

Первая – дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Французская революция, начавшаяся в 1789 году, воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого царства разума должно быть «естественное равенство», а отсюда – политическая свобода и гражданское равенство. Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением), божественного проведения (уповавшие на волю Бога). Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это, прежде всего, цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. Наиболее емкую характеристику эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс в своем предисловии к книге «Анти-Дюринг»:

«Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. Это было время, когда мир, по выражению Гегеля, был поставлен на голову. Сначала в том смысле, что человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, выступили с требованиями, чтобы их признали основой всех человеческих действий и общественных отношений, а затем в том, более широком, смысле, что действительность, противоречащая этим положениям, была фактически перевернута сверху донизу.

Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам; мир до сих пор руководствовался предрассудками и все прошлое достойно сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетения должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека». [1]

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694–1778), Жан-Жаком Руссо (1712–1778), Дени Дидро (1713–1784), Шарлем Монтескье (1689–1755), Полем Анри Гольбахом (1723–1789) и другими. Во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.

Большинство просветителей волновали вопросы социального переустройства общества, политической власти, экономических отношений, материального и социального неравенства. Затрагивали они и вопросы эстетики, много и обстоятельно рассуждали о природе прекрасного и закономерностях развития искусства. Никто из просветителей также не прошел мимо проблемы общественного прогресса, соотношения природы и общества. Круг этих вопросов обсуждается в работах практически каждого представителя просвещенческой мысли. Однако в трудах некоторых из них он дополняется размышлениями о соотношении культуры и натуры, о противоречиях развития человеческой цивилизации, об особенностях взаимодействия различных культурных миров. Среди тех, кто затрагивал этот пласт проблем, прежде всего, следует назвать Жана–Жака Руссо (1712–1778), маркиза Виктора Рикети де Мирабо (1715–1789)и генерала-суперинтенданта Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803). В их трудах содержится практически весь тот комплекс идей, опираясь на который строят свои теоретические конструкции не только мыслители XIX в., но и XX века. С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов.

1. Жизненный путь Руссо (1712–1778)

Жан-Жак Руссо (1712–1778) вошел в историю как крупнейший представитель французского Просвещения. Его по праву считают одним из главных идеологов Великой французской буржуазной революции, духовным отцом деятелей Конвента 1793 г., талантливым педагогом, создавшим просвещенческую теорию воспитания, моралистом, крупным писателем, драматургом, правоведом.

Обосновав принцип естественного равенства людей и создав концепцию «общественного договора», Руссо вместе с английскими философами Томасом Гоббсом (1588–1679) и Джоном Локком (1632–1704) заложил теоретические основы буржуазной демократии, восторжествовавшей на протяжении последующих двух столетий в большинстве стран мира. Нет сомнения в том, что без работ Руссо не могли бы появиться ни знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» первая в истории человечества конституция, ни «Билль о правах», ставший основой конституции Соединенных Штатов Америки, ни «Русская правда» Пестеля, которую декабристы рассматривали и качестве основного закона для будущей республиканской России.

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной. Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Жан-Жака Руссо, Исаак Руссо, с трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным, раздражительным характером. Однажды он затеял ссору с французским капитаном Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на попечение брата своей покойной жены.

Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками, Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали мальчика.

Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний. Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.

По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой молодых людей в католичество. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак произвел на госпожу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму). Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане пошел искат

mirznanii.com

Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо

Оренбургский государственный аграрный университет

Кафедра культурологии

РЕФЕРАТ

Тема: «Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо»

Оренбург, 2000 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Ââåäåíèå…………………………………………………………………………………………….. 3

1 Æèçíåííûé ïóòü Ðóññî…………………………………………………………………………. 5

2 Îáùåíàó÷íûå èíòåðåñû……………………………………………………………………….. 12

3 Êîíêðåòíûå âçãëÿäû íà êóëüòóðó…………………………………………………………. 15

Âûâîä……………………………………………………………………………………………….. 19

Ëèòåðàòóðà………………………………………………………………………………………. 21

Введение

В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Оценивать достижения культуры необходимо на основе знания исторических условий ее создания и развития, представления об основных эпохах в истории человечества и их хронологической последовательности, знания имен крупнейших представителей различных школ и направлений.

Одной из наиболее значимых и актуальных во многих вопросах по сегодняшний день является культура эпохи Просвещения. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 годами. Первая – дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Французская революция, начавшаяся в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого царства разума должно быть «естественное равенство», а отсюда – политическая свобода и гражданское равенство.

Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением), божественного проведения (уповавшие на волю Бога).

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694–1778), Жан-Жаком Руссо (1712–1778), Дени Дидро (1713–1784), Шарлем Монтескье (1689–1755), Полем Анри Гольбахом (1723–1789) и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле».

1 Жизненный путь Руссо

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной. Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо, с трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным, раздражительным характером. Однажды он затеял ссору с французским капитаном Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на попечение брата своей покойной жены.

Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками, Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за мной в первые годы моей жизни».

Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний. Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.

По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой молодых людей в католичество. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме. Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Г-жа Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс установились близкие, сердечные отношения.

Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников дачу «Les Charmettes». «В этом волшебном уголке,– вспоминал Руссо в своей «Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить свои умственные интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так хорошо знал, обществом, столь же непринужденным, как и приятным, и теми прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво, Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.

В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно выполнял свои обязанности. В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и собирал материал для книги

mirznanii.com

Жан-Жак Руссо. Критика. Анализ творчества Жан-Жака Руссо

Т. Занадворова

«…Глубочайший сердцевед, загадочный для современников, очень понятный для потомства, гениальный и благородный мизантроп, полный нежной любви к людям», — эти слова, сказанные о Руссо Чернышевским, вновь и вновь приходят на память сейчас, когда приближается юбилей Жан-Жака Руссо, и кажется; идет нам навстречу из XVIII столетия человек, далекий и близкий, неотделимый от своей эпохи и вышедший за её пределы, неукротимый мечтатель о человеческом счастье, писатель, веривший в силу и красоту людей.

Жан-Жак Руссо — писатель и мыслитель, вокруг имени которого шла и продолжает идти непрерывная борьба. Его преследовали власти во Франции и Швейцарии. Книги Руссо, осужденные церковниками, предавались сожжению. Реакционные писатели объявляли его своим идейным вдохновителей. Но о Руссо сказали много слов признательности и восхищения те, кто боролись за идеалы свободы, за красоту человека.

Робеспьер называл его своим «духовным отцом». Байрон в «Чайльд Гарольде» заявил: «И в целом мире он зажег пожар, и разрушеньем угрожал престолам». Гюго говорил, что Руссо «первый во Франции назвал себя гражданином». Для Ромена Роллана он «могучий оратор», который «воскресил красноречие древнего форума». Чернышевский, находясь в Петропавловской крепости, работал над восьмитомным собранием сочинений Руссо (французское издание), делал выписки, пометки на полях, перевел часть «Новой Элоизы». Он готовил книгу о жизни, деятельности и творчестве французского просветителя, просил переслать накопленный материал и сочинения Руссо вслед за ним в сибирскую ссылку, но это не было разрешено!

Высказывания о Жан-Жаке Руссо можно встретить во многих статьях, письмах Чернышевского, в его романах. В четвертом сне веры Павловны светлая красавица, олицетворяющая мечту о свободе женщины, говорит: «Ты знаешь ли, кто первый почувствовал, что я родилась, и сказал это другим? Это сказал Руссо в «Новой Элоизе». В ней от него люди в первый раз услышали обо мне».

Чернышевский называл Руссо «революционным демократом», видел в нем поборника свободы, защитника интересов широких народных масс, человека, до конца преданного своим идеям.

Таким он встает и в страстных трактатах, в «Исповеди», в «Новой Элоизе», таким он вырисовывается и в своей нелегкой, полной преследований и лишений жизни.

Жан-Жак Руссо вышел из среды бесправного в то время третьего сословия (отец его был часовщик), он родился в Женеве 28 июня 1712 года, в протестантской семье, предки которой выехали в Швейцарию, преследуемые гонениями. Мать Руссо умерла при его рождении. В «Исповеди» Руссо с теплотой говорит об отце, который был к нему внимателен и нежен, просиживал с ним долгие часы над любимыми книгами. Когда Руссо исполнилось десять лет, отец был вынужден покинуть Женеву, скрываясь от преследований (он оскорбил одного капитана). Жан-Жак остался под опекой родных, был отдан в пансион к одному священнику. Через несколько лет его отдали на «обучение» к судебному протоколисту, куда, как Руссо вспоминает в «Исповеди», он ходил с тайным ужасом. Затем он начал приобщаться к гравировальному делу, но мастер оказался грубым и жестоким, требовал рабского подчинения, и в шестнадцать лет, не выдержав этого, Жан-Жак Руссо сбежал от хозяина, покинул Женеву, начав нелегкую самостоятельную жизнь.

Вскоре его приняла госпожа де Варане, которая, выполняя поручения католической церкви, должна была подготовлять протестантов к переходу в католическую веру. Не слишком задумываясь в эти годы над проблемой вероисповедания, Руссо стал католиком. Госпожа де Варане оказалась мягким человеком, она предложила Жан-Жаку остаться в ее доме, где он прожил немало лет, стараясь временами зарабатывать уроками музыки (Руссо один год обучался в певческой школе). Музыка, по его собственным словам, «была его страстью», он изучал композитора Рамо, целые ночи проводил за переписыванием музыкальных произведений.

Руссо внимательно изучает передовых французских писателей, он в восхищении от Вольтера и пишет в «Исповеди»: «Появились его «Философские письма»… именно они были тем, что больше всего привлекло меня к науке».

Осенью 1741 года с большим запасом знаний и пятнадцатью луидорами в кармане Руссо приезжает в Париж. Он быстро сближается со многими выдающимися французскими просветителями: Дидро, Гольбахом, д’Аламбером.

Истинное дарование Руссо проявилось тогда, когда он выступил со своими страстными политическими трактатами и выступил как художник. Это было время, когда, по словам одного публициста того времени, общественная лестница Франции сотрясалась от шелковых туфель, спускающихся вниз, и деревянных башмаков, поднимающихся вверх, когда противоречия абсолютизма дошли до предела и Франция напоминала рахитичного ребенка, у которого огромная голова (двор, высасывающий все богатство страны) и тощее тело (провинции), — так изобразил Францию того времени друг и ученик Руссо Луи Себастьян Мерсье.

Жан-Жак Руссо выступил как выразитель интересов широких угнетенных масс, прежде всего французского крестьянства. Он увидел пороки не только феодального мира, под которым уже колебалась почва, но и нового, складывающегося буржуазного порядка, опередив в этом многих просветителей своего века.

Гневный и смелый голос против несправедливости, неравенства, в защиту свободы Руссо поднял уже в первом трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750). Он обрушился на дворянско-буржуазную цивилизацию, заявив, что она портит, извращает человека, требовал сближения его с природой, прославляя естественность. Руссо нападает на науку, видя, что в современном ему обществе «ученые — адвокаты богатых».

Чернышевский увидел причину, которая толкнула Руссо на резкое осуждение современной ему цивилизации (а в пылу полемики — иногда и цивилизации вообще): «Тогдашнее светское общество — факт, с которого идет его отрицание». Видя пристрастие Руссо к патриархальной старине, Чернышевский спрашивает: «Почему старые обычаи ему дороги?» И отвечает: «В них свобода и республика». Уже первый трактат Руссо, написанный, казалось бы, не на социальную тему, затрагивает важнейшие социальные вопросы.

В своем втором трактате «Об основах и причинах неравенства среди людей» (1754) Руссо прямо заявил, что неравенство основывается на частной собственности, и потребовал ее уничтожения (правда, он считает, что мелкую частную собственность можно сохранить — в этом сказалась его известная ограниченность). Руссо с возмущением заявлял: «Противно естественному порядку вещей положение, когда горсть счастливцев утопает в роскоши, а голодная масса лишена самого необходимого». Это был голос обездоленных, французских бедняков. Не случайно Герцен выделяет Руссо среди других французских просветителей, называет его монтаньяром и говорит, что «он подкапывал не одни учреждения, а все здание общественное старого мира».

Один из наиболее известных трактатов Руссо — «Общественный договор» (176?), который открывается словами: «Человек рожден свободным, но всюду он, в оковах», Руссо заявил, что только народ — главный хозяин в государстве, что народ может снимать правителя, не выполняющего его волю. Хотя в его трактате были черты утопизма, хотя объективно он прокладывал дорогу буржуазному обществу, сам Руссо и другие лучшие люди XVIII века «искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его…».

С политическими воззрениями Руссо, с его революционной страстностью тесно связана философская система Руссо, которая, на первый взгляд, поражает своим идеализмом. Руссо, признававший во многом значение материальной основы жизни, проявлявший временами диалектический подход к явлениям природы и общества, оказывался идеалистом, когда ставился вопрос о человеке, побудительных причинах его деятельности.

Провозглашая силу и величие человека, Руссо именует его сыном бога. Стараясь выделить человека из животного мира, заявляет, что он наделен нематериальной сущностью (материя, по его мнению, не может быть активной).

Педагогическая система Руссо, выраженная в его романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», тоже связана с доверием Руссо к человеческой личности, с верой 6 ее активность (правда, Руссо ив избежал и некоторых серьезные ошибок в своей педагогике). «Общественный, договор» и «Эмиль» вызвали особенно злобные нападки реакционных сил,

Руссо покоряет тем, что его личные поступки, личная жизнь были неразрывно связана с его убеждениями, у него не было расхождений между словом и делом, он необычайно чист и принципиален. Руссо с полным правом мог сказать в «Исповеди»: «Одинокий, всюду чужой, живущий в уединении, без опоры, без семьи, не признавая ничего, кроме своих принципов и обязанностей, я бесстрашно следовал путями правды, ни перед кем не заискивая и никого не щадя в ущерб истине и справедливости».

Когда французский король Людовик XV, который проявил интерес к опере Руссо «Деревенский колдун», передал, чтобы тот явился во дворец, Руссо, все взвесив, отказался это сделать, «Я терял, правда, пенсию, в некотором роде предложенную мне, — пишет Руссо в «Исповеди», — но избавлялся от ига, которое она на меня наложила бы. Прощай, истина, свобода, мужество! Как осмелился бы я после этого говорить о независимости и бескорыстии? Приняв пенсию, мне оставалось бы только льстить или молчать». И Руссо не стал молчать, хоть он жил в постоянной нужде, в течение многих лет зарабатывал перепиской нот, работой, за которую платили гроши. Он отказался и от пенсии, назначенной английским королём.

В художественную литература Руссо вошел своим романом «Юлия, или Новая Элоиза» (176I), автобиографией «Исповедь» (с 1761 по 1769).

Появление «Новой Элоизы» взбудоражило общественное мнение, вызвало жаркие споры. За сорок лет (с 1761 по 1800) она издана была шестьдесят раз, появились подражания, продолжения, пародии. После опубликования романа Руссо получил около трех тысяч писем.

В романе «Новая Элоиза», где стержень сюжетной линии — любовь аристократки Юлии д’Этанж и бедного учителя Сен-Пре, центральной проблемой является проблема раскрепощения человеческой личности, человеческих чувств. Руссо хотел, чтобы человек был освобожден от предрассудков, существующей лживой морали. Сен-Пре, душевно богатый, искренний, пылкий, вполне достоин самоотверженной, умной, подчас не менее пылкой, чем он, Юлии. Как ни облагородил Руссо мужа Юлии де Вольмара, но он сам убеждает читателя в том, что с Сен-Пре она была бы более счастлива. В романе есть страстные строки, в которых прославляются достоинства простого человека и с возмущением говорится о привилегиях дворянства: «Подобные безвестные люди (речь идет о Сен-Пре. — Т. З.) более достойны уважения, чем все дворянчики, взятые вместе. На двух-тpex граждан, достойных своего знатного имени, приходятся тысячи мошенников». В романе дается резкая критика дворянско-буржуазной цивилизации.

Руссо заявляет: «Чувства активны, разум пассивен». «Любовь — создает героев», — говорит Юлии Сен-Пре.

Сентиментализм романа тесно связан и с духом гражданственности, с прославлением подвига, служением высоким идеалам. Расставаясь с Сен-Пре, Юлия хочет проявить своеобразный героизм. Жажда подвига занимает важное место в книге. Правда, в этом произведении Руссо отвлеченно подошел к вопросу о героике. Юлия, с нашей точки зрения, приносит ложную жертву, но, ставя вопрос о героизме, Руссо выдвигает проблему, очень важную для предреволюционной эпохи.

В романе не меньше героического пафоса гражданственности, чем мечтательности и чувствительности. Руссо бросает в лицо аристократам: «Прочтите летописи своего отечества! Какими заслугами перед ним отмечено ваше сословие? Много ли дворян в числе его освободителей! Да разве Фюрсты. Телли, Шауффахеры были дворянами?»

В силу сложности и противоречивости «Новой Элойзы» от нее идут линии и к чувствительному, проникнутому субъективизмом роману Бернарден де Сен-Пьера «Поль и Виргиния», и к политическому роману Мерсье «2440-й год», и к речам деятелей французской революции Робеспьера и Марата. Не случайно Руссо назвал Робеспьера «возвышенным и истинным другом человечества, мужественное и честное красноречие которого обрисовано пламенными чертами добродетели».

Произведением последнего периода творчества Руссо (умер он в 1778 году) была его художественная биография «Исповедь», появившаяся в печати уже после его смерти. «Исповедь» еще раз говорит о доверии Руссо к человеку и требовательности к нему. Чернышевский сказал об «Исповеди»: «Да, прав был этот человек, гордо и смело говоря: каков бы я ни был, но я был одним из лучших людей в мире!»

Л-ра: Литература в школе. – 1962. – № 3. – С. 82-85.

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Жан-Жак Руссо,Jean-Jacques Rousseau,сентиментализм,эпоха Просвещения,критика на творчество Жан-Жака Руссо,критика на произведения Жан-Жака Руссо,скачать критику,скачать бесплатно,французская литература 18 в

md-eksperiment.org

5.1. Осмысление проблемы культуры в работах ж.-ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712—1778) вошел в историю как крупнейший представитель французского Просвещения. Его по праву считают одним из главных идеологов Великой французской буржуазной ре-

126

Теория культуры

5. Культурологические воззрения представителей европейского Просвещения

волюции, духовным отцом деятелей Конвента 1793 г., среди кото-pbjx были Робеспьер, Сент-Жюст, де Мулен, Дантон, талантливым педагогом, создавшим просвещенческую теорию воспитания, мора­листом, крупным писателем, драматургом, правоведом. Обосновав принцип естественного равенства людей и создав концепцию «общественного договора», Руссо вместе с Гоббсом и Локком зало­жил теоретические основы буржуазной демократии, восторжество­вавшей на протяжении последующих двух столетий в большинстве стран мира. Нет сомнения в том, что без работ Руссо не могли бы появиться ни знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» — первая в истории человечества конституция, ни «Билль о правах», ставший основой конституции Соединенных Штатов Америки, ни «Русская правда» Пестеля, которую декабристы рассматривали в качестве основного закона для будущей республиканской России.

Руссо родился в семье женевского часовщика, что дало ему возможность впоследствии получить швейцарское гражданство во время вынужденной эмиграции из Франции, где он подвергся го­нениям за публикацию своих работ. Относительно детства и юно­сти Руссо известно очень мало. О событиях тех лет можно судить только по скупым сведениям, что содержатся в его «Исповеди», на­писанной им в зрелые годы. Если опираться на этот биографиче­ский источник, то можно сказать, что детство и юность Руссо не были безоблачными. Он рано узнал нужду, и ему пришлось прило­жить огромные усилия для того, чтобы стать образованным челове­ком. Рано покинув отчий дом, он многие годы провел в скитаниях, меняя места жительства и виды занятий. Ему пришлось быть лаке­ем, переплетчиком, музыкантом. Одно время он состоял на службе в качестве домашнего учителя в семье Г. Мабли, который вошел в историю европейской общественно-политической мысли в качестве одного из видных представителей утопического коммунизма XVIII в. Все эти годы Руссо много читает, постепенно предуготовляя себя к занятиям философией, в чем он видел свое призвание.

В двадцатилетнем возрасте Руссо приезжает в Париж, где слу­чай сводит его с Дидро и д’Аламбером, которые привлекают его к работе над издаваемой ими «Энциклопедией». Но вскоре по идей­ным соображениям Руссо расходится с энциклопедистами, зани­мавшими более умеренные позиции в ряде принципиальных вопро­сов, чем Руссо, который, выйдя из низов и испив полной мерой чашу унижений, выпавшую на долю образованного плебея, мыслил более радикально.

В это же время он начинает заниматься литературным трудом. Первую известность Руссо приносит трактат «Рассуждение, способст­вовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», опубли­кованный по решению Дижонской Академии наук, присудившей Рус­со первую премию за этот труд на ежегодно устраиваемом конкурсе (книга была издана в 1750 г.). Затем в свет выходят трактаты «О при­чинах неравенства между людьми» (1754 г.), «Новая Элоиза», «Об об­щественном договоре», «Эмиль, или о воспитании» (все изданы в

  1. г.). Имя Руссо становится широко известным европейскому чита­телю, который с нетерпением ждет выхода новых работ французского мыслителя. Однако вскоре фортуна поворачивается к Руссо спиной. В

  2. г. по приговору Парижского парламента производится публичное сожжение «Эмиля» как безнравственной книги, преисполненной ереси и хулы на католическую церковь. На Руссо обрушиваются преследова­ния королевских властей, и, спасаясь от ареста и заключения в Басти­лию, он бежит в Женеву, откуда через год по приглашению знамени­того английского философа Юма перебирается в Англию. Однако вскоре после идейной размолвки с Юмом, Руссо возвращается в Же­неву, где и проводит остаток дней. Здесь он пишет свою знаменитую «Исповедь», о которой Робеспьер в письме к создателю этого произве­дения писал: «Твоя удивительная «Исповедь», эта откровенная и сме­лая эманация самой чистой души будет рассматриваться потомками не столько как произведение искусства, сколько чудо добродетели»2. «Исповедь» стала последний книгой, созданной гениальным француз­ским мыслителем. Умер Руссо в нищете и одиночестве, забытый теми, кого он любил и перед кем преклонялся, но не забытый его идейными противниками. После свержения монархии во Франции якобинцы перенесли его прах в Пантеон, однако в первый же месяц Реставрации останки Руссо вместе с останками Вольтера, с которым он полемизи­ровал всю свою сознательную жизнь, были изъяты из Пантеона. И только в годы Второй республики они были возвращены на прежне место, где прах Руссо покоится и сегодня среди останков величайших людей Франции.

Руссо создано множество литературных, философских и эстети­ческих трудов. Но из всего его богатого идейного наследия для культурологов представляют интерес три работы: уже упоминав­шийся трактат, получивший премию Дижонской Академии; «Письмо к д’Аламберу о зрелищах» и «Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыке». Именно в них Жан-Жак Руссо де­монстрирует примеры применения культурологического подхода, выступая в роли критика западноевропейской цивилизации, хоро-

128

Теория культуры

5. Культурологические воззрения представителей европейского Просвещения

шо видящего всю противоречивость движения человеческого обще­ства по пути прогресса. Значение этих работ для теоретической культурологии трудно переоценить, достаточно сказать, что на них опирались такие выдающиеся представителями философской мыс­ли, как Кант, Гегель, Шиллер, братья А. и Ф. Шлегели, Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Хейзинга и многие другие, внесшие ве­сомый вклад в осмысление кризиса европейской культуры.

Критикуя западноевропейскую цивилизацию, Руссо противопос­тавляет испорченности и моральной развращенности так называе­мых «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, нахо­дящихся на патриархальной стадии развития. В этом он идет по стопам Монтеня, который в своих «Опытах» возводил на пьедестал «естественного человека», живущего в гармонии с природой и не затронутого тлетворным влиянием цивилизации. Руссо пишет:

Теперь, когда изысканность и утонченный вкус свели искусство нравиться к определенным правилам, в наших нравах воцарилось пошлое и обманчивое однообразие, и кажется, что все умы отлиты по одному образцу. Вежливость предъявляет бесконечные требова­ния, приличия повелевают; люди постоянно следуют обычаю, а не собственному разуму и не смеют казаться тем, что они есть на са­мом деле. Покоряясь этому вечному принуждению, люди, образую­щие то стадо, которое называется обществом, будучи поставленные в одинаковые условия, совершают одинаковые поступки, если их не удерживают от этого более сильные побуждения. Поэтому никогда не узнаешь наверное, с кем имеешь дело, и, чтобы узнать друг друга, нужно дождаться крупных событий… Какая вереница пороков сопро­вождает эту неуверенность! Нет ни искренней дружбы, ни настояще­го уважения, ни полного доверия, и под однообразной и вероломной маской вежливости, под этой хваленой учтивостью, которой мы обязаны просвещению нашего времени, скрываются подозрения, опасения, не­доверие, холодность, задние мысли, ненависть и предательство3.

Причину сложившегося печального положения вещей Руссо ви­дит прежде всего в развитии науки, которое, по его мнению, самым негативным образом воздействует на умы. С его точки зрения, именно развращающее влияние науки стало причиной гибели еги­петской и греческой цивилизаций, падения Рима и Константино­поля. Подтверждение правильности своей позиции Руссо находит в рассуждениях Сократа, к авторитету которого он неоднократно апеллирует по ходу изложения своих мыслей. Обращается он и к работам древних римлян периода республики, в частности, к трудам Катона, который обличал греческую ученость, видя в ней причину

падения гражданских добродетелей. Приговор, который выносит Руссо, таков:

Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук ребенка своего опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом, от которого она вас охраняет, и трудность изучения составляет одно из немалых ее благодеяний. Люди испорчены, но они стали бы еще ху­же, если бы имели несчастье родиться учеными…4.

Многознание, считает Руссо, следуя за ходом мысли библей­ского пророка Экклезиаста, не научает, а тот, кто умножает знание, умножает скорбь. Более того, истина в науке достигается ценой множества заблуждений, во сто крат превышающих пользу от этих истин. Поэтому не удивительно, что «роскошь, развращенность и рабство во все времена становились возмездием за наше надменное стремление выйти из счастливого невежества, на которое нас об­рекла вечная Мудрость»5.

Столь же негативно относится Руссо и к искусствам, считая, что их воздействие самым отрицательным образом сказывается на общест­венной морали. Особенно гневные филиппики Руссо направлены на театр, который, с его точки зрения, является подлинным рассадником дурных нравов. В своем «Письме к д’Аламберу» Руссо пишет:

Возьмем французскую комедию в ее наиболее совершенных об­разцах… Но кто будет спорить против того, что театр самого Моль­ера, чьими талантами я восхищаюсь больше всех, представляет со­бой целую школу пороков и дурных нравов, более опасную, чем книги, которые специально ставят задачу им научить. Величайшая его забота состоит в том, чтобы высмеивать доброту и простодушие и вызывать сочувствие к тем, на чьей стороне хитрость и ложь: у него честные люди только болтают, а порочные действуют, и чаще всего — с блестящим успехом…. Всмотритесь в комическое начало у этого ав­тора: вы всегда обнаружите, что двигателем комического у него яв­ляется порочная натура, а предметом — врожденные недостатки, что хитрость одного казнит простоту другого и что дураки становятся жертвою злых. И хотя это слишком верно, если говорить о свете, от­сюда не следует, что нужно было выводить это на театре с видом одобрения, как бы подталкивая вероломных людей посмеяться над чистосердечием честных, объявив его глупостью».

Менее опасной, с точки зрения развращающего влияния на обще­ственные нравы, является трагедия, но и к ней Руссо относится с не­доверием. Подозрительность Руссо вызывает тот факт, что далеко не

I Теория культуры

130

Теория культуры

5. Культурологические воззрения представителей европейского Просвещения

всегда средствами трагедии восхваляются герои, могущие служить об­разцами добродетели. Законы данного жанра, считает Руссо, часто вы­водят героев за рамки общепринятых норм морали, следовательно, они не могут служить примером для тех, кто стремится жить в соот­ветствии с нравственными императивами. К тому же гипертрофиро­ванные чувства, надуманные коллизии, красивые жесты, которыми так богата драма, весьма далеки от жизни и не могут вдохновлять обычных людей, особенно из «третьего сословия», которые живут будничными заботами и далеко не титаническими страстями. Осуждая культ герои­ки на театральной сцене, требуя правдоподобного изображения жизни в пьесах, выносимых на суд зрителей, Руссо превозносит домашнюю сторону человеческой жизни, считая, что показ обыденного в его луч­ших образцах должен стать главной задачей театра как института, ока­зывающего огромное воздействие на умы и настроения граждан.

Руссо ставит под сомнение облагораживающее воздействие не толь­ко театра, но и других видов искусства, провидчески замечая, что ис­кусство всегда было спутником роскоши и в силу этой тесной связи всегда стремилось прежде всего удовлетворять духовные потребности сильных мира сего. «Редко бывает, — пишет он, — чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее»7. Искусство, ставящее свой целью ублажение богатых, не толь­ко не нужно, но и, по его мнению, не имеет права на существование, ибо в нем нет ценности эстетического в силу подчиненности вкусов художника далеко несовершенным вкусам заказчика.

Идея развращающего влияния роскоши красной нитью прохо­дит через все труды Руссо, который именно в ней видел конечную причину всех тех несчастий, которые подстерегают как отдельного индивида, так и весь человеческий род на его трудном пути. Тот, кто стремится к роскоши, ставит перед собой ложную цель, ибо наслаждение тонкими винами, изысканными кушаниями, комфор­том, считает он, есть только одна (и далеко не главная) предпосыл­ка обретения человеческого счастья.

Руссо разводит понятия роскоши и богатства. Страна, где 9/10 прозябают в нищете, а только 1/10 блаженствует в роскоши, по его мнению, не может быть процветающей.

Я знаю, — пишет он, что наша философия, щедрая на странные максимы, утверждает вопреки вековому опыту, — что роскошь при­дает государству блеск; но забыв о необходимости законов против роскоши, осмелится ли она отрицать ту истину, что добрые нравы содействуют прочности государства и что роскошь с добрыми нра­вами несовместима. Если признать, что роскошь является верным

признаком богатства, что она даже в некотором смысле содействует умножению его, то какой вывод можно сделать из этого парадокса, столь достойного нашего времени? И во что обратится добродетель, если люди будут поставлены перед необходимостью обогащаться во что бы то ни стало?8

Отсюда вывод — увеличение общественного богатства не есть увеличение богатства, которым обладает отдельный индивид.

Руссо неприемлет тот моральный климат, который установился в современном ему обществе. Дух наживы, быстрого и неправед­ного обогащения органически чужд ему. Он с презрением отно­сится к тем, кто исповедует культ денег и не способен возвы­ситься до понимания своего долга перед самим собой и своими согражданами.

Древние политики, — с горечью отмечает Руссо, — беспристра­стно говорили о нравах и добродетелях. Наши говорят лишь о тор­говле и деньгах. Один скажет вам, сколько человек стоит в данной стране… другой, следуя этому счету, найдет такие страны, где он ни­чего не стоит, а то и такие, где он стоит меньше чем ничего. Они расценивают людей как стадо скотов. По их мнению, каждый чело­век представляет для государства известную ценность в качестве по­требителя9.

Вывод французского мыслителя таков — государство, погрязшее в торгашестве и обогащении, стремящееся к роскоши, обречено на поражение в столкновении со своими воинственными соседями, ибо сибаритствующие граждане в принципе не способны противо­стоять тем, кто цель своей жизни видит в совершенствовании тела и духа. Пример тому Римская империя, которая, поглотив практи­чески все богатства мира, стала добычей людей, не знавших, что такое комфорт, изнеженные Афины, завоеванные лакедемонянами, и, естественно, Сибарис, погибший из-за того, что его жители, знавшие цену роскоши, не знали, что такое воинская доблесть и были не способны отстоять честь и достоинство своей родины.

Обращаясь к состоянию современного ему общества, Руссо подвергает критике не только духовные, но и его экономические основы. С его точки зрения, главная причина всех недостатков — это социальное неравенство и лежащая в его основе частная собствен­ность. Он пишет:

Первый, кто, огородив участок земли, сказал: это мое, и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истин-

132

Теория культуры

ным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких несчастий и ужасов избавил бы людской род тот, кто крикнул бы подобным себе, вырывая колья и засыпая ров: берегитесь слушать этого обманщика, вы погибли, если забуде­те, что продукты принадлежат всем, а земля никому •

Экономика, функционирующая не ради блага всех, а ради полу­чения доходов немногих, с точки зрения Руссо, абсурдна, ибо под­рывает общество изнутри, порождая неравенство И, как следствие, ненависть бедных к богатым.

Таким образом, Руссо дает некую социальную анатомию запад­ной цивилизации, критически осмысливая процессы происходящие во всех сферах жизни общества от экономики до искусства. Он по­казывает противоречивость общественного прогресса, в результате которого происходит не только приобщение к благам цивилизации широкого круга людей, еще недавно живших патриархальной жиз­нью, но и растет нищета и богатство на различных полюсах, увели­чивается отчуждение человека от самого себя и результатов своего труда. В этом и состоит значение Руссо как культуролога, который одним из первых, заметив пороки просвещенческого проекта, вы­ступил с предупреждением об опасности развития человечества по пути научной и технической рациональности.

Некоторые рассуждения Руссо могут показаться наивными, не­которые недостаточно обоснованными. В ряде мест Руссо противо­речит сам себе, отстаивая, например, те тезисы, которые он с пылом опровергал несколько ранее. Однако противоречивость взглядов Рус­со есть следствие противоречивости той эпохи, в которой жил и тво­рил французский мыслитель. В то же время следует сказать, что в лучших своих произведениях Руссо демонстрирует незаурядный дар провидца, выходя далеко за границы тех возможностей, которыми располагала наука его времени. Его труды обладают, без преувеличе­ния, непреходящей значимостью, и есть все основания считать их частью «золотого фонда» теоретической культурологии-

studfiles.net

Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо

3 Конкретные взгляды на культуру

Жан-Жак Руссо вошел в историю французского Просвещения как своеобразный, оригинальный мыслитель, способствовавший пробуждению и подготовки Франции XVIII века к антифеодальной революции. Это ясно осознавал и сам Руссо. Достаточно сослаться на его «Исповедь», в которой на склоне лет он не без гордости писал, что славу писателя-демократа принесли ему не столько литературно-художественные произведения, сколько «Общественный договор». Политическим установлениям этого трактата Руссо, по его словам, готов был посвятить всю свою жизнь: «В этом произведении я видел венец своей славы».

В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей», говоря о неотчетливости грани, отделяющей справедливую власть от произвола, Руссо писал: «Восстание, приводящее к умерщвлению или свержению с престола какого-нибудь султана, – акт настолько же правомерный, как и те, которые он совершал накануне, распоряжаясь жизнью и имуществом своих подданных. Одна только сила служила ему опорой, сила его и ниспровергла. Идею законности революционного переворота Руссо формулирует в «Общественном договоре» словами о том, что народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и «вернуть себе свободу», отнятую тем или иным деспотом. Только воля народа, по мнению Руссо, вправе создавать законы и устанавливать правительства. Народ, создавая государство, должен подчинить ему частные интересы, поддерживать равенство граждан, препятствовать возникновению имущественного неравенства.

С отношением Руссо к историческому прогрессу был тесно связан его взгляд на роль науки и искусства в жизни общества. В «Рассуждении о науках и искусствах» и в «Письме к Д’Аламберу» он высказывает мысль, что развитие наук и искусств, представляющих собой, по его мнению, лишь лживые развлечения привилегированной знати, способствуют ухудшению нравов.

Эстетический критерий Руссо – это верховенство чувств и близость к природе, это прославление ее созданий и, прежде всего, главного творения природы – человека. Основу художественного творчества Руссо представляют переживания и поступки, страдания и любовь простых людей, причем он противопоставляет их персонажам, жившим в атмосфере эгоизма и разврата. Так например, в поучительном романе «Юлия, или Новая Элоиза» любовь и идиллия природы противопоставлены ложной культуре и цивилизации. Здесь подробно изложена история большой любви разночинца Сен-Пре и Юлии, богатой аристократки. Но эта нежная и чистая любовь, пройдя через глубокие переживания, завершилась несчастьем. Юлия по воле отца и вследствие сословных традиций вынуждена была вступить в брак с нелюбимым человеком. В этом художественно-лирическом романе с большой силой подчеркнута мысль, что в условиях цивилизации с ее сословными привилегиями и пороками молодые люди, которым природа все дала для счастья, рискуют быть оскорбленными и униженными в своих личных благородных чувствах. Более того, в этом обществе, по рассуждению Руссо, господствующим принципом чаще всего являются не добродетель, а цивилизованное зло.

В романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо изложил свои педагогические взгляды, теснейшим образом связанные со всей его идейной концепцией. Основная мысль педагогической теории Руссо выражена в изречении, ставшем знаменитым: «Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится под руками человека». В соответствии с этим положением Руссо считает, что задача педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию прекрасных естественных свойств человека. Обязательным условием воспитания Руссо считает трудовую деятельность – обучение ремеслу, сельскому хозяйству. Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны прежде всего владеть самим собою.

Разносторонние художественные интересы Руссо находили выход и в музыкальной критике. Питая глубокие симпатии к итальянской музыке, он принял горячее участие в большом споре, завязавшемся между сторонниками итальянской и французской музыки. В замечательных обзорах Руссо смело высказывался против пошлой французской аристократической театральщины; он решительно отстаивал достоинства и преимущества итальянской музыки – ее глубокую выразительность, смелость модуляций, мягкость языка.

Руссо питал большое почтение и к венской классической школе. Он высоко ценил музыкальное творчество Кристофа Глюка. И это имело свои основания. Музыка Глюка отличалась своей простотой, правдивостью, гражданской доблестью.

Не будучи профессиональным музыкантом, Руссо много и упорно работал в области теории музыки. Академик Б. В. Асафьев, говоря о роли Руссо в развитии музыкальной культуры, назвал его «проницательнейшим мыслителем и чутким музыкантом, угадавшим своевременность наступления эры городской демократической песенно-романсной лирики». Статьи Руссо о музыке были собраны и изданы в 1767 году в сборнике «Музыкальный словарь».

В своих философских воззрениях Руссо исходил из основного принципа: «Нет ничего в интеллекте, чего бы не было и в чувствах». В теории познания он стоял на позициях сенсуализма. В чувствованиях (ощущениях, восприятиях) Руссо видел подлинную основу знания и психологических способностей человека. Более того, он истолковывал сенсуализм как некое всеобъемлющее явление, руководящее физическими и духовными состояниями человека, хотя и признавал врожденность нравственных идей – принципов добродетели и справедливости. Разум, по мнению Руссо, чаще всего открывает дорогу к ошибкам и заблуждениям. Только чувства способны давать верное, исчерпывающее знание. Наши первые учителя философии, – заявлял Руссо, – наши ноги, руки, наши глаза. Мышление же вторично по своему происхождению, – это своего рода искусство, приобретаемое человеком, «оно дается ему, пожалуй, еще труднее, нежели другие искусства… Размышления часто приводит к тому, что человек вступает в сделку с совестью и подыскивает оправдание своим неблаговидным поступкам».

Вывод

Знакомство с мировой культурой – неотъемлемая часть интеллектуального потенциала нас, нынешних студентов, тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально-экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.

Из многих имен, которые были предоставлены для написания реферата, я выбрал имя великого французского просветителя по нескольким причинам. Во-первых, раньше слышал о нем чуть ли не больше всех остальных, а знал о нем чуть ли не меньше всех. Во-вторых, было интересно узнать о мыслях и образе жизни и деятельности человека, который жил во времена Екатерины II, и соотнести это с жизнью России того времени (как известно, идеи политики «просвещенного абсолютизма» были привиты Екатерине европейской философией просвещения).

Не скажу, что реферат писать было легко. Этому тоже есть несколько причин. Первая из них – многогранность, сложность натуры и, по моему мнению, противоречивость Руссо (с одной стороны – в его высказываниях, с другой – в его поступках). «Наука и искусство обязаны своим происхождением нашим порокам»,– пишет Руссо в «Рассуждении о науках и искусствах» и в то же время сам создает произведения искусства. Но скорее всего в слова «наука» и «искусство» он вкладывал другой смысл, имея в виду определенные науки и определенные искусства.

Другая трудность в написании реферата заключалась в том, что я пользовался литературой советского периода, и очень мешали восприятию ее идеологизация. В меньше степени это было выражено в книге А. Т. Дворцова, в большей – в учебнике по истории французской литературы: чувствовался какой-то перебор, субъективизм в личных суждениях авторов о Руссо.

Лев Толстой, по его собственному признанию, с ранних лет и до старости испытывал благотворное влияние Руссо. Так, в письме к Б. Бувье, председателю Общества Жан-Жака Руссо в Женеве, от 7 марта 1905 года, Толстой писал: «Руссо был моим учителем с 15-летнего возраста. Руссо и Евангелие – два самые сильные и благотворные влияния на всю мою жизнь. Руссо не стареет. Совсем недавно мне пришлось перечитать некоторые из его произведений, и я испытал то же чувство подъема духа и восхищения, которое я испытывал, читая его в ранней молодости».

…После таких слов невольно хочется обратиться к творчеству великого французского просветителя.

Литература

1. Верцман И. Жан-Жак Руссо. Изд.второе, перераб. и дополн. М., «Худож. лит.», 1976, 310 с.

2. Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо.– М.: Наука, 1980, 112 с.

3. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

4. Черневич М. Н., Штейн А. Л., Яхонтова М. А. История французской литературы. М.:Издательство «Просвещение», 1965, 639 с.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *